УПП

Цитата момента



Очень обидно за бесцельно прожитые годы….
Особенно за первые три

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ощущение счастья рождается у человека только тогда, когда он реализует исключительно свой собственный жизненный план, пусть даже это план умереть за человечество. Чужое счастье просто не подойдет ему по определению.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Ярким и увлечённым специалистом по теме МЖК стал новый координатор социальной педагогики в МЖК, методист ВЦ, Андрей Борисович Штанге, который не только с сочувствием и пониманием относился к любым «чудакам» (новаторам), отыскивал их, приводил в Центр, но и сам, благодаря своей идее «ноосферных поселений», «города будущего» относился к их числу.

О педагогике МЖК можно издать целые тома. Невозможно перечислить все имена тех, кто вписал в её историю свежие и незабываемые страницы. Перед этой педагогикой стояла благородная и увлекательная задача – создание особой педагогической среды, где могло происходить непрерывное становление личности в процессе не только специального обучения и воспитания, но и непосредственной жизнедеятельности.

Творческий союз учителей СССР (был образован в 1988 г.) в лице его самых активных членов был бессменным партнёром ВЦ МЖК. Он объединял десятки клубов в различных городах СССР и ратовал за обновление школы, чтобы в ней было хорошо, прежде всего, детям. В оргкомитет союза входили не только супруги Л.А.и Б.П. Никитины, И.П. Волков, Д.С. Лихачев И.В. Бестужев-Лада, А.А. Лиханов, Ю.Б. Рюриков, С.А. Соловейчик, А.Н. Тубельский, А.И. Адамский, но и многие другие.

Временный научно-исследовательский коллектив (ВТК) «Школа», созданный при Госкомитете СССР по народному образованию для перестройки содержания общего образования, разработал и опубликовал для решения своих задач большую подборку материалов. В состав ВТК также входили многие энтузиасты. С.В. Гальпериным, например, ставилась задача «отражения целостного мира» в школьном обучении, освоение различных видов общения, предлагался деятельностный подход к обучению.

Были и другие педагогические и образовательные объединения, отдельные энтузиасты, которые охотно сотрудничали с МЖК, так как надеялись, что инициатива молодых поможет реализовать их, зачастую весьма спорные, непризнанные большинством, идеи и проекты. (Например, союз клубов «Эврика», целью которого провозглашалась демократизация школы. Их материалы охотно печатала «Учительская газета»).

Фёдор Иванович Брагин, например, взял на себя смелость создать интернат в деревне Рязанской области по собственному социальному проекту, хотя не был профессиональным учителем; социологи Юрий Алексеевич Крючков и Владислав Васильевич Розанов вынашивали идею социального проекта «города будущего»; Жанна Викторовна Чочиева занималась эстетическим аспектом образования; Михаил Ширман предлагал МЖК свою модель научно-производственного педагогического объединения, как и Э,А.Симаконь. Активно сотрудничали с Центром педагоги: Л.В. Решетникова, А.С. Шварценберг. Пытался внести строго научную и официальную струю в этот процесс главный эксперт Госкомобразования, Леонид Алексеевич Перлов

Обширен, предельно разнообразен был список консультантов и экспертов по социально-педагогической деятельности МЖК: от историка культуры В.С. Библера до лидеров коммунарского движения - Л.Г. Борисова из Новосибирска и И.П. Иванова из г. Ленинграда; от директора Центра профориентации в Зеленограде А.Г. Владимирова, профессора психологии, Ю.М. Орлова – до педагогов-организаторов из клуба «Старый Арбат» Л. и С. Климановых.

В МЦ «Олимпиец» (в Подмосковье) 22-24 июля 1988 года прошёл Всесоюзный школа-семинар для работников педагогических секторов МЖК. Для автора это были особенно памятные дни, так как ей во многом беспрепятственно и при поддержке заместителя директора ВЦ МЖК А.Г. Дмитриева удалось впервые реализовать свой собственный замысел и собрать блестящую плеяду педагогов-новаторов, которые многим представителям МЖК страны излагали свои идеи. Программа была даже перенасыщена, так как выступить хотели очень многие. (Наверное, впервые в истории педагогики в одном месте и в одно время собрали такое количество талантливых и своеобразных людей, предоставив им свободу слова).

 О выявлении и развитии способностей школьников рассказывал тогда педагог-новатор И.П. Волков; о методах опережающего обучения – С.И. Лысенкова; об интенсификации учебно-воспитательного процесса – В.Ф. Шаталов; о коммунарском движении – Р.В. Соколов; о нетрадиционном воспитании – Б.П. Никитин; о комплексном формировании личности и своей школе – М.П. Щетинин; о создании социально-культурной среды по месту жительства – детский психиатр К.Ф. Леонтович; о проблемах управления – О.А. Шестаков. Директор центра Н.К. Рериха, Васильчик, привёз на семинар даже известного кинорежиссёра Р. Нахапетова, который жаждал показать свой новый фильм…Эта «тусовка», выражаясь на современном жаргоне, была проявлением свободного и одновременно творческого, созидательного духа «эмжековцев» тех лет, апогеем жизни автора этих строк…

В план работы Совета по организации социально-педагогической деятельности в системе МЖК на 1989 год, например, были включены не только текущие дела и консультации, но и участие в проведении 1-й Всесоюзной конференции МЖК и съезда учителей, школы-семинары для организаторов и работников педагогических секторов МЖК. В основе многих мероприятий лежало, прежде всего, внедрение социально-педагогических новаций.

У автора сохранился конспект «видеоколлажа «Социально-педагогические проблемы МЖК» на основе материалов 3-х «круглых столов» 18 января 1989 года в плане подготовки к предстоящей научно-практической конференции «Социально-педагогические программы МЖК». В мероприятии участвовали самые разнообразные и интересные люди. Например, футуролог И.В. Бестужев-Лада; педагоги-новаторы - М.П. Щетинин и Б.П. Никитин; театральный режиссёр В.А. Косенкова; экономист Н.П.Егоров; известный доктор медицины И.П. Неумывакин и многие другие. Заместитель директора ВЦ, А.Г. Дмитриев, всем задал тему разговора: «Цель социально-педагогической деятельности в МЖК – коммунистическое воспитание по месту жительства. Ни одно ведомство не берёт и не может взять на себя такую задачу: это по силам только самим коллективам по месту жительства. Здесь мы первопроходцы, за нами следуют другие».

Участники говорили о необходимости внедрения педагогических новаций при их тщательной экспертизе и опробовании не только в МЖК, но и в средней школе; о поддержке самих новаторов и создании банка новых идей и правовых механизмов защиты новаторов; вели разговор об эмоциональной глухоте населения больших городов, их замкнутом на себя образе жизни, что необходимо было преодолеть; о дисгармонии в образовании и воспитании детей; о необходимости учитывать влияние на детей не только природной среды, но и архитектуры, интерьера жилища; о необходимости создания «летучих» лабораторий профориентации и расширении сети движений за здоровый образ жизни.

Хочу выделить в составе участников «круглых столов» только одного, Николая Павловича Егорова, чья светлая память мне очень дорога. Я вышла на него через семинар на дому Ю.П. Трусова. После семинара МЖК на теплоходе (расскажу о нём позже), возникла настоятельная потребность в поиске альтернативы «рыночной экономике», которая тогда уже явно проклёвывалась. Я искала экономистов-«не рыночников». Трусов порекомендовал мне доцента МЭИ Н.П. Егорова. Он ослеп в детстве после серьезной болезни. Без претензии на сенсацию рассказал мне, что помнит, как лежал на смертном одре, а родители оплакивали его, как он наблюдал за этим со стороны, - откуда-то «сверху». Он запомнил даже «иной мир», где имел беседу с людьми из своей прежней жизни, но был возвращён оттуда на Землю. При возвращении в тело он испугался и закрыл глаза; зрение с тех пор им было утрачено. Несмотря на полную слепоту, он не только легко передвигался даже по скользкой обледенелой дороге с тонкой палочкой в руке, катался на лыжах и коньках, строгал доски рубанком, но и опекал своего пьющего племянника, который жил с дядей после смерти матери и сестры Егорова.

На лекции для студентов МАИ я наблюдала Николая Павловича в аккуратном светлом костюме и накрахмаленной белой рубашке. Тема лекции была «Человек в системе общественного производства». Учитель известного академика-демократа тех лет, Емельянова, Н.П. Егоров так и не продвинулся в своей карьере дальше доцента, так как имел весьма неортодоксальные взгляды на экономику. «Человек – биосоциальное существо», - говорил он студентам. «Он - продукт геологического и исторического времени, не сумма потребностей, а сгусток энергии, обладает наибольшим из всех существ потенциалом свободной энергии, который может найти разумный выход только через труд. Человечность, по Марксу, - благотворное отношение к себе подобным. В то время как современный капитализм был вынужден деформироваться в лучшую сторону, социализм изменился к худшему». Егоров учил различать рациональное (технократическое) и разумное (интеллектуальное) мышление; свойства человека «иметь» и «уметь» и призывал формировать целостного человека.

Руководитель подросткового клуба «Ровесник», эрудит и знаток истории педагогики в СССР, Р.В. Соколов, в своём выступлении на «круглых столах» по педагогики отметил несколько ярко выраженных её пять «волн»: 1) движение пионеров, 2) движение тимуровцев, 3) движение коммунаров, 4) создание педагогических отрядов, 5) потоки МЖК и семейных клубов. Анализ всей истории социальной педагогики, говорил он, демонстрирует неизбежную логику перехода любой социальной инициативы (если её не подвергать уничтожающему гонению) в официальное течение, поддержанное сверху. После чего она теряет во многом свой смысл, превращаясь в процесс, «форму работы», так как подвергается излишнему контролю; содержание работы бюрократизируется, инициатива подавляется.

Сама научно-практическая конференция «Социально-педагогические программы МЖК» проходила 12-17 февраля 1989 года в г. Горьком на базе МЖК ГАЗ. Число участников из 80 МЖК страны и гостей – 250 человек. Были рассмотрены вопросы детского самоуправления в МЖК; представлены основы педагогики для начинающих; даны различные оценки содержанию образования; вопросы внедрения новаций; взаимодействия МЖК с социальной средой и вопросы архитектурного обеспечения МЖК; ЭВМ в МЖК и система непрерывного образования, и многие другие. Осуществлялся непрерывный обмен опытом, распространялись разнообразные материалы и проекты. Было признано всеми, что деятельность МЖК должна начинаться с создания социально-педагогического проекта. В нём должны освещаться вопросы нравственности, физического, психического, интеллектуального, эстетического, этического и экологического воспитания; выявления и последующего гармоничного развития способностей; профориентации и непрерывного образования; коллективной организации жизни инвалидов и престарелых; должна быть решена проблема преемственности поколений, трудового участия и обучения.

С Центром МЖК сотрудничали серьезные организации и их ведущие специалисты. Прежде всего, архитекторы. Предисторией МЖК в лице эксперимента по созданию жилищно-бытового кооператива архитектора О.И. Шишкиной (см. п. 4) владела кандидат архитектуры Ирина Николаевна Канаева. При Центре она занималась прогнозированием развития жилой среды и была в те годы уже не пенсии. Сотрудничала с Центром ведущий архитектор Госкоамрхитектуры Вера Николаевна Зуевская, занималась проблемой демографии и владела методикой определения вместимости детских учреждений и школ, оптимального набора квартир для МЖК. Старшие научные сотрудники ЦНИИЭПЖилище, Т.И. Моргунова и В.Г. Страшнов, занимались проектированием реабилитационных центров для инвалидов и комплексным использованием подземных пространств. Из этой же организации пришли в Центр Н.В. Овсянникова и С.Ю. Мещерякова (её интересовал интерьер и отделка МЖК).

В Центр МЖК запросто приходили новые люди, социальные новаторы. Сюда несли свои идеи педагоги-новаторы: Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины («семья Никитиных»); И.Б. Чарковский («роды в воду»), трансляторами идей которого стал в те годы Московский клуб «Здоровая семья» при МЖК «Атом». Этот клуб помещался также в пристройке Парка культуры и отдыха им. А.М. Горького, куда стекались семейные пары с детьми со всей Москвы. Но его руководители (прежде всего, супруги: Александра Соломоновна Гуревич и Арон Залманович Циркин, которые потом уехали с детьми в Израиль) активно сотрудничали с движением МЖК, а, затем, - с фирмой «Социальная инновация» в период её размещения в павильоне «Юные техники» на ВВЦ (ВДНХ).

Из МЖК «Якиманка» г. Москвы журналист Наталья Токарева привела Альвику Александровну Быкову. Она организовала там лабораторию суггестивного творчества и Центр нравственного и эстетического воспитания. Об этой женщине можно говорить много: дочь репрессированного отца и матери-коммунистки, она острила по поводу расстрела своего отца, что тот пострадал за то, что назвал её весьма экзотическим именем «Альвика». Она закончила МГУ, училась в Копенгагене, преподавала английский в МИДе, стала кандидатом филологических наук, автором весьма умных работ по лингвистике («Эвристические возможности квадрата Вейтча»). Четыре раза выходила замуж и имела троих взрослых детей и 7-х внуков. Эта женщина не только обладала острым умом и языком, непрерывно генерировала самые неожиданные и интересные идеи, но и умела быстро и качественно воплощать свои замыслы в жизнь. Еще она сочиняла стихи и песни, даже исполняла их на радио. Но самым главным она считала свой дар целительницы, который унаследовала от прабабушки, Варвары Романовой из села Игумнова Тульской области. (К теме «Альвика» мы еще вернёмся в главе, повествующей о фирме «СИ»).

Необыкновенно яркой и независимой личностью предстает передо мною врач-психиатр (работал дежурным детским психиатром г. Москвы, занимался проблемами детско-подростковой преступности и проституции) Кирилл Фёдорович Леонтович. Кажется, его бабка была лучшей подругой Надежды Константиновны Крупской и та сподобила её заняться детскими домами. Последователями и знатоками педагогики Макаренко были и его родители. Многие его родственники вместе с Лениным сразу пришли в революцию; он родился и вырос в посёлке Поваровка Московской области, где в детстве пас коз. (До сих пор его родственники владеют там дачными участками, в числе их - наш бессменный друг и энтузиаст Интернета, Сергей Барановский). В Поваровке, у прадеда Сергея, бывал и В.И. Ленин; говорят, что до сих пор можно увидеть ель, которую он здесь посадил.

Кирилл Фёдорович вместе со своей женой-архитектором, Надеждой Иосифовной Завьяловой, был хозяином самобытной детской мастерской-клуба «Левша» возле метро «Кропоткинская». В ней жил петух и гусь, вертелась под ногами большая собака. Леонтович был автором концепции многопрофильной и многовозрастной системы воспитания по месту жительства на безе аналогичного клуба, моделью которого и был «Левша». Родители с детьми в этом клубе могли строгать, пилить, «вострить» лыжи, пить чай и вести смелые беседы о педагогике. Леонтович отличался большой мудростью в общении; этот немолодой плотный сероглазый человек с окладистой бородой в клетчатой старой рубашке и рабочих брюках никогда не задумывался о своем внешнем виде. Он умел, наверное, делать всё: мастерить мебель, работать на разных станках, готовить на всю артель целый таз овощного салата; он владел электросваркой, психиатрией, педагогикой, социальным проектированием. Был прост в общении, немногословен и проницателен; доходчиво и интересно, со знанием современных и вечных достижений педагогики и философии, излагал свои мысли…

После визитов детей с родителями, в «Левше» наступало время для взрослых. Сюда приходили ищущие свой путь и новые идеи люди: социологи, психологи, педагоги, инженеры и разнорабочие. Впервые обсуждались очень многие темы (Леонтович давал «крышу» многим желающим). Свою концепцию «Регуляция полноты жизни» автор когда-то «обкатала» на друзьях и товарищах именно в клубе «Левша»…Как жаль, что кому-то потребовалось разрушить этот мирок (кажется, это сделала компания «Интерлес»). Леонтович привязывал себя в знак протеста к дереву во дворе клуба. Компанией была предложена альтернатива – Кирилл Фёдорович долго сопротивлялся обстоятельствам и жил в какой-то пристройке, куда, по замыслу руководства компании, должен был перебраться детско-подростковый клуб «Левша». Там не было удобств и телефона, ремонт затягивался…Да и кому теперь были нужны бесхозные дети и небогатые родители?!

Известный журналист Валерий Хилтунен в своей статье «Скованные одной цепь» в журнале «МИГ» с горечью пишет об этом: «Ту «Левшу», конечно, закрыли – и петуха выгнали к чёртовой матери, чтоб не будил по утрам этот город и не собирал бы всяких странных людей, - пусть сидят по домам, дурдомам, да еще по церквям».

А ведь аналогов клубу «Левша» в нашей стране не было! А К.Ф. Леонтович – один из мудрейших людей нашей эпохи. Он был опытным и многолетним консультантом по внешкольному воспитанию в системе МЖК. Его социальный проект «Функциональная структура МЖК» победил на конкурсе МЖК и занял 1- е место (копия проекта хранится в Музее революции, как прообраз коммунистического жизнестроя). Суть подхода К.Ф.Леонтовича – организация посредством мудрого взаимодействия с окружающей средой последовательного и поэтапного развития личности, воспроизводящего основные этапы человеческого развития (онтогенез повторяет филогенез не только в биологическом, но и в социальном плане).

Нынешний член-корреспондент Академии педагогических наук, руководитель Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, Ричард Валентинович Соколов, был бессменным экспертом МЖК по внешкольной работе (затем он также сотрудничал с фирмой «Социальная инновация» А.Г.Дмитриева). У Р.В. Соколова, наверное, нет равных в нашей стране среди знатоков внешкольной работы и, прежде всего, по истории педагогики, пионерского, коммунарского и скаутского движений. Он написал сотни статей и несколько книг на эту тему; до сих пор выступает с лекциями в разных городах. Его клуб «Ровесник» и опытная станция до сих пор существуют и противостоят всеобщему равнодушию и развалу внешкольной работы в районе Марьиной рощи г. Москвы. Педагогами и социальными работниками стали и его две дочери; по-прежнему верна своему призванию и его замечательная жена, Наталья Валентиновна Соколова. Таких энтузиастов и знатоков внешкольной работы, как Соколовы и Леонтович, надо заносить в Красную книгу, делать Почетными гражданами Москвы и других городов.

«Тропинку» в МЖК проложили не только методологи, игротехники школы Г.П. Щедровицкого (в лице Всесоюзного методологического центра при Инновационном объединении АН СССР и доктора пед. наук О.С. Анисимова), представители системы клубов «Экополис», клуба «Эстетика» при ДК «Серп и молот» (кстати, одного из первых в Москве хозрасчётных предприятий), клуба «Гармоничное развитие» при ДК ПО «Каучук», но и ТРИЗА (теории решения изобретательских задач), экспериментального спортивного НПО «Горный клуб» из г. Днепропетровска.

Ведь представители МЖК хотели заниматься всем: строительством и оздоровлением; реформой школы и производства; психотренингом и рок-музыкой; они готовы были формировать у себя «новое мышление», «здоровую семью» и даже «ноосферное поселение»!

Всё, что тогда входило в «моду», опробовалось на отчаянных адептах, либо уже приобрело форму «массовой эпидемии», находило отклик в сердцах и умах «эмжековцев», становилось предметом их скрупулёзного изучения и обсуждения! Как на службу, в Центр ходил методичный и настойчивый создатель Комплексной системы самопрограммирования (КСП) Ян Иванович Колтунов. В те годы движение его последователей было массовым и заметным, выливалось в многолюдный разновозрастный воскресный забег по дорогам и рощам Подмосковья вблизи Балашихи. Участники «медитировали» на солнце, заряжались энергией от деревьев, учились правильно дышать и управлять функциями своего организма. Трудно сказать, чего больше было в этом движении: стремления к оздоровлению или радости бескорыстного общения, почти религиозной веры в систему и его создателя, Я.И. Колтунова, при неистребимом поиске себя и единомышленников в нашем недобром мире! И для многих жизнь преображалась, а люди становились добрее.

Свои первые массовые семинары и выступления тогда же «обкатали» на «эмжековской» аудитории: психотерапевт М.Л. Перепелицын (автор книги «Философский камень» и биоэнергетической методики «Дуплекс-сфера», руководитель ВТК «Спираль»); оригинальный экскурсовод и искусствовед Ю.М. Силаев; наставник семейных пар А.Ц. Гармаев, и многие, многие другие. Почти все участники этого инновационного порыва «выплывут» вновь в окружении А.Г.Дмитриева и автора этих заметок, когда будет организована фирма «Социальная инновация».

В те годы при Центре МЖК при ЦК ВЛКСМ создавались и прообразы первых «капиталистических» предприятий. Среди них надо отметить, прежде всего, временный творческий коллектив (ВТК) «Документ» во главе с В.Виноградовым, из которого позднее вырос известный многим «Инкомбанк». Было создано такое совместное предприятие, как «Втордрев» (занималось внедрением новых строительных технологий на базе производства строительного бруса из растительных отходов: лузги семечек, соломы и т.п.). Виктория Валерьевна Бутенко, которая позднее успешно применила свои знания в США, создала при Центре Ассоциацию кооперативов «Отцы и дети». В них практиковался семейный пошив несложной школьной и домашней одежды, изготовление утвари.

Учитывая назревающую потребность в видеорекламе, кооператив «Видоарт» при Центре создал В.Э.Дыскин. ВТК «Феникс» при Центре для организации предпринимательской деятельности организовала С.Л.Раевская. Сотрудник Госстроя СССР И.М. Рогаль вёл правовое консультирование по вопросам МЖК. Успехом пользовались идеи экспериментальной молодёжной лаборатории им. А.В. Чаянова (в г. Пскове и г. Москве), которая занималась созданием сети фермерских хозяйств и внедрением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, дорожными и строительными работами.

В январе 1989 года в Москве состоялась учредительная конференция Ассоциации молодых руководителей предприятий СССР. Учредителями её были: ЦК ВЛКСМ, Союз научных и инженерных обществ СССР, Торгово-промышленная палата СССР, ВАСХНИЛ, многие научные организации, органы печати. Секретарь ЦК ВЛКСМ В.И. Мироненко вместе с Президентом Ассоциации, Г. Поповым (И.о. исполнительного директора был К. Затулин), обратился к Первому заместителю Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.И. Лукьянову с письмом, в котором просил поддержать это начинание как попытку объединить на вневедомственной основе усилия многих руководителей предприятий «в борьбе за перестройку». Предложения допускали многообразие форм собственности; исключалось вмешательство партийного и советского хозяйственного администрирования в управление предприятиями, прежде всего, в аграрной сфере.

Ведущую роль при создании различных ВТК, предприятий и кооперативов при ВЦ МЖК, сыграл А.Г.Дмитриев, в те годы - заместитель директора Центра МЖК при ЦК ВЛКСМ. Он же ввёл и новую форму работы с подшефными МЖК – «десанты».

«Десант» выглядел так: А.Г. Дмитриев с большим «саквояжем» (в него складывались: образец бруса из растительных отходов, безобжиговый кирпич, наиболее злободневные поделки кооператива «Отцы и дети» и другие примечательные предметы) в сопровождении «свиты» (она состояла из педагогов-новаторов, отважных кооператоров и увлекательных рассказчиков) высаживался в запланированном регионе СССР. (Например, в Саратове на Волге или в Прокопьевске). Там их с нетерпением уже ждали местные «эмжековцы», которые надеялись с помощью такого «десанта» решить свои собственные проблемы, обуздать неограниченную местную власть и изменить общественное мнение, которое не всегда складывалось в их пользу. И вот в большом зале клуба или даже райкома комсомола (иногда и на открытом месте) происходила, своего рода, «пресс-конференция» (микро-семинар) прибывших из столицы. Дмитриев доставал «кирпичи» свои, а не верящие в социальное чудо выкладывали из-за пазухи - свои… До драки никогда не доходило, хотя и чудо не всегда свершалось. Харизма Дмитриева не могла укрепить надолго в слушателях предпринимательскую жилку, если её у них не было…Обаяние рассеивалось; кто-то действительно брался за новое дело, но большинство погружалось в своё обычное, полусонное, состояние.

Социальные проблемы в МЖК, кроме Н.В. Токаревой, руководителя пресс-центра ВЦ МЖК, освещали многие профессиональные и начинающие журналисты. (Например, писала об МЖК пенсионер-журналист М.И. Штейн; известный журналист «Огонька» А.Г. Радов, журналист М.И. Рачевская – автор рубрики «Молодежные инициативы» в брошюре «Строим МЖК»).

А.Г. Дмитриев и руководство ВЦ МЖК, как только появилась такая возможность, стремились запечатлеть самые важные события движения МЖК путём видеосъемки. Видеофильмы тиражировались и продавались всем желающим. Перечислю лишь несколько видеоматериалов из информационного фонда ВЦ МЖК в 1988 году:

- Всесоюзная школа-семинар для работников педагогических секторов МЖК (22-24 июля 1988 г.) (проходил в МЦ «Олимпиец» и содержал яркие выступления известных педагогов-новаторов: И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова, Б.П. Никитина и многих других).

  • - Ярмарка-семинар «Новые технологии по производству строительных материалов из отходов» (16-19 сентября

1988 г. в г. Днепропетровске).

  • - Видеофильм «Операция «Дом из отходов».
  • - Видеофильм беседы И.Б. Чарковского «Человек в биосфере».
  • - Видеозапись практического занятия психотерапевта М.Л. Перепелицына «Творческое развитие личности: объемные движущиеся формулы самовнушения; работа с минералами, растениями, животными, картинами, музыкой».
  • - Видеозапись показательных выступлений специалистов по китайской дыхательной гимнастике Ци-гун любительского объединения «Панда».
  • - Видеозапись лекции Г.Н. Шангин-Березовского «Актуальные проблемы генетики в связи с нынешним состоянием биосферы».

Как видим, тематика весьма разнообразная и новаторская.

С приходом в ВЦ МЖК Н.И.Шелейковой (автора данного текста) была активизирована и по-новому поставлена информационная работа. Прежде всего, был систематизирован, приведен в порядок весь банк информации. Он состоял, прежде всего, из документов на бумажном носителе, которые поступали из многих МЖК СССР. Был составлен их подробный Перечень (содержал порядка 1000 нормативных и проектных документов), который регулярно пополнялся. Все материалы по вопросам МЖК были разобраны, подшиты в папки; каждый документ можно было легко найти, тиражировать («эмжековцы» охотно покупали копии многих документов, хотя были и факты «кражи» материалов из «смотрового» фонда). В Перечне документы располагались в соответствии с этапами развития МЖК, которые были также зафиксированы в авторской схеме «Процесс создания МЖК».

Когда три года спустя автор этого текста появилась в Центре МЖК, где она уже не работала, то с некоторым удовлетворением и недоумением отметила, что весь банк информации остался в прежнем порядке. А моя авторская схема «Процесс создания МЖК» красовалась в одном из павильонов Строительной выставки, где она была вычерчена до потолка с подстветкой. Это ли не высшая оценка прежней скрупулёзной деятельности!

«Эмжековцы» живо интересовались не только «свежими» нормативными документами и решениями Правительства в свой сфере жизнедеятельности, но и стремились внедрить в жизнь что-то новое, необычное, установить контакт с наиболее активными представителями МЖК в других городах, «затащить» к себе на время или для постоянной работы интересных людей. Поэтому автор этого материала составляла разнообразные тематические информационные листки о людях и идеях, которые могли представлять для них интерес (например, о проектных, строительных организациях, располагающих ценной информацией и разработками в области строительства и проектирования; о клубах, любительских объединениях и отдельных специалистах в области социальной педагогики).

Организаторам МЖК, например, был разослан в 500 адресов информационный материал «Опыт организации жизнедеятельности в МЖК», в котором были перечислены конкретные МЖК, обладавшие тем или иным «прорывным» опытом работы. Было предложена анкета для сбора новых сведений. Обзор свидетельствовал о широкой практике адресного и индивидуального проектирования и реконструкции старого жилого фонда, использовании чердачных помещений и подвалов. Почти все МЖК имели самостоятельные и даже самобытные объекты соцкультбыта: библиотеки, клубы, дошкольные учреждения, школы, медицинские учреждения, досуговые центры, магазины, спортзалы, бассейны и даже бани. Во многих МЖК применялась своеобразная организация социалистического соревнования (материальное поощрение здоровья, например) и гибкая форма трудового участия (на смежном предприятии, работа по специальности, в нерабочее время; работа по договорам с другими организациями и т.п.). Широко применялась аренда предприятий и цехов, использование бытовых отходов, непривычных материалов и технологий строительства; создавались собственные строительные фирмы, подразделения по строительству и проектированию. Во многих МЖК после заселения жителей активно велась самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность, создавались совместные с государством предприятия и отдельные кооперативы, было подсобное хозяйство. Особым размахом отличалась посредническая деятельность центров НТТМ. Кое-где были сформированы собственные фонды социального развития и материальной помощи.

На этапе реализации социальной программы практиковалась ранняя профориентация, разнообразные педагогические эксперименты («Школа будущего» в ПО «ГАЗ»; «Малая академия наук» в г. Баку), комплексные оздоровительные программы и необычные по тем временам формы обслуживания («семейный врач» в г. Бийске, в МЖК «Измайлово» и «Перово» г. Москвы). Почти во всех МЖК были центры, кружки технического и эстетического творчества, широко использовался посильный детский труд и межсоседская кооперация; активно работали клубы по интересам и любительские объединения, повсеместно осуществлялись комплексные и целевые программы развития, читались лекции по экологии, формировались банки идей и новаций. Велась работа с престарелыми, ветеранами, больными и пенсионерами (программы: «Здоровье», «Услуги», «Самоуправление», «Торговля» и др.). Создавались видеосалоны и внедрялось своё, кабельное телевидение; издавались малотиражные газеты и информационные листки. Кое-где в МЖК открывались свои театральные студии, формировались ансамбли и рок-группы; были даже общественные лаборатории и научные институты (по истории философии, геологии и почвоведению, например, в МЖК «Наука» г. Баку).

В МЖК одной из форм работы всегда являлся праздник. Проводились фестивали, КВН, спортивные соревнования, детские и профессиональные конкурсы. Практиковались даже научные семинары, деловые игры; неформальный интерес проявлялся к живому обмену опытом организации и управления. На базе МЖК, по месту жительства, возникали партийные ячейки, комсомольские организации, даже свои депутатские группы (МЖК-1 г. Бийска и МЖК-1 г. Ростова-на-Дону). Были известны и привлекали к себе внимание инициативные программы преобразования смежных и прочих территорий и внешнеэкономическая деятельность. Возникали идеи создания собственных банков и финансовых компаний. В те годы уже намечались ассоциации и творческие союзы МЖК.



Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 169