УПП

Цитата момента



Мне хотя бы раз прожить с тобой всю жизнь.
И, клянусь, мне большего не надо!
Клянусь.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Однажды кто-то стал говорить ей о неземном блаженстве, о счастье, которое ожидает нас в другой жизни. «Откуда вы об этом знаете? — пожала плечами с улыбкой Елена. — Вы же ни разу не умирали».

Рассказы о Елене Келлер ее учительницы Анны Салливан

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

     Исследование отношения участников занятий к общечеловеческим ценностям и проблемам. 

     Данные исследования строились на основе методики "проблемных вопросов", которая использовалась на вводном занятии для организации общения и знакомства между участниками и для исследования отношения участников к общечеловеческим ценностям, отраженным в рпоблемных темах, таких, как:

     -- мужчины и женщины;

     -- свобода и привязанность;

     -- семья и измена;

     -- любовь;

     -- святое, центральные ценности;

     -- принятие себя, других, мира;

     -- открытость во взаимоотношениях;

     -- одиночество;

     -- дети;

     -- игра и "роли-по-жизни";

     -- самореализация;

     -- полнота и осмысленность жизни;

     -- дело и развлечения;

     -- переживание собственной уникальности.

     (Всего 15 вопросов-проблем -- см. Приложение 6).

     Констатирующее исходный уровент отношения к перечисленным проблемам исследование было проведено во время вводного занятия 1 февраля 1999 года. участникам было предложен, ознакомившись с вопросником, выразить свое нынешнее отношение к данной проблеме, проставив в графе рядом с соответствующим вопросом условный знак, обозначающий это отношение (см. инструкцию в Приложении 6):

     -- не задумывался над этим вопросом;

     -- актуальная для меня тема;

     -- хотел бы обсудить этот вопрос с другими участниками группы;

     -- нейтральное отношение к проблеме.

     В исследовании приняли участие 20 человек.

     Во время итогового занятия 29 марта 1999 года было проведено повторное исследование по данному вопроснику на основании тех же инструкций и в том же количественном составе участников.

     Подводя итог данному исследованию, следует упомянуть об общей тенденции к сокращению числа ответов "не задумывался над этим вопросом" до общего уровня "ниже среднего" (от 8 до 24%), а в вопросах N6 и N7 -- до 0%, тогда как первоначальное ислледование показало преобладание уровня "средний" (24%), "выше среднего" (от 24 до 40%), а в вопросе N5  -- "высокий" (свыше 40%).

     Наиболее актуальными на сегодняшний момент можно признать вопросы NN2, 4, 6, 7, 11 (высокий уровень значимости), наименее -- вопросы NN1, 3 (при уровне значимости "ниже среднего"), тогда как в первоначальном исследовании высоким уровнем актуальности обладал лишь вопрос N8, а вопросы NN3, 5, 9, 12 и 13 обладали низкой актуальностью (менее 8%).

     Желание обсуждать с другими участниками занятий проблемные вопросы в основном колеблется в пределах среднего уровня, однако высокой значимостью сейчас обладает вопрос N6, а низкой -- N11, тоогда как первоначально низкий уровень значимости был у вопросов NN12, 13, 14, а высокого уровня значимости не достигал ни один вопрос. Поэтому можно сделать вывод, что желание обсуждать различные проблемы в группе в целом увеличилось, что говорит об увеличении интереса к другим людям, их мнению, а также о развитии коммуникативных связей и доверительных отношений в группе.

     Что касается нейтральных ответов, то их можно трактовать двояко: с одной стороны, как игнорирование проблемы, с другой -- как сознательно сформированное отношение к ней. В то же время ответ "не задумывался над этим вопросом" часто показывает, что опрашиваемый осознал несформированность собственного отношения к проблеме, задумался. В целом нейтрально отношение к проблемам либо уменьшилось, либо ненамного изменилось.

     Данные закономерности, выявленные в изменении отношения к проблемным вопросам, позволили оценить проведенный цикл занятий "Контакт-группа" как эффективный для развития самопознания и рефлексии, выработки самостоятельности мышления. Так же нельзя не отметить необходимость наличия определенного уровня психологической атмосферы в группе для возможности свободного высказывания своего отношения к "глобальным проблемам", наличие желания их обсуждать, что еще раз подчеркивает роль использованных методов групповой работы в создании воспитательной среды, благоприятной для проявления этих феноменов. 

     Заключение.

     Итак, мы рассмотрели проблему психологических методов воздействия в создании воспитательной среды на опыте работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон". На основании изучения данных проблем в научной психологической литературе, а также проведения экспериментальных исследований, можно сделать следующие выводы.

     Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития с учетом современных направлений практической психологии являются сегодня наиболее эффективным средством воспитательной работы с молодежью. Их эффективность основана прежде всего на социально-психологических механизмах формирующего воздействия группы на личность. В результате этого воздействия создается воспитательная среда, генерирующая ценностные ориентации и установки, наиболее отвечающие не только потребностям юношеского возраста, но и лучшим идеалом гуманизма демократического общества и создающие возможность преодолевать трудности кризисного этапа общественного развития. Также эффективность этих методов напрямую зависит от специфики юношеского возраста, его потребностей, сензитивности к нравственному воспитанию.

     Синтон-программа объединяет в себе все достоинства активных групповых методов психологического воздействия и в наибольшей степени отвечает задачам воспитательной работы с молодежью в современных условиях. Это было подтверждено экспериментальными исследованиями на базе тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон", в результате которых были получены следующие выводы.

     Во-первых, Синтон-программа благодаря актуальности для данной возрастной категории является эффективным средством воспитательного воздействия, что проявилось в изменении мотивации посещения занятий и ценностных ориентаций участников.

     Во-вторых, в процессе этих занятий была создана уникальная воспитательная среда, благодаря чему произошли эти изменения.

     В-третьих, была обоснована эффективность использования групповых методов психологического воздействия для формирования личности человека в юношеском возрасте.

     В-четвертых, была выявлена роль конкретных групповых методов, используемых Синтон-программой, в создании воспитательной среды клуба.

     В заключение хотелось бы отметить значение специальной подготовки будущих учителей, психологов, специалистов по работе с молодежью к использованию этих методов воспитательной работы и повышение роли молодежных организаций и учреждений, таких как комитеты по делам молодежи, в широком внедрении и использовании опыта работы тульского молодежного клуба практической психологии "Синтон". Эта работа, отвечающая реальным потребностям и запросам молодежи, крайне необходима в современных общественных условиях.  [1]   Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. 2 издание.-- М., Изд.ц. "Академия", 1996  [2]   Активные методы в работе школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989  [3]   Андреева Г.М. Социальная психология.-- М., 1994  [4]   Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. В двух томах. Пер. с англ. Мешанин Ю. Новосибирский государственный педагогический университет, 1988  [5]   Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-- М., 1996  [6]   Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг, 1921.  [7]   Битянова М.Р. Социальная психология.-- М., 1994  [8]   Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.-- М., Просвещение, 1988  [9]   Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.-- М., Мысль, 1983  [10]  Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., Л., 1967  [11]  Гроф С. Путешествие в поисках себя.-- М., 1994  [12]  Групповая психотерапия. /под ред. Б.Д. Карбасарского. М., 1990  [13]  Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.-- М., ИНФРА-М, 1997  [14]  Егидес А.П. Как располагать к себе людей. М., 1997  [15]  Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-- Изд-во Ленинградского университета, 1985  [16]  Игры -- обучение, тренинг, досуг… Под ред. В.В. Петрусинского. В 4 книгах.-- М., Новая школа, 1994  [17]  Калина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии.-- Серия "Актуальная психология", 1997  [18]  Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 3 издание, перераб. и доп.-- М., Новая школа: АСТ-ПРЕСС, 1997  [19]  Козлов Н.И. Контакт-группа. Основной курс, цикл 1.-- М., Синтон, 1994  [20]  Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-- Екатеринбург, изд-во АРТ ЛТД, 1997  [21]  Козлов Н.И., Устинов Д.Ю. Практическая психология на каждый день. Первая ступень Синтон-программы.-- М., Синтон, 1997  [22]  Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя.-- М., Просвещение, 1989  [23]  Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.-- М., "КСП", Институт психологии РАН, 1997  [24]  Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспект.-- М., МГУ, 1993  [25]  Мастеров В.Б. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.-- М., изд-во фонда Сороса, 1996  [26]  Морено Дж. Театр спонтанности. Пер. с англ. Инкина С. Под общ. ред. Хасана Б.И.-- Фонд ментального здоровья, Красноярск, 1993  [27]  Мэй Р. Искусство психологического консультирования.-- М., 1997  [28]  Немов Р.С. Психология. В 2 кн.-- М., Просвещение, 1994  [29]  Обозов М.Н. Межличностные отношения.-- М., 1985  [30]  Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.-- М., Тривола, 1996  [31]  Ольшанский В.Б. Психология -- практикам: учителям, родителям и руководителям.-- М., Тривола, 1996  [32]  Основы социально-психологической теории. /под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова.-- М., 1995  [33]  Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-- М., Изд-во МГУ, 1989  [34]  Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающие взаимодействия.-- Ростов-на-Дону, 1993  [35]  Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов.-- М., Российское педагогическое агентство, 1995  [36]  Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.-- М., 1994  [37]  Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. /пер с франц.-- М., Прогресс, 1988  [38]  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие.-- М., Владос, 1996  [39]  Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Л.П. Петровской. -- второе издание, М., Прогресс, 1993  [40]  Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школном возрасте. Под. ред. И.В. Дубровиной -- 2 издание, М., Изд.ц. "Академия", 1997  [41]  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-- М., Новая школа, 1995  [42]  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.-- М., Школа-Пресс, 1995  [43]  Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении.-- М., МГУ, 1992  [44]  Столяренко Л.Д. Основы психологии.-- М., изд-во "Феникс", 1995  [45]  Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг -- игры и упражнения.-- М., 1998  [46]  Чурбакова М.В. Методические комментарии //Сб. Синтон-движение, вып. 4, 1998  [47]  Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие.-- М., ВЛАДОС, 1995     



Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 169