УПП

Цитата момента



Мир не добр. Мир не зол. Мир просто есть.
Я тоже хочу есть

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

 В конце занятия ведущий спрашивает: «Кто что взял с сегодняшнего занятия». И пусть каждый член группы скажет хотя бы по два слова. Это даст возможность каждому участнику:

а) Осознать, что он для себя берет.

б) Вспомнить, что было на занятии.

в) Послушать других людей и подумать над тем, а что он может взять из того, что говорили другие участники.

3. Методологические особенности работы с группой.

За время ведения тренингов Н.И. Козлов отметил следующие особенности, при соблюдении которых, обучающий эффект максимален:

1. Как правило, это группы от двадцати до сорока человек, где преобладает молодежь от 16 до 30 лет.

2. Оптимальный вариант половина мужчин половина девушек, занятия проходят обычно раз в неделю где-то по четыре часа с получасовым перерывом посередине.

  • Чай, печенье, ананасы.

Каждое правильно подготовленное занятие в стиле Синтон-программы композиционно простроено так, чтобы на нем были:

1. работа в парах (желательно, в том числе в режиме карусельки).

2. работа в микрогруппах.

3. работа в общем кругу.

4. с кем-то индивидуальная работа в стиле демонстрационки.

К этому добавляется: иногда — игра со светом, часто — специальный подбор музыки, и всегда — живая, светлая и бодрая работа ведущего.

Стиль работы по Синтону — не взрывной, но всегда динамичный, с обязательным чередованием работы сидячей, стоячей и ходячей, смены внимательного думания и ярких переживаний. После сладкой и прозрачной медитации вдруг пошла энергичная и едкая провокация, из них логично вытекли тематические ролевые игры, а под них необходимым подспорьем легли серия психогимнастических упражнений и элементы актерского тренинга.

«-Хорошо! А если я этого не сделал — я, как методист, схалтурил».

При этом Синтон — это образовательная программа, это такое же обучение, как обучение таблице умножения или английскому языку. Только обучение происходит не через высаживание стерилизованных знаний на ровном поле интеллектуального интереса, а на поле надежд, в огороде глупостей и в роще страстей,

 где отработка навыков идет параллельно разминированию страхов и выращиванию новых, высоких ценностей жизни.

«-Которые растут не всегда или иногда кособоко. В общем, не соскучишься».

Цикл занятий имеет достаточно четкую и жесткую тематическую простроенность, но на каждом занятии обычно реализуется типовая схема работы:

1. постановка проблемы (как правило, не теоретическая, а через живое личностное озадачивание),

2. розыгрыш и проживание ситуации (что увеличивает количество вопросов, но дает материал и для некоторых ответов),

3. осмысление и анализ происшедшего (где основная задача ведущего — уйти от теоретизирования "вообще" и сориентировать на реальные практические выводы или задачи),

на этой основе — постановка учебных задач и

4. отработка нужных умений в тренинге (и ориентировка на закрепление в жизни).

Воспитание средой

Как формулирует это педагог-новатор В.Ф.Шаталов, "если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солеными". Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей должно быть создание такой среды, которая сформировала бы нужные личностные качества. Естественно, для создания такой среды должны быть достаточно совершенные и надежные методики. А далее, образовательно-воспитательный процесс должен быть достаточно длительным, чтобы среда "пропитала" каждого воспитанника до глубины души.

Синтон-программа реализуется в рамках Клуба практической психологии, где идут не отдельные разовые занятия случайных групп, а, скорее, течет плотный поток общения и психологической работы. И, по свидетельству самих членов Клуба, главным фактором воздействия чаще всего оказывается даже не тематика, а атмосфера группы. А если учесть, что прохождение "Синтон-программы" сейчас занимает около года, то воздействие оказывается достаточно мощным.

 В перспективе Синтон-программа должна сопровождать детей, подростков и молодых людей в течение всего периода их развития — так же, как для роста дерева необходимы солнце, вода и воздух.

Свободный осмысленный выбор — и предложение образцов

Мы исходим из того, что каждый человек свободен, в том числе свободен, строить свою жизнь по своему выбору и проекту, и мы отвергаем навязывание "правильной жизни", от кого бы оно ни исходило. Естественно, поэтому на занятиях категорически исключено назидание и чтение лекций-нотаций. Другое дело, что выбор должен быть осмысленным, поэтому ведущий знакомит членов группы с различными путями и выборами, обсуждает их основания и последствия, ведет живую дискуссию. И, естественно, он имеет право выразить собственные взгляды и убеждения, как жить правильно, то есть умно и добро. Как показывает наша практика, именно такое учение без "промывания мозгов" вызывает у подростков и молодежи наибольшее доверие и дает самые лучшие результаты.

Знание должно быть пережито — и вживлено

Из воспоминаний Н.И. Козлова:

«-Свою психологическую карьеру я начинал как лектор: как преподаватель психологии и как лектор Общества "Знание". И все больше убеждался в том, как мало людям просто что-то сказать: сказать даже правильно и ярко. Если даже они тебя услышали и поняли, даже если это остановило их внимание и осталось в их памяти — от этого Знания до Жизни, до реального воплощения в их повседневную жизнь лежит целая пропасть.

Читаю раз лекцию по культуре общения, лекция заканчивается на "Ура". Но тут какие-то посторонние люди начинают заглядывать в наш зал и мешают. Те, кто сидел ближе к двери, на них отреагировали… — отреагировали так, что я понял: в душах этих людей ничего не изменилось. Или почти ничего.

Дать Знание — мало. Надо сделать так, чтобы это Знание — "царапнуло". Это Знание надо еще прожить. В это Знание надо вжиться. И надо найти в себе силы жить так — новым для себя образом.

Поэтому, если в Синтон-программе говорятся какие-то вещи, они обязательно поддерживаются игровой работой, ролевым тренингом или какой-то другой формой личного участия. Теория может закрепляться практикой — практикой здесь и сейчас, на занятии; теория может вытекать из практики — из тех наблюдений и переживаний, которые участники группы получили в играх и упражнениях только что; — но главное то, что:

ЗНАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРЕЖИТО — И ВЖИВЛЕНО».

Целостность и системность психолого-педагогического процесса

Любой специалист-психолог знает, что в настоящее время накоплен уже довольно большой банк интересных психологических игр и упражнений. Айдакова Л., Бабайцева В.К., Битянова Н.Р., Гильмеев И.З., Ефремцева С.А., Клюева Н.В., Кривцова С. и Мухаматулина Е., Марасанов Г.И., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Самоукина Н.В., Сартан Г.Н., Свистун М.А. (никого из российских не забыл?) написали книги, содержащие просто кучу самых разнообразных, веселых и полезных, психологических и околопсихологических игр и упражнений. К сожалению, мы вынуждены были употребить слово “куча” ко всем этим, безусловно, дельным книгам, поскольку в них (как, кстати, и в нашем приведенном ниже “Синтон-сборнике”) нет системы и нет целостности. Это только подборка некоторых довольно разрозненных игр и упражнений.

«-Вам нужен телевизор, а вас привезли на радиорынок, торгующий деталями: для любителя поконструировать интересно, но большинство предпочитает купить телевизор уже в корпусе и с ручечками».

Синтон-программа же в оригинале — это целостная система, это психологическая среда и длящееся действо, когда одно упражнение готовит другое и дает материал для Темы, а Тема разрабатывается и закрепляется в следующей Игре, и все это уравновешено и скомпоновано так, что для участники все время находятся в захватывающем ум и душу процессе.

«-Телевизор уже собран и протестирован: работает. Берете?».

Реальные опасности игры и реальная базисная безопасность.

Скорее всего, это специфика именно синтоновской аудитории, но беззубые занятия синтоновский народ не любит. Они знают, что самое спокойное занятие может повернуться в любую минуту совершенно неожиданным боком, после чего ты окажешься или «дураком», или «убийцей», или «трупом».

«-Как в жизни. И это воодушевляет».

С другой стороны, Синтон дает базисное ощущение безопасности. Как бы на тебя не наезжали, тебя здесь принимают и любят.

«-Собственно, потому и наезжают, что любят».

Ты можешь спорить с группой и ведущим, ты можешь высказывать любые, самые дикие мнения, но, пока ты честен, тебя принимают и ценят — любого. И я, как ведущий, обязан это подчеркнуть.

«-И создать, если в группе этого пока нет».

Вот, например, обсуждается тема "мстюлек",

«-Народное название широко распространенной в жизни игры "Ты мне — я тебе" в негативном варианте "Ну погоди!". "Око за око", а еще лучше оба глаза выколоть стерве, злости на нее не хватает…».

так вот, Татьяна рассказывает, как она "умыла" соседку за то, что та не разрешила ей развешивать белье на кухне. Интересуюсь ее отношением к ее диверсионной деятельности — отношение ее положительное: "Сделала гадость — на душе радость". Ну что ж… Я вполне могу на Татьяну наехать и обрисовать свое видение, она, может быть, услышит меня, а может быть, выберет выстрелить в ответ, но независимо от результата нашей потасовки завершение будет всегда: "Аплодисменты Татьяне!"

И аплодисменты будет искренними от всех, потому что Татьяна была искренней, и мы это нескрываемо уважаем».[9]

4. Принципы работы ведущего группы.

О работе с учебной группой было сказано достаточно, и в качестве некого дополнения можно привести следующую метафору из книги «Сказки и сказкотерапия» Дмитрия Соколова:

Сказка об ангеле и черте.

В те далекие времена, когда ангелы и черти служили в общем братстве, произошла такая история. Увидел Господь бедного горюющего юношу, который целыми днями лишь плакал и молился. Посмотрел он на него раз — плачет, взглянул второй — плачет, в третий раз — рыдает, сердечный. Нахмурился Господь и приказал двум небесным служителям спуститься и помочь бедняге. Отправились двое, один был ангелом, другой — чертом.

Спустились они на землю, да неудачно: до дома бедного юноши им оставалось не меньше мили. Пошли по дороге: ангел ступает важно, чтобы не запачкать белых одежд, а черт балуется. С чьего-то огорода стащил луковицу, где-то наломал тростника. Подошли они к дому, ангел и говорит: "Ты, черт, подожди меня здесь, не то еще напугаешь невинного".

Ну и ладно, черт согласился, сел на качели, качается, а ангел помедитировал и вошел в горницу. Встретил его юноша горючими слезами. "Что ты плачешь?" — спросил добрый ангел. "Как же мне не плакать, — ответил юноша, — когда на обед у меня ни мяса, ни супа, одна черствая горбушка". — "Это легко исправить", — сказал ангел. Хлопнул в ладоши, и на столе появились самые изысканные блюда.

Юноша стал плакать горше прежнего. "Ах, бедный я, бедный, — причитал он, — нет у меня ни брата, ни свата, чтобы со мной обед разделить!"

"И эта беда — не беда", — сказал ангел. Хлопнул он два раза в ладоши, появились на пороге люди. Они стали подходить к юноше, обнимать, целовать и за стол садиться. "Вот добрая твоя семья", — сказал ангел.

Смотрит — а юноша рыдает, аж заходится: "Ах, когда бы я сам был достоин сих яств и людей! Поломанная моя жизнь!"

Ангел нахмурился. "Жизнь твоя — зреющий цветок, — сказал он. — И никто не ломал его, смотри!" — он трижды хлопнул, и юноша увидел, как его жизнь распускается цветком в саду Господнем.

"Может, и так, — молвил плачущий юноша, — но не дано тебе познать глубину моей печали. Иди, добрый человек, спасибо, что пытался помочь мне. Прощай и забери свои подарки". Сказав это, юноша сел у стола и зарыдал пуще прежнего.

Ангел, опечаленный, вышел на улицу, а черт там уже кур гоняет. "Пойдем, ничего не выйдет, — сказал ангел черту, — видно, есть границы и у добродетели". — "Э-э-э, нет, — крикнул ему черт, — чур, теперь я попробую". Ангел попытался его остановить, да куда там! — черт уже забежал за дом и вскарабкался на подоконник.

Юноша по-прежнему плакал, склонившись над столом. "Слабо плачешь, — сказал, понаблюдав, черт. — Это не плач, а колыбельная, меня от нее в сон клонит. Сейчас тебе, пацан, подкрепление придет!" Вытащил из кармана луковицу, разрезал и сунул половинку парню под нос. Потом пошарил по полкам (заодно, кстати, краюху хлеба стянул), нашел уксус и прыснул его юноше в лицо.

"Добрый человек! — закричал юноша, отчаянно стирая брызнувшие слезы с лица. — Что вы делаете? Мне не нужны все эти ваши… подкрепления! Мне не нужна ваша помощь! Оставьте меня в покое!"

"В полном покое?" — уточнил черт.

"Да, в полном, в полном покое, чтобы мог я остаться один со своим горем!"

"С радостью, — сказал черт, — а ты говорил, помощь не нужна". С этими словами он хлопнул два раза в ладоши и оказался вдруг с юношей в чистом небе. Ни ярко там было, ни темно; не слышно там было ничего и не видно. "Вот теперь полный покой, — удовлетворенно сказал черт. — Сиди теперь, отдыхай. Плакать-то здесь привольней!"

Но юноша уже не плакал, он гневно смотрел на черта. "Кем бы ни был ты, таинственный пришелец, — воскликнул он, — знай, твоя помощь неуместна!"

"Да ты расслабься, — сказал черт, — и поплачь. Ты так это сладко делаешь. Даже, — тут он зевнул, — спать хочется. Вперед, малыш, пробуй силы на чистом воздухе". И показал, как он приготовился слушать.

"Злые люди, — сказал юноша, — что ж вы со мной делаете?" Его губы затряслись, а в глазах показались слезы: "Такие, как ты, и сломали цветок моей жизни!"

"А-а, цветок, — протянул черт. — А что, это идея". Откуда-то вдруг он выхватил цветок и стал рассматривать его. "Нет, знаешь, — сказал черт, — пока он не сломан. Но это можно поправить…" И стал шмякать этим цветком налево и направо, да так, что у юноши искры из глаз посыпались.

"Вот теперь это, похоже, — приговаривал черт, — на истинные страдания. Значит, сломанный, говоришь, цветок? Скоро будет, погоди, парень…"

"Эй, — завопил бедняк, — что ты делаешь?! Перестань немедленно! Отдай! Отдай мне мой цветок!"

"У-тю-тю, вот уж нет! — засмеялся черт. — Лучше пойду, скормлю его корове!" И помчался по воздуху куда-то вдаль, а за ним бросился с горящими глазами юноша, и разорванная одежда развевалась на его тощей груди.

Знаете, сколько они бежали? Бедный юноша не видел ничего, кроме цветка в чертовых руках, а черт выбирал путь похитрее, и бежали они то по пустыне, одетые как купец и паломник, то по невиданному базару, и были тогда точь-в-точь вор и полицейский. Ух! И до деревни, наконец, добежали. Там юноша изловчился, прыгнул на похитителя и вырвал у него цветок. "Не подходи, — закричал черту, — изыди, нечистая сила!" Вбежал он в свой дом, поставил цветок на подоконник — и ах, каким чудесным светом озарилась комната! Тогда подошел юноша к окну, распахнул его и откинул глупые пыльные занавески. Взял ведро, наполнил его водой — и окатил пол своей лачуги. А потом посрывал со стен тряпки, собрал свои платки — и в помойку!

Тут и черт, немного хромая, подошел к ангелу, одиноко стоящему возле дома. Они помолчали, прислушиваясь к тому, что происходило в доме. Из окна мимо них то пролетала какая-то утварь, то клубами вырывалась пыль. "Пойдем, дружище, — сказал черт. — Мы ему больше не нужны".

Глава 3. Концептуальные основы деятельности центра «Синтон».

1. Синтон и школа. Применение полученных навыков в повседневной жизни.

Как пишет Козлов – " -Я несколько лет вел Синтон-программу в школе, и многие черты и особенности программы идут именно из этого корня. Можно сказать, что Синтон-программа — это очередная попытка дополнить школу тем, что в ней пока — нет. Но что детям — очевидно необходимо. А именно?

1. Школа, которая не готовит детей к жизни — несостоятельна

Школа учит чему угодно, кроме жизни. Житейская несостоятельность (доходящая в своих крайних формах до самоубийств) у школьных отличников такая же (если не превосходит), как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Уроки физкультуры направлены на развитие координации, гибкости и силы тела. А на каком уроке развивают координацию душевных движений, душевную гибкость и душевную силу? Школа готовит будущих работников для разных отраслей народного хозяйства — но не учит понимать себя, другого, не учит дружить, любить, не учит тому, как в жизни выживать и как жизнь праздновать.

Школу можно критиковать долго, но вместо самой справедливой критики я предлагаю свой вклад: Синтон-программу, которая готовит человека к повседневной жизни с ее проблемами, жизни среди людей — и умению быть счастливым.

2. Главное — это воспитание души

"Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь". Хороший психотерапевт когда-то вытянет человека из душевной ямы, но какой воспитатель научит человека жить так, чтобы в ямы не попадать и выкарабкиваться из них самостоятельно? "Многие знания — многие печали…" — у тех, чья сердцевина, чья душа к жизни не готова. А есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми, при любом строе и практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен, но наполнен энергией и знает, куда и зачем ему жить — он сам найдет себе необходимые знания, он сам решит все свои проблемы.

Я убежден, что помочь человеку воспитать такую душу — можно. Это просто получается.

3. Воспитание нравственности, а не развитие психических функций

Заниматься душой можно тоже по-разному. Можно развивать память, внимание, мышление и другие психические функции — это дело нужное, но едва ли главное в становлении человека: мыслитель с хорошей памятью может долго вспоминать, как он был беспомощен перед лицом бытового хамства. Важнее готовить человека к разнообразию житейских ситуаций: умению быть разным, гибким, ориентированным и сильным. Правда, это и труднее, и подобных разработок существенно меньше. Но самым важным, видимо, является воспитание внутреннего человека — того, кто всеми этими функциями и умениями пользуется. Поэтому стержнем "Синтон-программы" всегда было именно воспитание нравственности, ориентирование души на доброделание, и главное, что мы считаем необходимым передать, это следование девизу: —

«Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться!».

4. Светский характер образовательного и воспитательного процесса

Религия вносит свой, и серьезный, вклад в укрепление нравственных устоев общества. Но проблема в том, что истинно верующими являются далеко не все, а среди истинно верующих никак не достигается согласие в том, какая же религия является воистину истинной. Синтон-программа занимает подчеркнутый нейтралитет в отношении религии вообще и любого вероисповедания в частности. Мы верим, что нравственное воспитание может и должно иметь светский характер — а иначе как же воспитывать тех, кто далек от религии? И мы верим, что любить человека и заботиться о нем можно не только потому, что так обязывают нас Заповеди Бога, а потому что свободный и душевно богатый человек выбирает это сам.

5. Привлекательность образовательного и воспитательного процесса

"Осла можно подвести к реке, но ни один шайтан не заставит его напиться". Если человек не захочет что-то делать со своей душой сам, любые воспитательные программы, рассчитанные воздействовать на него, будут неэффективны. А чтобы подростки и молодежь стали заинтересованными, надо занятия сделать привлекательными. Уроки нравственного воспитания могут и должны быть для ребят и девушек интересными так же, как мультики и дискотека. Синтон-программа строится на сочетании осмысленности содержания и привлекательности, даже завлекательности — формы.

«-С удовольствием вспоминаю, как однажды мне пришлось вести факультативные (то есть не обязательные для детей) занятия притом, что в соседнем классе крутили по видику какой-то бодрый боевик. В состязании победил Синтон: видимо, интрига занятия оказалась круче, а переживания — реальнее и чувственнее».

6. Социальная адаптация не за счет социального натаскивания, а за счет душевного роста

Привлекательно обычно то, что нужно в жизни. Естественно поэтому, что Синтон-программа занимается во многом вполне земными проблемами. Как стать привлекательным? Как научиться разбираться в людях? — и куча других вопросов, которые интересуют молодежь, на занятиях ставятся. И пусть не сразу, но решаются.

«-Это очевидная особенность Синтон-программы — работа на совершенно житейском материале, разбор конкретных ситуаций, с которыми подростки и молодежь сталкиваются ежедневно».

Но особенность нашей программы еще и в том, что за прикладными задачами (например, трудный разговор с родителями, конфликт в магазине или умение знакомиться на улице) — мы учим видеть — и решать — более общие проблемы: такие, как свободное отношение к традициям и общественному мнению,  уважительное отношение к самому себе, внутренняя душевная стойкость, четкость и импровизация в ведении диалога… Точно так же, на группе "Сексология" мы занимаемся не обучением технике секса, а стараемся помочь человеку освободить свое сознание, избавиться от догм, развить чуткость своей души и тела, научиться наслаждаться — так, как это умеет делать любой ребенок с еще не испорченной душой.



Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 169