УПП

Цитата момента



Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество — выращивать улыбку?
Расти, улыбка, и большая, и маленькая!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если животное раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшее применение программы запирается при помощи страха. Теперь всякий раз, когда нужно выполнить не получавшееся раньше инстинктивное действие, животному становится страшно, и оно пытается как-нибудь уклониться от его выполнения. Психологи хорошо знают подобные явления у человека и называют их фобиями…

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

7. Экономическая состоятельность

Чтобы Синтон-программа, как программа душевного развития и нравственного воспитания, получила широкое распространение, она должна быть экономически состоятельна. Приятно, конечно, мечтать, что когда-либо мудрые государственные чиновники скажут: "Да! Вы делаете важное дело — мы найдем для этого деньги!", но реалистичнее создать программу, которая способна работать на принципах самоокупаемости. При этом должны быть соблюдены два трудных условиях:

оплата занятий должна быть невысокой, чтобы быть доступной для подростков и молодежи, но, в то же время,

работа по этой программе должны быть экономически оправданной для ее ведущих.

Решение, подсказанное жизнью: лучше всего это получается, если число людей в группе оказывается более тридцати, и группа работает по длительной программе, гарантирующей стабильность экономической ситуации для обеих сторон. Каждый участник платит немного, но в группе народу много, и тогда ведущий за пару вечеров в неделю имеет нормальную и стабильную зарплату.

Именно с возникновением некоторой экономической независимости появляется ощущение внутренней свободы и достоинства, когда можно уже не суетиться "под клиентом", а делать то, что ты, как специалист, считаешь необходимым.

8. Массовый эффект

При всей привлекательности лозунга "Воспитание — это штучная работа" он нам (и, думается, не только нам) не по карману. У нас на миллион детей и подростков нет миллиона воспитателей. Поэтому нам нужна воспитательная система, с помощью которой один воспитатель сможет эффективно работать не с одним-двумя-тремя, а двадцатью-тридцатью — и более — одновременно и без потери качества.

«-Для меня оптимальное количество людей в группе — сорок человек. Тридцать — хорошо. Двадцать — ну, переживем, хотя уже чего-то не хватает. А вот пятнадцать человек — что-то в атмосфере занятия теряется почти безвозвратно…».

Сценарии Синтон-программы изначально подстраивались именно под большую группу, и во многих случаях определяющей успех оказывалась "атмосфера массовости". "На миру и смерть красна" — и если что-то начинают делать ВСЕ, и этих всех — МНОГО, то и кто-то ОДИН, обычно "на такое" не решающийся, в общем порыве включается в общее движение. Плюс молодежь, например, любит большие праздники и смену лиц, и тут, в Синтон-программе, она это вполне получает.

В любом случае, Синтон-программа имеет существенно большие возможности охвата. И это тоже важный ее плюс.

9. Транслируемость методик

Хорошо жить в цивилизованных странах! Ты захотел стать психологом, вести тренинговые группы — пожалуйста! К твоим услугам Институты и учебные Центры, там отлаженный обучающий процесс, балинтовские группы, одностороннее зеркало, учебные видеофильмы и другая роскошь: только садись в свой "мерседес", приезжай и учись!

У нас, как известно, своя специфика, и молодой учитесь, загоревшийся благородной идеей помощи людям, пишет шариковой ручкой письмо в Москву: "Мы хотим работать, просьба выслать брошюру с описанием тренингов. Приехать на учебный семинар возможности нет, зарплату не платят с начала года…"

«-Россия, однако…».

Поэтому, ты можешь разработать самые замечательные методики, но если ты не найдешь способ, как ими смогут овладевать твои коллеги-россияне, ты останешься талантливым одиночкой. Так нередко и происходит, и многие прекрасные воспитательные методики, в конце концов, умирали просто потому, что держались на личном искусстве их авторов и не могли без профанации, без потери качества быть переданными последователям.

 Синтон-программа также расположена к сильным, творчески и личностно работающим ведущим, но ее основа — сценарии: подробное описание "что, когда и как делать".

«-Как говорит Михаил Жванецкий, "Не волнуйтесь, к встрече мы подготовились. Здесь записаны наши вопросы, а здесь — ваши ответы. Улыбочку!"».

Когда твое будущее занятие вплоть до возможных реплик аудитории и твоих правильных ответов записано и лежит перед тобой с подписью "Проверено: работает!", душевное состояние ведущего неуловимо меняется. Если и страшно, то уже не так. Тогда уже можно начинать пробовать, начинать учиться, потому что при наличии крепкого сценария приличные, добротные занятия может провести почти любой не боящийся людей и большой аудитории человек.

«-Психолог школьный или свободный, социальный педагог, организатор внеклассной работы и вообще любой творческий человек, кому все это по душе и готовый этому делу учиться».

Причем, как знает любой практик, хороший сценарий вовсе не мешает личному мастерству и импровизации. Особенно хорошо творить и импровизировать тогда, когда спокойно знаешь, что можешь этого и не делать».

Статья Н.И. Козлова:

2. Синтон и демократия

Тук-тук, кто в тереме живет?
Сидит царевна-лягушка, плачет горючими слезами. Спрашивает ее Иван-царевич: " Что ты плачешь, о чем печалишься?" — "Как мне не плакать, Иванушка, не разрешат тебе родители на мне жениться!" — "Не плачь, любимая, не горюй, я себе другую невесту найду!"

Очень, очень синтоновское!

 Синтон изначально был задуман как психологический Клуб, что есть проект крайне рисковый. Поясню. Если у вас не Клуб, а Центр, то человек проходит тренинговую группу и Центр покидает, даря себя как произведение искусства снова своим близким. Своим продуктом мы кормим не себя, а других. А если у нас Клуб, то продукт нашей работы мы испытываем на себе. Клуб, община, называйте, как хотите — это место, где мы питаемся продуктами своей же жизнедеятельности. Что себе (из себя) сделали — то и скушать придется.

 Впрочем, достаточно скоро Синтон стал вкусным местом.

 Что в первую очередь давал людям Синтон? Синтон раскрепощал, давал силу и свободу и обучал разумным житейским навыкам. Вопрос воспитанности не вставал, по крайней мере, центральным точно не был, и выпускники Синтона вполне могли оставаться людьми свободными и дикими.

Дикий человек, например, где кушает, там и какает. Ну, или какает там, где кушают другие.

Другое дело, что в Синтоне всегда собирался преимущественно качественный контингент, и когда раскрепощались они, то Синтон от этого только хорошел. Все нормально.

Или почти все. Потому что, если приглядеться, то часть синтоновцев Синтон явно не красила, и особенно это бросалось в глаза новичкам. Они пришли туда, где мечтали найти свою сказку, они начинают посещать действительно толковые — и веселые — тренинги, но вдруг в Клубе встречают прошедшего все мыслимые клубные тренинги синтоновца-старичка, бесцельно в Клубе тусующегося и злословящего про Синтон.

 Толковые люди, как бы им ни нравился Синтон, в нем обычно долго не задерживаются. У них есть, чем заняться в жизни, они берут в Синтоне все, что им нужно, и, с самыми светлыми чувствами попрощавшись с Синтоном, возвращаются в жизнь заниматься делом.

А бездельники в Клубе с удовольствием остаются. А чо, здесь клево! Можно сидеть и перед новенькими изображать человека, Синтон, безусловно, переросшего: "Ну, молодежь наивная… мы все это уже прошли…" И по возможности злословить. Кстати, очень странно: он на Синтон какает, но из Синтона не уходит. Ему сделали Синтон, ему в Синтоне хорошо, но если ему в Синтоне что-то кажется плохо — он начинает возмущенно предъявлять претензии тем, кто Синтон ему сделал.

Как любил озвучивать этих персонажей Аркадий Петрович Егидес: "Ну почему ты, сволочь, дал мне хлеб без масла?"

 Любой наезд на такого бездельника он воспринимает как злобный наезд на клубную демократию в целом. "Я в Клубе хочу жизни именно такой и я — полноправный член Клуба. Значит, вы обязаны считаться с моими желаниями. У нас — демократия. А если вы со мной и моими желаниями не считаетесь, значит, в Клубе нет демократии и вы — …"

далее текст не по Уставу.

Так есть в Синтоне демократия — или нет? И как к этому относиться?

Отвечаю:

Клуб и демократия.

Демократия. Демос — народ, кратос — власть: власть народа.

Демагог. Демос — народ, гог — защищать: защитник народа.

Симпозиум. Сим — вместе, посиум — лежать. Правильно, древние греки совещались лежа.

Люблю переводы с греческого!

Самый первый Устав Клуба Синтон начинался словами:

 "Главным человеком в Клубе является член Клуба. Руководитель Клуба, администрация и прочие ведущие являются уважаемым, но вспомогательным персоналом. Все главные вопросы: что будет в Клубе и как ему жить — решает не руководство, а сами члены Клуба".

Вот так.

 Это было то, с чего я начинал. Я вообще был радикальным демократом.

Например, в начале перестройки, когда на площадях поднимались плакаты "Партия, дай порулить!", я горел Проектом: вот сделать такую специальную голосовательную газету, где собираются все важные вопросы о нашей жизни. В ней будут обсуждаться все традиционно обсуждаемые важные вопросы: альтернативная служба, льготы депутатам, где строить гаражи и размер пенсии, а самая соль в том, что после всех умных и разных статей про плюсы и минусы в газете есть отрывные талончики: "Я за то" или "Я за это". Оторвать правильный талончик и опустить в почтовый ящик — на это у народа сил хватит, а в результате мы имеем мнение народа по всем вопросам, и будем строить жизнь такую, какую хотим мы!!!

 Когда я с воодушевлением сформулировал этот свой проект Валерию Хилтунену (помните его гремевшую на всю Россию публицистику в "Комсомольской правде"?), он отозвался коротко и без всякого энтузиазма: "Именно народ в свое время проголосовал за то, чтобы Сократ выпил чащу с ядом". Я, конечно, возмутился… но стал думать об этом внимательнее.

Прошли годы. Что я думаю об этом сейчас?

 Сейчас меня мнение народа не интересует. Точнее, это то, за чем надо следить, чтобы делать его таким, каким надо: позиция совершенно такая же, как у любых разумных родителей к своим детям. Мало ли что хотят дети?!

 "Мам, ну давай посмотрим мультики, а потом поиграем в железную дорогу!" — А мама только пришла с работы, ей еще готовить ужин и сегодня все постирать…

Когда человек растет, он меняется: меняется и его кругозор, и его ценности.

Желания ребенка отличаются от желаний уже подростка, интересы подростка — от интересов вступающего во взрослую жизнь молодого человека, а ценности зрелого взрослого — совсем третьи. Отвечать на то, что интересно сейчас, — это значит, как правило, держать человека на его сегодняшнем уровне.

Как Л.С.Выготский формулировал закон опережения обучения: "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития", так и я формулирую закон опережения интереса:

Клуб должен давать то, что будет интересно человеку на его следующем шаге душевного и духовного развития.

Так чей же это Клуб?

– Расплоди тараканов, — сказал отец, — и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе, и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель.
Быть справедливым… — продолжал отец, — но сначала ты должен решить, какая справедливость тебе ближе: Божественная или человеческая? Язвы или здоровой кожи? И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?

Добрый человек Антуан де Сент-Экзюпери

Лет пять назад в Клубе исключительно актуальной была тема "Синтон и алкоголь". Кто помнит, когда-то на весенних синтоновских слетах было особенно весело, потому что у народа было и свободный народ пил.

Как и все, что делают синтоновцы — пил от души.

Так вот, Козлов же почему-то решил, что массовые пьянки не входят в его представление о Синтоне, и сказал, что в Синтоне пить нельзя. Что тут было,… что началось! Народ (ну, часть. Но — голосистая!) как запищал, как заверещал: "В Синтоне кончилась демократия! Свободный Синтон умер!", возмущенные синтоновцы устраивали гневные акции протеста и демонстрации, хлестко высмеивающие узость взглядов Козлова и непонимание им настоящего смысла свободной жизни.

Прошли годы. И сейчас об этом уже как-то никто и не кричит. Пришло понимание, что Синтон и алкоголь — две вещи несовместные, любители алкоголя отсеялись, и Синтон ныне радует более осмысленную публику.

Я понимаю, Синтон людям нравится, это приятно, и они хотят его иметь.

Ой, я вполне могу их понять. Мои детишки в детстве вели себя так же: что им понравится, они тоже хотели это себе иметь.

 Они считают, что Синтон — это их Клуб. Нет. Чей это Клуб, то есть под чьи интересы будет настроен Клуб, решает Козлов. Клуб принадлежит народу, но какому народу принадлежит Клуб, решает тот, кто этот Клуб создал.

 Сегодня меня мало интересует, что в своей массе хочет народ в Клубе, хотя бы потому, что я знаю, что эта масса хочет пока и потому что мне это нравится мало. Если в Клубе будет демократия, и по строгой демократической процедуре мы проголосуем за то, что выберет народ (особенно при наличии еще свежих "необработанных" новичков), то Клуб "Синтон" превратится в:

Клуб знакомств,
Дискуссионный Клуб,
Психотерапевтическую Лечебницу и
Дискотеку без конца!!!

 Потому что это именно то, что хочет народ. Потому что дети хотят конфеты и не всегда желают идти в школу.

А посуду за собой мыть — так это вообще фигушки!

Поэтому у нас в Клубе демократии и прочего разврата не будет.

 У нас не Клуб всех желающих. У нас — Клуб Синтон, что значит Клуб с определенными ценностями и требованиями, которым ты можешь, как соответствовать, так и нет. Естественно, мне по-настоящему интересны мнения и впечатления народа от тех тренингов и занятий, которые они прошли, и чем больше человек взял от Синтона, тем более мне важно его мнение. Потому что Синтон его уже воспитал и поумнел. Конечно, я за демократию.

Просто, что и как должно быть в Синтоне, должны определять люди, воспитанные Синтоном. И тогда —

Да здравствует демократия воспитанных людей!

(Данные были получены на стандартной выборке, при проведении анонимных социологических опросов, по методике открытых вопросов, с последующей обработкой результатов кластерным анализом. Результаты оказываются аналогичными и при открытой процедуре запросов по актуальной мотивации. Короче, на собраниях новичков народ сам формулирует свои желания совершенно открытым текстом).

Глава 4. Вспомогательные разработки, повышающие эффективность индивидуальной и групповой работы.

1. Работа кураторов.

Кураторы.

Кто такой куратор?

Куратор – это человек, который помогает группе с большей пользой для себя пройти тренинг и качественнее отработать те упражнения и задания, которые даются на тренинге.

 Как правило, это человек, который успешно прошел Синтон-программу и обладает опытом и навыками, которые позволяют ему более объективно оценить успехи или затруднения группы. Иногда он предостережет группу от очевидных ошибок и, по крайней мере, вначале поможет организовать работу, а не пустое времяпрепровождение.

Главная задача куратора — научить группу работать самостоятельно.

Хорошо работать сам он уже умеет.

Кураторы – это люди, которые многому научились в Синтоне, которые сделали свою собственную жизнь успешной и интересной, и теперь хотят поделиться своими умениями с другими людьми, приходящими в Синтон, помочь им сделать свою жизнь осмысленнее и ярче.

Как стать куратором.

Куратором может стать каждый, кто прошел Базовый тренинг и обнаружил в себе жгучее желание помочь другим пройти его максимально эффективно. Поэтому главное для того, чтобы стать куратором – это желание работать с людьми и помогать им.

Но, кроме этого, нужно сделать еще несколько шагов, а именно:

Связаться с координатором кураторов, и сообщить ему о своем желании стать куратором. Он подскажет вам, как скорее прийти к этой цели.

Существует три кураторских статуса: помощник куратора, куратор, официальный куратор. Для начала необходимо поработать помощником в паре с кем-то из действующих кураторов (при необходимости координатор поможет вам с выбором куратора для совместной работы). По окончании тренинга вам необходимо получить в электронном виде рекомендацию (желательно с развернутой обратной связью) от куратора, с которым вы работали. Данную рекомендацию вы предоставляете координатору.

 Чтобы вас допустили к работе помощником, вам необходимо:

Пройти Базовый. Желательно параллельно начать работать на Дистанции.

 Чтобы начать курировать самостоятельно, вам необходимо:

Провести хотя бы одну семью в статусе помощника куратора;

Пройти Базовый и Мир Души;

Защитить 2 упражнения Дистанции (желательно, чтобы среди них были «Тотальное Да» и «Хорошо», т.к. эти упражнения в первую очередь дают навыки, необходимые для качественного ведения групп);

Предоставить координатору рекомендацию от куратора, у которого вы работали помощником.

 Чтобы стать официальным куратором, вам необходимо:

Провести минимум 2 семьи в статусе куратора;

Иметь сертификат не ниже «Синтон-практик» [т.е. пройти Базовый, Мир Души и любой из сертификационных тренингов Синтона (на данный момент таких тренингов два: Трудные Игры и Королевство)];

Защитить 3 упражнения Дистанции (среди них обязательны «Тотальное Да» и «Хорошо»);

Предоставить положительную обратную связь от семьи и от ведущего тренинга, на котором вы курировали.

Получить рекомендации – это задача того, кто хочет стать куратором, поэтому организовывать их получение должны именно вы, а не те, кто вам их дает.

Если же вы считаете, что просто созданы для того, чтобы стать куратором, и мир безумно много потеряет, если вы будете тратить время на прохождение всех этих Миров Души и Дистанций, то обращайтесь к координатору кураторов. Из всех правил возможны исключения. Но делаются они в действительно исключительных случаях.

Успехов!

Что дает статус официального куратора

В плане рекламном – больший спрос; группы обычно лучше идут к тем кураторам, которые на презентации озвучили свой статус как официальных.

В плане преимуществ – при кураторском конкурсе на тот или иной тренинг Синтон-программы официальные кураторы имеют приоритет над

обычными: в силу их опыта и большей эффективности проведения групп.

В плане финансовом – официальные кураторы по завершении проведенной группы получают кураторские купоны, дающие им право на значительные скидки при прохождении любых тренингов в Синтоне.

Дополнительный плюс – привилегии на Дистанции Н.И.Козлова.

2. Домашние встречи.

Что такое домашние встречи, и зачем нам еще «Папы» и «Мамы?».

Вот идет тренинг в Синтоне: весело, классно, все нужно и все хочется. Только времени отработать все — не хватает точно. Да, мы это увидели, да, нам захотелось уметь так же, а где как все это отработать?

Для этого и устраиваются домашние встречи.

 Группа произвольным образом (кому с кем, где и когда удобно) делится на четыре малые группы (команды, семьи — называйте, как хотите), эта семья находит себе куратора (помощника ведущего, который будет помогать проводить домашние встречи), решается вопрос с квартирой — и в какой-то день или вечер группа собирается.

Хотя бы потому, что собираться людям все равно хочется. Почему бы и не сочетать приятное с полезным?

Так и начинаются домашние встречи и домашние работы. На каждую встречу есть — план занятий, кураторы подготовлены, народу интересно поработать индивидуально, самостоятельность приветствуется… Хорошо!

Иногда мне начинает казаться, что настоящие результаты дает даже не сама Синтон-программа (в моем исполнении), а то, что происходят на этих самых встречах домашних.

Отрывки из Рабочей книжки, которую получает каждый участникБазового курса.

Обязанности лидера встречи

Организации собственно встречи (где, когда, кто, с чем…)

Организация работы: выполнение учебных заданий и упражнений, управление обсуждением, обратная связь и подведение итогов.

Организация досуга: чая, музыки, просто игр и танцев.

Поддержание нужной атмосферы: теплой атмосферы досуга и умной атмосферы работы.

Получение обратной связи на работу свою, назначение следующего лидера, контроль работы летописца.

Летопись и летописец

Зачем нужна летопись?

 1. Это ваша память о происшедшем, и через год (и далее) станет драгоценностью.

 2. Это обмен опытом. Если ваши летописи дельные, вы многое подсказываете другим и сами у них учитесь.

 3. Это интереснейшее упражнение, в котором вы отрабатываете внешний, незаинтересованно-объективный, отстраненный взгляд на ситуацию

 4. Это способ познакомить интересующихся людей с реальной работой и жизнью Синтона.

Как пишется летопись? По-разному. Кто-то четко излагает факты: упражнения такие-то, потрачено времени столько-то, выводы. Некоторые растекаются мыслию по древу с описанием всех эмоциональных переживаний, посетивших летописца в тот момент. А кто-то действует в лучших традициях драматургии: Акт 1… Действующие лица… Диалоги…

Наверное, лучше совмещать в летописи все три подхода. Пусть 1-я часть будет краткое объективное изложение фактов: план, цели и задачи, упражнения, выводы. Если нужно, конспект докладчика. Вторая же часть будет полностью посвящена субъективным видениям и ощущениям летописца — яркий, интересный рассказ с художественными зарисовками и обязательно с юмором.

Летописец желателен каждый раз сменный, т. к. это позволит взглянуть на происходящее в семье с разных точек зрения, но в то же время человек должен быть точно уверен, что он может сделать эту работу качественно.

Очень интересен вариант с аудио- (диктофон) или видео-летописью (снимите свою встречу на камеру, и у вас появится возможность увидеть себя со стороны, отследить манеры поведения, осанку, жесты).

Формальности. В начале каждого следующего занятия летопись должна быть сдана ведущему или вашему куратору, а по результатам всей работы вашей группы лучшие летописи будут вывешены в Интернете на сайте кураторов (www.curators.websalon.ru). Пусть это привлечет в Синтон новых хороших людей!

Папа и мама

Папа и мама выбираются группой как самые приятные и надежные люди в семье (команде). Рекомендуемые личностные роли: папа требовательный и веселый, мама заботливая и теплая, и вместе им — дружно и уютно.

Папа и мама: являются бессменными теневыми лидерами семьи, которые появляются там и тогда, где и когда без них группа (семья) зависает.

Подстраховывают лидеров встреч.

заботятся о том, чтобы у семьи был хороший куратор.

ведут учет посещаемости домашних встреч и заботятся о том, чтобы из семьи никто не пропадал. Человек куда-то исчез — позвоните, узнайте, в чем дело?!

Удобные правила для группы

Каждая семья может выработать свои внутренние правила, помогающие работать более эффективно. Может быть, вам понравятся правила такие:

 1 . Фокус! Если лидер (например) поднимает руку с указательным пальцем вверх, все должны сделать одновременно две вещи: поднять руку также и прекратить любые разговоры.

 2 . Светофор: карточки желтая, красная и зеленая. Желтая — хочу высказаться по теме, красная — срочно высказаться, зеленая — высказывание не совсем по теме.

Это же прежде чем высказаться, надо четко решить, что и зачем говорю — какая работа!!

 Возможно, вам имеет смысл обговорить обращение и общение в семье, желательные для вас ритуалы встречи, фразы, не разрешаемые к употреблению, свои правила относительно опозданий и вообще что приносить к чаю.

Традиции

 Семейная встреча — это не только отработка навыков, полученных на занятиях в Синтоне. Это ещё и тёплая домашняя обстановка, где собирается не группа, не компания, не коллектив, а СЕМЬЯ. Ничто так не сближает и не помогает настроиться на работу, как традиции. Придумайте себе только свои ритуалы встречи и прощания. Это могут быть танцы-обнималки и дискотека-разминка в перерыве. Особый ритуал поздравлений и подарков или просто нестандартное чаепитие. Это может быть особенная музыка, свеча в центре круга и самые важные, тёплые слова. Фантазируйте! Пусть ваши семейные встречи будут и рабочими, и душевными.

Гости

Обитать и работать лучше и продуктивнее в одной семье, но ходить в гости друг к другу очень даже полезно. Приходят, например, мама и папа в другую семью и смотрят: а что у них есть интересного, а как они работают, за счёт чего, как справляются со своими трудностями. Потом дают обратную связь. Кроме того, это позволяет сравнить и оценить разных кураторов и стили их работы. Иначе как же вы потом дадите качественную оценку своему куратору?



Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 169