Дрессировка, творчество и фракталы
Перебирая в памяти прекрасный (= вкусный + полезный) вечер Логического анализа текстов, вспомнил один маленький момент, касающийся проблемы «творчество и дрессировка»: понятие о фрактальных структурах (о которых вы тоже говорили) здесь может помочь.
Предлагаю Вам простую метафору, используемую математиками при введении фрактальных структур (или фракталов): дерево. Просто голое ветвистое дерево. "Ствол - ветка" - это элемент подобия. Но ветка - у нее ж отростки! - она сама как маленькое дерево. И так далее, до самых маленьких веточек. Каждая промежуточная ветка и ствол, и отросток одновременно.
- А здесь у нас подходящая картинка
Фракталы - очень плодотворный образ, они часто встречаются в природе (в биологии, химии и физике - в виде кустиков, углеродных цепочек или кристаллических структур) и в абстрактных теориях (в математике - в виде красивых самоподобных формул)
Как я подмечаю, с их помощью часто удается решать логические, казалось бы, противоречия, уходя от противопоставлений вроде "что верно: А или не А". Проблема раскручивается по уровням-ярусам и ее хаотичность приобретает приятную сознанию логичность и притягательную для подсознания гармонию. Особенно хорошо это видно на фракталах геометрических - узорах.
- Все как положено
И в, казалось бы, не столь строгом (пока?) мышлении фракталы часто упорядочивают идейный хаос. Например, прекрасно выстраивается цепочка элементов "цель-средство" (а ведь очень болезненный вопрос для некоторых).
На работе: рабочий процесс (средство), потому что (цель) - работа, результат - (средство), чтобы заработать (цель) деньги, нужные как (средство) чтобы купить (цель) продукты, являющиеся (средство) пищей для (цель)
хм-м, интересный вопрос
Прям картинка такая рисуется: дерево-фрактал тянет мощным стволом из земли воду и минералы (питание), чтобы посредством себя, ствола то есть, доставить все это до места, откуда растут ветки - разные цели. В свою очередь, ветка - тоже средство, а в результате - листочки кроны и плоды деятельности организма-дерева.
- А здесь уже можно рисовать са-авсем другие картинки
Замечательную "полярность" дрессировка-творчество тоже можно разложить аналогично. Было время, мы не умели почти ничего и учились ходить Думаю, это был очень творческий процесс поначалу! Овладев способностью как-то перемещаться в пространстве, мы вышли на новый уровень творчества - пошла социальная адаптация. И так далее - творчество всегда растет и развивается, а потому оно немыслимо без дрессировки, шлифования, доведения до автоматизма найденных вариантов.
- Впрочем, проблема поиска этих вариантов и вопрос "как именно шлифования" остаются открытыми.
С благодарностью за выдрессированный автоматизм, оставляющий время для творчества,