УПП

Цитата момента



Мало, чтобы гора свалилась с плеч. Важно, чтобы она еще придавила соседа!
Да?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет ничего страшнее тоски вечности! Вечность — это Ад!.. Рай и Ад, в сущности, одно и тоже — вечность. И главная задача религии — научить человека по-разному относиться к Вечности. Либо как к Раю, либо как к Аду. Это уже зависит от внутренних способностей человека…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Придумай вопрос

ИГРА 29 (с 8 лет)

Цели:

Когда дети в рамках какой-нибудь темы учатся задавать хорошие вопросы, они нередко так сильно проникаются этой темой, что пытаются сами найти ответы на волнующие их вопросы, залезая для этого в энциклопедии или обращаясь за советом к старшим.

Данная игра привлекает внимание детей к искусству задавать вопросы. Вы можете использовать ее снова и снова — в каждой новой теме. Выберите тематику, соответствующую уровню детей, и отнеситесь серьезно к каждому их вопросу, а не только к тем, которые действительно сложны и требуют размышлений. Кроме того, объясните им, что в жизни умение задавать хорошие вопросы, по меньшей мере, столь же важно, как и умение находить правильные ответы.

Инструкция:

Сегодня я хочу задать вам несколько вопросов:

— Кто из вас хотел бы стать учителем?

— А кто из вас хотел бы стать исследователем?

— Вам хотелось бы иметь лошадь?

— Вы хотели бы иметь дома собаку?

— Кто из вас хотел бы быть вопросом?

— Кто из вас хотел бы быть ответом?

Я хочу попробовать поиграть с вами в игру, которая называется «Придумай вопрос». Вопросы — это своеобразные инструменты, с помощью которых мы можем лучше узнать других людей, открыть для себя их интересы и желания.

Но с помощью вопросов мы можем также глубже узнавать и самих себя, можем учиться лучше понимать окружающий нас мир. Я сейчас дам вам ключевое слово и посмотрю, сколько вопросов к этому ключевому слову вы сможете придумать. Итак, первое ключевое слово — хлеб. Называйте вопросы, которые приходят вам в голову, а я буду записывать их на доске.

Другими важными ключевыми словами для младших школьников могут быть следующие: солнце, вода, воздух, тело, друзья, родители, работа, музыка, велосипед, сон и т.д. Позднее обсудите с детьми, какие вопросы оказались для них особенно интересными. Эти вопросы можно потом специально исследовать и обсуждать. Есть еще один замечательный вариант этой игры. Принесите в класс несколько интересных фотографий, пробуждающих детское любопытство. Это могут быть фотографии, ярко передающие чувства изображенных на них людей, или же снимки каких-то интересных ситуаций. Попросите детей сформулировать вопросы, которые они хотели бы задать изображенным на фотоснимках людям.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе придумывать интересные вопросы?

— Почему вопросы так важны?

— Какой важный вопрос тебя сейчас особенно волнует?

— Как бы ты сам ответил на свои вопросы?

— Для ответов на какие вопросы тебе нужны другие люди?

— Кто в нашем классе задает больше всего вопросов?

— Бывают ли «запрещенные» вопросы?

— Кто в твоей семье задает больше всего вопросов?

Странные вопросы — странные ответы

ИГРА 30 (с 10 лет)

Цели:

Здесь идет речь не об «умных» вопросах, как в игре «Придумай вопрос», а о фантастических, отчасти даже сюрреалистических вопросах. В буквальном смысле это — невозможные вопросы, поскольку они не укладываются в рамки представления о возможном и иногда противоречат законам природы. Их огромное достоинство состоит в том, что они создают атмосферу удивления и дарят радость от самого процесса задавания вопросов. Начните с нескольких предлагаемых здесь вопросов и попросите детей дать на них как можно более интересные ответы. После этого дети смогут сами придумывать странные вопросы и изобретать странные ответы на них. Для того чтобы как-то упорядочить этот творческий хаос, Вы можете предложить детям задавать вопросы по определенной теме. Таковыми могут быть, например, история, развлечения, спорт, питание, риск, здоровье, окружающая среда и т.д.

Инструкция:

Я хочу предложить вам поиграть в игру «Странные вопросы — странные ответы». Сначала я задам вам пару необычных, странных вопросов, а вы попытаетесь придумать к ним такие же странные ответы. Смысл этой игры состоит, главным образом, в том, что мы сталкиваемся с вещами, о которых никогда не слышали и никогда не думали, и которые при этом бывают временами очень удивительными и интересными. Потом вы сами сможете придумывать странные вопросы.

Первый странный вопрос, который я хочу вам задать, будет вот какой: «Чего бы тебе хотелось больше: присутствовать при сотворении мира и написать об этом репортаж, или же пережить конец света и написать о нем?» Какие ответы приходят вам в голову?

Вот еще странные вопросы:

— Чем бы ты предпочел быть: идущей рукой, поющей ногой или бегущей головой?

— Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?

— Кем бы ты хотел быть: ученым, который нашел лекарство от СПИДа; ученым, который покончил с голодом на всей Земле; ученым, придумавшим новый язык, на котором может говорить каждый человек в мире?

— Как бы ты хотел пройти по жизни: как Т, как Н или как В?

— С кем бы ты хотел провести целый день: с Борисом Николаевичем Ельциным, с группой «Лицей» или с Евгением Кафельниковым?

— Тебе надо выбрать возраст, в котором ты проживешь всю оставшуюся жизнь. Какой возраст ты выберешь?

— Каков вкус денег?

— Как звучит солнечный свет? А как звучит лунный свет?

— Кем бы ты предпочел быть: полосками зебры, бородавками жабы или рогом носорога?

— Как тебя никому нельзя называть: глупым, безобразным или нечестным?

— Согласишься ли ты прожить на пять лет меньше, если за это ты станешь необычайно красивым и привлекательным?

— Хочешь ли ты съесть таблетку, которая даст тебе возможность дожить до 250 лет?

— Если бы ты смог изменить свой класс, ты сделал бы всех умнее, красивее или нежнее и заботливее?

Анализ упражнения:

— Тебе больше нравится придумывать странные вопросы или странные ответы?

— Какой из странных вопросов понравился тебе больше всех?

— Какой из странных ответов тебе больше всего понравился?

— Понравилась ли тебе эта игра?

Правда и ложь

ИГРА 31 (с 10 лет)

Цели:

Это очень интересное занятие, в ходе которого дети могут лучше узнать друг друга. Оно особенно хорошо подходит для начала учебного года, когда начинается новый этап жизни, поскольку дает детям возможность узнать друг друга глубже и с разных сторон. Кроме того, эта игра заставляет задуматься об истине, лжи, заблуждении. Каждый ребенок может проверить, насколько реалистично он может оценить других детей.

Инструкция:

Сядьте, образуя круг. Представьте себе, что все мы выпили волшебный напиток. Когда кто-нибудь его выпьет, он обязательно должен два раза сказать правду и один раз соврать. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас сказал о себе три вещи, две из которых были бы правдой, а одна ложью. Остальные должны попробовать отличить одно от другого. Сначала буду говорить я…

Покажите детям на своем примере, что речь не должна идти о чем-то поверхностном или формальном. Потом дайте им возможность угадать, какие Ваши утверждения были правдивыми, а какое ложным. Подождите со своим ответом до тех пор, пока все желающие не получат возможность высказать свою догадку. Потом передайте слово своему соседу справа или слева.

Анализ упражнения:

— О ком ты узнал что-то новое?

— Удавалось ли тебе обычно заметить, какие высказывания были ложью?

— Трудно ли тебе было угадывать где правда, а где ложь?

— Что ты выигрываешь, когда говоришь правду о себе?

Глава 3. Навыки учения

Эстафета хороших известий

ИГРА 32 (с 6 лет)

Цели:

Нередко в начале учебного дня (или недели) дети не могут сосредоточиться, а их мысли блуждают где-то далеко. Этой разогревающей игрой можно начинать рабочий день (неделю), легко мобилизуя внимание детей. Она помогает детям сосредоточиться на конкретном вопросе и получить от этого удовольствие. Вы можете предлагать темы для обмена новостями, задавая исходный вопрос, не забывая при этом, что вопрос всегда должен быть позитивно окрашен.

Материалы: Теннисный мячик.

Инструкция:

Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т.е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

Проследите за тем, чтобы никто из детей не был пропущен, и, если группа большая, чтобы дети не говорили слишком долго.

Варианты вопросов:

— Кто за последнее время доставил тебе большое удовольствие?

— От кого вы в последнее время слышали что-нибудь интересное?

— Кем ты сейчас восхищаешься?

— Какую проблему тебе удалось недавно решить?

— Какую особенно красивую мелодию довелось тебе услышать в последнее время?

Эту разогревающую игру Вы можете связать и с учебной программой: «Расскажи, что тебе больше всего понравилось из того, что мы на прошлой неделе изучали по истории?»

Прочисти мозги!

ИГРА 33 (с 10 лет)

Цели:

Предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько различных задач:

— создает веселое настроение в классе

— дает детям возможность немного подвигаться

— создает в группе то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников.

Инструкция:

Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому… Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз — два, раз — два! Влево — вправо, влево — вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.

Принц-на-цыпочках

ИГРА 34 (с 6 лет)

Цели:

Это еще один шуточный ритуал, который можно использовать довольно часто, и от многократного повторения он только выигрывает. Этот ритуал служит для того, чтобы вернуть не в меру расшалившийся класс к сосредоточенности и спокойствию.

Инструкция:

Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царят спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц-на-цыпочках (Принцесса-на-цыпочках). Тихими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент Принц-на-цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

Разбуди дух

ИГРА 35 (с 6 лет)

Цели:

Этот ритуал поможет детям взбодриться и сосредоточиться. Он замечательно подходит для начала учебного дня. Кроме того, он усиливает чувство общности.

Инструкция:

Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Я буду считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять», ваши руки будут подняты вверх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками и дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет становиться ваш дух. Обратите, пожалуйста, внимание, в каком положении будут находиться ваши руки на тот или иной счет. Готовы? Начали! (Выполняйте это упражнение вместе с детьми, считая громко и медленно от 1 до 10.)

Теперь давайте посмотрим, смогли ли вы заметить, где находились ваши руки на тот или иной счет. Я буду называть цифру, а вы поднимайте руки до соответствующего положения.

Предложите для примера два-три положения рук, пока у Вас не будет впечатления, что все дети поняли, что от них требуется. Скорее всего, Вам уже не понадобится выполнять движения вместе с ними. Затем роль ведущего смогут взять на себя по очереди сами дети, при этом ведущие должны будут выполнять движения вместе со всеми.

Радуга

ИГРА 36 (с 9 лет)

Цели:

Это прекрасный коллективный ритуал — он освежает детей, улучшает настроение, укрепляет их уверенность в себе и стимулирует готовность к общению. Он оказывает на группу весьма благотворное тонизирующее воздействие, так необходимое перед каким-нибудь тестом или контрольной работой.

Инструкция:

Конечно же, все вы не один раз видели радугу. Может ли кто-нибудь из вас назвать все цвета радуги? Запомните простое предложение, с помощью которого вы легко сможете назвать все цвета радуги и порядок их следования, потому что первые буквы слов этого предложения совпадают с первыми буквами названий цветов радуги. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Запомнить очень легко: Каждый — Красный, Охотник — Оранжевый, Желает — Желтый… Кто из вас может продолжить? Замечательно! А может кто-нибудь мне сказать, как пахнет воздух в то время, когда на небе мы наблюдаем радугу?

Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.

Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чудный аромат… (15 секунд.)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него… Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд.)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему… (15 секунд.)

Цвет окружающего нас воздуха снова изменился… Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат… (15 секунд.)

Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве… (15 секунд.)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду… (15 секунд.)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады… (15 секунд.)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете. Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Король школы

ИГРА 37 (с 9 лет)

Цели:

Эта игра позволяет детям занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут придумать новые правила, по которым они хотели бы жить в школе. Вполне вероятно, что эта игра сможет дать импульс к созданию каких-либо новых правил в классе.

Материалы: Большие листы бумаги и фломастеры или карандаши каждому ребенку.

Инструкция:

Представь себе, что ты — король или королева, а школа — твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые законы, которые кажутся тебе разумными. Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и запиши список своих правил. Затем возьми большой лист бумаги и перепиши на него эти правила крупными буквами, как будто ты объявляешь их всему королевству. Если хочешь, можешь этот большой лист как-нибудь украсить. (20 минут.)

Теперь вы все можете встать и походить по комнате. Пусть каждый покажет свою работу остальным. Поинтересуйся, нравятся ли ребятам твои правила и выберут ли они тебя королем (или королевой) школы — навсегда или хотя бы на две недели. (10 минут.)

Анализ упражнения:

— Какое из твоих собственных правил кажется тебе особенно важным?

— Понравилось ли тебе чье-то другое правило?

— Как были созданы нынешние школьные правила?

— С каким из школьных или классных правил ты не согласен?

— Кого ты хотел бы видеть королем (королевой) школы или королем (королевой) класса?

Кнут и пряник

ИГРА 38 (с 8 лет)

Цели:

Здесь группа получает возможность задуматься над вопросом, касающимся отношения к нарушению правил. При этом игра предоставляет простор для выражения самых разных индивидуальных позиций.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция:

Представьте себе, что Любовь Ивановна Милосер-дова — это очень-очень терпеливая и милая учительница. Она никогда не наказывает своих учеников. Она считает наказания вредными и ненужными. В отличие от нее, Варвара Львовна Крутова — учительница очень строгая, и за малейшее нарушение она сразу назначает наказание. Она верит, что ученики лучше придерживаются правил, если знают, что в противном случае им придется иметь дело с неприятными для них последствиями.

Мы все отличаемся друг от друга. Можете ли вы мне сказать, какая учительница вам нравится больше: Любовь Ивановна или Варвара Львовна? Почему? А может ли школьный учитель быть по отношению к своим ученикам всегда только строгим или только добрым? Почему?

Я сейчас поставлю в ряд десять стульев. Предположим, что на первом стуле, крайнем слева, сидит Любовь Ивановна — воплощение доброты и терпения. А последний, десятый, стул, крайний справа, занимает Варвара Львовна — образец строгости и дисциплины. Перед вами — своеобразная шкала, показывающая различные типы обращения учителя со своими учениками. Крайние места занимают Любовь Ивановна и Варвара Львовна. Строгость на этой шкале возрастает слева направо, а доброта — справа налево. Всем понятно? А сейчас вам надо будет показать мне, какого типа обращение было бы для каждого из вас наиболее предпочтительным. (Когда дети подойдут к выбранным стульям, дайте им возможность сказать, почему они хотели бы видеть по отношению к себе именно такую меру строгости или снисходительности. Если хотите, поинтересуйтесь, какой стул, по мнению детей, наиболее подходит Вам.)

А теперь снова возвращайтесь на свои места. Сейчас мы мысленно перепрыгнем на много лет вперед, в будущее…

Представьте себе, что вы уже взрослые, и у вас есть свои дети, или что кто-то из вас стал учителем, и сам работает в школе. Так вот, ваши дети или ученики не делают того, о чем вы их просите… Придумайте и запишите серьезную или шуточную историю о том, что может произойти в этом случае. Или просто изобразите все это на рисунке. Возможно, вам захочется показать два разных варианта того, что вы будете делать в такой ситуации. Попытайтесь изобразить как хороший, так и плохой вариант.

Анализ упражнения:

— Какие правила ты должен обязательно соблюдать дома?

— Что делают твои родители, когда ты нарушаешь какие-то важные правила или взаимные договоренности?

— Извиняешься ли ты, нарушая правила?

— Каковы наиболее важные правила нашего класса?

— Какое из правил класса является самым важным для тебя?

— Что может произойти, когда твои знакомые нарушают правила уличного движения?

— Какое из правил уличного движения наиболее важно для тебя?

— Что ты делаешь для того, чтобы побудить других людей соблюдать правила?

Новые школьные правила

ИГРА 39 (с 9 лет.)

Цели:

Эта игра дает ребятам возможность сначала придумать в малых группах шуточные и даже абсурдные правила для школы, чтобы потом предложить одно или два действительно серьезных правила.

Материалы: Бумага и карандаши для групп из 2-3 человек.

Инструкция:

Считает ли кто-нибудь из вас, что учителям и ученикам можно разрешить ездить по коридорам школы на роликах? Вы хотите, чтобы учителям разрешалось говорить в школе только после 10 часов? Понравилось ли бы вам, если по понедельникам было бы запрещено приходить в школу в одежде синего цвета?

Объединитесь в группы по два-три человека и напишите примерно десяток шуточных правил для школы — таких, над которыми вы сами можете посмеяться. Затем возьмите другой листок бумаги и напишите на нем два правила, которые действительно могли бы помочь школе, классу или вам лично. Возможно, вам удастся написать небольшое совместное послание директору школы, обосновывающее предполагаемые вами правила. (20 минут.)

Теперь покажите свои шуточные и серьезные правила остальным и спросите их, что они об этом думают. Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержит большинство ребят вашего класса.

— Какое правило кажется тебе самым смешным?

— Какое из предложенных правил кажется тебе самым важным?

— Считаешь ли ты, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?

— Имеешь ли ты возможность участвовать в принятии решений в классе?



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 171