УПП

Цитата момента



Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы.
Вы не правы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Глава 14. ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ. ИСТОРИЯ РАЗРУШЕНИЯ

Основные законы в микрокосмосе складываются в законы макрокосмоса – движение по закону причин и следствий.

В. И. Вернадский

Одно единственное заблуждение может довести народ до отупения.

Ж.-Ж. Руссо

В начале двадцатых годов великий физиолог И. Павлов объявил о своем открытии: «речевые зоны, чтение, письмо, арифметика находятся в ведении левого полушария».

Многочисленные опыты, подтверждающие это открытие, совпали со временем, когда заботой педагогики стало решение вопроса о всеобщей грамотности детей, подростков и взрослых – при полном отказе от прошлого опыта: он воплощал в себе укоренившиеся нормы в экономической, правовой, нравственной жизни общества, все то, что формировало нравы предков.

Итак, открытие века и реализация лозунга «Мы наш, мы новый мир построим!» (конечно, для всех и сразу)  привело педагогическую науку к ошибочному выводу о том, что левое полушарие ДОМИНАНТНОЕ.

В результате начинается искаженное понимание природы человеческого познания: подчиненное положение правого полушария и отказ от различия возрастного восприятия окружающего мира.

Развитие левого полушария становится самоцелью.

Все остальные ошибки начального образования явились производными от главной. Перечислим их.

Первая ошибка.

Опора на абстрактное мышление. Углубляется разрыв между первой и второй сигнальными системами, что приводит к потере связи «с реальной действительностью» (И. Павлов). Создается тип человека с «перевернутым сознанием». Вспомним еще раз!

«Нужно помнить, что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему в связи с последней. Если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь ПУСТОСЛОВОМ и БОЛТУНОМ».

Следовательно, нормальный человек, хотя и пользуется вторыми сигналами, которые дали возможность заниматься наукой, совершенствоваться и т. д., будет пользоваться второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока сохраняется постоянная и непрерывная связь с первой сигнальной системой.

Вторая ошибка.

Методика привлечения (в основном) произвольной памяти.

Создается система заучивания догм и ранняя специализация. Закрепляется формализм приобретенных знаний. «Ученик проглатывает умственную пищу без пережевывания» (Л. да Винчи).

Устанавливается особый вид познания, который кодируется в последующих поколениях армией новых учителей, усвоивших ущербную педагогику.

Развитие левого полушария (при торможении правого) приводит к потере индивидуальности. Доминанта заучивания чужих мыслей формирует и особый вид восприятия: из огромного богатства окружающего мира ЗНАЧИМЫМ СТАНОВИТСЯ ОДНОЗНАЧНОСТЬ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ, признается только то, что должно соответствовать сознанию «нового человека».

Повторим!

Из воспоминаний К. Маркса о своем профессоре литературы: «Рошер буквально обладает большими знаниями, но совершенно бесполезными, потому что будет всю жизнь натаскивать студентов на готовые ответы и создавать псевдопедагогов и псевдоученых, каким является сам». Отметим ошибку (с современной точки зрения) великого теоретика: такие знания не бесполезны, они ВРЕДНЫ.

Читая М. Мамардашвили.

В доме одного кардинала собрались слушатели на диспут между двумя учеными-богословами. У каждого из них была своя точка зрения на избранный вопрос, совершенно противоположная другой. На диспут пригласили Р. Декарта. Он попросил изменить программу, чтобы самому выступить в защиту каждого из богословов, что он с блеском и осуществил и сделал вывод для присутствующих: используя слова, можно доказать все, что угодно, в том числе и совершенно противоположное.

«Духовную жизнь людей можно разделить на две области: область чувств и область мыслей. Каждый человек живет чувствами и мыслями – своими и чужими.
Самый лучший будет тот, кто живет чувствами других людей, а мыслями своими; самый дурной, кто живет чужими мыслями, а чувствами своими. Меж этими крайностями возможны бесконечные комбинации».

Л. Толстой.

Вывод напрашивается сам собой: заставляя детей заучивать ЧУЖИЕ МЫСЛИ…

Третья ошибка.

Распространение этих методов на все предметы, в том числе и на гуманитарные.

Сделав упор на их теоретизацию, не учитывая возрастные особенности, тем самым нарушали природную гармонию работы двух полушарий.

Почему мы снова подчеркиваем значение возраста?

Потому что именно высочайшая пластичность нейронов головного мозга в детстве создает большую возможность искажения его работы – в зависимости от методов приобретения знаний.

Чем младше ребенок, тем большая роль отводится чувствам, правому полушарию. Развитию мышления способствует установление связи подсознания с сознанием и творчество – это согласованная работа двух сфер, гармония чувств и мыслей. Всю жизнь их работа похожа на работу двух сообщающихся сосудов, но – вначале чувства будят мысль, затем мысль обогащается чувствами.

Мышление – это ежесекундное узнавание, но не только узнавание, но и чувствование данного момента. Только тогда мозг находится в постоянной готовности обогащать эти мгновения прошлым: когда-то виденными, слышанными и прочувствованными микроволнениями.

Читая Ж.-Ж. Руссо…

При отсутствии воспитания чувств образованность не способствует улучшению человека. Наоборот! Самомнение, ложь, презрение к низшей братии – вот обычные плоды просвещения!!

Из образования вытесняется воспитательная функция. Школа отказывается от главной задачи начального обучения – «не столько накопления знаний, сколько развитие умственных способностей и духовных сил» (Г. Песталоцци). Она превращается в курсы подготовки к поступлению в институт.

Насильно формируется левополушарный синдром*. Начинается целенаправленное, утвержденное государством, ИСКАЖЕНИЕ работы головного мозга: от сознания, от слова, от рационального, абстрактного – без начального развития подсознания, конкретного, иррационального. Вернадский предостерегал, что такая направленность сравнима с экологической катастрофой. К ней приведет деятельность человека с омертвелой функцией правого полушария, лишенного самых высоких человеческих качеств.

Из письма В. И. Вернадского в правительство.

«Говорят, одним разумом можно все достигнуть. Не верьте. НЕ ВЕРЬТЕ! Те, кто так говорит, не знает, что такое разум. Они не понимают, что волнует в тех работах, которые считают умственными работами.

Мне представляется разум и чувство тесно переплетенным клубком: одна нить разум, другая чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются. А когда в этом клубке рядом мертвое и живое, – разве может быть сила, разве может быть какая-нибудь работа с помощью такого омертвелого, чуть не загнившего клубка?»

Соединим беспокойство В. И. Вернадского о будущем с болью В. П. Казначеева – его слова о современной школе, в которой знания о неживом (косном) составляют 97 %, а о живом – только 3 %.

Эти высказывания обогащают нас пониманием, что в движении от прошлого к настоящему, по мере развития техники сведения о «косном» увеличивались, о живом – уменьшались; пониманием – в связи с этим – своего назначения в роли воспитателя, педагога.

Особенности человека право- и левополушарного – ВРОЖДЕННЫЕ. Что разъясняют нам слова ВРОЖДЕННЫЕ особенности при взаимоотношении людей друг с другом?.. Взрослых и детей?.. В выборе профессии?..

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ – мыслительный, художественный тип. Он регистрирует: конкретные образы, впечатления – в том числе в мире красок, звуков. Яркая выразительность речи, мимики. Может расшифровывать глубинный смысл слов собеседника по интонациям. Функции прошлого эмоционально окрашены воображениями будущего. Имеет иррациональное мышление. Любит помногу  раз проигрывать придуманные роли, несуществующие встречи, приключения, бесконечно варьируя их. Сюжеты выполняют то, чего не хватает в реальной жизни. Они выявляют глубоко скрытые, даже для самого человека, потребности личности.

Часто правополушарный человек – левша (правое полушарие «заведует» левой стороной человеческого тела). Еще недавно в школе (а может быть, и сейчас) левшей насильно заставляли писать правой рукой  – КАК ВСЕ! Искажение врожденных особенностей вызывало БЕССОНИЦУ, ЗАИКАНИЕ, ПУГЛИВОСТЬ, ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ мыслительный тип. Для него характерно: рассудочное отношение к жизни, склонность к классификации, стремление к анализу собственных впечатлений и установлению между ними логической связи, природная неразвитость слуха (или недостаточная для выбора специальности музыканта), большее проникновение в смысл речи,  а не интонацию слов.

Такой человек может обладать прекрасным слухом, но не понимать музыки, то есть в нем нет эмоционального отклика на музыку или отклик настолько слаб, что не вызывает интереса. Так же как, обладая хорошим зрением, может не понимать живописи. В ней ему больше понятен сюжет, логика и меньше – выразительность письма, значение красок в раскрытии содержания.

Оценки окружающего рациональны (рацио – от лат.: разум).

Обратимся к словарю: «Рационализм – направление в теории познания, признающее разум источником истинного знания».

Однако дальнейшее утверждение, что «достоверные знания не могут быть выведены из опыта и его обобщений», что «разумно обоснованные выводы единственно целесообразны» – ОШИБОЧНО и должно быть отвергнуто, потому что источником познания является прежде всего чувственный опыт. Таким образом, ИЗНАЧАЛЬНО рациональный подход к богатству явлений жизни, общества и человека разрушал природную гармонию восприятия.

щелкните, и изображение увеличится

Причина может быть одна, следствия инвариантны, индивидуально неповторимы. Каждое следствие может стать причиной…

Обратимся к словарю.

Эволюция (лат. evolutio) развертывание, постепенный процесс изменения развития в природе и обществе.

Революция (фр. revolution) – коренной переворот в развитии природы и общества.

А теперь соединим причину и следствия.

Издание объективных законов, указов, постановлений, абстрактных по сути и требующих коренного переворота. Они не учитывали конкретного состояния развития общества и субъективную природу его членов*.

Результат? За короткий исторический срок человек становится все более «новым» и все менее «человеком».

Почему?

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: у женщины отнята возможность быть матерью. Напомним, что еще совсем недавно матери должны были отдавать своих детей (начиная с двух месяцев) в ясли (в ЧУЖИЕ руки). Женщины получили благо эмансипации, но не по желанию и возможности каждой, а ВСЕ и ОБЯЗАТЕЛЬНО сразу. А в народе не зря говорят, что руки матери – это ум и сердце ребенка.

Государство превозносило работающую женщину и только приветствовало, если свободное время она отдавала еще и общественной деятельности. Образ женщины-матери совсем исчезает из литературы, кино, живописи, скульптуры…

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: одинаковые программы в школах всех республик Советского Союза – без учета исторического развития того или иного народа. Детей СРАЗУ И ВСЕХ ОБЯЗАТЕЛЬНО старались приспособить к общим учебным программам. Учили их не на родном языке, а на иностранном для них, русском. Для этого в городах создавались приюты, интернаты.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: насильственное отчуждение от ВЕРЫ. Реализация провозглашенного лозунга «Мы – материалисты» – ВСЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО, СРАЗУ!

Из словаря: «Материалист – человек, оценивающий все с точки зрения узко житейских интересов, материальных выгод для себя».

Считалось, что быть материалистом – хорошо, а идеалистом – плохо… Однако идеалист – не только человек, идеализирующий действительность, но и «человек, стремящийся к высокой цели в своей деятельности, к собственному совершенству».

Жесткая борьба за атеистическое общество изменила главенство ценностей: ОТ ВЕЧНЫХ К ПРЕХОДЯЩИМ. Выбор между ЖИТЬ ЛУЧШЕ и БЫТЬ ЛУЧШЕ с каждым новым поколением решался в пользу первого.

Из беседы священника с Левиным перед женитьбой (роман Л. Толстого «Анна Каренина»): «Без Бога и веры как вы будете воспитывать детей?» То есть, как укреплять корни духовности, морали, основных форм сознания?

Взрослый человек может отказаться от веры в Бога, но у него останется вера в высшие ценности, принципы по отношению к обществу, к другим людям, вера в неотвратимость наказания за проступки.

Сколько открытий сделал человек нового поколения в нашей стране? Но стал ли он от этого более счастливым? Стала ли природа более защищенной? В чем польза великих свершений «во имя человека» на словах и оторванных от него на деле?

Итак, обобщим! Почему человек постепенно терял человечность?

ПОТОМУ ЧТО: жесткие внешние воздействия ослабляли природную связь между первой и второй сигнальными системами, что вело к разрушению корней.

ПОТОМУ ЧТО: развитие рационального, особенно искусственно, приоритет абстрактного* над конкретным** без начального чувственного восприятия окружающего вело к разрушению КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Глубинный смысл этих иностранных слов раскрывает нам необходимую последовательность начального приобретения знаний. Знакомство с многообразием предметов, изучение их свойств и отношений, а затем уже ОТВЛЕЧЕНИЕ от них с целью выделения существенных признаков.

ВЫВОДЫ: слова правил, закономерностей не должны опережать ОПЫТ и НАБЛЮДЕНИЕ, абстрактное не должно опережать конкретное.

В работе Гегеля «Феноменология духа» есть две притчи, которыми он иллюстрирует разницу между людьми, обладающими умственной культурой и не обладающими таковой:

«Ведут на казнь убийцу. Для обычной публики он – убийца и только. Может статься, что дамы, при сем присутствующие, отметят между прочим, что он статный, видный собой и даже красивый мужчина. Публика расценит такое замечание как предосудительное.

– Как так? Убийца красив? Как можно думать столь дурно, как можно убийцу назвать красивым? Сами поди не лучше!

– Это признак нравственной порчи, – добавит священник.

По-иному поступит знаток людей. Он проследит ход событий, сформировавший преступника, обнаружит в истории его жизни и воспитании влияние раздоров между родителями в семье, увидит, что некогда этот человек за ничтожную провинность был наказан чрезмерно сурово, что ожесточило его, настроило против правопорядка, вызвало с его стороны противодействие, поставившее его вне общества, что в конце концов и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самоутверждения.

Упомянутая публика, случись ей это услышать, наверняка возмутится:

– Да он хочет оправдать убийцу!

Это и называется мыслить абстрактно, – не видеть в убийце ничего сверх того, что он убийца и гасить посредством этого простого качества все прочие качества человеческого существа в преступнике».

«Эй, старая! Ты торгуешь тухлыми яйцами, – сказала покупательница торговке. – Что?! – вспылила та. – Мои яйца тухлые? Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар? Да сама ты кто? Твоего папашу вши заели, а бабка, наверное, в богадельне сдохла! Ишь, целую простынь на платок извела! Порядочные-то женщины больше за своим домом смотрят, а таким, как ты самое место в каталажке! Дырки бы лучше на чулках заштопала!

Короче говоря, она ни капельки хорошего не может допустить в своей обидчице. Она мыслит абстрактно. Не зная покупательницы совершенно, она подытоживает все, начиная со шляпки и кончая чулками вкупе с папашей и всей остальной родней, исключительно в свете того преступления, что та нашла ее яйца несвежими».

Этими притчами Гегель иллюстрирует очень простое и глубоко верное утверждение: кто мыслит абстрактно – некультурный человек.

«Человек, обладающий умственной культурой, никогда не мыслит абстрактно – по причине внутренней пустоты и никчемности этого занятия.

Культурно мыслящий человек никогда не успокоится словарным определением-штампом: убийца, плохой, глупый, неспособный и т.д., а всегда постарается рассмотреть поведение человека во взаимосвязи и обязательно в развитии. Культурное, гибкое предметное мышление в философии называется конкретным. Оно руководствуется логикой вещей, а не собственными пристрастием или неприятием».

Наблюдение за поведением ребенка, которое не искажено условиями жизни, дает нам правдивую информацию: о его стремлении к целостному восприятию окружающего, то есть к умственной культуре. Оно выражено в потребности ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ. Знаемое он хочет понять, о понятом узнать больше. Этот возраст охарактеризован словом «почемучки». Ломая вещи, ребенок хочет дойти «до самой сути». Наблюдая за тем, что делается вокруг него, пытается соединить следствие с причиной: почему идет дождь, гремит гром, закрываются глаза, идут часы, двигаются колеса, текут слезы? Наблюдение конкретного: окружающих его предметов, людей, явлений природы, растений, животных, взаимоотношений между ними.

Ребенок рождается с нравственными законами и всеми силами старается их сохранить через продиктованные ему потребности и желания. Ребенок обладает сердечным, духовным умом. Источник его – ПЕРВОсигнальные психические образы.

Для чего нам надо это знать?

Чтобы не навредить! Неблагоприятные условия для получения ответов на их вопросы – в группах детских садов, яслей, дома. Взрослые устали, у них раздраженный тон: «Отойди… Подожди… Потом…» Все это ТРАВМИРУЕТ МЫШЛЕНИЕ. Детям нужен ответ сразу, они не могут ждать. И если ответа нет, отвечают на вопрос сами, часто неправильно, искажая свои начальные представления, и постепенно перестают интересоваться окружающим.

Останется или нет в ребенке природная потребность целостного видения мира, зависит от условий, которые создадим мы, взрослые, дома и в школе.

Есть такое наблюдение у И. Бунина:

«Опыт – это доктор, который приходит после болезни».

Но человеку, отключенному длительное время от самостоятельного умственного и физического труда, не нужен доктор, он не чувствует себя больным. Он потерял связь с действительностью, потому что постоянно действовал, думал по указке близких, коллектива, вышестоящих, а значит привык быть НИ ЗА ЧТО НЕ В ОТВЕТЕ.

Вот, кстати, вопросы-размышления студентов:

«Если меня принуждают быть попугаем, то почему требуют человеческого поведения?»

«Если я полюбил(а) мешок с деньгами, имею ли я право требовать человеческого отношения к себе?»

Великий знаток человека Ф. М. Достоевский не сказал «наука спасет мир», а сказал «красота спасет мир». Думается, что слово «красота» Ф. М. Достоевский понимал в древнем его значении – как стройность, цельность, упорядоченость противоположного.

Может быть, в непонимании глубины смысла слов Ф. М. Достоевского – причина наших опрометчивых поступков, что мы исключили законы красоты из своей жизни. Не потому ли хаос и разрушение набирают силу?

Научить видеть и слышать красоту – это значит одарить человека внутренним слухом и зрением, «обертонами высокой частоты» человеческого сердца по отношению к существующему на земле и себя в этом мире. Но мы только вспоминаем слова Ф. М. Достоевского. А на деле?..

Коллектив, при помощи социального отлучения от чувственной сферы начинает диктовать человеку: что делать, говорить, писать, петь, читать, носить, слушать, поступать, как и что танцевать, где жить..

Мы часто возмущаемся отношением детей к окружающему. Это СЛЕДСТВИЕ. А ПРИЧИНЫ: с раннего возраста детей втягивали в орбиту безразличия, отчуждения от государства и ставили в полную зависимость от реализации безумных идей разрушения – под покровом лозунга: «Свобода, равенство, братство!»

Уничтожаются связи с прошлыми поколениями. Обретает право добродетели отречение детей от родных, близких, если они были дворяне, священнослужители, интеллигенты (иначе не принимали в высшие учебные заведения). Позже – отречение от тех, кого объявляли «врагами народа».

Уничтожались материальные ценности – от прекрасных творений рук человеческих прошлого, которыми должны были гордиться, до бытовых вещей. Например, чтобы приобрести новые пластинки, приемник, позже – телевизор, надо было сдать старые. Принимались они ТОЛЬКО В РАЗБИТОМ ВИДЕ. Отслужившее в больницах белье разрывали на куски, списанные книги сжигали, баяны, пианино ломали… 

У человека отнималась способность думать, рассуждать, выбирать, решать. Действенным рычагом диктата становится осуждение или поощрение человека коллективом под руководством «лиц», облаченных властью. Но даже плохо работающего нельзя было уволить. Диплом. Табу.

Следствие – разрушение САМОконтроля, уничтожение регулятора морали – Совести.

Усиливается умственный контроль всех видов своей деятельности в угоду тех, от кого зависели: работа, квартира, жизнь – своя и близких. Народ в роли птенцов, ожидающих распределения,  раздачи: путевок, премий, талонов, должностей… «Птенцы» должны были славить и благодарить. Ни один концерт, книга не выходили в свет без соответствующей оды «САМОМУ» и хвалы руководящей роли партии…

Закон природы о взаимозависимости, взаимосвязи, взаимопомощи разрушается в обратном порядке, оставляя только формальную ЗАВИСИМОСТЬ территориального и личного подчинения. Исключение всех видов ВЗАИМО… приводит к отчуждению государственных структур и антагонизму* внутри общества.

Если ограниченность поощряется, она становится доминантой жизни общества. Слово ДУША переходит в лозунги, призывы, отчеты: сколько тонн руды переплавили, сколько тонн картофеля выкопали НА ДУШУ населения. Напомним! Эмоциональная сфера живых существ прошла огромный путь развития, доведя чувственные отклики до высочайшей сложности и разнообразия. А Homo Sapiens – человек разумный, его слово, речь, логика намного моложе.

Не потому ли открытия в области науки, техники, изобретение парового котла, телеграфа «наступают друг другу на пятки»? Не в одной стране, так в другой, не один изобретатель, так другой сделает это открытие. Различие лишь во времени. Но никто и никогда не сможет играть, как М.Плетнев, И.Смоктуновский, написать стихотворение, как…

«То, что я знаю, может узнать каждый, а сердце такое лишь у меня».

Гете.

Все, что относится к области чувств, НЕПОВТОРИМО.

А теперь заглянем в школы нашей страны времен моего детства. Запрещены сказки, в которых собрана народная мудрость с четким понятием добра и зла. В сказках народ воздает должное каждому независимо от того, царь это или крестьянин, осуждает лень, краснобайство, жадность, награждает добро, трудолюбие, любовь. В сказках трудятся все, даже маленькая мышка может принести пользу. Запрещены стихи С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой, М. Цветаевой… Из школьной программы «ушли» А. Фета, Ф. Тютчева, Я. Полонского, А. Апухтина, на стихи которого написаны многие романсы П. И. Чайковского. Ценность их творчества – в богатстве чувств, неповторимой красоте и разнообразии русского языка.

Было запрещено исполнять произведения П. И. Чайковского «за его мещанство и нытье», М. П. Мусоргского – «за его мракобесие в показе древности», Н. А. Римского-Корсакова – «за народничество, пустой либерализм», С. И. Танеева – «за академизм», М. И. Глинки – «за монархизм», А. Н. Скрябина – «за мистицизм», Ф. Листа – «за дешевую виртуозность», Р. Вагнера – «за фашизм», Ф. Шопена – «за салонщину», С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова – «за эмигрантство»…

Под диктат коллективного разума, облаченного доверием избранных, начинается торжество черно-белого варианта, деление на «положительных» и «отрицательных» персонажей в жизни и литературе этого времени и при анализе произведений прошлого. Только «положительные» – рабочий, крестьянин-бедняк, большевик, комсомолец, пионер. Только «отрицательные» – буржуи, помещики, аристократы, капиталисты, интеллигенты…

Появляются персонажи, лишенные человеческих качеств: стахановец, ударник, передовик, тунеядец… В школе – ученики с цифровым обозначением: троечник, хорошист, отличник… И, конечно, двоечник – плохой, а хорошист и отличник – положительные субъекты. Онегин, Печорин, Обломов – «лишние люди» загнивающего общества. Исследовались пагубные влияния времени на творчество М. Ю. Лермонтова.

Такие характеристики надо было учить, повторять, писать в своих «сочинениях» Искажалось само понятие «сочинение»!.. Выученные «свойства» главных персонажей не давали повода пошевелить мозгами.

Слово – С. Я. Маршаку: «Неправду нам втолковывали по литературе, предмету, который должен формировать широкий взгляд на человеческую личность».

Если бы произведения изучались через многообразие образов, литература сделала бы народ зрячим. Уроки человековедения помогали бы самим искать путь выхода из трудных ситуаций, потому что память была бы обогащена примерами из книг, сравнением с жизнью окружающих и своей, осознанием «я» через чужие судьбы.

Методика прошлого направляла сознание на осуждение. Не это ли – еще одна из причин, которые отучили юность от высокой (то есть НАСТОЯЩЕЙ!) литературы: как естественный протест против лжи, отвергаемой интуитивно.

Обратимся к Л. Толстому. На вопрос: «Какие свойства у Пьера?.. Какие свойства у Карениной?» – Толстой отвечает: «НЕ ЗНАЮ, НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ! Передо мной нет свойств, передо мной живые люди. Определить можно статичное, неподвижное, остановившееся в своем развитии…» «Они не сотворены раз  и навсегда. Они вечно снова и снова творятся. Одно свойство появляется в них и погибает, уступая место другому, перевоплощаясь в третье, смягчаясь или усиливаясь, – и нет в них ничего твердого, установленного, застывшего. Всякий рост, всякое движение, переход из одного состояния в другое совершенно не знает случайностей».

Продолжим – на сей раз из романа «Воскресение»: «Одно из обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства, что бывает человек добрый или злой, умный или глупый, энергичный или апатичный. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот, но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый».

Может быть, ОСОЗНАНИЕ двойственности человеческой натуры ПРЕДПИШЕТ каждому взрослому,

  • старшему,
  • вышестоящему,

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАВАТЬ каждому маленькому,

  • младшему,
  • нижестоящему,

УСЛОВИЯ для проявления себя ЧАЩЕ Добрым, Честным, Умным.

Однако, все больше учебники превращались в клише умозаключений чиновников от литературы. Их выводы надо было выучивать в обмен на оценки.

Чужие мысли, неоднократно повторяемые учениками при опросе, не давали возможность включить ни сознание, ни чувства. Тем более, что невозможно с искренним чувством говорить чужие слова. Отсюда унылая речь, которую уныло не слушает класс. При такой системе большое количество времени урока было отведено «сушке мозгов» (по словам самих учеников).

Усиливалась рассогласованность работы первой и второй сигнальных систем.

Методика черно-белого варианта в сочетании с «попугайной» постепенно отучала школьников от чтения. Жизнь на каждом шагу доказывала лживость того, о чем заставляли говорить.

Полным ходом идет разрушение индивидуального, человеческого мышления, тромбоз двойного действия: по вертикали – разрыв с реальностью, по горизонтали – тренировка однополушарной направленности.

Пополним свои знания сведениями близкими к нашему времени.

В 1981 году нейрофизиолог Р. У. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функций двух полушарий: «ОБА ПОЛУШАРИЯ ДОМИНАНТНЫ». «Их совместная работа является основой высочайшей способности человека – МЫШЛЕНИЯ». «Это единая система, поющая на два голоса».

В музыкальном понимании – «на два голоса» означает, что все время то один из голосов является главенствующим, либо они главенствуют попеременно, либо – оба вместе. «К смыслу добавляется богатство интонаций, а разнообразие интонаций имеет смысловое значение».

ВЫВОДЫ. Сочетание деятельности двух полушарий свойственно каждому человеку и только преобладание работы одного, в большей или меньшей степени, над другим, дает право говорить о различном способе приобретения знаний, о различном характере восприятия окружающего. Они и определяют принадлежность человека к право- или к левополушарному типу.

Физиологи и невропатологи различают два потока поступающей в мозг информации – ОДНОВРЕМЕННО. Один поток содержит сведения об объективных – «физических» – свойствах,  имеющих значение для личности, а другой – о субъективных свойствах, имеющих значение для личности.

Познакомимся.

Н. А. Римский-Корсаков блестяще окончил морской корпус. Однако яркие музыкальные наклонности оказывают все большее влияние и композиторская деятельность становится главной. Вспомним композитора А. П. Бородина – велики его заслуги в области химии, а его оперу «Князь Игорь» знают все…

«Наука и искусство так же связаны между собой, как легкие и сердце. И если один орган извращен, то и другой не может правильно функционировать».

Л. Толстой.

 «Наука опережает время, когда ее крылья раскованы фантазией».

Ф. Фарадей.

 «Математика – наука разума, музыка – математика чувств».

Д. Сильвестр.

 «Искусство представляет собой самую глубокую философию».

Ф. Шеллинг.

 «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс».

А. Эйнштейн.

 «Музыка заставляет меня напряженно думать, над чем я в данный момент работаю».

Ч. Дарвин.

Но вернемся в школу!

Родной язык перестает быть языком выражения чувств и мыслей в разных слоях общества, характерным для каждого из действующих лиц, красочным и неповторимым в своем многообразии. Он стал предметом, на котором изучают только грамматику, правила правописания. Не отсюда ли безграмотность?

Язык Л. Толстого, А. Пушкина, И. Бунина, А. Чехова, М. Горь-кого… Об этом никогда не говорили. Не потому ли долгое время не было в продаже их произведений. На полках книжных магазинов мы встречали только многочисленные исследования: «Метафоры в произведениях…», «Местоимение в произведениях…», «Значение глаголов в…»

Еще В. В. Розанов в начале нашего века в серии статей под многозначительным общим названием «СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» отмечал многие из тех симптомов болезненного состояния ШКОЛЫ, о которых мы и сейчас говорим. Бунтари, революционеры, разрушители воспитывались таковыми на НУДНЫХ уроках грамматики, отметил В. В. Розанов. И он же сказал:

«Человек не беззаконник по природе; только потеряв действительно все законы, не ощущая более ни одного, он говорит, что и не хочет никаких – не хочет того, о чем не знает. Покажите ему закон истинный, невыдуманный, взятый из вечной его ПРИРОДЫ, – и он этому закону подчинится, потому что не может не почувствовать, что здесь для него – и успокоение и радость».

Монографии, научные работы, открытия ученых стали излагаться языком, атрофирующим интерес к ним общества. Чем заумней, бесцветней текст, чем больше иностранных слов, тем «ближе к науке», дальше от «непосвященных». Так полное отсутствие обратной связи становилось пропуском в ученые.

Обратимся к трудам ученых-гуманистов Д. И. Менделеева, А. А. Ухтомского, В. И. Вернадского, П. Кюри… Какая простота и ясность изложения. Им была необходима причастность как можно большего числа людей к их труду, путям исканий, к их открытиям и достижениям.

В то время как однозначность и наукомания тормозили любознательность народа, в школе изучение предметов выстраивалось не на понимании, а на запоминании.

Еще раз! ПОЧЕМУ мы выходим из школы, не зная иностранного языка, который учили семь (СЕМЬ!) лет? Потому что начинали с изучения грамматики, а не с живой речи. У нас не было предметов иностранный язык, музыкальный язык, а была – «иностранная грамматика»,     «музыкальная грамматика». Потому что знание языка подразумевает умение на нем разговаривать. Почему великая природная мастерская САМОзнакомства с музыкальной речью, тренировка подсознания в звуковой среде воспринималась в музыкальной школе как криминал?*

Музыкальный язык превратился в мертвую науку. Его выводили не из музыки, а искусственно вводили в нее через отдельно выученные догмы. Он не становился сферой понимания способов музыкального развития, формирования, стиля, национальных особенностей, эпохи, а существовал в «разговорном жанре» – для получения отметок.

Постепенно из учебников уходило все эмоциональное, человеческое. Создавалось впечатление, что они написаны роботами и для роботов. Через них внедрялась безапелляционность*.

Усиливалась работа оборонительного рефлекса по отношению к знаниям, методы усвоения которых были противоположны природе детского восприятия.

Все труднее становилось ученикам. «Трудные дети» вырастали в «конфликтных взрослых». ПОЧЕМУ?

Требуя от детей запоминания знаний, «научной шелухи» (К.Чуковский) вопреки природным механизмам всего организма, педагогика ставила перед ними непосильную задачу. И каждое «НЕ ПО СИЛАМ», отмеченное соответствующими отметками, словами, взглядами, взращивало зло к самому себе, к окружающим, отлучая от интереса к учебе, труду над собой, отнимая по крупицам САМОуважение.

Так мостилась дорога отрицания себя и, как естественный результат, – равнодушие и агрессия.

Для чего нам надо это знать?..

Для того, чтобы понять, насколько человечность человека, к которой призывают средства массовой информации, его интеллект, а значит и его поведение, ЗАВИСЯТ от любви или равнодушия: при зачатии, при условиях ожидания его появления на свет, при начале жизни – времени полной зависимости детей от нас, взрослых, а значит БУДУЩЕГО.

Чтобы заново осмыслить суть понятий В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА обратимся еще раз к известному, но уже под другим углом зрения.

Исследования показывают, что рост мозга, по мере его совершенствования, шел в трех направлениях:

  • от затылка ко лбу;
  • от подкорки к коре;
  • от правой половины мозга к левой.

Это еще одно доказательство последовательности развития: тело, душа, разум.

Сделаем вывод!

Постепенное главенство приобретают лобные доли; наряду с целостным восприятием (непрерывным), усиливается роль алгоритмического восприятия (на канву наносится рисунок), врожденные безусловные рефлексы подчиняются рефлексам условно-приобретенным.

Вспомним еще и природные механизмы восприятия.

1. Вся информация от зарождения поступает в правое полушарие – ПЕРВЫЙ НЕЙРОННЫЙ АНСАМБЛЬ. Строгий контроль анализирует ЦЕЛОСТНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ на эмоциональном* уровне  и мгновенно выдает решение: пропустить информацию в левое полушарие для осознания, исказить ее или затормозить, отправив в кладовые подсистемы до времени, до накопления «чуть-чуть». (Искаженная информация может быть скорректирована в будущем).

2. Уточним!

Моменты приобретения знаний связаны не только с дискретностью их усвоения, с механизмом возбуждения и торможения, но и работой синапса (место соединения нервной клетки с нейроном). Он пропускает информацию, если электроимпульсы были достаточной силы, то есть вызвали ИНТЕРЕС** – и повторную информацию, связанную с первой, пропускает вне очереди.

3. Выразим этот механизм дискретности восприятия более схематично:

щелкните, и изображение увеличится

Бесконечный процесс от любопытства к любознательности.

Например, девочке показали, как делать крючком (спицами) петли. Появляется желание что-то связать, возникает интерес к книгам по вязанию, к работе других людей… Мальчика научили делать голубя из бумаги. Он самостоятельно делает их, меняя величину крыльев, длину хвоста, материал, наблюдает, делает выводы… Ученикам показали, как подбирать аккомпанемент (формулу из трех аккордов). Выучив ее, дети сами начинают открывать новые аккорды, фактуру… *

Не это ли имел в виду Г. Песталоцци (XVIII век): «Каждый знает только то, что пробует делать сам». Или Сократ (V век до нашей эры): «Самопознание – становление САМОЦЕННОСТИ».

Все большее значение приобретает внутренняя переработка уже самостоятельно приобретенных знаний, вызванная первичным интересом к ней. Многое ждет своего часа, чтобы проявиться и сделать открытие, озарить сознанием прошлые дела, поступки, теперь окрашенные опытом лет, обогащенные разнообразием прожитых мгновений.

А если бы первичный интерес ко всем видам знаний создавался еще в школе?..

ВЫВОДЫ. При неразвитости правого полушария: накопление информационного банка скудны, активность распределительного устройства снижена; поступающие сведения без достаточного контроля распознавания прорываются в левое полушарие – ВТОРОЙ НЕЙРОННЫЙ АНСАМБЛЬ.

Отсутствие четкой аналитической работы первого уровня накапливает мозговую усталость. Анализ сознания не в состоянии справиться с нерассортированным потоком информации; не в состоянии полностью осуществить целостную мыслительную работу препарации** для разделения информации  на существенную и второстепенную.

Естественно, на основе аналитической неразберихи страдает работа ТРЕТЬЕГО АНСАМБЛЯ НЕЙРОНОВ, задача которого — накопление опыта.

Не в этом ли причина широкого разнообразия «болезней» под названием эгоцентризм, инфантилизм, конформизм?..

Включается психологическая защита: «не вижу», «не слышу» ВСЕ, что вносит малейший внутренний разлад, от чего возникает тревога.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА.

Галилей направил телескоп на луну. Благодаря 30-кратному увеличению стало видно, что ее поверхность не гладкая, как было принято считать.

Узнав об этом, глава инквизиции отказался смотреть в телескоп, утверждая, что истинное знание не обретается таким примитивным способом.

«Посмеемся великой глупости людской,» – писал Галилей своему немецкому коллеге Кеплеру. И те, кто позже согласились принять участие в наблюдении и увидели своими глазами лунную поверхность неровной, стали утверждать, что это оптический обман, порождаемый «стекляшками».

Ситуации разнообразны, но следствие обычно приводит к конфликтному поведению, к агрессии. Она может стать тотальной* и продиктовать соответствующее поведение с применением любых средств – без соблюдения норм морали. В этом одна из причин аномального поведения и взрослого человека: ЧЕЛО-ВЕКА = ЛИЦО ВРЕМЕНИ.

Конкретный информационный материал не подвергается строгой обработке, потому что восприятие искажает или исключает ВСЕ, что связано с отрицательными эмоциями по отношению к своему «Я».

Отсутствие единства эмоционального и рационального, единства противоположного, блокирует ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ мыслительный процесс. Не наступает время для осознания того, что было отправлено на хранение в глубинные отделы головного мозга, до накопления «чуть-чуть». Информация, представленная в искаженном виде, даже по прошествии времени редко корректируется. Сужение «обертонового звукоряда» не делает человека ни опытным, ни мудрым. В русском языке два символа времени года: «весенняя зелень» накапливает «золото осени».

Монознание** приводит к деградации, охватывая все сферы человеческого существа, – как в личной жизни, так и в общественной деятельности.

Иногда мы слышим: «Невозможно воспринимать: одни эмоции!» Или: «Невозможно слушать, читать: голый рационализм, одни абстракции!» ПОЧЕМУ? Потому что эмоции не освещены сознанием, а рациональная информация СОчувствами: ДЛЯ КОГО предназначены законы, приказы, воспитательные и педагогические меры? ДЛЯ ЧЕГО?.. То есть – какую пользу они должны принести? Нет необходимости обращаться за разъяснениями положительного значения сути слов: перестройка, реформа, стабилизация, преобразование, переустройство. Но в теории это только абстрактные СЛОВА. На деле они, не подкрепленные конкретным делом, практическим опытом, превращаются в полную противоположность.

Слова, фразы, речи… Вдумайтесь: «Данное соглашение надо наполнить содержанием». (!?!) Или: «Реформам надо придать социальную направленность». (!?!)

Вспомнив, что «речевые зоны, чтение, письмо, арифметика находятся в ведении ЛЕВОГО полушария» (И. Павлов), обратимся к расписанию уроков в школе. В нем отражено НАСИЛИЕ НАД ПРИРОДОЙ:

1. Математика (левое полушарие).

2. Физика (левое полушарие).

3. Химия (левое полушарие).

4. Русский язык – правила грамматики  (левое полушарие).

5. Физкультура.

А если это в течение всех лет обучения?

ВЫВОДЫ. Социальные стандарты обладают силой тормоза, они способны создать ориентиры, которые искажают понятие «непреходящие ценности», а иногда и прямо противоречат им.

Если действия извне становятся системой, они могут расшатать способности организма, «настроенного от природы на развитие интеллекта» (Гельвеций).

Возвратимся в школу и попытаемся составить для нее расписание В СОГЛАСИИ С ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ.

1. Математика (левое полушарие).

2. Литература. Настоящая литература, то есть – человековедение (правое полушарие).

3. Физика (левое полушарие).

4 Рисование (или пение) – (правое полушарие).

5. Химия (левое полушарие).

6. Ботаника или биология – смотря как вести, можно и нужно с активизацией правого полушария.

Преподавание ботаники, биологии все больше ориентировалось на высокую науку – с потерей при этом конкретной основы, элементарных знаний среды, в которой растет ребенок. Спросите себя: мимо каких деревьев вы ходите, какие птицы поют, летают над головами? А как интересна жизнь каждой травки, как порой драматична она в борьбе за место под солнцем: пристрастие к свету или к тени, взаимоотношения с соседями. А с признанием древнего врачевания травами можно бесконечно удивлять детей тем, что каждое растение — помощник человеку.

Незнание, непонимание общности – не отсюда ли безразличие к природе, жестокость к животным?

У кого поднимется рука уничтожить маленькое существо – например, трубовертку, если человек узнает, что она – великий математик?..

Трубовертка прогрызает в листе изогнутую линию, завертывается в оставшийся лист и выводит там потомство. Ученые решили помочь ей: отрезали ножницами край листа. Трубовертка «гордо» удалилась на соседний лист и начала работу сначала. Ученый вырезал кривую линию – похожую на ту, которую выгрызала трубовертка. Потребность в защите достоинства сильна и тут. Трубовертка отправилась на соседний лист.

Много лет прошло, ученые не забывали «упрямицу», наблюдали за ее поведением и сделали открытие: трубовертка «вычерчивает» линию, которую в математике называют «эволюта по заданной эвольвенте».

В южных морях есть рыба дорада. Во время агонии она семь раз меняет свой цвет, подобно радуге проходя все оттенки спектра.

Чтобы люди не потеряли понятие «служение делу», мудрый Соломон советовал учиться у муравьев.

Повинуясь инстинкту, муравьи-фуражиры, добывающие сладкий сок, приносят его в муравейник неприкосновенным. Муравьи-интенданты от разведки, обнаружив корм, сообщают о находке, не дотронувшись до него сами. Муравьи-солдаты бесстрашно бросаются на защиту своего дома, не «размышляя», какого роста и веса противник.

Какой нравственный урок!

Ботаника, биология с первых шагов должны закладывать в подсознание мысль, что мы – часть природы, воспитывать удивление перед ее разнообразием, уважение к ее законам, по которым живет растительный и животный мир.

Результатом обучения этим предметам должно быть поведение человека, который в испуге отдернет бездумно протянутую руку, чтобы не сломать ветку, или остановится, чтобы не наступить на ползущего жука. И может быть, не сразу, но когда-нибудь зазвучит из глубины памяти и высокий обертон.

Уничтожая гармонию окружающего, мы разрушаем себя, и наша деятельность, в том числе и образование, социальная сфера, перестают учитывать природу, ее законы в самом человеке.

Домашним заданием к началу учебного года был сбор насекомых и растений, коллекции которых после получения отметки выбрасывали, часто на глазах у детей. И это по всей стране!

Красная книга, где записаны исчезнувшие и исчезающие виды растений, насекомых, это только следствие. В какую книгу записать массовое воспитание жестокосердия? Не имея знаний и средств консервации, дети накалывали на булавки живых бабочек, стрекоз, жуков…

На словах – «изучение ЖИВОЙ природы», а на деле – ее УМЕРЩВЛЕНИЕ…

Для чего нам надо это знать?

Понимание причин и следствий расчищает путь к действию. И на вопрос: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» – отвечаем: не обвинять ни детей, ни взрослых (потому что взрослые вырастают из детства – какого?..), и с любовью восстанавливать разрушенное.

На кого возложен этот непомерный труд? На учителя младших классов, когда становление личности уже позади: «Разве не тогда (до 5-6 лет) более всего образуются и закрепляются те черты, которые кто-либо хочет запечатлеть?» (Платон). «Разве не тогда я приобрел все, чем живу…» (Л.Н.Толстой). «Образование без воспитания чувств может нанести непоправимый вред человечности, нравственности» (Ж.-Ж. Руссо).

Разве эти мысли мудрецов не являются прямым указанием «что делать»?

Отвлечемся для уточнения сути вопроса.

Все системы человеческого организма находятся в состоянии постоянного изменения – благодаря необходимости адаптации.

Огромна роль и самой природы в стремлении к гармоническому равновесию. Однако полное равновесие может быть представлено только в теории. На практике это равновесие – не математическое, а то, которое диктуется внутренними потребностями, то есть – подвижное.

Обратимся к растительному миру.

Например, на одном географическом пространстве существует относительное равновесие елей и берез, на другом – больше елей чем берез или наоборот. Это равновесие устойчивое, или подвижное. То есть в природной самоорганизации с изменением количества сосны или березы ничего особенного не происходит, потому что оно сопровождается САМОПЕРЕНАСТРОЙКОЙ внутри данного пространства.

Аналогично у человека. Природное равновесие, например, видов темперамента, работы правого и левого полушарий может быть устойчиво или подвижно. Другое дело – когда среда, окружающая человеческое существо, семья, воспитательные и образовательные учреждения целенаправленно вмешиваются в индивидуальную природу равновесия. Тогда организм выбирает приспособительные механизмы регрессивного плана (физиологические, биохимические), удаляющие его от человеческих потребностей. Отсутствует почва для усовершенствования вида – человека как высшего создания.

Например: с насильственным торможением работы правого полушария будут страдать те виды деятельности, которые лежат в основе образной, чувственной сферы; с насильственным торможением работы левого полушария страдают виды деятельности, которые лежат в основе логической, абстрактной функций головного мозга.

Знаем ли мы историю своей страны? Других стран? В мое время она была сведена к перечислению восстаний, бунтов, причины которых всегда, во все времена были одинаковы: борьба за СВОБОДУ, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО.

Почему эти слова стояли рядом? Кто первым написал их на знамени в таком порядке? Кто первым понял, что СВОБОДА без РАВЕНСТВА перед законом не может существовать?..

ПОЧЕМУ? Потому что СВОБОДА подразумевает действия, в которых даже сам человек не в состоянии предугадать последствия. Человек может совершать поступки, которые не поддаются ни анализу, ни логике. Потому что СВОБОДА, не ограниченная законами, очень часто входит в противоречие с понятием «человек разумный».

Искусство Возрождения. Нагие фигуры в живописи, скульптуре. Это своеобразная Декларация прав РАВЕНСТВА: все рождены по подобию Господа Бога – и только по одежде можно отличить каменотеса от патриция… Говорить об этом было нельзя. Страх перед инквизицией делал людей немыми. Но мысль о РАВЕНСТВЕ зарождалась, когда люди смотрели на великие произведения прошлого. Почему человек, искусный в своем деле, должен трепетать перед богатством и властью? Демократическое общество – это общество РАВНЫХ в подчинении ЗАКОНУ и равные должны приносить пользу государству – каждый в своем деле.

БРАТСТВО. С одной стороны, оно является олицетворением общности людей через интерес к различию: «не как я», «не как вокруг меня», «не так, как было когда-то»… Это общность народов, живущих на разных географических пространствах, с разной историей, языками, обычаями, законами.

Может быть, именно БРАТСТВО имел в виду В. Вернадский, когда ввел понятие биосферы, обозначив этим словом сумму всего живого, населяющего нашу планету.

В. П. Казначеев говорит, что БИОСФЕРА должна рассматриваться как «единый целостный планетарный ОРГАНИЗМ».

С другой стороны – БРАТСТВО является олицетворением общности природы человека: «как я», «как вокруг меня», «как у людей, живших задолго до нашей эры». Единство – независимо от цвета кожи, национальности, разреза глаз… «Другой» оказался предателем, но ведь и я тоже однажды проявил слабость… «Другой» не устоял перед соблазном, но ведь и я тоже, случалось… «Он», как и я, может проявить себя и… У «другого» выражение горя, страдания, радости, ликования, как и у меня, значит…

Польза изучения истории – не в войнах и революциях, а в примерах, свершениях людей, которые оказывали влияние на общественный строй, его направленность, развитие, культуру.

История не существует изолированно. Чем больше источников знаний, тем больше мы САМИ находим сходство и различие, тем интереснее предмет.

Если бы история раскрывалась перед нами в связи с событиями того времени в разных областях знаний! Если бы они объяснялись, исследовались их причины!

Если бы нас знакомили с именами великих философов не по вырванным цитатам, на которых строились доказательства о заблуждениях Платона, о пессимизме Ницше, начетничестве Гегеля или узости мышления Гельвеция…

Например: почему Папа римский проклял величайшего в мире скрипача Н. Паганини и гроб с его телом долгое время возили по Италии?.. Что было в это время в стране?.. Кто правил?.. Почему умерли в изгнании Леонардо да Винчи, Байрон, Данте, Шопен, который завещал похоронить свое сердце на родине?.. Какие уроки мы можем извлечь, соприкасаясь с их судьбами?.. Да и много ли найдется в человечестве гениев со счастливой судьбой?.. Моцарт и Шиллер умерли в нищете, Достоевский прошел каторгу… Пушкин, Лермонтов были убиты…

Что не доходит до осознания, не запоминается через разум, может дойти через чувства. Один ученик соединит более значимое для его природы восприятия рациональное с эмоциональным, другой – наоборот, оставляя прочные следы в памяти…

Мы узнавали бы об удивительных закономерностях в жизни каждой страны, которые повторяются и в других странах – через определенный промежуток времени. Объединяя историческое и обыденное, от простого к сложному – в зависимости от темы урока.

Почему парламент Франции отменил запрет на продажу картофеля только после ста лет опытов над ним?.. Что в это время было во Франции?.. Что развивалось, кто правил?.. Медицина признала теорию кровообращения только через 50 лет после открытия Гарвея. Знал бы об этом и многом другом еще в детстве великий наш соотечественник, открывший заменитель крови, не покончил бы жизнь самоубийством, а спокойно бы работал, уверенный, что его открытие когда-нибудь оценят ОБЯЗАТЕЛЬНО (что и случилось сейчас). Сто лет ждали своего признания произведения Баха… Только несколько лет назад Ватикан признал свою вину за сожжение Джордано Бруно.

Универсальные законы развития претворяются в истории государств! Сходство времен. В чем оно? Надо учить соединять множественное, противоположное. Во все века истина распространяется медленно. Для признания нужно время. В одной стране оно короче, в другой длиннее. Это история народа, его мировоззрения, его заблуждений…

Вначале истина, открытие в руках одного человека, нескольких, группы. А доказательств пагубности ее, преследователей – великое множество. Словно, в соответствии с пришедшим неизвестно откуда приказом, через запреты, отрицания НОВОМУ дается время для проверки его, для более ясного обоснования, чтобы уберечь от многих ошибок, а главное – подготовить общество. Гете говорил, что истина начинает свою жизнь как ересь, а заканчивает как догма.

Удивительно, но во все времена особенно агрессивны те, кто ничего не понимает в сути открытия. Для них достаточно, что это – новое. Ситуация придает им видимость превосходства в знании обсуждаемого. Их роль – освистывать. В новом они видят опасность. В.П.Казначеев: «Клевета освещает путь истины.».  Во все века именно противники какого-либо учения были самыми яростными его… пропагандистами.

Кто-то всегда подхватит затухающий огонек или отыщет искру под ногами невежества. Постепенно к пониманию приходит все большее количество людей. Борьба наиболее яростна, когда противников становится мало, а сторонников большинство.

Знание истории, не оторванной от жизни людей далеких времен, соединяет народы всех стран, прошлое и настоящее. Всеобщая эволюция исторического развития, как и эволюция сознания, похожи на лабиринт: неверные шаги, просчеты, ошибки и постоянная борьба.

Точно так же борьба происходит внутри нас. Проследите за собой: высокое и низкое, широта души и жадность, честность и ложь…

Соединяя, мы становимся зрячими. Не опускаются руки, не истерично отчаяние: и это было… И это (вспоминаем мы)… А как другие люди боролись?.. Как выходили из положения?.. Что было результатом их усилий? Сколько времени все продолжалось?..

Люди всегда вели борьбу за счастье. Но как его понимали в разные времена короли, полководцы, генералы, простые смертные, мудрецы?.. Что следовало за борьбой?.. Достигали они счастья или нет? Если нет, то почему, или почему – да?

Вот мы и узнаем, что в истории каждой страны периоды войн и мира сменяют друг друга. История полна культами, суевериями, нелепостями, преступлениями. Какие уроки для понимания настоящего!!

Если бы нас знакомили с ними в школе, учили соединять причины и следствия, мы бы учились не только понимать роль общества, групп в нем, роль личности, но искали бы и находили пути выхода, опираясь на исторический опыт. У нас бы формировалось историческое мышление, социальная зрелость, умение предвидеть последствия изменений в государстве.

Может быть, причина трагедий человечества в нарушении законов о единстве противоположного. Идея, метод, направление, объявленные истинными, не жизнеспособны. Истина бывает только относительная, поэтому борьба за чистоту идей неизбежно приводит к террору и уничтожению тех, кто посмел увидеть в абсолюте элементы заблуждений, ереси, будущее разложение и гибель. Так в большом и малом.

Лозунг «Единственно верная религия – католицизм!» приводит к инквизиции. Лозунг «Германия превыше всего!» приводит к фашизму. Принятый государством к действию лозунг «Человек – хозяин Земли!» оборачивается великой программой разрушения.

«Служение идеалу мешает видеть истину. Идеала не существует, но его можно придумать и всю жизнь служить ему, все больше отдаляясь от действительности».

Б. Шоу.

В борьбе с природой человека догмы утверждались огнем, ядами…

Что такое польза знаний?

События должны рассматриваться глазами той эпохи, в которой они происходили. Данное событие может быть прогрессивным с точки зрения того, далекого времени. Но мы должны знать, что много лет спустя происходит переосмысление прошлого, благодаря открытию неизвестных ранее фактов, появляется новый угол зрения.

Первый из арестованных декабристов назвал всех известных ему участников подготовки к восстанию, потому что ложь в то время считалась одним из смертных грехов. С точки зрения нашего времени он – предатель.

Надо рассматривать, а не осуждать величие дел предков огульной критикой, создавая искусственный конфликт между поколениями, культивируя пренебрежительное отношение к их делам.

Должна ли история оценивать прошлое? И для чего это делать? Чтобы выбирать из прошлого то, что необходимо сохранить в настоящем для будущего. То есть каждое поколение должно опираться на мудрые законы прошлого, укоренять полезные традиции, совершенствовать их.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА.

В Древней Греции на праздновании в честь Аполлона, бога искусства, солнца, света в театре шли представления три дня – от восхода солнца до поздней ночи. За первое место соревновались драматурги. Имена победителей высекали на стелах на вечные времена.

По закону того времени из тюрем выпускали преступников, чтобы они, наблюдая за действиями, воспитывали свой этос.

Считалось: если в городе есть хоть один преступник, это вина государства.

Зная историю, будущие политики не устраивали бы миниреволюций с каждой сменой правительства и не называли бы радикальные перемены «изменениями условий игры», основываясь на теоретических выводах… «Игра» подразумевает участие в ней партнеров. Это французское слово означает совместная деятельность. Но… частая смена условий игры приводит к играм без правил. Понятие «партнеры» теряет свой смысл.

Вспомним! Организм каждого человека откликается на внешние и внутренние раздражители ВСЕМИ СВОИМИ СИСТЕМАМИ. Но когда СРАЗУ нарушаются многие привычки, которые годами складывались      в стереотип*, человек попадает в состояние транса (фр.) – внезапное кратковременное расстройство сознания во время которого человек принимает неправильные решения. Попытаемся объяснить, почему это происходит

Разрушение стереотипа извне приводит к потере контроля над ситуацией, человек теряет возможность прогнозировать. Состояние неопределенности порождает чувство тревоги – явной или скрытой…

А где же психологическая защита?

Оказывается, в данной ситуации роль защиты играет ТРАНС. Естественно предположить, что постепенно человек восстанавливает способность оценивать создавшуюся ситуацию, выбирает линию поведения в круто изменившихся условиях жизни. И роль психологической защиты снова возрастает.

Однако новые вершители судеб, реформируя реформы, снова изменяют правила игры… Разрушается только что созданный хрупкий стереотип. Транс завоевывает все большее время в жизни человека, механизм естественной психологической защиты ослабевает. Некоторую часть общества охватывает состояние отрешенности.

Соединим причины и следствия! Потребность в отрешенности… Не в этом ли одна из причин увеличения силы звука в музыке (под которую «балдеют»)?.. Эта сила превышает слуховой барьер нормального человека.

Оглянемся на один из выводов ученых, изучавших на нейронном уровне проблематику ПОВТОРЕНИЯ (повторение – мать тупости).        Не это ли отупение создается бесконечно повторяющимися музыкальными и речевыми фразами – с ударением на безударных слогах, вопреки смыслу?.. Не к этому ли приводят рекламы? Они включаются в моменты, когда человек должен задуматься над тем, что только что увидел, услышал…

Не это ли варьирование шаманских действ приводит массы молодежи в состояние сомнамбулизма?..

Из научных исследований современных ученых:

«В трансе ясно проявляется неблагоприятный характер «таинственной службы».

Напомним! Эта «служба» накапливает свой банк памяти с момента зарождения. В основе таких накоплений – условия жизни будущей матери: благоприятные или неблагоприятные. Именно они программируют в ребенке склонность к грубости, конфликтным ситуациям, скрытую и явную агрессию. Банк памяти «обслуживает периоды шоковых состояний на протяжении ВСЕЙ жизни человека».

Не в этом ли еще одна из причин необъяснимых побуждений, безрассудных поступков, немотивированной жестокости?.. Опасность их в том, что в это время «таинственная служба» совершенно отключает СОЗНАНИЕ.

А что же такое ЧЕСТНЫЕ правила игры?

По-моему, ответ на этот вопрос дает понимание слова РЕСПУБЛИКА: в переводе с греческого – ОБЩЕЕ ДЕЛО.

Это значит, что каждый гражданин должен проявить себя в роли «сеятеля и жнеца», а правители должны предоставить ему эту возможность.

У всех народов стремление к идеалу проходит стадии ДЕТСТВА, ЮНОСТИ, ЗРЕЛОСТИ. Мы – исторически неграмотные, постоянно находимся в состоянии детства…

Обратимся к школе…

Думается, что приведенные выше примеры преподавания различных предметов дают возможность понять разницу методов для достижения конечной цели: приобщение к знаниям по биологии, ботанике, истории, литературе, сольфеджио… И – развитие мышления на основе биологии, ботаники, истории и т.д.

Что такое, например, развитие мышления на основе математики?.. Это соединение рационального с эмоциональным. Наряду с программой по данному предмету, с начальных классов – знакомство с тем, что отражено в словах Пифагора:

«Главные предметы для изучения – математика, музыка, астрономия. Основа мироздания есть число. ВСЁ есть число».

Между сложением, вычитанием, умножением, делением вспоминать всем классом, сколько дней в неделе, цветов в радуге, вспоминать пословицы, поговорки с использованием числа 7, названия сказок…

От просто интересного – к таблице Д. Менделеева, к семи чудесам света!.. Какие это чудеса?..

Задача – увлечь правополушарных математикой, логикой, точными науками, а левополушарных – лирикой, гуманитарными дисциплинами.

СОЕДИНЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ.

Вначале люди вели счет по пальцам рук, ног. Когда их стало не хватать, в дело пошли камешки, раковины. Наконец человеку для своих возрастающих нужд пришлось создать натуральный ряд чисел. И начали с этим числом происходить удивительные вещи. Числа стали вести себя по своим собственным законам, которые человек вынужден был изучать. Оказалось, что эти законы едины в разных областях знаний.

Основная формула процесса органического роста и развития в Природе заложена в одинаковой мере и в раковину, и в подсолнух, и в скелет человека. Формула известна как ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.  Эта пропорция нашла свое отражение в астрономии, технике, музыке, стихосложении, строении животных, птиц, человека, строении глаз и космоса. МНОГООБРАЗИЕ В ЕДИНСТВЕ.

Золотое сечение определяется в словарях как гармоническое деление, соотношение отрезков, частей и целого: деление отрезка АС таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (то есть АВ:ВС=АС:АВ).

Соотношение отрезков, частей и целого по формуле красоты – Золотому сечению – Птолемей определил как число 0,61 (он исходил из правильного телосложения). 

К Золотому сечению пришли пифагорейцы. Платон назвал точку Золотого сечения «БОЖЕСТВЕННОЙ ПРОПОРЦИЕЙ» – принцип всякого творчества, которое стремится к красоте и совершенству.

По Золотому сечению построены Фригийские гробницы, Пантеон в Афинах (храм, посвященный греческим богам), написаны картины Рафаэля и Тициана, Леонардо да Винчи, возведены памятники русской архитектуры в Пскове, Нижнем Новгороде, Суздале.

Золотое сечение находят в строении тел человека и животных, растений, птиц, в строении КОСМОСА.

С. Эйзенштейн (кинорежиссер):

«Анализ лучших произведений показал: они построены по шкале пропорций так называемой логарифмической спирали, по которой в равной мере разрастаются в объеме рога диких коз, головки подсолнухов и морские раковины. Спираль эта, сама по себе, весьма примечательна. Она определяет собой пропорцию так называемого Золотого сечения, которое лежит в основе наиболее замечательных произведений древности». 

Не менее интересные математические события связаны с числами Фибоначчи. Этот итальянский математик  в своей «Книге счета» привел замечательную задачу: «Сколько пар кроликов рождается в год от одной пары?» В результате решения этой задачи получался ряд чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. Он выведен из природной закономерности и был назван рядом Фибоначчи. В этой числовой последовательности каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.

Постепенно открывались удивительные проявления чисел Фибоначчи в ПРИРОДЕ. Поставьте луковицу в стакан с водой. Через несколько дней вверху появятся зеленые побеги (внизу – нитевидные корни). Сосчитайте стрелки лука. Из каждого побега их будет 3, 5, 8… Число нитевидных корней будет близко к 21, 34 (плюс-минус 1).

 Если природа едина, то управляют ею единые законы. Число спиралей сосновой шишки, подсолнечника соответствует ряду чисел Фибоначчи или близко к ним. У панцирной щуки 55 рядов чешуй, у севрюги, осетра – 34. Раковины моллюсков созданы по четкому плану: при росте спиралей они тоже предпочитают число Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34, 55… На овальном поле панциря черепахи расположено в центре 5 пластин, 8 – по краям, всего 13, а на периферической кайме – 21 пластинка… У комара 3 пары ног, на голове 5 усиков-антенн, брюшко делится на 8 сегментов…

Природа – великий архитектор! Невольно возникает мысль, что живая природа в своем развитии стремилась к наиболее гармоничной организации, причем критерием гармонии является Золотое сечение. Эволюция живого происходила путем развертывания спирали развития, воплощенной в числах Фибоначчи…

Обратимся к математической гармонии в музыке… Строение периода 8 тактов с кульминацией (точка Золотого сечения) в каком такте?.. В равенстве частей (4+4) недостаточно динамики. Поиск ее привел к АСИММЕТРИИ (3+5 или 5+3). Такую асимметрию можно найти в симфониях Моцарта, в музыке Б. Бартока.

На этой пропорции построены произведения А. С. Пушкина, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели… Естественно, что ни Моцарт, ни Барток, ни Пушкин, ни Руставели не считали количество тактов или слогов. Они ИНТУИТИВНО воплощали ГАРМОНИЮ – как ощущение высшей логики и красоты.

Читайте далее: Выводы



* Синдром (греч.) – стечение, сочетание признаков, симптомов, имеющих общий механизм возникновения и характеризующих определенное болезненное состояние организма.

Симптом (греч.) – совпадение, характерное проявление, признак какой-нибудь болезни.

 

* Революции большие и малые: укрупнение деревень, запрет на лечение травами, насильственная химизация страны.

*  Абстрактный (лат.:  abstractio, отвлеченный) – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выделения существенных признаков.

**  Конкретный (лат.:  concretus, густой, уплотненный) – реально существующий, вполне определенный, вещественный, рассматриваемый во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от абстрактного).

*  Антагонизм  (греч.) – спор, борьба, непримиримое противоречие.

* Может быть, надо самим себе прописать как лекарство от научной шелухи книгу К. И. Чуковского «От трех до пяти»?

* Апелляция (лат.) – обращаться за советом, поддержкой, – например, к общественному мнению, аудитории, классу.

*  Еще раз! Эмоции (лат.) — волнение, возбуждение.

** Пусковой механизм ИНТЕРЕСА — эмоции.

* Эти знания нужны с первого, второго классов, когда ученик может сразу их использовать: играть аккомпанемент к песням в качестве концертмейстера; наблюдать за последовательностью знакомых аккордов в произведениях композиторов.
Межпредметные связи учат сравнению — самому активному способу развития мышления и эрудиции.

** Препарация (нем.) – разъединение с целью последующего исследования, классификации, систематизации.

* Тотальный (фр.) – полный, всеобъемлющий.

** Моно (греч.) – один, единственный.

 

* Стереотип (греч.)твердый отпечаток. В физиологии – форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга, которая выражается в фиксированном (стереотипном) порядке осуществляемых или условно рефлекторных действий, которые имеют ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ для ПРИСПОСОБЛЕНИЯ организма к условиям окружающей среды.



Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 173