УПП

Цитата момента



Если у вас первый ребенок и он уронил соску, то вы бежите и кипятите её. Если ваш второй ребенок уронил соску - вы просто оближите её. Третий младенец вынужден сам забирать свою соску у собаки.
Смотрите на вещи проще!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



— Я что-то начало объяснять?.. Видите ли, я засыпаю исключительно тогда, когда приходится что-нибудь кому-нибудь объяснять или, наоборот, выслушивать чьи-нибудь объяснения. Мне сразу становится страшно скучно… По-моему, это самое бессмысленное занятие на свете — объяснять…

Евгений Клюев. «Между двух стульев»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

8.3. Защита жизни и сохранение здоровья

В число других онтологических прав, т.е. прав быть, жить, существовать, входит право на безопасность и личную защиту. Каждый человек, как член общества, имеет право на то, чтобы его жизнь была защищена этим обществом, чтобы он был огражден от насилия или угрозы насилия. Он имеет право на правосудие, которое даст ему возможность защитить себя, свое достоинство, своих близких и имущество от тех, кто подвергает их опасности.

Право на жизнь и ее защиту составляет общую предпосылку выживания человека.

В понятие защиты жизни входит и защита от внешней агрессии. Народы, имеющие определенное жизненное пространство, нуждаются в гарантиях от вооруженного вторжения со стороны других стран. Общество должно иметь соответствующие средства защиты – национальные силы безопасности и армию.

Не меньшее значение имеет и право отдельного человека на защиту от угрозы своей жизни, свободы и безопасности со стороны государства. Многие государства имели и еще имеют традицию обращать свою власть и силу не только на защиту прав своих граждан, но и на цели, достижимые лишь путем их нарушения. Всякая деспотическая, тираническая и тоталитарная власть сопряжена с массовыми нарушениями прав человека, с репрессиями и беззаконием. Люди должны быть свободны от угрозы со стороны государства, общества или его структур и институтов. Мера вмешательства общества в жизнь людей должна быть четко очерченной и отраженной в законах. Но в любом случае это вмешательство не должно ставить под вопрос фундаментальные права и свободы человека.

Право на жизнь предполагает и право на ее сохранение и поддержку. Первым среди них должно быть признано право на лечение или адекватный медицинский уход. Это значит, что каждый член общества имеет право на медицинскую помощь, соответствующую экономическим возможностям общества; никому из его граждан не может быть отказано в лечении и уходе, даже если он не в состоянии заплатить за них. Одним из способов обеспечения этого права являются системы социального страхования и страховой медицины.

В связи с правом на защиту и сохранение жизни и здоровья возникают и специфические человеческие права, в частности, право на информированность, добровольное согласие на лечение и добровольную эвтаназию. В первом случае речь идет о праве свободного согласия пациента на способ и формы лечения. При этом предполагается, что ему, как психически нормальному человеку, будет разъяснена ситуация и что он будет информирован таким ясным и понятным ему образом, что будет способен адекватно оценить свое положение и предложенные ему альтернативы. Человек имеет право отказаться от операции или госпитализации под свою личную ответственность, если он не является источником опасности для окружающих, скажем, не страдает опасной и контагиозной инфекционной болезнью.

8.4. Эвтаназия и проблема самоубийства

Смертельно больные люди, испытывающие тяжкие страдания, должны иметь право отказаться от лечения. Тем самым реализуется суверенное и неотчуждаемое право человека на жизнь и достойную смерть. Им должно быть предоставлено право умереть как свободным и разумным существам. В некоторых случаях они имеют право на получение средств для ускорения смерти. В этом состоит право на активную эвтаназию или самоубийство, которое является частью общего и фундаментального права человека на свободную, достойную жизнь и свободу умереть осмысленно, мужественно и достойно.

Однако право на добровольный уход из жизни и реализация этого права далеко не одно и то же. И светский гуманист занимает по этому вопросу определенную позицию.

Проблема самоубийства – одна из вечных философских, моральных и юридических проблем. Но, прежде всего, это экзистенциальная, жизненная проблема, которая может встать перед нами не в теории, не в книжке, а в жизни.

Большинство нравственных и религиозных учений рассматривают самоубийство как безусловное зло, не имеющее никаких оправданий. В некоторых законодательствах попытка самоубийства считается преступлением и уголовно наказуема. Согласно теистической морали, Бог является высшей инстанцией в вопросах жизни и смерти личности и только ему решать, должны ли мы умереть или продолжать жить. Иногда в этой связи приводятся аргументы против вмешательства медицины: она должна самоустраниться, поскольку препятствует воле Бога. Это, безусловно, суждение антигуманное.

Однако в некоторых учениях самоубийство возводится в ранг добродетели, а такие философы как Сократ или Шопенгауэр считали допустимым самоубийство как акт, совершаемый на основе продуманного свободного выбора.

Но если право на самоубийство вообще проблематично, то тем более спорной бывает конкретная реализация этого права. Если жизнь – это нечто единственное и самое дорогое для нас, и притом мы не верим в бессмертие, то по мере всех наших возможностей и сил мы должны достойно длить ее, избегая ненужных опасностей и рисков. Самоубийство же, в своей абсолютной угрозе самому драгоценному для нас – жизни с присущими ей радостями, свободой, достоинством и многим другим, что делает ее столь удивительной, интересной и неповторимо щедрой – воплощает для нас логический и моральный абсурд.

Однако самоубийство предполагает пограничную ситуацию, когда здравый смысл, логика и многие другие фундаментальные свойства человека дают сбой под напором внутренних и внешних неблагоприятных для жизни факторов. В этом смысле человек как бы прекращается, умирает или гибнет уже в момент принятия решения о самоубийстве. Самоубийство свидетельствует не об оправданности этого решения, а о том, что произошла какая-то ошибка и что все мы, но не только самоубийца, несем за это определенную ответственность.

Жизнь человека принадлежит ему. Но в той мере, в какой он инкорпорирован, вовлечен во взаимоотношения с обществом, природой и другими субстанциальными реальностями, его жизнь является, так сказать, производной реальностью и потому самоубийство является не только актом самооскорбления и самопредательства, но и дезертирством, недостатком для свободного и разумного человека, нарушением глубинных экзистенциальных и моральных обязательств не только перед родными, близкими и обществом, но и перед самой природой (создавшей все живое с потребностью и долгом жить), а для верующих и перед Богом. Мы никогда не можем исключить, что кто-то любит нас, что мы кому-то нужны и дороги для кого-то. Самоубийство – это всегда чье-то горе, и уже потому его необходимо избегать.

Вместе с тем мы не должны забывать, что к самоубийству приводят некоторые тяжелые и непреодолимые психические заболевания. В этом случае это скорее смерть как результат болезни, чем самоубийство в точном смысле этого слова.

Более сложные случаи реализации права личности на самоубийство связаны с ситуацией, когда оно становится единственным способом защиты собственного достоинства или свободы (именно свободы не совершить того, что считаешь для себя морально недопустимым), или когда человек стремится таким путем избежать невыносимых пыток и оскорблений, будучи уверен в том, что его ожидает смерть. Случаи самоубийства были нередки в концентрационных лагерях фашизма и сталинизма, и нет каких-либо серьезных этических оснований осуждать акты самоубийства, совершенные в этих исключительных условиях, поскольку невозможно исключить, что решающим мотивом самоубийства здесь могло быть нежелание допустить абсолютной власти зла над своей жизнью. Фактически это не самоубийство, а гибель, героическая победа личности над злом.

Дискуссионной является такая форма самоубийства как активная и пассивная эвтаназия («легкая смерть»). Некоторые врачи, юристы, ученые считают, что эвтаназия допустима и, возможно, этически оправдана только в тех случаях, если пациент прибегает к ней в ситуации, когда в результате смертельной болезни или несчастного случая его жизнь обречена, сам он испытывает невыносимые боли и страдания, находится при этом в здравом уме, компетентен и осведомлен о своем состоянии и его выбор доброволен.

Пассивная эвтаназия означает прекращение использования поддерживающих жизнь больного средств, если он не хочет их применять.

Активная эвтаназия – это не просто прекращение лечения, но и ускорение смерти больного по его требованию. Принимаемые здесь решения – исключительно сложный процесс, вовлекающий в себя массу юридических, моральных и социальных проблем. По мнению Пола Куртца, «…к праву эвтаназии нужно относиться с уважением и в то же время со всеми мерами предосторожности… она должна основываться на информированном согласии, решение о ней не должно приниматься в спешке или по принуждению. Оно должно быть продуманным и приниматься после некоторого промежутка времени» (Куртц П. Запретный плод. С.207).

Нельзя игнорировать в этих случаях и возможности непредвиденного, например, появления новых лекарств, способных исцелить пациента, – как и таких аспектов, как право лечащего врача отказать в осуществлении эвтаназии по моральным или религиозным соображениям, либо из-за страха быть осужденным коллегами или обществом и обрести статус убийцы, либо же в силу нежелания подрывать в себе волю и упорство в лечении больного.

Не менее сложные дилеммы возникают и у близких умирающего. Не исключено, что родные будут до конца жизни осуждать себя за помощь человеку в его решении умереть. И напротив, всегда существует опасность, что под видом эвтаназии будет осуществлено, скажем, элементарное убийство из-за наследства.

Таким образом, решения, принимаемые в связи с эвтаназей, бывают исключительно трудными. Они должны быть разумными, тщательно взвешенными и ответственными, конфиденциальными и не нарушающими законодательство, которое в различных странах по-своему регулирует весь этот комплекс вопросов. Например, в Нидерландах существуют санитары и врачи, которые по требованию умирающего пациента помогают ему покончить со своей жизнью, тогда как в законодательствах других стран само обсуждение вопроса эвтаназии фактически находится под запретом. Между тем, эвтаназия как этическая и медицинская проблема существует издревле. В прошлом врачи, как правило, сами принимали и осуществляли свое решение. Все эти случаи латентной и тихой эвтаназии проходили без публичного обсуждения, огласки и контроля. В демократических обществах она с необходимостью стала обсуждаться, углубляя тем самым общественное самосознание, ответственность людей перед лицом жизни и смерти.

В России проблема эвтаназии еще только начинает занимать общество. До серьезных дебатов по этому вопросу в законодательных органах еще далеко. Это отражает тот объективный факт, что уровень современного лечения и медицинского обслуживания в нашей стране еще весьма несовершенен, а культура отношений между больным человеком и его окружением слишком низка. Принятые законы об эвтаназии означали бы легализацию многих смертей (а фактически убийств) от недостатка медикаментов, плохих условий лечения, безответственности врачей, невежества и корысти родственников и т. д.

8.5. Экономические права

Эти права непосредственно относятся к праву на жизнь, ее сохранению и поддержанию. Первое среди них – право собственностиглавный внешний источник физического, материального выживания и благополучия человека, как и реальная гарантия его независимости. Собственностью может быть и земля, и орудия труда, и знания, и умения (то есть интеллектуальная собственность), и тело человека, то есть практически все.

Люди должны иметь право обладать собственностью и пользоваться ей по своему усмотрению, то есть извлекать из нее прибыль, делать ее предметом бизнеса, покупать и продавать ее как товар.

Непризнание, даже частичное, естественного права собственности (как например пресловутое дозволение «личной», но не «частной» собственности) автоматически лишает граждан большинства фундаментальных свобод. Так, декларированная социалистическим государством свобода слова, не поддержанная существованием частных издательств, означала лишь фикцию.

Никто не может быть лишен собственности произвольно и без справедливого вознаграждения. На базе общности своих экономических прав люди могут объединяться в профсоюзы и заключать коллективные соглашения с работодателями. Они имеют право на отказ от работы и на забастовку, если их не удовлетворяет оплата или условия труда. Рабочие и служащие должны иметь возможность защищать свои жизненные интересы и контролировать безопасность своего труда.

Одной из форм права на материальное (финансовое) выживание людей является их защита как потребителей товаров и услуг. Граждане имеют право не быть обманутыми лживой рекламой или неадекватной информацией, продажей необеспеченных ценных бумаг и т.д. Они обладают правом возбудить в суде дело о возмещении им ущерба стороной, совершившей обман. Государство должно следить за законностью сделок, совершаемых продавцами товаров и услуг, финансовыми и страховыми компаниями и подобными им организациями, как и за выполнением ими принятых обязательств, правил и соглашений.

Важной экономической свободой является свобода от нищеты. Все современные индустриально развитые страны имеют материальные, социальные и юридические возможности обеспечить это право за теми своими согражданами, которые по разным причинам оказались неспособными работать или как-то иначе обеспечить себе хотя бы скромный прожиточный минимум. Но это не означает ни того, что менее богатые страны не должны признавать этого права, ни того, что государство и общество обязаны удовлетворять все материальные запросы людей. Наилучшее в данном случае – обеспечить им возможность самим содержать себя и свои семьи, работать и зарабатывать столько, сколько необходимо для достойного существования.

Государство и общество должны устанавливать оптимальный прожиточный минимум и делать все возможное, чтобы ни один из граждан не оказался за чертой бедности.

Одним из важнейших прав является право на труд. В условиях рынка имеется тенденция к конкуренции везде, в том числе и на рынке труда. Но, в принципе, человек имеет право на труд или на такое законное занятие, которое в состоянии обеспечить его материально. Этот труд должен быть свободным, а его оплата достойной и справедливой. Следовательно, должны обеспечиваться не только результаты труда по найму, но и любые заслуги человека. Те, кто внес наибольший вклад в общее благосостояние, имеют право на получение более высокого вознаграждения. За равную работу должна производиться равная оплата без дискриминации по половым, расовым, этническим или национальным признакам. Тем, кто не в состоянии работать временно, должны предоставляться пособия по безработице, и/или возможность переквалификации.

8.6. Свободы человека

Особая группа прав человека именуется обычно свободами. Большая часть этих свобод связана с правом на жизнь как таковую, другие отражают специфические потребности человека. Исходной среди них является сама личная свобода, сфера направленности которой не имеет четких границ. Право на свободу свидетельствует о внутренней бесконечности личности, неограниченности ее возможностей и стремлений. Общество должно воздерживаться от контроля личной свободы, либо этот контроль не должен наносить ей ущерба. Единственное ее ограничение в обществе состоит в том, что она не должна причинять вред другим или препятствовать людям пользоваться своими правами и свободами.

Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу от неволи и рабства, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, приватность и частную жизнь.

Каждый проживающий в своей стране и не нарушающий ее законы имеет право свободно передвигаться внутри ее территории и свободно менять место жительства. Свобода передвижения включает в себя право свободно покидать свою страну, безопасно пересекать ее границы и возвращаться в нее. Это право может быть ограничено только соображениями национальной безопасности, сохранения общественного порядка, жизни, здоровья, прав и свобод других людей.

Никакой человек не должен покупаться или продаваться. Никто не должен удерживаться где-либо против своей воли или силой принуждаться к какой-либо деятельности. Исключение составляют заключенные, представители специальных или военных служб, хотя и здесь все ограничения должны соответствовать законодательству и не причинять ущерба достоинству и другим не ограниченным в данных случаях свободам и правам человека.

Одним из культурных и социальных завоеваний человечества является свобода мысли и совести. Люди обладают неотъемлемым правом придерживаться любых убеждений и ценностей. Государство не должно искоренять их или применять к ним санкции, если практическая реализация этих убеждений и ценностей не нарушает закон. Свобода мысли и совести охватывает все области духовной и социальной деятельности: религиозную, гражданскую, правовую, научную, политическую, моральную, благотворительную, просветительскую, экологическую, эстетическую, профессиональную, семейную, бытовую…

К этой форме свободы примыкает свобода слова и выражения. Принципы свободы мысли и слова сформулированы в 18 и 19 статьях Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публично или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов… Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Эти свободы не должны контролироваться и подавляться, а сообщаемая информация не должна подвергаться цензуре. Вместе с тем они не дают право клеветать, дезинформировать и оскорблять достоинство людей, наносить ущерб их репутации или карьере. Все подобные действия могут быть предметом судебного разбирательства и повлечь за собой возмещение морального ущерба и требования публичных извинений или исправления ложных или оскорбительных утверждений. Важно сознавать, что судебным преследованиям в данном случае подвергается не свобода, а фактически преступный образ действий.

В особых случаях (война или объявление чрезвычайного положения) на свободу слова могут быть наложены определенные временные ограничения, вызванные интересами общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей.

8.7. Частная жизнь

Право на частную жизнь включает в себя большой реестр свобод: конфиденциальность, уединенность, свобода и автономия сферы совести и убеждений, свобода распоряжаться своим собственным телом и личной собственностью, придерживаться любой сексуальной ориентации.

Частная жизнь предполагает репродуктивные свободы, т.е. право на воспроизведение себе подобных, на контроль зачатия, право на прерывание беременности (до момента, пока плод не в состоянии ощущать боль), на искусственное оплодотворение и отцов-доноров.

Частные права касаются различных форм сексуального выражения, включая мастурбацию, адюльтер и гомосексуализм.

В целом частная жизнь как право каждой личности соответствует фундаментальным принципам современного демократического, цивилизованного общества. Тоталитарные и фундаменталистские общества оставляют своим гражданам мало простора для свободы выбора, тогда как демократические стремятся к развитию индивидуальности, инициативы, многообразия в жизни человека.

Вместе с тем факт взаимоинтегрированности личности и общества предполагает границы их свобод, прав и обязанностей, пределы взаимных ограничений личности и общества. Оптимальным является здесь установление максимально взаимоподдерживающих и минимально взаимозапрещающих гармоничных, безопасных взаимоотношений человека и человека, человека и общества в конкретном и динамичном социокультурном и личностном контекстах.

За этой абстрактной формулировкой скрываются вполне определенные вещи. Каждый из нас, как бы ни был умственно неискушен или дурно воспитан, в сущности, понимает, что не имеет права оскорблять людей, нравственно или физически, причинять ущерб их имуществу, и что за совершенные преступления он несет ответственность перед обществом или другим человеком. Существуют самоочевидные «нельзя» – нельзя убивать, грабить, насиловать, клеветать и т.п. Общество имеет право или просто обязано установить систему законов для защиты своих граждан.

Правовое регулирование включает в себя весьма многое: от охраны порядка внутренними органами и создания институтов защиты национальной безопасности до принципов установления партнерских отношений в экономике, социальной сфере, культуре и образовании. При этом законодательство и особенно практика его реализации должны подлежать контролю, в том числе и со стороны гражданского общества, поскольку сами законы, охраняющие общественный порядок, могут неверно истолковываться и недобросовестно использоваться для подавления личной свободы и нарушения прав граждан.

Вместе с тем существует то, что называется зоной частной жизни, которая должна охраняться и защищаться законом и на которую распространяется определенный нравственно-правовой принцип: общество должно уважать право человека распоряжаться собой. Зонами частной жизни, в которые общество не должно вторгаться без веских на то оснований, являются тело человека, его собственность, убеждения, ценности, действия и членство в различных объединениях, поскольку оно входит в сферу его собственных частных интересов.

Этот принцип имеет ряд ограничений или условий применения:

  • он относится, в полной мере, только ко взрослым, а не к детям, у которых особая область свобод и прав;
  • он имеет в виду психически здоровых людей, обладающих способностью мыслить рационально и совершать осмысленный и свободный выбор на основе информированности, т.е. имеющих возможность совершать акт информированного согласия, столь важного при решении вопросов медицинской этики, семейных и половых отношений.
  • он основан на признании того, что каждый человек является моральной личностью и имеет равные с другими права и свободы, в том числе и в частной сфере жизни.

8.8. Свобода в сфере культуры

В этот круг свобод обычно включают моральную свободу, интеллектуальную, право на обучение и культурное обогащение.

Моральная свобода отражает факт диверсификации, культурной относительности и плюрализма в сфере моральных ценностей, идеалов и убеждений. Это не означает полной свободы нравов, игнорирования общих моральных норм или нравственного нигилизма, но учет реальных относительных различий в моральных нормах и отношениях людей в разных культурах.

Люди имеют право придерживаться собственных моральных взглядов, если они даже и не совпадают с превалирующими или официальными, но не наносят ущерб правам и свободам других людей. Люди естественно привержены различным вкусам, стилям поведения, одежде, манерам и т.д. У каждого из нас могут быть свои личные моральные приоритеты и представления о счастье.

Общей тенденцией современных демократических обществ является увеличение многообразия нравственных норм и предпочтений, плюрализм в области нравственных отношений, большая терпимость, широта и открытость взгляда на различия в нормах поведения и моральных убеждениях. Свобода в области нравственных отношений отнюдь не означает полного нравственного релятивизма и утери общепринятых моральных стандартов. Она может и должна означать право человека на различные моральные убеждения и идеалы, если только их реализация не ставит под угрозу безопасность людей и не ущемляет их прав и свобод.

К понятию моральной свободы примыкает понятие морального равенства, дополняющее равенство по рождению и юридическое равенство. Оно вытекает из общего принципа равенства людей в своих обязанностях и правах. Каждый человек имеет право на одинаковое уважение и внимание – хотя всякий раз это право завоевывается соответствующей жизнью и достижениями. Тем не менее, принцип морального равенства предусматривает предоставление равных возможностей в реализации людьми своих уникальных способностей, задатков и талантов, равное право на доступ к системе социального обеспечения. Не должно существовать никакой дискриминации по признакам расы, цвета кожи, сексуальной ориентации, возраста, пола, религии, убеждений, национальности, социального происхождения и имущественного положения.

Интеллектуальная свобода – это одна из почтенных свобод, обретавшая себе статус права уже в те времена, когда первые европейские университеты получали относительную автономию, включавшую в себя основные академические свободы. В современном смысле интеллектуальная свобода – это, прежде всего, свобода исследования или свободное исследование. Она означает, что общество признает и защищает право человека заниматься научным, философским, этическим и любым иным исследованием с результатами, которые объективно невозможно заранее предвидеть, а следовательно подчинить определенной идеологической или религиозной догме. Не должно быть областей или феноменов, закрытых для исследований.

Однако и исследования должны отвечать некоторым условиям. Так, например, медицинские эксперименты не должны вредить здоровью человека. Они не могут распространяться на людей, не давших на это добровольного и информированного согласия. Запрещается использование таких результатов познания и техники, которые угрожают безопасности личности, общества или окружающей среды. С другой стороны, интеллектуальная деятельность, художественное и техническое творчество не должны подвергаться политическим, церковным и экономическим санкциям. Цензура в этой области свобод недопустима.

Все члены общества должны иметь возможность обучаться и давать образование своим детям без каких-либо ограничений и дискриминации. (Разумеется, это не предполагает права «обучать» детей порнографии или чему-нибудь в этом роде.) В процессе обучения не должно применяться технологий, основанных на внушении или других методах, приносящих вред физическому или психическому здоровью. Процесс обучения должен исключать религиозную, идеологическую и политическую пропаганду. Успех в образовании должен определяться на основе фактических достижений учащегося. Все люди должны иметь равные возможности наилучшим образом раскрывать свои природные задатки. Интеллекты и способности должны конкурировать в равных условиях.

Праву на обучение должно сопутствовать право на культурное обогащение и совершенствование. Все институты культуры должны быть доступными для каждого. Это относится к библиотекам, паркам, стадионам, музеям, выставкам, театрам, концертным залам, заповедникам и т.д.



Страница сформирована за 0.77 сек
SQL запросов: 169