УПП

Цитата момента



Разговаривают две планеты:
— Слушай, что-то в последнее время какая-то плесень на теле завелась, чешется все…
— А, не обращай внимания, это люди. Само пройдет…
Все будет хорошо!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Вот не нравится мне человек, так мне так легко с ним заговорить, познакомиться, его обаять. А как только чувствуешь, что нравится – ничего не получается, куда всё девается?» Конечно, ведь вы начинаете стараться. А старающийся человек никому не интересен, он становится одноклеточным и плоским, мира вокруг себя не видит: у него все силы на старания уходят.

Игорь Незовибатько. «Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

За короткое время был сломан материнский инстинкт, самый сильный из всех существующих в природе, у представителей одного из самых высоких видов животных.

Для чего нам надо это знать?..

Для того чтобы ПОНЯТЬ: взрослые, бросающие своих детей, жестокие и равнодушные, совершающие поступки, граничащие с преступлением, – все это следствие определенных причин, которые по цепочке порождают новый виток причинно-следственных ситуаций. И в каждом своем отрицательном проявлении такие поступки являются НЕ ТОЛЬКО ВИНОЙ человека, но и ЕГО БЕДОЙ.

Понять, значит изменить свое отношение к детям, разглядеть, что стоит за их поведением,  чем оно вызвано… И ПОМОГАТЬ, а не обвинять или ненавидеть!

Тему ИЗМЕНЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ СТРУКТУР мы начали с рождения ребенка. А до этого?..

Обратимся снова к природе. Теперь научно доказано, что до появления на свет, еще с момента зарождения человеческое существо слышит окружающий его внешний мир. Но, оказывается, что птицы и животные «знали» об этом давно, и не только «знали», но и подчинялись законам продолжения ЗДОРОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ.

Медведь никогда не зарычит около берлоги, если там находится медведица, ожидающая медвежонка. Во время преследования он никогда не будет приближаться к берлоге. Он уводит от нее и только далеко будет защищаться или нападать.

А что делается в домах будущих родителей человеческого вида? Какие слуховые психические акты ребенок получает извне? Неблагоприятная звуковая среда, ссоры, скандалы (и громкая музыка – тоже) «тренируют» его агрессивные качества. И это во время развития его души, «корней» будущей человечности!

Мы слышим разговоры о том, что в детских садах, в школе, даже в яслях появились дети-»агрессоры». Кроме того, адреналиновая реакция матери, если она устала, рассержена, ее оскорбили, она плакала, приводит к биохимическим изменениям и в организме ребенка. А появившись на свет, малыш не получает достаточно тактильных и слуховых актов психического развития, потому что ее руки и ее голос не в состоянии передать необходимую ему любовь и нежность, ведь ожидание его тесно переплелось с временем тяжелых переживаний.

Удивляются близкие: «Откуда такая злоба в маленьком существе? Ничего на него не действует. Как волчонок! У таких интеллигентных родителей сын – «зверюга». Удивляется и сам «зверюга» своему поведению… «Почему ты обидел животное?..» В ответ: «НЕ ЗНАЮ… НЕ ЗНАЮ…» И не просто отвечает, а плачет, страдает, но уже после содеянного. Агрессивные дети становятся агрессивными родителями, воспитателями, педагогами, солдатами, продавцами…

Как показали многочисленные научные исследования, еще до рождения, на уровне эмбриона семейные скандалы, конфликтные ситуации формируют скрытую и явную агрессию. Бессознательное состояние эмбриона имеет свой банк памяти. Это своего рода мина замедленного действия. Этим банк будет «обслуживать» человека в течение всей его жизни в периоды шоковых состояний. В это время отключается сознание, и поступки совершаются бесконтрольно, человек осуществляет немотивированную деятельность.

Вернемся к малышу. Вот он появился! Чем его встретили?.. Каким постулатом* руководствовалось Министерство здравоохранения, по требованию которого СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТДЕЛЕН ОТ МАТЕРИ НА ТРИ ДНЯ; поить его надо было только подсахаренной водичкой, потому что молозевое  молоко вредно!

Можно себе представить, какое сильное искусственно созданное потрясение испытывали появившиеся на свет в роддомах малыши всей огромной страны…

А что делали матери в течение этих трех «минздравовских» дней?.. В помещении для детей всегда кто-нибудь плачет, и каждая думает: «Это мой!..» Хоть один плачет, а все матери взволнованы: «МОЙ!»

В ПРИРОДЕ НЕТ НИЧЕГО ВРЕДНОГО! Отлучение от молозевого молока обернется болезнями желудочно-кишечного тракта, а в следующих поколениях – массовой аллергией. ПОЧЕМУ? Потому что материнское молоко – высочайшего качества, настоянное в течение девяти месяцев ожидания для того, чтобы обеспечить маленького человека на долгие годы здоровьем. И это молоко заменили вначале водой, а затем молоком, настоянным на волнении и слезах в разлуке.

Для чего нам надо это знать?..

Для того чтобы понять: раньше разрыв между поколениями был 25 – 30 лет, теперь 8 – 10 лет. А это значит, что девушки и юноши 14 – 16 лет говорят о своих младших братьях, сестрах с удивлением, часто с возмущением: «Мы такими не были!» А они вот такие, непонятные, придут к нам учиться. А мы, взрослые, не понимая их, начнем наказывать, обвинять, уличать, называя свои действия «воспитанием», «приобщением к знаниям», «формированием личности».

Раньше детей носили на руках… Они чувствовали тепло, покой, а взрослые – их беспомощность. Устанавливалась связь глубинной нежности, связь, которая не позволит близким и в будущем сводить заботу о детях только к материальной стороне, к пище, одежде… Отстранив ребенка от рук, каждый взрослый лишался каких-то важных ощущений, чувствований, у которых нет слов, потому что слова всегда будут поверхностными…

Б. и Л. Никитиным задали вопрос: «Вы берете детей на руки?» Мать ответила: «Я действую, как обезьяна: пока ребенок не начал ползать, он всегда со мной, если не спит. Он висит на плече, сидит на руке – в любом удобном положении, пока я готовлю, делаю уборку, глажу… Дети всегда ощущают мои руки, мое тепло, я с ними разговариваю обо всем, у них нет страха».

Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции, отсутствие достаточного внимания, впечатлений, развитие его резко замедляется. Восприятия его слабы и не могут быть закреплены в условных рефлексах.

Усвоение знаний об окружающем мире и человеческих формах поведения возможно только при согласованности ПРИРОДЫ приобретения условных рефлексов.

«Истинными наставниками нашего детства являются окружающие нас предметы. Они наставляют нас через ОЩУЩЕНИЯ».

К. Гельвеций.

Миллиарды тончайших нитей от всех клеток организма протянуты, одни – во внешний мир, и дают нам сведения о свойствах предметов, явлениях вне человека, оказывающих воздействие на него, другие сообщают нам сведения о состоянии внутренних систем. Через ощущение, восприятие, позже – представления, воображение, память, мышление устанавливается великое разнообразие условно рефлекторных связей.

ПОВТОРИМ!

Для того чтобы возникло ОЩУЩЕНИЕ, должно быть достаточной силы РАЗДРАЖЕНИЕ (у каждого человека – свой порог чувствительности), потому что возникшее раздражение центростремительными волокнами надо донести и передать определенной области коры головного мозга. Если импульсы слабы и инертны, они гаснут в пути.

Не понимая механизма возникновения первичных психических актов-ощущений, воспитатель, педагог может создать или создавать такие условия, при которых ребенок, ученик не получает от информации никаких ощущений. Длительное их отсутствие создает неразвитость или ограниченность восприятия, что скажется на всем последующем развитии, как нравственном, так и интеллектуальном.

Э. Берн (американский терапевт, психолог, философ), объясняя прогресс эволюционного развития, говорит о том, что "необходимо предположить: ДНК приобретает все более мягкие и гибкие формы. Начиная с жестких молекул генов, которые нельзя изменить, но можно расшатать. Формы изменялись так, что их оказалось возможным изменить повторяющимися ударами условий, хотя без постоянной тренировки они возвращаются в первоначальное состояние".

Доказательством служит наблюдение за развитием близнецов. По мере взросления в различной среде дети все более теряют похожесть поведения.

Какие выводы можно сделать из этих умозаключений?..

1. У человека наследственные структуры с возрастом становятся менее сильным фактором диктата, хотя их влияние не теряется никогда.

2. Главным в развитии становятся воспитательные и педагогические воздействия, то есть среда.

Из словаря.

Воспитывать (фр.) имеет два значения. Первое – возвышать, возносить, второе – вести к нравственным вершинам.

Педагог (гр. paidagogos) также имеет два значения. Первое – вести дитя, второе – помочь найти смысл жизни.

Рассмотрим роль в этом процессе понятия «повторяющиеся удары условий». Это уклад семьи, домашний режим, который усваивает ребенок, формирование умений и навыков. Это метод научений, систематизации знаний, которые облегчают их усвоение, тренируют логическое мышление, учат сравнивать, размышлять в диалоге с самим собой, объединять различные виды знаний.

Расшифровка понятий РЕЖИМ, МЕТОДИКА, СИСТЕМА* приводит к раскрытию смысла высказывания Э. Берна: "без тренировки они возвращаются в первоначальное состояние". То есть "тренировка" накопления знаний несовместима со словами БЕССИСТЕМНАЯ (по выхваченным деталям, непоследовательная, беспорядочная (в пути от простого к сложному).

А сейчас мы узнали: еще до рождения малыша методы воспитательного характера могут одарить его душевным здоровьем на всю жизнь.

М. Лазарев говорит о влиянии звуков на развитие малыша. Девять внутриутробных месяцев – это зачастую упущенные возможности развития интеллекта, творческих задатков и здоровья. (М. Лазарев. «Моцарт вместо аспирина». Журнал «Путь к себе», 1993 г., №№ 5, 6.)

В ожидании ребенка надо слушать классическую музыку; будущая мать должна петь. Он сочинил простые песенки для каждой ситуации: просыпание, умывание, кормление, прогулка, колыбельная. Мелодии поются спонтанно. Это мелодический разговор. Если петь их регулярно, в определенное время, опыт показывает, что музыка становится настолько необходимой малышу, что когда мама забывает провести очередной музыкальный урок, он напоминает об этом доступными ему средствами.

ОПЫТ

Группа женщин, с которыми работает М. Лазарев, отправилась на концерт рок-музыки. Бурная реакция малышей у всех будущих мам заставила их уйти с концерта. Реакция была – как на катастрофу.

Исследования показали, что звуковые вибрации влияют на формирование костной структуры. Звуковые волны от классической музыки производят массаж внутренних органов, стимулируют кровообращение, укрепляют мускульную систему.

По данным М. Лазарева, у всех женщин, которые занимались в его центре, дети опережают в развитии своих сверстников, раньше начали говорить, не имеют отклонений в здоровье.

Звуки классической музыки способствуют гармоническому развитию организма, могут исцелять тело и душу, это свидетельствует о ее великой роли в очеловечивании организма, в его духовном развитии, в его эволюции.

 

Опыты с только что родившимися детьми.

При слушании Баха, Брамса лица у детей задумчивые, серьезные. Моцарт, Вивальди вызывают удовольствие. Если раздается рок, поп… малыш морщит носик, подтягивает губы к носу.

М. Лазарев: «Если женщина страдает от отношения окружающих, она в ряде случаев утрачивает материнские чувства. Они притупляются, угасает инстинкт материнства».

Вспомним природный механизм: нереализованный рефлекс приводит к аномальному поведению.

Читая Б. Спока…

Аномальное поведение – следствие поврежденной психики, чаще всего в раннем возрасте. Любой нереализованный рефлекс приводит к разрушению сложных систем обеспечения организма, генетических потребностей и к изменению поведенческих рефлексов.

Например, не реализован рефлекс сосания. Причины различны, это и отсутствие молока у матери, мало его, искусственное вскармливание, отверстие в соске большое – молоко льется без усилий, ребенок не напрягается, чтобы добыть еду, рефлекс не поддерживается… В этом случае он будет сосать палец, угол подушки, одеяла, позже – воротник своей рубашки или все, что под руку попадется… Все наказания напрасны.

Почему молодые мужчины иногда женятся на женщинах старше себя?.. Сколько разговоров, осуждений, а причина?.. Кто из молоденьких девушек, став женой, будет относиться к мужу, как мать, если именно материнской заботы ему не хватило?.. А у женщины в возрасте не реализован рефлекс материнства. Может быть, детей у нее не было… И вот… появился молодой муж.

В тысячах квартир раздаются фразы сильных мира сего: «Где мои носки?.. Рубашка?.. Полотенце?..» А в ответ рычание: «Пятнадцать лет все это лежит на одном и том же месте, а ты каждый раз…» Почему он «каждый раз» забывает?.. Им движет невысказанное желание услышать в ответ слова: «Сейчас принесу, милый… Сейчас, дорогой, поглажу…» Мужу хочется узнать, что его любят, что он дорог… Понимающая жена воспримет его каприз как сигнал бедствия, как замаскированную под грубость просьбу оказать внимание… Но НЕПОНИМАЮЩАЯ разразится в ответ яростным словопотоком… Но надо ведь помогать тому, кто посылает сигналы бедствия, а не топить его… Он ведь, сам того не понимая, руководствуется подсознанием…

Если ребенок воспитывался, не имея полной семьи, то в будущем его супружеская жизнь может быть трудна и неудачна, потому что у таких детей нет модели взаимоотношений взрослых в семье, у них вырабатывается аллергия к семейной жизни, которая в следующем поколении может привести к стойкому аномальному поведению второго порядка (так называемая однополая «любовь»).

Еще хуже, если детство прошло в детдомах, интернатах, да еще и в одновозрастных группах (что было определено соответствующим приказом министерства)…

Встретились двое по разные стороны улицы: «Привет!..» – «Привет!..» И разошлись. Но вот одному не хватает внимания издавна или в данное время… Он переходит улицу, ему мало привета – и он задает вопрос: «Как у тебя дела?..»

Иногда этот вопрос – «петля», которую он накидывает на собеседника. Сам он не слушает ответ, а ждет, когда можно начать говорить О СЕБЕ. Не надо сердиться! Повторим еще раз: ЭТО ПРОЦЕСС БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ. Это – реализация своего НЕДОлюбленного, НЕДОласканного, НЕДОпоглаженного детства. Не надо возмущаться, потому что человек в это время не включает сознание, не планирует: «Сейчас перейду на другую сторону улицы и помучаю его своими проблемами…»

Психиатр Долецкий (в программе «Спор-клуб», вместе с Р. Быковым) рассказал о мальчике, который резал вещи своих родителей. Вначале ему объяснили, что делать это нехорошо… Потом стали наказывать… Потом – бить… И вот они на приеме у психиатра, в полной уверенности, что их ребенок нуждается в соответствующем лечении…

После разговора с мальчиком психиатр разъяснил родителям, что его аномальное поведение – результат их отношения к нему. Ребенку не хватает  общения, внимания.

– Как это?.. Мы все для него делаем. У него полно игрушек, хорошая еда, красивая одежда…

– Мы говорим на разных языках. Ему не хватает ОБЩЕНИЯ С ВАМИ. Общение – не в еде и не в одежде. Весь ужас в том, что ОН СОГЛАСЕН, ЧТОБЫ ЕГО БИЛИ, ЛИШЬ БЫ ВЫ ОБРАТИЛИ НА НЕГО ВНИМАНИЕ. Именно поэтому он и продолжает резать ваши вещи…

Агрессия против женщин, в чем причина этого столь широко распространенного явления?.. Они, женщины, заполонили УЧЕБНЫЕ заведения и, воспитывают мальчиков по-своему, на женский манер, не учитывая их природу… Пренебрежение к мальчикам (позже – мужчинам) идет из школы совместного обучения, где уже созревшие девушки свысока поглядывают на своих одногодков. В течение нескольких лет такого школьного общения пренебрежение закрепляется и переходит во взрослую жизнь.

А нереализованный рефлекс материнства?.. Собаки, кошки, которых заботливые великовозрастные хозяйки укутывают, шьют им попоны, сапожки, в чем собаки-то вряд ли нуждаются…

Клоунада мальчиков в школе не дает работать педагогу. Вызовите их к доске, дайте возможность хоть на две-три минуты показать им себя в том, что им удается, похвалите… Они станут лучшими вашими помощниками во всех начинаниях. А позерство, вычурность в одежде – тоже ведь результат каких-то НЕДО…

Недавно С. Федоров предложил жителям Москвы, потерявшим зрение, пройти обследование в его клинике, пообещав сделать все возможное, чтобы зрение восстановить… Большинство отказалось. Для одних потеря зрения – это гарантированная возможность получать дополнительные «порции» внимания близких, для других – источник дополнительных материальных благ, а третьи просто ПРЕДПОЧИТАЮТ БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМИ, чтобы иметь вечную тему для рассказов О СЕБЕ.

Вы приходите домой, где лежит больной, и сразу слышите тяжелые вздохи. Если вы входите домой очень тихо, вас не слышно, не слышно и стонов. Но вот вы сделали неосторожное движение, дали знать о своем приходе – и сразу услышали стоны. Что это? Стоны – не слова, но и они, так же как и слова, приковывают ВНИМАНИЕ, вызывают СОСТРАДАНИЕ и желание ПОМОЧЬ… Зачем было стонать, если дома никого не было?..

А мы-то думаем: человек всего лишь притворяется…

В одной из музыкальных школ девочка пришла с перевязанной рукой. Рассказывает всем, кто спрашивает, что у нее сильный ожог, папа нечаянно пролил кипяток… Дежурные на вешалке помогают ей снять и одеть пальто. На перемене она стоит у стены, оберегая забинтованную руку. Девочку утешают, помогают достать из портфеля  учебники, поднять упавшую ручку… Так проходит около месяца. В школе появляется отец, чтобы узнать об успехах дочери – и выясняется, что рука у нее совершенно здорова, и все-то она насочиняла.

Возмущены все. Но мало кто задумался, ПОЧЕМУ она это сделала? Почему?.. Да, провоцировала ВНИМАНИЕ к себе, иным путем его получить не могла. ПОЧТИ МЕСЯЦ ОНА БЫЛА СЧАСТЛИВА. А теперь для всех стала девочкой-лгуньей. И УШЛА ИЗ ШКОЛЫ, бросила музыку! Но как же ей помочь ДОБЫТЬ ТО САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ ЕЙ ВНИМАНИЕ?.. Девочка-то ушла, но проблема ведь ОСТАЛАСЬ.

Нужно ли убеждать кого-то в пользе ТРУДА при формировании личности?.. Причем труда АКТИВНОГО, а не наблюдаемого со стороны… Подумаешь, открытие!..

Однако, как сказал Гегель, «привычное и известное не всегда бывает ПОНЯТНЫМ». Знание и понимание – два процесса, которые не всегда совпадают друг с другом.

Чтобы разобраться с этим, отправимся в наши дворы, квартиры, школы. Подготовим себя повторением сказанного ранее:

ЧЕМ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕЙСТВИЙ ОБЛАДАЕТ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТЕМ ВЫШЕ ЕГО РАЗВИТИЕ.

Кстати, существует только две страны, в которых детей туго пеленали – Китай и Россия. В других странах руки оставляют свободными, одевая при этом ребенка в распашонку с глухими рукавами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

 Понаблюдаем за поведением взрослых, гуляющих с детьми. Одни качают их на качелях, предварительно поднимают, усаживают… Ребенок раздраженно кричит зазевавшемуся деду: «Качай!.. Выше!.. Еще выше!.."

Дед любит внука, дед качает его, хотя тот вполне способен раскачаться и сам. Ребенок, не совершив ни одного действия, получает возможность быть недовольным, раздраженным по поводу работы «другого»…

Бабушка оттаскивает разодетую девочку от ребят: «Не бегай, запачкаешься… Упадешь… Не лезь…» Девочка вырывается: «Пусти, играть хочу!» Жесткая рука оттаскивает ее к скамейке: «Сиди, не надо играть с этими грязнулями!..»

Другая сценка: «Отбери у мальчика свой мяч и играй сама!.. Он же твой!.. Зачем отдала?.. Он его потерять может…»

Или: «Давай я тебе санки на гору затащу. Зачем сам мучаешься… Ты же устанешь».

Мы, взрослые, думаем, что воспитываем детей: когда кормим птиц, а они смотрят; когда заботимся о щенке, котёнке, а они играют с ними; когда делаем всё то, что они могут делать сами.

О поколении, которое в детстве стояло у станка, выращивало хлеб, заботилось о раненных, служило в армии, говорят: в делах они при-обрели социальную значимость«Я», учились думать и делать выбор.

Б. Спок как-то посетовал: «С утра до вечера в миллионах квартир раздаются жалобы: «Ребенок ничего не ест!» Надо обладать огромным терпением и специальными знаниями, чтобы отбить у ребенка аппетит.

Упрашивают малыша, уговаривают, пританцовывают перед ним. Взывают к авторитету бабушки и тети, милиционера и бабы-яги, чтобы всунуть в рот ребенку хотя бы ложку каши… А малыш-то умный, он сознательно не ест: ПРЕДВКУШАЕТ СПЕКТАКЛЬ.

Вот покормили его насильно, а потом ведут по жизни: «Не тронь стол, он полированный!.. Не лезь в шкаф – разобьешь вазу хрустальную!.. Не бери молоток – палец ударишь!.. Не строгай в квартире – намусоришь… Не вырезай… Не бери… Не втыкай… Не носи…» Десять тысяч заповедей – и все ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ.

А вот и 16 лет «ребеночку» стукнуло – и претензии к нему тоже выросли, но если раньше раздавались ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ, то теперь в ходу ОБВИНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: «Дубина, гвоздь вбить в стену не можешь…»

В каких словосочетаниях подытожить ТАКОЙ педагогический провал?..

А в школе? Педагог проверяет домашнее задание: «Спойте гамму!.. Интервалы…» «Читаем с листа!..» Малейшая ошибка, затруднение – и педагог спешит на помощь, подпевает или подыгрывает мелодию.

Лишая детей возможности САМОСТОЯТЕЛЬНО действовать, услышать ошибку, исправить ее самому, мы культивируем лишь речевую активность, тем более что во многих семьях она сознательно поощряется.

Как в старину учили на поваров?.. Подсобный мальчишка крошит, режет, перетаскивает, скребет, подглядывает, подсматривает, что, как, куда, сколько… Потом сам начинает: добавил, убавил – новый вкус, новый вид… САМ ПРИДУМАЛ, САМ ИЗМЕНИЛ… Сравнивает, а как это делает настоящий повар?..

Сейчас у нас учат по книжкам… И ни шагу влево, ни шагу вправо… Стандартные супы и салаты… От Владивостока до Петербурга мы едим одинаковые котлеты – с той лишь разницей, что в одних мяса больше, а в других – меньше… ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ ОБУЧЕНИЯ составляет ТЕОРИЯ. Тяжела ты, львиная доля… Практике отводятся жалкие часы. И так везде – и в педагогических техникумах, и в кулинарных, и в музыкальных, и в строительных… Четыре года – теории, и лишь на втором курсе – один час в неделю практика.

Перед праздником по телевизору выступает очаровательная повариха – и начинает рассказывать, как сделать вкусный торт: «Для того чтобы освободить яйцо от скорлупы, надо тупой стороной ножа ударить поперек яйца, держа его за один из концов». Неужели и яйца разбивать надо учить?.. И В ДЕЛЕ НАУЧНОГО РАЗБИВАНИЯ ЯИЦ ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ЯВНО ЗАДАВИЛА БЕДНУЮ ПРАКТИКУ.

Известен опыт Загорской школы, где обучаются слепо-глухонемые дети (опыт Соколянского, Мещерякова, Ильенкова). Оказывается, глухие, слепые и немые могут научиться писать, читать, обслуживать себя, СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ ВО МНОГИХ ОБЛАСТЯХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Некоторые из выпускников Загорской школы стали даже учеными.

Вспомним рассказ Короленко «Слепой музыкант». Что стало бы с мальчиком, если бы не его дядя?..

Но, к сожалению, многие педагогические усилия сейчас направлены на то, чтобы НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ПРЕВРАТИТЬ В «ГЛУХИХ», «СЛЕПЫХ», БЕЗДЕЙСТВУЮЩИХ…

«Воспитатели и педагоги, заботливо оберегающие детей от самостоятельных действий и мыслей, ведут их к погибели».

Демокрит.

Режиссер, педагог С. А. Герасимов каждые пять лет получал группу нового набора студентов и вел их до конца обучения. Каждый раз, начиная работать с первокурсниками, он удивлялся, как изменяются поступающие в эмоциональном плане. Все труднее с ними заниматься профессионально. За ответом Герасимов обратился к творчеству Толстого. И тот открыл ему причину во фразе, которая сейчас известна всем: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ, КАК ЛОШАДЬ И ТЕЛЕГА. На первом месте – воспитание чувств, на втором – образование.

От интереса «ПОЧЕМУ?» С. Герасимов пришел к пониманию, что делать, что изменить в теории обучения? В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ТЕЛЕГА, УВЫ, СТОИТ ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ. Сама стоит, и лошади двигаться не дает…

В 20-е годы в народе ходили женщины в кожаных тужурках, красных платочках (они глубоко верили в то, что говорили), призывали ликвидировать неграмотность: «Если в нашей стране все будут грамотными, у нас не будет воров, бандитов, убийц. Это будет страна общего счастья».

 Обратимся к Ж.-Ж. Руссо: «Без воспитания чувств образование может нанести непоправимый вред нравственности, духовности, человечности».

Чем богаче и разнообразнее воспитание чувств, тем богаче душа ребенка, выше его НРАВСТВЕННОСТЬ.

Люди, объявив генетику лженаукой, дали толчок несметному количеству опрометчивых поступков, тормозящих развитие человека, искажающих его ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ поведение и наносящих вред его здоровью.

Вспомним (мы об этом уже говорили): если представить время развития всего живого в спрессованном виде и приравнять его к году, то человек, с его различиями от высших млекопитающих (словом, абстрактным мышлением, логикой) родился 31 декабря. У людей еще – младенческий возраст!..

Повторим! С чем был связан рост коры головного мозга?.. Чем большим количеством действий обладало живое существо, тем выше оно поднималось по ступеням эволюционной лестницы. Действия, деятельность сопровождались эмоциональным откликом положительного или отрицательного знака. Каждое живое существо при помощи этого механизма искало и находило свои способы адаптации в постоянно изменяющейся среде обитания. Накапливалась вариантность в рамках каждого действия, формировался интеллект, мыслительная деятельность.

Что утвердила государственная программа в области образования? «ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ». Так устанавливалось господство формализма.

Форма (лат) – наружный вид, шаблон, видимость чего-либо.

Формализм (в философии) – отрыв формы от содержания, соблюдение внешней формы в ущерб делу.

Формалист – человек, чья работа проникнута формализмом.

Главное в начальном образовании – развитие чувственного фактора – встало на ВТОРОЕ МЕСТО. Мы создали тип мышления с ПЕРЕВЕРНУТЫМ СОЗНАНИЕМ. (Кстати, этой особенности нашего сознания посвящено все творчество М. Задорнова).

Воспитание не сделалось основой и главной задачей начального образования. Мы строили здание, начиная со второго этажа, без первого и фундамента… Забыт завет древних: надо натянуть струны на гриф души, чтобы всю остальную жизнь они вибрировали на каждое событие и явление действительности.

Недоразвитость психики на начальных стадиях сенсорно-моторных восприятий тормозила появление сложных форм человеческого сознания: представления, воображения, сравнения…

Причины: раннее обращение к слову, смысл которого ребенок еще не понимал, к абстрактному мышлению, которого еще нет и в помине или оно еще только формируется. (Когда ребенок научился читать, ему же не дают задание: прочитать «Войну и мир». Всему свое время!)

Задачка из старого учебника арифметики:

 Оля пошла в лес и нашла 12 грибов. Перед самым домом она встретила Юлю:

– Какие чудесные грибы!.. Дай мне несколько штук!..

Оля дала ей 5 грибов. Сколько у нее осталось?..

На первом месте – эмоциональное переживание: находка, встреча, просьба: поделись… И только на втором месте – арифметическое действие.

Задачка из современного учебника математики:

а –  в = х

Чему равен х, если а = 12, и в = 5 ?..

Где здесь эмоции?..

Какие люди вырастут на таких задачках?..

И. П. Павлов:

«Человек прежде всего воспринимает действительность через 1-ю сигнальную систему, затем становится хозяином действительности через 2-ю сигнальную систему (слово, речь, научное мышление)».

В согласии с природой развитие ребенка шло от 1-й сигнальной системы ко 2-й, приобретая постепенно форму поведения и мышления взрослого человека.

При неблагоприятных условиях жизни, то есть нереализации развития 1-й сигнальной системы угасание идет в обратном порядке. Первыми теряют свое значение высшие отделы головного мозга. ПОЧЕМУ? Кто-то сказал: ЧУВСТВА – АТОМНЫЙ РЕАКТОР СОЗНАНИЯ. А если они не развиты?..

Нравственное, интеллектуальное становятся отрицательным, угнетающим  фактором (от ребенка требуют усвоения знаний, поведение адекватное возрасту, в согласии с программой, а не природой). Ученик начинает чувствовать себя «чужаком», «ущербным». Это сказывается на его поведении: отсутствие интереса к знаниям, апатия, потеря потребности к деятельности, потому что она постоянно критикуется.

Приступы активности связываются с безотчетной злобой и носят разрушительный характер по отношению к окружающему миру и к самому себе, а в классе – к тем, кто стремится к знаниям, потому что при сравнении с ними острее чувствуется собственная ущербность.

Итак, к окончанию школы, а часто и гораздо раньше деградация охватывает все сферы жизнедеятельности организма существа, рожденного быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Он довольствуется потребностями первой сигнальной системы животного уровня. Здесь он чувствует себя уютно, комфортно. Но претензии быть уважаемым, заметным, авторитетным человеком остаются.

И в этом – трагедия его и окружающих.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

После второй мировой войны Германия была разделена. Это длилось 50 лет. И вот итог (из выступления Г. Коля): «Раньше говорили: народ един, государство разъединено. Сейчас надо признать: государство едино, народ разобщен». Почему?..

 



Страница сформирована за 0.72 сек
SQL запросов: 171