Приложение 4. Ответы к контрольным заданиям и тестам
Ответ к заданию. Определение избыточности текстов (к беседе третьей).
Избыточность первого стихотворения: И==64,7%.
После сжатия текста получаем лаконичное выражение: «По глазам видно, что он плут». Количество слов —6. В исходном тексте —17 слов. Таким образом, вычисляем:
И=((17-6)/17)*100% =64,7%. Избыточность второго стихотворения: И=0%.
Решение задания. Определение способности к антиципации (к беседе четвертой).
Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась пурга. Снег повалил большими хлопьями. Холодный ветер выл как волк, дикий и голодный. На конце пустынной и глухой улицы вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с трудом пробиралась по сугробам. Она была худа и бедно одета. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали и мешали ей идти. На ней было плохое пальто с узкими рукавами, а на плечах шарф. Вдруг девочка остановилась и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец, она стала на колени и своими посиневшими от холода ручонками стала шарить по сугробу.
Оценка: если вы правильно заполнили все пропуски — отлично; не заполнили или заполнили неправильно 2 пропуска — хорошо, 4 пропуска — удовлетворительно, 6 пропусков и более — плохо.
Приложение 5. Контрольные вопросы к текстам для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания
Т е к с т № 1.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные (название газеты, дата).
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. В каком институте разработан новый прибор?
6. Что изучает прибор?
7. Сколько он весит?
8. Какой элемент питания используется?
9. Время непрерывного действия прибора?
10. Из какого материала изготовлен прибор?
Текст № 2.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. О чем эта статья?
5. В чем особенность интеллектуального поведения?
6. Что намечает человек перед решением задачи?
7. От кого зависит выбор правильного решения задачи?
8. Что подсчитал профессор А. Р. Лурия, говоря о поведении человека?
9. Из каких трех фраз состоит интеллектуальный процесс?
10. Что такое интеллект?
Текст № 3.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. В каких двух направлениях приучают детей в Японии планировать свое время?
6. Каким навыкам обучают школьников в японских школах?
7. Что такое система оценок по контракту?
8. Сколько вопросов включает методическая разработка для оценки на пять?
9. В чем особенность оценки знаний в случае невыполнения контракта?
10. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?
Текст № 4.
1. Название статьи. Автор статьи. Выходные данные. Какой проблеме посвящена статья?
Какие стихи А. Вознесенского приведены и что они показывают в отношениях между понятием и значением?
6. Какое слово претерпело за последние сто лет много изменений?
7. Почему значение слова в словаре может отличаться от понятия?
8. Что сказал психолог Л. С. Выготский о мысли?
9. Почему язык может выступать как средство познания?
10. Доминанта статьи.
Текст № 5.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. О чем эта статья?
5. На что установлены ограничения в японских школах для девушек и юношей?
6. Как наказывают любителей покурить?
7. Каков процент мужчин-преподавателей в японских школах?
8. Можно ли посмеяться и пошутить над учителем?
9. Как используются в школе компьютеры и видеомагнитофоны?
10. Почему японские предприятия вышли на высокий уровень производства?
Текст № 6.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. Какие три слоя в личности человека выделяет 3. Фрейд?
6. Какой принцип действует в жизни человека?
7. Что такое фрустрация?
8. В чем состоит важнейший просчет теории личности 3. Фрейда?
9. Для каких людей типична теория 3. Фрейда?
10. В чем основная заслуга 3. Фрейда?
Т е к с т № 7.
1. Кто автор статьи «Тройка»?
2. Как современники называли художника Перова?
3. Как возник замысел картины?
4. Каково название рассказа, в котором Перов пишет о своей работе над картиной?
5. Где и как художник встретил мальчика, позже запечатленного на его полотне?
6. Как звали этого мальчика?
7. Кто из русских критиков высоко оценил произведение Перова?
8. Где сейчас находится эта картина?
9. Зачем к Перову приходила старушка и что обещал ей художник?
10. Нарисуйте на память этюд картины.
Текст № 8.
1. Название статьи.
2. В каком году участники экспедиции были на Сихотэ-Алине?
3. Как нашли воду участники экспедиции?
4. Кто первый обратил внимание на влаголюбивые растения?
5. В каком веке жил писатель, отметивший роль растений в поиске воды?
6. Сколько процентов воды в каждом растении?
7. На какие три экологические группы делятся все растения?
8. Как далеко вглубь уходят корни растений в пустыне?
9. К какой группе относятся растения наших лесов и лугов?
10. Как вы будете добывать воду из листьев? Был ли у вас в процессе чтения зрительный образ такого опыта?
Текст № 9.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. Что такое кружок качества?
5. Почему японцы не покупают американские товары?
6. Какой выход был найден для снижения шума мотора?
7. Сколько всего кружков качества работает в Японии?
8. В чем особенность подхода японцев к оценке качества работы рабочего?
9. Какой главный лозунг выдвигают производственные бригады Японии?
10. Что можно использовать из японского опыта в наших условиях?
Текст № 10.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. Каких двух видов бывают образы?
5. Что такое дискурсивное мышление?
6. В чем особенность «шахматного расчета» и как называется шахматное мышление?
7. Что сказал Наполеон о вдохновении?
8. Чем можно объяснить победы Наполеона?
9. На что уходила большая часть свободного времени Суворова?
10. За счет чего формируется ум полководца?
Литература
Авоян Р. Г. Значение в языке.—М., 1985.
Алексеев А. В. Себя преодолеть.—М., 1982.
Беляев Г. С., Лобзин В. С.. Копылов а И. А. Психическая саморегуляция.—М., 1978.
Гей Н. К. Художественность литературы.—М., 1975.
Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза.—М., 1978.
Глезер В. Д. Зрение и мышление.—Л., 1985.
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики.—М., 1989.
Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим.—М., 1979.
Жинкин Н. И. Механизм речи.—М., 1958. Зеркало мира / Сост. В. А. Эльвова.—М., 1984.
Кашкуревич Л. В. Формирование универсальных умений билингва.—М., 1988.
Китаев-С м ы к Л. А. Психология стресса.— М., 1983.
Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда.— М., 1976.
Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности.—М., 1965.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.—М., 1969.
Линдеман X. Аутогенная тренировка.—М., 1985.
Липкова И. Я. Ты и твоя книга.—М., 1981.
Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти.—М., 1988. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А. Н. Лебедев.— М„ 1985.
Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой.— М., 1985.
Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление.—М., 1969.
Степанищев А. Т. Читать можно быстрее.— М., 1988.
Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова.—М., 1976.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игры и упражнения.—М., 1988.
Ч и р в а А. Книга в твоих руках.— М., 1985.
Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование.—М., 1988.
Ярбус А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения.—М.. 1965.