УПП

Цитата момента



Можно ли воспитать детей без крика? — Можно, если есть ремень.
Кто не спрятался, я не виноват!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какой вид человеческой деятельности принято называть воспитанием?

  • 2. В чем особенности гуманистического воспитания и образования личности?

  • 3. В чем заключается сущность процесса самовоспитания?

  • 4. Перечислите и раскройте смысл основных этапов самосовершенствования человека.

  • 5. Раскройте содержание термина «евпраксофия».

  • 6. Назовите основные гуманистические добродетели и раскройте их инструментальное и содержательное значение в педагогическом процессе.

  • 7. Какие требования предъявляет гуманистическая педагогика к педагогу с целью десубъективации, деидеологизации и деполитизации учебно-воспитательного процесса?

  • 8. Охарактеризуйте ведущие методы воспитания в гуманистической педагогике.

  • 9. Перечислите и раскройте основные принципы гуманистической педагогики.

Литература

  • 1. Воспитание с любовью и логикой: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1995.

  • 2. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991.

  • 3. Гуманистический манифест I./ В кн.: Современный гуманизм: Документы и исследования // Здравый смысл. Спецвыпуск. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.

  • 4. Гуманистический манифест II. Там же.

  • 5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: «Логос», 2000.

  • 6. Декларация светского гуманизма / Современный гуманизм: Документы и исследования. Спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл». Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.

  • 7. Круглов А.Г. Словарь. В 3-х тт. – М.: 1994 – 2000.

  • 8. Кувакин В. А. Основные характеристики гуманистического мировоззрения. // Современный гуманизм: Документы и исследования. Спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл». Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.

  • 9. Куртц П. Искушение потусторонним. – М.: Академический Проект, 1999.

  • 10. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. – М.: Гнозис, 1993. (См. также второе издание этой работы – М.: РГО, 2002 г.)

  • 11. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. – М.: РГО, 2000.

  • 12. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл, 1997/1998, № 6.

  • 13. Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. – М.: МГУ, 1996.

  • 14. Свободные гуманисты Нижней Саксонии. // В кн.: Современный гуманизм: Документы и исследования. Спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл». Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.

  • 15. Суворов А.В. Воспитание искусством любви // Здравый смысл, 2001, № 4 (21)

  • 16. Тилман Р. Светское образование в Голландии // Здравый смысл, 1997, № 3.

ВПЕРЕД И ВВЕРХ – НА ВСТРЕЧУ С СОБОЙ

(Вместо заключения)

Прочитав эту книгу, легко убедиться в том, что ее главная идея состоит в прояснении и освоении процедур самопознания, самоопределения, самоидентификации, самоактуализации и саморазвития на основе методов и принципов современного гуманизма. Ключевым здесь оказалось слово «сам» или «сама». Если же понимать под словом «сам» гражданина России, а под словом «сама» – нашу страну, то тогда цель книги заключается в том, чтобы помочь россиянину и России пойти на встречу с собой.

Время исторического перехода от старого к новому, возможно, не лучшее для поиска своей идентичности. Но именно в такие времена особенно остро ощущается необходимость понять, кто ты и что ты такое, что ты делаешь, куда и зачем идешь. Эта необходимость пронизывает как личное, так и общественное сознание, она определяет (по большей части безотчетно) буквально все стороны нашей жизни: от зарплаты и воспитания детей до поиска «русской идеи» или стратегии национального развития.

Гуманизм – это одновременно и простой, и нетривиальный ответ на многие вопросы частного и общественного бытия современной России. Но исторические особенности развития нашего отечества таковы, что даже ясное понимание конструктивности и разумности гуманистических принципов и технологий жизнеустройства далеко не всегда в состоянии преодолеть чувство внутреннего сопротивления императивам этого стиля мышления и поведения. Конкретные причины психологических и культурно-исторических трудностей восприятия гуманизма как практической установки весьма разнообразны и связаны как с нашим невежеством в этой области, так и с особенностями национальной истории и психологии (века несвободы, тоталитарность русской истории, доминирование веры над разумом, морали над правом, общего над частным, чувства над рассудком, замучивание себя проблемой «Восток – Запад» и т.д.). Но если нам суждена, как говорят, «интеграция в Европу» (а это, судя по всему, действительно так, иначе наш путь – российский вариант талибана), то нам не избежать проблемы нашего самоопределения по отношению к гуманизму, ставшему в большинстве европейских стран естественной правовой, моральной, экономической, психологической и бытовой атмосферой каждодневного существования граждан этих государств.

Россия на историческом перепутье. Но, кажется, она уже начинает делать первые шаги в новых для нее исторических направлениях. Не будем пытаться конкретизировать вопрос о содержании этой динамики. Для гуманизма важнее другое – каким может или должно быть качество человека, вольно или невольно вовлекаемого в ход общественно-исторической, морально-правовой, культурной и интеллектуальной жизни идущей в будущее России. Поэтому первым советом-предложением гуманизма является здесь идея движения в будущее через движение гражданина и общества к самим себе, через осмысление своих ресурсов и позитивных возможностей сквозь призму общечеловеческих ценностей и таких фундаментальных факторов, как свобода, ответственность и разум.

В ходе этого движения вперед осуществляется великая ревизия нашего прошлого и настоящего. Происходит постоянная оценка и переоценка ценностей, требующая мужества, желания мыслить не только тактически, но и стратегически, умения отказаться от таких легких решений сегодня, которые для следующих поколений россиян сделают их коррекцию слишком трудной или просто невозможной и потому – чреватой катастрофами. Таковыми, в частности, могут быть ошибки в решении межнациональных, межконфессиональных и экологических проблем современной России.

Но гуманизм – это не только человечность, система ценностей и психоинтеллектуальных процедур. Гуманизм – это и трезвый расчет. Любому здравомыслящему человеку понятно, что изменение сознания, фундаментальных установок и образа жизни является самым сложным и трудно регулируемым (и саморегулируемым) делом. Взрослый человек озабочен, прежде всего, вопросами повседневного, в основном материального, существования, а социальные институты, государство в первую очередь, – сохранением себя на основе ресурсов, имеющихся здесь-и-теперь. Вот почему российский гуманизм связывает свои главные надежды с молодежью, с теми гражданами России, которые по возрасту и естественным традициям любого сколько-нибудь нормального общества имеют сегодня потребность и возможность учиться, познавать, просвещаться. Этим обстоятельством определяется все содержание и направленность учебника по основам гуманизма.

Особая миссия гуманизации человека и общественных отношений лежит на тех, кто завтра придет в школы и другие образовательные учреждения страны и будет обучать школьников и студентов основополагающим ценностям личного и общественного бытия, кто будет учить их тому, как достойно реализовать человеческий потенциал и адекватно встретить будущее, его вызовы, его радости и угрозы. Гуманизм поможет им, а через них и России в целом, встретиться с самими собой, осознать весь бесконечный внутренний и внешний простор и богатство человека и общества. Он поможет обозреть неограниченные ресурсы человека и его мира и предложит методы реализации этого потенциала. Он поможет взять под контроль темную сторону жизни людей и с их облика и психологии «стереть случайные черты» (А. Блок).

Если жизнь каждого из нас и вправду удивительный и уникальный шанс, захватывающее приключение, то, очевидно, нужно сделать все от нас зависящее, чтобы она была полна смысла и радости, чтобы она была наполнена творчеством и мужеством, свободой и чувством долга, стала просветом в небывалое и неожиданное.

Научить человека достойно жить в своем собственном внутреннем мире, в сложном и многомерном мире себе подобных, в социальных реальностях, в мире природы, бытия и небытия, известного и неизвестного – задача и ответственность, которые гуманизм берет на себя в надежде на отклик человека разумного и открытого добру.

Идя навстречу тебе, человек, мы говорим – здравствуй!

Игорь Михайлович Борзенко

Валерий Александрович Кувакин

Анна Алексеевна Кудишина

Александр Гарриевич Круглов

Россия, начало XXI века


[1] Может показаться, что общение с небытием относится к области чего–то невозможного или мистического. На самом деле это не так. Скажем, мы уделяем большое внимание истории, т.е. тому, чего уже нет. Тем не менее, нас так сильно притягивает наше прошлое. Память, которая не существует как вещь, вместе с тем является кладовой не только того, что есть, но и того, чего уже нет. К небытию (ничто) принадлежит вся обширная область мечты, надежд, желаний и фантазий. То же самое относится и к неизвестности, еще одной непредметной области мира. Ведь можно сказать, что человек, личность не рождается и не умирает, а возникает из неизвестности и в неизвестности исчезает. Вопросы небытия и неизвестности не являются непосредственной темой этой книги, но знать об этих сферах реальности необходимо. По отношению к этим реальностям гуманистическое мировоззрение формулирует предельно широкое, универсальное правило: задача гуманизма – научить человека достойно жить в согласии и гармонии с собой, себе подобными, с обществом, с миром бытия (вещей), небытия и неизвестности.

[2] Каждую весну тысячи людей вторгаются в леса Подмосковья и прилегающих областей, чтобы украсть у природы тонны подснежников, ландышей, незабудок и других цветов. Каждую зиму леса недосчитываются сотен тысяч елок. Каждый сезон множество вполне нормальных и сытых людей отправляются в эти леса увлеченно убивать животных… Мало кто восстает и протестует против всего этого варварства. Это и значит, что мы еще слишком примитивны в общении с природой.

 

[3] Эзотерический (от греческого esótericós – внутренний) – тайный, сокровенный, предназначенный и понятный только посвященным, верующим в особого рода знания, сверхъестественные способности и умения.

 

[4] В лучшем случае потому, что всякая вера предполагает хотя бы минимальную свободу выбора, желания или волю к вере. Другое дело, что само это желание и воля могут вырастать из инстинкта, страха (в том числе и перед свободой), слабости, неуверенности и незащищенности личности, из неразвитости ее интеллекта или простого невежества, из не проснувшегося и никем не разбуженного чувства свободы, достоинства и самоуважения.

 

[5] Понятие экологии стало настолько популярным, что его стали использовать для обозначения состояний и системы отношений в других областях действительности. Так возникли выражения «социальная экология», «экология культуры», «экология сознания» и др.

 

[6] Карл Р. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994, С. 247.

[7] Психология гуманизма не вполне разделяет и ту точку зрения, что в человеке есть какая-то изначально данная ему сущность, которую нужно только обнаружить. Что в человеке, кроме физического тела, очевидно есть, так это его жизнь, его существование, неопределенно большой ансамбль врожденных качеств, способностей и возможностей, а также динамическая система широкого спектра потребностей. Сущность человека – это ее рождение, становление, открытость и творчество. Она возникает в личности и не завершается, и есть, когда созидается…

 

[8] См. Фромм Э. Иметь или быть? – М., Прогресс, 1990, С. 176 – 178.

[9] Франкл В. Воля к смыслу. – М., 2000, С. 21.

[10] Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл,  1999, с. 444.

[11] В России начала ХХ века широкое распространение получила технология «раскрутки» человека, превращение его в «поп-звезду», депутата или общественного деятеля с помощью инвестирования в нее финансовых средств (а иногда и так называемых административных ресурсов). Это – яркий пример фабрикации псевдоуспеха, псевдосчастливого, псевдосостоявшегося человека. При этом ни для кого не секрет, что продюсеров и иных социальных «технологов», как, впрочем, и саму эту псевдозвезду интересуют, прежде всего, деньги, известность, слава и влияние как таковые. Личность не может устоять перед этими соблазнами, ломается («прогибается»), теряет себя. Во всяком случае, о глубинных ценностях, о сбережении личности, ее духовной экологии никто здесь и не помышляет.

[12] Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1997, С. 46.

[13] Впервые феномен человека в ситуации безосновности и ничто был описан Ф. Достоевским в повести «Записки из подполья». Впоследствии тему «человек и неизвестность» наиболее глубоко продумал Л. Шестов. См. также: Кувакин В.А. Личная метафизика надежды и удивления. М. 1993.

[14] Понятия «прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот простой факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Но в более точном смысле настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, поскольку практически все окружающее заключает в себе и свое, хотя и не стопроцентное прошлое и свое, также не стопроцентное будущее. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему

[15] Дубровский Д.И. Обман. Опыт философско-психологического анализа. М.: «РЭЙ», – 1994. С. 98.

[16] Добродетели – это приобретаемые и сознательно вырабатываемые человеком достоинства и личные качества, которые помогают личности «подняться над собой», стать лучше во всех отношениях.

 

 

[17] Креативность – творческий подход к жизни в целом, как и к конкретным актуальным ситуациям интеллектуального и морального характера.

[18] Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма, с. 100 – 101.

[19] Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: АСТ, 1998, С. 238.

[20] Речь, разумеется, не идет о воздержании от оценок откровенно человеконенавистнических, фашистских, тоталитаристских и расистских идей, а также уголовно наказуемых деяний.

[21] Куртц П. Запретный плод. – М.: Гнозис, 1993. – С. 160.

[22] Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. – М., 1992, С. 174.



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 169