Структура
Настоящая сила центра – в его авторитете (то есть в поддержании качества работы ведущих, в новых разработках, в координирующих усилиях и в поддержке тех, кто находится в процессе становления) и в широте границ и рамок, позволяющих многое пробовать, искать и находить лучшее с уверенностью в поддержке со стороны этого центра. Таким образом, нынешняя структура: группы, клубы, центры по стране — сохранится.
Полагаю, правильно поощрять и подбор к Синтон-программе для своих синтоновцев некоммерческих (то есть не за «ломовые» цены) курсов-спутников. Тут три пользы: народ получает то, что ему нужно и что в Синтон-программе как-то неуместно (например, просто обучающие семинары), Синтон получает известность среди тех, кто конкретно им не интересовался, плюс, поскольку многие из таких тренингов скорее роскошь, чем повседневность, деньги. Последние дадут возможность держать невысокими синтоновские членские взносы. Получается окупаемость без грабительства.
Народ
В объективной реальности, я надеюсь, ничего не изменится: народ сможет прожить и без Синтона, но Синтон и дальше будет стремиться делать как можно больше добра. И народ здесь будет добровольно получать то, что позволит ему сделать жизнь свою и окружающих теплее, умнее, добрее и успешней.
Что касается качественного состава, то, полагаю, возрастные границы (17—40 лет) значительно не изменятся. А вот относительное преобладание студентов над работающими молодыми людьми, видимо, будет снижаться. Больше станет тех, кто уже что-то делает в жизни, а потому и интересуется не «вообще за жизнь», а конкретикой: «как мне сделать (жить), чтобы ». Таким образом, будет больше осмысленного целеполагания, а значит, будут и более глубокие результаты.
Идеи и ценности
И все это будет в Синтоне, и все это будет Синтон. Потому что здесь основой является одно: забота о людях и желание, чтобы им жилось светлее, добрее, мудрее и внутри себя, и друг с другом. В каких-то группах это будет основано на воспитании культуры общения, где-то — на осмыслении своего жизненного опыта и опыта других, где-то — на полном и значимом переживании межличностных отношений, где-то — на погружении в свой внутренний мир. Но главное останется: мало не делать зла, недостаточно даже бороться со злом, надо делать добро. И делать его активно и посильно. И просто сильно.
Но — не насильно. Мягкое, доброжелательное насилие (или давление, если хотите) возможно, когда люди ждут именно такого подхода, ему способствуют и активно помогают. Но это не то же самое, что жесткие рамки и ультимативные императивы: «или так — или никак». В последнем случае, во-первых, многие просто уйдут и не получат ничего; во-вторых, могут быть серьезные потери — умения и желания делать себя самому. И тогда вбивавший должен все время стоять рядом, чтобы другой молоток не вбил что-то свое.
Мы же хотим помочь людям сделать себя. Вот как это звучит у нас на занятиях: «Ваш выбор — это ваше дело. А мое — помочь вам сделать свободный выбор: то есть осознать, что именно вы выбираете, что за этим последует и чем придется расплачиваться. Но выбираете — вы. И отвечаете за это — вы».