КНИГИ священника Анатолия Гармаева, вышедшие в издательстве «Свет Православия»
Этапы нравственного развития ребенка
Издание 1998 года
Книга была написана на основе лекций по нравственной психологии, прочитанных в перестроечные годы тогда еще мирским психологом Анатолием Гармаевым. Нравственная психология как дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов от нее отказались. Тогда был провозглашен лозунг: «Детям — счастливое детство», и с этого момента все начало работать на человеческое эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние эго-удовлетворенности. А состояние совестливости, о котором идет речь в предлагаемой работе — это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, не свойственная эго.
На Западе психология была подхвачена в одном только плане — в работе над обеспечением потребностей человеческого эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе.
Забота о возрождении подлинно духовного подводит сегодня всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к наиболее значимому в воспитании подлинно духовного в жизни человека институту, с ясным сознанием того, что в этом — не просто отвлечение людей от нынешнего кризиса, а само решение большинства из поставленных нашим временем проблем.
Эта книжечка — первая из вышедших впоследствии в издательстве «Свет Православия» других книг по нравственной психологии и педагогике. Впоследствии книга была переиздана несколькими другими православными издательствами.
Обрести себя
Издание 1998 года
Книга составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, кандидата педагогических наук, директора Волгоградского Епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики преподобного Сергия Радонежского.
В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, семинары и семейные курсы для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному тогда Золотому Городу православной духовности. «Курсы много давали для нравственного развития слушателей, это была первейшая задача, — пишет отец Анатолий, — Люди получали образ нравственного воспитания детей, не словесного только, но деятельного, опытного. Кроме того, большая работа и серьезное содержание шло на восстановление ценности семьи и возможности ее сохранения и укрепления. Занятия и знания давали видимый результат. От этого слушателей из года в год становилось все больше и больше. Лекции размножались и способом самиздата расходились по разным городам.
Всего закончили эти курсы в разные годы около тысячи человек. Насколько я знаю, почти все воцерковились и сейчас многие из них активные прихожане своих храмов, немало из них трудятся на разных участках церковного служения. Мне известно до сорока человек. Сам я в то время был светским человеком, только начинающим свой путь воцерковления. Активный церковный стаж был 7 – 10 лет. Сейчас уже двадцать два года как я в Церкви. Став священником, я сосем оставил содержание той работы и не думал к ней возвращаться. Поэтому для меня было неожиданностью предложение издать эти лекций в виде книг. После некоторого колебания я согласился. Встал вопрос, переписывать ли содержание, т.е. переводить ли его на церковный язык? Издатель книг, игумен Евмений, искренне радеющий о воцерковлении тех, кто еще не прикоснулся к церковной жизни, но кто ищет выхода в жизненных коллизиях, убедил меня, что нужно сохранить содержание в том виде, в каком оно было тогда прочитано. И сегодня есть немало людей, кто в этих книгах нуждается. Святоотеческие книги они читать не могут, а книг, которые подводили бы их к церковному порогу, т.е. предогласительных, почти нет. Это меня убедило. После выхода книг стало очевидным, что их содержание приносит пользу и тем, кто уже воцерковлен. Они нашли в них объяснение многих проблем в семейной жизни и в воспитании детей, о которых до этого ничего не находили».
Весь огромный опыт прошлых лет отец Анатолий переработал, переосмыслил и в последующих книгах — плоды этой работы.
«Обрести себя» — не сборник духовных советов, это скорее рабочий дневник, который интереснее читать с карандашом в руке, а еще интереснее — перечитывать.
Задача этой книги — разобраться в душевном устроении внутренней жизни человека, ибо, по слову Апостола Павла «не духовное прежде, а душевное, потом духовное».
Психопатический круг в семье
Издание 1998 года
Эта книга — продолжение книги «Обрести себя». В ней подробно рассматриваются такие животрепещущие темы, как привитие трудовых навыков детям, правильное воспитание наших деток, формирование правильного отношения к пище, что значит празднование нашего дня рождения, и как отмечать свой день Ангела.
В книге рассматривается такое явление как психопатические отношения в семье, объясняется, откуда они появляются и даются подробные рекомендации, как выйти из этих отношений.
Здесь помещены Родительские правила, Супружеские правила и Правила общения, в которых Вы узнаете очень много интересного, сможете на практике проверить эффективность предлагаемых форм работы над собой.
Надеемся, что эта книга поможет Вам открыть очень многое в себе и в своих близких, поможет ориентироваться во многих человеческих отношениях.
От зачатия до рождения
Издание 2000 года
«От зачатия до рождения» — четвертая книга из серии «Нравственная психология и педагогика».
В ней поднимается очень много вопросов: и таких, которых постоянно пестрят в печати, и много новых, казалось бы, довольно необычных. Автор часто прямо-таки принуждает родителя увидеть свою жизненную ответственность, увидеть себя совсем в другом, может даже необычном для себя, а тем более для других, ракурсе. Так, наверное, вынужден поступать доктор: чтобы излечить пациента от тяжелого недуга, ему приходиться выписывать слишком горькие лекарства, а в каких-нибудь других случаях нужно делать сложную операцию. Так вот, часто ли родители откровенно признаются: «А кем является мой ребенок для меня лично?» Здесь дается множество вариантов ответов, может быть, довольно неожиданных для кого-то.
В книге рассказывается о том, как супруги должны отнестись к моменту зачатия ребенка, какие отношения в семье должны сохраняться во время ношения ребенка, во время воспитания дитяти.
«Каким должен быть отец? Как должна вести себя мать во время беременности и во время родов? Что такое асфиксия любви? Каковы причины травм и повреждений плода? Отчего случаются преждевременные роды? Должен ли присутствовать отец во время родов?» — на эти и многие другие вопросы Вы найдете довольно подробные и обстоятельные ответы со стороны автора, священника и педагога.
Пути и ошибки новоначальных
Издание 2000 года
Выход книги священника Анатолия Гармаева «Пути и ошибки новоначальных» представляет собой значительное событие. Редакция издательства «Свет Православия» готовила ее выпуск около двух лет. В ее основу легли лекции и беседы, прочитанные автором в паломническом рейсе во время посещения святынь Палестины. После расшифровки текстов, они были в значительной мере дополнены автором.
Начинается книга с главы “Оглашение и воцерковление совершает Господь”. В ней повествуется о путях оглашения и воцерковления человека. Нередко к современному пастырю люди обращаются с различными вопросами: “Что такое воцерковление?”, “Как подготовиться к Причастию?”, “Как правильно молиться?”, “Как воцерковить своих ближних?”, “За что меня Господь оставил?” и многими-многими другими.
В последующих главах идет речь о призывающей благодати Божией и противодействующей ей греховной натуре человека, об этапах воцерковления, о том, как, пытаясь воцерковить наших ближних, мы нередко только отталкиваем их от Церкви, становясь для них преткновением на этом пути.
В последней главе под названием “Нрав человеческий и нрав Христов”, повествуется об изменении нрава человеческого по мере воцерковления, о том, насколько в современном христианском мире трудно найти человека, который бы стяжал нрав Христов по слову Серафима Саровского: “Стяжите дух мирен”, носил бы в себе этот драгоценный образ.
Автор также касается вопроса необходимости искоренения тех оснований, которыми падшая человеческая натура противится усвоению нрава Христова: самомнения, своенравия, своеволия.
В силу того, что проблемы экстрасенсорики, целительства, астрологии буквально заполонили в послеперестроечные времена полосы газет, экраны телевизоров и радиоэфир, отдельная большая глава посвящена такой животрепещущей теме, как отношение к экстрасенсам, целителям и отношению христианина к телесной болезни. К сожалению, многие люди, посещающие православные храмы, несмотря на предостережения пастырей, нередко пытаются совместить столь несовместимые вещи…
В конце книги приведены ответы на вопросы, которые были заданы автору в процессе пастырского общения.
Текст взят с психологического сайта http://www.koob.ru/garmaev_anatolij/
[1] Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. Сергиев Посад: Сергиева Лавра,
[2] Там же, с. 65.
[3] Там же, с. 87.
[4] Прот. Сергий Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца Амвросия, с. 217.
[5] Беседа 5-я на Послание к Титу. Творения т.11, стр. 869.
[6] Преп. Ефрем Сирин, Творения.
[7] Добротолюбие, т. 5, Главы о молитве, 11, стр. 427.
[8] Евр. 13, 4.
[9] "Начертание христианского нравоучения", Правило веры, М.,
[10] Авва Дорофей Поучения. Псково-Печерский монастырь,
[11] "Начертание христианского нравоучения", стр. 438-440.
[12] Там же, стр. 460-462.
[13] Там же, стр. 464.
[14] Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Репринт,
[15] Крестоношение, Правило веры, М. 1999г. стр. 148.
[16] Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Репринтное издание,
[17] Преподобный Иоанн Кассиан, Писания,
[18] Крестоношение. Правило веры. М.
[19] Там же, стр. 143-146.
[20] Преп. Иоанн Кассиан, стр. 427 – 428.
[21] Святитель Иоанн Златоуст, Беседа 10-я на Послание Колоссянам.
[22] Святитель Григорий Богослов, Советы Олимпиаде, Творения, ч.5, стр. 241-242.
[23] Свящ Г. Орлов, Женские подвиги и добродетели в живых рассказах, стр. 246.
[24] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Цит. по Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М. 1997, стр.181.
[25] Св. Феофан Затворник, "Начертание христианского нравоучения", стр. 491.
[26] Цит. По книге "Начертание христианского нравоучения", М. 1998, стр. 220.
[27] Преподобный Иоанн Кассиан, Писания, стр. 428.
[28] Вместо слова "идеи" преподобный Максим Исповедник пользуется словом "логосы", вменяя ему то же значение. В них, логосах, выражается существо вещей и явлений изначально положенное в них Богом. Высшим Логосом преп. Максим именует Самого Христа.
[29] Опыты православной педагогики, Литературная учеба №№ 5, 6, 1993 г. стр. 137.
[30] Там же, стр. 135-136.
[31] Св. Тихон Задонский Т. 2, стр. 34.
[32] Св. Тихон Задонский, Т. 4, стр. 184.
[33] Цит. по книге М. Григоревский «Учение Святителя Иоанна Златоуста о браке», Свято-Троицкая лавра,
[34] Там же, стр. 21.
[35] Там же, стр. 194.
[36] Там же, стр. 110.
[37] Там же, стр. 116.
[38] Огласительные Поучения, стр. 74-75.
[39] Об этом — в книге Громыко… «Мир русской деревни», или «Обрести себя» священника Анатолия Гармаева
[40] «Начертание христианского нравоучения», стр. 488.
[41] Там же.
[42] Там же, стр. 490.
[43] Там же, стр.490-491.
[44] «Практическая симфония, стр. 389, Сергиева Лавра,
[45] Преп. Иоанн Лествичник, Степ.1, стих. 21.
[46] Из 26-й беседы св. Иоанна Златоуста на 1Посл. к Кор., «Практическая симфония», стр. 285.
[47] «Начертание христианского нравоучения», стр. 491.
[48] «Душеполезное Чтение,
[49] Из «Воскресного чтения», «Практическая симфония».