Н.Ф. Овчинников. Новый взгляд на мышление
Ростов-на-Дону,
РостИздат 2008
Не рекомендуется читать основной текст книги, не прорешав предлагаемые ниже задачи. Чтобы понять механизмы мышления, описанные в книге, надо разобраться на собственном примере, как происходит процесс мышления.
Предлагаемые далее задачи разбиты на несколько групп. В каждой группе подход к поиску решения одинаков. Если будет решена одна задача из группы, это поможет в решении аналогичных задач. К задачам имеется система подсказок. Благодаря подсказкам почти все задачи сможет решить любой. Но начинать стоит самостоятельно. Полезно делать записи при решении. Попытайтесь проанализировать, понять собственный механизм мышления. В конце есть контрольные ответы ко всем задачам. Большинство задач взято из материалов по методике изобретательства, и контрольные ответы – только одна из возможных версий решения. Даже если вам ясен ответ, все равно просмотрите систему подсказок. Это важный компонент теории мышления. Задачи самой разной сложности. Легкие задачи даны, чтобы на простых примерах понять принцип. В некоторых сложных задачах к заданному контрольному ответу без подсказки едва ли можно прийти. Смысл этих задач – дать читателю возможность исследовать свои процессы мышления, а не проверять способности к их решению. Наиболее легкие задачи отмечены звездочкой. Если после 1 подсказки сразу не пришли идеи, можно отложить обдумывание на некоторое время. Идея потом все-таки может прийти.
Задачи 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.6, 3.1, 4.2, 4.4, 4.9, 5.2, 6.1, 6.4, взяты из книги Г. С. Альтшуллер, «Алгоритм изобретения», М., "Московский рабочий",
С задачами 4.5, 5.3, 6.3 я ознакомился в Ростовском общественном институте патентоведения на курсах по методике изобретательства.
ЗАДАЧИ
1 группа
Задача 1.1. Из 6 целых спичек сложить 4 треугольника со стороной равной 1 спичке.
Задача 1.2. (Задача Д.Пойа) Буквы латинского алфавита распределены на несколько групп. По какому принципу?
A M T U V W Y
B C D E K
N S Z
H I O X
F G J L P Q R
Задача 1.3. * При сборке шарошечных долот (инструмента для бурения скважин) возникает такая задача: на вал надо установить долото, представляющее собой металлическое кольцо, в котором закреплены зубчатые элементы долота. Между этим кольцом и валом должны быть ролики, как в роликовом подшипнике. По старому способу ролики прикрепляли солидолом как клеем к валу и тогда надевали долото. Способ плох тем, что рабочие пачкались солидолом, ранили руки, попадавшимися в нем железными стружками. Надо предложить лучший вариант сборки.
Задача 1.4. При бурении скважин важно контролировать момент разрушения бурового инструмента - долот. Предложите возможные способы.
Задача 1.5. При промышленной чистке рыбы внутренности удаляли механическими скребками. При этом могло происходить повреждение тушки. Предложите другие варианты удаления внутренностей.
Задача 1.6.* При транспортировке по трубопроводу взвеси железной руды в воде ее частицы истирают задвижку, регулирующую поток. Как можно улучшить ситуацию?
Задача 1.7. Учительница во втором классе дала ученику у доски определенное задание. Учительница говорит: «восемь», ученик пишет: «шесть»; учительница говорит: «семь», ученик пишет: «четыре»; учительница говорит: «два», ученик пишет: «три». Какое задание дала учительница?
Задача 1.8. Автолюбители для противокоррозионной обработки автомобилей применяют ручные насосы-опрыскиватели растений (например, ОГ-2). Но распыляет он воду, керосин и другие невязкие жидкости. А масло – нет. Можно подогреть масло и оно станет менее вязким, но это выведет из строя насос. Можно добавить в масло растворители, но это тоже выведет из строя насос. Как быть?
Задача 1.9.* Если бы был создан универсальный растворитель, то как его можно было бы хранить?
2 группа
Задача 2.1.* При транспортировке зимой по железной дороге сыпучих грузов, например, песка, они могут смерзаться. Особенно в случае перевозок с юга на север. Это усложняет разгрузку вагонов. Что можете предложить?
Задача 2.2. Иногда затонувшие суда бывают глубоко погружены в ил, что мешает их подъему. Как можно облегчить подъем таких судов?
Задача 2.3. Как можно было улучшить бронезащиту танков эпохи второй мировой войны не утежеляя броню?
Задача 2.4. В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллингенский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах без решеток. Когда проектировали зоопарк, возникла проблема: как обезопасить зрителей от хищных зверей - леопардов, львов, тигров?
Традиционное решение: выкопать ров. Понятно, что ров нужен широкий, его ширина должна быть не менее
Задача 2.5. Говорят: «Ломать – не строить». Однако, снести старый дом порой не легче, чем соорудить новый. Приходится прибегать к «чугунной бабе», взрывчатке и прочим грубым способам. Это долго и создает много шума.
А если дом из железобетона, и тем более, из предварительно напряженного бетона, то хлопот точно не оберешься. Но может, есть способы более эффективные, чем «чугунная баба»? Попробуем придумать?!
3 группа
Задача 3.1. Оптические стекла полируют с помощью вращающегося диска из дерева или пластмассы, под который подают струю воды со взвешенным абразивом. Но скорость процесса ограничена перегревом. Как можно усовершенствовать процесс полирования?
Задача 3.2. При разработке космического корабля для посадки на Луну необходимо было создать мощную осветительную лампу. Но испытания показали, что во всех предложенных конструкциях при ударе, имитирующем посадку, происходит разгерметизация лампы по линии крепления стеклянного баллона к металлу цоколя. И тут инженер Бабакин предложил….Что предложил Бабакин?
Задача 3.3. При разработке систем корабельной артиллерии в начале 20 века было замечено, что если снаряд вначале попадает не на закаленную сторону броневого листа, а с противоположной стороны с достаточно мягкой сталью, то он нормально пробивает броню. При попадании на закаленную сторону снаряд сам разлетался на куски, а броню не пробивал. Но на кораблях противника закаленная сторона снаружи. Адмирал Макаров предложил…Что предложил адмирал Макаров?
4 группа
Задача 4.1. Даны 4 точки:
Как можно соединить их тремя прямыми так, чтобы кончить там, где начали?
Задача 4.2.* Как лучше окрашивать внутреннюю поверхность труб?
Задача 4.3. Для фильтрования взвесей в промышленности применяют центрифуги. Они представляют собой металлические емкости, чаны, укрепленные на оси, обеспечивающей возможность их вращения в вертикальном положении. В их стенках множество отверстий. Внутри, прижатый к стенкам, матерчатый фильтр в форме мешка. В емкость заливается фильтруемая суспензия, и при вращении под действием центробежных сил, жидкость отфильтровывается, а в емкости, прижатым к фильтру остается осадок. Чтобы его выгрузить, использовали некое подобие ножа, скребка, который при вращении центрифуги отделял осадок от фильтра. При этом скребок иногда прорезал фильтр. Как улучшить процесс выгрузки осадка?
Задача 4.4. При транспортировке нефтепродуктов по трубопроводу выгодно при необходимости перекачивать в разные периоды разные продукты. Но при смене продуктов образуется зона смешивания, и смесь идет в брак. Можно применять твердые механические разделители. Но они не проходят через насосы. Пробовали применять воду, но она все-таки перемешивается с нефтепродуктом, и потом их трудно разделить, смесь приходится выбрасывать. Как можно решить задачу разделения нефтепродуктов?
Задача 4.5. Как можно усовершенствовать уборку картофеля?
Задача 4.6. При снятии гипсовых повязок с мест переломов использовали распиливание. Но при этом можно повредить тело пациента. Как, применяя принцип распиливания, гарантировать больного от повреждения?
Задача 4.7. Даны 4 точки:
Соедините их одной прямой.
Не думайте, что это задача-шутка. Если нет никаких соображений по ней, – начинайте смотреть подсказки.
Задача 4.8.* В стальную деталь запрессовывается стальной шарик. При ремонте необходима разборка. Как обеспечить легкое удаление шарика?
Задача 4.9.* Для очистки деталей от ржавчины используют специальные установки, в которых очищаемые детали вращаются вместе со стальной дробью. Но их стенки быстро истираются. Что вы можете предложить?
Задача 4.10.* При припаивании тонких проводов в серийном производстве встает проблема аккуратной зачистки провода перед пайкой. Зачистка шкуркой, ножом, скребком требует много времени, ведет к обрывам провода. Что можно предложить?
Задача 4.11. Испанские Гранды одержали победу при Павии и взяли в плен французского короля. Им захотелось над поверженным монархом поиздеваться: пусть он войдет в дворцовую залу без головного убора и поклонится им. Но король отказался пойти на это унижение. Тогда Гранды приказали мастерам прибить посредине дверного проема планку. Теперь король не сможет войти в зал, не наклонившись. Что делать королю, чтобы не потерять своего достоинства?
Задача 4.12. В 18 веке на одной из дорог России возникла проблема: посредине дороги оказался огромный камень. Чтобы сдвинуть его с места, надо, было бы, запрячь лошадей 80. Но было известно, что если запрягать более 70 лошадей, они начинали мешать друг другу, и увеличение их числа тяги не увеличивало. Но тут подошел один крестьянин и сказал, что решит проблему вообще небольшим числом лошадей. Как?
Задача 4. 13. Фильтры для горячих дымовых газов часто забиваются. Чтобы их очистить, приходится останавливать все производство. Как можно усовершенствовать очистку фильтров?
5 группа
Задача 5.1.* При массовой запайке ампул с лекарствами возникает проблема: при сильном пламени горелки - перегревается лекарство, при слабом - происходит ненадежная запайка. Что вы можете предложить?
Задача 5.2. Для рыбоводства в прудах очень хорошо было бы насыщать воду кислородом. Но, если это делать как в аквариуме, просто пропуская воздух от компрессора через трубу в пруд, то это не экономично, так как большая часть воздуха не успеет раствориться в воде и вернется в атмосферу. Что можно предложить?
Задача 5.3. Есть такой способ выпаса коров – электроограда. Вместо прочной изгороди навешивают проволоку, на которую подают слабое напряжение. Корова, прикасаясь к такой изгороди, получает легкий удар тока, который ее отпугивает. Но некоторые корову с испугу рвут проволоку. Как можно усовершенствовать эту электроограду?
6 группа
Задача 6.1. Для производства взрывных работ в горном деле необходимо обеспечивать серию взрывов с короткими, но определенными интервалами. Для этого было предложено такое устройство: внутри вакуумированной стеклянной трубки по стенкам имеется группа контактов; для их поочередного замыкания в трубке падает металлический шарик. Недостаток метода: шарик тормозится от трения о контакты, что нарушает точность работы. Как усовершенствовать эту систему так, чтобы трение не мешало? Задача учебная, поэтому изменять основной принцип, макроструктуру системы не надо; решение подразумевает, что остается трубка с контактами и «замыкалка».
Задача 6.2. В металлургии бывает необходимо перевозить расплавленный шлак в ковше. За время перевозки шлак начинает остывать и сверху покрывается твердой коркой, которая мешает его выливать. Приходится вручную ломами раскалывать эту корку. Можно конечно сделать специальную теплоизолирующую крышку. А нельзя ли придумать более простое решение?
Задача 6.3. Необходимо предложить способы подъема судов, затонувших на такой большой глубине, что туда не могут опуститься водолазы, чтобы закрепить понтоны.
Задача 6.4. При испытаниях металлов на коррозионную устойчивость, стержень из исследуемого материала помещают в специальный герметический металлический контейнер. К нему подвешивают груз, в контейнер заливают коррозионную среду и закрывают. Момент разрыва трудно регистрировать из-за коррозионности среды. Предложите надежную систему регистрации разрыва образца.
Первые подсказки ко всем задачам
В 1 группе задач важно оторваться от их узкого, конкретного понимания, совершить восхождение к более общим представлениям, выполнить в явном, осознанном виде операцию дедукции. В качестве помощи может быть использован такой прием: попробуйте сформулировать общее в первых пришедших в голову идеях по задаче и назвать это общее направление поисков, стратегию. Стратегия первых идей обычно шаблонная, тупиковая. Далее надо перейти на более высокий уровень обобщения и искать другую стратегию, сформулировав себе задание на ее поиск по типу «не А», где «А» – первая стратегия.
Во 2 группе важно детально мысленно представить процесс, событие, проанализировать механизм процесса, что мешает достижению цели и каков механизм действия этого препятствия, причинно-следственные связи.
Задачи 3 группы по схеме анализа подобны задачам 2 группы, но по результатам анализа надо оторваться от первичного исходного варианта и изменить структурную организацию.
В 4 группе задач главное – смелое фантазирование, активирование своей способности мечтать, представлять идеальный вариант осуществления цели, первоначально не задумываясь как его достигнуть исходя из данных условий. Надо помнить, что мы интерпретируем условия задачи обычно узко, субъективно. Автоматически, подсознательно подразумеваем ограничения, которых на самом деле задача не содержит. Полезно сформулировать представление об «идеальном конечном результате» (ИКР) с использованием слов «сам», «само», «сама». Можно представить, что у вас в руке волшебная палочка.
5 группа задач похожа на 4, но, в отличие от нее, при формулировке ИКР сразу возникает вроде бы противоречие с некоторыми требованиями условий. На самом деле противоречие это разрешимо, часто путем разделения в пространстве или во времени.
Задачи 6 группы – комплексные. В них надо использовать опыт решения всех предыдущих групп задач.
Вторая подсказка к первым задачам групп
1 задача 1 группы. Спички.
Что это за класс задач?
1, 2, 3 задачи 2 группы.
Каков механизм процесса, где концентрируется препятствие, источник проблемы?
1 задача 3 группы. Полировальник.
Проанализируйте свои первые пришедшие в голову идеи. Разве в условиях есть ограничения на существенные изменения структуры системы?
1 задача 4 группы. 4 точки.
Начните с конца, попытайтесь просто провести, не отрывая руки, три отрезка прямой, чтобы закончить там, где начали.
1 задача 5 группы. Ампулы.
Какие противоречивые требования имеются в задаче?
В 6 группе все задачи разного типа, поэтому здесь даны вторые подсказки ко всем задачам.
1 задача. Замыкалка. Начните анализ с представления о том, в каком случае будет совершенно надежный, идеальный контакт. При этом не бойтесь, что не будет соблюдено одно из условий. То есть сформулируйте идеальное частное решение. Затем сформулируйте второе идеальное частное решение, – в каком случае совершенно не будет трения. Ну а потом попытайтесь разрешить это противоречие как в задачах 3 группы.
2 задача. Шлак. Подумайте об идеальной теплозащите по принципу «сам».
3 задача. Подъем судна. Эта задача имеет несколько интересных решений.
Одно из направлений поиска возникнет, если вы сформулируете цель в общем виде, точнее иерархию понимания цели во все более общем виде.
Другое направление, - если вспомнить о принципе идеальности.
Третий путь – уйти от первичного понимания структурной организации системы.
4 задача. Коррозия. Начните с формулировки иерархии понимания цели во все более общем виде.
Вторые подсказки к другим задачам
1 группа
2 задача. Алфавит. Как назвать объект задачи в более общем виде? Какие применимы способы классификации таких обобщенных объектов?
3 задача. Шарошка и 4 задача. Долото. Как в самом общем виде можно сформулировать требование задачи? Какие возможны другие стратегии решения?
5 задача. Чистка рыбы. Какие принципиально другие стратегии решения (т.е. не с помощью скребков) возможны.
6 задача. Трубопровод с задвижкой. Как сформулировать цель в более общем виде?
7 задача. Учительница в классе. Назовите, о чем в общем виде по вашему первоначальному пониманию говорят учительница и ученик? А можно ли тут подразумевать другое общее понимание?
8 задача. Распыление масла. Какие еще вообще возможны способы снижения вязкости?
9 задача. Универсальный растворитель. При каких условиях вообще любой растворитель перестает растворять?
2 группа
2.2. Судно в иле. Механизм препятствия – удерживание поверхности судна массой прилипшего ила.
2.3. Танк. Механизм пробивания брони кумулятивным снарядом такой: снаряд ударяется о броню, от удара срабатывает взрыватель, а от него потом взрывается основной заряд, который прожигает броню.
2.4. Зоопарк. Механизм прыжка хищников такой: зверь приседает на задних лапах и затем резко ими отталкивается.
2.5. Разрушение железобетонных зданий. Механизм, обеспечивающий прочность ж/б зданий: основа прочности – сжимающее усилие от предварительно растянутой стальной арматурной проволоки. А механизм связи – взаимодействие поверхности проволоки с бетоном.
3 группа
3.2. Лампа Бабакина. Проанализируйте состав система; подумайте, что абсолютно необходимо, а что можно кардинально менять.
3.3. Идея Макарова. Инерция мышления привязывает нас к старому решению. А подумайте, какие элементы системы абсолютно необходимы, какие необязательны, а что-то, может быть, имеет смысл добавить.
4 группа
2 задача. Окраска трубы. Идеал – краска окрашивает сама.
3 задача. Центрифуга. Идеал – центрифуга сама выбрасывает осадок.
4 задача. Нефтепровод. Идеал – разделитель хорошо разделяет, проходит через насосы, а когда надо - исчезает.
5 задача. Картошка. Идеал – картошку мгновенно извлекают с грядки сразу в готовой таре, упаковке.
6 задача. Гипсовая повязка. Пилка движется так, что никогда не может порезать тело. За счет чего это можно обеспечить?
7 задача. 1 прямая через 4 точки. Нарисуйте задачу на листе бумаги. Начните с конца; представьте мысленно прямую и на ней 4 точки.
8 задача. Запрессованный шарик. Шарик сам мгновенно выскакивает, когда это надо. За счет чего это можно обеспечить?
9 задача. Дробеметная установка. Система сама себя защищает.
10 задача. Зачистка провода. Провод подготавливается к пайке без всякого риска повреждения. Примените также подход из задач 1 группы – анализ общих типов решения задачи удаления изоляции. Сформулируйте общее название примененного в исходной задаче типа и назовите принципиально другие типы.
11 задача. Испанцы и король. Идеально не только избежать королю унижения, но еще и оскорбить испанцев.
12 задача. Камень на дороге. Мысленно представьте конечный результат – ровная дорога. От этого и пляшите. Какие вообще могут быть разные пути к тому, чтобы была ровная дорога? Сформулируйте принцип, лежащий в основе известного решения. Сформулируйте принципиально другой путь решения.
13 задача. Фильтр. Идеал - фильтр сам мгновенно разрушается, распадается, разделяется с пылью, когда надо очиститься и сам мгновенно восстанавливается, когда надо включится снова в работу.
5 группа
5.2. Рыба в пруду. Как идеально насыщать воду газом вообще? Это одно идеально-частное решение. Оно кажется не совместимым с конкретными условиями задачи – прудом. Эта несовместимость мнимая. Ее можно разрешить разделением в пространстве.
5.3. Выпас коров. С одной стороны надо, чтобы были провода, от которых коровы получают удар тока. С другой стороны, коровы их рвут. Казалось бы неразрешимое противоречие? А кто сказал, что все должно быть неизменно? Противоречие разрешимо в пространстве. Особенно, если переформулировать ситуацию в более общей форме: « Надо, с одной стороны, чтобы коров как-то било током, а с другой стороны, чтобы нельзя было порвать то, что бьет током».
Третьи подсказки
Даны только к некоторым задачам. Если нет третьей подсказки – смотрите ответ.
6 группа
6.1. Замыкалка. Идеальное частное решение для лучшего контакта – кольцо плотно садящееся на контакты. Идеальное частное решение для отсутствия трения – пролет мимо контактов не касаясь. Как совместить это путем разрешения противоречия в пространстве?
6.3. Судно. Какова цель подъема затонувших судов? Да в большинстве случаев просто на металлолом! Какой путь решения из этого следует?
Другое направление возможных решений – принцип идеальности. Идеально использовать то, что есть – саму воду.
На третий путь наталкивает анализ компонентов и структуры в сочетании с принципом идеальности. Идеально почти ничего не добавлять. Как можно использовать сам корабль, что этому мешает и как можно преодолеть препятствия?
6.4. Сейф. В общем виде цель – получение информации. Какие бывают виды информации вообще? Звуковая, осязательная, обонятельная и визуальная. Остановитесь на визуальной. Как сделать так, чтобы, не вскрывая сейфа и не используя электронику, увидеть снаружи, что внутри груз упал?
Ответы
1.1. Спички. Надо выйти в пространство, построить тетраэдр. Препятствием к решению служит инерционное представление о типовых задачах с треугольниками на плоскости.
1.2. Алфавит. Буквы разделены на группы по типу симметрии. Препятствием к решению служит то, что на объект задачи смотрят как на буквы, а не геометрические объекты вообще.
1.3. Шарошка. Интересное изобретательское решение этой задачи – использовать намагничивание. На вал надевают катушку электромагнита, и ролики притягиваются к валу. Препятствием к решению служит близкая аналогия к ранее известному типу решения – использования какого-то третьего тела.
1.4. Долото. Запатентован метод сигнализации разрушения долота по запаху. В долото монтируется ампула с сильно пахнущим веществом. Препятствием к решению служит типичность применения электронных устройств.
1.5. Чистка рыбы. Запатентован способ удаления внутренностей путем намораживания на охлаждающий элемент. Вероятно, можно предлагать и такой способ, как высасывание вакуумом. Препятствие к решению – распространенность, типичность применения механических средств.
1.6. Трубопровод с железной рудой. Потоком можно управлять с помощью наложения магнитного поля. Препятствием к решению служит концентрация внимания на задвижке как источнике недостатка.
1.7. Учительница. Учительница дала задание считать число букв в словах, обозначающих называемые ею числа. Препятствием к решению служит представление о чисто арифметических значениях чисел.
1.8. Распыление масла. Решение – использовать вспененное масло, что достигается подсасыванием воздуха в насос.
1.9. Универсальный растворитель. Растворители перестают растворять при замораживании. Универсальный растворитель не будет также взаимодействовать со стенками при невесомости.
2.1. Смерзшийся песок. Надо смазывать стенки вагона машинным маслом. Видимо, можно также использовать прокладывание полиэтиленовой пленки. Препятствием служит акцент на смороженности всего массива песка.
2.2. Судно в иле. Между корпусом судна и илом нужна прокладка. Надо врезаться в пристеночное пространство стальными листами.
2.3. Танк. Первое решение было сделано немцами в конце войны. Последние модификации «Тигров» имели две брони. У снаряда, после удара о предброню, срабатывал взрыватель. Но вторая броня была на расстоянии от первой, кумулятивный заряд стрелял с расстояния, и его действие ослаблялось.
2.4. Зоопарк. Надо сделать так, чтобы зверям было трудно далеко прыгнуть. Для этого перед краем небольшого рва делали пониженный участок. Из такой искаженной позиции звери не могли далеко прыгнуть. Возможно, мало кто пришел сам к контрольному ответу. Это не важно. Просто задача демонстрирует общий принцип – полезно детально анализировать механизмы процессов. И какое-то новое понимание проблемы это даст.
2.5. Железобетонный дом. Надо разрушать в первую очередь поверхность раздела металл – бетон. Для этого через арматуру пропускают ток, она разогревается, расширяется, удлиняется и связь с массивом бетона разрушается.
3.1. Полировальник. Изобретательское решение: абразив вмораживают в кусок льда и полируют им. Решению препятствует инерционное представление о составе и структуре системы.
3.2. Лампа Бабакина. Бабакин учел, что на Луне абсолютный вакуум и нет никакой необходимости вообще в использовании стеклянного баллона, а можно просто брать оголенную спираль нити накаливания. Решению препятствует инерционное представление о структуре системы, основанное на известном ранее.
3.3. Идея Макарова. Изменить броню вражеских кораблей нельзя. Значит, надо самим создать необходимые условия там, где мы это можем – в своем снаряде. Макаров предложил делать наконечники снарядов из мягкой стали.
4.1. 4 точки. Если начать работу над задачей с конца, от цели, от конечного результата, то это значит, что вначале надо просто на чистом листе бумаги начать проводить, не отрывая руки, один отрезок прямой за другим, замкнув в конце рисунок. Получится треугольник. Тогда станет ясно, что надо строить треугольник, захватывая все четыре точки, но выйдя за мысленные границы квадрата.
4.2. Окраска труб. Идеальное решение – простая прокачка краски через трубу. Препятствие – инерционное представление о необходимости какого-то подобия кисти.
4.3. Центрифуга. Решение: после окончания фильтрации снизу подается воздух; под его давлением фильтрующая ткань вздувается и выворачивается наизнанку; в результате осадок центробежной силой разбрасывается над центрифугой. А чтобы осадок собирался, у центрифуги сделаны высокие борта.
4.4. Нефтепродукты. Решение: в качестве разделяющей жидкости используется не вода, а сжиженный аммиак. Когда его необходимо отделить от нефтепродуктов, просто уменьшается давление, и он при нормальном давлении превращается в легко отделяющийся газ.
4.5. Картофель. Картошку сразу сажают в сетках.
4.6. Гипс. Внутрь гипсовой повязки сразу при наложении укладывают тонкое ножовочное полотно со стороны тела и зубцами наружу. Когда необходимо снять гипс, его распиливают от тела наружу.
4.7. 4 точки на одной прямой. По условиям задачи никто не запрещал сложить лист бумаги вчетверо так, чтобы все 4 точки оказались на 1 прямой.
4.8. Шарик. Перед запрессовкой шарика в отверстие для него вносят каплю воды. При необходимости разборки деталь нагревают, и вскипевшая вода сама выталкивает шарик.
4.9. Дробеметная установка. Поверхность делают магнитной и ее защищают налипающие шарики.
4.10. Припайка. Решение: изоляцию удаляют погружением в расплавленное олово.
4.11. Испанцы и король. Решение: король, конечно, вынужден был наклониться, но вошел он при этом задом вперед.
4.12. Камень на дороге. Крестьянин выкопал прямо на дороге яму, легко столкнул туда камень небольшим числом лошадей и снова засыпал дорогу грунтом.
5.1. Ампулы. Нижнюю часть ампул погружают в воду.
5.2. Пруд. Воду вначале насыщают кислородом в герметичной камере, а затем выливают в пруд.
5.3. Коровы. Основную электролинию делают выше коров, а с нее свисает множество отдельных кусков провода.
6.1. «Замыкалка». Идеально замыкать контакты может металлическое кольцо, диаметром больше, чем отверстие между контактами. Идеально проскакивать между контактами могут детали с диаметром, меньшим расстояния между контактами. Решение: «замыкалка» делается составной из набора металлических колец, уменьшающегося диаметра, надетых на один стержень. Проскакивая мимо контактов, на каждом из них остается по кольцу.
6.2. Шлак. Теплоизоляцию делают из самого шлака, путем вспенивания поверхностного слоя.
6.3. Судно. Если считать, что цель подъема – металлолом, то затонувшее судно можно просто разбомбить глубинными бомбами, и потом поднимать эти небольшие куски металла, например, грейферными захватами.
Если исходить из идеала «использовать саму воду», то можно подавать к судну по шлангам сжиженный воздух. Оно обрастет вспененным льдом и всплывет.
Если исходить из идеального принципа «использовать само судно», то надо использовать его трюмы. Поскольку трюмы негерметичны, то надо в них закачивать или самополимеризующуюся пену, или шарики из вспененного полимера.
6.4. Сейф. Решение: сам сейф закрепляют в подвешенном сотоянии так, чтобы изменение его центра тяжести вызывало изменение положения самого сейфа; при падении груза после разрыва образца он падает на наклонную плоскость, нарушая центровку. В результате сам сейф изменяет свое положение, сигнализируя о моменте разрыва.
Общие замечания о задачах. Предложенные подсказки не гарантировали ответов. Они только могли помочь. Однако, они показывают, что именно логические рассуждения, воображение, мысленный эксперимент и умение фантазировать являются основными факторами, помогающими в поиске решений, первоначально не очевидных. Все эти мыслительные процессы всегда считались естественным свойством человеческого мышления. Читатели на собственном примере могли убедиться, в какой мере они их используют. Я, на основании опыта преподавания методики изобретательства, когда даются для решения эти задачи, убедился, что в большинстве случаев никто не рассуждает, а перебирает готовые идеи. Эти наблюдения и являются основой данной книги. Основная ее идея в том, что надо различать три типа логики: логику активную, логику пассивную и логику ретроспективную. Обычно сразу выдвигают готовые идеи. Эта генерация готовых идей основана на существующих в подсознательной модели мира готовых структурах знаний. Эти структуры организованы логично, закономерно отражая реальность. Но они отражают реальность по принципу наибольшей вероятности. Поэтому, если знания в данной области у человека шаблонны, то и ответы шаблонны. Это логика пассивная. Когда человек объясняет подобные свои идеи другим или даже потом формулирует мысленно объяснение для себя, он просто воспроизводит ту структуру сильных, очевидных знаний, которая послужила основой автоматической генерации очевидной идеи. Но, объясняя другим, человек излагает идею детально, логически последовательно. Это создает иллюзию, что идея родилась в результате логических рассуждений. Это пример логики ретроспективной. Если же человек осознанно ставит перед собой вопросы: «Как понимать задачу, ее цель и условия в более общем виде?», «В чем причины недостатков и препятствий?», «Каков механизм происходящих процессов?», то это логика активная, и она приводит к новым, не очевидным для решателя, идеям. Как и почему это происходит и рассказывает эта книга.