УПП

Цитата момента



Волненье сердца радостным должно быть, и больше никаким!
Печально это слышать

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Насколько истинно первое впечатление о человеке? Обычно я советую относиться к этому с большой осторожностью. Может быть, наше знакомство с человеком просто совпало с «неудачным днем» или неудачными четвертью часа? А хотели ли бы вы сами, чтобы впечатление, которое вы произвели на кого-нибудь в момент усталости, злости, раздражения, приняли за правильное?

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

Эксперимент, проведенный студентами Казанского университета в четвертых классах общеобразовательной школы

Рассказ о пожаре

В классе № 1 рассказ прочитали 1 раз и 3 раза попросили желающих его пересказать.

В классе № 2 рассказ прочитали 2 раза и 2 раза попросили пересказать.

В классе № 3 рассказ прочитали 3 раза и 1 раз попросили пересказать.

В классе № 4 рассказ прочитали 4 раза без последующего пересказа.

С проверкой студенты пришли через месяц, дети заранее об этом не знали. Как вы думаете, в каком из классов ученики лучше всего запомнили рассказ?.. Выяснилось, что степень запоминания шла в таком порядке: в классе № 4 лишь один или двое учеников с трудом восстановили в памяти рассказ. В классе № 3 их было больше. В классе № 2 – еще больше. И, наконец, в классе № 1 не только было больше всего детей, запомнивших рассказ, но и больше всего «выдумщиков», то есть тех, кто присочинил к рассказу что-то свое.

Именно в классе № 1 изначальная необходимость три раза рассказать прослушанное вызвала мыслительную активность даже тех, кому выпало только слушать, не говоря уже о тех, кто пересказывал. В прослушанный только что текст они уже вносили СВОИ слова, СВОИ обороты речи, создавали СВОЙ вариант, что-то упуская, несущественное для каждого, что-то прибавляя от себя. Через месяц в рассказ вошло не только то, что каждый ученик помнил, но и то, что когда-то видел, читал, слышал. Большое значение для развития творчества имеет предоставленная возможность для «Я САМ»!

Подчеркнем еще раз! Методика сенсорно-моторного, или сенсорно-оперантного усвоения знаний совмещает две цели: КАК и ЧТО. КАК  — от эмоционально-двигательной памяти к образно-наглядной и словесно-логической, т.е. – учитывая природу. ЧТО – учитывая индивидуальную способность к изучению данного предмета.

Одному надо помочь стать музыкантом, другому – полюбить музыку, которая из всех видов искусств наиболее способствует духовному развитию.

Здесь надо рассмотреть кажущееся противоречие в работе  над произведением, в повторных методиках, связанных с развитием слуха.

С одной стороны, однотипные раздражения ухудшают восприятие, отключают внимание к информации.

Однако ВСЕ меняется, если существует ИНТЕРЕС, эмоциональное состояние, которое повышает чувствительность (от постоянной тренировки) одних и тех же анализаторов, а значит и определенных нейронных систем головного мозга, связанных с ними.

При наличии ИНТЕРЕСА вместо снижения активности восприятия человек начинает видеть, слышать, различать тончайшие оттенки этих повторов, находить в известном новое, радоваться повторам, потому что они воспринимаются иначе.

В дискретности усвоения мы наблюдаем рост самого себя. Этот процесс, при изучении предмета, в согласии с природными механизмами, нужен одинаково и тем, кто станет профессиональным музыкантом, и тем, кто останется любителем музыки. Они будут профессиональными слушателями. И как важно различать интонационное богатство человеческой речи, которое раскрывает нам душевное состояние другого, то, о чем нельзя сказать словами. А звуки окружающего нас мира!!!

Эмоционально-двигательная память находятся под защитой самых древних, глубинных отделов коры головного мозга (1-й сигнальной системы): подсознания. Каждое движение эмоционально окрашено, а возникшие эмоции сопровождаются мускульными движениями…

Если выучено произведение, его материальная сторона, текст, то мозг передает отработанные действия на автоматический уровень, а сам получает возможность заняться другой работой. «Другая работа» – это прочтение композиторского замысла и осуществление его через работу над звуком, фразировкой, формой… и, наконец, передача своих чувств и мыслей через композиторский текст, претворение своего замысла.

Вспомним:

«Природа и только природа имеет право диктовать методы воспитания и образования».

Г. Селье.

Сенсорно-моторный метод приобретения знаний продиктован настоятельной необходимостью вернуть маленькому существу, рожденному быть человеком, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

«Не давайте ученику словесных уроков. Он должен получать их из опыта».

Ж.-Ж. Руссо.

Образно-наглядная память с опорой на эмоционально-двига-тельную объединяет МНОГОумение с МНОГОзнанием. В них переживание и понимание составляют основу сравнения — активизации мыслительного процесса.

ВЫВОД.  Без освоения первоначальных видов памяти языковая форма заучивания противоречит природе восприятия и укореняет, по мере взросления, все больший разрыв между Словом и Делом.

Рассмотрим работу нейронных ансамблей. Они организуют человеческое мышление, которое претворяется в поведение, поступки.

1-й ансамбль составляют нейроны правого полушария – осведомители. Их роль узнавание, цельное восприятие предмета, ситуации. Их задача уловить, а позже воспроизвести наиболее полный образ того, что является предметом размышления.

2-й ансамбль составляют нейроны левого полушария – препараторы, аналитики, классификаторы, систематики. Цельный образ они расчленяют, разделяя на существенное и второстепенное, передают свои сведения нейронам опознания, хранителям всего предыдущего опыта.

3-й ансамбль нейронов в обоих полушариях, потому что и в одном и в другом находятся каталоги нашего многообразного опыта.

4-й ансамбль нейронов – принятие решения, для этого он задействует первые три ансамбля и древнейшие мозговые образования – подкорку.

Четыре уровня ансамблей, в каждом из которых бесчисленное множество специализированных нейронов.

Опираясь на известное, зададим себе вопрос, всегда ли 4-й ансамбль нейронов может выдать решение в достаточной мере надежное, достоверное, нравственное? Для ответа на этот вопрос рассмотрим каждый из первых трех ансамблей отдельно.

 Первый ансамбль нейронов – в правом полушарии. Дала ли возможность окружающая среда получить богатство информации, ощущений или они были скудны из-за жизни на поводке? Смог ли ребенок удовлетворить потребность в самостоятельности или она постоянно нарушалась насильственными воздействиями извне?..

Мне представляется, что первый нейронный ансамбль населен огромным количеством нотных знаков. Они должны зазвучать. Это главное, потому что каждый звук продолжается в призвуках. Они не слышны, но они есть и придают каждому звуку неповторимую окраску. Они увеличивают богатство ощущений до невероятных размеров. Человек будет пользоваться ими всю жизнь, доставать из кладовых памяти, что-то как будто забытое, но существующее в обертоновом звукоряде. Он будет обогащать каждое мгновение жизни призвуками когда-то дрожавшей струны.

Что говорили об этом периоде великие люди?

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобрел все то, чем живу, а приобрел так много, так быстро, что во всю свою жизнь я не приобрел и одной сотой доли. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до пятилетнего – пучина».

Сократ: «Надо зажечь в душе ребенка СОЛНЦЕ».

Пифагор: «Надо утвердить закон мироздания – ЕДИНСТВО ВО МНОЖЕСТВЕ И МНОЖЕСТВО В ЕДИНСТВЕ.

Как осмыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является ЧИСЛО. В нем объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты над монохордом показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не является ли звуковая гармония частным случаем всеобщей гармонии, как бы ее музыкальным выражением?

Пифагорейцы (позже Аристотель) признали математические начала за начала всего существующего. В числах они находят свойства и отношения музыкальной гармонии. Пифагором были проведены важнейшие акустические исследования, состоящие в ряде опытов над вытянутыми струнами монохорда. Опыты привели к открытию закона, заключающегося в том, что все музыкальные интервалы находятся в непосредственной реальной связи с простейшими из рациональных числовых отношений: 2/1, 3/2, 4/3, 5/4, 6/5: так, половина струны звучит в октаву, 2/3 в квинту, 3/4 в кварту и т.д. с тоном, издаваемым целой струной.

Вернемся к нейронным ансамблям…

Второй нейронный ансамбль в левом полушарии. Здесь осуществляется мыслительная работа на основе переданных сведений. Но какого багажа?.. Хранители предыдущего опыта – какого, о чем? Опыт чего?

Если в банке данных мало материала для анализа, классификации, то что препарировать, классифицировать? Если, к тому же (по мере взросления), новые знания преподаны в готовом виде… Все меньше материала становится для «Я САМ», потому что оказывают влияние общепризнанные установки, мнения, суждения.

А разделение на существенное и второстепенное, в определенных условиях жизни, разве не меняются, иногда коренным образом?..

Почему так важна реализация развития «корней» первого нейронного ансамбля?.. Потому что (еще раз вспомним В. А. Солоухина): «Всю оставшуюся жизнь, подчас, человек будет получать информацию, стремящуюся сбить его с толку, ввести в заблуждение. О белом ему будут внушать, что оно черное, о горьком, что оно сладкое, о зле, что оно добро, а о фальшивом, что оно подлинное».

Сделаем вывод из высказывания писателя: если черное, горькое, зло, фальшь будут подкреплены положительными эмоциями, получением каких-то благ, то человек будет к ним стремиться, ощущать в них потребность, их будет желать.

Театр Образцова. Всего 55 мест. Это количество уравновешивает тех, кто обладает большим запасом раздражимого вещества, и тех, у кого оно в норме или занижено.

Приход в театр должен быть за полчаса до начала представления. По всему периметру фойе дети ходят и смотрят: на белочку, ёжика, берёзку, птичек, кукол прошлых лет, на рыбок в аквариуме. Открываются эмоциональные каналы.

Теперь – зал. Если вы видели лица детей, когда идет спектакль, то обратили внимание, как они реагируют. Вот зайка идет, напевая песенку, а из-за дерева выглядывает лиса. Дети замерли. По мере того, как лиса приближается к увлеченному своим пением зайцу, они начинают – одни шептать: «Оглянись!», другие кричат: «Берегись!», третьи сидят спокойно, но таких мало, потому что фойе сделало свое дело, подготовило, расшевелило…

Представим себе спектакль по рассказу И. С. Тургенева «Муму». Когда барыня кричит Герасиму: «Чтобы я эту собаку больше не видела!» – некоторые уже начинают волноваться, представляя последствия… Когда Герасим садится в лодку, дети начинают понимать его намерения. Многие закрывают глаза, уши… Другие начинают волноваться, лишь когда Герасим поднимает щенка, чтобы бросить в воду. Кульминация – всплеск воды.

У первых уже наступает диминуэндо, кончается раздражимое вещество, воображение намного усилило воздействие пьесы. Вторые очень взволнованы, но эмоции постепенно улягутся. Третьи равнодушны. Не надо думать о них, что они «бесчувственные». Просто у них крещендо может начаться сразу после окончания спектакля. Однако есть и такие, которые совсем не реагируют на происходящее на сцене. Это те, кто никогда не прижимал к груди маленького щенка, кому говорили: «Выброси!.. Принес всякую дрянь!..» Они будут обращать внимание на то, как одеты актеры, какая обстановка на сцене, оглядывать окружающих с той же целью…

Эмоциональный отклик каждого мгновения жизни имеет свой обертоновый звукоряд. Эти «призвуки» и влияют на поведение человека. И, может быть, когда-нибудь он подберет котёнка или накормит бездомную собаку.

Третий ансамбль нейронов. Напомним: в правом и левом полушариях образовались каталоги нашего опыта и они продолжают там накапливаться. Какого опыта? Многообразия или однообразия?

Скудность восприятия из огромного богатства и разнообразия окружающего. Не от того ли внутренняя опустошенность, разлад души, которая не приобрела духовность, и разума, который не приобрел истинных знаний. СКУКА!

Что остается от богатого опыта заучивания чужих слов? Что могло остаться, если приобретенными знаниями не пользовались? А как использовать в 1-м, 2-м, 3-м классах такое определение: «Интервал – соотношение между двумя звуками разными по высоте»?.. Если даже получил 5 за точную формулировку и повторял ее в течение всех лет обучения – много ли проку от механического повторения?..

Стоит ли за таким определением МУЗЫКА? Правило нужно выучить для письменного построения интервалов вверх, вниз, просчитывая в них количество тонов и полутонов. (Например, что стоит за ДОМАШНИМ заданием: написать большие или малые терции от всех дубль диезов?  И это в ТРЕТЬЕМ классе! Кошмар!) А если просто от звуков? И почему ПИСАТЬ, а не ИГРАТЬ?..

 Давайте вспомним еще раз, с чего начинается у ребенка знакомство с родным языком? С речи или с правил?.. Вначале перед ребенком раскрывается интонационная сторона речи окружающих его людей. Различение их не только визуальное, но и по ТЕМБРУ, ВЫСОТЕ и ДИНАМИКЕ звучащего голоса, РИТМУ произнесения слов, ЛАДовой окраске и внутреннего состояния, настроения говорившего. Интонации слов постигаются раньше осознания их смысла. К теоретическим основам языка ученик приступает после длительной ПРАКТИКИ, обучения чтению и письму.

Логика освоения родного языка подсказывает этапы изучения любого языка, в том числе и музыкального: он становится родным, когда на нем дают «разговаривать».

Задача предмета сольфеджио — учить пению со словами без теоретических обоснований, потому что вместе с пением уже известная «интонационная» грамматика речи осознается как музыкальная. Разница — в точной высоте звуков, динамике, регистре и т.д. Пением мы тренируем «струны» единственного природного инструмента, обладающего живой душой. Он есть у каждого из нас.

Высшая характеристика музыканта, играющего на скрипке, рояле, домбре, кларнете: «У него мелодия звучит как человеческий голос!»

Если в музыкальной школе главное – МУЗЫКА, то знакомый ребенку интонационный смысл речи надо связать с музыкальным интонированием. Тогда интервал – не «расстояние» и не «соотношение между…», а интонация, в которой СМЫСЛ музыкальной речи.

При чтении книг никто не задумывается над тем, что он прочел глагол или существительное. В звучащей музыке вокальной, инструментальной мы не разбираем, какой интервал звучит в мелодии, какой ритм соединяет «два звука разных по высоте» и т.д. Все понятия музыкальной грамматики включены в музыку.

Сколько лет мы учили иностранный язык в школе? Лет пять, наверное, не меньше… А кто его знает?.. Свободно читает?.. Пишет?.. Разговаривает?.. Кто ПОЛЬЗУЕТСЯ полученными знаниями?..

Знание языка зависит не от количества слов, которые нужно было запомнить, а от умения связывать их между собой в логические построения, фразы, общаться на нем.

Так же начинается музыкальное образование: не зная самого языка, начинают изучать его правила, которые потом не могут применять на практике, но могут получать отметки. Отсюда – потеря интереса. СКУКА!

Ученые давно сделали для нас великое открытие: объем памяти подсознания в сто с лишним раз больше, чем у сознания.

Четвертый ансамбль нейронов: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ, в результате которого человеческое мышление претворяется в поведение, в поступки. Можно предположить, какими они чаще всего будут, если среда обитания и обучения содействовали стремлению природы к развитию. А если нет?.. Может быть, такими, как сказано у Ф. Шиллера:

«Екатерине Медичи был свойствен один единственный недостаток, но такой, который можно назвать матерью всех пороков: она не ведала различия между злом и добром. Ее мораль изменялась в зависимости от обстоятельств».

Словесно-логическая память.

Личный секретарь Наполеона Лаз-Каз начал давать ему уроки английского языка по пути на остров св. Елены. «У Наполеона был живой интеллект и плохая память, – писал Лаз-Каз. – Как только он смог подчинить то, о чем шла речь, какому-нибудь закону или правильной аналогии, это тотчас же классифицировалось и мгновенно усваивалось. Но если надо было заучить наизусть или повторять несвязные элементы, это было трудное дело.

Однако Наполеон через много лет помнил номера полубригад, которые принимали участие в сражениях в Египте. Будучи поручиком он попал на гауптвахту и там случайно прочел старый том юстинианского сборника по римскому праву. Через 15 лет он изумлял знаменитых юристов, цитируя из него законы наизусть. Память его была избирательна. Она удерживала только то, что ему было необходимо, но он не мог запомнить двух бессвязных слов».

Запомнить – это создать прочную логическую связь нового с уже известным. Началом логических связей должно быть выполнение конкретных действий, «нанизывание» алгоритмов-шагов в последовательности, раскрывающей данную тему дискретно. То есть «умейка» становится «знайкой» и может сделать вывод, сказать определение СВОИМИ СЛОВАМИ.

Позже встреча с формулировками, закономерностями, правилами приводит к мыслительному процессу второго, высшего порядка: сравнение знаемого на практике, понимаемого через свое словесное определение – с теоретическими определениями, общепризнанными, установленными прошлыми поколениями. Запоминание идет через сравнение, аналогии, всплывающие в памяти. Свои представления уточняются, углубляются.

У Эммануила Канта есть высказывание, что память и мышление стоят в весьма отдаленном родстве: «Я ни в грош не ставлю тех, кто хранит в голове груз книг на сто верблюдов, но не обладает способностью суждения».

Забывание.

Творец психоанализа З. Фрейд обнаружил, что забывание – особенность человеческой психики, и ввел понятие «вытеснение». Этим термином он обозначил процесс, призванный изгонять из сознания все неприятные, оскорбительные для личности воспоминания. Цепи прошлого нарушают покой настоящего, не способствуют развитию, отвлекают от окружающего, тормозят приобретение знаний… Для этого Природа и создала механизм забывания. Если бы все отрицательные моменты прошлого не забывались, нормальная жизнь была бы невозможна.

Достоевский забыл свой роман «Униженные и оскорбленные» (многое из него совершенно не помнил). Это забывание можно объяснить тем, что писателю было тяжело вспоминать события из собственной жизни, которые он осветил в романе, или тяжелые жизненные ситуации, сложившиеся в период написания романа.

И. Павлов очень положительно относился к учению Фрейда о вытеснении. Оно перекликалось с его открытием механизма охранительного торможения. Позже различные виды вытеснения стали называть психологической защитой.

Встретились два товарища. Когда-то учились вместе, очень долго не виделись: «Ты помнишь?..» – «А ты помнишь?..» Вспоминают о тех, с кем учились, спрашивают друг друга, что о них кому известно. Вспоминают учителей, проделки в школе… И вдруг один из них: «А ты помнишь, как тебя в пятом классе побили?» – «Нет, не помню!..» – совершенно искренне говорит другой. – «Как же ты не помнишь? Я и то помню!» Да, он помнит, потому что не его били! Иногда так и не поверит бывший соклассник, что на самом деле об этом не помнит его товарищ. Как он мог забыть такое!..

Почему нам надо знать механизм «вытеснения»?

В его понимании – наше бессмертие!

Изобразим реальную жизнь схемой:

щелкните, и изображение увеличится

Чем старше мы становимся, тем больше стираются из нашей памяти периоды – – – – – . Остаются ++++++ и границы переходов. Но они уже не доставляют нам такой боли. Они входят в воспоминания, как опыт жизни. Отсюда разговоры пожилых людей: «В наше время молодежь была не то, что… А какие были!..» Прошлое предстает в искаженном виде: «Старое, доброе время!»

В чем наше бессмертие? Воспитывают и учат нас многие, а запоминаются единицы или один. Как важно нам, педагогам, не попасть в отрезок – – – – , потому что стирается не только память об учителе, но и все, о чем он говорил, что требовал, чему учил. Он уходит из жизни ребенка, ученика, взрослого со всеми своими наставлениями, убеждениями, которым не хочется следовать.

Остается в памяти только тот, кто попал в ++++++. Забудется его облик, имя, фамилия, но войдет что-то такое, что станет своим, что хочется повторять, чему следовать. Запомнится то, что волновало, трогало, что изменило каждого из нас под влиянием этого человека. Оно может быть неосознанно, но выражено в общей линии поведения по отношению к своим уже ученикам, окружающим.

Эти действия могут оставить о себе негативную память, как обобщенно отрицательное явление. Это тоже благо, потому что всю оставшуюся жизнь сохраняется стойкое желание «не быть, как…»

В пожилом возрасте в нашем организме происходят процессы, способствующие забыванию. Но, как ни странно, люди могут забыть то, что было еще утром, вчера, месяц назад, но картины детства ярко вспыхивают в памяти перед мысленным взором человека.

Память чувств, память сердца возвращает нас к далекому прошлому. Потому что тогда все было ново, ярко, все сопровождалось эмоциями высокого накала, разнообразием их (если было такое детство).

Читая З. Фрейда.

Он считает, что однажды появившееся в жизни человека не исчезает, а всплывает в памяти при определенных условиях. Человеческая психика развивается путем восприятия новых и видоизменения прежних ощущений, представлений. То есть первичные формы психики сохраняют свое значение благодаря их древности и потому являются определяющими по воздействию на высшие формы психики. Вот почему так важен эмоциональный опыт, его разнообразие и глубина в детстве. А если он скуден?..

Во всех сказках добро побеждает зло. Сказка ложь, да в ней намек. Зло умирает каждую минуту в нашей памяти, мы его забываем, оно стирается иногда сразу, иногда постепенно, иногда мы отключаем память о нем сознательно. Это один из физиологических законов работы центральной нервной системы. Это защитная реакция нашего организма.

Казалось бы, зная механизм забывания, можно успокоиться: «Подумаешь, наговорил ученику… Оскорбил… Все забудется». Но от всего, что с нами происходит, остаются следы. Отрицательные стираются из памяти, но не сразу, а со временем. Только со временем! И то не всегда!

В каждую данную минуту переживания меняют что-то в нашем характере, изменяют отношение к окружающему и к себе. Если  внутреннее равновесие нарушается часто, у организма не хватает сил с ним бороться.

«Горе, не выплаканное в слезах, заставляет плакать внутренние органы».

Гиппократ.

Это относится ко всем, но особенно к мальчикам, мужчинам. ПОЧЕМУ? Потому что у девочек, женщин есть один защитный механизм, которого почти нет у мальчиков и мужчин – СЛЕЗЫ. Мы, взрослые, наговорили мальчику… Иногда ни один мускул не дрогнет у него на лице, и мы думаем: «Этому хоть что скажи, его не проймешь…» Напрасно. Переживания мужчин гораздо тяжелее. Вернее, они их переносят тяжелее, чем женщины, но внешне это может быть совершенно не выражено.

Несколько лет тому назад в газете была напечатана статья: «Берегите мужчин». Читали мы, посмеивались. На этом все и закончилось. А сейчас то и дело слышим: в 30 лет у мужчины инфаркт, в 45 – второй, в 50 – летальный исход… Вот вам и сильный пол…

Зло не только искривляет дорогу нашей жизни, наши души, но и тех, кто зло доставляет. От этого они делаются еще хуже!

Забывается невостребованное на практике. Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан» рассказывает о том, что его земляк остался после войны в Италии, где сражался с фашистами в партизанском отряде. У него там появилась семья. И вот через 30 с лишним лет при встрече они разговаривали через переводчика: земляк не помнил родную речь.

Рассеянность, осуждаемая нами, часто является сосредоточенностью. Это великий и редкий дар.

В. А. Амбарцумян – астрофизик. В 15 лет создал проект планетария, который был принят. В 18 лет он был признан академиком многих академий мира. 

Его отец оставил нам воспоминания о его детстве:

«Сидит мой сын (ему 5 лет), ест суп, а он льется из ложки обратно в тарелку. Я говорю ему возмущенно:

– О чем ты думаешь?

А он отвечает:

– Я подумал, что если от ста отнять один, то получится девяносто девять.

Позже, когда он подрос, на мой вопрос:

– Почему ты у меня такой рассеянный?

Он ответил:

– Папа, рассеянный это ты. Ты думаешь обо всем. А я думаю только об одном».

Вспомним индукцию головного мозга. Сильное возбуждение определенных нейронов вызывает тормозной процесс в близлежащих клетках. Хирург делает операцию и не слышит разрывов снарядов.

Вы приходите к товарищу. В первой комнате динамики разрываются от музыки. Спрашиваете: «Где Петров?..» Вам указывают на дверь второй комнаты. Вы входите и видите его читающим, пишущим… Обращаетесь к нему: «Тебе не мешает?..» Он: «А я не слышу!» Доминантой возбуждения может быть урок, дело, встреча или воспоминания.

Для чего нам надо это знать?

Урок в первом классе. Учитель Ш. А. Амонашвили. На задних партах притулились педагоги из многих городов страны. На второй парте сидит ученик, ни разу не поднявший руку, ни разу его голова не повернулась хотя бы на один градус в какую-нибудь сторону. Он недвижим.

Урок закончился. Шалва Александрович говорит: «Дети, я очень вами доволен. Все вы были очень активны, все поднимали руки, жаль, я не мог всех спросить. Но я знаю, что вы поняли то, о чем мы с вами говорили. Один только Афако у нас (мы замерли на своих местах, думаем: сейчас сделает выговор!)… Один только Афако у нас сегодня ДУМАЛ. Пусть завтра он расскажет нам, о чем он думал!»

Какое уважение к ребенку! Какое понимание удивительного дара, умения сосредоточиться! Какое понимание, что такой редкий дар надо беречь!



Страница сформирована за 0.94 сек
SQL запросов: 172