УПП

Цитата момента



Чем лучше джип, тем дальше идти за трактором.
А какой вы проходимец?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть универсальная формула достижения любой цели, состоящая из трех шагов:
Первый шаг — трудное необходимо сделать привычным.
Второй шаг — привычное нужно сделать легким.
Третий шаг — легкое следует сделать прекрасным.

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай
Анализ упражнения:

— От кого ты иногда слышишь комплименты?

— Какие комплименты тебе делает папа, а какие мама?

— Какие комплименты тебе доводилось слышать в нашем классе?

— Какой комплимент ты в последний раз слышал от учительницы?

— Говоришь ли ты комплименты самому себе?

— Кому последнему говорил комплимент ты?

— Что лучше: комплименты по поводу внешнего вида или по поводу характера?

— Почему людям нужно постоянно слышать комплименты в свой адрес?

Записки с любовью

ИГРА 63 (с 8 лет)

Цели:

С помощью этого упражнения Вы как учитель сможете создать в классе благоприятную психологическую атмосферу. Вы выражаете детям свое уважение и демонстрируете, что вы замечаете их позитивное поведение и глубоко его цените. Лучше всего проводить это упражнение раз в неделю. Вырежьте для этого из картона различные фигуры — красные яблоки, золотые монеты, зеленые листья, майских жуков и так далее. Каждый ребенок будет получать один раз в неделю такой цветной символ с кратким письменным комплиментом. ("Спасибо, что ты постоянно поддерживал школьную доску в прекрасном состоянии", "Молодец! Твоя парта каждый день выглядит чистой и аккуратной", "Ура! Твое сочинение мне чрезвычайно понравилось", "Отлично! Твое рукоделие просто прекрасно".)

Делайте ученикам сюрпризы с помощью этих приятных записок, подкладывая их им на парты, в карман, в портфель — туда, где они обязательно вскоре их обнаружат. Дети будут необычайно рады таким приятным находкам и будут проводить в их ожидании всю неделю. Рано или поздно они начнут посылать такие записки с любовью и Вам.

Материалы: Для каждого ребенка нужен один небольшой символ (см. выше), вырезанный из цветного картона с уважительной или поощрительной надписью в его адрес. Проследите, чтобы на каждом символе было надписано имя ребенка. На перемене спрячьте все эти символы в классе так, чтобы дети могли их легко, но не сразу найти.

Инструкция:

Сегодня я приготовила для вас сюрпризы. Для каждого из вас в классе спрятана подготовленная мной записка. Постарайтесь разыскать все записки. Как только вы что-нибудь найдете, сразу приносите на мой стол. После того, как вы найдете все записки, вы сможете найти среди них ту, которая адресована именно вам.

По окончании поисков все дети могут собраться вокруг стола, рассмотреть все найденные записки, чтобы обнаружить среди них свою. Намекните детям, что они могут еженедельно рассчитывать на получение такого комплимента от Вас.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Мог бы ты когда-нибудь написать подобное послание дома папе, маме, брату или сестре?

Говорящие очки

ИГРА 64 (с 9 лет)

Цели:

Эта игра предоставляет ученикам прекрасную возможность услышать в свой адрес пару приятных комментариев и комплиментов. А реквизиты — очки и рифмованные заклинания — придают игре особенную легкость и понятность.

Материалы: Солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Инструкция:

Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Дети и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственный адрес.

Я хочу предложить вам в связи с этим поиграть в одну новую игру, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнести следующие слова: "Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?" Как только Олег услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого Олег снимает "волшебные" очки и передает их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла.

Ну, что, давайте попробуем?

Обращаясь к соседу Олега, спросите: "Ты запомнил слова, которые должен произнести Олегу?"

Таинственный друг

ИГРА 65 (с 8 лет)

Цели:

Дети любят сюрпризы и тайны. Это упражнение позволяет удовлетворить этот их интерес и использовать его для создания в классе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.

Материалы: Какая-нибудь емкость, из которой дети могут тянуть жребий (напишите на отдельных бумажках имена всех детей и сложите их вчетверо).

Инструкция:

Я хочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чье имя вам досталось. (Пройдите с коробкой через весь класс и дайте возможность тем детям, которые вытащат свое имя, поменять бумажку.)

В течение следующей недели вы будете "таинственным другом" или "таинственной подругой" того, чье имя вам досталось. Задача этого "таинственного друга" или "таинственной подруги" делать своему подопечному время от времени небольшие приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого именно он их получает. Через неделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами все это время…

Расскажите мне, пожалуйста, какими могут быть эти сюрпризы?

Часто имеет смысл обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.

Анализ упражнения:

— Любишь ли ты иногда порадовать других небольшими сюрпризами?

— Ты уже ждешь приготовленных для тебя сюрпризов?

Личные письма

ИГРА 66 (с 9 лет)

Цели:

Очень важно, чтобы дети научились делать подарки от всей души. В ходе этой игры каждый участник должен написать личное письмо одному из своих одноклассников и выслать его по-настоящему — по почте. Авторы писем могут почувствовать собственную значимость, ведь они должны будут проявить свои творческие способности, чтобы доставить радость адресатам. А те, в свою очередь, могут почувствовать свою важность, получив настоящие письма с собственным именем на конверте.

Позднее Вы сможете использовать различные вариации этой игры. Дети смогут сами выбирать себе адресатов в соответствии с заданием: "Письмо тому, кому ты хочешь доставить радость", "Письмо тому, кого ты хочешь отблагодарить", "Письмо тому, кто чувствует себя одиноким" и так далее.

Материалы: Каждый ребенок приносит конверт с уже наклеенной почтовой маркой. Подготовьте небольшие карточки с именами и полными почтовыми адресами всех детей в классе.

Инструкция:

Когда вы в последний раз получали почту? Кто иногда посылает вам открытки? А от кого вы порою получаете настоящие письма? А кому вы в последний раз сами писали письмо?

Сегодня вы можете доставить кому-нибудь из одноклассников особенную радость, написав ему личное письмо.

Сейчас вы можете вытянуть жребий с именем того, кому вам нужно будет написать такое письмо. Пожалуйста, сохраните имя этого ребенка в тайне, чтобы ваше письмо оказалось настоящим сюрпризом. (Попросите детей вытянуть жребии.)

А теперь вы можете приступить к написанию письма. Подумайте о том, что вы хотели бы написать своему адресату. Может быть, вы захотите договориться с ним о том, чтобы провести время вместе? Может, вы захотите написать ему, что он вам нравится? А может, вы захотите рассказать ему о себе что-нибудь такое, чего он не знает… Может быть, вы захотите спросить его о чем-нибудь, что вам было бы очень интересно узнать о нем… А вдруг вы захотите сделать ему предложение, как вам лучше общаться друг с другом? Когда вы закончите письмо, аккуратно сложите его, вложите в конверт и надпишите адрес.

Соберите все письма и сами опустите их в почтовый ящик. Через соответствующий промежуток времени вернитесь к теме писем и попросите детей рассказать о своих впечатлениях от полученных писем.

Анализ упражнения:

— Легко ли было тебе написать такое письмо?

— От кого ты сам хотел бы получить письмо?

— Какое письмо, полученное тобой, было самым лучшим в твоей жизни?

Подарок, который невозможно купить

ИГРА 67 (с 9 лет)

Цели:

Обычно дети воспринимают в качестве подарка только то, что можно купить в магазине. Вместе с тем нередко самые прекрасные подарки — те, что мы делаем для других сами. Например, помогаем стереть с доски, рассказываем интересную историю, обнимаем… Эта игра заставляет детей задуматься о том, как они своими поступками могли бы приносить радость окружающим.

Материалы: Маленькие карточки из картона, фломастеры, цветные карандаши, почтовые конверты для купонов.

Инструкция:

Можете ли вы рассказать мне, чем в последнее время радовали вас другие люди? Что они сделали для вас приятного? Вспомните своих близких, друзей, может быть, своих одноклассников.

Запишите все эти "благородные поступки" и "добрые дела" на доске.

А теперь давайте поговорим о том, что бы вы могли сделать для других. Каким образом вы могли бы сделать приятный сюрприз своим родителям, братьям или сестрам, бабушкам или дедушкам? Каким способом вы могли бы сделать такой подарок, который нельзя купить в магазине, своим друзьям или одноклассникам?

Все ответы детей тоже запишите на доске.

А теперь мы откроем мастерскую по производству купонов на подарки. Пусть каждый из вас подумает о том, что и кому он мог бы подарить из того, что нельзя нигде купить. Нарисуйте несколько купонов на подарки, которые вы потом сможете подарить своим близким, друзьям и одноклассникам. Напишите на них, что приятного вы собираетесь сделать. Каждый купон раскрасьте фломастерами или карандашами.

Затем сложите каждый купон в отдельный конверт и надпишите имя того, кому вы хотите сделать приятный сюрприз.

Помогите тем детям, которые испытывают какие-либо затруднения при выполнении этого задания, придумать простые и приятные действия для их родителей, родственников или друзей.

Анализ упражнения:

— Тебе понравилось играть в эту игру?

— Трудно ли было придумать хорошие идеи о том, как принести радость окружающим?

— Достаточно ли ты сам получаешь таких подарков, которые невозможно купить?

— Почему подарки, которые нельзя купить, ценнее тех, что куплены в магазине?

— Кого ты выбрал, чтобы подарить ему купон на подарок?

Купон на одну услугу

ИГРА 68 (с 9 лет)

Цели:

Для улучшения психологического климата в классе в данной игре также применяется идея купонов на подарок, но в этот раз это делается иначе. С помощью купонов дети могут попросить окружающих оказать им какую-нибудь помощь. Когда кто-нибудь из детей делает доброе дело другому, то получает за это купон. С помощью этой процедуры дети приучаются находить равновесие между "брать" и "давать".

Материалы: Каждому ребенку нужен "купон на одну услугу". Возьмите карточки из картона размером с визитку и надпишите на каждой: "Купон на одну приятную услугу. Выдано за совершение одного хорошего поступка".

При желании Вы можете украсить "купоны" улыбающимися лицами.

Инструкция:

Как вы поступаете, когда кто-то делает что-нибудь приятное для вас? Вы благодарите его? Отвечаете ли вы потом ему добром на добро? А что происходило, когда вы сами для кого-нибудь делали какое-либо доброе дело? Говорили ли вам "спасибо"? Делали ли вам что-нибудь хорошее за это? Иногда нам тоже оказывают добрые услуги. Но окружающие сами не всегда знают, что мы именно сейчас хотим, чтобы нам сделали что-нибудь приятное. Поэтому очень важно научиться сообщать о своих желаниях окружающим.

Я приготовила для каждого из вас "купоны на одно доброе дело". Когда бы вы этого ни пожелали, вы можете достать этот "купон" и положить перед собой на парту как знак того, что именно в данный момент вам очень нужна помощь или какое-то доброе дело. Тогда остальные дети смогут увидеть этот сигнал и спросить, чем они могут вам помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, тот получит ваш "купон". А вы пока останетесь без "купона" до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться теперь уже в вашей помощи.

Выдайте каждому ученику по одному "купону" и попросите детей бережно хранить их. Спросите, есть ли среди детей кто-нибудь, кто уже сейчас хотел бы воспользоваться своим "купоном".

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе просить о чем-нибудь других?

— Что ты говоришь, когда тебе не нужно никакой помощи, и ты самостоятельно хочешь выполнить задуманное?

— Могли бы остальные ученики в классе назвать тебя чутким человеком, всегда готовым помочь другому?

— Почему важно на добрые дела отвечать добрыми делами?

Глава 5. Развитие самосознания

Говорящие вещи

ИГРА 69 (с 9 лет)

Цели:

Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая ее, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжелательную обратную связь.

Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция:

Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать: "Включи меня, и я разгоню твою скуку". А футбольный мяч готов добавить: "Пошли, поиграем со мной. Ведь когда ты гоняешь меня по полю, ты чувствуешь себя гораздо лучше!" Или велосипед: "Давай, залезай на меня. Я отвезу тебя к твоему другу Мише". А дверь говорит: "Открой меня, выгляни наружу, и ты увидишь столько всего интересного…"

Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.

Запишите на доске названия следующих предметов:

— зубная щетка, автобус, пальто;

— ботинки, шкаф, расческа;

— шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;

— кровать, телевизор, тарелка;

— велосипед, радио, учебник по русскому языку;

— мыло, письменный стол, лампа;

— футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.

Дайте детям примерно двадцать минут времени, чтобы они могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребенок должен составить рассказ о самом себе и записать его.

А теперь разбейтесь на четверки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу.

Анализ упражнения:

— Какие предметы ты для себя выбрал?

— Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего?

— Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах?

— Чьи рассказы были для тебя самыми интересными?

— Что бы сказал о тебе стол, за которым сидит учитель?

Вот я какой!

ИГРА 70 (с 8 лет)

Цели:

Эта игра прекрасно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например:

"Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?", "Когда тебе нравится учиться?", "Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?", "С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?"

Материалы: Каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты "Вот я какой!"

Анкета "Вот я какой!"

1. Меня зовут____________________________________________.

2. Мне_______________лет.

3. У меня__________________________________________глаза.

4. У меня________________________________________волосы.

5. Улица, на которой я живу, называется______________________.

6. Моя любимая еда —____________________________________.

7. Мой любимый цвет —___________________________________.

8. Мое любимое животное —_______________________________.

9. Моя любимая книга —___________________________________

10. Моя любимая телевизионная передача —

11. Самый прекрасный фильм, который я видел —

12. Я люблю в себе

13. Моя любимая игра

14. Моего лучшего друга зовут___________

15. Страна, в которую я бы хотел съездить

16. Лучше всего я умею______________

17. Моих братьев и сестер зовут

18. Самая главная моя цель —,

Инструкция:

Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)

А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.



Страница сформирована за 0.83 сек
SQL запросов: 172