УПП

Цитата момента



Я - свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей, ни Близких и Любимых, ни кого бы то ни было еще. Я пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.
Мне никто ничего не должен.
М-да. А кто должен об этом помнить?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Смысл жизни в детях?! Ну что вы! Смысл вашей жизни только в вас, в вашей жизни, в ваших глазах, плечах, речах и делах. Во всем. Что вам уже дано. Смысл вашей жизни – в улыбке вашего мужчины, вашего ребенка, вашей матери, ваших друзей… Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество - выращивать улыбку? Вы не боитесь?

Страничка Леонида Жарова и Светланы Ермаковой. «Главные главы из наших книг»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

11. Деловые люди в ГДР

В начале 1969 года меня неожиданно пригласил на беседу Владимир Михайлович Хвостов, только что избранный первым президентом АПН СССР(!). Повод для приглашения дал автореферат моей кандидатской диссертации “Теория А.С. Макаренко и пути её эффективного применения в современной школе” - не знаю, каким образом, но он попал президенту на глаза. Владимир Михайлович озадачил меня первой же фразой:

- Вы написали хорошую работу и у вас будет много противников. Вам необходима поддержка. Хотите работать в моём аппарате? Будете руководить группой референтов…

Я абсолютно был не склонен к канцелярскому делу и попытался вежливо отказаться. Сослался на то, что диссертацию ВАК ещё не утвердила и отправила её на “доследование” сразу двум “чёрным оппонентам”. Но этот аргумент Владимир Михайлович отвёл:

- Это можно уладить. Не беспокойтесь. А для науки у вас и здесь будет время. Ну, как?

Ответить отказом стало невозможно и я согласился. Через пару месяцев я решился показать президенту первый плод моей научной работы, для которой я действительно получил все возможности. Это был тот самый проект школы-комплекса с чертежами и описанием. Дня через три Владимир Михайлович дал ответ:

- Тут я бессилен. Министр с вами не согласен. У него другая точка зрения. Вы знаете какая. Но выход есть: вас наверняка поймут в ГДР. Отвезёте моё приветствие годичному собранию Центрального института педагогики, а заодно и выступите от моего имени. С директором института я договорился.

Не стану рассказывать о том, как приняли мой доклад учёные ГДР, как я дважды встречался по этому вопросу с Маргот Хонеккер, как специалисты из управления архитектуры и строительства выпытывали у меня мельчайшие педагогические детали. Важно другое. Ровно через год меня прямо из аэропорта доставили “Волгой” в небольшой городок (97 км. от Берлина) Коттбус, где я впервые увидел, как мой проект воплотился в прекрасную природосообразную реальность. На огромном пустыре, расчищенном английскими бомбами, буквой “Н” расположились два трёхэтажных учебных корпуса,- каждый на 600 детей,- связанных переходом на уровне первого этажа. За ними слева - стадион с беговыми дорожками, а справа - плавательный бассейн, накрытый надувной полусферой из плотной серебристой ткани. На случай “демографического взрыва” была зарезервирована площадь для третьего здания.

Я долго беседовал с обоими директорами, учителями и с детьми, благо, что переводчик не требовался. И взрослые и дети очень гордились, что проект “советского товарища” реализован в ГДР раньше, чем на его родине. Это было в 1971 году. В 1972 году, изучив информацию с мест о достоинствах моего изобретения, Маргот издала приказ, предписывавший во всех округах рассчитывать школьное здание не больше, чем на 600 человек, а если детей больше, то строить школу-комплекс. Самый большой комплекс - из 4-х автономных школ - мне показали в 1977 году в новом микрорайоне Ростока, главного портового города бывшей ГДР. До сих пор помню его название - Лихтенсхаген.

А у нас продолжались дискуссии. В 1989 году с трибуны Первой сессии Верховного Совета СССР выступал директор Обхячевской средней школы Прилузского района Коми АССР Г. Черных. Его выступление я привожу полностью и сейчас вы увидите почему: “Мы говорим о гуманизации общества в целом в нашей стране. Но гуманизация эта не пойдёт до тех пор, пока будем обучать детей в таких школах, сельских и городских, где численность учащихся превышает более чем 1300 человек. Всё человеческое, всё доброе выхолащивается в этих школах. Мы не можем дойти до каждого ребёнка. Мы с удовлетворением (и думаю, что и все депутаты) воспринимаем возрождение церкви, через которую происходит возрождение и русской культуры, в том числе. Так вот, церковь быстрее встанет на ноги, чем школа, потому что она твёрдо знает, что нужно влиять именно на каждого человека. Точно так же и мы, учителя, должны именно сегодня найти способы повысить степень влияния на каждого ученика. А в школах-гигантах, которые продолжают строить, этого не произойдёт”.

А я, возвратившись из Киева опять в Москву, продолжал “воевать”, наживая в ближайшем “научном окружении” всё больше недоброжелателей. Причина была всё та же: признать СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ и дать ход моему изобретению означало отказаться от “воспитывающего обучения”, отречься от Монблана апээновской макулатуры, сочинённой “научными дидактами” и “научными психологами” (“философы образования”, сменившие вывеску с аббревиатурой “АПН” на вывеску с аббревиатурой “РАО” и, как учредители “новой академии”, мгновенно преобразовавшиеся в действительных членов, были ещё на подходе).

В 1987 г. проект “школа-комплекс” Антон Макаренко наконец-то появился и на полосе Учительской газеты. И опять были одобряющие отклики с мест, которые ничего не решали, и опять были наробраз и АПН в их излюбленной позе, изображавшей фигуру умолчания. Фигуру, которая надёжно защищала и защищает их уютную ПАРАЗИТАРНОСТЬ от любого давления снизу: у тебя свобода слова, а у нас свобода не обращать на твою свободу никагого внимания.

Картинка в “Учительской газете” выглядела так:

№№№№№№

педагогическое основание В.В.Кумарин

архитектор С.И.Пастухов

художник Б.Н. Атлантов.

А слева от неё и под ней разъяснялось, что те же 2000 и более детей очень легко разместить в 3-х, 4-х и даже 5-ти самостоятельных школах на 600- 640 человек. Для СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ - неограниченный простор: что ни директор, то Макаренко. Обучение тоже не в накладе: учителя-предметники свободно перемещаются по всему комплексу, набирая себе “нагрузку”.

Архитектурное ядро Комплекса - общий блок. В нём спортзалы, библиотека, помещения для работы на учебными предметами, которые дети выбирают сообразно своим способностям и с прицелом на конкретную трудовую нишу, столовая, кафе и .п.

Руководят комплексом административный директор (бухгалтерия, отопление, освещение, школьное оборудование, питание, отдых, развлечения и т.п. и т.д.). Директора школ (Макаренки!), которых административный директор разгрузил от хозяйственных забот, сосредотачиваются на СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИИ, “слепо”(!), без “творческой” отсебятины, копируя методику Макаренко, памятуя о том, что хорошая копия во всех случаях полезнее, чем плохой “оригинал”, т.е. “творческая” отсебятина. Само собой разумеется, что как только методика Макаренко будет исчерпана, а я в этом сильно сомневаюсь, можно замахнуться и на что-то более эффективное, в чём мои сомнения ещё больше.

Ущемил право на творчество? Обидел недоверием? Но разве строгое, точное следование предписаниям технологии, которая гарантирует наивысший успех,- это не творчество? Ещё какое! Работа по науке, а не по так называемому “передовому опыту”, требует такого напряжения мысли, такой изобретательности, такой настойчивости, такого твёрдого характера и такой независимости суждений, что нетворческий человек, привыкший действовать как чеховский “Злоумышленник”, методику Макаренко никогда не потянет.

Ещё несколько слов о выгодах комплекса, который, кстати сказать, ни на грош не дороже школы-гиганта. Почему бы, к примеру, В одном из школьных корпусов не разместить ПТУ, желательно многопрофильное? Уверяю вас, что от желающих не будет отбоя. Только, ради Бога, не объединяйте водопровод с канализацией: профессию с “общим развитием”, с аттестатом зрелости. Этим гибридом, придуманным прожектёрами, мы при советской власти, поотбивали миллионы пар золотых рук, свели на нет бесценный профессионализм, без которого “экономическое чудо” - пустое мечтание. В США на каменщика учат шесть (!) лет, но “теория” одна - строить так, чтобы стояло как новый целковый тысячу лет! И “бабки” за такую работу не меньше, чем у академика. Культурный кругозор вовсе не в “государственном образовательном стандарте”, а в книгах, которые хочется читать, в телепередачах, которые хочется смотреть, в общении с природой и т.п. И ведь как разумно: школьные друзья никуда не делись, в общем блоке все вместе, на школьном стадионе тоже. Никакой изоляции от прежнего образа жизни, никаких переживаний, тоски, ущербности. Но это всего лишь один пример, а сколько их может быть, если на самом деле служить РЕБЁНКУ, а не чиновникам из наробраза или “научным психологам” из АПН-РАО.

Сегодня наробраз и АПН-РАО льют крокодиловы слёзы по поводу жуткой “невоспитанности” школьников. Москва, как известно, слезам не верит, но для крокодиловых сделано исключение. Ещё больше напирает на “воспитывающее обучение”, вводит уроки религии, осваивает курс “граждановедения”, подавая пример регионам. А недавно на нынешнем педагогическом “Олимпе” совершилась целая “революция”. Вновь избранный президент переименовал “НИИ развития личности”, в “НИИ воспитания личности”. Вот и перестроились…

Обратите внимание: опять вместо ребёнка “личность”, про которую ни один “научный психолог” не может сказать хоть что-нибудь внятное. Объяснить это постоянство можно лишь довольно прозрачным “научным” интересом: проверить, воспитан или нет РЕБЁНОК, можно в два счёта. Но как проверить воспитанность ЛИЧНОСТИ? Это же загадка сфинкса: пока будут искать способ проверки, а найти его невозможно, либо апээновский осёл откинет копыта, либо министр-падишах вознесётся к аллаху. Вот и волынят, морочат головы, наводняют педагогический рынок шарлатанскими “инновациями”, вынуждают родителей нанимать репетиторов, которые штопают “государственный образовательный стандарт” как побывавший в употреблении мужской аксессуар.

7. Сначала слепо копировать и лишь потом двигаться дальше

Россия всегда славилась инноваторством, а если говорить точнее - головотяпством. Афины, Рим, Вавилон, Александрия - это для них , европейских “копировальщиков”. А мы, народ “творческий”, сами с усами. Нас и умом не понять и общим аршином не взять. Даже железнодорожную колею сделали шире, чем везде,- не дай, Бог, заподозрят в “слепом копировании” заморских образцов. Теперь на века все вагоны и паровозы, которые едут “туда” переносятся на “их” рельсы, а которые едут к нам - на наши, “самобытные”.

Но это лепесточки. Ягодки обсыпали все кустарники, когда было объявлено, что “социализм есть живое творчество масс”. Тут-то и началось. НЭП в творческом порыве тут же заменили колхозно-крепостническим строем. Отечественного товаропроизводителя - кулака отстреляли до единой особи. К земле приставили “беднейшее крестьянство”, которое научилось стрелять из винтовки (дело простецкое, сам офицер), но пахало и сеяло из рук вон плохо за недостатком трудовых способностей. Клянусь, как перед Богом, что не клевещу: по данным академика ВАСХНИЛ В.А. Тихонова количество прирождённых неумех при ЛЮБОЙ социальной системе составляет не менее 20%.

Дальше больше. Вавилова поменяли на Лысенко. Луначарскому и Крупской предпочли генерала Бубнова. Вместо одного Бухарина создали целую “философскую армию” под водительством Митина, Юдина и Презента. Вообще: всю элиту - в ГУЛАГи, а вакансии заполнили швондерами и шариковыми, которым, под авансы “научных психологов” были дарованы номенклатурные и учёные титулы, руководящие кресла всех размеров.

То, что было потом, объясняется этой главной “инновацией”. В начале века коэффициент ЭЛИТЫ равнялся в России 8%. К 1980 году от него остались 0,8%, то есть на 0,2% МЕНЬШЕ того, сколько требуется, чтобы жизнь популяции хотя бы теплилась, чтобы процесс деградации, который идёт полным ходом, не стал НЕОБРАТИМЫМ.

Перечислительно напомню, сколько раз давала знать о себе, чтобы её заметили и притормозили, эта ПРИРОДНАЯ катастрофа. Обь и Енисей чуть-чуть не успели развернуть в обратном направлении с риском сдвинуть земную ось. Деньги для Нечерноземья - тогда бы вся Россия кормилась от пуза под носом у Москвы - вбухали в целину, а пшеницу стали ввозить из Канады и Америки. Для устранения конкуренции “тучным колхозным стадам” пустили под нож всё поголовье крупнорогатого скота на личном подворье, а Черкизовский комбинат посадили на говядину из Аргентины и свинину из Германии. Когда поняли, каких наломали дров, хотели выбраться, но, опять же, не иначе, как самобытным, “творческим” способом: почти все 22 миллиона квадратных километров территории засеяли кукурузой. Результат у всех на слуху и на памяти.

Миллионы гектар затопленных лесов и угодий при строительстве ГЭС, мамаево опустошение русской земли посредством ликвидации “неперспективных” деревень, возобновлявших себя веками, глобальное отравление всего и вся отходами промышленных монстров. Всё это и многое другое тоже на счету люмпенского вторжения в гармоничное царство законов Природы, результат гигантского репрессивного сдвига в природном соотношении между элитой, которая является мозгом страны и “самым многочисленным классом”, который пусть и не на всей планете, но всё-таки оправдал надежды “основоположников”. Захватив власть, пролетариат действительно показал, на что он способен. К тому, о чём только что было сказано, можно добавить общеизвестное, а именно: 65 миллионов человеческих жизней, в том числе и пролетарских, пришлось заплатить за коммунистическую “инновацию” в одной лишь России.

Сегодня коммунистическая идея зацепилась только в школе, приняв вид “государственного образовательного стандарта”, т.е. всё той же УРАВНИЛОВКИ и ПРИНУДИЛОВКИ.

Макаренко не был бы самим собой, если бы точно не знал, чем заканчиваются “творческие подходы” - сегодня их называют инновациями - вообще, а в школе особенно. Поэтому всем, кто решится сегодня повторить его опыт и добиться таких же фантастических результатов,- а это вполне реально, поскольку главное он сделал, испытал и предъявил к серийному использованию,- следует в первую очередь вчитаться в каждую строчку его завещания - предупреждения, а точнее - делового наказа:



Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 171