УПП

Цитата момента



ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ — дорогостоящая иллюзия необходимости все время меняться, «искать себя», опять же — «осознавать». Люди, предающиеся этому пороку всерьез, обычно невыносимы. Одно хорошо — они проводят столько времени в «группах личностного роста», а также медитируя и «осознавая», что их почти никто не видит.
Е.Михайлова

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прежде чем заговорить, проанализируйте голос и настроение вашего собеседника, чтобы выяснить его или ее настроение. Оцените его или ее состояние, чтобы понять, как себя чувствует ваш собеседник: оживлен, скучает или спешит. Если вы хотите, чтобы окружающие прислушались к вашему мнению, вы должны подстроиться под их настроение и перенять тон и ритм их голоса, хотя бы на некоторое время.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое квазиценность и каковы основные формы ее выражения?
  2. Перечислите основный значения термина «паранормальное».
  3. В чем суть рационального отношения к заявлениям о паранормальных явлениях?
  4. Что входит в психологический комплекс паранормальных верований?
  5. Каковы социальные и экономические корни паранормальных верований и практик?
  6. Как соотносятся между собой понятия квазинауки, паранауки, лженауки и псевдонауки.
  7. Дайте определение квази- и паранауке.
  8. Что такое лже- и псевдонаука?
  9. Каковы основные признаки квази- и лженауки, а также факторы, порождающие эти явления?
  10. Назовите характерные признаки псевдонаучных текстов.
  11. В чем состоят мировоззренческие, психологические и социальные истоки квази- и лженауки?
  12. Каковы основные черты религиозного комплекса?
  13. Как светский гуманизм относится к религиозной вере?
  14. Каковы основные аргументы в пользу существования религии?
  15. В чем суть ценностной противоречивости (амбивалентности) религии?
  16. Какие глубинные потребности человека создают предпосылки возникновения религиозной веры?
  17. Каким образом трансцендирующие потребности превращаются в религиозную веру?
  18. Каковы морально-правовые границы критики религии?
  19. В чем особенность мировоззренческого диалога между верующим и неверующим?
  20. Назовите принципы гуманистического (светского) обсуждения религиозный проблем?
  21. Как сочетаются, согласно светскому гуманизму, ценности и антиценности в религиозном сознании?

Глава седьмая. Антиценности

Мир антиценностей, порождаемый античеловечностью как таковой или ее синтезом с некоторыми нейтральными свойствами или потребностями человека, так же разнообразен и безбрежен, как и его ценностный мир. Большая часть антиценностей обращена во вне, связана с областью межличностных, социальных или социо-природных отношений.

К разряду социальных антиценностей мы бы отнесли жадность, паразитизм, подозрительность, враждебность и агрессивность, насилие и его крайние формы – убийство, войну, геноцид. В группу негативных феноменов, вырастающих по преимуществу из лжи и обмана, входит, на наш взгляд, не только прямая дезинформация, но и внушение, манипулирование сознанием и поведением людей. Особый тип антиценностей может возникать и возникает в системе «человек – окружающая среда». Это осквернение и разрушение среды обитания, биоцид и экоцид. К негативным ценностям, первой жертвой которых является сама живущая ими личность, принадлежат наркомания, алкоголизм и порнография. Наконец, это круг антиценностей, общим названием которых может служить выражение «вредные привычки» – такие как лень, неорганизованность, обжорство, а также масса мелких недостатков, связанных с неумением или нежеланием соблюдать разумный этикет, гигиену, опрятность и т.д.

7.1. Жадность, паразитизм, подозрительность, враждебность, агрессивность

Жадность – хорошо известная человеческая черта, она релятивна, т.е. относительна, у нее может не быть четких эмпирических критериев, и она граничит с некоторыми ценностями психологического и поведенческого характера, как то с бережливостью, экономностью и рациональностью. Она является как бы гипертрофией этих свойств, превращающей их из позитива в негатив. Тем не менее границы между ними размыты, и иногда трудно сказать – имеем ли мы дело с бережливостью или с жадностью. Однако безусловная жадность существует, и она бывает всеохватывающей и разрушительной, независимо от того, пассивна она (страх потерять имеющееся) или наступательна (страсть захватывать, приобретать). Пример пассивной жадности – или, иначе, скупости – гоголевский Плюшкин, пример активной – любая ростовщическая и, потенциально, коммерческая деятельность, если она превращается в самоцель.

Универсальным признаком жадности является ее господство над большинством или даже всеми позитивными качествами и ценностями личности: доброжелательностью, милосердием, уважением  и любовью к ближнему, дружбой, родственными чувствами, патриотизмом, собственным достоинством  и даже чувством самосохранения. Жадность (или скупость) способна так оковать человека, что он подобно пушкинскому скупому рыцарю будет «чахнуть», погибать от этой страсти и антиценности. При этом неважно каков, скажем, денежный эквивалент того, ради чего страдает и чем упивается скупой человек. Это может быть и заплесневелый сухарь и сундук с золотом. Важно то, что человек оказывается во власти античеловеческого, того, что стимулирует в нем эгоизм, бессердечие и подозрительность,  толкает его на предательство, иногда на преступления, вплоть до убийства. Жадность таится глубоко в душе, она не желает быть замеченной ни самим жадным человеком, ни его окружающими, но если она переступает определенный рубеж, развивает бурную активность, т.е. становится алчностью, то скрыть ее или выдать за что-то другое уже невозможно.

Как это бывает едва ли не со всеми другими моральными изъянами, жадный человек менее всего склонен считать себя ущербным или неправым. Нужны настоящие потрясения, особо благоприятное для пробуждения совести стечение обстоятельств, чтобы жадность, тяготеющая быть безграничной и всепожирающей, могла быть осмыслена, оценена и преодолена человеком как серьезный порок и антиценность.

Первая жертва жадности сам жадничающий, скупой. Скупость и алчность тащат за собой едва ли ни всю цепочку антигуманных качеств и антиценностей. Неизменными ее спутниками являются подозрительность и недоброжелательность, враждебность. Но прежде нужно сказать несколько слов о паразитизме.

Паразитизм как особый тип существования присущ не только человеку, но и живым существам различного уровня организации: микроорганизмам, растениям, насекомым, животным. В биологическом смысле паразитизм означает такое использование энергии и биологических резервов другого живого организма, которое, хотя и не ведет непосредственно к его гибели, ничем не компенсируется и наносит донору лишь один ущерб. Специфическая черта биологического паразитизма – неспособность паразита выжить, так сказать, в одиночку, без своего донора.

Однако паразитизм как антиценность человеческого мира явление не столько биологическое, сколько бытовое, экономическое, психологическое или социальное. Бытовой паразитизм может порождаться низким культурным уровнем семьи, нищетой, многодетностью и другими социальными факторами. Традиция приживальщичества, имевшая место в России до революции 1917 г., переродилась в случаи паразитизма взрослых детей, живущих, скажем, на пенсии своих родителей и не желающих ни работать, ни помогать им хотя бы в домашних делах. Возможны и обратные варианты.

С паразитизмом этого рода не имеет ничего общего ситуация, когда человек в силу определенных физических ограничений не в состоянии, скажем, зарабатывать на жизнь или в полной мере ухаживать за собой. Общество и окружающие его люди, прежде всего родные и близкие, несут определенные юридические и моральные обязательства перед таким человеком. И, возможно, главное, что они должны сделать – это создать условия, при которых человек с физическими или психическими недостатками сумел бы плодотворно реализовать те физические и моральные ресурсы, которыми он располагает, т.е. помочь ему быть не стопроцентным иждивенцем, а в той или иной степени самостоятельным человеком.

Формой настоящего паразитизма можно назвать явление, которое в терминологии так называемых парапсихологов часто именуется «вампиризмом». Дело здесь не в том, что один человек («вампир») якобы способен «высасывать» особую «биопсихическую энергию» из другого, а в определенных более прозаичных и естественных качествах, способностях или привычках. Этого рода паразитизм – смесь нахальства или наглости, бесцеремонности, невоспитанности и эгоизма. Некоторые люди чрезвычайно навязчивы, особенно в эмоционально-психологическом плане, тогда как другие скорее пассивны и в той или иной мере поддаются этой экспансии. Они уступают и терпят, когда другие более или менее явно, бессознательно или сознательно используют их время, внимание, физические и психические силы или даже принадлежащие им вещи. Та или иная мера подобного паразитизма, особенно не слишком явно выраженного, встречается сплошь и рядом.

Особенно омерзителен паразитизм, когда он расцветает на почве любви, дружбы, родственности, маскируясь любезностью и сентиментальностью, лицемерными заверениями в преданности и лучших чувствах. Он способен осквернить многие человеческие ценности и держать свою жертву в цепях многие годы.

Осознание человеком своей свободы и достоинства, самоуважение, здравый смысл, элементарная наблюдательность и решительность – лучшие средства противостояния паразитизму. Основа паразитизма не сила, а слабость, поэтому, как правило, он по большому счету беспомощен, и одного решительного действия может оказаться достаточным, чтобы все поставить на свои места и раздавить, отбросить эту антиценность.

Нередко паразитизм становится явным, когда меняется структура и статус семьи. Скажем, при возникновении новой семьи родители какой-нибудь из сторон, лишившись привычной для них сыновней или дочерней близости и заботы, вольно или невольно пытаются восстановить прежнее положение вещей или компенсируют его так, что подрывают саму возможность совместной жизни новобрачных. Случается и обратное, когда муж или жена, лишившись родительской опеки, чувствуют себя беспомощными и вместо того, чтобы изгонять из себя все инфантильно-паразитарное, стремятся вернуться в прежнее состояние, либо «присосаться», на правах ребенка, друг к другу, – что, естественно, означает скорый развал семьи. Опыт преодоления паразитизма – и своего, и чужого – есть, надо полагать, у каждого, иначе паразитов было бы видимо-невидимо.

Подозрительность, напротив, связана с затаенностью, самоизоляцией, со склонностью подозрительного человека к сворачиванию или минимализации общения, контактов с миром. Подозрительность вырастает, с одной стороны, из негативного в нас: жадности, страха, недоверчивости, нигилистического скепсиса, пессимизма, с другой – из гипертрофии положительных или нейтральных качеств и ценностей человека, таких как осмотрительность, взвешенность, осторожность. Общей чертой подозрительности является негативизм мышления, ожидание, готовность и желание увидеть в человеке или каком-либо явлении прежде всего угрозу, злой умысел или что-то иное, пусть еще неведомое, но обязательно дурное. Подозрительность опасна не столько для окружающих, сколько для носителя этого состояния, поскольку она лишает человека многих радостей и ценностей, унижает его, лишает инициативы, творчества, возможностей совершенствоваться. Если  же подозрительный человек наделен от природы сильным, энергичным характером, то подозрительность может подчинить себе эти его качества и перерасти во враждебность.

Враждебность – это некоторое производное от подозрительности и агрессивности. Враждебно настроенный человек способен находить своих врагов всегда и везде. Весь мир для него, рассматриваемый сквозь призму субъективной враждебности, обесценивается и воспринимается как антиценность.

Враждебность выносит человека из пространства ценностей и ввергает в пучину античеловечности и антиценностей. Когда они начинают превалировать в человеке, их единственный позитивный исток – стремление человека к самосохранению посредством противостояния всему  угрожающему –извращается и приносит ему же вред, а сама враждебность ослабляет многие жизнеподдерживающие и жизнесохраняющие качества и ценности. Потери здесь неизбежны, жизнь человека становится более опасной и иррациональной, чреватой выходом из под контроля разума, резким сужением сознания и способности трезво и всесторонне оценивать ситуации.

Особой формой враждебности является агрессивность, у которой явнее позитивный исток, о котором мы говорили: чувство самосохранения, самозащиты, обеспечения жизненного пространства и т.п. Однако агрессия в узком или собственном смысле слова – это ничем не спровоцированное нападение, враждебное действие по отношению к другому. В определенной степени агрессивность роднит нас с животными. Однако в отличие от человеческой агрессивности агрессивность животных практически всегда мотивирована потребностью выживания и самосохранения, защиты своего семейства, рода или ареала обитания.

Человеческая агрессивность – это жестокость и насилие, которые не вызываются никакой жизненной необходимостью,  а проистекают из античеловечности, этой темной стороны Homo sapiens.

Глубинные истоки агрессивности кажутся не совсем ясными. Отчасти они, возможно, лежат в абсолютности и тотальности человека как субстанциального деятеля. Однако всякое субстанциальное бытие обладает качествами абсолютности и тотальности, но только человек демонстрирует столь яркую и разрушительную агрессивность. Более очевидной детерминантой агрессивности как античеловечного и антиценностного, точнее разрушающего любые ценности человеческого акта, возможно, является сама человеческая свобода. Когда она проявляется как не ограниченная разумом, лишенная позитива и доброты устремленность, тогда она пронизывается враждебностью, злобой, ненавистью, жестокостью и жаждой насилия, становится темной и жуткой. Синоним такой свободы – произвол.

Самые страшные и разрушительные проявления агрессии – это насилие, убийство, терроризм, война и геноцид. Специфическим выражением агрессивности человека является и биоцид, а также осквернение и разрушение окружающей среды.

7.2. Насилие, убийство, терроризм, война и геноцид

Не всякое насилие связано с агрессией, однако агрессия порождает особенно жестокие его формы.

Самой страшной, абсолютной формой выражения агрессивного насилия является убийство одним человеком другого или других людей.

Тут приходится констатировать факт, что человек оказывается способным на такие изощренные и масштабные злодеяния по отношению к себе подобному, на какие не способно ни одно другое живое существо. Среди ученых широко обсуждается и феномен агрессии, и проблема убийства. Но независимо от различий в точках зрения, нельзя не признать, что любые случаи убийства или каннибализма в животном мире имеют определенные детерминанты, поддающиеся рациональному объяснению. Убийство как результат агрессивности, не имеет никакой рациональной основы, оно представляется воплощением иррационального и античеловеческого (хотя и свойственного, как мы показали, лишь человеку!) в полном и буквальном смысле этих слов.

Справедливости ради следует заметить, что немотивированные, совершенные в результате всплеска агрессивности убийства относительно редки. Гораздо чаще агрессивность индуцируется, пробуждается и подогревается тем или иным мотивом, поводом, который может быть весьма незначительным или вовсе надуманным, «сгорающим» в огне агрессивности. Даже анализ рядовой уличной драки редко позволяет установить ее зачинщиков и мотивы, поскольку взаимная агрессивность делает акции сторон чисто иррациональными. Драка тут самоцель, а сами понятия мотивов или зачинщика становятся, по сути, бессмысленными. Это разумеется, не оправдывает дерущихся, но ставит вопрос о специфических способах контроля и ограничения присущей человеку агрессивности.

Особой формой насилия является терроризм. В современном смысле терроризм, как специфическое проявление античеловечности, начал распространяться в последние полтора-два столетия, хотя прототипами его были едва ли не все существовавшие до этого формы насилия – от войны до (в особенности) заложничества. Первоначально терроризм возник как способ политической борьбы правого и левого экстремизма.

Терроризировать (от латинского terror – страх, ужас) значит преследовать, угрожать расправой, насилием, убийствами, держать в состоянии страха.

Массовый характер террор принимал во времена Великой французской революции (конец XVIII в.), гражданской войны в России 1917-1921 гг. Элементы терроризма были присущи некоторым течениям русского народничества и эсерства. В годы советской власти расцветает государственный терроризм, проявившийся в основном в беззакониях, репрессиях сталинизма против граждан и целых народов бывшего СССР.

В современном мире терроризм подрывает международную безопасность, становится одной из наиболее острых политических проблем. Терроризм в Северной Ирландии, арабский, чеченский, курдский терроризм сигнализируют об очагах социальной несправедливости, нерешенности определенных политических, национальных, религиозных, экономических, территориальных и других проблем. Это не значит, что терроризм может быть оправдан какими-либо мотивами. В любом случае – это крайнее проявление антигуманности, поскольку его жертвами являются ни в чем не повинные люди. Терроризм подрывает основы общественной стабильности, порождает страхи, неуверенность, понижает качество индивидуального и социального бытия.

Современный терроризм – воплощение беззакония, он безусловно преступен. В нем нет четких границ между политическими лозунгами и мотивами, с одной стороны, и уголовными деяниями – грабежами, убийствами, захватом заложников и т.п. – с другой. Деградация современного терроризма, его тенденция к превращению из способа политического шантажа в грабеж, в «безыдейное» экономическое преступление позволяет надеяться на возможность его устранения в будущем политическими и юридическими средствами.

Террористическая деятельность носит в основном международный характер. Такой деятельностью Устав ООН считает акты насилия, убийства, взрывов и т.д., совершаемые при содействии или попустительстве государства против лиц или объектов другого государства. Важнейшими в деле снижения террористической активности и в конце концов ее полного устранения являются мирные средства решения проблем, различные формы переговорного процесса, воля к компромиссу и согласию, политическая и просто человеческая мудрость конфликтующих сторон. Немаловажна и реакция граждан на акты террористического насилия. Она может быть мощным толчком к радикальному пересмотру ситуации обеими сторонами, показывать новые возможности ее решения.

Поскольку детерминанты или некие субстратные основы агрессивности далеко не ясны, тогда как сами акты агрессии почти массовидны и составляют существенную часть территории антиценностей, то вопрос о противостоянии ей, о ее элиминации исключительно сложен. Кажется, что на социальном уровне критерии оценок агрессивности легче поддаются определению. С правовой точки зрения это решает проблему противостояния ей. Так в соответствии с Уставом ООН агрессивным считается любое незаконное с точки зрения Устава применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа (нации). В этом смысле агрессия – международное преступление против мира и безопасности человечества. Основной признак агрессивности – это первенство или инициатива, т.е. применение первым вооруженной силы.

Война – основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Уже в древности находились люди, возвышавшие голос против этого явления.. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не прекращаются и кажется, что им не будет конца. Феномен войны представляет собой весьма сложную психологическую, экономическую, политическую и техническую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточно трудно (хотя история философии знает такие попытки), если только вообще возможно. Обычным аргументом против однозначного осуждения войны и ее оценкой как верха бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и революционно-освободительные. Ко вторым – все остальные. Но война – это в любом случае поражение разума, демонстрация нежелания или неспособности решить вопрос достойными, мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком явно превышает цену мира.

В войне есть такой компонент, который необходимо делает ее несправедливой и античеловечной. Он связан не столько с агрессией, сколько с агрессивностью как таковой. Дело в том, что любая война уродует и калечит психологию людей. Она неизбежно пробуждает многие негативные качества человека, умножает антиценности, поскольку узаконивает убийство, жестокость, насилие, имеет тенденцию оправдывать любые пытки и издевательства, если они по видимости облегчают путь к победе. . Во время войны легко потерять человеческий облик, озлобиться, очерстветь, потерять веру в человечность и любые человеческие ценности.

Человеческий разум, гуманность стремятся и здесь защитить достоинство человека, противостоять войне, как одной из худших форм зла и антиценности. Современное мировое сообщество выработало систему международных соглашений, запрещающих пытки, издевательства, насилия и убийства мирных жителей, приняты конвенции о военнопленных и беженцах и т.п. Сегодня существуют международные организации, призванные следить за соблюдением норм, хотя бы как-то смягчающих жестокость войны и защищающих даже в этих античеловечных ситуациях определенные права и человеческие ценности. Международные суды предусматривают преследование и наказание военных преступников.

Если войну не всегда склонны считать абсолютной и безусловной антиценностью, то таковой является геноцид.

Геноцид (от греческого geno – род, племя и латинского caedo – убиваю) – это физическое уничтожение целых групп населения по расовым, национальным или этническим признакам, либо умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп, так же, как и действия по предотвращению деторождения в их среде.

Наиболее известными случаями геноцида за последнее столетие историки и специалисты называют резню армян в Турции, преступления фашистов на территории оккупированных ими стран, сталинская политика репрессий и террора, сопровождавшаяся массовыми арестами и расстрелами десятков миллионов людей и переселением целых народностей из мест их традиционного проживания в районы Сибири, Дальнего Востока и другие трудные для выживания регионы страны. Не менее жестокой и бесчеловечной была борьба режима Пол Пота против своего народа в Камбодже. Геноцид, эта совершенно откровенная индивидуальная и социальная форма реализации агрессивности и насилия, не может быть оправдан никакими аргументами. Он попирает все права личности, все позитивные качества и ценности, означает террор и коллективное безумие. Геноцид – самое страшное преступление против человечества.

Агрессивность проявляется и в иных формах. Она нередко процветает в подростковой среде, стимулируя детскую преступность, порождая плохое обращение с детьми или акты насилия членов семьи по отношению друг к другу. Она может проявляться и в области сексуальных отношений, выражаясь, в крайних случаях, в изнасилованиях и особо жестоких, садистских убийствах. Агрессивность выплескивается и в виде жестокого обращения с животными (в организации, скажем, собачьих боев); черты настоящей агрессивности можно обнаружить даже в некоторых экологических преступлениях.

Может сложиться впечатление, что агрессивность неистребима, поскольку коренится в каких-то глубинных слоях психологической или биологической структуры личности. Возможно, одним из наиболее перспективных способов ее обуздания является поиск безопасных и в этом смысле человечных форм ее «канализации» или «утилизации». Примеры таких форм доставляют спорт, различные состязания и игры. Необходимы в обществе и опасные для жизни профессии, контролируемая конкуренция и т.п. Дискуссионными являются специфические психологические формы снижения уровня агрессивности или ее компенсации. Так, некоторые психологи и социологи предлагают выплескивать негативные, в том числе и агрессивные, эмоции посредством различных действий с имитаторами врага. Это может быть, скажем, резиновая копия босса или макет солдата недружественной державы, с которыми можно вести себя сколько угодно агрессивно. Обсуждается также вопрос, компенсируется ли агрессивность просмотром фильмов, в которых демонстрируется насилие и жестокость.

Агрессивность – извечный внутренний враг человека. Но неверно думать, что победить ее окончательно – это утопия. Рано или поздно агрессивность без ущерба для безопасности и чувства самосохранения человека будет переплавлена в иные, человечные и безопасные качества. Антиценности можно в той или иной степени нейтрализовать или даже трансформировать в ценности. Общие перспективы прогресса в этой области лежат на путях демократического развития стран, национального, экономического и культурного подъема, развития науки и просвещения, укрепления правовых основ общества и систем коллективной и международной безопасности.



Страница сформирована за 0.75 сек
SQL запросов: 169