УПП

Цитата момента



«В этом году сделал очень мало. Был счастлив».
Из дневников академика А.Любищева…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Наблюдение за детьми в моей школе совершенно убедило меня в правильности точки зрения – непристойности детей есть следствие ханжества взрослых.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Часто приходится слышать: «Как жалко, что я упустил возможность это продать». Очень может быть, ты сам уже говорил такие слова самому себе.

Многие неизменно покупали, покупают и будут покупать именно тогда, когда цены самые высокие. Они покупают потому, что все вокруг покупают. А другие люди, которых тоже немало, могли бы, но упорно отказываются продавать при высоких ценах.

И здесь мы подошли к сути того, что я хочу сказать: в бизнесе главное - прибыль, а не сам процесс, каким бы он ни был. Это значит, что если торговец может получить больше денег от продажи своего магазина, чем от продажи своих товаров, он должен продать магазин. Если владелец обувного производства может получить большую прибыль от продажи своей фабрики, чем от продажи обуви, он должен продать фабрику.

Мы все слишком привязаны к своей собственности. Мы пригвождены к ней. Мы относимся к ней как к чему-то неотчуждаемому, не подлежащему продаже. Люди должны думать. Девять человек из десяти предпочитают плыть по течению, влача жалкое существование вместо того, чтобы думать и богатеть. Но эта книга предназначена для мыслителей. Производство денег имеет свою собственную технологию, которую я как раз и пытаюсь объяснить. Очень часто человек может делать деньги скорее выполняя что-то нестандартно, нежели традиционным способом.

Мы все, по крайней мере большинство из нас, могли бы быть богачами, если бы жили, к примеру, 1000 лет. С финансовой точки зрения задача состоит в том, чтобы делать деньги как можно быстрее. Мы имеем в своем распоряжении всего 20—30 лет, для того чтобы сколотить состояние. И в этом вся суть. Для того чтобы быстро сколотить достаточную сумму денег, нужно идти кратчайшим путем. Нельзя упускать ни одной благоприятной возможности получения прибыли.

Возьмем конкретный пример. Один лондонский коммерсант купил 1000 акций одной компании по 18 фунтов. Через шесть месяцев их цена поднялась до 23. Он мог продать их. Но он не захотел продавать. Он сказал: «Нет, я буду ждать, пока они поднимутся до 28. Тогда я получу вдвое больше». Сейчас его акции упали до 20. Он упустил свой случай. Несомненно, со временем они поднимутся до 28, но ему придется подождать год-другой. Он поступил бы разумнее, получив прибыль сразу.

Если я куплю корову за 20 фунтов и если по дороге к моей ферме меня встретит мой приятель и скажет мне: «Какая хорошая корова, даю за нее тридцать фунтов», я отвечу: «Она твоя». Потом я поеду домой в прекрасном настроении, довольный столь удачным днем.

Слишком часто многих людей одолевает подозрительность, когда им предлагают за их товар высокую цену. «Если это так высоко кем-то оценивается, то это пригодится мне самому», - думают они. Но это неправильная позиция. Суть состоит в том, чтобы использовать каждую благоприятную возможность верного, быстрого получения прибыли. Нужно принимать во внимание фактор времени. Лучше делать 100 фунтов в месяц, чем 200 - в год.

Как только ты усвоишь эту истину, ты вступишь на путь к тому, чтобы стать финансистом. Ты научишься делать деньги при помощи предприимчивости: думая, планируя, используя возможности, которые открывает колебание цен.

Недалекие люди, вроде социалистов, считают это эксплуатацией. Но это ничего общего с эксплуатацией не имеет. Это — творческая, созидательная энергия. Это - лидерство. Это — законный способ делать деньги, самый полезный и наименее вредоносный из всех, применяемых человечеством. Для того чтобы делать деньги, человек должен действовать быстро. Он должен уметь приспосабливаться к различным ситуациям. Он должен целиком посвятить себя достижению одной цели, одному образу жизни. Он должен двигаться — действовать — принимать решения — использовать возможности. И каждый раз, когда перед ним возникнет прибыль, он не должен ее упускать.

Есть старая история о глупом рыбаке, который поймал рыбу длиною в один фут. Он отпустил ее со словами: «Лучше я поймаю тебя в следующем году». Лучше сохрани то, что уже поймал. Часто, стремясь к большему, мы теряем то, что уже имеем.

Не является ли истиной то, что многие люди не расстаются со своей собственностью по 30 лет, потом продают ее за деньги, которые давно могли бы получить. Лучше сразу получить небольшую прибыль, чем позднее - крупную. «Позднее» — это неприемлемо для таких преходящих и немощных существ, как люди, чей деятельный возраст составляет не более сорока коротких лет.

Жизнь коротка. Будущее всегда неопределенно Поэтому не упускай ни одной из тех возможностей, которые дает настоящее. Будь проворнее в получении прибыли. Каждая малая часть, присоединенная к тому, что уже имеешь, делает тебя богаче. Получай свою прибыль.

В финансовых джунглях нет ни карт, ни дорог. Большую часть времени, проведенного здесь, каждый чувствует себя сбившимся с дороги путником. Но есть люди, которые провели всю свою жизнь в этих джунглях и которые поэтому знают их законы и опасности. В этом смысле больше всего можно полагаться на банкиров. Шестое правило может спасти от больших убытков. Джунгли кишат такими людьми, которые проявляют готовность быть твоими проводниками. Они заверяют, что найдут выход из любой ситуации, проконсультируют по любому вопросу. Практически сразу, как только ты вступаешь в джунгли с туго набитым бумажником, тебя начинают одолевать предложениями различной помощи. Сотни людей, которые сами безнадежно потерялись в джунглях, предлагают провести тебя к Груде Золота. В этом состоит один из наиболее загадочных законов джунглей: бездарные неудачники предлагают показать тебе дорогу к благополучию а жуликоватая рвань горит желанием сделать тебя богатым.

В джунглях практически не бывает незаинтересованных услуг и советов. Лучше знать и помнить об этом до того, как вступишь в джунгли. Как только твой кошелек начнет пустеть, проводники и советчики исчезают. И ты предоставлен самому себе.

Дело в том, что, когда человек окончательно заблудился в джунглях, он обычно сам становится проводником или, иначе говоря, брокером. Как ты думаешь, если бы последний действительно знал путь к Груде Золота, стал бы он кому-нибудь показывать его за грошовое вознаграждение? Никогда.

Если нужен надежный совет, то последний, к кому следует обращаться, это брокер. Эта истина ранее еще не провозглашалась со всей откровенностью, но, как ты сам убедишься, она в общем верна. Если есть сомнения на этот счет, то можно спросить любого, кто лет 20 занимался куплей и продажей акций.

Это не значит, что брокеры нечестные люди; но у них своя логика. Без особого восторга относясь к тому, чему учил Моисей, они придерживаются своих собственных десяти заповедей. Их первая заповедь: «Рискует клиент». Брокер никогда не думает о надежности. Он думает только о самом процессе. «Действуй»,— советует он. Неважно, принесет ли это прибыль или убыток: «Действуй». Никто из брокеров не просыпается по ночам, вспоминая о бывших клиентах, отправленных ими в работные дома. В противном случае, нет никакого сомнения, все брокеры умерли бы от бессонницы.

Обычный брокер так же, как и его клиенты, руководствуется слухами, а не какими-то правилами. У него нет ни плана, ни карты, ни компаса. Он попросту следует за своими клиентами, которыми он сам призван руководить. Он вовсе не является проводником. Он - компаньон. Если это усвоить, то можно очень неплохо пользоваться услугами брокера. Он расторопный исполнитель того, что ему говорят. Он выполняет поручения, подбадривает, рассказывает новости дня, совершает сделки, но не выступает в качестве проводника.

Есть и другой вид людей в джунглях. Они не выдают себя за проводников, но они знают больше, чем проводники. Это — банкиры. Банкир — это хранитель. Это человек, который защищает деньги от убытков. Он — сама надежность. Если он не знает тропинок в джунглях, то ему известны хотя бы способы защиты от подстерегающих там опасностей. Всю свою жизнь он проводит, изучая их признаки. Более того, банкир, если захочет, может вызволить из беды. В этом он намного превосходит брокера.

Единственной целью брокера является постоянно держать своих клиентов в состоянии купли-продажи. В то время как главным стремлением банкира является защитить клиентов от потерь. Услуги брокера оплачиваются комиссионно, с купли-продажи, а банкир получает жалованье. Непреложный факт, который нельзя отрицать, состоит в том, что положение именно банкира и никого другого больше всего обязывает давать незаинтересованные советы.

Очень немногие вкладчики пользуются услугами своего банкира. Я сам в молодости имел в течение десяти лет счет в банке, прежде чем попросил ссуду, и впервые посоветовался со своим банкиром о вложении денег спустя четырнадцать лет. В молодые годы я обращался за советами к брокеру и агенту по продаже домов. Из-за первого я потерял 250 фунтов, а из-за второго — 120. Вот чего стоило мне усвоить, что никогда нельзя советоваться с тем, чьи услуги оплачиваются комиссионно. Брокер приводит в движение все джунгли. И это, понятно, очень полезная функция для джунглей; в целом.

Однако я не собираюсь высказывать здесь общие положения. Моя цель - рассказать читателю этой книги, как сохранить его деньги и заставить их на него работать.

Когда обращаешься за советом к банкиру, то выигрываешь вдвойне: есть шанс получить мудрый совет; улучшается мнение банкира о тебе и возрастает его доверие. Банкир - это своего рода наблюдатель в финансовых джунглях. У него нет причин обманывать ни себя, ни своих клиентов. Он занят исследованием положения дел и не влезает в чужие дела.0н не может сказать, как сделать 12% прибыли, но он может сказать, как сделать 6. Он не может сказать, как удвоить капитал, но он может сказать, как надежно сохранить то, что имеешь. Он не может показать дорогу к Груде Золота, хотя он знает, что время от времени кто-то случайно или сознательно находит ее и становится сказочно богат. Он слишком много знает о джунглях, чтобы самого себя называть проводником.

Банкир всегда ведет дела надежно. Поэтому он лучший советчик для начинающих инвесторов. Наступает время, и человек так прочно становится на ноги, что его дела уже не требуют совета банкира, но такое случается не часто. Особенно в наше время я бы порекомендовал каждому бизнесмену во всем полагаться на своего банкира.

Сегодня банкир - это центральная фигура. Он держит на своих плечах весь мир. В конечном итоге все международные финансовые проблемы, о которых так много говорят политики, решаются не парламентами и конгрессами, а банкирами. Банкир защищает деньги людей, и он должен занимать соответствующее положение в обществе. Именно он должен определять решения, принимаемые политиками. Он не просто бухгалтер. Он — страж. Он — опекун. Он — лидер. Независимо от того, хочет он сам этого или нет.

Итак, наше шестое правило гласит: Слушай своего банкира. Не полагайся ни на свой собственный небогатый опыт, ни на советы тех, кто может извлечь прибыль из твоих убытков.

Правило состоит всего из нескольких слов, но если ты сможешь применить его на практике, то сделаешь целое состояние. Об этом легко говорить, но вряд ли найдется один человек из тысячи у которого хватит смелости и самостоятельности сделать это.

Почти все покупают и продают, глядя на толпу. Даже биржа и денежный рынок подчиняются толпе. И даже банкиры и биржевые дельцы не принимают самостоятельных решений. На рынке капиталовложений всегда две Толпы: толпа покупателей и толпа продавцов. И когда человек попадает на этот рынок, он неизменно присоединяется к той толпе, которая больше. И это является одной из главных причин убытков.

Мы все, по крайней мере большинство из нас, подчиняемся стадному инстинкту. Мы следуем за толпой, за большей толпой, как животные. Мы делаем то, что делают другие, потому что так проще и удобнее. Мы не хотим прослыть чудаками или гордецами. Словом, мы плывем по течению. В финансах мы действуем точно так же, как в политике, религии, общественных делах. Мы позволяем соседям, согражданам, прессе помыкать нами. Больше всего - прессе. Именно пресса сделала толпу обычным явлением. Редакторы и репортеры думают головой не больше, а меньше других, но они продают свою болтовню. Знают они или нет то, о чем говорят, но они должны как-то высказываться каждый день.

Эта непрестанная навязчивая болтовня влияет на толпу. Большинство людей не думают. Они только читают, и поэтому для прессы легче легкого манипулировать ими.

Странный и, правда, не вполне достоверный факт: большинство людей на всем протяжении своего жизненного пути — от колыбели до могилы — не совершают ни одного самостоятельного поступка. Всю свою жизнь они следуют за толпой. У них в голове утвердилось общепринятое мнение, что так спокойнее.

Это так в политике и в общении, но не в Финансах. В финансах толпа всегда проигрывает. Этот факт известен немногим людям, а те, кто его знают, держат это знание при себе.

В финансах выигрывают немногие. И они делают это, потому что следят за ценами, а не за толпой. Финансы — это прямая противоположность политике. Как мало бизнесменов сознают это. Финансы мало волнуют мнение большинства. Цены не устанавливаются голосованием. В то же время справедливо, что общественное мнение вызывает колебания цен.

Когда десять человек хотят продать акции какой-нибудь компании, а покупателей только пять, цена на акции падает. А когда двадцать человек покупают, но продают только пять, цена поднимается. Но умный вкладчик не покупает и не продает вместе с толпой. Он наблюдает со стороны и использует колебания цен. В политике - присоединяйся к большинству и выиграешь. Но в финансах нужно находиться в меньшинстве, если хочешь познать нелегкое искусство вкладывания и спекуляции. Никогда не покупай, когда покупателей больше, чем продавцов. В противном случае наверняка переплатишь. Никогда не продавай, когда продавцов больше, чем покупателей. Иначе неизбежно заработаешь гроши. Как однажды сказал мне один миллионер: "Покупай себе соломенную шляпу зимой". Покупай, когда модно продавать, и продавай, когда мода на покупки.

Цены всегда сильно колеблются. Всегда есть бумы и депрессии. За каждым бумом следует депрессия, и за каждой депрессией следует бум. Толпа никогда, конечно, не смотрит вперед. Толпа всегда оказывается в дураках. Она думает только о сегодняшнем дне. Именно поэтому большинство людей покупают по высоким ценам, а продают по низким. Они считают, что существующая на рынке ситуация будет продолжаться вечно.

Большинство являются оптимистами во время бума и пессимистами — во время депрессии. Конечно же, это проще всего. НО тот, кто делает деньги, выступает пессимистом во время бума и оптимистом во время депрессии. Покупай всегда у пессимистов. Продавай всегда оптимистам.

В этом заключается иначе сформулированное седьмое правило. Оно означает, что нужно стоять в стороне от толпы и использовать возможности, которые открывают изменения цен. Немногие люди, у которых хватит мужества поступать таким образом, разбогатеют и заслуженно будут обладать всем, что получат. Они - стабилизаторы рынка. Они предохраняют от тех ситуаций, когда толпа поддается панике и сметает все на своем пути. Именно так обычно ведет себя любая толпа. Устраните с биржи независимых дельцов, и она через год закрыта. Либо во время бума, либо при депрессии она будет стерта с лица земли. Каждую толпу нужно стабилизировать. Вот в чем главным образом и состоит руководство. А толпу на бирже нужно стабилизировать почти так же как в политике. Подобно тому как цель прессы состоит в том, чтобы привести толпу в возбуждение, цель мудрого, сильного биржевого дельца-патриота заключается в том, чтобы сделать толпу более спокойной и здравомыслящей. И иногда случается, он за это получает неплохие деньги.

Загадка человеческой природы состоит в том что, когда цены высоки, мы думаем, они обязательно поднимутся еще выше. А когда они низкие, мы думаем, они опустятся еще ниже. Истина, конечно же, состоит в обратном. Если цена на какой-либо товар растет, это является признаком его скорого подешевения. А если что-либо дешевеет, то вслед за этим последует подорожание.

Цены все время движутся вверх и вниз. На них воздействуют события, надежды и страхи всего необъятного мира. Цены поднимаются выше и опускаются ниже стоимости, но они редко исчезают совсем. Обычно как надежды, так и страхи толпы преувеличены. Как только ажиотаж спадает, цены возвращаются к уровню стоимости.

Самый продуктивный в мире капиталист -мальчик-разносчик газет. Он делает 200% прибыли в день. Каким образом? Заставляя свои деньги и товары постоянно находиться в движении. 0н начинает утром, имея 1 шиллинг. Покупает 20 газет и продает их за 1 шиллинг и 8 пенсов. За день он проделывает это трижды. В результате к концу дня у него получается 3 шиллинга. (До 1971 английский шиллинг = 12 пенсам. — Ред.) Он продал 60 газет и сделал 2 шиллинга прибыли. Он в равной степени и капиталист, и рабочий. У него нет нанимателя, он финансирует сам себя и получает вознаграждение по конечному результату. Он не финансист, поскольку расходует и деньги, и свой труд. Но он и не вкладчик, поскольку может получить назад свои деньги за нераспроданные газеты.

Его деятельность представляет собой лучшую иллюстрацию того, насколько важно, чтобы деньги и товары находились в постоянном движении. Он зарабатывает 30 фунтов в год, вкладывая один шиллинг и напряженно работая. Это на 5 фунтов больше того, что он, вероятно, мог бы получить на обычной работе; и он работает всего 3—4 часа в день.

Сравним его с ювелиром, имеющим дело с капиталом в драгоценностях на сумму 5 000 фунтов и продающим их в течение года. Мальчик-газетчик оборачивает свои деньги 600 раз, в то время как ювелир едва делает это единожды. Именно поэтому в бриллиантовом бизнесе гораздо больше блеска, чем прибыли.

Таким образом, восьмое правило подводит нас к усвоению великого закона финансов: движение капитала имеет гораздо большее значение, чем его величина. Оборачивается ли твой капитал за год, квартал, месяц или неделю?

В графстве Ланкашир рядом находятся две фирмы. Одна имеет капитал в 8 000 000 фунтов и 18 000 служащих, другая — капитал в 800 000 фунтов и 800 работников. В прошлом году обе фирмы имели одинаковую прибыль. Это случилось потому, что меньшая была более производительна и оборачивала свой капитал за год 26 раз.

Булочник может делать хороший бизнес при помощи капитала, который в десять раз меньше, чем у ювелира. Он может это, потому что очень быстро превращает свою муку в хлеб, а хлеб - в деньги. Он практически каждый день продает весь свой товарный запас.

Одна из распространенных причин, почему большинство фирм получают невысокую прибыль, состоит в том, что слишком большие деньги у них неподвижны. Слишком много товаров лежит на дальних полках. Слишком много не используется оборудования. Слишком большой запас сырья. Слишком много зданий. Все это означает бездействующий капитал. Это своего рода паралич.

Часто бывает, что две трети капитала фирмы омертвлено и вся нагрузка ложится на оставшуюся треть. Нет никакой выгоды придерживать товар, кроме тех случаев, когда цены растут. Ценность оборудования или здания зависит от их использования, а не от того, сколько они стоят.

Мир бизнеса наполнен дорогостоящими, но не приносящими никакой прибыли вещами. Лучше иметь функционирующий двигатель в одну кошачью силу, чем не работающий мотор мощности мамонта. Лучше взять 200 фунтов и пустить их в непрерывный оборот, чем иметь 2000 фунтов неходовых товаров.

Сущностью бизнеса является обмен. Деньги - на товар, товар - на деньги, деньги снова на товар! И делать это нужно быстро - в этом секрет больших дивидендов.

Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от высоты цен. Выгоднее сделать 5% за месяц, чем 30% за год. Это известно всем ростовщикам, но не всем торговцам. Поэтому так много торговцев, имеющих мертвый запас товаров и превышающих свой кредит. Деньги похожи на человеческий ум. Раньше считалось, чем больше у человека голова, тем он умнее. Но сегодня мы знаем, что это заблуждение. Человек может иметь очень крупную голову, но, если он медлителен и ленив, он глупец. Главное не размеры головы, а то, как она работает. Многие люди с небольшими головами возглавляют крупные компании. В то же время люди, имеющие большую голову, служат почтальонами, зарабатывая на жизнь ногами. Почти всегда, когда я спрашиваю бизнесмена, что ему больше всего нужно, он отвечает: "Больше капитала". Как правило, это ошибка: нужно ускорить использование капитала, который есть. Любой человек может удвоить свой капитал, не занимая ни пенни,— простым удвоением скорости оборота товаров. Лучше учиться продавать, чем платить проценты за капитал. Дешевле рекламировать свой товар, чем нести расходы за превышение кредита. Правилом преуспевающего торговца должно быть: "купил — продай, купил сегодня — продай завтра". И это правило полезно как для финансистов, так и для торговцев.

Не покупай и не строй лишнего. Всегда имей больше покупателей, чем товаров, больше бизнеса чем офисов. Лучше отказать покупателю, чем затовариться. Магазин- это перевалочный пункт а не военный арсенал. Как немного торговцев понимают это!

Постоянно держи деньги в обороте. Каждый шиллинг — это маленький рабочий. Нужно сделать так, чтобы он работал, а не спал: находил себе применение и через несколько недель возвращался, ведя за собой новую маленькую монетку.

Нужно набраться смелости и взять кредит - совет, который больше всего необходим тысячам бизнесменов.

Многие бизнесмены испытывают ужас перед долгами. Они занимаются бизнесом, используя только то, что имеют сами. Они перестраховываются. Они выходят в открытый океан торговли и коммерции на маленьком корабле, название которому "наличные", и стараются держаться ближе к берегу. Они так близко находятся у берегов, что налетают на скалы, и на этом все заканчивается. Позднее они узнают, что у берега больше скал, чем в открытом море, и на глубине гораздо безопаснее, чем на прибрежном мелководье. Поскольку я говорю чистую правду, то должен сказать тем, кто хочет вести дела безопасно и избегать риска: это доступно только прирожденным финансистам. Стараясь обойтись без риска, ты сможешь сохранить сделанные отцом деньги, но никогда не наживешь своего собственного крупного состояния. Финансисту вести только нерискованные дела - все равно что охотнику на львов не ходить на опасную охоту и верхолазу не подвергать себя опасности. Финансовый мир полон риска, и ни я, ни кто-либо другой не сможет сказать, как его избежать. Бывалый охотник на львов может дать ценные советы молодому, но все охотники имеют на своем теле шрамы; на этот счет не надо питать иллюзий. В конечном счете самое прибыльное в бизнесе — это разумный риск. Можно спросить об этом любую страховую компанию.

Человек должен обладать достаточной смелостью. У него должен быть спортивный интерес. Рискуя, он должен получать удовольствие. Человеку, который, взяв в долг, не спит по ночам, лучше не пытаться стать финансистом. Ему следует оставаться служащим, спокойно работающим на твердом окладе. Но, как только он испытал себя и убедился, что может успешно распоряжаться чужими деньгами, нужно пойти и занять столько, сколько можно вложить в дело.

Эндрю Карнеги, человек, сделавший в сталелитейном бизнесе состояние в 60 млн. фунтов, однажды сказал мне, что, начиная, он занимал столько, сколько мог найти. "Я был самым богатым должником в Пенсильвании, - говорил он, - Один из моих компаньонов специально занимался тем, что ходил по банкам и брал займы, где только можно».

Почти каждый богач скажет, что он обязан своим успехом деньгам, которые он занимал для разумной цели. Некоторые немногие фирмы финансируют себя сами из собственных доходов. Но это не финансовая деятельность, а совсем другое. Это — коммерция.

Недавно в поезде я встретил бизнесмена, который сказал мне, что за 27 лет он не занял ни одного пенни. Он сказал мне это с гордостью. У него есть маленькая фабрика, на которой работают 50 человек. Его чистый доход не превышает 1500 фунтов. Это достаточно хорошо, но суть в том, что он потратил 27 лет для того, чтобы довести свой бизнес к отметке в 1500 фунтов. Если бы вначале он занял 5000 фунтов, он вышел бы на этот уровень за время, как минимум вчетверо меньшее. Он не принимал во внимание фактор времени. Он потратил целую жизнь на то, что можно было сделать за 5 лет.



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 169