Кухонные полотенца

всегда должны быть сухими, чистыми; естественно, что для этого их надо менять почаще.

Для чайной и обеденной посуды следует иметь отдельные полотенца.

Полотенце, которым вытирают детскую посуду, нельзя употреблять для общей посуды.

СОБЛЮДАЯ ЭТИ ПРАВИЛА, ВЫ СОЗДАДИТЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН РОС ЗДОРОВЫМ И КРЕПКИМ. ПОМНИТЕ, ЧТО ЧИСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.

щелкните, и изображение увеличитсяОтчего дети плохо едят

Н. Р. ЭЙГЕС

Много огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит у детей. Между тем именно от родителей во многом зависит, чтобы у ребенка был хороший аппетит. Плохим аппетитом страдают дети большей частью в тех семьях, где не соблюдаются определенные часы кормления.

Легко «перебить» у ребенка аппетит, если давать ему перед едой сладости. Между тем родители нередко дают детям незадолго до приема пищи то конфету, то печенье, то стакан молока. Конечно, ребенок после этого не сможет есть с аппетитом за столом.

Часто можно наблюдать, как мать, идя с ребенком с рынка или из магазина, сует ему в руку кусок хлеба, яблоко, печенье, баранку, конфету. Такая еда негигиенична и непременно испортит аппетит. Ребенок ест без аппетита, если его посадили за стол тотчас после того, как он много бегал и резвился. Успокоившись, ребенок начинает есть нормально.

щелкните, и изображение увеличится

Ни в коем случае
НЕ КОРМИТЬ НАСИЛЬНО.
НЕ ОТВЛЕКАТЬ ОТ ЕДЫ РАЗГОВОРАМИ, ЧТЕНИЕМ, ИГРОЙ НЕ КОРМИТЬ РЕБЕНКА НА ХОДУ.
НЕ ПРИМЕНЯТЬ ПООЩРЕНИЙ ЗА СЪЕДЕННОЕ, УГРОЗ И НАКАЗАНИЙ ЗА НЕСЪЕДЕННОЕ.
НЕ РАЗВИВАТЬ ЖАДНОСТЬ, ЗАСТАВЛЯЯ ЕСТЬ, ЛИШЬ БЫ НЕ ДОСТАЛОСЬ ДРУГОМУ РЕБЕНКУ
НЕ ОБНАРУЖИВАТЬ СВОЕГО ВОЛНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ОТКАЗА РЕБЕНКА ОТ ЕДЫ.
Поощряйте
ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ
СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА УЧАСТВОВАТЬ В СЕРВИРОВКЕ И УБОРКЕ СТОЛА.

щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится

Не разрешайте
РАЗМАЗЫВАТЬ ПИЩУ ПО ТАРЕЛКЕ. ВОДИТЬ РУКАМИ ПО СТОЛУ. РАЗДВИГАТЬ ТАРЕЛКИ, ИГРАТЬ ЛОЖКОЙ.
ПРОБОВАТЬ ТРЕТЬЕ БЛЮДО (СЛАДКОЕ), ПОКА НЕ СЪЕДЕНЫ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ БЛЮДА.
ВЫХОДЯ ИЗ-ЗА СТОЛА, БРАТЬ С СОБОЙ ЕДУ.
ВСТАВАТЬ ИЗ-ЗА СТОЛА, НЕ ОКОНЧИВ ЕДЫ И БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
Приучайте
ПЕРЕД ЕДОЙ ТЩАТЕЛЬНО МЫТЬ РУКИ. ЖЕВАТЬ ПИЩУ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ. КУШАТЬ ТОЛЬКО ЗА СТОЛОМ.
ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛОЖКОЙ, ВИЛКОЙ И НОЖОМ.
ВСТАВАЯ ИЗ-ЗА СТОЛА, ОСМОТРЕТЬ СВОЕ МЕСТО, НЕ ПРОЛИТО ЛИ, НЕ ОСТАВЛЕНЫ ЛИ КРОШКИ.
ОКОНЧИВ ЕДУ, ЗАДВИНУТЬ СТУЛ И ПОБЛАГОДАРИТЬ

щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится

Обязательно
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.
ТОЧНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СОВЕТОВ ВРАЧА. СВОЕВРЕМЕННО НАЧАТЬ ПРИКОРМ.
КОРМЛЕНИЕ ПРОВОДИТЬ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЧАСЫ.
НОВЫЕ БЛЮДА ВВОДИТЬ ПОСТЕПЕННО, НО СИСТЕМАТИЧЕСКИ И НАСТОЙЧИВО.
РАЗНООБРАЗИТЬ БЛЮДА, СЧИТАЯСЬ ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ СО ВКУСОМ РЕБЕНКА.
ВЗРОСЛЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ ДЕТЯМ ПРИМЕР АККУРАТНОЙ ЕДЫ.
Помните
ДЕТЯМ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ ИЗ ОБЩЕЙ ТАРЕЛКИ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБЩЕЙ ЧАШКОЙ И ЛОЖКОЙ.
УПАВШУЮ НА ПОЛ ПИЩУ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ. ТАК КАК ОНА ЗАГРЯЗНЕНА.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЕСТЬ ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИХ ВЫМЫТЬ.

щелкните, и изображение увеличится

Разного рода сильные переживания не только неприятного характера, но и приятные могут привести к снижению аппетита. Болевые ощущения, обида, огорчения отражаются на нервной системе, вызывают различные расстройства, а в связи с этим ухудшение аппетита. Очень часто даже приятные и интересные занятия, если ими злоупотребляют, вызывают общее утомление, даже переутомление и потерю у ребенка аппетита.

Обычно еда связана у ребенка с приятными переживаниями. Уже самое приготовление к приему пищи способствует появлению аппетита. Ребенок должен вымыть руки, достать нагрудник, сесть на постоянное, удобное место за столом.

Другое дело, если обед для ребенка связан с неприятными переживаниями. Так бывает, например, когда его принуждают есть. В таких случаях у ребенка вырабатывается отрицательное отношение ко всей обстановке, связанной с процессом еды. И нередко аппетит пропадает при одном напоминании о еде.

Особенно важно разнообразить пищу детей. Однообразная пища перенасыщает организм каким-либо питательным веществом, и, естественно, организм относится к нему отрицательно. Если ребенка в течение длительного времени кормить одним каким-либо блюдом в обильном количестве, у ребенка надолго пропадает аппетит к нему. Не раз приходилось наблюдать детей, которые в результате переедания в течение ряда лет питают отвращение к блинам, яйцам и т. п. Любимое блюдо или лакомство, если им злоупотребляют, перестает быть любимым, «приедается». В таких случаях очень важно правильно подбирать блюда, исключая надоевшие и вводя новые, в результате чего аппетит быстро восстанавливается. Если же стараются сломить «упрямство» ребенка и продолжают кормить его однообразной пищей, то редко удается добиться желаемого результата.

В жаркое время года у большинства здоровых детей аппетит обычно снижается. Особенно заметно это при переезде детей из северных областей на юг. Жара вызывает повышенную жажду, сопровождающуюся большей частью пониженным аппетитом, в особенности к жирной пище. Под влиянием перегревания уменьшается выделение пищеварительных соков. Поэтому настойчивое кормление детей в жаркие месяцы, не считаясь с состоянием ребенка, может привести к острым расстройствам пищеварения.

В жаркие дни детям следует гулять в прохладном, тенистом месте, а перед едой полезно искупать ребенка или сделать ему обливание. Чрезвычайно полезны для маленьких детей игры у тазов с водой, куда кладут резиновые и целлулоидные игрушки — все эти мероприятия способствуют закалке ребенка, хорошему сну, аппетиту и жизнерадостному настроению.

Плохой аппетит у детей может быть вызван воспалительными процессами в носу и носоглотке, а также глистами, малярией, болезнями почек, ушей, туберкулезом, повышенной возбудимостью нервной системы, часто повторяющимися ангинами и пр. Родители должны внимательно следить за состоянием здоровья ребенка, точно придерживаться советов врача не только во время его болезни, но и когда он здоров. Но есть дети — большей частью это нервные дети,— у которых во время еды выделяется мало слюны, они с трудом едят плотную пищу (запеканки, сухие котлеты, без подливки); таким детям надо сухую пищу поливать жидкой подливкой или давать запивать соком от компота, жидким киселем или даже просто теплой водой — тогда они охотно все съедят.

Плохо едят дети, которые мало бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми. Родители часто забывают, что гимнастические упражнения, к которым надо приучать ребенка уже с 4—6 месяцев жизни, способствуют не только укреплению мышечной системы, органов дыхания, кровообращения, но и пищеварению. Необходимо приучать ребенка спать в комнате с открытой форточкой—все это закаляет его и возбуждает аппетит.

За едой ребенок должен быть совершенно спокоен; ничто не должно раздражать или отвлекать его. Нужно всячески способствовать тому, чтобы ребенок ел сосредоточенно. Маленького ребенка, который сам еще не умеет пользоваться ложкой, следует кормить медленно, спокойно, ждать, пока он прожует, проглотит пищу и, открыв рот, потянется к ложке. Если ребенку поспешно суют ложку за ложкой в рот, то он отворачивается, раздражается, начинает бояться ложки.

Возбуждению аппетита ребенка способствует самостоятельное пользование ложкой, вилкой — он начинает есть значительно охотнее. С 1,5 лет ребенка надо приучать самостоятельно пользоваться ложкой, а с 3 лет — и вилкой.

Легко возбудимые дети отвлекаются всем, что они видят вокруг, и не могут сосредоточиться на еде. За столом они много болтают, вскакивают и убегают, не окончив есть. Таких детей надо кормить в спокойной обстановке. Родители часто делают большую ошибку, стараясь как-нибудь «заговорить» ребенка, развлечь его игрой, лишь бы он ел.

Дети замечают тревожное отношение родителей к их плохому аппетиту, и тогда они заставляют взрослых показывать за едой картинки, рассказывать сказки, включать радио, даже танцевать,

Нередко взрослые так ведут себя во время кормления, что сами становятся виновниками ухудшения аппетита у детей, и кормление превращается в сложную и утомительную процедуру.

Все попытки развлечь ребенка во время еды не ведут ни к чему хорошему: ребенок не приобретает аппетита, а лишь привыкает есть, не замечая пищи. Но для хорошего переваривания и усвоения пищи нужно, чтобы вид пищи, ее запах вызывали выделение соответствующими железами слюны и желудочного сока.

Иногда родители прибегают к угрозам и наказаниям, заставляя съесть всю порцию, или обещают ребенку награду за съеденный суп или котлету. Все это вредно отражается на характере ребенка. Он начинает пользоваться таким отношением родителей, чтобы добиться исполнения своих прихотей.

Ни в коем случае нельзя кормить детей насильно, чтобы не вызвать у ребенка рвоты. Только от одного вида пищи у ребенка могут быть рвотные движения. Отучать от этого бывает очень трудно. Взрослые должны быть сдержанны во время кормления ребенка. Если ребенок ест самостоятельно, лучше отойти и издали наблюдать за ним.

Следует отметить, что дети, которые воспитываются в яслях, детских садах, очень редко страдают отсутствием аппетита. И часто родители бывают крайне удивлены, когда их ребенок дома отказывается от еды, несмотря ни на какие старания родителей, а в детском саду отлично ест. Это объясняется правильной организацией кормления в детском саду. Новая обстановка, коллектив других детей хорошо влияют на ребенка и он ест охотнее.

Таким образом, ухудшение аппетита у ребенка может быть результатом разнообразных причин, как связанных с состоянием самого ребенка, так и зависящих от окружающих условий.

Чтобы предупредить ухудшение аппетита, необходимо тщательно соблюдать все правила ухода за ребенком, строго соблюдать установленный распорядок дня, не допуская срывов его. Каждая мать должна знать, что у ребенка бывает плохой аппетит, если она нарушает правила, которые мы помещаем на этих страницах.

Только при правильном воспитании ребенка можно выработать у него полезные привычки.

Полезные привычки и навыки

Е.А. НИКОЛАЕВА

 «Я сам»

В жизни ребенка наступает тот возраст, когда почти по всякому поводу он категорически заявляет: «Я сам!»

Он хочет сам умыться, одеться, достать игрушку.

Терпеливо и внимательно вы следите за тем, как, пыхтя, покраснев от усилий, он пытается засунуть ножку в ботинок, незаметно помогаете ему. Когда, наконец, после долгой возни он показывает свои обутые ножки и с восторгом говорит «я сам», вы разделяете с ним радость его первой победы.

Но вы с опаской относитесь к желанию ребенка самостоятельно есть суп. Вас беспокоит, что он может обжечься, залить скатерть, испортить платье и т. д.

Возможно, вы не ошибаетесь, и ложка супа, крепко зажатая в маленьком кулачке, зальет скатерть и платье. Однако обжигаться вовсе не обязательно. Наливая суп или подавая второе, надо следить, чтобы пища была не очень горячей.

Едва достигнув семи — восьми месяцев, ребенок стремится к самостоятельности во время еды: он хватает ложку, чашку, стакан. Эту самостоятельность надо всячески поощрять, так как, проявляя самостоятельность, активность за столом, ребенок ест с большим аппетитом.

щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится

ЭТОТ МАЛЬЧИК ПО УТРАМ
ОБУВАТЬСЯ МОЖЕТ САМ.

МОЖЕМ ПИТЬ ИЗ ЧАШКИ САМИ,
ВЗЯВ ЕЕ ДВУМЯ РУКАМИ.

С восьми месяцев можно давать ребенку в руки корочку хлеба или сухарик. Хлеб надо отрезать маленькими кусочками, чтобы было удобно откусывать и чтобы хлеб не крошился. С девяти месяцев ребенка следует приучать пить из чашки. Вначале молоко наливают в чашку до половины или на одну треть. Обхватив чашку обеими руками, ребенок подносит ее ко рту, а мать тем временем помогает ему, придерживая чашку за донышко.

Пока ребенок совсем мал, мать кормит его, держа на руках, но уже в этот период надо во время кормления придать окружающей обстановке опрятный и привлекательный вид. Все, начиная от вашего платья (лучше хлопчатобумажного, чтобы его было легче стирать) и кончая ложкой и тарелкой, должно быть чистым и по возможности красивым.

Даже самый маленький ребенок умеет отличить красивую, понравившуюся ему чашку, тянется к тарелке с забавным рисунком и с особенным удовольствием и аппетитом ест из нее. Конечно, посуда должна быть не только красивой, но и удобной, легкой, устойчивой и гигиеничной.

Накрывая стол для ребенка, надо расстелить салфетку, поставить мелкую тарелку, перед ней чашку, а справа от тарелки положить ложку. Аккуратно сложенную салфетку кладут с левой стороны тарелки. После еды нужно аккуратно вытереть ребенку рот салфеткой. Тогда в дальнейшем ребенок привыкнет самостоятельно пользоваться ею.

Во время кормления следует поддерживать на столе полный порядок: пролитый суп или кисель сразу вытирать, воспитывая тем самым у ребенка привычку к чистоте и порядку во время еды.

Чтобы защитить от загрязнения платье ребенка, пользуются нагрудником с завязочкой, сшитым из мягкой, но плотной ткани или из клеенки. Нагрудник из клеенки хорош тем, что после употребления его можно мыть щеткой с мылом. Наиболее удобен фасон нагрудника с карманчиком. Перед кормлением мать должна обязательно вымыть руки себе и ребенку.

Кормить маленького ребенка за столом надо отдельно от взрослых. Если ребенка кормят за сбщим столом, он тянется за той пищей, которую ему нельзя есть, сам отвлекается от еды и мешает другим.

Когда ребенок уже может самостоятельно сидеть, удобнее для взрослого и полезнее для ребенка во время кормления сажать его не на колени, а на высокий стул с боковыми загородками.

Как научить ребенка пользоваться ложкой и вилкой

Нагрудник с корманом

Каждая мать легко может сшить для ребенка нагрудник с карманом. Для этого возьмите тонкую клеенку размером 20см х 34 см, сверху сделайте вырез для шейки, снизу двойной загиб шириной 5 см; таким образом, длина нагрудника будет 24 см, ширина 20 см. В загиб снизу вставьте кусочек картона, чтобы карманчик чуть оттопырился. Сбоку загиб с одной стороны зашейте. При мойке нагрудника картонку вынимайте.

Такой нагрудник удобен тем, что крошки и жидкость попадают в карманчик, а платье ребенка остается сухим и чистым. Нагрудник с карманчиком легко сполоснуть или вытереть тряпкой.

Постепенно и систематически надо учить ребенка, как следует есть и пить, правильно держать себя за столом. На первых порах надо научить его держать ложку. Для этого ребенку дают в руку чайную ложку и приучают набирать на нее кашу. В это же время можно докармливать ребенка со второй ложки. Во время кормления следите, чтобы он держал ложку в правой руке. Когда ребенок научится сам есть кашу, ему можно давать самостоятельно есть суп, что нередко способствует улучшению аппетита.

Справившись с этой не слишком легкой для него задачей, маленький ребенок начнет с успехом овладевать другими общепринятыми правилами поведения за столом.

Вначале допускается, чтобы ребенок держал ложку, сжимая ее в кулачке. В 1,5—2 года надо приучать его держать ложку чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами—большим, указательным и средним. Когда ребенок овладеет этим приемом, приучайте его правильно зачерпывать пищу, подносить ложку ко рту не сужающейся частью, а боковой стороной. Вовремя подсказывайте ребенку, чтобы он не засовывал ложку в широко раскрытый рот и не засасывал кончика ложки.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье. Приучайте также ребенка, накалывая пищу вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать содержимое тарелки на скатерть и платье.

Вполне удобно есть вилкой, а не ложкой, омлет, яичницу, нежидкие каши, овощи, котлеты, гарниры. К этому следует приучать и потому, что обычно, когда подают второе блюдо, ложка со стола уже убрана. В особенности надо следить за тем, чтобы ребенок не заменял вилку ножом, так как это неудобно, некрасиво и опасно.

Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать нож в правой руке. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.

Не нарезайте ребенку и приучайте его самого не нарезать всю пищу сразу. Пусть он отрезает следующий кусочек после того, как предыдущий съеден. Иначе нарезанное кушанье быстро охлаждается и становится невкусным. Порцию еды, полагающуюся на данное кормление, нужно класть на тарелку сразу и приучать ребенка съедать все без остатка.

Следует приучить ребенка после еды складывать ложку, вилку и нож только на свою тарелку, а не на скатерть, чашку щелкните, и изображение увеличитсяставить на блюдце, салфетку, аккуратно сложив, класть рядом с тарелкой. Встав из-за стола, ребенок должен задвинуть стул, на котором сидел, осмотреть свое место, не пролито ли, не оставлены ли крошки, и поблагодарить.

Когда ребенок ест уже самостоятельно, надо сделать ему отдельный низкий столик и стул. Столик можно покрыть клеенкой или покрасить целиком масляной краской. Перед едой столик надо покрыть салфеткой. В центре можно поставить вазочку с букетом живых цветов, они придают столу нарядный и привлекательный вид. Вазочка для цветов не должна быть высокой, а букет — слишком пышным.

На столик ставят мелкую тарелку, справа от нее кладут ложку, слева — вилку. Ложка и вилка должны лежать вогнутой стороной вверх. Несколько тоненьких ломтиков хлеба кладут на маленькую пирожковую тарелочку, которую ставят рядом с вилкой. На эту тарелочку можно положить пирожок или гренки, если они входят в меню обеда. Слева от мелкой тарелки — салфетка, сложенная треугольником или заправленная в кольцо. Если за столиком обедают двое — трое детей, то каждая салфетка должна иметь именное кольцо или какую-нибудь другую метку. Салфетка может быть из ткани и должна часто стираться. Очень удобны и гигиеничны бумажные салфетки.

Глубокие тарелки подаются на стол уже с налитым супом. Перед вторым блюдом убирают со стола глубокие тарелки, а перед сладким со стола убирают всю посуду и приборы, оставляя только вазочку с цветами и фрукты.

Специальной щеточкой сметают со стола крошки в совочек и ставят на стол тарелочки и приборы для сладкого.

Ребенка 3—4 лет можно сажать за общий стол. С того дня, когда вы решили, что малыш будет обедать со взрослыми, отведите для него определенное место за столом и не меняйте этого места. Удобнее всего посадить ребенка рядом с матерью, по левую руку от нее, так как обычно справа от хозяйки дома ставят суповую миску, чайник, кофейник, самовар. Не забудьте также позаботиться о том, чтобы стул, на котором сидит ребенок, был достаточно высоким, иначе ему будет неудобно есть.

щелкните, и изображение увеличитсяПод прибор ребенка за общим столом нужно подложить небольшую клеенку, прикрыв ее сверху салфеткой. К тому времени, когда мать сажает ребенка за стол, он должен уже научиться правильно обращаться с ложкой и вилкой и приобрести элементарные навыки поведения за столом, уметь есть опрятно.

Особенно бережно ребенок относится к чистоте и порядку за столом, если он сам принимает участие в его сервировке. Неприятно нарушать порядок, который сам только что создал, и поэтому ребенок станет особенно внимательно следить за тем, чтобы не пролить суп, не разбросать хлебные крошки, не положить использованные ложку и вилку на скатерть.

Чрезвычайно важно, чтобы взрослые показывали детям пример аккуратной еды.

Помощь, которую ребенок оказывает матери в домашнем хозяйстве, кроме внимательного и заботливого отношения к окружающим, прививает ребенку любовь к порядку и чистоте, воспитывает необходимые и полезные трудовые навыки. Одной из таких домашних обязанностей, выполнение которой вполне доступно ребенку четырехлетнего возраста, является сервировка стола.

Вначале малыш будет приносить свою тарелку, правильно класть около нее ложку и вилку, придвигать свой стул, помогать принести салфетки и т. п., а затем он научится и самостоятельно накрывать стол и убирать со стола.

Отправить на печатьОтправить на печать