УПП

Цитата момента



Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Зануда Л.Н.Толстой. Но ведь – прав!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть универсальная формула достижения любой цели, состоящая из трех шагов:
Первый шаг — трудное необходимо сделать привычным.
Второй шаг — привычное нужно сделать легким.
Третий шаг — легкое следует сделать прекрасным.

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Условия нормального развития с его воспитательной ролью.

Ученик на уроке СОЛЬФЕДЖИО должен не говорить, а петь, – и не важно, хорошо или плохо. Ведь для того, чтобы было лучше, он должен тренировать связки, развивать слух.

И еще! Когда мы спрашиваем ученика: «Почему ты не сделал домашнее задание?» – и не получаем ответа, мы его предугадываем: «Некогда было… Лень одолела… Не смог сделать…»

Если педагог в этой ситуации начинает возмущаться, негодовать, это значит, что он забыл РОЛЬ ПОДСОЗНАНИЯ в деятельности ученика и свою роль в создании потребности выполнить задание: не создан ИНТЕРЕС. Вспомним! Наш мозг – ДВУХПАЛАТНЫЙ. Верхняя палата ОСОЗНАЕТ, что НАДО выполнить задание, нижняя УПРАВЛЯЕТ: не отдает приказ в данном случае – и уроки не сделаны… А так как верхняя палата сверяется с биохимическим уровнем нижней палаты для ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ПОЛЕЗНОГО И ВРЕДНОГО для данного индивида, то этот запрет выражен в НЕВЫСКАЗАННЫХ ОТВЕТАХ.

Что делать педагогу в такой ситуации? Сделать задание таким, чтобы его выполнение ПОВЫШАЛО у ученика УРОВЕНЬ собственного  «Я». Например, сказать ребенку: «На следующем уроке будешь запевалой!.. Солистом!..» Или: «На следующем уроке будешь проверять выученные мелодии на слух!.. Проведешь слуховой анализ интервалов, аккордов… Подготовь их записи в своей тетради».  И так далее…

Открытие мира музыки идет маленькими шагами. Глубина его раскрывается от накопления музыкальных впечатлений, от вариантности усвоенных деталей, изменяющих «чуть-чуть» ее выразительность и содержание.

Естественно, что степень «заражения»  каждого ученика различна, но через самостоятельные действия она обязательно будет развиваться, тем плодотворнее, чем разнообразнее тренировка возбуждений и волнений, которые эти действия вызывают. И если понимать значение «чуть-чуть», то наше терпение и терпимость по отношению к левополушарным должны возрасти многократно.

ОТМЕТКИ.

«Если ребенок утрачивает надежду отличиться, то он теряет в этой самой области способность к труду и живому вниманию. Даже страх наказания тогда бессилен».

К. Гельвеций.

Многие знают: приводят родители в секцию по физкультуре при клубе, стадионе своего ребенка. Проходит несколько занятий, руководитель говорит: «Возьмите вашего сына: отстает, не справляется!» – «Но мы не собираемся делать из него спортсмена. Мы хотим, чтобы он был более здоровым, выправил осанку». – «Нет-нет…» И здесь – ранняя специализация!.. Здоровье детей, оказывается, не государственная проблема, не говоря уже об осанке. Для руководителя секции ребенок, ЕГО будущие рекорды – способ обеспечить СВОЙ авторитет. Отсюда – изнуряющие тренировки, результаты, рассчитанные на показ, забвение потребностей детского организма в многоплановом и многостороннем развитии.

Невысоко отзываясь о детях, которые не умеют чисто петь, записать диктант, отличить один интервал от другого и выставляя им за это плохие отметки, мы совершаем БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, потому что ставим отметки ОРГАНИЗМУ, его особенностям!

Вот, собственно, мы и вернулись к тому, с чего начали эту книгу…

Здесь не грех и повторить то, что было сказано ранее: в начальном периоде обучения любая оценка – это оценка сиюминутных возможностей, которые могут развиваться; в школьной практике плохая отметка вызывает соответствующее отношение взрослого к ученику, который ее получил: плохая отметка плохой человек; организм, его ПРИРОДА не должны быть ни виной, ни бедой

Вообще отметки нарушают принцип естественного общения детей в группе через БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Устанавливается ИСКУССТВЕННАЯ корректировка сознания – в зависимости от полученных отметок соклассников и отношения взрослого. Таким образом, личность каждого, с кем предстоит быть семь – восемь лет, не становится объектом интереса: вначале подсознательно, а потом осмысленно. Не анализируя поведение товарищей, не делая выводы из повседневного общения, не выявляя многогранность каждого, участники ситуации, и дети, и взрослые, на основе ИЗНАЧАЛЬНОГО ШТАМПА, принятого из рук педагога, формируют СУДЬБУ… Действия начинающих — своего рода ПРОБЫ, которым вредна оценочная система, именно она включает оборонительный рефлекс, порождает проблемы плохой успеваемости, создает изолированную педагогику. Обычно отметки ставят за НЕЗНАНИЕ чего-то, а нужно ставить за то, что ученик ЗНАЕТ, за побуждение к знанию, за старание.

Для педагога НАЧАЛО обучения должно быть временем изучения каждого для определения ЦЕЛИ, для ВЫБОРА СРЕДСТВ достижения.

Откроем в известном новый аспект: кого надо учить игре на инструменте?.. ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ! Но взрослым надо не забывать при этом СВОЮ РОЛЬ В ПОЯВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЯ. Поэтому и надо ОТМЕНИТЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. Работа в течение первого полугодия-года определит и желания, и возможности каждого ребенка заниматься музыкой.

Надо отойти от привычного деления на классы и вместо них ввести, может быть, СТУПЕНИ. У каждой ступени нет четкой грани. Переход от начальной ступени на следующую может быть осуществлен и в конце, и в середине года, в зависимости от продвижения ученика.

Возможно деление каждой ступени на две группы, об этом знает только дирекция и педагоги, но не ученики. Они, по своим возможностям, играют, каждый в своей группе, с различными требованиями – в зависимости от индивидуальности.

А показателями, своего рода ЗАМЕНИТЕЛЯМИ ОТМЕТОК для внешней демонстрации могут быть ИСПОЛНЯЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ТАКОВЫЕ – по СТЕПЕНИ ИХ СЛОЖНОСТИ: один дотянул до «Лунной сонаты»,  а другой – до «Во поле береза…», вот и все отметки

Для чего надо учить детей музыке?..

Л. Н. Толстой писал: для «заражения». Оно существует, чтобы «глухой» и «слепой» услышал, прозрел, понял «то, что было непонятно, – хоть на миг… Искусство – для выражения себя». Эти слова еще раз подтверждают необходимость предоставлять возможность УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ каждому ребенку.

Музыка – язык эмоций. Грамматика его – в интуитивных представлениях человека о том, что пережито им, его предками, его народом.

Познакомимся с выводами исследовательской работы этнографов, приведенной в книге «Музыкальное образование в странах социализма»:

Из мелодий

Мажорных

Минорных

Латвия

336

335

1

Австрия

210

210

Румыния

260

240

20

Югославия

173

168

5

Франция

200

178

22

Украина

270

238

32

Россия

160

143

17

Армения

160

43

117

В этой статистике отражена многовековая история того или иного народа. В Армении даже колыбельные песни большинство в миноре.

Для чего нам надо это знать?

Когда на уроках сольфеджио минорный лад будет преобладать, то общий пониженный тонус не даст на занятиях нужного эффекта, если занятия проходят в Австрии или в Латвии, да и, пожалуй, в России. Но если в Армении станет на уроках преобладать мажор, то занятия могут быть и сорваны…

Вспомните танец Наташи Ростовой (в романе «Война и мир»):

«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечом и стала.

И где, как, когда, – пишет Л. Толстой, – впитала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинюшка, воспитанная  эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приемы?..

Но дух и приемы эти были те самые неподражаемые, неизучаемые, русские, которые воспитанная в бархате графиня сумела понять, – все, что было в Анисье и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Музыка должна обогатить душу каждого ребенка – и того, кто бубнит на одном звуке, и того, кто в пятом классе играет по программе третьего класса.

В области музыки каждый педагог может определить для себя меру личной ПОМОЩИ ребенку, независимо от способностей.

«Одинаково уважать тех, кто может играть в спектакле главные роли, и тех, кто, выходя на сцену, говорит два слова, потому что без них нет целого».

К. Станиславский.

Итак, цель определена: учить музыке ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ. Но помнить: когда хотят абстрактно осчастливить музыкальным образованием ВСЕХ и ОДИНАКОВО, ученик, конкретный ученик, часто «мешает» осуществлению этой задачи.

Надо помнить, что к нам приходят дети с бесчисленными «НЕДО», переданными их предками. Умственные и нравственные искривления порождены условиями жизни.

Мы возмущаемся: почему они так агрессивны, неуправляемы, расторможены, инертны, не в меру болтливы или загнанно молчаливы, невоспитанны, эгоистичны?.. И совершенно забываем что МЫ ВСЕ в разной степени, по разным причинам к этому причастны… Их надо ПОНЯТЬ, чтобы не усугубить беду их жизни, и уж, во всяком случае, не создавать беду, обвиняя и негодуя.

В БЕДЕ НАДО ПОМОГАТЬ.

Вот и обозначилось ДЕЛО для тех, кого беспокоит будущее. Оно – в настоящем! Но не в тех словах, которые мы говорим, а в тех делах, которые совершаем.

Читая В. И. Вернадского…

Доминантная направленность на развитие левого полушария, особенно в гуманитарных предметах, является искажением природы. Это сравнимо с экологической катастрофой, к которой прямо ведет деятельность человека на земле, человека с омертвелой функцией правого полушария, лишенного самых высоких человеческих качеств.

ПОРА ИСКАТЬ ВЫХОД…

Мы с вами давно начали замечать, что унификация и стандартизация затронули не только область знаний, но и область чувств. Пора выходить из создавшегося положения.

Вот и определилась задача ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО образования, не менее значительная, чем воспитание музыканта-профессионала.

Ничто не развивает так духовность и нравственность, как МУЗЫКА. Может быть, на первое место и надо поставить развитие духовности и нравственности, а не определение на слух интервалов и написание диктанта?!

ПУСТЬ УЧЕНИК БЕЗ ОТМЕТОК СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ!

Понять это значит, определить для себя, педагога школ любых направлений, на всю жизнь методы передачи знаний. Они должны быть согласованы с конечной целью обучения по данному предмету. Иначе нашей жизнью будут управлять только «ОДНОПОЛУШАРНЫЕ».

В сфере государственной программы возрастает необходимость приобщения как можно большего количества детей к искусству во всех его видах.

Надо ощутить всем своим существом чрезвычайную важность в наше время ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. От этого зависит будущее человека и человечества.



* Имеется в виду, что из всего количества оканчивающих обучение музыке лишь 1–2 % становятся профессиональными музыкантами.

* В словарях музыка определяется как искусство, отражающее действительность в звуковых и художественных образах. Обладает мощной силой эмоционального воздействия.

** Мелодия (греч.) – пение, песнь.

***  Логика (греч.) – наука о законах и формах мышления.

* Например, Билет 3.  1. Спеть гамму… и аккорд…

                                2. Спеть от звука РЕ б.6 вверх, м.2 от вершины вниз.

                                3. Рассказать о секвенции.

                                4. Спеть мелодию…

А где творчество учеников (то есть действия не по шаблону) после семи-восьми лет обучения? Где МУЗЫКА, которой не бывает без элементов музыкальной речи.

 

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 171