УПП

Цитата момента



Господи, дай мне терпения…
Немедленно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер «Слова»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

2.3. Перспективы

После рассмотрения той части гуманистического мировоззрения, которую мы назвали ноосферным гуманизмом, целесообразно вновь вернуться к предыдущим разделам учебника с тем, чтобы, во-первых, осознать, что же включает в себя учение о гуманизме в целом, а, во-вторых, оценить еще раз, какую роль в истории человечества в ближайшем и более отдаленном будущем может сыграть это мировоззрение.

Удовлетворить первое пожелание довольно просто. Для этого достаточно суммировать все то главное, о чем говорилось применительно к гуманизму во всех разделах учебника. Это – этические, правовые, общеполитические и ноосферные основы гуманизма, его психологические и образовательные (воспитательно-педагогические) ресурсы. Соответственно, мы имеем три измерения, определяющих векторы и масштабы человеческих поступков, триединую мировоззренческую основу человеческого существования.

В первом случае, если говорить упрощенно, речь идет о семейных, а также дружеских, приятельских, соседских и других аналогичных «ближних» отношениях.

Во втором – о разного рода деловых, социально-производственных и социально-потребительских отношениях.

В третьем случае – о глобальных межчеловеческих и трансчеловеческих (человек – планета, человек – космос) отношениях.

На практике каждая из этих трех областей отношений оказывает сильнейшее влияние на результирующий вектор всемирной истории, и людям совершенно не безразлично, как эти поля будут формироваться в различных ареалах человеческого существования на планете, в разных странах и у разных народов. Особенно у нас на родине.

О перспективах гуманизма речь шла в предыдущих разделах учебника. Здесь же сосредоточимся на перспективах идей ноосферного гуманизма. Постараемся понять, насколько эти идеи отвечают на вызов истории и позволяют решить ту задачу, которую мы назвали «развитием принципа жизнестойкого развития».

Главный вопрос – насколько сформулированные цели ноосферного гуманизма устроят «сильных мира сего», самых богатых и влиятельных людей планеты и насколько решительно граждане планеты будут преодолевать равнодушие и включаться в различные формы ноосферного социального действия.

Это точно тот же вопрос, который в течение всего ХХ века решался в развитых странах мира в рамках национальных государств. Сейчас он принял планетарные масштабы. Подобно тому, как в демократических странах под напором экономических кризисов, войн и социальных акций идет непрерывный поиск компромисса между частными и общими интересами, а точнее между крайними и умеренными либералами, в конце ХХ века эта необходимость компромисса приобрела глобальный масштаб. Для прагматиков из лагеря «сильных мира сего» вопрос обычно ставится так: насколько кризисные явления нестабильного мира грозят их собственному благополучию, насколько возникающие опасности могут быть нейтрализованы силовыми способами, или этого уже недостаточно, и необходимо всерьез заниматься общепланетарным строительством.

В то же время, ноосферный гуманизм вооружает разумных людей, обеспокоенных складывающейся ситуацией в мире, идеей, содержащей глубокую заботу о судьбе всего человечества и стремление к общей справедливости. Эта идея выходит за обычные политические, национальные и религиозные рамки и может рассматриваться как единственно разумная перспектива для культурных, социальных, экономических, юридических и политических диалогов, разворачивающихся во всем мире.

Логика ноосферного гуманизма, позволяющая человечеству найти достаточно рациональный общий язык, общий смысл истории, общее миропонимание, может послужить важным каталитическим фактором для перехода от всеобщего потребительского менталитета к психологии общепланетарного конструктивного созидания. Разумеется, это невероятно трудный переход. Но, как писал Вернадский, «мысль зародилась». А все более широкое понимание того факта, что в целом кризис нашего времени есть кризис идейный, духовный и с неизбежностью касающийся всех и каждого, вселяет уверенность в возможность его успешного преодоления.

Вопросы для самоконтроля

  1. Почему человек рассматривается сегодня как биосоциокосмическое существо?
  2. Каковы основные факторы глобализации человечества?
  3. Раскройте содержание понятий «жизнестойкость» и «жизнеспособность».
  4. Дайте определение экологии. Каковы основные значения этого термина?
  5. Как глобальные проблемы соотносятся со стратегиями мирового экономического развития?
  6. В чем особенности глобализации современных финансово-экономических процессов?
  7. В чем смысл идеи Диалога?
  8. Дайте определение ноосферному гуманизму.
  9. Каковы мировоззренческая и социальная компоненты ноосферного гуманизма?
  10. Как трактует ноосферный гуманизм понятие конечной цели?
  11. Как соотносятся в ноосферном гуманизме наука и философская вера?
  12. Что такое системология и каково ее отношение к ноосферному гуманизму?
  13. В чем состоят функции системологии как каркаса единого и целостного знания?
  14. Какие уровни отношений синтезируются ноосферным гуманизмом?

Литература

  1. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М.,1994.
  2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
  3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. – М.,1989.
  4. Борзенко И.М. Ноосферный гуманизм.// Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира. – М.: РГО, 2001.
  5. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. / Начало и вечность жизни. – М., 1989.
  6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.,1988.
  7. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.,1996.
  8. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. – СПб. – М., 1998.
  9. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. Учебное пособие. – М.,1994.
  10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.,1990.
  11. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. – М.,1988.
  12. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1986.
  13. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х кн. – М., 1992.
  14. Русский космизм: Антология философской мысли. – М.,1993.
  15. Современный гуманизм: Материалы и исследования. М.: РГО, 2000.
  16. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.,1987.
  17. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир, №№ 7, 8, 1991.
  18. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – М., 1992.
  19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.

Раздел четвертый. Гуманистическая психология и педагогика

Глава первая. Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология – одно из направлений в современной психологии. Она возникла в 30-е годы ХХ века на Западе как «третья сила», т.е. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Вместе с тем укрепление гуманистических установок в психологии явилось результатом прогресса демократии и повышения статуса личности в культуре и общественной жизни цивилизованных стран мира. Новая психологическая школа получила большое распространение и признание в середине этого же столетия. В конце ХХ века ее идеи проникли в СССР и Россию и вызвали большой сочувственный интерес у отечественных ученых. В 90-е гг. в нашей стране была создана Ассоциация гуманистических психологов.

Гуманистическая психология предлагает комплексный подход к изучению человека. Она объединяет психологов, психиатров, философов, педагогов. Ее основателями считаются австрийский психолог и философ Виктор Франкл (р. 1905 г.), Карл Роджерс (1902 – 1987) –известный американский психолог, практик и теоретик психотерапии, Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский психолог, философ и социолог, Гарольд Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – американский психолог, основатель Американской ассоциации гуманистической психологии.

Гуманистическая психология соединяет не только знания различных наук о человеке, но и сочетает их с практикой формирования здоровой личности. Именно поэтому она выступает в качестве теоретической, мировоззренческой и методологической основы гуманистической педагогики.

Положения, разработанные данным направлением, и сегодня во многом влияют на мировую педагогическую практику. Гуманистическая психология (иногда ее называют экзистенциально-гуманистической) является наиболее перспективным направлением современных наук о человеке.

Вместе с тем, развиваемый в настоящей книге подход не сводится к простому изложению воззрений классиков гуманистической психологии. В широком смысле в рамках идей гуманизма работают многие философы, антропологи, этики, психологи, социологи и педагоги. Поэтому мы сочли необходимым использовать в данном разделе, как и во всех других, идеи различных зарубежных и отечественных ученых и мыслителей, творчески осмыслив и систематизировав самые различные психологические и педагогические подходы и принципы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным текстам.

1.1. Психологические основы гуманного поведения

Гуманизм – это, прежде всего, практика человечного (то есть сочувственного, понимающего и в этом смысле альтруистичного) повседневного бытия человека. Но зададимся вопросом: имеет ли место такая практика в действительности, и если да, то насколько широкое распространение она получила в современных цивилизованных обществах? Действительно ли основания для такого поведения наличествуют в человеческой психике (как, впрочем, о том говорит само употребление слов «человечность», «человечное»)? Не предъявляет ли гуманизм чрезмерно высокие требования к человеку?

Думается, что на первые два вопроса ответ может быть положительным, если, конечно, не понимать под гуманизмом что-то весьма романтическое и экзотическое. Что касается третьего вопроса, то ниже мы постараемся показать, что в рамках гуманистической психологии речь не идет ни о чем экстраординарном и невозможном. Ибо гуманизм – не только самое благородное, с нашей точки зрения, но и научно ориентированное и одновременно реалистичное учение о человеке, предлагающее доступные любому индивиду формы отношения к человеку как к наиглавнейшей ценности.

Установки гуманизма чужды всякой эзотерики, нарочитой усложненности и желания апеллировать к иррациональным сторонам человеческого существа. Кроме того, требование, а точнее свободное предпочтение человечности иным формам чувствования и поведения – это, скорее, свободный выбор каждой развивающейся личности, чем абстрактный и невыполнимый моральный императив. Выбор мотивируется здесь, в первую очередь, насущной потребностью самого человека – потребностью в положительных эмоциях. Гуманность как раз и очерчивает ареал этих позитивных жизнепроявлений, расширяет его, освещает темные уголки человеческой души, контролируя всплески низменных или деструктивных страстей.

Мир человеческих ощущений и переживаний – это переплетение самых разных и зачастую противоположных чувств и интеллектуальных состояний. Некоторые из них трудно осознаваемы, иные имеют явную негативную окраску и отягощают жизнь человека. Гармонизировать внутренний мир человека помогает естественно присущая людям гуманность, человечность. Она облагораживает наши психические переживания, удерживает их в состоянии равновесия, гармонии. Ограничивая и сдерживая деструктивные проявления нашей психики, гуманность проникает во все сферы наших переживаний и контролирует способы их проявления. Гуманность как стиль поведения необходима человеку не только в процессе взаимодействия с другими. Она важна и как манера общения человека с самим собой для сохранения своего здоровья и как способ достижения жизненного успеха. В самом деле, вспомним обиходное понимание гуманности. Это любовь и уважение к человеку, забота о нем, о его благополучии, признание его достоинства и ценности. Проявление гуманности не ограничивается сферой отношения человека с иными формами реальности, но распространяется и на сферу взаимодействия личности со своим я.

Гуманность как психический феномен гораздо глубже и объемнее, чем просто забота и любовь, достоинство и жизненный успех. Гуманность определяет качество их проявления в нашей жизни. Так, например, любовь и забота, выросшие из общей установки личности на гуманное отношение к другому человеку, никогда не поставят выше конкретного человека и его реальных потребностей саму необходимость их проявления. Мы не найдем в поступках гуманного человека того формализма, в котором нравственный долг противопоставляется естественной доброте, а не укрепляет и просвещает ее. С психологической точки зрения:

Гуманность – это субстанциальное, основополагающее свойство человека, определяющее благоговейное отношение ко всему, что соприкасается с я человека. Это – необычайно тонкая и прочная настройка психики на положительное отношение личности к своему внутреннему миру и к объективным реальностям ее жизненного пространства.

Это скорее глубинная психо-эмоциональная и интеллектуально-смысловая установка, чем простое однородное чувство. Гуманность от природы, стихийно присуща каждому из нас, но «хранится» она в интимных глубинах нашего существа и, к сожалению, не всегда получает возможность проявиться.

1.2. Условия проявления человечности в человеке

По мнению ведущих специалистов, для начала, т.е. для формирования и утверждения гуманистического сознания, необходима обращенность человека к самому себе. Только перенос центра тяжести в область внутренних оценок и требований из области внешних требований на деле способствует проявлению и самоподдержанию человечности в человеке. Самые совершенные религиозные и моральные учения не справились с этой задачей только потому, что смысловой и ценностный центр всегда выносился из человека во вне его – в природу, общество, Бога, господина, царя, генерального секретаря партии и т.д. Человеку вменялось, прежде всего, соблюдение религиозных заповедей, нравственных императивов или идеологических кодексов; по сути, его нравственность должна была заключаться в соответствии требованиям внешней среды. Человек же сам по себе не знал себе настоящей цены и не предполагал, что он и есть то единственное существо, та первая и последняя инстанция, перед которой ему предстоит держать ответ за бытие в мире, за свое отношение к нему, потому что именно он проживает свою жизнь, независимо от того, командует им внешняя сила или его внутренняя свободная воля и разум.

Все это подводит нас к идее рефлексии, самосознания и самопознания как важным и стартовым феноменам психологии гуманизма.

Обращенность человека вовнутрь – специфическое его свойство, называемое интроверсией.

Интроверсияэто свойство и особенность личности, характеризующееся преимущественной ориентацией на свой внутренний мир.

Интроверсия позволяет человеку путем постоянного соотнесения своих личных качеств с окружающей действительностью выйти на такой стиль поведения, который действительно позволит ему в наибольшей степени реализовать свои фундаментальные качества и потребности. Обнаружение в самом себе с помощью интроверсии человечности как фундаментального качества – это лишь первый шаг человека на пути своего становления.

Максимально ясное осознание этого качества в глубине своего существа становится первым краеугольным камнем, закладываемым в фундамент того смысла, который человек начинает созидать; оно становится стартовой позицией в его жизни. С этого начинается поиск и строительство смысла жизни человека, вставшего на путь самосовершенствования.

Известный психолог-гуманист Карл Роджерс подчеркивал, что понимание жизни как процесса, а не как устойчивого состояния бытия помогает человеку спокойнее обрести свое реальное я. Оно постепенно открывается в результате накопления опыта и рефлексии, а не как то, что навязывается ему другими в виде оценок, суждений и мнений о нем окружающих и складывается, исходя из понимания его другими людьми. В процессе движения к самому себе человек постепенно обретает психическую свободу двигаться, куда ему угодно. Он избавляется от излишних защитно-оборонительных реакций, открывается своему опыту и пониманию себя, он становится способным расслышать себя, пережить то, что в нем происходит – боль, радость, упадок духа, прилив нежности. Все это по плечу человеку, готовому самостоятельно и осознанно идти навстречу самому себе, своей человечности. В этом плане одиночество – самый надежный и верный помощник человека. Оно помогает выстроить характер и обрести способность строить такие отношения с другими людьми, которые также были бы нацелены на то, чтобы и другой человек осознал себя как ценность.

Это значит, что человек должен утвердиться в том, что центр его оценок находится у него внутри и что в ситуации выбора ему нужно искать не столько одобрений и советов, или слепо следовать стандартам общественного мнения, по которым только ему и можно жить, сколько голоса своего собственного разума и совести. В этом случае радикально меняется психология человеческих отношений.

К. Роджерс назвал такие отношения помогающими. Помогающие отношения характеризуются тем, что другой человек воспринимается как ценность посредством глубокого эмпатического понимания, дающего возможность видеть личный опыт другого человека с его собственной точки зрения.

В ходе их развития человек становится похожим на того, кем он действительно хочет быть, учится верить самому себе. Когда человек уверен, что его принимают таким, как он есть, он избавляется от тех рефлекторных и ненужных защитных реакций, которые загораживают от него в первую очередь его собственные ощущения, видение, понимание и оценку самого себя. Тем самым высвобождаются резервы организма для полноценной, творческой жизни. У личности исчезает безотчетный страх перед любым изменением в себе, перед процессом развития, он меняет отношение к своим проблемам и стремится жить полнокровной жизнью в каждый из ее моментов. Иными словами, его самосознание и поведение становятся зрелыми. «Но более всего, – отмечает Роджерс, – человека захватывает то, что, будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления»[6].

Помогающие отношения – это новое поле человеческих отношений, которые человек может установить, прежде всего, сам с собою. Тем больше шансов обретает человек на установление таких же отношений с другими людьми. В гуманистической психологии подчеркивается, что возможность установить отношения, помогающие развитию других независимых индивидов, определяется нашим собственным развитием. Технология помогающих отношений К. Роджерса снимает завесу над механизмом реализации гуманности человека, т.е. его смысла жизни.

Помогающие отношения направлены на то, чтобы человек мог понять, зафиксировать и усвоить ту мысль, что смысл и ценности жизненного опыта предстоит определить каждому из нас самому, и никакие внешние суждения не смогут этого изменить. Но хорошая жизнь как следствие самоопределения человека – не для малодушных. Рост возможностей, способность войти в поток жизни требует мужества. На это обращали внимание многие теоретики гуманизма. Работа ведущего современного теоретика гуманизма Пола Куртца так и называется – «Мужество стать».

Гуманистическое мышление психологически окрашено мужеством. Это стоическое качество характера, дарующее человеку жизнестойкость и способность противостоять ударам судьбы. Одни нуждаются больше в помогающих отношениях, другим более свойственны самостоятельность и независимость. В процессе становления, созидания себя рано или поздно наступает момент, когда человек ощущает в себе силы для свершений, т.е. преобразований уже не столько внутреннего мира, сколько реализации своих качеств в обществе, за своими собственными личностными пределами. Как говорилось выше, это состояние некоторые психологи и философы называют трансцендированием, творчеством, вдохновением, прорывом, вовлеченностью. Его можно сравнить с выходом из пещеры на открытое солнечное пространство с необъятным горизонтом. Человек при этом готов полагаться на самого себя, на свои интеллектуальные возможности и на резервы психики. Самостоятельно отстроенная система ценностей не позволит ему вынести теперь центр тяжести, свое я целиком в область внешних свершений. Он остается личностью в любом своем социальном действии.

Концепция помогающих отношений основана на обширном клиническом опыте. Она может быть успешно применена в практике человеческих отношений. Однако, как заметил Э. Фромм, любая идея приобретает силу только тогда, когда она укореняется в структуре характера человека. Думается, настало время осветить понимание природы человека гуманистами-психологами.

1. 3. Гуманистическая психология о природе человека

Существует давний философский спор, ведущий свою традицию еще от Древней Греции: какова природа человека, добр по своей природе человек или зол? можно ли усовершенствовать его природу и если да, то каким образом? какова сущность человека? Поискам ответов на эти вопросы посвящали свои труды Сократ и Аристотель, Августин и Руссо, Кант и Мальбранш, Маркс и Бердяев… Однако не только философы, но и психологи стремились определить кардинальное отличие человека от других живых существ на Земле.

 Гуманистическая психология в решении этого спора отступает от общего тезиса: человек – это животное. Не идеализируя человека в целом, она пересматривает теории натурализма, инстинктивизма, психоанализа, бихевиоризма и др., согласно которым человек целиком принадлежит миру природы, что его жизнь определяется инстинктами или бессознательным и, по сути, мало, чем отличается от поведения животных.[7] Среди гуманистов-психологов особенно много этой проблеме уделил внимания Э. Фромм. Его книга «Анатомия человеческой деструктивности» почти целиком посвящена преодолению подобного рода представлений. Фромм настаивает, что при таком подходе полностью игнорируется личность и характер человека. Характер – это не наследственность в чистом виде и не черты поведения, приобретенные в процессе социальной адаптации человека.

Характер – это форма соотнесенности человека с миром, способ бытия в мире.

Характер определяется Фроммом как стабильная система всех не инстинктивных стремлений, так как это «заместитель» утраченных или отсутствующих у человека инстинктов. Он помогает человеку ориентироваться в мире, соотноситься с миром природным и человеческим.

Таким образом, не исключается, что человечность может стать доминантой поведения, если она положена в основание формирования характера. Думается, что соблюдение именно этого условия может предопределить и все остальные способы взаимоотношения человека с миром и другими людьми.

Характер определяет, как соединяются в человеке природное и культурное, биологическое и социальное, как он решает присущие только человеческому бытию «экзистенциальные дихотомии», т.е. преодолевает свое бессилие, обособленность, потерянность.

Следовательно, условием проявления человечности являются не биологические или социальные предпосылки существования человека, а элемент человеческого самосозидания, творческий и самостоятельный ответ на брошенный судьбою вызов, готовность поступить в проблемной ситуации определенным образом, следуя своему характеру (индивидуальное разрешение экзистенциальной дихотомии). Готовность поступать определенным образом (в нашем случае – человечно) Э. Фромм назвал мировоззрением. Именно в мировоззрении человека следует искать ту основу, которая бы послужила человеку опорой для укрепления и развития в нем человеческого начала.

Гуманистическое мировоззрение, скорее всего, может быть присуще людям, склонным как к одиночеству и самоанализу, так и к общению с другими людьми по принципу помогающих и развивающих отношений. Это люди, идущие навстречу своей человечности, люди мужественные и решительные, способные стоически переносить крушение планов и надежд, не теряя при этом веры в себя и доброжелательности по отношению к окружающим, это люди свободные и ответственные, независимые и обязательные.



Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 169