УПП

Цитата момента



Взрослые заставляют нас признаваться, а сами никогда не признаются детям!
Дети.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помни, что этот мир - не реальность. Это площадка для игры в кажущееся. Здесь ты практикуешься побеждать кажущееся знанием истинного.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

Глава 11

ГЕНЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОЛУБЫМИ.

Возлюбленный Ошо,
Я все еще учусь в школе и хотел бы знать, в чем секрет образования?

Может быть, тебе трудно будет понять секрет образования. Но я не могу пренебречь своим пониманием, поэтому я скажу, что я чувствую, прекрасно зная, что, возможно, ты не будешь в состоянии понять его пока, ты столь юн. Но через тебя может быть кто-либо другой сможет понять, да и ты в один прекрасный день подрастешь и сможешь понять его.

Вопрос очень сложен. Я понимаю, что ты задал его, не вдаваясь особенно в его смысл. Это один из самых фундаментальных вопросов для будущего человека. И я хотел бы начать с самого начала.

До сегодняшнего дня люди живут случайной жизнью. Никто не знает вашего потенциала, и что вложено в вас природой. А проблема, секрет образования — не может быть решен без знаний вашего потенциала. Должны вы стать музыкантом? Поэтом? Инженером? Врачом? Не зная ничего о ваших возможностях, почти на ощупь в темноте мы решаем судьбу людей на базе странных доводов.

Само слово образование, его корень, означает “формирование”. В этом значении слова находится его секрет. Чтобы ни было, вы как семя должны прорасти, вытянуться, сформироваться, получить полную возможность, и тогда вы сможете цвести. Но никто не знает, что в вас спрятано, какая почва вам нужна, и какой садовник, какой климат для вас является наилучшим, и какой момент для вас самый лучший, чтобы быть высаженным в почву.

Родители решают судьбы своих детей в зависимости от их собственных амбиций. Отсюда проистекают страдания в этом мире: человек, который мог бы быть замечательным музыкантом, становится лишь посредственным промышленником. Человек, который мог бы стать замечательным мистиком, вынужден стать математиком. Почти все не на своих местах. А быть не на своем месте очень больно. Вы даже не осознаете, почему вы страдаете, потому что вы не осознаете, что вы не исполнили свое назначение. Вы послушались чужого мнения в выборе своего дела.

Во-первых, по моему мнению, все начинается с генетической инженерии. Здесь заложен секрет всего воспитания. То, что называли образованием до сегодняшнего дня, является просто хаосом. Секрет заключается в генетической инженерии. Сегодня научно уже возможно определить программу каждого человеческого существа даже до его рождения. Мужская сперма содержит многие из программ для его жизни и того кем он станет, будет ли это женщина или мужчина, будет он сильного телосложения или слабого, будет ли он вести здоровую жизнь или будет бесконечно болеть, его сопротивляемость болезням, продолжительность жизни и какого типа потенциал спрятан в нем — может он сможет стать великим математиком или великим художником, или великим поэтом, или великим промышленником. Ваша судьба записана на биологических началах вашей жизни, а не в вашем свидетельстве о рождении, ни в положении звезд, ни на линиях вашей руки.

Сейчас наука открывает окно в новый мир: каждая сперма может быть прочитана как открытая книга. Вы сможете принимать решения о жизни вашего ребенка. До его рождения вы сможете выбрать, кем бы вы хотели видеть вашего ребенка. Для меня настоящее обучение начинается именно с этого момента.

При совершении каждого любовного акта мужчина выбрасывает по меньшей мере миллион сперматозоидов, но только один из них может быть достигнет женской яйцеклетки. Это марафонский бег. Маленький сперматозоид, который даже не виден невооруженным глазом в соответствии с размерами его тела должен преодолеть дистанцию, которую можно приравнять к двум милям, и у него для этого есть всего лишь два часа жизни. Если он не достигнет за два часа, он умрет. Больше никогда в жизни он не встретится с такой конкуренцией.

Вся жизнь это конкуренция, но самое жестокое соревнование, которое можно себе представить, происходит вначале жизни: миллион человек торопятся к женской яйцеклетке и только один станет победителем. Проигравший умрет.

Сегодня это игра вслепую — очень возможно, что идиоты придут первыми. Вот почему в мире так много идиотов. Идиоты, которые ни о чем не беспокоятся, никого не принимают во внимание, они только будут слепо торопиться изо всех сил. Мудрые могут стоять в стороне и наблюдать за тем, что происходит. А действительно мудрые, могут даже не принимать участия в марафоне, это так глупо.

Эти проблемы могут быть разрешены. Но религиозные предрассудки являются серьезным препятствием для любого прогресса и новых идей. Мне будут возражать все религии — это неважно. Меня не воспринимали всю мою жизнь — но моя идея заключается в том, что любой мужчина, желающий ребенка, может сдать свою сперму в госпиталь и медицинская наука изучит его сперму и выявит имеющиеся возможности. В этом миллионе сперматозоидов могут быть и Альберт Эйнштейн, и Бертран Рассел, Мартин Хейдегер, замечательные музыканты, такие как, Иегуди Менухин, великолепные танцоры, как Неженский, великие философы, как Фридрих Ницше, замечательные писатели, как Федор Достоевский. Их можно выделить из общей массы, а отец и мать будут выбирать, кого они хотят. И если вы можете выбрать настоящие бриллианты, зачем вы будете выбирать крашенные камни? И если вы можете выбирать, зачем отдаваться на волю случая.

Они смогут выбрать, если захотят, Генри Форда, который сможет создать великие богатства. Деньги это такое же искусство, как что либо другое: они имеют своих собственных гениев. Все не могут стать Генри Фордом.

А если вы захотите, чтобы ваш сын стал Гаутамой Буддой, в таком случае, вы должны выяснить, согласно генетическому анализу у какого сперматозоида имеется потенциал, чтобы стать мистиком. Сперматозоид должен быть введен таким образом, что ему нет необходимости соперничать с толпой других. С этого момента начинается процесс образования.

И это только начало генетической инженерии. В конце концов, это произойдет, работа растет изо дня в день, выбранный сперматозоид имеет программу, но программа слегка может быть изменена, возможно, что у него будет ум Эйнштейна, но тело другое здоровое — что-то можно добавить, программу можно слегка изменить. Он может иметь продолжительность жизни 50 лет, но эта программа может быть изменена. Ему может быть дана такая длинная жизнь, какую вы хотите максимальная продолжительность может быть около трехсот лет — и она будет тем более здоровой, чем выше сопротивляемость болезням. Все это может быть внесено в программу. Таким образом, ребенок начинает свое путешествие с родителями, которые обладают полным пониманием, кем станет их ребенок, в какую школу его отправить, и какое образование будет соответствовать его генетическому коду. Тогда мир будет полон гениев, талантливых людей, здоровых людей. Станет возможным полностью избежать старости — человек может жить молодым до момента смерти.

Сегодня это уже не фантастика, все это становится научным фактом. Но религия не позволяет узнать людям об этих достижениях науки. Они бояться странных вещей. Они бояться, что мораль будет потревожена. Позвольте ей быть потревоженной. И вообще, что за мораль существует в мире? Кроме лицемерия, нет никакой морали. Генетическая инженерия может определять даже характер, мораль, дисциплинированность индивида, который родится. Отсюда вытекают широкие возможности: для ребенка четкая и без сбоев карьера, а для родителей, так как дети не рождаются в результате секса, — секс становится чистым развлечением. Он не ведет к ответственности, он безопасен.

Научная правда заключается в том, что люди страдают без необходимости, потому что слушают священников, а не ученых. Священники категорически против вмешательства во все, что имеет отношение к человеческой жизни. Они тут же начинают протестовать против того, чтобы вы вмешивались в работу Бога. Я не вижу, какую же работу выполняет Бог. Все эти умственно отсталые глупые люди — это создание Бога? И священники не готовы к новому миру. Они против планирования семьи, они против контроля над рождаемостью, они против всего, на что сегодня способен человек — создать лучший мир, лучшее человечество. Вот мое первое положение: обучение никогда не будет правильным, если ребенок не рожден посредством генетической инженерии, а посредством отсталого метода, которому вы следуете до сегодняшнего дня.

Это один из самых важных секретов: если вы не прислушаетесь к здравому смыслу и разуму, вы не сможете произвести революцию человеческой жизни.

Глава 12

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЯТИ ИЗМЕРЕНИЯХ.

Образование, преобладавшее в прошлом, недостаточно, неполно и поверхностно. Оно только создает людей, способных обучиться добыванию средств к существованию, но не дает проникнуть в то, что же такое жизнь на самом деле. Оно не только не полно, оно уродливо, так как основывается на соревновании.

Любой тип соревнования по сути своей глубокое насилие, которое создает не любящих людей. Все усилия их направлены на то, чтобы добиться имени, славы, и всех других амбициозных притязаний. Очевидно, что они должны бороться и для этого находится в конфликте. Это разрушает их радость, разрушает их дружелюбие. Кажется, что все дерутся против всего мира.

Образование до сегодняшнего дня было ориентировано на цели: что вы учите сейчас — неважно, главное это экзамен, который придет через год или два. Это делает будущее важным, более важным, чем настоящее. Настоящее приносится в жертву будущему. И это становится стилем вашей жизни, вы все время жертвуете настоящим ради того, чего нет. Это создает ужасную пустоту в жизни.

В коммуне, по моим представлениям, образование будет происходить в пяти измерениях.

Никто не проваливает экзамены, все переходят, только некоторые чуть быстрее, а некоторые чуть медленнее, потому что идея провала создает глубоко ранящее чувство неполноценности, а идея успеха создает другую болезнь, чувство превосходства. Нет лучших, нет худших.

Каждый таков, каков он есть, и он несравним.

Таким образом, экзаменов не будет. Это переносит перспективу будущего на настоящее. Главным становится то, что вы делаете в данный момент, а не пять вопросов по прошествии двух лет. В течение этих двух лет вы пройдете через тысячи вещей, каждая будет решающей; таким образом обучение не будет ориентированным на цель.

В прошлом учителю отводилась важная роль, потому что он выучил и сдал все экзамены, он собрал знания. Но ситуация уже изменилась и в этом одна из проблем, наши ответы содержат устаревшую информацию. В настоящее время взрыв знаний столь огромен, столь обширен, столь стремителен, что уже нельзя написать большую книгу по какой-либо научной теме, потому что к тому времени, когда вы закончите, она уже устареет, новые факты, новые открытия сделают ее не актуальной. Таким образом, наука сегодня зависит ни от книг, а от статей, от периодических изданий. Учитель получил свое образование 30 лет назад. За 30 лет все изменилось, а он будет повторять то, что он выучил когда-то. Он не в курсе дела, и своего студента он тоже вводит в заблуждение. Поэтому, по моим представлениям, учителей не будет, а вместо учителей будут инструкторы и разницу нужно понять. Инструктор укажет вам, где в библиотеке найти последнюю информацию по теме.

Преподавание не должно происходить устаревшим методом, потому что телевидение может сделать это лучше, может сообщить самую последнюю информацию без проблем. Учитель обращается к вашим ушам, а телевидение обращается к вашим глазам и результат гораздо выше, так как через глаза вы получаете 80% информации о мире, и это ваша самая живая часть.

Если вы можете что-либо увидеть, нет необходимости заучивать это наизусть, но если вы слушаете, вы должны заучивать это. Почти 98% материала может быть подано при помощи телевидения, а на вопросы, которые возникнут у студента, ответит компьютер.

Учитель будет помощником, который покажет вам правильный канал, как пользоваться компьютером, как найти самую новую книгу по интересующему вас вопросу. Его функции будут совершенно отличными от нынешних. Он не приносит вам знания, он помогает вам познакомится с самыми современными знаниями. Он всего лишь инструктор.

Принимая все это во внимание, я разделяю образование на пять измерений. Первое, это информационное, как, например история, география и многие другие предметы, изучение которых может происходить при помощи компьютера и телевизора. Вторая часть это точные науки, они тоже могут преподаваться через компьютер и телевидение, но они несколько сложнее и инструктор здесь более необходим.

К первому измерению относятся и языки. Каждый человек должен знать хотя бы два языка; один свой родной, а другой английский, как язык межнационального общения. Их тоже лучше изучать при помощи телевидения — произношение, грамматика и все остальное могут быть правильнее преподнесено, чем человеческим существом. Вы можете создать в мире атмосферу братства: язык объединяет людей и язык разъединяет людей. В данный момент интернационального языка не существует. Английский наиболее широко распространенный язык, и люди должны отбросить свои предрассудки и увидеть реальность.

Было сделано много усилий, чтобы создать языки и избежать бессмысленных споров — испаноговорящие народы могут сказать, что их язык должен стать интернациональным языком, потому что на нем говорит большее число людей, чем на любом другом языке. Чтобы избежать этих споров был создан, например — Эсперанто. Но ни один искусственно созданный язык не способен функционировать. Есть такие вещи, которые нельзя создать искусственно, они должны вырасти сами, как, например, язык, который является детищем тысячелетий. Эсперанто выглядит настолько искусственным, что затраченные усилия не увенчались успехом.

Очень важно обучить двум языкам — первому родному, потому что существуют такие чувства и нюансы, которые возможно выразить только на родном языке. Один из моих преподавателей С.К.Сасена, путешественник, объехавший весь мир, преподававший философию во многих странах, обычно говорил, что на иностранном языке вы можете сказать все что угодно, но когда дело доходит до драки или любви, вы чувствуете, что не сможете искренно и правдиво выразить свои чувства. Для чувств и их искреннего выражения вам нужен родной язык, который вы всасываете с молоком матери, который становится частью вашей крови, проникает в вас до мозга костей. Но этого недостаточно, это создает малые группы людей, а других превращает в чужих.

Один межнациональный язык очень важен как общая основа для единого мира, для единого человечества. Таким образом, два языка необходимы для всех. Это произойдет в первом измерении.

Второе — это приобретение научной базы, которая имеет колоссальное значение, потому что это половина окружающей нас реальности, внешняя реальность. Третьим станет то, что сейчас отсутствует в образовании, искусство жить. Люди считают само собой разумеющимся, что они знают, что есть любовь. Но они не знают… и со временем когда узнают, уже слишком поздно. Каждому ребенку нужно помочь трансформировать свой гнев, ненависть, ревность в любовь.

Очень важной частью третьего измерения должно стать чувство юмора. Наше так называемое образование делает людей несчастными и серьезными. И если одна треть вашей жизни потрачена на университет, где вы были несчастны и серьезны, это врастает в вас, вы забываете язык смеха, а человек, который забывает язык смеха позабыл в этой жизни так много.

Итак, любовь, смех и знакомство с жизнью, ее чудесами, ее тайнами … эти птицы, поющие на деревьях не должны быть не услышанными. И дерево, и цветы, и звезды должны иметь связь с вашим сердцем. Рассвет и закат не должны быть лишь чем-то внешним, они должны иметь какой-то внутренний смысл. Почтение к жизни должно быть основой третьего измерения.

Люди так непочтительны к жизни. Они по-прежнему убивают животных для еды и они называют это игрой, но если животные поедают их — они называют это ужасным несчастьем. Странно … в игре обоим партнерам должны быть даны равные возможности. Животные не имеют оружия, а вы имеете ружье или стрелы. Необходимо прививать почтение к жизни, потому что жизнь это Бог и нет другого Бога кроме самой жизни, радости, смеха, чувства юмора — короче говоря, настроения танца. Четвертым измерение должно быть искусство и творчество: живопись, музыка, поэзия, рукоделие, гончарное дело, строительство — все, что является творческим. Любая область творчества должна быть разрешена: ученики смогут выбрать сами. Только некоторые вещи должны быть обязательными — например язык межнационального общения должен быть обязательным, приобретение определенных умений, чтобы заработать на жизнь должны быть обязательными, какое либо творческое искусство должно быть обязательным. Вы можете выбрать среди всей радуги творческих искусств, потому что если человек не научится творить, он никогда не станет частью существования, которое само по себе постоянно является творческим. Человек становится божественным. Творчество — это единственная молитва. А пятым измерением должно стать искусство умирать. И в этом пятом измерении должны быть все медитации: так чтобы вы смогли узнать, что смерти нет, так чтобы вы смогли осознать, что вечная жизнь внутри вас. Это должно стать абсолютно необходимым, потому что каждому придется умирать, никто не избежит этого. Но под большим зонтом медитации вы сможете войти в Дзен, в Дао, в Йогу, в Хасидизм, в любые виды, в любые существующие возможности, обучению которому не придавалось никакого значения. В этом пятом измерении вы сможете узнать боевые искусства, например айкидо, джиу-джитсу, дзюдо — искусство самозащиты без оружия — не только самозащиты, но и медитации.

Новая коммуна будет иметь полное образование, цельное образование. Все главное должно быть обязательным и все не главное должно быть необязательным. Каждый будет иметь выбор, и большой. И когда основа будет выполнена вы сможете изучать то, что вам нравится: музыку, танцы, живопись — и вы должны знать кое-что для того, чтобы идти внутрь себя, узнать себя. И все это может быть дано легко, без какого-либо напряжения.

Я сам был преподавателем и отказался от университета со словами: « Это не образование, это полнейшая глупость, вы не учите ничему стоящему».

Но это ничтожное образование превалирует во всем мире, нет разницы между Советским Союзом или Америкой. Никто не заботится о более полном, цельном образовании. В этом смысле почти все необразованны: даже те, которые имеют высшие степени — не образованы в широких областях жизни. Некоторые более необразованны, другие менее необразованны — но необразованны все. Найти образованного человека невозможно, так как цельного образования не существует нигде.

Глава 13

ПРЕПОДОВАНИЕ: ДОРОГА ВНИЗ ИЛИ ВВЕРХ.

Возлюбленный Ошо,
Вы часто говорите нам, что мы не должны судить себя и других людей. Я учитель по роду своей деятельности должен оценивать студентов. Сейчас я обеспокоен тем, как мне справляться со своей работой. Можете ли вы мне помочь?

Мои слова, что вы не должны судить не означают, что вы не можете сказать ученику, будучи учителем: ”Ваш ответ, который вы сейчас дали, неправильный”. Вы же не судите человека, вы судите поступок. А я не говорил вам, чтобы вы не судили поступки — это совсем другое.

Например, кто-то вор, вы можете судить, что воровать нехорошо. Но не судите человека, так как человек — это широкое явление, а поступок это что-то маленькое. Поступок это такая малость … что суждение о нем не может переноситься на всего человека. У вора может быть много положительных качеств, он может быть правдивым, он может быть искренним, он может быть любящим человеком. Но чаще всего происходит обратное: люди начинают судить скорее людей, чем их поступки. Поступок должен быть скорректирован особенно в такой профессии как учитель, вы должны исправлять, вы не можете позволить ученикам идти дальше, совершая ошибки. Это было бы очень жестоким, бесчувственным. Но не исправляйте их в соответствии с традициями, убеждениями, с точки зрения так называемой морали, в соответствии с вашими предрассудками. Когда вы исправляете кого-либо, будьте медитативны, будьте тихи: посмотрите на всю вещь целиком, со всех точек зрения. Может это и правильно, то что они делают, а ваше предупреждение совсем неуместно.

То есть, если я говорю: «Не суди». Я только говорю, что поступки не дают вам право судить человека. И если поступок не правильный, помогите человеку — определите, почему поступок не правилен, но не судите. Не трогайте человеческое достоинство, не унижайте его, не заставляйте чувствовать себя виноватым, вот что я имею ввиду, когда говорю: «Не судите».

Но если что-то можно исправить: без предрассудков, тихо, в вашем сознании, если вы видите, что что-то неправильно и оно разрушает человеческий разум или же заведет его на неправильный путь в жизни, помогите ему.

Работа учителя заключается не только в преподавании таких поверхностных вещей, как география, история и всякая другая чепуха. Его основная задача привести ученика к лучшему осознанию, к высшему сознанию. В этом должна быть ваша любовь и сострадание, и только с этой точки зрения можно судить правилен поступок или нет.

Но никогда ни на один момент не заставляйте человека чувствовать, что он осужден. Напротив, что он любим — что из любви к нему вы постарались исправить его.

Парень, лежащий на больничной койке приходит в себя после наркоза, просыпается и видит возле себя доктора.

«У меня для вас есть плохая и хорошая новость, говорит доктор, какую вы бы хотели сначала, плохую или хорошую?»

«Ах, стонет парень, скажите сначала плохую».

«Ну, вот, говорит доктор. Нам пришлось ампутировать обе ваши ноги ниже колен».

«Ох, простонал парень, это действительно плохо».

Придя в себя после шока, он спрашивает доктора о хорошей новости.

«Знаете, говорит доктор, человек с соседней койки хотел бы купить ваши тапочки».

Только не будьте серьезными! Не думайте, что если вы учитель, то у вас очень серьезная работа. Смотрите на жизнь глазами полными игры … она ведь по настоящему веселая! Здесь нечего судить, все делают все, что могут. И если вас что-либо задевает, это ваша проблема, а не его. Сначала исправьте себя.

Глава 14

ПРОПАСТЬ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ: ВЗАИМНОЕ НЕУВАЖЕНИЕ.

Возлюбленный Ошо,
Что такое пропасть между поколениями? Я так много слышу об этом в последнее время.

Два старика восьмидесяти лет сидят в своем клубе и один говорит: ” Как ты думаешь, существует ли сейчас в мире так же много любви, также много радости, как когда-то?”

“Да, конечно”, — говорит другой. “Но сейчас появилась новая компания людей, которая всем этим наслаждается”.

Вот что такое пропасть между поколениями.

Большая толпа тихо ждала у подножия горы, Моисея не было уже несколько часов. Неожиданно они увидели его белую робу, развевающуюся на ветру, и теперь пророк стоял перед своей паствой: ” Народ Израиля! Я семь часов провел с Господом и теперь у меня есть хорошие новости и есть плохие новости.

“Говори, о Моисей!” — закричала толпа.

“Хорошая новость, — сказал Моисей, — заключается в том, что мне удалось сократить число заповедей до десяти!”

Люди повеселели. Они закричали: ” Моисей, в чем же плохая новость?”

Моисей печально отвечает: ” Супружеская измена все еще включена в них”.

Для нового поколения она больше не включена. Вот в чем пропасть между поколениями. Теперь само значение супружеской измены изменилось. Это просто значит быть взрослым.

В прошлом никогда не было пропасти между поколениями, поэтому нужно заглянуть глубоко в это, потому что первый раз во всей истории человечества используется даже само выражение “пропасть между поколениями”. И пропасть становится больше и больше день ото дня. И кажется, что мосты навести уже невозможно.

За этим скрывается, несомненно, психологическая причина. В прошлом не было молодого возраста. Вы удивитесь, узнав об этом. Дети становились взрослыми, не побывав молодыми. Шестилетний, семилетний ребенок обычно начинал работать со своим отцом; если отец был плотником, он учился плотницкому делу, или, по крайней мере, помогал отцу. Если отец был фермером, он шел на ферму с отцом, помогал ему ухаживать за животными, коровами, лошадьми. В возрасте шести или семи лет он уже входил в жизнь. К двадцати он обычно был женат и имел несколько детей.

В прошлом не было “молодого поколения”, поэтому не было и пропасти. Одно поколение следовало за другим беспрерывно, без всякого разрыва между ними. К тому времени, когда отец умирает, сын уже практически, во всем заменил его. Времени, чтобы играть не было, времени, чтобы получить образование не было; не было школ, не было колледжей, не было университетов.

Новое поколение является побочным продуктом многих изменений. В прошлом, единственным способом научиться чему-нибудь было участие в какой-либо деятельности вместе со старшим поколением, работать с ними — это было единственным способом. И, конечно, старших всегда уважали, потому что они были учителями.

Они знали, а вы были невежественны; невежественные, несомненно, должны были уважать знающих. В прошлом было почти невозможно, чтобы молодые люди не уважали старших, или, чтобы они, посмели бы даже в мыслях вообразить себя более знающими, чем старшие. Знание было решающим.

Люди, которые знали, обладали властью, силой. Люди, которые не знали властью и силой не обладали. Должно быть, в те старые времена родилась поговорка “Знание — сила”. Оно было единственным критерием в жизни, поэтому восстание молодежи против старших было бы неслыханным явлением.

Сегодняшнее поколение подошло к новой, совершенно новой стадии развития. Теперь ребенок не ходит по пятам за отцом. Он ходит в школу; а его отец ходит в магазин, или в офис, или на ферму. К тому времени, когда он возвращается домой после окончания университета, ему уже 25 лет. В течение 25 лет он был оторван от старшего поколения. Он был связан со старшими лишь материально; они помогали ему материально. За эти 25 лет многое случилось; во-первых, он знает больше, чем его родители, потому что его родители были в школе 20-25 лет назад, за это время знание сделало квантовый скачок — оно так сильно ушло вперед.

Изучая, вы можете узнать столько, сколько захотите. Просто сидя в библиотеке, вы можете познать весь мир, во всех его измерениях, чтобы ни происходило. Вам не нужно даже выходить за порог библиотеки.

И вы увидите еще больший разрыв — о нем человечество еще не знает — я говорю об этом в первый раз. Один разрыв создан образованием. Если медитация станет мировым движением — будет создан другой разрыв, и этот разрыв будет огромен. Тогда старый человек и молодой человек будут так же далеки друг от друга как два полюса земли. Даже обычное общение между ними стало сложным уже сейчас; и оно станет вовсе невозможным.

Люди, которые находятся здесь, со мной, понимают, о чем я говорю. Если вы начнете двигаться в мир не-ума, тогда старые люди, ум которых собрал много знаний, будут казаться вам медлительными, неразвитыми, очень обычными. Нет причин, чтобы уважать их! Им придется уважать вас — вы вышли за пределы ума. Мир все больше интересуется медитацией. Не далек тот день, когда медитация станет высшим образованием в высшем понимании.

Обычное образование касается внешнего. Медитация будет образованием, связанным с вашим внутренним миром, с вашим внутренним существом.

Разрыв поколений — это несчастье. Я против этого. У меня есть собственная стратегия, как этого избежать. Всю систему образования надо менять, начиная с основания. Короче говоря, мы готовим людей, давая им образование, скорее как средство к существованию, чем к жизни. В течение 25 лет мы готовим их — а это треть жизни — как добыть средства к жизни. Мы никогда не готовим людей к смерти, а жизнь продолжается лишь 70 лет. Смерть — это дверь в вечность. Она требует величайшей подготовки. Что касается меня — я чувствую очень отчетливо, что это случится в будущем, если человек выживет — образование нужно разбить на части: 15 лет — как добыть средства к жизни, и опять, после 42, десять лет на подготовку к смерти. Образование нужно разделить на две части. Каждый посещает университет, конечно, разные университеты, или в одном и том же университете, но разные факультеты. Одна часть, чтобы подготовить детей к жизни, и другая часть, чтобы приготовить людей, которые прожили жизнь, и теперь хотят знать нечто большее, за пределами жизни.

Тогда разрыв между поколениями исчезнет. Тогда люди, которые старше, будут способнее, они будут более молчаливы, в них будет больше мудрости, они снова будут стоить того, чтобы к ним прислушивались.

Вторая часть образования будет состоять из медитативности, осознанности, свидетельствования, любви, сострадания, творчества — и, конечно, разрыва между поколениями не будет. Молодые будут уважать старших, не формально, потому что так нужно, но потому что старый человек действительно будет заслуживать уважения. Он знает нечто за пределами ума, а молодой человек знает лишь что-то, находящееся в пределах ума.

Молодой человек все еще борется в повседневности этого мира, а старый человек поднялся над облаками, он почти достиг звезд. Уважение к нему, это не вопрос этикета. Вы непременно будете уважать его, это будет исходить от сердца, это не будет формальностью, навязанной другими.

Старшие люди должны вести себя как просветленные люди — и не только вести себя, они должны быть просветленными. Они должны стать светом для тех, кто еще молод и находится под влиянием биологических страстей, кто обременен земными узами. Когда образование для жизни и для смерти разделены, тогда каждый проходит через университет дважды, — первый раз, чтобы научиться жить в этом мире повседневности, и второй раз — чтобы научиться вечности — тогда разрыв исчезнет. И он исчезнет так красиво.



Страница сформирована за 1.1 сек
SQL запросов: 169