Исследование отношения участников занятий к общечеловеческим ценностям и проблемам.
Данные исследования строились на основе методики "проблемных вопросов", которая использовалась на вводном занятии для организации общения и знакомства между участниками и для исследования отношения участников к общечеловеческим ценностям, отраженным в рпоблемных темах, таких, как:
-- мужчины и женщины;
-- свобода и привязанность;
-- семья и измена;
-- любовь;
-- святое, центральные ценности;
-- принятие себя, других, мира;
-- открытость во взаимоотношениях;
-- одиночество;
-- дети;
-- игра и "роли-по-жизни";
-- самореализация;
-- полнота и осмысленность жизни;
-- дело и развлечения;
-- переживание собственной уникальности.
(Всего 15 вопросов-проблем -- см. Приложение 6).
Констатирующее исходный уровент отношения к перечисленным проблемам исследование было проведено во время вводного занятия 1 февраля 1999 года. участникам было предложен, ознакомившись с вопросником, выразить свое нынешнее отношение к данной проблеме, проставив в графе рядом с соответствующим вопросом условный знак, обозначающий это отношение (см. инструкцию в Приложении 6):
-- не задумывался над этим вопросом;
-- актуальная для меня тема;
-- хотел бы обсудить этот вопрос с другими участниками группы;
-- нейтральное отношение к проблеме.
В исследовании приняли участие 20 человек.
Во время итогового занятия 29 марта 1999 года было проведено повторное исследование по данному вопроснику на основании тех же инструкций и в том же количественном составе участников.
Подводя итог данному исследованию, следует упомянуть об общей тенденции к сокращению числа ответов "не задумывался над этим вопросом" до общего уровня "ниже среднего" (от 8 до 24%), а в вопросах N6 и N7 -- до 0%, тогда как первоначальное ислледование показало преобладание уровня "средний" (24%), "выше среднего" (от 24 до 40%), а в вопросе N5 -- "высокий" (свыше 40%).
Наиболее актуальными на сегодняшний момент можно признать вопросы NN2, 4, 6, 7, 11 (высокий уровень значимости), наименее -- вопросы NN1, 3 (при уровне значимости "ниже среднего"), тогда как в первоначальном исследовании высоким уровнем актуальности обладал лишь вопрос N8, а вопросы NN3, 5, 9, 12 и 13 обладали низкой актуальностью (менее 8%).
Желание обсуждать с другими участниками занятий проблемные вопросы в основном колеблется в пределах среднего уровня, однако высокой значимостью сейчас обладает вопрос N6, а низкой -- N11, тоогда как первоначально низкий уровень значимости был у вопросов NN12, 13, 14, а высокого уровня значимости не достигал ни один вопрос. Поэтому можно сделать вывод, что желание обсуждать различные проблемы в группе в целом увеличилось, что говорит об увеличении интереса к другим людям, их мнению, а также о развитии коммуникативных связей и доверительных отношений в группе.
Что касается нейтральных ответов, то их можно трактовать двояко: с одной стороны, как игнорирование проблемы, с другой -- как сознательно сформированное отношение к ней. В то же время ответ "не задумывался над этим вопросом" часто показывает, что опрашиваемый осознал несформированность собственного отношения к проблеме, задумался. В целом нейтрально отношение к проблемам либо уменьшилось, либо ненамного изменилось.
Данные закономерности, выявленные в изменении отношения к проблемным вопросам, позволили оценить проведенный цикл занятий "Контакт-группа" как эффективный для развития самопознания и рефлексии, выработки самостоятельности мышления. Так же нельзя не отметить необходимость наличия определенного уровня психологической атмосферы в группе для возможности свободного высказывания своего отношения к "глобальным проблемам", наличие желания их обсуждать, что еще раз подчеркивает роль использованных методов групповой работы в создании воспитательной среды, благоприятной для проявления этих феноменов.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели проблему психологических методов воздействия в создании воспитательной среды на опыте работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон". На основании изучения данных проблем в научной психологической литературе, а также проведения экспериментальных исследований, можно сделать следующие выводы.
Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития с учетом современных направлений практической психологии являются сегодня наиболее эффективным средством воспитательной работы с молодежью. Их эффективность основана прежде всего на социально-психологических механизмах формирующего воздействия группы на личность. В результате этого воздействия создается воспитательная среда, генерирующая ценностные ориентации и установки, наиболее отвечающие не только потребностям юношеского возраста, но и лучшим идеалом гуманизма демократического общества и создающие возможность преодолевать трудности кризисного этапа общественного развития. Также эффективность этих методов напрямую зависит от специфики юношеского возраста, его потребностей, сензитивности к нравственному воспитанию.
Синтон-программа объединяет в себе все достоинства активных групповых методов психологического воздействия и в наибольшей степени отвечает задачам воспитательной работы с молодежью в современных условиях. Это было подтверждено экспериментальными исследованиями на базе тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон", в результате которых были получены следующие выводы.
Во-первых, Синтон-программа благодаря актуальности для данной возрастной категории является эффективным средством воспитательного воздействия, что проявилось в изменении мотивации посещения занятий и ценностных ориентаций участников.
Во-вторых, в процессе этих занятий была создана уникальная воспитательная среда, благодаря чему произошли эти изменения.
В-третьих, была обоснована эффективность использования групповых методов психологического воздействия для формирования личности человека в юношеском возрасте.
В-четвертых, была выявлена роль конкретных групповых методов, используемых Синтон-программой, в создании воспитательной среды клуба.
В заключение хотелось бы отметить значение специальной подготовки будущих учителей, психологов, специалистов по работе с молодежью к использованию этих методов воспитательной работы и повышение роли молодежных организаций и учреждений, таких как комитеты по делам молодежи, в широком внедрении и использовании опыта работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон". Эта работа, отвечающая реальным потребностям и запросам молодежи, крайне необходима в современных общественных условиях. [1] Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. 2 издание.-- М., Изд.ц. "Академия", 1996 [2] Активные методы в работе школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989 [3] Андреева Г.М. Социальная психология.-- М., 1994 [4] Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. В двух томах. Пер. с англ. Мешанин Ю. Новосибирский государственный педагогический университет, 1988 [5] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-- М., 1996 [6] Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг, 1921. [7] Битянова М.Р. Социальная психология.-- М., 1994 [8] Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.-- М., Просвещение, 1988 [9] Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.-- М., Мысль, 1983 [10] Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., Л., 1967 [11] Гроф С. Путешествие в поисках себя.-- М., 1994 [12] Групповая психотерапия. /под ред. Б.Д. Карбасарского. М., 1990 [13] Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.-- М., ИНФРА-М, 1997 [14] Егидес А.П. Как располагать к себе людей. М., 1997 [15] Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-- Изд-во Ленинградского университета, 1985 [16] Игры -- обучение, тренинг, досуг Под ред. В.В. Петрусинского. В 4 книгах.-- М., Новая школа, 1994 [17] Калина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии.-- Серия "Актуальная психология", 1997 [18] Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 3 издание, перераб. и доп.-- М., Новая школа: АСТ-ПРЕСС, 1997 [19] Козлов Н.И. Контакт-группа. Основной курс, цикл 1.-- М., Синтон, 1994 [20] Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-- Екатеринбург, изд-во АРТ ЛТД, 1997 [21] Козлов Н.И., Устинов Д.Ю. Практическая психология на каждый день. Первая ступень Синтон-программы.-- М., Синтон, 1997 [22] Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя.-- М., Просвещение, 1989 [23] Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.-- М., "КСП", Институт психологии РАН, 1997 [24] Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспект.-- М., МГУ, 1993 [25] Мастеров В.Б. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.-- М., изд-во фонда Сороса, 1996 [26] Морено Дж. Театр спонтанности. Пер. с англ. Инкина С. Под общ. ред. Хасана Б.И.-- Фонд ментального здоровья, Красноярск, 1993 [27] Мэй Р. Искусство психологического консультирования.-- М., 1997 [28] Немов Р.С. Психология. В 2 кн.-- М., Просвещение, 1994 [29] Обозов М.Н. Межличностные отношения.-- М., 1985 [30] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.-- М., Тривола, 1996 [31] Ольшанский В.Б. Психология -- практикам: учителям, родителям и руководителям.-- М., Тривола, 1996 [32] Основы социально-психологической теории. /под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова.-- М., 1995 [33] Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-- М., Изд-во МГУ, 1989 [34] Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающие взаимодействия.-- Ростов-на-Дону, 1993 [35] Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов.-- М., Российское педагогическое агентство, 1995 [36] Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.-- М., 1994 [37] Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. /пер с франц.-- М., Прогресс, 1988 [38] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие.-- М., Владос, 1996 [39] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Л.П. Петровской. -- второе издание, М., Прогресс, 1993 [40] Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школном возрасте. Под. ред. И.В. Дубровиной -- 2 издание, М., Изд.ц. "Академия", 1997 [41] Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-- М., Новая школа, 1995 [42] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.-- М., Школа-Пресс, 1995 [43] Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении.-- М., МГУ, 1992 [44] Столяренко Л.Д. Основы психологии.-- М., изд-во "Феникс", 1995 [45] Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг -- игры и упражнения.-- М., 1998 [46] Чурбакова М.В. Методические комментарии //Сб. Синтон-движение, вып. 4, 1998 [47] Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие.-- М., ВЛАДОС, 1995