СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ
СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА
1.
1 |
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться. |
2 |
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, |
3 |
зная, что испытание вашей веры производит терпение; |
4 |
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. |
5 |
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. |
6 |
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. |
7 |
Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. |
8 |
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. |
9 |
Да хвалится брат униженный высотою своею, |
10 |
а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. |
11 |
Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. |
12 |
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. |
13 |
В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, |
14 |
но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; |
15 |
похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. |
16 |
Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. |
17 |
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. |
18 |
Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. |
19 |
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, |
20 |
ибо гнев человека не творит правды Божией. |
21 |
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. |
22 |
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. |
23 |
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: |
24 |
он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. |
25 |
Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. |
26 |
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. |
27 |
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. |
2.
1 |
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. |
2 |
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, |
3 |
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - |
4 |
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? |
5 |
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? |
6 |
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? |
7 |
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? |
8 |
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. |
9 |
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. |
10 |
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. |
11 |
Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. |
12 |
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. |
13 |
Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. |
14 |
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? |
15 |
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, |
16 |
а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? |
17 |
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
18 |
Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. |
19 |
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. |
20 |
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? |
21 |
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? |
22 |
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? |
23 |
И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". |
24 |
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? |
25 |
Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? |
26 |
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. |
3.
1 |
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, |
2 |
ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. |
3 |
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. |
4 |
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; |
5 |
так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! |
6 |
И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. |
7 |
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, |
8 |
а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. |
9 |
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. |
10 |
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. |
11 |
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? |
12 |
Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. |
13 |
Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. |
14 |
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. |
15 |
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, |
16 |
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. |
17 |
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. |
18 |
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. |
4.
1 |
Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? |
2 |
Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. |
3 |
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. |
4 |
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. |
5 |
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? |
6 |
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. |
7 |
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. |
8 |
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. |
9 |
Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. |
10 |
Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. |
11 |
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. |
12 |
Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? |
13 |
Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; |
14 |
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. |
15 |
Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - |
16 |
вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. |
17 |
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. |
- 1
- 2