УПП

Цитата момента



Жизнь дается тебе один раз, и надо прожить ее так, чтобы каждый встречный ребенок мог сказать тебе: "Здравствуй, папа!"
Здоровья вам!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Молодым людям нельзя сообщать какую-либо информацию, связанную с сексом; необходимо следить за тем, чтобы в их разговорах между собой не возникала эта тема; что же касается взрослых, то они должны делать вид, что никакого секса не существует. С помощью такого воспитания можно будет держать девушек в неведении вплоть до брачной ночи, когда они получат такой шок от реальности, что станут относиться к сексу именно так, как хотелось бы моралистам – как к чему-то гадкому, тому, чего нужно стыдится.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

Но вернемся к теме – ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Кроме изучения зонных областей, «географии мозга», эксперименты на нейронном уровне выявили множество других механизмов работы центральной нервной системы или подтвердили известные. Например, исследования И. М. Сеченова,    И. П. Павлова о том, что в спинном и головном мозге существуют два процесса – ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ, которые являются основой жизнедеятельности. Эти процессы неразделимы и протекают непрерывно на всех уровнях (включая и клеточный).

Новое открытие: при раздражении нейроны отвечают всплеском импульсов. Но если характер раздражения остался неизменным, то нейрон перестал на него отвечать:

щелкните, и изображение увеличится

Экспериментаторы поначалу предполагали, что нейрон «устал». Чтобы проверить, начали изменять характер раздражения, например, усиливали или ослабляли интенсивность вспышек света, звука и т.п.

Тотчас нейрон начинал отвечать новым всплеском импульсов:

щелкните, и изображение увеличится

Выяснилось, что однообразие повторения тоже вызывает затормо-женное состояние в ранее возбужденных участках коры головного мозга.

Так было доказано, что нейронам постоянно нужна «пища», что «интеллектуальный голод» существует и при нем начинается адреналиновое отравление.

В лаборатории профессора В. Соколова, где проводились исследования, привычная фраза «ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ» была изменена на «ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ ТУПОСТИ».

В соответствии с природой восприятия, основой усвоения информации должна быть ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая создает постоянную активность головного мозга. Появилась новая фраза: «ПРИМЕНЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ», потому что применение – дело каждого отдельного индивидуума, и именно оно создает условия для вариантности. Точно повторять можно словесные конструкции, формулы, прописные истины. Информация, которую надо запомнить и из года в год неизменно повторять («Трезвучием называется…» «Мажорным ладом называется…»), не вызывает ответной реакции, включается ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ. Если такое состояние коры головного мозга повторяется довольно часто, создается ПОЛЕ ОМЕРТВЕНИЯ, которое способно расширяться.

Для чего нам надо это знать?..

Повторение необходимо, но в каждое из них педагог должен внести элемент нового. От этого зависит возбудимость коры головного мозга, а от степени возбудимости – запоминание. Процесс торможения сопровождается соответствующим поведением: понижением интереса, вялостью исполнения или отказом от работы вообще. Необходима смена деятельности. Чем младше ученики, тем меньше времени должно быть затрачено на один и тот же вид работы и тем больше должно быть РАЗНООБРАЗИЕ задач.

Например, в подготовительном классе:

  1. Распевание 1-2 минуты (повторение или новый материал).
  2. Импровизация 2-3 минуты (повторение или новый материал).
  3. Работа с нотным станом 4-5 минут.
  4. Разучивание песни с движением.
  5. Слуховой анализ 2-3 минуты.
  6. Спонтанное творчество.
  7. Задания по усвоению метроритма.
  8. Ритмика, игра, оркестр.

Контрасты увеличивают чувственное восприятие.

Переключение на другой вид деятельности дает возможность отдохнуть той области коры, которая была вовлечена в активную работу. Так были научно подтверждены многие высказывания педагогов-практиков, ученых, физиологов.

Н. Е. Введенский: «Человек утомляется не столько работой, сколько отсутствием ее».

К. Д. Ушинский: «Человеку нужна деятельность непрестанно и утомляется он не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Повторение в еще большей мере должно быть переведено на язык собственных действий, мыслей: включение сравнения, аналогии с ранее усвоенным материалом. Когда раздражение направлено на одну и ту же зону коры головного мозга, работа ее отключается независимо от желания. По закону природного механизма раздражение сменяется торможением.

ВЫВОДЫ. Будьте осторожны с повторением!.. Оно может оказаться мачехой учения. Лучшее средство обучения – РАЗНООБРАЗИЕ ЗАДАЧ.

Люди создают сложнейшие механизмы, преодолевают немыслимые расстояния и оставляют свои следы даже на Луне, но при этом, сами того не замечая, ЖИВУТ В РАБСТВЕ У СВОЕГО МОЗГА, потому что пренебрегают законами его деятельности.

Но и в данном случае ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ЗАКОНАМИ ПСИХИКИ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД НИМИ.

Замечания невнимательным на уроке детям являются результатом непонимания педагогом главнейшего механизма ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА.

Природные регуляторные системы требуют компенсации затраченной энергии. Этим процессом должен управлять педагог, не ожидая апатии, пассивности или активного протеста со стороны учеников. Активность восприятия можно поддерживать в течение всего урока, если включать в работу РАЗНЫЕ  отделы головного мозга.

Невнимательность на уроке является своеобразным НЕЕСТЕСТВЕННЫМ ОТДЫХОМ от затраченных усилий. ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТДЫХОМ было бы переключение на другие виды деятельности, особенно контрастные. Адреналиновый выброс сигнализирует о неблагополучии организма, и все его системы по «приказу» центральной нервной системы бросаются на помощь. Каждый момент токсикоза что-то отнимает у здоровья и приближает возможность заболевания от любых перегрузок, от охлаждения… Бывает, что до конца урока ученик НЕ МОЖЕТ включиться в активную работу.

ПРИМЕР: слуховой анализ, который делается ВОПРЕКИ природе восприятия.

Педагог играет интервалы, ученики поочередно отвечают: первый ответил, второй… Пятый ученик, несмотря на хороший слух, может и ошибиться – именно потому, что он ПЯТЫЙ: слушал своих товарищей и его анализатор устал, переключился на заторможенное состояние… А именно в это время ученик был поставлен в условия активизации надоевшего процесса: слушай и отвечай!.. Несколько таких ситуаций – и ученик теряет веру в себя. Этому способствует осуждающий взгляд педагога, его замечания и, конечно, поставленная оценка – ниже прежних…

Естественно, чем старше ученики, тем длительнее может быть время внимания, сосредоточенности.

ПРИМЕР методики слухового анализа, который делается в СОГЛАСИИ с природой восприятия.

 ВСЕ одновременно пишут интервалы в приготовленные, положим, шесть тактов. Вначале это может быть запись только цифрового обозначения интервалов, сыгранных в виде «интервальных дорожек», то есть: несколько секунд, кварт, терций… Звучат они в РАЗНЫХ регистрах, с РАЗЛИЧНОЙ динамикой и ритмом. Восприятие индивидуально. Задача не уличить в неумении слышать, а развить слух. Кто-то сразу услышал, кому-то необходимо более длительное время для определения интервала. После записи педагог спрашивает каждого отдельно. Приготовленных тактов может быть и меньше. Постепенно количество их можно увеличивать. Тот, кто устал уже на третьем-четвертом интервале (никогда не надо забывать слабых, чтобы не превратить их в отстающих), тот делает над собой усилие. Но оно не удручает, потому что конец близок. Как важны эти маленькие усилия! Они помогают воспитывать волю.

ВЫВОДЫ. Педагог понимает, что регуляторные системы требуют компенсации затраченной энергии данной группы нейронов. Для этого нужен не полный отдых, а включение в работу других отделов головного мозга, которые бездействовали. Так активность восприятия можно поддерживать в течение всего урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Почему Л. Н. Толстой во многих произведениях, в том числе публицистических, повторяет фразу: «Вся культура, нравственность – от крестьянства».

Читайте далее: Глава 4. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ



* Система (греч. sistema) – составленное из частей. Множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний), представляющих собой определенное целостное образование, единство; порядок, обусловленный правильным расположением частей в определенной связи, СТРОГОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕЙСТВИЙ.

** Операция (лат. operatio) – действие, направленное на выполнение какой-либо задачи.

*** Член-корреспондент Академии Наук Белоруссии Н.И.Аринчин ввел в обиход слово ГОМОкибернетика — искусство управления мыслями, дыханием, психикой и т.д. Главное в применении кибернетики — регулярность и отсутствие перегрузок. В настоящее время развиваются области кибернетики: биокибернетика медицинская, техническая, экономическая… Систему научений действиям, которыми управляет учитель, можно назвать педагогической кибернетикой.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 173