© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон
Что такое рабочие отношения?
Отношения деловые или личные? — Рабочие!
Российский менталитет содержит очень смутные представления о том, что такое — рабочие отношения, которые ведут к лучшим бизнес-результатам. Первый миф: «Бизнес есть бизнес!», в бизнесе нет и не может быть ничего личного, все определяются поставленной целью и рабочим контрактом.
- «Надо — значит, надо». «Свои личные проблемы каждый решает за свой счет».
Миф второй: «Человек на первом месте», главное — справедливость и личная удовлетворенность сотрудников как в целом, так и в мелочах. В этом случае каждый начинает ждать от другого понимания и учета его личных проблем.
- «Я устал — ты должен помочь!», «Я не могу работать при таком отношении ко мне!», «Ты никогда раньше не писал отчеты — ну хорошо, и не пиши, не будем тебя заставлять!»
В первом случае мы имеем потогонную машину, во втором — психологня и психдиспансер за счет собственника. На самом деле эти две крайности есть два обязательных составных элемента рабочих отношений.
Деловые отношения — отношения формальные, безличные. Составили договор — отработали количество часов — представили продукт — получили деньги, и не важно с каким человеком и с какими чувствами идет этот бизнес. Если в отношениях нет деловой составляющей, нет четкости, счетности и требовательности.
Личные отношения — отношения между живыми людьми, у которых есть симпатии и антипатии, разное самочувствие и усталость, энтузиазм и опасения. Если в отношениях нет личной составляющей, не используется важнейший ресурс, связанный с желанием людей работать, с готовностью доверять, помогать, выкладываться.
Рабочие отношения — это не личные и не деловые отношения. Это баланс личных и деловых отношений, ведущий к наилучшим бизнес-результатам. Это система, где важны и набор людей, и набор должностей, но система так организует (что-то подсоединяет, что-то отключает) эти личные особенности и деловой функционал, что все работает на результат. Это отношение и к событиям, и к сотрудникам, и к клиентам, и к самому себе, где все подчинено главному — результату.
Основные ключи рабочих отношений — это позитив, конструктив и ответственность.
Немного о психологии
На работе чем меньше психологии — тем лучше.
Почему?
Когда хорошо подготовленный спортсмен стабильно показывает высокие результаты — это естественно. Но вот он, при всей великолепной подготовке и нормальном самочувствии, вдруг стал допускать сбои. И еще сбои. В чем дело?! Врач осматривает: все нормально, функциональных отклонений нет. Тренер и массажист видят: тело в полном порядке. Но — проиграл слабейшему. Но — сошел с дистанции. В чем дело?! Видимо, причина — в психологии спортсмена.
- В неадекватных притязаниях или заниженной самооценке, повышенной тревожности или психической травме
Все эти причины объединяет одно: они не дают нормально работать. И тогда зовут психолога.
- Психолога зовут тогда, когда у человека появляется психология и начинает мешать ему работать.
Потому что, если она не мешает ему качественно работать, кто будет просто так, зазря платить деньги психологу?
Это кажется парадоксом, но в работе хорошо сделанного предприятия и во взаимодействии его профессионально подготовленных сотрудников психологических моментов нет, как нет их у компьютера или счетной машинки. Руководитель отдал распоряжение, распоряжение выполнено, руководителю доложили. Какая тут психология? Но бывает и по-другому, и, как правило, все обстоит очень по-другому на предприятиях, где рабочих отношений — нет. Известно, какое психологическое мастерство высочайшего класса требуется от руководителя при работе в женском коллективе, где сотрудницы не всегда работают, но всегда отношаются. Также, если у работника трудный характер, просто так с ним не договоришься: при общении с ним требуется психология. А если это работник вышколенный (читай: «прошедший хорошую школу»), с ним все просто: у него характера нет.
- Ну какой характер у официанта в элитном ресторане? Как только у него появится «характер», его просто уволят. И правильно сделают: на работе от него требуется не демонстрация его характера, а понимание политики руководства и качественное обслуживание клиентов.
Рабочие отношения и психология — несовместимы
На работе чем меньше психологии — тем лучше. Но для того, чтобы сделать предприятие, где отношения по-настоящему рабочие, где сотрудники заняты делом, а не отношаются между собой и с вами, от вас потребуется настоящее, практическое владение прикладной психологией.
- Синтез-технология — к вашим услугам.
Хотите прочитать продолжение? Приглашаем на страницы книги «Формула успеха!»