АСПСП

Цитата момента



Мужчина без женщины — все равно что рыба без велосипеда…
Какой ужас!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

Нина Ивановна Шелейкова. Счастье-Несчастье

Примечание: Начальный вариант данного текста был написан в мае 2009 года, после чего автор «запустила» его по рукам в узком кругу своих друзей, сотрудников и даже оппонентов. Были получены разнообразные отзывы.

Виктор Каледин сказал, что этот текст мало структурирован и написан в режиме «потока сознания». Но структурировать тему «счастья и несчастья» я решила отдельно – она представлена в основной части книги.

Сын подруги порекомендовал мне сменить дату рождения. Как астролог, он готов мне рассчитать нужный, для более благополучного существования, вариант. На что я ответила, как В.И. Ленин: «Мы пойдём другим путём».

Т.В. Базылева похвалила мою работу, отметив, что я в ней предстаю в большей степени «сама собой», чем в предыдущих моих работах и книгах.

Кое-то, включая А.А. Максимчука, сделал замечания и дополнения. Появились новые мысли и у меня – их я тоже внесла в начальный текст, поэтому предлагаю вариант уже дополненный и исправленный.

«На свете счастья нет,
Но есть покой и воля…»

А.С. Пушкин

 

«И вечный бой! Покой нам только снится»

Александр Блок

Диалог Састливцева с Несчастливцевой: о жизни, смерти, смысле жизни без утайки

Почему большинство людей так стремится ко всему «хорошему» и приятному, мечтает о счастье? Почему обычный человек рвётся к успеху и избегает людей неблагополучных и несчастных? (Исключением являются истинные христиане-мученики и волонтёры, которых в обществе всегда меньшинство). Можно ли быть счастливым в реальности или устойчиво чувствовать себя таковым?

Эти, как и многие другие вопросы о счастье, мучают меня всю жизнь. Немногим больше года назад я потеряла любимого мужа – словно души и воздуха лишилась! Живу без смысла, желаний и целей. А самое главное – без любви, без любимого, без единственного! «Лечь бы на дно, как подводная лодка и не подавать позывных!» И хотя мне привычно легко общаться почти с любым человеком, хочется безвылазно сидеть дома и не отвечать даже на телефонные звонки: «Всё равно с «того света» Он мне не позвонит! А другие мне безразличны!»

Да, я несчастна! Готова даже признать, что это – свойство моей натуры. (Как-то моя добрая подруга детства, Людмила Нефёдова, главный редактор районной газеты в родном г. Торопце, мать моего крестника Алёши, метко заметила: «А когда тебе было хорошо?» С неизменной улыбкой вспоминаю её замечание).

Что только я ни делала, чтобы стать «счастливой»! Училась, работала над собой неустанно. Упорно и охотно следовала предписаниям религии, изучала древние и современные философские и духовные теории и практики. Отвергнув советы знатоков и учителей всех рангов, с одержимостью искала свою «половинку»… И, представьте себе, - нашла её! И до сих пор люблю своего Валентина Грибашёва, не хочу с ним расстаться и после смерти…А поскольку я мало верю в загробную жизнь, но разочаровалась и в земной тоже, то хочу как можно быстрее за ним последовать в небытие, так как «Без тебя – Вселенская тоска!» - как писал мне Валентин в своём письме в 1997 году. И вот теперь именно эта тоска и навалилась на меня, придавила полностью. Более того, освобождаться от неё я не хочу, ложусь спать в надежде увидеть его во сне. Каждый новый день встречаю без радости – «Опять живу! Ещё один день без тебя! Сколько мне ещё так на этом свете маяться?!»

Пробовала я и «бултыхаться» - начала с того, что стала прежних своих друзей разыскивать, с некоторыми их них встретилась, чтобы ещё раз понять простую истину: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Да и прав мой старый знакомый, Борис Кривулин, что я не определилась: хочу ли я жить. Поэтому, хотя и накопила огромный интеллектуальный и организационный багаж, да и эмоций у меня предостаточно, негатив к жизни во мне перевешивает позитив, а ведь люди ждут только положительного, «конструктивного» предложения. Поэтому он советует мне определиться в главном вопросе и найти самостоятельный выход из кризиса.

Но возможен ли этот выход? Определить смысл жизни («Зачем жить»?) «от ума», конечно, можно. Можно выбрать форму своего «использования». Но вот беда: ни одна меня не устраивает, хотя каждая из них благородна: «нянька чужих детей», «огородница», можно продолжать прежнюю работу с обращениями граждан в Государственной Думе, можно стать «писательницей» (Галина Григорьевна Ананенкова давно мне романы писать советует, хотя я их сама не читаю)… Всё пресно! Любовницей стать первого встречного – не могу, не хочу, даже смешно в моём возрасте! Женой серьёзного человека – скучно, силы уже не те! Да и где я найду человека по себе…Выпью несколько капель коньяку, поговорю с фотографиями Валентина (хотя говорят, что он уже давно улетел далеко и меня не слышит) – всё легче! Но всё равно считаю, что это очень большая несправедливость: он умер, а я – живу!

Большинство родственников и друзей говорят мне: «Так нельзя!», «Все там будем!», «Зачем ты себя так распускаешь?!» и т.д. и т.п. … Говорить о своём несчастье и настроении с ними мне стало невозможно… Впрочем, с большинством из них всегда было бесполезно рассуждать на вечные или глобальные темы…Такова жизнь. Таковы люди. Поэтому я сознательно выбираю одиночество и свою судьбу…

Кстати, разговорилась с одним уважаемым мною вдовцом – Спартаком Петровичем Никаноровым, известным методологом, внедрявшим кибернетику и системный подход в СССР, Президентом Ассоциации концептуального анализа и проектирования. (С.П. Никанорова в 1984 году комиссия независимых экспертов Библиотеки Конгресса США включила в число 10-ти выдающихся учёных мира, внёсших наибольший вклад в науку в ХХ веке). Ему уже 85 лет, но он продуктивно работает. И тот честно признался, что хотя его жена умерла 6 лет назад, «тоска по Машеньке» никуда не улетучилась! Так-то вот!

Да и зависит ли выход из моего тупика только от меня? Разве ответный импульс жизни и конкретных людей ничего не значит? Хотя, конечно, найти своё место в жизни, как и обрести нужное окружение бывает очень нелегко. А в некоторых случаях даже невозможно! Люди должны в этом помогать друг другу, но делают это редко и без точного знания «кому и что надо».      

Психолог Николай Иванович Козлов, руководитель известного клуба в г. Москве «Синтон», хочет создать Институт счастья; бывший мой начальник и директор фирмы «Социнновация» Александр Геннадьевич Дмитриев когда-то говорил о Министерстве счастья; я сама продолжаю твердить о «Регуляции полноты жизни».

Недавно встретилась со старым другом (не виделись 20 лет), Анатолием Александровичем Максимчуком. Он остался верен заветам юности, освоил методы поддержания радостного, светлого состояния духа в себе, помогает в этом другим… Да и на «материальном плане» у него многое сложилось благополучно: отличная, добрая, работящая жена; пятеро (!) детей (старшему уже 24 года, он закончил юридический институт; двое детей – будущие врачи-реабилитологи). Дети стали ему подлинными друзьями; он здоров и работает. Хотя получает не много, но на жизнь всем хватает; даже «недвижимости» в городе и в деревне у семьи достаточно! Это ли ни счастье?! Вот и решилась я с ним затеять откровенный разговор о счастье и несчастье. Пусть он будет в нашем диалоге «Счастливцев», а я «Несчастливцевой». А вдруг что-то из этого получится? Итак, за дело!

Несчастливцева: Мне бы хотелось в нашем разговоре понять и прояснить материальные, психологические, мировоззренческие истоки «счастья» и «несчастья», сформулировать внутренние и внешние условия если не счастья, то человеческого благополучия, соотнести эти понятия с основными религиозными и философскими системами; с «бытием» и «сознанием». Определить взаимосвязь «счастья» и «несчастья» с другими составляющими «полноты жизни», с «добром» и «злом», с истиной, красотой и любовью. Можно также поговорить как об уровне счастья, его накале («количественные» критерии счастья) так и о его «качестве» - из каких составляющих (духовных, материальных) оно складывается.

Хотелось бы рассмотреть и социальные аспекты счастья не только в плане его внешних условий, но и определить, имеет ли право человек не только на счастье, но и на несчастье, должен ли он делиться всем этим с другими и создавать обществу нагрузку своими проблемами…

Тем очень много. Но сможем ли мы в нашем диалоге «дойти до дна», до сути проблемы и открыть что-то новое, чего уже не продумано, не сказано, не написано другими людьми – более умными, глубокими и знающими, более чувствительными и полнокровными?!

Я хочу сразу отметить, что всем людям также присуще стремление к удержанию счастья («непрерывность счастья»), желание его устойчивости на протяжении всей жизни, что, конечно, вряд ли возможно.

Счастливцев: Прежде всего хочу обратить твоё внимание, что несмотря на различие подходов к истокам, причинам человеческих бед и напастей, «счастья» и «несчастья», оценка формируется исключительно человеческим сознанием, то есть она всегда субъективна и отчасти индивидуальна, хотя и создаётся под воздействием «бытия», под влиянием культурных и религиозных представлений. Счастлив не тот человек, который обладает теми или иными достоинствами или недостатками, имеет то или иное «богатство» (материальное и духовное), делает то-то и то-то, стремится к тому или иному благу, а лишь тот, кто действительно признаёт себя счастливым, чувствует себя таковым.

Несчастливцева: А тебе не кажется, что даже в этой самооценке, самоидентификации есть лазейка для утончённой лжи, самообмана?

Прежде всего, человеческое сознание отличается неустойчивостью оценок, оно очень изменчиво. Иногда человеку кажется, что он счастлив, но проходит время и он иначе начинает оценивать своё прежнее состояние.  Да, в некоторых случаях состояние «счастья» не забывается и вспоминается как действительно «счастливое». Но в ряде случаев к подобным оценкам примешивается горечь разочарования и боли: «Какой наивной я была раньше! Как обманывалась…!»

К тому же человек склонен отдавать предпочтение своему нынешнему состоянию, которое в некоторых случаях затмевает опыт всей предыдущей жизнь. Особенно, если речь идёт о действительном страдании, минута которого иногда затмевает годы счастья или благополучия. Одно страшное событие может в миг перечеркнуть годы счастья, сравнять с землёй, уничтожить всё дорогое, любимое, как было, например, в годы Великой Отечественной войны. Смерть детей, гибель самого близкого человека иногда повергает в десятилетия тоски и отчаяния. Особенно, когда к этому примешивается чувство вины, либо обиды… Не спасает ни монастырь, религия, ни приёмные дети, ни благотворительность.

Я уж не говорю о том, что имеет смысл говорить о привязанности, склонности того или иного человека к определённому состоянию сознания.

Ты не задумывался над тем, почему время лечит. Думаю, что оно лечит посредством исключительно пространства. Я имею в виду пространство связей, отношений с людьми и вещами. Ведь "горе", как и "радость", отступает потому, что в жизнь человека вторгается постепенно череда забот, "отключек" и "подключек". В жизнь входит что-то более важное "иное" - иногда "большое и светлое", иногда - "мрачное и грозное". Та или иная прежняя энергия, ситуация при этом как бы "рассасывается", "отсасывается", вытесняется пространством - то есть: как внутренним миром человека, так и внешним.

Когда американский психиоаналитик Джон Лилли картографировал, описал основные состояния сознания человека – от самых «адских» до самых «райских», применяя для этого ЛСД, а затем повторил опыт их прохождения путём тренировки под началом Учителя в Южной Америке, он помог всем желающим понять, что «путешествие» по состояниям сознания – реальность (весь опыт описан в его книге «Центр циклона» и в других работах). И хотя это путешествие зачастую осуществляется самой жизнью и может быть отчасти промоделировано, воспроизведено и изменено с помощью как внешнего воздействия (гипноза, «экстрасенсорного» опыта, алкоголя), так и с применением духовных практик и приёмов (молитв, мантр, медитаций, музыки), многие люди устойчиво тяготеют к «негативным» состояниям сознания, буквально не знают в жизни «просвета». Прежде всего, речь идёт о так называемых психических больных; некоторые из них живут в настоящем аду, от которого современное лечение не спасает. 

В своём интервью политик В.В. Жириновский как-то рассказал о своей матери, которая умерла в 77 лет и как он утверждает, «не знала ни минуты счастья». Я готова в это поверить, так как у меня в детстве также преобладали мрачные мысли. Состояние «космического сознания» стало устойчиво приходить лишь тогда, когда я стала заниматься духовными практиками, когда в мою жизнь стали входить интересные люди и книги. Более того, я убеждена, что преступниками, алкоголиками и асоциальными становятся люди, которые с детства были лишены не только любви, но и находились в «негативных» состояниях сознания.

Люди чаще всего скрывают, как правильно отметил Жириновский, что они несчастливы, хотя подавляющее их большинство именно несчастны. Тем самым, они задерживаю своё развитие, создают себе дополнительные жизненные препятствия и страдания, не ищут выхода из жизненных тупиков. Причиной является не только личное невежество, незнание, что возможны другие состояния сознания, страх «раскрыться» перед посторонними, не всегда доброжелательными людьми, но и сложившееся социальное отношение к неуспешным людям, к проблеме «счастья и несчастья». Ведь негативные состояния отпугивают других людей, лишают успеха и восхищения окружающих, а ведь восхищение, как и участие, резонанс с окружающими, - это энергия, топливо жизни, поэтому в обществе принято скрывать свои отрицательные эмоции и негативные переживания, хотя при тщательном рассмотрении, на «невербальном» уровне их обнаружить весьма просто! Но поскольку мы постоянно бежим от жизни, как хорошо заметил герой Л.Н. Толстого, Пьер Безухов, прячемся от неё не только в карточные игры, в любовь, в службу и т.п., то остановиться, вглядевшись в соседа, нам бывает трудно. А вдруг сосед начнёт нам о своих бедах рассказывать – ведь нам придётся ему помогать или хотя бы совет давать! А это всё отнимает у нас энергию, уменьшает объем собственного благополучия. Но не убегаем ли тем самым мы от самих себя?! От своего собственного развития, которое настойчиво стучится в нашу жизнь посредством проблем других, прежде всего близких, людей? Хотя при непомерной отзывчивости на чужие страдания возникает проблема самосохранения, в ряде случаев происходит отказ от своей собственной жизненной миссии и даже от личного счастья.

Если посмотреть на жизнь великих людей, то у любого из них найдётся "скелет в шкафу". Не зря от народа часто скрывают отрицательные стороны жизни правителей, а духовенство ополчилось на Л.Н. Толстого за "Отца Сергия", в котором он показал, какие страсти кипят порой в душе у святых подвижников. Конечно, вовсе это не обязательно, - многое определяется уровнем сознания человека, так как "грешить" человек может и не хотеть, хотя имеет для этого все условия: природа у людей разная! Но когда обывательский ум узнаёт о неблаговидном поведении известных людей или правителей, он отказывается им во всём верить, отвергает с омерзением абсолютно все деяния личности с "подмоченной" репутацией. Поэтому в известной мере скрытности есть большой резон.

С другом-психотерапевтом и «экстрасенсом», разработчиком методики оптимизации биополя человека «Дуплекс-сфера» Михаилом Львовичем Перепелицыным, я даже предполагала создать реабилитационный центр, в котором человек мог бы хоть на время погрузиться в мечту, ощутить «положительные» состояния сознания, закрепить их. Путешествие же по различным состояниям сознания ("машина времени и пространства") помогло бы понять «счастливым» «несчастных» и научило бы состраданию и трансформации одних состояний в другие. Иногда механизм настолько прост, что не понятно, почему люди его не используют в тюрьмах, детских домах, в больницах. 

Я никогда не забуду, как однажды, в состоянии депрессии, я шла по ВДНХ. У дверей одного павильона меня привлекла реклама африканских ритмов. Я зашла в павильон случайно, оставшись в нём для кратковременного сеанса. Двери затворились. Негр в белой одежде прикоснулся к большому барабану (тамтаму) и моё состояние резко изменилось! За несколько секунд меня «промыли» потоком энергии, моя тоска сменилась восторгом, а затем – устойчивой радостью. С чувством благодарности и надежды я покинула павильон. Нечто подобное возникает под воздействием буддийских мантр и индийской классической музыки. Кстати, в православном храме такого не происходит – лишь однажды я испытала подлинное блаженство на службе, но это было в Эчмиадзине, в православном храме Еревана.

Я слышала по телевидению, что учёные заметили, что во время молитвы ум как бы отключается и эмоциональный негатив нейтрализуется. Ритм молитвы во всех религиях – 3 герца. У младенцев это обычный ритм мозга. Не зря говорится в Евангелии «Будьте как дети». Может я не права, но молитвы и другие практики «ухода», сублимации и т.п. помогают лишь на время. Более того, иногда они загоняют болезнь как бы вглубь, поэтому она потом вылезет с удвоенной силой. Это - как снимать зубную боль всё время анальгином. Одна моя знакомая - «экстрасенс», всё время заговаривала зубы (в буквальном смысле) своему мужу. Зубы у него действительно прекращали болеть, но зато они постепенно выпали. Я заметила, что многие известные духовные практики иногда приносят последующий вред – наступает момент, когда «снежный ком» проблем, от которых ты уходил с их помощью вдруг обрушивается на твою голову. Человек не может остаться в младенческом возрасте, в которое повергает его, возможно, и молитва, - когда-то он должен покинуть не только свою колыбель, но и перенестись в иные миры. Я уж не говорю о принятии Христовых страданий или добровольном «сошествии в ад». Зачем-то нужны в мире боль, страдание!

Ст. Гроф связал различные состояния сознания с процессом родов, их этапами («перинатальные матрицы Грофа»). Он убеждён, что человек может управлять этим процессом и снимать родовые травмы с помощью методики "свободного дыхания". «Право каждого ребёнка - быть хорошо рождённым»  - об этом мечтал не только И.Б. Чарковский, который настойчиво внедрял «роды в воду», но в начале Х1Х века об этом писала шведский врач Алиса Стокгэм в своей книге «Токология или наука о деторождении». (Кстати, предисловие к её русскому изданию в 1882 году написал Лев Николаевич Толстой). Современная философия медицины пошла дальше – есть хосписы, медицинские учреждения, которые помогают человеку «хорошо умереть».

Но как мало людей охвачено пока всей этой прогрессивной философией «правильного рождения, жизни и смерти»! Как преследуются порой адепты этих систем! Словно кто-то хочет сохранить монополию как на радость, так и на страдание, распределять их по собственному усмотрению! Если говорить о существовании высшей справедливости, то она, как мне кажется, вовсе не в том, чтобы каждый получил по заслугам. А лишь в том, что «всё когда-то кончается», то есть болезни, смерть, как и радости, счастье, не могут длиться вечно, хотя, конечно, к одним «липнет» больше одного, а к другим – другого. Но и одно, и другое, и третье, и четвёртое  случается со всеми, хотя человек иногда склонен приписывать себе возможность контроля за всем этим, создавая концепции типа «кармы» или других оправданий собственного зла и несправедливости. Страдания испытывают иногда в равной степени, как преступники, так и праведники, поэтому то или иное состояние сознания хотя и связано с поступками человека, но определяется также отношением к ним самого человека, самооценкой того, что он делает, его верой и убеждениями. Реакция даже на собственную смерть программируется социумом, культурной или религиозной традицией, верой. Революционеры и террористы могли стойко принимать смерть с чувством исполненного долга, как и христиане-праведники или коммунисты на гражданской войне. Исламские экстремисты вообще верят, что убийство других, «нечестивых» людей, приведёт их в рай. Если человек стойко убеждён в своей правоте, то он может совершать предельно бесчеловечные деяния, не испытывая никакого раскаяния. Тем более, если он принадлежит к определённой системе представления о мире. Таковыми были немецкие фашисты, например. Вячеслав Молотов, который подписал не один смертный приговор «классовым врагам», прожил долгую жизнь в согласии с самим собой. Мне кажется, что здесь надо учитывать не только самооценку человека, соотносить её с мировоззрением и социальной структурой, к которой человек устойчиво принадлежит, с окружением, но и разнообразными средствами изучать индивидуальную структуру личности. Являются ли все так называемые «люди» действительно людьми? И здесь обычным психологическим тестированием не обойтись! Знание «чакр», биоэнергетика что-то приоткрывают в понимании тонкого взаимодействия людей. Одна моя знакомая, например, утверждала, что она способна «промерять» биолокатором степень развития различных энергетических уровней у человека. При этом она отличала «тройки» от нормальных людей, которые имеют развитые 7-мь уровней. Эти-то «тройки» хоть и имели облик обычных людей и были весьма успешными в жизни, но отличались душевной и духовной глухотой.

У меня, кстати, возникло предположение, что действует своего рода «закон сохранения энергии» (я называю его «законом сохранением пространства»), который предполагает, что во все времена на Земле соотношение людей, носителей тех или иных уровней сознания, из полного набора основных уровней сознания (как и состояний сознания) оставалось постоянным! Более того, как и социальное неравенство, неравенство духовных состояний – закреплённая на некоторое время неизбежность. И отвоёвывать кусочек счастья приходится несчастным у счастливых! За благодать, как и за богатство материальное, люди держатся всеми силами. «Добровольный отказ» от накопленных преимуществ и благостных состояний, как и самопожертвование – возможно, высшая, но не популярная прерогатива очень и очень немногих.

А уж механизмы трансформации "положительного" в "отрицательное" и наоборот – вообще «ноу-хау» ХХ1 века! О "лечении пространством" души я уже говорила. Не зря иногда помогают путешествия, то есть перемещения в географическом пространстве. Но получаем ли мы при этом нужное состояние сознания, да ещё в необходимой концентрации, накале? Простое перемещение в пространстве, при котором происходит как бы замещение одних элементов внутренней жизни на другие, как и интенсивный обмен, взаимодействие между ними, сами по себе не способны иначе организовать внутреннее или внешнее жизненное пространство - хотя иногда это происходит стихийно.



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 170