Главные линии тренингового занятия. Синтон-подход
Конспект лекции Н.И.Козлова на «Мастерской ведущего 2004». Записал Костенко Сергей
Краткое описание основных линий занятия
ЛИНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
- Круг Я.
- Мое личное окружение.
- Бизнес. Общество
ЛИНИЯ ДИНАМИК И МОДАЛЬНОСТЕЙ
1. Динамика – Спокойствие
2. Философское обоснование и действия практика.
3. Напряг и расслабление.
4. Содержание по модальностям:
4.1 Интеллектуальное содержание
4.2 Телесно – физическое содержание
4.3 Эмоциональное содержание
5. Музыкальный (голос, музыка) и зрительный ряд
6. Деловое (практичное) и переживательное начало (сладкое, веселое, теплое)
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ЗАНЯТИЯ
а) Стоять, сидеть, ходить.
б) Работа с группой в целом, работа с одним человеком, работа в микрогруппах, каруселька.
ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Подробное описание:
ЛИНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Хорошо когда в каждом занятии присутствуют темы касающиеся:
Личного Я: это – интимно личностные темы, темы, касающиеся личностного роста, личного счастья, личного здоровья, личной коммуникации.
Личного Окружения: это друзья, любимые, семья и темы взаимоотношений с ними.
Так как в Синтон приходит много серьезных, деловых людей, то им интересны темы Бизнеса, Общества.
Например: при обсуждении игры «Красное и Черное» богато представлена тематика Бизнеса и Общества. Но если не поговорить о том, что «Красное и Черное» разыгрывается во взаимоотношениях: мальчики – девочки, муж – жена, дети – родители, наши друзья, наши сотрудники, то людям чего то не хватает. Затем мы переходим к Способам человеческой жизни, где много говорится о круге личного Я: - как Я живу, на какой стадии развития нахожусь, а также какие Я строю отношения с людьми (это уже круг Личного Окружения) и Миром с переходом к Бизнесу и Обществу
ЛИНИЯ ДИНАМИК И МОДАЛЬНОСТЕЙ
1. Динамика – Спокойствие
Во время занятия необходимо чередование динамичных отрезков со спокойными. Потоми что если все время занятие идет в спокойном монотонном режиме – люди начинают вести себя вяло, теряют активность. А если динамики очень много (без выводов, без подведения итогов), то теряется смысловая нагрузка и ДВ превращаются в обычные поигралки.
2. Философское обоснование и действия практика.
Одни люди больше склонны пофилософствовать о смысле жизни, послушать ведущего о том, как жизнь правильно понимать. А рядом с ними сидят те, кто нетерпеливо говорит: «Да мы уже все поняли. Давайте быстрее делать», или «Ну вот мы 20 минут разговариваем, а как это все применить на практике». Наша задача накормить и тех и других. Первым дать несколько идей для размышления, вторым эффективные техники.
3. Напряг и расслабление.
Ведущий должен уметь вводить группу в различные эмоциональные состояния (соответствующие задачам конкретного упражнения). Делается это своей энергетикой, своим голосом, своими эмоциями, пластикой своего тела.
4. На каждом занятии необходимо накормить людей:
1. Пищей для мозгов: (говорильно – интеллектуальное начало) – что бы на неделе людям было над чем поразмышлять.
2. Чем-то телесным, физическим, активным, бодрым – что бы после занятия тело радовалось и пело.
3. Богатыми эмоциями.
Если теряется хотя бы один подпункт пункта 4. занятие становится или пустым или скучным. Например: если все занятие было эмоциональным, было телесным, но не было ничего для интеллекта, то у народа потом может сложиться впечатление, что происходила какая то глупость. А если ведущий не наполнил занятие богатыми эмоциями, то оно становится скучным. При отсутствии телесной и физической составляющей занятие будет просто вялым.
5. В каждом занятии, в каждом упражнении должен быть хорошо простроен и музыкальный и зрительный ряд. Любое занятие всегда немного шоу. Ведущий может делать шоу сам, артистично рассказывая и показывая что – то интересное (анекдот, историю из жизни, притчу и.д.). И может делать участниками шоу часть группы или даже всю группу (все ролевые игры, падение в пропасть и т.д.).
6. Деловое и переживателиное начала.
Если люди увидят, почувствуют, поймут, что на занятии было нечто, что прибавит им денег, времени, здоровья или просто радости, от чего им будет польза, люди скажут: «Да – на занятии было классно!». А для этого ведущийу необходимо сделать так, чтобы после ДВ у людей в сухом остатке был навык. Что бы человек мог похвастаться: «А я теперь умею делать презентацию!» или «Я научился делать позитивный и деловой переводы».
И вместе с этим нужно дать людям теплые, сладкие, веселые, а когда – то и крутые с горчинкой переживания. Переживательный момент: - это когда включены и тело и душа, и человек находится в некотором энергичном трансе, и для него это дорого. А вот окраска этого состояния может быть самой разной.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ЗАНЯТИЯ
а) Стоять – сидеть – ходить.
У человека есть три основные положения. Он может стоять, сидеть или ходить, двигаться. Нельзя долго держать людей в одном положении. Иначе они устают и результативность занятия падает. Практика показывает, что стоя группа эффективно работает не более 10 – 12 минут. Сидя до получаса. После чего дайте людям подвигаться.
б) Очень хорошо, когда на занятии идет чередование таких форм работы, как:
1. работа со всей группой: – ведущий дает теоретическую часть, или беседует со всей с группой, или дает настройку на упражнение, или собирает обратную связь после упражнения и т.д.
2. с одним человеком: – ведущий проводит демонстрацию, работает с личной проблемой человека и т.д.
3. в микрогруппах по 2, 3, 4, и т.д. человек: – это обсуждения, мозговые штурмы, а так же отработка многих других заданий.
4. в карусельке: – работают все, идет быстрая смена партнеров, и все довольны.
ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
В конце занятия ведущий спрашивает: «Кто что взял с сегодняшнего занятия». И пусть каждый член группы скажет хотя бы по два слова. Это даст возможность каждому участнику: а) Осознать, что он для себя берет.
б) Вспомнить, что было на занятии.
в) Послушать других людей и подумать над тем, а что он может взять из того, что говорили другие участники.