УПП

Цитата момента



Когда все плохое проходит, остается только хорошее.
Главное — его разглядеть

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Расовое и национальное неприятие имеет в основе своей ошибку генетической программы, рассчитанной на другой случай, - видовые и подвидовые различия. Расизм - это ошибка программы. Значит, слушать расиста нечего. Он говорит и действует, находясь в упоительной власти всезнающего наперед, но ошибающегося инстинкта. Спорить с ним бесполезно: инстинкт логики не признает.

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай

ВЫВОДЫ

Если я, педагог, с начальных классов устанавливаю правильность ТОЛЬКО ОДНОГО ОТВЕТА, не учениками продуманного, а сказанного одними и теми же словами в отрыве от конкретных действий, которые всегда эмоционально окрашены; если я, педагог, «вмонтирую» в только начинающие развиваться мыслительные способности детей мертвые догмы, законы, правила, не пытаясь включить природные силы саморазвития, не выслушивая ИХ представления, умозаключения, выраженные ИХ словами (независимо от того, правильные это умозаключения или нет, ведь это – ТРУД МОЗГА, ДУШИ каждого), то я, педагог, искажаю природу своего ученика, а значит и его поведение, саму его жизнь и жизнь окружающих его.

Встретившись в 5 – 6 классах с правилами, формулировками, ученик прочтет их с ИНТЕРЕСОМ. ПОЧЕМУ? Потому что он будет сравнивать написанное со своими понятиями, представлениями, с тем, что он использовал на практике, и соглашаться, отвергать, находить новое для себя, уточнять известное или удивляться идентичности прочитанного правила и своих мыслей по этому поводу.

Искусственное установление ОДНОЗНАЧНОСТИ не только тормозит развитие, но и уничтожает уже усвоенные ценности.

Раннее усвоение догм входит в конфликт с ориентировочным рефлексом любознательности, потому что делает процесс мышления не нужным, даже вредным.

Читая «Павловские среды», т. III.

Многочисленные раздражения словом удаляют человека от конкретного, от действительности.

Мы постоянно должны помнить об этом, чтобы не исказить с ней наши отношения.

И так же, как мстит доведенная до отчаяния природа за насилие над ней, так же мстит нам и поврежденная детская психика. Мы выращиваем МСТИТЕЛЕЙ… Зачем мы это делаем?..

«Благо везде и всюду зависит от двух условий: правильное установление цели всякого рода деятельности; отыскание соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

Аристотель.

 

В конце XIX века на собрании Московского общества психологов выступал С. Токарский, с научным докладом, который назывался «О глупости»  (позже он был опубликован всего один раз!).

Как же психолог определяет, что такое «глупо», «неумно»?..

«Неумно упасть из окна, заглядевшись на луну; забыть адрес, где живешь; сесть на похоронные дроги вместо омнибуса».

По аналогии в этот перечень глупостей добавим кое-что из современного обихода: нелепо радостно объявлять по телевизору об открытии новой больницы, не задумываясь о причинах увеличения количества больных; нелепо, если бы в Америке люди просыпались, завтракали под грохот русских песен и шли на работу, читая рекламы на русском языке…

Вывод С. Токарского: глупость включает ограниченность (односторонность); бесцельность; нелепость.

Вспомним, что интеллект – ум, это мыслительная способность и только. Значит, эта способность может быть развита или заторможена условиями жизни, методами усвоения знаний.

«…храни вас Бог от односторонности. С нею всюду человек произведет зло: в литературе, на службе, в семье. Ограниченный человек самоуверен и дерзок; ограниченный человек всех вооружит против себя; ограниченные люди, притом фанатики, – язва для общества, беда той земли и государства».

Н. В. Гоголь.

Князь Мышкин – «идиот» для тех, кому непонятно: он болен от того, что видит вокруг; Швейк глуп в глазах фельдкурата, настоящего дурака; убеждения Джордано Бруно нелепы в глазах тех, кто его сжег.

На всем, что непонятно, ограниченность, односторонность ставит свое клеймо. Обладая догматическим сознанием, человек противится любым новым знаниям, если они не подтверждают то, что забетонировано в его мозгу. Даже опыт, который проводится на его глазах, он будет отвергать, усматривая в результатах подтасовку. Он нетерпим ко всем мнениям, не совпадающим с его. Довод прост, как булыжник: «Этого не может быть, потому что не может быть!» Мозг, обученный по указке говорить, думать, не способен к мышлению, поиску.

Читая И. Павлова…

«Ум можно приучить к движению по наезженной колее».

У такого ума нет интереса к тому, что выходит за рамки привычного, зазубренного. И если его внимание направить в другое русло (уже не говоря о необходимости изменить привычное), он  впадает в истерику или становится агрессивным. 

Только человек высокой культуры, с развитым мышлением мог так написать: «Язык его, до безумия неправильный, приводит меня в восторг». (И. С. Тургенев о Герцене)

В работах Гельвеция часто повторяется мысль о том, что никакая реформа школы невозможна, пока ею занимаются. Более того, даже этимология, происхождение слова ШКОЛА (от греческого слова схола: schole) говорит нам о том, что она и задумана была именно как СХОЛА, учреждение СХОЛАСТОВ, дающее «формальное знание, оторванное от жизни и практики»

Ученые от педагогической науки создают указы, программы, пишут инструкции, в которых «установление конечной цели» и «отыскание соответствующих средств» не составляют единства.

«Сомнение – начало мудрости».

Аристотель.

С. Токарский характеризует глупость как свободу от сомнений. У К. Гельвеция мы находим высказывание о том, что существует два вида глупости. Первый – результат незнания (в этом случае не все еще потеряно: человек может узнать, научиться). Второй – результат воспитания. В этом случае глупость безнадежна, потому что у человека заглушили природные способности. Он приобрел ложные знания, научился бесплодному умствованию.

Заглянем вглубь этого процесса. Пройден труднейший путь уничтожения в себе человеческого, извне и изнутри, по требованию системы. Награда – ни в чем не сомневаться, выполняя генеральную линию. Эти люди легко запоминают указания, инструкции, потому что для них эти инструкции – закон, они – истина, и потому мозг уже давно превращен в памятное устройство.

Отсутствие сомнений вызывает растущую самоуверенность. И уже – вначале в мелочах – они начинают искажать генеральную направленность, а затем и пренебрегать ею, не сомневаясь в своем праве это делать. Результат – полное отсутствие законов, потому что слишком много людей, которым поручено их соблюдать и которые нарушают их ради собственного блага – единственной генеральной линии их жизни.

Выразим закон природы в сфере педагогики: взаимоЗАВИСИМОСТЬ – учитель, ученик; взаимоСВЯЗЬ – через результат, – использование полученных знаний; взаимоПОМОЩЬ – учитель в поисках достижения цели учитывает механизмы восприятия вообще, индивидуальность и особенности возраста в частности. Сохранение в ТРИедином законе одной только ЗАВИСИМОСТИ исключает человеческую основу общения и пользу знаний. Так, изучение иностранного языка в массе своей не приводит к умению говорить на нем; незнание окружающей фауны и флоры – причина равнодушия к малой родине; предмет «история» не выполняет задачу формирования социальной грамотности, «литература» не является уроком человековедения, а сама школа – очагом сохранения здоровья.

Таким образом, средства, разрушающие дорогу к цели, приводят к бесцельности и нелепости самой деятельности.

За доказательством обратимся к системе общего музыкального образования.

В чем польза заданий с первого класса: построение гамм, интервалов, аккордов?.. Для этого задают: выучить, сколько тонов и полутонов в каждом интервале, строение аккордов. В пении этими знаниями не пользуются, так же как и при чтении никто не думает, прочитал он глагол или прилагательное. *

В чем польза зачетов, на которых проверяют знания итальянских названий, применяемых в музыкальной практике, а на уроках сольфеджио часто мелодии поются в одном темпе – «растянуто», без фразировки, динамических оттенков, точной длительности нот и пауз, без всего того, что составляет понятие МУЗЫКА*. Нелепо учить детей говорить о строении доминантсептаккорда, его обращениях, если дети еще не умеют играть их в мелодическом и гармоническом виде, создавая на этой основе инструментальные и вокальные импровизации.

Знания по музыкальной грамоте должны приносить пользу: при разучивании произведений в классах по специальности, помогать заучиванию их наизусть, запоминанию на долгое время.

Что такое развитие мышления на основе сольфеджио? Это объединение эмоциональной основы – пения (тренируются «струны» единственного инструмента, обладающего живой душой) – и рациональной основы звучащей музыки – музыкальной грамоты.

В школе музыкальная грамота не выделена в отдельный предмет. Этим подчеркивается: главное – не теоретические опросы, не выполнение письменных заданий, а ПЕНИЕ вокальных упражнений для развития слуха, голосовых связок и приобретения навыков чтения с листа.

Основа музыки – мелодия**, выразительная последовательность звуков, объединенных в определенные интонации. Нельзя петь ноты, не вникая в смысл, заложенный создателями мелодии, в чувства и мысли, выраженные в ней.

В школе семь-восемь лет ведется предмет СОЛЬФЕДЖИО. Какая школа для «отыскания» в мелодиях «художественного образа, который обладает мощной силой эмоционального воздействия»! Какая помощь в исполнительской практике в классе по специальности!

Есть в арифметике таблица умножения, однажды выучив ее, мы пользуемся этими знаниями всю жизнь. Поэтому школьное задание ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ и опрос на отметку приносит несомненную пользу.

Мы ведь не зря говорим, что математика нужна всем. Потому что она развивает логику***. Логическое мышление способно  отразить в познании диалектику природы и общества в противоречиях и единстве формы и содержания.

Развитие мышления в области математики связано с методами, в основе которых:

  • систематизация знаний (по степени сложности);
  • реализация этих знаний в самостоятельной деятельности.

Нелепостью будет выглядеть задание выучить наизусть ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ «СЛОЖЕНИЕ»: «Сложением называется…» и т.д. Или: «Вычитанием называется… Умножением называется…» Однако же в сфере музыкального образования подобные нелепости, увы, встречаются сплошь и рядом…

В чем состоит система ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ в арифметике?

1. Сложение: даются примеры и задачи. С первых шагов – самостоятельная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: решение примеров 1+1=?.. 2+1=?..

2. Вычитание: аналогично – даются примеры и задачи. Самостоятельная деятельность усложняется: необходимо уже не только вычитать или складывать, но и последовательно производить эти ДЕЙСТВИЯ в одном примере.

3. Умножение: таблица умножения может быть усвоена только ПРАКТИЧЕСКИМ ПУТЕМ: 2 х 2 = 4, 3 х 3 = 9 и т.д.

4. Деление

Сопоставим эту МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ с формами развития мышления в области МУЗЫКИ.

Задача развития музыкального мышления тоже должна быть связана с определенными методами:

систематизация знаний (по степени сложности);

реализация этих знаний в самостоятельной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В чем здесь система от простого к сложному? В накоплении интонационных моделей (см. главу «Особенности природы восприятия»), назовем их ТАБЛИЦЕЙ ИНТОНАЦИЙ и решение задач: ПЕНИЕ, определение интонаций НА СЛУХ (т. е. вначале мелодический вид), ЧТЕНИЕ С ЛИСТА мелодий, в которых использованы известные интонации.

Еще раз!

В основе вокальных упражнений – самостоятельная работа, сочинение мелодий по «лесенке», по нотному стану – с заданиями: ПЕНИЕ гамм, вариантов каденций, секвенций, опеваний, интервалов, аккордов, разрешение неустоев и т. д. – обязательно в определенном ладу, размере, с различной динамикой и ритмом. То же относится и к слуховому анализу… Иначе, без элементов звуковой речи, истинная музыка закрыта абстрактными знаниями. Их нельзя применить на практике и разглядеть, услышать в музыкальных произведениях, хотя они являются основой ее выразительности.

Самое важное: МУЗграмота должна быть ОЗВУЧЕНА пением или игрой на инструменте. Письменные задания должны начинаться тогда, когда развитый слух «представляет музыку на бумаге» (Р.Шуман).

Большую роль в сочинении, особенно вначале, играет текст. Выразительность исполнения подсознательно связывается с персонажами, настроением, событиями, образами природы. Это путь к пониманию разнообразия звучаний: светло, грустно, весело, трагично, обиженно, сердито, жалобно и т.д.

Есть в музыке ТАБЛИЦА ГАММ. Их учат, потому что гаммы встречаются в музыкальных произведениях и помогают развитию техники.

Итак, тренировка техники! Для сравнения обратимся к балету. Работа над элементами техники танца, затем связь их в «этюды» проходит под музыку, которая меняется. Ее звучание подсознательно изменяет характер выполнения одного и того же элемента. Тренируется будущее включение их в различные ситуации для раскрытия общего содержания.

Совершенствование техники в классах по специальности проходит без разнообразия «музыкального» сопровождения. Думается, для левополушарных надо вспомнить опыт Л. Годовского, у которого ученики играли гаммы в тональности произведений, над которыми шла работа в данное время. Например, полифония в тональности ля минор, этюд в ре мажоре… Соответственно в этих тональностях играются и гаммы. Поэтому исполнение гамм становится… музыкальным. Изменяется характер движения рук, прикосновения к клавишам. Техника подчиняется выразительности.

Естественно, что в течение ряда лет работа над одной и той же гаммой повторяется, усложняются требования, и работа эта сопутствует различным по характеру произведениям. Совершенствование техники не сопровождается безразличием, или, хуже того, раздражением, когда оно принудительное.

В чем польза, когда на зачетах, экзаменах, концертах играют одновременно дети, способные стать музыкантами, и те, кто учится для себя?.. Причем прослушивание заканчивается последующими выводами и оценками. Все равно, что выпускать на ринг борцов различной весовой категории, а потом разбирать неудачи слабых!

В чем польза в предмете «концертмейстерский класс», когда дети учатся аккомпанировать скрипачу, вокалисту, но не умеют петь песни, романсы под свой собственный аккомпанемент?..

В чем польза выучивать программу к выпускному экзамену в течение полугода, часто целого года, для того, чтобы сыграть ее один раз и забыть, получив за непосильный труд «тройку» или выплаканную «четверку»?.. И не уметь читать с листа, аккомпанировать самому себе, расшифровывать аккорды аккомпанемента к песням, романсам.

В чем польза полгода учить 10 – 12 билетов к экзамену по сольфеджио с точным указанием тональности, звуков, от которых надо спеть гаммы, аккорды, интервалы и «прочитать с листа»…  выученные номера?!

Познакомимся!  Из методик преподавания Сольфеджио: «Задача школы с первых шагов целенаправленно развивать творческие способности учеников»…, «Цель… изначально одарить каждого ученика чувством неординарности»…

По одному из билетов* для выпускников школы (задания все репродуктивные) ответим на вопрос — не являются ли средства достижения цели путем, на котором утрачиваются врожденные способности и неординарность?!

А что делать педагогам-музыкантам, которые свято выполняют  призывы методических установок? Может быть, в билетах Госэкзаменов должен быть показан конечный результат — ДЛЯ ВСЕХ, творческий, но не одинаковый, то есть учитывающий возможности каждого. Например:

1. Спеть импровизацию (или сыграть польку, вальс, марш на выбор), используя гаммообразное движение…, и аккорд…

2. Спеть мелодию с листа (или сыграть мелодию песни…), подобрав к ней аккомпанемент.

И т.д.

В защиту левополушарных в музыкальном образовании.

Что такое СПОСОБНЫЙ?.. ОДАРЕННЫЙ?.. Наблюдения Ж. Пиаже за развитием детей привели его к выводам: ребенок даже при самых благоприятных условиях не может перескочить через какую-нибудь ступень развития, он может ускорить появление следующей ступени самостоятельно или с помощью взрослых.

Каждая стадия может быть короткой или длинной. Тот, кто опережает других в данной области знаний, более способен к ней. Есть и такие дети, у которых яркие способности в одной из областей знаний снижают восприятие (а поэтому и интерес) к другой или другим. Это не означает, что соответствующие методы, индивидуальные для них, не могут вызвать интерес к музыке, что, естественно, обогатило бы их пристрастие в избранной сфере.

Но и у способных природные данные различны. Например: у одних прекрасный мелодический слух, но недостаточно развит гармонический, или наоборот. У других развитость слуха сочетается с полной или частичной неспособностью чисто интонировать. Таким образом, укоренившийся стандарт, задание при поступлении в школу «спой песню» не выявляет все возможные грани музыкальной одаренности. Иногда одна часть мелодии звучит чисто, другая фальшиво. Это зависит от диапазона голоса. Бывает, что безукоризненное пение, музыкальность сочетаются с полным отсутствием интереса к занятиям и наоборот. Встречаются затруднения ритмического восприятия.

Однако указанные особенности поддаются развитию. У правополушарных достаточно быстро, у левополушарных – долго, и, может быть, по разным особенностям устройства голосового аппарата, такой ребенок так и не научится чисто петь, или – слухового аппарата (наряду с психологическими зажимами) – и не научится писать диктант, определять интервалы, аккорды…

«Огюст Роден в школе с первых шагов почувствовал себя великим грешником. Арифметики он не понимал, чтение и чистописание ненавидел. У Огюста получались одни каракули. Он был неспособен написать хоть одно слово правильно. Грамматика казалась ему невообразимым хаосом.
Когда его поймали за рисованием, учитель так ударил его по пальцам, что он неделю не мог взять в руки карандаш. Но он не мог не рисовать, для него это было смыслом жизни. Дома рисовать запрещали. Главное – зарабатывать на жизнь, а рисование…
После четырех лет обучения он не знал ни спряжения, ни орфографии. Страсть к рисованию росла».

Д. Вейс. «Нагим пришел я…»

К счастью, будущий великий скульптор Огюст Роден не поверил в свою бездарность. Мы не знаем, чего это ему стоило. Может быть, спасла именно «страсть к рисованию». Некогда было размышлять, он действовал в согласии СО СВОЕЙ ПРИРОДОЙ.

Зададим себе вопрос: мог бы мальчик освоить азы арифметики, спряжения, орфографии?.. Если «да», то что ему помешало?..

М. Цветаева бросила музыку из-за того, что ее заставляли громко СЧИТАТЬ при этом. Она не могла из-за счета СЛУШАТЬ музыку.

Когда мы говорим о ребенке «неспособный», чаще всего в нашем понимании это значит, что он не способен к профессиональному обучению по одному или нескольким предметам. А разве ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ обучение является задачей ОБЩЕобразовательной школы?.. Надо полагать, что и музыкальное образование (кроме занятий в специальных школах) не ставит задачу сделать музыкантами ВСЕХ обучающихся.

Итак, ранний профессионализм!

«Не знаю теории более опасной! Под влиянием ее учитель упорно и бесплодно обучает вещам, к которым ученик не имеет природной склонности».

К. Гельвеций.

«Музыка, как и рисование, служит духовному развитию»

Аристотель

Беспросветно тяжела и безрадостна жизнь педагога, посвятившего свою деятельность НАСИЛИЮ над ПРИРОДОЙ ребенка.

Беспросветно тяжела и безрадостна жизнь ученика, если педагог, даже один из многих, устанавливает с ним отношения, лишенные ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

Сколько из непомышляющих о профессии музыканта почувствовали себя «великими грешниками», что, естественно, могло сказаться и на той деятельности, которая стала смыслом их жизни! А сколько вообще не нашли его, смысла, из-за утраченной веры в себя, в свои ДРУГИЕ способности, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, НО НЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ.

К чему могут быть способны дети, которые в музыкальной школе учатся ДЛЯ СЕБЯ? Они способны ПОЛЮБИТЬ МУЗЫКУ, и это главное. Для этого педагог должен сделать выбор: учить игре на инструменте (согласуясь с государственной программой для детских музыкальных школ) или учить МУЗЫКЕ.

Чему их надо учить? Тому, чем они могут ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ.

Научить читать с листа – главная направленность.

Научить импровизации, вокальной, инструментальной, тому, что всегда обозначалось словами умение музицировать.

Научить подбирать аккомпанемент, расшифровывать аккордовые последовательности к песням, романсам, научить петь их под собственный аккомпанемент. Научить быть концертмейстером для себя, своей семьи, друзей. Приобщить к авторской песне.

Научить петь подголоски к любой народной песне, к романсам (если есть вокальные данные), как это делают неграмотные бабушки в деревнях.

Развить способности можно только через «ПОЛЮБИТЬ». Помочь полюбить музыку, живопись, поэзию, литературу – это основная задача педагога по отношению к левополушарным. Одарить многими гранями понимания мира через звук, интонацию, звуковые краски, музыкальный образ. Одарить эмоциональной вибрацией, обогатить переживанием. Армия грамотных слушателей – мечта композиторов, исполнителей. Основная задача педагога по отношению к правополушарным – чтобы в общеобразовательной школе они узнали о количественных и пространственных формах действительного мира. О его материальных свойствах. О веществах, их составе, превращениях, о строении Вселенной.

ВЫВОДЫ. Неспособным может стать каждый, если методы преподавания знаний не учитывают общие законы человеческого организма, природу ребенка.

Неспособным может стать любой ученик, если государственная программа не учитывает задачи ОБЩЕГО образования – НАЧАЛЬНОГО,  в том числе и музыкального.  ПРОГРАММА должна быть ПО СИЛАМ.

ОПЫТ. Испытуемым, обладателям отличных оценок, несколько уроков давали заведомо неразрешимые задачи: диктанты, слуховой анализ… И вот результат: вернувшись в свою группу, они стали получать «тройки», редко – «четверки»: потеря интереса. Понижена активность мозга.

К чему НЕСПОСОБНО огромное большинство обучающихся музыке? К узко профессиональным задачам. И только!..

Возвратимся к высказыванию Аристотеля и рассмотрим первое условие: «Благо всякого рода деятельности – правильное установление конечной цели». Определим эту цель так: ЧЕМУ УЧИТЬ?

Зададим себе вопрос, одинакова ли цель обучения музыке детей ПРАВО- и ЛЕВОполушарных? Ответим: НЕТ!

Можно ли требовать выполнения одинаковых программ для тех, у кого разная конечная цель? Ответим: НЕТ!

Рассмотрим второе условие «блага всякого рода деятельности»: «Отыскание соответствующих средств, ведущих к цели». Определим эти средства: КАК УЧИТЬ?

Зададим себе вопрос: могут ли средства, ведущие к различным целям, быть ОДИНАКОВЫМИ? Ответим: НЕТ!

Мы должны еще учитывать, что кроме ОБЩЕмузыкальных школ (как и музыкальных СПЕЦшкол), дети обучаются музыке еще и в Домах культуры, в клубах, при ЖКО, в хоровых студиях. А требования программы почему-то ВЕЗДЕ ОДИНАКОВЫ…

Если для дирекции, педагогов главное – содержание программ, то преобладающими средствами их достижения (по отношению к огромному большинству детей) будут методы насилия.

Теоретически разумное можно создать для всех, но реализовать нельзя, потому что практически разумное для всех – разное.

Стремление научить ВСЕХ – гуманное, но стремление научить всех ОДИНАКОВО – антигуманно, потому что вынуждает применять насилие, оправдываясь абстракцией цели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА.

Давайте мимоходом заглянем во Францию периода революции и посмотрим, как за очень короткий срок меняется направленность и характер призывов. М. Робеспьер: «Мы хотим все пороки и нелепости монархии заменить ВСЕМИ добродетелями республики!» Благая цель, не будем ее комментировать. Но КТО будет определять, что есть добродетели ДЛЯ ВСЕХ, кто классифицирует их и по какому праву?

Через некоторое время М. Робеспьер утверждает: «Добродетель – душа демократии! Движущей силой народного правительства в революционный период должны быть добродетель и ТЕРРОР!» Уже горячее!..

А вот отдельные реплики из более поздних речей Робеспьера: «Они – народ, не понимают, в чем их счастье!» «Нельзя ждать… Наша цель – счастье народа!» «Наша боль – медлительность народа!»

И вот, наконец, – главный лозунг: «Террор вытекает из добродетели!» Начинает работать ГИЛЬОТИНА.

Вспомним знакомое: ВСЕМ, ОБЯЗАТЕЛЬНО и СРАЗУ, по одному рецепту с одинаковым набором «лекарств». И все это «для счастья» народа, детей вообще. А каждый человек? А каждый ребенок?

Сравним!

Робеспьер: «Будь равным со мной или я убью тебя!»

Гиммлер: «Я работаю со всеми, кто с нами. С теми, кто не с нами, работает гестапо!»

Знакомое нам: «Будь таким, как Я ХОЧУ!»

Фразы-близнецы. Такие слова не скажет человек, обладающий культурой мышления (напомним: КУЛЬТ-УРА – почитание света).

Такие лозунги говорит и приводит в исполнение человек, у которого создана потребность придавать себе видимое превосходство. Поэтому гуманные средства достижения цели таким людям недоступны.

Познакомимся с руководством для учителей 1786 года.

ЗАПРЕТИТЬ:

1. Ремни, палки, плетки, линейки, розги.

2. Пощечины, толчки, кулаки.

3. Драние за волосы, ставление на колени и драние за уши.

4. Все посрамления и чести трогающие устыжения, как то: уши ослиные и названия скотины, осла и тому подобное.

5. Запрещено наказывать за слабоумие, худую память и природную неспособность.

6. За недостатки душевные, как то: робость, ветреность, неприветливость не от нерадения или шалости. 

Это первое руководство для учителей, составленное Федором Ивановичем Янковичем, осталось актуальным и для XIX века…

Мы уже знаем особенности слухового восприятия левополушарных. Эти особенности можно развить, но в согласии с природными данными. Однако на уроках можно слышать: «Ты что, не можешь квинту отличить от кварты!» Да, он не может, но разве это преступление?

Двойка в диктанте – это отметка ЗА ПРИРОДУ СЛУХОВОГО АППАРАТА.

«Когда ты научишься петь чисто?!» – успокоимся: он, может быть, никогда не научится! Ну и что?.. Мы ведь его приняли не в оперную студию!

А теперь вспомним, каким тоном мы говорим те слова, которые только что прочитали… Таким тоном ОГЛАШАЮТ ПРИГОВОР. Но разве мы судим преступников?.. Это же дети, которые ПРИШЛИ У НАС УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ИНСТРУМЕНТЕ!.. Вот и давайте будем их УЧИТЬ!

Левополушарный неспособен сразу к работе над выразительностью произведения. Поэтому многократное повторение одной и той же пьесы может вызвать его активное сопротивление: «Ноты выучил, играю без ошибок, что еще нужно?» Все остальное ПОСТЕПЕННО, не на показ, не для отметки, чтобы с первых шагов ребенок не почувствовал себя «великим грешником».

Это время решения главной задачи: ЧТЕНИЕ С ЛИСТА как можно большего количества произведений – в основном одноразового исполнения.

Развитию музыкальности помогает СОЛЬФЕДЖИО. Свои маленькие импровизации из слов, звуков, ритма ученик переживает. Вот она, «зараженность» музыкой, вовлечение в работу второй сигнальной системы через безусловное преимущество первой.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 171