УПП

Цитата момента



Ничто так не снимает сонливость, как чашечка крепкого горячего кофе, выплеснутая на живот.
Вот!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мужчину успехи в науке чаще всего делают личностью. Женщина уже изначально является личностью (если только является) и безо всякой там науки. Женственность, то есть нечто непередаваемое, что, по мнению Белинского, «так облагораживающе, так смягчающе действует на грубую натуру мужчины», формируется у женщин сама собой - под влиянием атмосферы в родительской семье…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

Правша, не думая, обычно берет предмет правой рукой; левша, соответственно левой. Помните притчу о Буридановом осле, справа и слева от морды которого, на одинаковом расстоянии положили по охапке сена — и бедный осел умер с голода, так и не сделав выбора. У него не было предпочтительной стороны, правой или левой.

Таким образом, все люди, в зависимости от того, какая функция из четырех у них сильнее развита, и предпочитают соответствующую половину выборов по каждой из функций. И, таким образом, не считая индивидуальных отличий, мы имеем 16 картин мира. 16 колоколен, с которых лучше видно; 16 куликов, которые хвалят свое болото. В процессе развития человечество было вынуждено дифференцироваться (специализироваться) для того, чтобы повысить эффективность общества в целом. Одни поддерживают стабильность, другие обеспечивают развитие; одни аристократы духа, другие куют бабки.

Попробую перечислить эти пары. Первое, это пара «настоящее — будущее», или «синица — журавль» или «практика — теория». Вторая пара: «логика — этика», «расчет — эмоции», «доход — слава». Прошу извинить тех, кто знаком с соционикой, за то, что очень упрощаю, но опять-таки, кому будет интересно, тот познакомится с этой теорией поподробнее.

Таким образом, мы имеем 16 типов реакций (стратегий, тактик, вариантов выбора) в каждой ситуации. Мастер — это человек, который стал Буридановым ослом, он сумел научиться жить, не выбирая. Выбор — это признание того, что одно важнее другого. А это не так, не может быть синица важнее журавля, стратегия важнее тактики или выгода сейчас важнее доходов потом, или наоборот. Все одинаково важно.

Потеряв возможность выбирать, Мастер теряет и возможность действовать. Ситуация развивается, а он не участник, а наблюдатель. Он только умеет делать точные прогнозы и пользоваться ими, но не делает выборы и не влияет на ситуацию. А как же тезис о том, что мастер владеет всеми 16 способами мышления? Он в процессе развития освоил все 16, а потом отбросил их. Но если ему это нужно сыграть, он изобразит любой способ мышления, и сделает это гениально. Ясно, что Мастер может сделать все, что ниже его уровня. Если это ему понадобится. Но он достиг такого мастерства, что ему это не понадобится никогда.

Таким образом, как только мы сможем мыслить хотя бы двумя способами, привычным и новым, мы делаем первый шаг к сложной, неоднозначной картине мира, к восприятию мира талантливым человеком. Кстати, четырехмерный куб состоит из 16 отрезков. То есть 16 человек разных типов или один Мастер и создают четырехмерный образ мира. И развитие заключается в умении переходить от одной точки зрения на ситуацию к другой, третьей и так далее. Разница в восприятии такая же, как между плоским изображением и голограммой скульптуры или самой скульптурой. Вы имеете возможность заглянуть за изнанку предмета, а не только увидеть его фасад. Объемное изображение на порядок информативнее плоского, а значит, вас труднее ввести в заблуждение. В обычном кинофильме все декорации плоские, сделаны из фанеры; в стереофильме это сразу видно.

Для создания объемной подделки нужно затратить столько же средств, как и на оригинал. А это невыгодно. С другой стороны, имея несколько граней, вы можете человеку с одной точкой зрения, показать более выигрышный ракурс. А двоим объемным просто смешно вешать друг другу лапшу. Здесь работает другой способ — искренность.

Искренность плоского человека настораживает, зачем показывать то, что, как он считает, можно скрыть. Он воспринимает это как слабость, как уступку и начинает тупо давить, занимать жизненное пространство. Он не подозревает, что его незащищенная спина, как на ладони. И, кстати, объяснять это тоже не нужно, хороший пинок сзади (пониже) — и он готов договариваться. Ему понятен только разговор с позиции силы.

Часто, когда с одной точки зрения, с точки зрения одного способа мышления, ситуация безнадежна, с другой точки зрения, причем на поверхности, лежит очень красивое и сильное решение. И поэтому часто достаточно только взглянуть на ситуацию по-другому — и мир изменится. Хотя сделать это очень и очень трудно. Так же трудно или так же легко, как обычному человеку стать талантливым.

Потенциально мы все талантливы, но нас слишком долго приучали к плоской, однозначной картине мира. Мир не состоит из противопоставлений «плохой — хороший», «друг-враг», «правильно — неправильно», «выгодно — невыгодно» и так далее. И это даже не вероятностный мир — что в 60% случаев правильно это, а в 40% — то. Что правильно, с какой точки зрения, какого человека, правильно в тактическом или стратегическом плане, плюс вероятность и так далее. Мир бесконечно сложен, и лучше его не упрощать, ошибок будет больше.

Интуитивное решение заведомо имеет большую точность, учитывает большее количество, казалось бы, малозначащих факторов, чем тщательно просчитанное, особенно с помощью дорогих арифмометров — компьютеров.

Компьютеры — это еще один миф, на котором процветают целые отрасли. Пользуясь компьютерами уже десять лет, я так и не понял, в чем они большинству могут быть полезны, кроме печатания текстов и электронной почты. Но, сделав существенный скачок по сравнению с пишущей машинкой лет пятнадцать назад (добавив возможность легко редактировать тексты и распечатывать несколько экземпляров), за остальное время существенных изменений не произошло. Может быть, скоро будет следующий скачок, когда компьютеры по качеству изображения догонят телепередачи и вытеснят телевизор.

Мощность компьютеров возросла в тысячи раз, возможности, в лучшем случае, раза в три. Использование компьютеров — один из способов работы ради работы. Я знаком со многими людьми, которые годами занимаются изучением нового программного обеспечения, работают над повышением возможностей своего компьютера, но ничего, кроме этого, на нем не делают.

Поэтому, если вы сравните, на примере одного сотрудника, затраты на компьютеризацию и экономический эффект, то вы увидите, что это еще один изощренный способ применения блуждающей творческой энергии ваших сотрудников в рабочее время, причем за ваш же счет.

Блуждающий разум сотрудника найдет десятки бесполезных программ, которые надо изучить, и сотни причин, почему он из-за компьютера не сделал то, что было нужно, к сроку.

Лучше всего на компьютерах (под угрозой увольнения) иметь (не считая операционной системы) только один текстовый редактор и, если вы используете электронную почту, одну программу электронной почты, которые нужно менять на новую версию не чаще чем один раз в пятилетку. И никаких так называемых программистов, эта зараза похуже менеджеров. Они могут самый простой набор и распечатку текстов превратить в ежедневную борьбу за научно-технический прогресс.

Есть еще две болезни, распространяющиеся со скоростью вирусной инфекции. Это сбор информации и ввод ее в базы данных. Если бы те, кто произносит слова «информация» и тем более «база данных», понимал их смысл — но это, к сожалению, почти всегда не так.

Начнем с «аксиомы компьютеризации». Автоматизировать (компьютеризировать) можно порядок, автоматизировать хаос невозможно. Так как в средней российской организации порядком и не пахнет, то автоматизация (компьютеризация) бесполезна и даже вредна.

Далее, главное в информации — это ее достоверность, возможность ограничения доступа и классификация. По поводу достоверности информации в вашем бизнесе так называемым программистам просто ничего не известно. С доступом тоже все понятно. Самый высокий уровень доступа к вашей информации будет иметь специалист по компьютерам и сторож — студент университета, а не вы. И последнее: классифицировать информацию так, чтобы она могла приносить пользу — задача такая же по сложности, как и создать сам бизнес.

Вам придется создать информационную модель вашей деятельности, вашего бизнеса и отдать эту задачу неспециалисту, что, как минимум, глупо. Это задача из области системного анализа, и для построения информационной модели нужно быть специалистом прежде всего в системном анализе, а не в компьютерах. Еще раз повторю, компьютеризации поддается только фирма, спроектированная как система. Специалистов в системном анализе в России почти нет; есть те, кто себя так называет, но на слово им верить нельзя.

Существуют фирмы, занимающиеся системной интеграцией, но и они в основном разбираются в создании локальной сети и стыковке программного обеспечения, компьютеров и технических устройств, но никак не в построении информационной модели вашего бизнеса и затем ее внедрении (с экономическим эффектом).

Если вы создаете предприятие в известной области — например, банк, ресторан, торговую фирму — то вы можете воспользоваться готовыми решениями «под ключ». В остальных случаях вы сильно рискуете своими деньгами. Еще раз повторю, вы должны создать информационную модель вашей деятельности, эта задача очень близка к задаче создания технологического процесса, это разные стороны одного и того же.

И если вы создаете предприятие в новой области деятельности, а разбираетесь в ней лучше всего вы, то только вы и сможете разбить эту деятельность на элементы так, чтобы после сложения этих элементов получилось — целое. Из системного подхода известно, что сумма частей системы не равна самой системе. В системе благодаря взаимодействию элементов проявляется дополнительный, системный (синергетический) эффект.

Система дает намного больше, чем сумма элементов. Это, кстати, и является источником предпринимательского дохода. Предприниматель складывает отдельные элементы в систему и получает системный эффект, который он присваивает. Каждый из сотрудников готов работать за ту зарплату, за которую его нанимают. Есть изобретения, стратегия и тактика, партнеры и договора, существующие или потенциальные, и многое другое. Далее это все в офисе соединяется в систему, которая дает намного больше, чем сумма зарплат сотрудников, аренда офиса и накладные расходы.

Еще раз повторю, что только если это будет соединено в систему, а не останется набором разрозненных элементов, предприниматель получит свой предпринимательский доход. В систему может входить или не входить производство, партнеры, дилеры, реклама, торговая марка, и так далее. Какие элементы необходимы и какими можно пренебречь, и решает предприниматель. Таким образом, предприниматель должен владеть еще и системным подходом. И этот системный подход должен быть отражен в информационной модели организации.

Если этого не будет сделано — неважно, на бумаге ли, в должностных инструкциях и технологических картах, компьютерах или перфокартах, — то во время количественного роста организации вы наткнетесь на кризис, с которым на ходу справиться невозможно. Почти у всех рост сопровождается снижением эффективности (системного эффекта), а это значит, что рост не системен. И на определенном этапе роста организация может стать убыточной, а там и банкротство рядом. Пример системного роста — это рост живого организма, там никогда развитие мышц не опережает развитие мозга или внутренних органов.

Информационная модель (то есть регламент поступления, ввода, классификации, обработки, хранения, циркуляции информации, правила решения проблем, источники задач и контроль за их выполнением, и, видимо, еще многое-многое другое) должна быть разработана с учетом возможного роста.

И если вдруг организация может стать больше, чем было запланировано, модель должна быть пересмотрена. Известна так называемая S-образная кривая. Она выглядит как кобра, стоящая на хвосте. То есть любая система (организационная, техническая или биологическая) сначала (хвост змеи) количественно развивается очень медленно (накопление качества), потом происходит взрывной количественный рост (туловище), и затем (приближаемся к голове кобры) — дальнейший рост возможен только в случае кардинального (качественного) изменения системы; в случае же остановки кризис и падение гарантированы. Если вы не создадите себе кризис в этот момент сами, вас укусит кобра.

Кардинальное изменение основывается как раз на изобретении, после появления которого предыдущая система мгновенно морально устаревает и становится тормозом. Например, после изобретения Интернета существующая почтовая и заодно и библиотечная системы обречены; в лучшем случае, у них осталось лет 10 до полного забвения. Как раз сейчас Интернет находится в стадии бурного развития (движется по туловищу змеи), потенциал количественного роста еще далеко не исчерпан.

Скорее всего (хотя я в этом не уверен), время сейчас требует применения компьютеров, но это очень опасная штука, если вы точно не знаете, чего от нее хотите.

Вам может показаться, что я преувеличиваю опасность компьютерных технологий. Нисколько. Если вы видите надпись на столбе «Не влезай — убьет», это не означает, что убьет каждого, кто окажется на столбе. Но для многих этот столб был последним, что они видели в жизни. Техника безопасности пишется от несчастного случая к несчастному случаю. Не доводите до ошибки, предупредите ее. Кто предупрежден, тот вооружен.

По возможностям пожирания вашего времени и времени ваших сотрудников, компьютер страшнее телевизора, периодической печати и преферанса, вместе взятых. Если же добавить опасность компьютерных игр и Интернета, то все предыдущее еще цветочки.

Пару слов о Интернете. Лучше всего его сравнить с очень бестолковой библиотекой, где нет даже минимальной систематизации, зато можно получать список книг, журналов или отдельных страничек по ключевым словам. Информации очень много, именно это и плохо. Блуждающий разум может барахтаться в этом море информации бесконечно. И без точной постановки задачи лучше в это море не нырять самому. И, тем более, не разрешать сотрудникам.

Вопрос. Почему сотрудники очень редко пользуются бесплатными толковыми библиотеками, где можно получить помощь библиотекаря, есть хорошие каталоги и масса полезных справочников, и готовы с удовольствием блуждать в платном бестолковом Интернете? Как обычно, все оплачиваете вы.

Конечно, если речь идет о специальных применениях, например, в подготовке дорогих журналов или создании компьютерных эффектов в кинофильмах, сейчас уже без мощных компьютеров не обойтись. Но мы говорим о применении компьютеров в офисной работе. А мировая тенденция такова, что все большее количество работы — это работа по созданию, приему, обработке и передаче информации. То есть работа в офисе.

Если говорить о компьютерных играх, то достаточно того, что именно они виноваты в столь быстром моральном старении компьютеров (новые игры требуют все более мощных компьютеров), не говоря уж о потраченном времени (которого жалко, только когда оно уже безвозвратно потеряно). Компьютерные игры должны быть категорически запрещены — в рабочее время, обеденный перерыв и в нерабочее время. Даже самые работящие сотрудники не смогут удержаться от искушения поиграть в ваше отсутствие.

А если можно поиграть в рабочее время, то остальные пороки появятся неминуемо. В свое время я считал неэтичным устанавливать видеокамеры и микрофоны в помещениях офиса, сейчас я считаю глупостью их отсутствие. Как минимум, ими должна быть оборудована комната переговоров. И не нужно это афишировать. Мало кто из ваших партнеров откажется от искушения предложить взятку вашему сотруднику, и мало кто из ваших сотрудников сможет удержаться от соблазна. Мало ли поводов у сотрудника обидеться на своего босса. И дальше вы будете только чувствовать, что что-то не так, но не сможете узнать, что именно.

Вы платите деньги за рабочее время и имеете право знать, как тратятся ваши деньги. Точно так же, как ваш сотрудник имеет право найти другое место работы, если его это не устраивает. О затратах на технику я даже не говорю, потери намного больше.

Когда сотрудник имеет дополнительный источник доходов, он перестает зависеть от зарплаты, а премия просто начинает вызывать у него смех. Ясно, что вы теряете контроль над ситуацией и, что еще хуже, теряете авторитет, выглядите дураком в глазах ваших подчиненных, которые, если и не знают точно, в чем дело, то чувствуют.

Здесь и нужны технические средства, чтобы в дураках оказался кто-то другой. Тем более, вам нужно иметь возможность контролировать компетентность ваших сотрудников в работе с клиентом. Вы не можете вести переговоры, когда присутствуете на встрече с кем-то из своих сотрудников, а если отсутствуете, то узнаете о том, что произошло, только со слов сотрудника, который может и искренне заблуждаться.

Поэтому записи телефонных разговоров, видеозаписи встреч и их последующая обработка — одна из важных составляющих информационной модели вашей организации. И, как вы понимаете, программистов к этому подпускать нельзя. И даже системных интеграторов. Это дело службы безопасности, о которой — особый разговор. Хотя отдельные части информационной модели вы можете поручить другим — имея целостную концепцию.

Если просмотреть последние несколько страниц, то человеку, который решил стать предпринимателем, остается только посочувствовать. Но как мне кажется, это только цветочки, ягодки — еще впереди.

Как рассказывал на семинаре профессор С.В. Хайниш, существует вирусная теория общества. Все люди заражены одним из четырех вирусов. В результате, все люди делятся на люмпенов, наемных рабочих, предпринимателей и собственников.

Люмпены хотят хлеба и зрелищ. Наемные рабочие при минимуме усилий требуют максимум привилегий. Предприниматель — единственный человек в мире, делающий прибыль. Собственник хочет сохранить и приумножить свою собственность (получая доход при помощи предпринимателя).

Поэтому, если вы не собственник или не предприниматель, то, значит, вы — люмпен или наемный рабочий, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А если вы — предприниматель, то примерный набор требований изложен выше, и только человек отчаянный или слабоумный может в это ввязаться. Поэтому мне самому чем дальше, тем больше сравнение с прыжком в воду с риском для жизни, кажется все более точным. И я, как, человек, который сам барахтается посредине реки, предупреждаю — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»

Как видно, одни хотят хлеба и зрелищ; другие привилегий; третьи — приумножить свою собственность; и все понимают, если с кого это и можно получить, то только с предпринимателя. Который просто решил реализовать свою идею, у которого есть голубая мечта.

Но «здесь не равнины, здесь климат иной, идут лавины одна за одной». Здесь не до мечты (голубой), здесь люди гибнут за металл (желтый). Это-то и поражает предпринимателя. Как быстро его голубая мечта превращается в место борьбы за власть, деньги, собственность; наконец, славу.

Опомнитесь, взывает он, но это остается гласом вопиющего в пустыне. Не до идей, тут делят привилегии, хлеб, зрелища и собственность, а этот идеалист и мечтатель всем мешает.

Ты — единственный человек в мире, который умеет делать деньги. Так иди и делай. А где написано, что предприниматель их должен получать. Нигде не написано. Ну и отойди в сторонку, не мешай. Ты себе еще сделаешь, а у меня другого шанса не будет.

Если серьезно, то глаза, горящие как у первопроходцев Клондайка, не так уж зря горят. Ведь редко кому удается получить шанс поживиться плодами деятельности предпринимателя, пока предприниматель не понимает (в первый раз), что обладает уникальным талантом, и что то, что для него просто, для другого — за гранью возможного. Ему непонятно, из-за чего сыр-бор, ведь посмотрите, говорит он, на огромный рынок — здесь всем хватит. Но люмпен на рынок не смотрит, люмпен или наемный рабочий смотрит в карман предпринимателя. Он ближе. И доступнее.

Предприниматель реализует мечту, в азарте он забывает о кармане. Поэтому порядочность ближайшего окружения предпринимателя — это не пожелание, это железная необходимость. Рядом с ним должны быть люди, которые защищают его собственность от посягательств, когда он увлечен очередным успешным проектом.

Наличие людей, которых желтый дьявол не соблазнит — одна из составляющих успеха. И, я бы сказал, что без этого даже не стоит начинать дело. Хотя как проверишь человека, не искушая его.

Кто может определить, как изменится человек, когда увидит большие деньги? А деньги могут быть действительно большими, достаточными, например, чтобы не работать всю оставшуюся жизнь. Мало кто может выдержать это искушение, еще раз повторю, ведь второго шанса может и не быть. Это предприниматель может начать с нуля следующий проект, остальным это недоступно.

Не нужно быть искусителем, ведь человек будет мучаться, не спать ночами, но в конце концов, борьба между алчностью и порядочностью закончится в пользу алчности. И если такая возможность будет, человек возьмет столько, сколько сможет. В конце концов, люди совершают убийство за много меньшие суммы. Поэтому не нужно злоупотреблять доверием к людям. Никто кроме предпринимателя не должен иметь возможность распоряжаться деньгами, а если кто и будет распоряжаться, то в жестко определенных рамках и под постоянным контролем.

Нет ничего хуже, чем искушать людей и склонять к воровству. Если воровство будет исключено, то не будет и искушения. Доверие — обоюдоострое оружие, и пользоваться им нужно осторожней, чем скальпелем хирурга. Одна ошибка, и вы можете погубить жизнь человека. Слишком по-разному одна и та же сумма выглядит в глазах преуспевающего предпринимателя и глазах сотрудника, живущего на одну зарплату; и об этой разнице не стоит забывать.

Поэтому не лишним будет повторить, что диктатура предпринимателя — это вопрос его личной безопасности. Большие деньги — это источник больших проблем. Слишком многим людям не хватает денег, и слишком немногие умеют их делать. Как сказал Р. Киплинг, Восток есть Восток, Запад есть Запад и им не сойтись никогда.

Предприниматель и остальное общество совсем не одной крови; скорее, это «сотрудничество» пловца и пиявок. Одной рукой нужно грести, другой отцеплять от себя пиявок. Но пиявки тренированны и быстры, а до берега далеко. Собственник — это или большая пиявка, или добравшийся до берега пловец, но чаще первое. Пиявке, когда она достаточно напилась, легче добраться до берега, пловцы на нее не нападают.

Предприниматель — человек азартный, его увлекает сам процесс борьбы. Он посматривает на берег, а сам гребет против течения. Да и действительно, что будут делать пиявки, если все предприниматели выберутся на берег. Так что, это действительно симбиоз — с одной стороны творческая инициатива; с другой стороны, другим, в том числе и государству, нужно на что-то жить. Так что лозунг — диктатура предпринимателя, приобретает и еще один смысл.

Действительно неплохо было бы взять государство в траст, за десять процентов от чистой прибыли. Вот можно было бы расширить дело. Здесь есть где развернуться, потеснить конкурентов — другие государства, на мировых рынках. Когда предприниматель станет пользоваться уважением, хотя бы как космонавты, не говоря уж о деятелях культуры, тогда уровень благосостояния люмпенов начнет расти. И деньги на космос найдутся. Но как я уже сказал, фантастику мы оставим фантастам, а сами про свое, про предпринимательское.

Итак, расклад сил таков. С одной стороны — собственники, которые своего не упустят, с другой — люмпены и наемные рабочие с профсоюзами, сзади — государство присматривает, спереди — конкуренты не дремлют. Тут нужно с кем-то организовывать военный союз. Ближе всего собственники, им тоже хотя бы свое удержать и прибыль должен кто-то приносить, а предпринимателю только дай на чужих деньгах поработать. Ведь выгодней на больших чужих, чем на маленьких своих. Наемные рабочие хотят зарплату, взамен согласны продать свой труд. Конечно, это они сначала такие покладистые, но и предприниматель уже ученый.

От остальных лучше держаться подальше, государство ради бездефицитного бюджета разорит процентов двадцать предпринимателей и глазом не моргнет, а люмпены, те только и ждут команды — «кто был ничем, тот станет всем». Шансы, в лучшем случае, пятьдесят на пятьдесят, но никто и не обещал, что все разбогатеют — только некоторые, самые способные. И самые упертые. Остальные или сами разорятся, или им помогут. А для такого дела желающие помочь всегда найдутся.



Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 171