© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка:
ДОМАШНИЙ ВАРИАНТ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
ИЛИ УЧЕТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРОЙ ВАЖЕН СЕМЕЙНЫЙ УЮТ
Уважаемый Николай Иванович!
Почти месяц я крутила методичку и так, и сяк, начинала писать, потом правила, потом все зачеркивала. Первая мысль была – не то настроение, отложу до лучших времен. А теперь я поняла – мои находки не очень-то укладываются в логичное русло рекомендаций скорее делового тайм менеджмента.
Поэтому я решила создать свою методичку – вариант для домохозяек
А точнее, для работающих женщин, которые еще и любимой семье должны уделить время! И чтобы этого времени было достаточно для создания светлого уюта, поддержания тепла в домашнем очаге, для внимательного разговора, для нежного взгляда, для беззаботного смеха
Короче, для Семьи! Для Любви!
С чего начнем?
Наверное, с главного – зачем нам это надо?
Буду говорить от первого лица, поскольку опыт мой личный, проверенный на собственных ошибках и достижениях.
Дважды в жизни мне приходилось выбирать – Семья или Карьера?
Первый раз я выбрала карьеру. Был успех. Но вечерами дома меня никто не ждал, ребенка воспитывали бабушки.
Второй раз я выбрала
как Винни Пух – и то, и другое
Я поняла, что мне важно реализовывать свой рабочий потенциал, чувствовать свою значимость, открывать новые возможности. Но! Мне не менее важно видеть счастливые глаза моих любимых, проводить с ними время, наполняя дом уютным покоем.
Поэтому мне такой Тайм-менеджмент необходим, чтобы жить и любить.
Итак, и чего состоит время женщины?
Время для работы (серьезный, весомый блок)
Время для семьи (домашнее хозяйство, общение с ребенком, мужем)
Время для себя (развитие личное и профессиональное, отдых, уход за собой)
1. Время для работы
– наиболее важным здесь является умение правильно организовать свой рабочий график с целями
максимально сократить рабочее время (время, которое вы вне семьи)
распределить нагрузки так, чтобы к концу рабочего дня вы были не на последнем издыхании
найти в течение рабочего дня время для семьи (Да-да! Это возможно! Это просто необходимо!)
Пошли по пунктам
1. Максимально сократить рабочее время.
Пример из жизни:
Первое время на новой весьма важной для меня должности я пропадала в офисе до позднего вечера. Домой приходила после 9-ти. А то и позже. И, естественно, еле живая. Плюс еще выходные на работе. Какая тут забота о семье, о самой бы кто позаботился! В результате нашла курсы эффективного тайм менеджмента, научилась планировать рабочее время, работать быстро и эффективно, делегировать задачи другим. Спустя год – один день в неделю я работаю с 9.00 до 17.30 (обычно пятница), остальные рабочие дни – строго до 18.30. А выходные – это просто святое!
И на работе точно знают – моя семья для меня важна. А на работу я прихожу работать, а не жить.
Для достижения этой цели методичка по ТМ на сайте НИ отлично подойдет.
2. Распределить рабочую нагрузку.
Главное – к вечеру мы домой летим, хотя бы идем вприпрыжку, а не тащимся с единственной целью – упасть на диван и уснуть.
Здесь помимо стандартных принципов Учета и Планирования времени (см. Методичку по ТМ) необходимо правильно спланировать минуты отдыха в течение рабочего дня.
Здесь я бы выделила три особо важных пункта – установить хронометр на компьютере, запланировать 10-15 минут для полноценной отдыха и разминки в уединенном месте, использовать любую возможность для физической и душевной разминки.
Хронометр – самая удобная для меня форма 25/5, т.е. 25 минут работаем, на пять минут перерыв. Основные плюсы -
– 25 минут для предельной сосредоточенности на одном задании – оптимально, потом уже внимание рассеивается, выполнение растягивается, время используется неэффективно
– пять минут используем для работы с бумагами, наведения порядка (организуем пространство вокруг себя), просто думаем, трижды по лестницы на другой этаж можно сбегать, чаю попить вдумчиво и пр.
– весьма организующий момент для ваших коллег – во-первых, им тоже приходится все делать быстрее и/или не дергать вас по пустякам, во-вторых, народ проникается к вам уважением. Точно!
10-15 минут для полноценного отдыха – как это?
В начале месяца, планируя свою рабочую нагрузку, я вношу в календарь такое событие – АТ, разминка. Под это дело я бронирую переговорную, сразу на весь месяц вперед, ставлю оповещение за полчаса, за 10 минут повторное, и в 14.30 закрываюсь на ключ в комнате и выполняю АТ (10 мин) и разминку 5 мин. Для тех, кто не освоил АТ можно просто удобно сесть, расслабиться, ноги выше головы, а потом - несколько упражнений на вытяжение позвоночника, можно из йоги.
Использовать любую возможность для физической и душевной разминки.
Примеры
— сидя на стуле (а сидеть приходится почти весь день!) - можно напрягать ягодицы. На счет десять – напряжение, потом расслабление. Еще можно делать вращение ступнями. Этого никто не видит, стало быть, ненужного внимания вы не привлекаете
— в офисе можно вытягивать позвоночник – либо между двумя стульями повиснуть, либо на косяке двери (во мне 48кг и двери стальные)
пока стою у ксерокса (где, кстати, меня никто не видит) можно делать подъемы для икроножных мышц – одну ногу поджали, как цапля, и поднимаемся вверх по десять раз на каждой ноге
— а по лесенке побегать? А попрыгать на одной ноге?
И за день такой полезной физической нагрузки набегает больше часа – почти тренажерный зал! ! И если в вашей голове поселилась мысль – ни минуты потерянной даром для здоровья – вы будете приятно удивлены своими достижениями через месяц-два. И пресс качается легче, и отжимания делать проще, и на двенадцатый этаж пешком ходить не только полезно, но и приятно!
А насчет душевной разминки – вы видели закат из окон вашего офиса? А людей, спешащих по своим делам, таких разных? А детишек, что прыгают по лужам? А глаза ваших коллег? А их улыбки? А свое отражение в зеркале?
3. Время для любимой семьи.
Кстати, в этом случае пятиминутные перерывы Хронометра служат еще и напоминаниями – пора позвонить любимым!
Найдите время для двух-трех ободряющих звонков для ребенка – без повода и причины. Я позвонила сказать тебе, что я очень тебя люблю! Еще два-три звонка любимому – мой единственный, я так соскучилась!
Не бывает настолько важной работы, чтобы за девять рабочих часов вы не нашли время для любимых!
Если же у меня есть дела, когда я не могу даже разговаривать (например, планерка у Президента) – я стараюсь предупредить заранее. Особенно, ребенка. – «Таня, до 12.00 мне звонить нельзя. Можно только прислать СМС.» Обычно, воспринимается это с должным пониманием.
Удивительный заряд радости приносят приятные сюрпризы.
Например, среду мне удалось распланировать так, что с 13.00 до 15.00 я могу вырваться домой. Никто не ждет. А тут я! В руках тортик (мороженое) - у нас праздник!!! Какой? Еще не знаю, но мы обязательно придумаем!!! Или в пятницу вечером можно заказать столик в ресторане, примчаться домой, сгрести всех в охапку – главное, не говорить, куда мы идем!
В общем, всегда можно найти время для маленьких праздников
2. Время для Семьи
– сюда входят обычные домашние хлопоты, ведение бюджета семьи, воспитание ребенка, общение с мужем, совместный отдых.
1. Домашние хлопоты – уборка, стирка, готовка.
Поверьте, что здесь тайм менеджмент не менее важен, чем в бизнесе!
А начинать лучше с учета – сколько времени вы тратите на уборку квартиры в день? В неделю? А в месяц? А на приготовление еды? Я бы рекомендовала ориентироваться на такие цифры – от 20(минимум) до 30(максимум) часов в неделю. Сюда входит уборка, стирка, закупка продуктов, приготовление еды.
В распределении будни/выходные получается 40% и 60% соответственно. Поскольку я работаю, для меня большая часть домашних забот переносится на выходные.
Как распланировать время?
Думаю, тут работают те же принципы эффективного руководства.
- оценить ситуацию, расставить приоритеты (план, порядок выполнения)
- определить имеющиеся ресурсы (человеческие временные, денежные)
- поставить задачи, делегировать выполнение (не надо за все хвататься самой!)
- контроль
А вот конкретные примеры.
С утра перед работой, все уже разошлись, я делаю обход. В руке стопка бумажечек. Таня раскидала свои вещи, а на подоконнике резала бумажки, один носок вижу, где второй? В результате обхода
- Таня, все вещи повесить на плечики.
- Убрать на подоконнике.
- Найти второй носок и положить в стирку.
- За невыполнение – штраф 20 руб.
Возможно, для непосвященных это выглядит странно, даже сурово. Поверьте, для ребенка это просто игра, правда, серьезная, взрослая. И она может сэкономить вашего времени ежедневно около 15-20 минут!
Вечером перед сном – еще один обход, с более стратегическими целями. И та же стопка бумажек в руке. Зачем? А чтобы не забыть, что, кто и когда должны сделать. В результате на зеркале в прихожей (доска объявлений) появляются такие задания
– Таня, постирать свои колготки, вымыть зимние сапоги.
- Вася, положи в коробку и убери в шкаф.
- Васенька, раковину в ванной надо помыть.
Спасибо!
Такие напоминалки я использую очень активно, например, пекла блины, кончилась мука (сахар, соль ), сразу в коридор объявление – Купить муку. Вася, сможешь? Можно просто их накапливать к субботе – это день централизованной закупки продуктов в нашей семье. Очень эффективный способ учета времени – уже готов список, выделено время, деньги, ресурсы. Не надо каждый день бегать по магазинам. Закупку делаем один раз в неделю. Время – три часа с дорогой. В магазин могу забежать на пять минут за хлебом, молоком, еще какой-либо мелочевкой.
Аврал! Это тоже игра Организуем авральную уборку на время. 15 минут и ни минутой больше! Главное, разогреть народ и создать ажиотаж
А если ваш энтузиазм никто не разделил – отыграйте этот аврал так, чтобы в следующий раз была просто очередь страждущих
Кстати, такие 15-минутки отлично организуют меня во время генеральной уборки. Поскольку мне очень нравится наводить порядки, делаю я это тщательно и с удовольствием и, бывает, увлекаюсь. И никак не укладываюсь в отведенное время. Способ прост – 15 минут на кухню и всё! Переключаем внимание – 15 минут на ванну! Потом 15 минут на – протереть пыль повсюду! 15 минут – снова кухня! И так далее – главное, делать полный СТОП! Время вышло! Это позволяет и время контролировать, и выдерживать хороший темп.
Тут есть маленькая хитрость Вот я за 15 минут почти закончила убирать кухню, осталась только посуда, что делать? Вася!!! Я не успеваю!!! Спасай!!! Ну, кто откажет такой мольбе о помощи?
Еще одна находка. Приготовление еды – процесс несложный, но иногда просто голову ломаешь – а чего приготовить, чтобы всем угодить? На дверях кухни вешаем меню – на неделю, ячейки Завтрак, Обед, Ужин (первое, второе, сладкое, салат) ПУСТЫЕ! С каким увлечением мое дитя сочиняло это меню!!! Есть еще колонка Комментарии Шеф-Повара – Не успеваю! А грибы купили? Ребята, нужна ваша помощь!
Подводим итоги.
Умение управлять семьей – такое же, как умение управлять предприятием. И толковый руководитель не будет все тащить сам. Он умеет организовать процесс и проконтролировать его исполнение.
А главное, делает это с ЛЮБОВЬЮ.
2. Ведение бюджета семьи.
Можно доверить мужу. Можно разделить зоны ответственности. В данном случае, очень ценю годовое планирование с разбивкой по кварталам. Вносим значимые суммы – репетитор для дочки, курсы для мужа, крупные покупки (мебель, холодильник, компьютер), поездки в гости (другой город), отпуск.
ОЧЕНЬ экономит время, деньги (!!!), и ваше здоровье – потому что не надо выяснять каждый раз за что платим, откуда брать деньги и почему так, а не иначе?
3. Воспитание ребенка.
Тоже лучше планировать. Именно с этого момента, с учета времени, которое я уделяю ребенку, я поняла, почему у нас с ней так натянулись отношения. Я тратила времени больше на посуду и стирку!
4. Общение с мужем.
Обязательный пункт планирования!!!
Особенно подробный план стоит составлять на выходные – поездка на природу, прогулка, обсуждение книги, обсуждение бюджета, планирование летнего отдыха.
5. Совместный отдых.
Входит в годовое планирование. Мой опыт подсказывает, необходимо хотя бы два мини-отпуска по неделе.
3. Время для себя
– курсы и тренинги (английский, дистанция), спорт (бассейн, разминки, фитнес, танцы), здоровье (чистки, голодание, массаж, ванны), красота (витаминно-минеральные комплексы, косметолог, визажист, парикмахер, маски, лицевая гимнастика, и многое другое!)
Здесь я рекомендую создавать простые ритуалы – Утро Джаз, Вечер для себя (обычно в субботу), Я занята (время личное – я пишу отчет, занимаюсь английским дома). Ритуалы Здорового Питания, Правильного дыхания, красивые и приятные Ритуалы здоровья.
И опять-таки – годовое планирование, разбивка по кварталам, месяцам и неделям.
Вначале это кажется сложным, потом становится обычным. Начинаешь удивляться тому, что другие этого не делают
Допустим, походы к стоматологу, косметологу и парикмахеру вполне можно расписать на три месяца вперед. А серьезные затратные мероприятия (курсы английского, поездки за рубеж, поступление в институт) без глобального планирования (хотя бы на год) маловероятны и плохо выполнимы. Я точно знаю!
Итак, подведем общие итоги!
- Деловая женщина вполне может создавать полноценную семейную жизнь. На работе должны знать – приоритет семье. А в семье должны понимать – работа тоже важна!
- Конечно, вы лично, ваша семья, ваша работа – это и есть ваша жизнь, эти области приложения сил не всегда можно разделить. Но планировать время для них лучше отдельно.
- Планирование рабочего времени позволяет вам находить резервы времени для семьи.
- Планирование «домашнего» времени позволяет вам жить и радоваться жизни, а не разрываться между работой и семьей.
- Эффективное планирование, делегирование обязанностей освобождает вас от многих забот, которые вполне по плечу вашим домашним. И экономит ваше время для личного и профессионального роста. Для ВАС лично!
- Это просто. Быстро. Эффективно.
- И жизненно необходимо!
И самое главное – у каждого будут новые открытия и находки!