УПП

Цитата момента



Борцы за мир не знают пощады.
Начал заботиться о людях: купил автомат.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет ничего страшнее тоски вечности! Вечность — это Ад!.. Рай и Ад, в сущности, одно и тоже — вечность. И главная задача религии — научить человека по-разному относиться к Вечности. Либо как к Раю, либо как к Аду. Это уже зависит от внутренних способностей человека…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

На пути к Мастеру

– Личностью, как известно, не рождаются…
– А кто это дал тебе право определять: я личность или нет?

Голос из зала. Голос —
Шарикова

Я животных люблю и к некоторым отношусь даже с нежностью, но в Клубе мне хочется работать не с ними, а с Человеками. А чтобы меня не обвиняли: «Как вы смеете определять, сие дышащее кислород творение — Человек или вовсе нет?!», я предложил членам Клуба определиться в этом самостоятельно.

И учредил Орден Человеков.

  • Далее — по тексту. По тексту, который в Клубе скромно висит в администраторской. Но желающие увидеть — видят его всегда.

Итак,

Орден Человеков

В Орден Человеков принимают себя те, кто берет на себя добровольные обязательства и соответственно работу быть Человеком. Ты можешь взять на себя некоторые обязательства, касающиеся Любви, Денег, своего Здоровья, отношения к людям и миру, — обязательства, которые обычно держат в душе те люди, которым кажется возможным жить не только для себя и хочется жизнь вокруг себя делать красивой и доброй. Принятие обязательств — шаг ответственный, и делать его стоит только тому, кто так жить уже умеет и ему это нравится.

  • Хотя бы искренне тянется к тому, чтобы жить — так.

Орден говорит не о совершенстве человека, а о том, что человек действительно стремится сделать себя лучше в данном направлении, то есть — работает и полагает, что что-то у него уже получается.

Знак Ордена — стандартный бэйджик с цветными метками (кружочками) соответственно цветам радуги и обязательствам.

Итак, обязательства.

Цвет красный: «Любовь»

1. Я учусь личностной привлекательности, чтобы моей любви искали многие.

2. Любимый не моя собственность, и моя любовь проявляется к нему не в том, что я много его хочу, а в том, что я много хочу ему подарить. И еще раз: подарить не с тем, чтобы мне это обязательно вернулось. Если вернется — я буду счастлив, а если любимый передаст это не мне обратно, а кому-то другому — я буду счастлив также.

Это обязательство, которое ты можешь взять на себя, если в любви хочешь оставаться человеком. Обратите внимание на пункт один, который говорит о личностном богатстве: если ты этим не отличаешься, то следующий пункт и разговоры о твоей душевной щедрости уже не актуальны. Почему? Предположим, твоя любовь настолько кривая, что от нее бегут, а вовсе ее не ищут. Какова тогда цена твоей любви, твоей щедрости? Или другой вариант: ты пока, как личность, сирый и убогий, никто тебя не любит и никому ты такой не нужен. Но если это так, каков пафос, какой вес твоего обязательства: «Любимый не есть моя собственность!»? У тебя же ничего нет!

  • Чтобы собственностью распоряжаться, для начала необходимо ее просто иметь.

Цвет оранжевый: «Позитив-Конструктив»

Что бы ни случилось (хоть облом, хоть потери или смерть), я всегда ищу в жизни светлую, плюсовую сторону, чему я могу радоваться, а после этого думаю: «А что теперь можно сделать дальше, чтобы жизнь была еще полнее и светлее?»

Основное препятствие здесь — не техническое, а идейно-нравственное. Нас приучили жить «Нельзя радоваться, когда!…» (далее длинный список). Ну, если вам нельзя, то и не надо. А кто-то делает другие выборы — чтобы сделать жизнь богаче.

  • И не только свою.

Далее развивать тему не буду, об этом много и подробно в двух моих первых книгах.

Цвет желтый: «Культура общения и порядочность во взаимоотношениях»

Хотя бы Устав Синтоновского общения (не забыли? смотри о Клубе) я принимаю не как внешние ограничения, между которыми я выживаю, а как самостоятельную и радостную внутреннюю работу: это то, чему учу себя сам я, то, в чем я лично заинтересован: делать общение человечным и эффективным.

Во взаимоотношениях — порядочность: обязательность, ответственность, деликатность.

Как хвалится Боря Голуенко: «Я могу нарушить любые клубные правила так, что меня никто не сможет в этом уличить!» Верно — он это может, и он это делает, убегая из-под любого контроля. Но в Клубе есть и другие люди: те, которые просят следить за ними строже, при том что самый строгий контролер — они себе сами.

  • Приятно отметить, что Боря в Клубе один, а других — гораздо больше.

Цвет зеленый: «Здоровье»

Мое здоровье — это не мое личное дело, не то, что делает лично меня более счастливым или нет. Это мой потенциал, что дала мне жизнь и который я могу и должен умножить: для того, чтобы по жизни я делал много и делал больше. И если я заболел, это значит, что я лишил человека здоровья, а других людей вокруг себя — своей работы для них.

Заболеть — это проступок.

Как писал Николай Островский, это тело дается нам один раз, и надо заботиться о нем так, чтобы не было мучительно больно все бесцельно прожитые годы…

Народ же, если и следит за своим здоровьем, то не из любви к здоровью, а потому что болеть больно и умирать страшно. Людям нужно не здоровье, а чтобы было не больно и не страшно.

  • Как детям у врача.

При этом (понаблюдайте!) подавляющее большинство ваших знакомых втайне мечтают, как бы им жизнь побыстрее «сдать» и из нее побыстрее — смотаться.

  • Как с урока, к которому они, как всегда, не готовы…

Здесь же, в Ордене, предлагается другое отношение к здоровью, а именно исходящее не от страха к боли, а от любви к жизни. Жизнь — это не то, что нужно «отбыть» с минимальными хлопотами, а то, что я люблю делать, о чем мне хочется заботиться, и именно поэтому мне нужно здоровье — для жизни. Кроме того что здоровье дает радость, оно дает мне возможность работать — работать много и качественно.

  • А поскольку моя работа — работа для людей, то не ценить свое здоровье — нельзя.

Для меня моя болезнь — повод не для жалости ко мне, а для укора. Это нечто предосудительное с нравственной точки зрения. На языке уголовного кодекса, я проявил преступную халатность и причинил ущерб людям: лишил здоровья одного и устроил неприятности другим.

Конечно, это совершенно потребительское отношение, где здоровье стоит в том же ряду, что стиральная машина и автомобиль. Только здоровье — невосполнимее и дороже.

Цвет голубой: «Свобода сознания»

Я беру на себя обязательство освобождать свое сознание от догм, какие бы они ни были и откуда бы они ко мне ни пришли. Догмы религиозные, культурные, местные, семейные, сугубо личные — любые. Просто яркий показатель свободы (или нет) сознания — незаморочное отношение к сексу.

  • А именно: отношение внимательное, веселое и житейское. И не более.

Ехидные синтоновцы здесь обязательно интересуются: «Почему цвет голубой и есть ли это обязательная обязанность стать гомо- (гетеро)сексуалистом?» Отвечаю: «Нет. К гомосексуальным связям пусть будет отношение совершенно свободное, пусть будет разрешение, но заниматься этим по жизни — надо ли?»

  • Вот у меня есть разрешение зарабатывать деньги продажей лимонада — но я этим не занимаюсь.

А почему все-таки — голубой цвет? Потому что небо — голубое. И свободное. Пусть будет таким же высоким и свободным — наше сознание!

Цвет синий: «Деньги»

1. Я должен научиться быть не бедным.

2. Деньги не есть моя личная собственность, которой я распоряжаюсь по своей прихоти. Деньги мне дает в пользование Жизнь, и моя обязанность — отдать их Жизни, туда, куда Жизни надо. Я трачу деньги на себя ровно постольку, поскольку это действительно необходимо для моей жизни и работы. А если правильнее сейчас эти деньги отдать другим — я сделаю это.

Все аналогично обязательствам по Любви: пока вы бедны, отказ от собственности дается легко. Так живут почти все студенты в общежитии, пока делить им нечего.

  • К сожалению, как только у них появляется Дело, а потом Особняк, вокруг особняка появляется Забор, а в глазах: «Не дам!»

…Трудно богатому войти в Царство Небесное. Однако нищего там вообще не ждут.

  • Что с него возьмешь-то?

Я, конечно, не прав, но у меня к деньгам вообще особенное отношение.

Деньги

И некто сказал Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои.

Евангелие от Матфея, XII, 47-49.

Что касается денег, то я, естественно, забочусь только о своих людях и безразличен к чужим. Так делает каждый, разница между людьми только в том, кто для них — свой, а кто — чужой. А кто мне — мой? Отвечаю: мой — тот, кто ищет человеческое, кто Человек, кто еще Человек или на пути к Человеку.

Распоряжаться деньгами мне легко, потому что моих денег — у меня нет.

Налоговая инспекция полагает, что у меня есть мои доходы и моя — частная — собственность, но она, конечно, не права. У меня нет частной собственности. Есть личная — которая обслуживает мои непосредственные нужды, и я не считаю правильным этого лишаться. Я обязан заботиться о своей жизни и своем здоровье и без крайней нужды лично необходимые мне вещи никому отдавать не собираюсь.

Но от частной собственности я отказываюсь. Я отдам любую «свою» вещь тому, кто распорядится ею лучше, чем я, кто с ее помощью сделает больше добрых дел. И я считаю себя вправе присвоить себе любую «чужую» вещь, если в моем пользовании она принесет людям больше пользы.

  • Однако мне свойственно ошибаться, и в мало-мальски спорных случаях я остаюсь в рамках действующего законодательства.

В отношении денег я вообще жмот и на этом настаиваю. Если вы у меня попросите денег, я, скорее всего, вам откажу, потому что ни свободных, ни вообще своих денег у меня нет. Жизнь дает мне деньги только в пользование, и я не могу их празднично выкинуть на себя или сделать кому-то щедрый подарок — жизнь не давала мне такого права.

  • Жизнь — та, которая вокруг меня! — бедна, и устраивать кутежи ей не по карману.

Если вы попросите у меня деньги, я не буду интересоваться, в какой вы мне степени родства и отдадите ли вы мне их. Мне будет важно, что вы собираетесь с ними сделать и нет ли у меня других планов, в которых эти деньги дадут большую отдачу.

Я обязательно спрошу деньги за свою работу, если убежден, что за такую работу деньги платить правильно. А за другую свою работу я не возьму с вас денег, даже если вы мне будете предлагать. Если я спрошу себя: «Я бы за такое заплатил?» и отвечу: «Нет, это было — пустое», значит, и вам за это мне платить не надо. А вот это — не пустое, это ваш настоящий труд и мне это нужно, поэтому я за это платить буду. А если вы свой труд цените мало, я укорю вас за это и заплачу вам больше, чтобы вы свой труд и себя — уважали.

Я мало интересуюсь, из какого источника деньги ко мне приходят, и, если мне деньги дают, я беру их всегда без всякого стеснения. Это было бы странно — ведь я беру их не себе.

Я плачу своим людям деньги, но для них у меня нет понятия зарплаты — есть материальная поддержка и есть перспективное вложение. Мой человек хорошо и спокойно работал — я дам ему деньги, чтобы он мог так же спокойно работать дальше. Я вижу, что этот человек может сделать многое, много доброго, — я дам ему деньги, чтобы он это сделал. Ему не надо эти деньги возвращать мне — ему надо только сделать людям то, что он сделать для них может. Если у меня есть деньги и я увижу, что вы эти деньги употребите лучшим образом, я все эти деньги с радостью отдам вам.

Я бизнесмен, и все, что у меня в руках, должно приносить максимальную прибыль. Должно приносить максимальную прибыль мое время, мои руки, мои деньги — потому что это не мое время, не мои руки, не мои деньги. Их хозяйка — Жизнь, она дала мне их в пользование, и она ждет от меня, что я распоряжусь ими наилучшим образом. А я люблю свою хозяйку — Жизнь и буду делать так, как хочет она.

Я люблю тебя, Жизнь!

Цвет фиолетовый: «Служение»

1. Я должен быть личностно богат, чтобы быть нужным людям.

2. Я живу для людей. У меня нет моего личного времени и моей (моей!) личной жизни. Моя жизнь, все время моей жизни есть работа для людей, и любое развлечение, хоть телевизор, хоть любовный роман, есть то, что я отнимаю от работы, то есть от людей.

Я отказываюсь от своей личной жизни и всю свою жизнь посвящаю Делу.

  • Если еще короче — становлюсь Монахом.

Вообще-то это и без всяких обязательств давно стало образом моей жизни. Вот, например, я никогда не понимал — Потрепаться.

  • Вот так, сесть — и Трепаться.

Ну, может быть — Прогулка. Еще лучше — Пробежка. Совсем хорошо — если По Делу.

  • И вот тогда, по дороге, можно и — Потрепаться.

По-моему, это нормальный, то есть рабочий образ жизни.

Хотя, конечно, с другой стороны это совершенно ненормально. Нормальный человек знает, что у него есть его личное время, когда он может — имеет право! — заниматься, чем он хочет: хоть творчеством, хоть любой ерундой, время своей жизни сжигая и разбрасывая.

  • Например, включить телевизор и просмотреть все на свете сериалы. Или часами бегать по квартире за очумевшей кошкой, уговаривая ее: «Муська, скушай сметанки!»

«А что? Другим не мешаю — значит, право имею. Правильно?» Правильно, расслабься. Собственно, нормальный человек и работает для того, чтобы после работы — оттянуться и покайфовать.

  • Надеюсь, вы умеете это делать. Кстати, какие радости у вас запланированы на сегодняшний вечер?

Все классно, но давайте думать дальше: если это мое время свободно и действительно мое, то ведь я могу его и не сжигать, и не разбрасывать, а бережно и творчески подарить тем, кого люблю. Например, людям родным и близким. Или сейчас слабым — тем, кто во мне действительно нуждается. Или скоро сильным — тем, кто мир сможет улучшить и украсить.

  • В том числе и собою.

А если могу не сжигать, а подарить и людям это нужно, то, на мой взгляд, я — должен. И чем более могу, тем более должен.

Реплика

С этой точки зрения быть талантливым, конечно, безнравственно. Потому что если ты бесталанный и бездельничаешь — ну и пусть, горя нету. А вот ежели тебе дано, но ты от этого только млеешь и ничего не делаешь — к тебе претензии. И чем больше тебе дано, тем больше претензии.

«А почему это — ничего не делаешь?» Да вот я тоже не знаю, почему ты ничего не делаешь…

  • Да, Татьян? Верно, Саша? Трепу много, дела — мало?

Я вместе с Любищевым (надеюсь, Даниила Гранина «Эта странная жизнь…» читали) убежден, что ученых и деятелей интеллектуальной культуры надо фотографировать с заду, потому что именно это место более всего вносит вклад в создание непреходящих культурных ценностей.

Так вот,

Обязательство служения — ни в коем случае не отказ ни от радости, ни от отдыха: более того, тот, кто хочет действительно эффективно работать для людей, имеет обязанность внимательно заботиться о себе, о своем душевном и физическом благополучии.

  • Хотя бы потому, что, если за машиной не следить, она ломается. Плюс, заботясь о людях, стоит помнить, что ты к этой категории относишься тоже. По крайней мере, пока.

Именно отношением к своей жизни и здоровью отличаются взрослые и здоровые люди от романтиков и невротиков. Романтики мечтают во имя человечества погибнуть. Невротики-трудоголики сжимают свою жизнь так, чтобы быстрее на работе сгореть. Человек же, любящий жизнь и людей, делает свою жизнь богатой и плодотворной.

  • Вы не забыли еще такого слова?

Уточнение

Пожалуйста, не путайте: служение — это одно, а тупое вкалывание — немного другое. Тот, кто напрягался всю жизнь в семье или на заводе, вполне мог быть и бездельником. Он всю жизнь напрягал руки, а душу — никогда.

  • Точнее, не больше, чем прямую кишку: как она переполнится — он ее опорожнит. Иногда для этого приходилось и тужиться.

Некоторое значение имеет и направление служения, или, если хотите, его содержание. Если женщина (например) ничего видеть не хочет, кроме своей семьи, то есть своего ребенка, мужа и хозяйства, непрерывно перестирывает нескончаемое белье и ходит с несчастными глазами, вздыхая о забытой личной жизни, то она принадлежит не к Ордену Человеков, а к категории зачуханных домохозяек. Она может быть прекрасной женой и матерью, но для нее все, выходящие за рамки ее семьи, — чужие.

  • То есть не совсем люди.

Мнения, сомнения и ответы

Саша Обидин долго стоял перед стеной, изучая текст «Ордена Человеков». После чего изрек: «Если бы организовывал серьезную террористическую организацию, я бы взял это как готовый устав. А что, посмотри, какие хорошие требования! Чтобы эффективно выполнять задания, стань привлекательным и дари любовь, кому надо, никогда не падай духом, не груби начальству, укрепляй здоровье… Если думаешь не как я — это догма, выброси ее. Все деньги, естественно, неси в организацию и — работай без выходных. Классно!»

  • Саша всегда был реалистом.

Были, естественно, и другие мнения. Многие толковые люди аккуратно спрашивали: «А зачем, собственно, о таком образе жизни — объявлять? Метки какие-то… Я так (ну, немного по-своему) и без объявлений живу, по-крайней мере — учусь жить. А хвастаться — зачем?»

Впрочем, скоро они увидели, что хвастуны Орденом Человеков как-то не заинтересовались. Действительно, привилегий за это никаких, а нагрузка — ощутимо прибавляется.

Но все-таки, зачем о своем вступлении в Орден Человеков — объявлять? Не сразу, но я смог сформулировать. Это нужно затем, что тогда:

Я знаю, что такой ненормальный — не я один.

  • Может быть, это маленькая слабость, но видеть собратьев по ценностям — согревает и поддерживает.

Объявил — будь любезен, все-таки соответствуй.

  • Я и до объявления Ордена жил так, но когда с его помощью свои отношения с Жизнью оформил, вполне реально почувствовал, что жить стало — труднее. Ответственнее.

Если я решил объявить о своих добровольных обязательствах, то, скорее всего, на меня в этом отношении можно положиться.

  • И если ты увидел на имени симпатичной девушки красный кружок, если так она заявляет о своем отказе на собственность в любви, то будь готов по крайней мере к неожиданностям. А возможно, и к высокой порядочности.

И уж, как минимум, объявлением о своих обязательствах я задаю соответствующий уровень общения. Я говорю, что я не ребенок и по этим темам со мной можно обращаться, как со взрослым.

  • А это все — важные вещи.

Да, и еще: есть такая реальность, которая называется Клуб. И когда приходят новички, они обратят внимание на то, что у многих — у лучших — людей в Клубе на бэйджике есть симпатичные кружочки. Что бы это значило?? Заинтересуются. Хорошо это? Хорошо, и это вовсе не противоречит другому правилу:

Орден Человеков запрещается пропагандировать.

Пропагандировать, то есть назидательно зачитывать и требовательно спрашивать: «А ты вступил в Орден Человеков? Как — нет??»

  • Юмора тут, к сожалению, немного. Вот Лазарева Татьяна пишет из г. Новотроицка Оренбургской области: «Н.И., имейте в виду — у нас в одной школе уже заставляют учить наизусть цитаты из «Философских сказок…», а кто не выучил — получает «два».

Секрета из Ордена Человеков тем не менее мы делать не собираемся, и даже напротив: нам дороги эти ориентиры и мы будем рады, если они начнут светить и другим. Если ты работаешь над собой, ориентиры — нужны.

А рассказывая об Ордене Человеков другим… Пусть это будет всегда только ответом на личный запрос, но никогда — предложение незаинтересованному. Решение становиться Человеком должно у каждого прийти изнутри, как показатель, что человек созрел — сам.

Такая осторожность необходима хотя бы потому, что жить по обязательствам Ордена — это нагрузка, и серьезная. И если кто-то к ней не готов, в результате будет или профанация, или нервный срыв.

  • Со вторым — я уже сталкивался.

И еще. Я видел, как у многих — замечательных! — людей загорались глаза, когда они читали Орден Человеков, и видел тут же, как они быстро тухли: «Нравится, но — не потяну. Не по силам». И люди отходили в сторону. Можно было расстроиться, но оранжевый кружок меня обязывал к другому, и через пару месяцев родился —

Психологический практикум

Курс «Подмастерья»

Наверное, это самый большой Психологический практикум, потому что по своему объему он поднимается к Образу Жизни. В чем его замысел? Кто такой — Подмастерье?

Подмастерье — это просто: это ученик, который учится на Мастера. А Мастер — это тот, кто может быть Человеком.

  • Вы слышите — это мягче: он не взял обязательства, он только может. Они реально ему по силам. А будет ли он их брать и какие — это его свободное решение.

В любом случае, если тебя привлекает Орден Человеков, Мастером ты стать должен. Ибо тот, кто может, но не делает, — Мастером остается, но тот, кто взял обязательства, но оказался несостоятельным, — не достойный уважения Человек, а профурсетка пустая.

щелкните, и изображение увеличится В Институте Подмастерьев пять курсов, каждый курс включает семь упражнений: по одному из семи направлений, соответствующих цветам Ордена Человеков. Каждый курс рассчитан ориентировочно на один месяц, и лучше не торопиться: нет задачи «пройти» курс, есть задача освоить предложенное, то есть сделать своим, впитать в свою жизнь и душу. Оптимальный вариант — брать два задания на одну неделю и каждое из них делать каждый день, естественно. Как часто и как долго делать упражнение? До тех пор, пока не почувствуешь в душе «сухой остаток» от работы: в твоей душе отложилось нечто твердое, что уже не уйдет.
Для эффективности упражнения предлагается в течение дня делать короткие заметки, а вечером обобщать их (что достиг, что мешало, внутренние ощущения, внешнее их проявление, твои размышления о событиях дня). По итогам недели пишется мини-отчет.
Ты проходишь первый курс, когда таким образом выполнишь все семь упражнений. Только после этого — можешь заняться упражнениями следующего курса.
Успехов в работе!



Страница сформирована за 0.83 сек
SQL запросов: 170