— Важно, чтобы была материнская забота, внимание и любовь к ребенку, этим мать ограждает и охраняет его. Если при этом и муж хочет ребенка, тогда они вдвоем вполне составляют достаточную защиту для него. Тут уже не важно, что бабушки-дедушки воинствуют. Если же отец против, тогда дело значительно осложняется, начинается внутренний конфликт в душе ребенка еще до его рождения. Это же сказывается и на моменте рождения ребенка.
— Роды на дому и в роддоме. Какая разница?
— В роддоме не всегда бывает исполнено одно важное условие: ребенка должно сразу приложить к груди матери. По исследованиям профессора Аршавского, очень важное значение имеет питание ребенка первые три дня его жизни. Первые три дня у матери не молоко, а особое молочное вещество, которое называется «молозивом». Оно имеет все необходимые питательные вещества в особо насыщенном виде, а так же сугубые активирующие вещества, которые пробуждают в организме ребенка защитные механизмы, нормализуют его внутренний обмен веществ. Обычай отнимать ребенка от груди матери на целых три дня — это сатанинское нововведение, которое придумала советская наука, мотивируя это плохими последствиями молозива для дитя. В действительности совершаемый отрыв ребенка от матери усугубляет и без того катастрофическое переживание новорожденного.
Для большинства детей этим полагается начало внутреннего душевного разрыва с матерью, который особенно проявится после 24 лет. Правда, многие молодые люди не сознают источника этого отторгающего чувства к своей матери и появившегося впоследствии самодостаточного чувства независимости от нее. Но немало матерей знают, что это то самое откровенное охлаждение внимания к ним и к отцам, которое ведет к экстренному отделению молодых в отдельную квартиру, к умножению взаимного непонимания, даже вражды, и в отдельных случаях заканчивается переводом родителей собственными детьми в Дом престарелых. В других случаях (чаще у истеричных девушек и женохарактерных юношей) рождает болезненную привязанность к матери.
В наше время стали появляться родильные дома, в которых ребенка оставляют с матерью и сразу прикладывают к груди. Конечно, лучше рожать в таком роддоме. Кроме того, присутствие опытных акушерок и медицинская помощь немаловажный фактор, особенно при ослабленном организме большинства современных рожениц.
— Сегодня в большинстве роддомов ребенка отнимают от груди матери.
— Да, действительно, большинство роддомов продолжает придерживаться этой традиции. С душевной стороны здесь происходит тяжелый кризис. Потому что новорожденный ребенок сразу же ищет своею душою единения с матерью, а вместо этого его отдают чужой женщине. И в течении двух-трех дней он либо кормится от нее (лучший вариант), либо его кормят искусственно. Самое страшное для новорожденного, что он никакого душевного участия за эти первые три дня жизни в себе не имеет, он как бы брошен в тьму кромешную.
Неудивительно, что после таких родов дети становятся чрезвычайно беспокойными, плаксивыми, душевно неустойчивыми, с разными страстными наклонностями. Фактически, с первых дней пресекается душевное богатство и полнота жизни дитяти. Ведь в эти дни: во время родов, и послеродовое время новорожденный особенно нуждается в глубоком окормлении материнском и отцовском, а вместо этого он оставлен один и получает сразу два стресса — душевный и физиологический. В это время ребенку очень нужна материнская и отцовская молитва. Однако замечено, что большинство мам в это время, по новоначальности своего церковного опыта, потребность в молитве совсем теряют, даже забывают о ней. Проходит несколько месяцев, пока восстановится молитва — близкая к тому, какая была перед родами.
В этом случае очень важно отцовское внимание к ребенку и к матери. Более того — внимание всей родни. Недаром в благочестивых семьях в самый момент родов и в послеродовое время всегда вся родня сугубо молилась, заказывались проскомидии и служились благодарственные молебны. Все это вместе взятое очень сильно поддерживало и дитя и мать.
В завершение этой первой книги по Возрастной Православной Педагогике приведу слова из «Догматического богословия» митрополита Макария о Божием Промысле в жизни человека.
Бог, промышляя о нас:
— дает бытие каждому:
«И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17, 25);
— образует наше тело в утробе матери:
«кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов, 10, 11; Пс. 138, 15);
— дает нам душу:
«Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Ис. 42, 5, Еккл. 12, 7; Зах. 12,1);
— наделяет нас теми или иными свойствами:
«Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь Бог» (Исх. 4, 11; Пс. 93, 9);
— изводит нас на свет из чрева матери:
«Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей, Ты — Бог мой» (Пс 21, 10, 11; 138, 13).
[1] Свт. Феофан Затворник «Путь ко спасению».
[2] В. Лосский «По образу и подобию», М., 1995, стр. 67-68.
[3] Свт. Феофан Затворник, «Путь ко спасению», М.,
[4] Проблема детского воровства — сложная, отдельная тема, требующая подробного рассмотрения. Как правило, дети воруют, подсознательно желая компенсировать какую-то душевную недостачу. Переживание радости от того, что «у меня наконец-то есть, то что по праву должно мне принадлежать» (если украсть удалось) сводит на нет все педагогические попытки объяснить ребенку, что «воровать нехорошо». Таким образом, проблема детского воровства в Нравственной Психологии и Педагогике вполне правомочно сводится к проблеме недостатка любви и душевного внимания со стороны родителей в первые годы жизни, начиная с внутриутробного развития (Прим. Ред.).