Дженералист
Предприниматель — это дженералист, а не специалист
«Следуя философу Ральфу Бартону Перри, специалиста можно определить как человека, который с течением времени знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока, наконец, он не станет знать почти все ни о чем. Наоборот дженералист определяется как человек, который с течением времени знает все меньше и меньше о большем и большем, пока, наконец, он не будет знать практически ничего обо всем. Это утверждение, выраженное в типичной для доктора Перри шутливой форме, верно отражает явления, наблюдающиеся в настоящее время в деловом мире. Становится все более заметной возрастающая разница между ролью специалистов и ролью дженералистов в деловом мире и правительственных учреждениях. На одних и тех же уровнях организации они часто выполняют совершенно различные функции и операции и играют разную роль в решении проблем».
Дженералисты способны увидеть проблему в целом и заниматься частными вопросами, не теряя конечную цель из виду, учитывая при этом, что эту цель можно достичь путем исполнения разного набора частных задач.
Специалисты не любят обсуждать стратегии и концепции, их любимый вопрос: «Что конкретно нужно сделать?» Беда в том, что если они приступили к частной задаче, они не хотят больше ничего знать о том, для чего это делается и как это связано с другими задачами и конечной целью.
«Современная наука, давно заблудившись в лесу конкретного знания, все время пытается найти наконец то самое растение, дерево, куст или травинку, которую и можно будет поставить в основу мироустройства и объявить венцом познания, в то время, как усилия давно уже следовало бы направить в сторону синтеза, понять, что стоит за внешним сходством концепций в различных науках и попытаться увидеть настоящий, живой Лес познания, в котором каждая былинка устроена как он сам, и связана со всеми без исключения остальными животными и растениями».
В чем разница между специалистом и человеком, видящем суть вещей, иллюстрирует следующая история.
«Жил на свете король, единственной радостью которого были лошади благородных кровей. Покупал их старый конюх. Вот однажды он привел человека и сказал: «Умру я скоро. Это моя замена». «Хорошо, — согласился король, — но прежде испытаем его: пусть выберет в табуне самого прекрасного гнедого скакуна». Выбрал человек коня, подвел к королю, тот так и ахнул: «Какой же это гнедой, когда он каурый!» «Не гневайся, государь, — заступился старик, — в лошадиной масти он действительно пока не разбирается. Но коня-то выбрал и впрямь золотого — нет ему цены! Так что человека этого ты на службу возьми — чутье у него есть, суть видит».
Может ли специалист стать предпринимателем?
«Однажды к Ходже
Насреддину пришел старый философ и сказал:
— Я всю жизнь читал Коран и другие ученые книги. Но теперь я хочу все это
пережить.
Ходжа с сожалением посмотрел на него и спросил:
— Скажи, ты когда-нибудь видел крылатых гусениц?»
Предприниматель — это не специалист в конкретной области знаний.
Майкл Е. Гербер в своей книге «Создание предприятия, которое работало бы!» предупреждает:
«Испытывая муки
предпринимательского зуда, вы становитесь жертвой самого губительного и
рокового заблуждения, в какое только можно впасть, начиная заниматься бизнесом.
Вы делаете предположение, которое делается всеми специалистами в определенной
области, начинающими заниматься бизнесом для себя, и оно заранее прочерчивает
маршрут этого предприятия — от открытия под фанфары до ликвидации, —
причем в тот самый момент, когда оно будет сделано.
Это Роковое Предположение звучит так: если вы понимаете техническую сторону
работы некого бизнеса, вы разбираетесь и в самом бизнесе, где производится эта
техническая работа.
Роковым же оно является потому, что оно совершенно ошибочно.
Вообще говоря, оно
является основной причиной банкротств большинства малых предприятий!
Техническая сторона работы в бизнесе и сам бизнес, где производится эта
техническая работа, — это две совершенно разные вещи!
Но специалист, который открывает свое дело, не способен это заметить.
Для специалиста, которого охватил предпринимательский зуд, бизнес — это на
самом деле не бизнес, а лишь место, куда можно ходить на работу.
Поэтому плотник, электрик или водопроводчик становятся подрядчиками.
Парикмахер открывает парикмахерскую. Технический редактор открывает бизнес по
техническому редактированию.
Стилист по прическам открывает салон красоты. Инженер начинает заниматься
производством полупроводников.
Музыкант открывает музыкальный магазин. При этом все они полагают, что,
разбираясь в технической стороне своего бизнеса, они сразу же и в высшей
степени оказываются подготовленными для занятия бизнесом, в котором
производится эта работа.
А это совершенно не так!
На самом деле, вместо того, чтобы стать их единственным
крупным достоинством, знание технической стороны дела становится их
величайшим недостатком».
Для предпринимателя опасны специальные знания.
Как сказал еще Козьма Прутков:
«Специалист подобен флюсу... полнота его одностороння».
И еще одна история, характеризующая разницу между специальными знаниями, и существом дела.
«Как-то темной ночью
один дервиш, идя по дороге, услыхал крик о помощи, доносившийся со дна
заброшенного сухого колодца.
— Эй, что случилось? — закричал дервиш, заглянув в колодец.
— Видите ли, я языковед, — ответил голос. — Не найдя в темноте
дороги, я, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу
отсюда выбраться.
— Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, —
ответил дервиш.
— Постойте минуточку, — закричал языковед, — вы неграмотно
выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится.
— Ну, что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам лучше будет побыть
там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, —
ответил дервиш и пошел своей дорогой».
Предпринимательская деятельность требует особого предпринимательского образа мышления, а не знаний.
В инженерном деле легко различают способного, талантливого инженера и того, кто, что называется, звезд с неба не хватает, в предпринимательской деятельности же, видимо из-за отсутствия у нас исторических корней, нет ни критериев, ни понимания, как сравнить между собой людей в этой сфере.
Дело еще усугубляется тем, что в инженерном деле есть конструктор и есть завод, который изготавливает механизм или прибор. В предпринимательской деятельности конструктор сам является и производителем, и поэтому 80 процентов результата зависит не от качества бизнес-плана, программы (чертежа), а от качества исполнения.
Еще одна точка зрения авторитетного человека на предпринимательскую деятельность.
Для экономистов … предпринимательство есть некое метаэкономическое явление, нечто, что оказывает серьезное влияние на экономику и формирует ее, находясь при этом за ее пределами.
…Фактически новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предприниматель», введенного Сэем двести лет назад. Это понятие содержало в себе как манифест, так и декларацию отхода от привычных представлений: предприниматель раскачивает и дезорганизует. По меткому выражению Шумпетера, предпринимательской задачей является «созидательное разрушение».
Почему предприниматель «разрушает»? Он разрушает, чтобы переделать, улучшить, преобразовать во что-то более эффективное и более гармоничное.
«Организм и среда — единое целое. Они контачат друг с другом, проникают друг в друга, воздействуют друг на друга энергией. В этой ситуации человек все время ищет равновесие. Если его энергопотенциал недостаточен — он ошибается в действиях, травмируется, болеет. Если равновесие достигнуто — он живет в согласии со средой, чувствует себя вполне комфортно, но действует только в пределах, необходимых для поддержания равновесия. Если же у него появился избыточный энергопотенциал, человек, чтобы не перегреться, вынужден его тратить; а это возможно только одним способом: воздействуя на окружающую среду. Человек ее перелопачивает, приспосабливает к себе и не успокаивается до тех пор, пока это прокрустово ложе не станет для него как раз впору.
Следовательно, талант проявляется только при избыточном энергопотенциале».
Предприниматель видимо чаще, чем другие может входить в особое состояние, которое и позволяет сделать еще лучше то, что казалось уже довели до совершенства другие люди.
«Недавно психологи открыли состояние, не требующее усилий и условно называемое «струя», которое часто бывает у творческих людей. В такие периоды все творческие планы выполняются сами по себе и даже глубочайшая сосредоточенность дается без труда. Находясь «в струе», творческие люди всех типов ощущают, что они поднимаются выше своих обычных способностей. Недостаток этого состояния в том, что ему нельзя обучить других и научиться по желанию вызывать в себе. Менее 10 процентов обычных людей испытывают чувство «струи», да и у них оно прерывается».
Энергию, которая есть у человека, можно тратить двумя способами. Один способ, которым пользуется большинство, это инвестиции энергии в рутинную, тупую, нетворческую работу. В лучшем случае, за долгий срок будет получен некоторый конкретный, очень небольшой результат, но прироста энергии не будет и соответственно не будут расти возможности человека.
Кстати, инвестиции энергии это и есть тот начальный капитал, который может инвестировать каждый. Проблема заключается в том, что инвестируя энергию, нужно получать прирост энергии, а не денег. Так как с помощью энергии можно заработать деньги, но купить ее за деньги нельзя, то превращать жизненную энергию в деньги хуже, чем топить ассигнациями печку.
Таким образом тратить энергию в рутинную, нетворческую работу, это инвестиция в заведомо убыточное дело. Тем не менее так поступает большинство. Но есть ли другой способ инвестиций?
Другой способ — это попытка сделать изобретение, найти сильный ход, выйти на новую идею, неожиданную, нестандартную возможность, которая освобождает человека от рутинной и неинтересной работы и дает ему возможность заняться деятельностью достойной человека. Каждое сделанное изобретение, каждый найденный сильный ход повышает энергопотенциал и развивает человека.
Правда нужно учитывать, что для того изобретения, которое нужно сделать, у человека сегодня может не хватать энергии. Грубо говоря, проблема может требовать напряжения 2 000 вольт, а у человека сейчас только 220. Решать такую проблему этому человеку бесполезно, нужно наращивать энергопотенциал. Но правда существуют методы, которые позволяют разбить эту проблему, например, на десять подпроблем, каждая из которых требует по 200 вольт.
Но для этого нужно наработать соответствующие навыки в сфере создания изобретений по шагам, по алгоритму, например с помощью теории решения изобретательских задач.
И один гипотетический пример. Представим себе, что вам нужно выкопать яму под погреб и эта работа требует напряжения только 200 вольт, но на протяжении многих часов. Вы можете взять лопату и методично сделать 150 тысяч трудовых движений, потратить много энергии и работа будет выполнена. Или же вы можете побежать искать экскаватор.
Для того, чтобы его найти, пригнать его и добиться чтобы он выкопал яму так как вам надо, не говоря уже о том, что еще нужно будет с ним договориться о минимальной цене и выделить на это деньги, вам возможно придется потратить тоже количество энергии.
При этом некоторые задачи потребуют напряжения на вашем пределе или может быть и больше.
Но в этом случае вы это все сделаете быстрее, получите большое количество опыта (не как копать, а как сделать так, чтобы не копать) и главное получите прирост «напряжения в сети». Вы занимались новой и в первый раз интересной работой по организации экскаваторных работ и, значит, в случае успеха вы получите прирост напряжения.
А если успеха не будет? Если экскаватор вы не найдете? Вы потратите энергию и также как у того, кто выкопал яму, через некоторое время объем энергии у вас восстановится на прежнем уровне. Только ямы у вас не будет. Таким образом, рискуя выполнением работой, вы получаете возможность нарастить свое максимальное напряжение.
«— А что остальное,
дон Хуан?
— Знание и сила. Люди знания обладают и тем и другим. И в то же время никто из
них не сможет сказать, каким образом они их приобрели за исключением того, что
они неуклонно действовали как воины, и в определенный момент все изменилось».
Предприниматель рискует ничего не получить или остаться с долгами, но в случае успеха он получает в сотни и тысячи раз больше, чем тот, кто не рисковал. Риск, кстати, существует только для неопытного предпринимателя, для опытного существуют такие проекты, которые он делает очень надежно.
Но если опытный предприниматель захочет сделать что-нибудь другое, например, внедрить новую (для него) идею, он тоже вынужден рисковать.
Если говорить о новых идеях, а мне больше нравится термин изобретение (бизнес-изобретение), изобретения могут быть как мировой новизны, так и локальной (районной, региональной), защищенные патентами и нет. Предприниматель, в отличие от специалиста не может обойтись без изобретений, осознает он это или нет.
Хотя слово «гений» сегодня вряд ли кто-нибудь отнесет к предпринимателям, но то что пишет Игорь Акимов и Виктор Клименко относится и к ним.
«Гений обложен
проблемами, как волк флажками. Ему некуда спрятаться — он обречен на
творчество. Помните легендарного Мидаса? К чему бы он ни прикасался — все
превращалось в золото. Так же и гений: к чему он ни прикоснется — все
раскрывается проблемой. Чем больше он медлит с их решением — тем большее
количество проблем наваливается на него. Путь к свободе у него единственный: решать
их, щелкать одну за другой. И только в тот момент, когда он достает из-под
обломков скорлупы их ядрышко, он на миг ощущает блаженную
свободу.
Творец не может не творить, потому что его вынуждает к этому энергопотенциал. Просто жить, как все, творец не может:
внутреннее давление пара слишком велико. Если даже с утра до вечера колоть
дрова — делу не поможешь: гений найдет такой режим колки, когда эта работа
будет совершаться без усталости, станет незаметной — и голова опять
освободится для главной работы.
Почему талант колке дров предпочитает решение задач? Потому что задача требует
больших усилий, значит, скорее приносит облегчение и
даже удовольствие. Почему гений берется за проблемы? Потому что только проблема
способна заставить его выложиться, только при ее колоссальном
энергообороте он удовлетворен, а иногда даже и
счастлив».
Повторюсь, решение задачи для творца — это решение на уровне изобретения и никак не меньше. Предприниматель, решая задачи бизнеса делает бизнес-изобретения.
Бизнес— изобретение
Предприниматель — это изобретатель в бизнесе.
Попытаемся дать определение кто такой предприниматель, учитывая, что оно далее претерпит изменения.
Предпринимателем является тот, кто перенес (внедрил) (с положительным экономическим эффектом) бизнес-изобретение из одного предприятия на другое, пусть даже они находятся на разных сторонах улицы, или придумал сам и внедрил бизнес-изобретение мировой новизны.
О трудности этого дела свидетельствует такая статистика — только один патент (имеются в виду изобретения в технике) из пятисот приносит прибыль.
У удачливых компаний одна идея из восемнадцати дает положительный эффект. Вы обратили внимание, что одна идея из восемнадцати оказывается выгодной только у удачливых компаний. У остальных результаты намного хуже. Поэтому они (компании) и не успевают дожить до успешной идеи.
Питер Дракер приводит такие данные:
«Мы знаем, что из каждых 100 новинок (изделий или услуг) только одна, в среднем добивается настоящего успеха и ложится в основу процветания фирмы».
А для начала большого бизнеса с нуля нужна именно такая сногсшибательная идея.
Почему так происходит, понятно, применяется метод научного тыка (метод проб и ошибок), отсутствие хоть какой-нибудь теории в области предпринимательской деятельности и приводит к столь редкой и случайной удаче.
Генрих Саулович Альтшуллер, а на него я часто буду ссылаться в дальнейшем, создал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), с помощью которой изобретения в технической сфере можно делать не случайно, а закономерно. Но в технике для создания теории он мог опираться на колоссальный патентный фонд, в бизнесе все значительно хуже, но не безнадежно.
Успех в предпринимательской деятельности сегодня случаен.
Генрих Альтшуллер разбил все технические задачи на пять уровней. Вот что он пишет в своей книге «Творчество как точная наука»:
Примечание: в ТРИЗе под изобретательской задачей понимается проблема (терминологическая путаница при соединении далеких друг от друга теорий, систем взглядов, неизбежна).
«Решение задачи первого уровня требует перебора нескольких очевидных вариантов. Это доступно каждому инженеру, и подобные задачи повседневно решаются без затруднений, хотя и не всегда оформляются в виде заявок на изобретения. На втором уровне число вариантов измеряется уже десятками. Перебрать 50-70 вариантов в принципе способен каждый инженер. Но все-таки здесь требуется определенное терпение, настойчивость, уверенность в возможности решения задачи. Иногда человек выдыхается после десяти попыток».
Предприниматель, действующий методом проб и ошибок, должен быть невероятно настойчив.
«Правильное решение задач третьего уровня прячется среди сотен неправильных. На четвертом уровне нужно сделать тысячи и десятки тысяч проб и ошибок, чтобы отыскать решение задачи. Наконец, на пятом уровне число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч и миллионов. Можно вспомнить, например, что Эдисону пришлось поставить 50 000 опытов, чтобы изобрести щелочной аккумулятор. Речь идет только о вещественных опытах; мысленных экспериментов, всевозможных «а если сделать так?» наверняка было значительно больше».
Сильное решение требует перебора сотен тысяч и миллионов вариантов
«…Может возникнуть вопрос: если все-таки делаются изобретения высших уровней, значит как-то удается перебрать сотни и тысячи вариантов?
Тут действует очень интересный «эстафетный» механизм. Появилась задача «ценой» в 1 100 000 проб. Кто-то потратил полжизни на перебор 10 000 проб и не нашел решения. Задачу взялся решать другой человек, он перекопал еще какую-то часть поискового поля, и так далее. Задача приобретает репутацию неразрешимой, «вековечной». На самом же деле она постепенно упрощается и в конце концов решается. Здесь и появляются исследователи, пытающиеся выяснить, в чем секрет изобретателя, решившего «вековечную» задачу».
Внимание! Сейчас мы узнаем секрет успеха предпринимателя.
«Никакого секрета нет. Неудачники, штурмовавшие задачу в начале «эстафеты», могли быть даже более способными, чем тот, кто «пробежал» последний этап. Просто им досталось слишком большое поисковое поле. В сущности, задачу решал не один человек, а целый коллектив, «кооперация современников», по определению Маркса. Для очень трудных задач необходима даже кооперация изобретателей нескольких поколений. Их усилия постепенно превращают задачу пятого уровня в сравнительно простую задачу первого уровня, кто-то делает последний рывок тем же методом проб и ошибок».
Наполеон Бонапарт отбирал своих маршалов среди везучих офицеров. Везучесть пока не является научной категорией, но когда используется метод проб и ошибок приходится рассчитывать только на везение.
Наличие успеха в прошлом не доказывает наличия способностей в предпринимательской деятельности.
«…Рухнули надежды извлечь из опыта больших (великих, крупных, опытных, талантливых) изобретателей нечто полезное для начинающих: большие изобретатели работали тем же примитивным методом проб и ошибок.
…Человек не умеет эффективно решать изобретательские задачи высших уровней. Поэтому ошибочны все гипотезы, которые прямо или косвенно исходят из того, что, исследуя творческий процесс, можно выявить эффективные приемы, методы, эвристики и т. п. Ошибочны все методики и методы, основанные на стремлении активизировать творческое мышление, поскольку это попытки хорошо организовывать плохое мышление».
Качество мышления человека не изменилось в лучшую сторону за последние 10 000 лет. Организовался колоссальный дисбаланс между огромными залежами никогда не используемых знаний, которыми пичкают с детства, в том числе и при помощи средств массовой информации до самой смерти и неразвитым, нетренированным мышлением.
Таким образом, второй этап, начавшийся с мысли о том, что изобретателям надо дать полезный вспомогательный инструмент, завершился выводом о необходимости перестройки изобретательского творчества, изменения самой технологии производства изобретения.
Переход от создания изобретений методом проб и ошибок к технологии изобретательской деятельности, это третья научно-техническая революция, которая странным образом прошла практически незамеченной.
Читателю понятна разница между изобретателем и инженером. Изобретатель иногда может не иметь специального образования в той области, в которой он сделает изобретение, или даже вообще не иметь инженерного образования.
Их отношения (изобретателя и инженера) напоминают отношения предпринимателя и специалиста в экономике. Симбиоз между хорошим инженером и изобретателем встречается очень редко. А может и теоретически невозможен. Трудно Сальери видеть, как то, что стоит ему многих лет труда, легко, играючи делает Моцарт.
ТРИЗ позволяет дотянуть среднего инженера до весьма талантливого. ТРИЗ позволяет научить специалиста методам выхода на изобретения, но правда те самые специальные знания и мешают. Поэтому неспециалисту легче сделать изобретение, чем специалисту.
Неспециалисту легче сделать изобретение, чем специалисту.
Предпринимателю легче, чем специалисту в экономике, менеджменте или маркетингу повысить эффективность работы предприятия.
Специалист может повысить эффективность на несколько процентов, предприниматель в несколько раз. Предприниматель ориентирован не на мелкие усовершенствования, а на изобретения, изменяющие процесс радикально. Но пока предприниматель делает бизнес-изобретения методом проб и ошибок.
В технике постановка задачи покончить с методом проб и ошибок дала возможность выйти на технологию производства изобретений.
Необходима технология производства изобретений.
«…Формула третьего этапа была такой: «Изобретения низших уровней — вообще не творчество. Изобретения высших уровней, делаемые методом проб и ошибок, — это плохое творчество. Нужна новая технология решения изобретательских задач, позволяющая планомерно решать задачи высших уровней. Эта технология должна основываться на знании объективных законов развития технических систем.
…Третий этап продолжается и ныне. Но уже обнаруживается нечто новое, ведущее к дальнейшему изменению идейных установок теории и вступлению теории в четвертый этап развития. Становится очевидным, что главное не в том, что изобретение — это развитие технической системы. Задача — только одна из форм, в которой потребности развития технической системы обнаруживаются человеком. С помощью теории можно развивать технические системы планомерно, не дожидаясь, пока возникнут задачи».
Существуют законы развития технических систем. Также существуют законы развития бизнес-систем. В бизнес-систему входит не только само предприятие, но и многое другое. На законах развития мы остановимся позже.
Творчество, как точная наука возможно.
Посмотрите, как совсем по-другому, после тезисов Альтшуллера, выглядит хрестоматийная история про Эдисона.
Эдисон сделал около 1 000 попыток, прежде чем создал лампочку. Что Вы чувствуете по поводу 1 000 неудачных попыток спросил его репортер. «У меня не было 1 000 неудачных попыток, — ответил Эдисон. — Лампочка была изобретена на 1 001 шаге».
Эдисон проявлял настойчивость и метод проб и ошибок, потому что тогда других методов не было, сейчас применять метод проб и ошибок это, как минимум, глупость.
Таким образом творчество, как точная наука, благодаря Г. Альтшуллеру стало возможно. И на основании пусть очень длительных исследований в бизнесе можно добиться того, чтобы деятельность, которая описывалась словами «озарение», «гениальная идея», «парадоксальное решение» станет предметом студенческих курсовых и дипломных работ.
Предпринимательский успех возможен вследствие большого количества попыток плюс везения или применения надежной теории.
«Существуют привычные, но неверные суждения об изобретательском творчестве. «Все зависит от случайности»,— говорят одни. «Все зависит от упорства, надо настойчиво пробовать разные варианты», — утверждают другие. «Все зависит от прирожденных способностей», — заявляют третьи... В этих суждениях есть доля правды, но правды внешней, поверхностной. Неэффективен сам метод проб и ошибок, поэтому многое зависит от удачи и личных качеств изобретателя: не всякий способен отважиться на «дикие» пробы, не всякий способен взяться за трудную задачу и терпеливо ее решать.
В конце XIX века применение метода проб и ошибок усовершенствовал Эдисон. В его мастерской работало до тысячи человек, поэтому можно было разделить одну техническую проблему на несколько задач и по каждой задаче одновременно вести проверку многих вариантов. Эдисон изобрел научно-исследовательский институт (и это, на наш взгляд, величайшее его изобретение)».
Необходимо усовершенствование метода проб и ошибок в предпринимательской деятельности.
Каковы необходимость и перспективы предпринимательской деятельности?
Задача. Примерно в 1909 году один статистик из компании Белл Телефоун систем вычертил две кривые, охватывающие 15-летний период: одна кривая отражала рост населения США, а другая потребность в операторах на центральной телефонной станции в связи с развитием телефонной связи. Эта прогнозная оценка показала, что если не будет заменена ручная система обслуживания телефонных разговоров, к 1925-му или 1930 году каждая американка в возрасте от 17 до 60 лет будет вынуждена работать оператором.
Питер Ф. Дракер
Вопрос: Что сделали инженеры компании Белл Телефоун систем?
Ответ: Года через два после выдачи этого прогноза инженеры компании Белл разработали и внедрили первый автоматический коммутатор.
Задача. Примерно через четверть века в индустриально развитых странах Запада количество производственных рабочих сократится на 2/3, в то время как объем производства может возрасти в 3-4 раза, т.е. ожидаются изменения, аналогичные тем, которые произошли в сельском хозяйстве этих стран за 25 лет, прошедших после окончания второй мировой войны.
Питер Ф. Дракер (английское издание книги, в которой приведен этот прогноз вышло в свет 1984 году)
Вопрос: Что из этого следует?
Ответ: ???
Следует ожидать значительного снижения роли в обществе промышленного производства.
Вывод для нашей страны совершенно, что называется, сбивающий с ног. Индустриализация (кстати, глобальная стратегическая ошибка большевиков) привела к тому, что крестьяне из деревень пошли в города и превратились в рабочих, а в результате значительного повышения производительности небольшое количество оставшихся справилось с производством сельхозпродукции. Сейчас наступает следующий этап, то же самое происходит с рабочими, они должны переквалифицироваться и это происходит в ведущих западных странах.
То, что индустриализация была ошибкой, доказывает простая цепь рассуждений. Что мы получили потратив на создание тяжелой промышленности такое количество ресурсов?
Самый металлоемкий в мире грузовой автомобиль «КРАЗ»?
Или производство самых тяжелых и ненадежных в мире тракторов, которые якобы повысили производительность труда в сельском хозяйстве?
Известно, что после того как дали почти каждому возможность иметь дачу, не менее половины всех потребляемых (а не собираемых) сельхозпродуктов в России производится на дачах, в свободное от основной работы время.
Почему космическая промышленность, оказалась полностью убыточной? (Ее могут сейчас иногда объявлять рентабельной, но нужно сначала посчитать сколько уже вложено в космическую промышленность за последние 50 лет и уже от этой суммы считать рентабельность.)
Мы, обладая таким преимуществом в космосе, имеем одну из худших в мире систем связи, например, хуже чем в Польше, у которой нет собственных ракетоносителей.
Какое влияние наши «успехи» в тяжелой промышленности оказали на автомобильную промышленность? На электронную промышленность? На производство электрических бытовых приборов. На компьютерную промышленность? И т. д. и т. п.
Так что же дала нам индустриализация? Дала возможность выиграть войну в 1941-45 гг.? Германия проиграла войну и это не оказало на нее столь катастрофических последствий, как на нас наша победа.
Никакой героический труд не дал и не даст возможность компенсировать решение проводить индустриализацию. Это глобальная стратегическая ошибка. Стратегические ошибки вообще не исправляются напряженной работой. Стратегические ошибки исправляются с помощью принятия новой стратегии.
Промышленность создавалась с одной целью, нужно было создать пролетариат, который, видимо, при помощи классового чутья и привел бы нас к коммунизму.
«Смысл индустриализации — одного из главнейших мероприятий государства в 20-30-х годах нашего века — отнюдь не исчерпывается тем, что эта мера усилила обороноспособность страны, одновременно поднимая, хотя и черепашьими темпами, ее материальный уровень. Смысл индустриализации еще и в том, что она произвела насильственную ломку психологии крестьянства и интеллигенции, заставив Россию, как выразился один иностранный журналист, «мыслить машинами», а в обществе установить тот психологический режим, при котором все расценивается мерилом практической полезности, все чувствуют себя винтиками в гигантской машине и считают это нормой, режим при котором вырождается искусство, становится государственной проституткой литература, умирает религия, опошляется культурное наследие и выхолащивается этика: психологический режим бездуховности».
Отношение к духовности отцов-основателей предельно ясно отражает следующая цитата:
При разумном строе... духовный элемент, конечно, будет принадлежать к числу элементов производства и найдет свое место среди издержек производства и политической экономии.
Перед пролетариатом (продуктом индустриализации) у власти до сих пор какой-то мистический страх.
Парадигма, что пролетариат — гегемон, видимо, сидит уже на генетическом уровне. А это уже лет пятьдесят не так. И до этого вряд ли когда-нибудь роль пролетариата в России (и не только в России) была ведущей.
«Я живу в стране, где рабочий класс остается гегемоном уже пятое десятилетие. Что же создал он, кроме все тех же ценностей материального ряда да всевозможных технических, производственных усовершенствований? Скажут, может быть: а как же вся рабочая интеллигенция, то есть выходцы из рабочей среды, становящиеся инженерами, экономистами, юристами, учеными, литераторами? Но это не рабочий класс: это — те, кто его перерос, кому нечего больше делать в этой среде и кого навсегда отделили от этой среды и характер деятельности, и круг интересов, и материальные условия жизни. Монах, расписывавший фресками храм, оставался монахом; помещик, писавший у себя в усадьбе или в своем городском доме романы, поэмы и картины, оставался помещиком; буржуа, посвящавший свой досуг искусству и науке или предавшийся меценатству, оставался буржуа; и крестьянин, сочинявший былины или расписывающий утварь, оставался членом своего класса. Но рабочий, становящийся интеллигентом, тем самым перестает быть рабочим. И того, что создала эта интеллигенция, не приходится принимать к рассмотрению, когда мы говорим о том, что создал этот класс как таковой.
Духовной, в точном смысле слова, продукции рабочего класса не существует вообще, его интеллектуальная продукция ничтожна. Рабочий класс — не венец человечества, а его трагедия, его memento mori (помни о смерти — лат.), грозное напоминание о том, что миллионы людей, потенционально ничем не отличающихся от остального полноценного общества, осуждены этим обществом на духовное скопчество, на культурное вырождение, смягчаемое лишь тем, что эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения».
Если добавить к вышесказанному еще одну цитату из Ленина, то становится понятно, что мы посадили в 1917 году и какие теперь плоды пожинаем.
Диктатура пролетариата есть превращение его в господствующий класс. Господство одного класса исключает свободу и равенство.
И господствующий класс создает вокруг себя то, что он есть сам. А что он есть, понятно, если посмотреть вокруг себя и особенно посетить территории заводов. Как говорил товарищ Ленин:
...Пролетариат нуждается в правде, и нет ничего вреднее для его дела, как благовидная, благоприличная, обывательская ложь.
Кто же все это придумал, инициировал и организовал? Для этого нужно опять обратиться к Ленину:
«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер». (16,40)
А как известно, нет худшего господина, хозяина, чем бывший раб. И сегодняшние сторонники радикальных перемен, новые революционеры — рабы, рабы по призванию.
При всем при этом глава администрации любого уровня скорее будет всерьез беседовать с какой-нибудь слабоумной бабушкой-пенсионеркой и вникать в ее проблемы, или будет выяснять мнения и настроения бывших троечников, закончивших ПТУ и бесцельно, в грязных спецовках, шастающих по заводскому двору, чем попытается понять, а где же та стратегия, которая наконец начнет что-то изменять в нашей бесперспективной действительности.
Я, конечно, не могу сказать, будет ли лучше, если все будет по иному, но вот, что я могу утверждать: все должно быть по-иному, если все должно стать лучше.
Отношения власти и предпринимателей подозрительно напоминают отношения ограниченного школьного учителя и талантливого, одаренного ученика.
(Игорь Акимов и Виктор Клименко ниже используют термины, с помощью которых они излагают свою теорию, это — энергопотенциал, психомоторика, критичность и в целом по первым буквам «ЭПК». Энергопотенциал — это количество энергии, а он и интересует нас в этой главе, а остальные термины, я думаю, понятны из контекста. )