Ха — значения до теста
ХЬ — значения после теста
* — точность 0,05 на основе двойной выборки из пяти тестов
# — незапланированный тест
Результаты показали, что у экспериментальной группы острота зрения на больших расстояниях, бинокулярность на больших расстояниях, а также параметры фиксационной диспаратности на больших и малых расстояниях — все показатели изменились в лучшую сторону. Оптиметрические данные в контрольной группе за время, прошедшее между тестами, существенно не изменились.
Показатель состояния зрения, полученный из анкеты, также заметно изменился в экспериментальной группе. Пациентов попросили записывать время ношения очков в течение всей программы. Оказалось, что временной показатель ношения очков упал с 78,9% до 19,2% —значительное уменьшение зависимости от очков.
В таблице 3 проведено разделение на группы больных миопией и пресбиопией. Из таблицы видно, что у больных пресбиопией не произошло каких-либо значительных изменений в показателях. У них были те же тенденции, что и у всей группы, однако экспериментально значительного результата они не достигли. Возможно, более обширная выборка смогла бы раскрыть эти тенденции.
Таблица 3. Данные по экспериментальной группе больных миопией и пресбиопией
Больные миопией |
Больные пресбиопией |
|||||||
Тест |
п |
Ха |
ХЬ |
t |
п |
Ха |
ХЬ |
t |
Острота зрения большое расстояние, без очков) |
36 |
20/210 |
20/77 |
ЗД2* |
11 |
20/68 |
20/61 |
2,5 |
Острота зрения (малое расстояние, без очков) |
36 |
20/26 |
20/27 |
,988 |
8 |
20/35 |
20/34 |
-32 |
Бинокулярность зрения с бычными очками |
40 |
194' |
150" |
2,51 |
8 |
240" |
187,5" |
-1,87 |
Диапазон диоптрий призм (большое расстояние) |
39 |
5,1 |
7,5 |
-5,18* |
6 |
6 |
7,7 |
-1,41 |
Диапазон диоптрий призм (малое расстояние) |
37 |
7,82 |
9,12 |
2,44 |
8 |
6,5 |
8,56 |
-1.3 |
Показатель зрительной формы |
40 |
5,87 |
9,98 |
-7,95* |
12 |
7,75 |
9,17 |
-2,05 |
Xa — значения до теста
ХЬ — значения после теста
* — точность 0,05 на основе двойной выборки из пяти тестов
В таблице 4 представлены привычки, которые существенно изменились; процент их изменения определен по двум тестам, до и после программы. Данные получены из анкеты привычек, заполненной пациентами. Каждая привычка оценивалась по шкале от 1 до 10, где 1 — привычка никогда не проявлялась, а 10 — привычка проявлялась постоянно. Каждая из указанных привычек получила как минимум 5 очков.
Таблица 4. Привычки
Привычка |
Количество пациентов, заметивших привычку* |
Изменения, % |
|
до программы |
после программы |
||
Пропуск слов или предложений |
22 |
13 |
41 |
Перечитывание фраз или строк |
30 |
14 |
53 |
Слишком медленное чтение |
22 |
13 |
41 |
Снижение внимательности и потеря интереса во время продолжительного чтения |
15 |
7 |
53 |
Боль в висках или лобных долях |
14 |
7 |
50 |
Нахмуренные брови, сердитый или прищуренный взгляд |
20 |
14 |
30 |
Рука поддерживает голову во время письма |
11 |
5 |
55 |
Кривой почерк, неровное письмо |
12 |
7 |
42 |
1 Объяснение принципа измерений см. в тексте
Заключение
Трехэтапная программа «Видеть без очков» показала: когда поощрялся междисциплинарный подход к развитию зрения, у пациентов значительно изменялось восприятие; это подтвердили и бинокулярные оптические исследования.
Несмотря на то что показатели рефракции изменились незначительно, улучшение параметров фиксационной диспаратности можно интерпретировать как повышение устойчивости к зрительному напряжению. Это подтверждают испытуемые в описании своих привычек.
Привычки, связанные с основными зрительными способностями, и состояние системы зрительной обработки после испытаний существенно улучшились. Этот факт означает, что зрительные способности глаза к движению, фокусировке и бинокулярности можно изменить в течение непродолжительной домашней программы тренировки зрения, подобной Программе «Видеть без очков».
Выводы
Поскольку к значительным изменениям привели различные факторы, такие, как питание, практика релаксации, заслонки, упражнения, зрительные игры, психологическая поддержка, настрои и многое другое, необходимо уточнить, какие из этих факторов в наибольшей степени влияют на зрение. Не может ли оказаться, что комплексный подход, представленный в книге «Видеть без очков», необходим для всестороннего изменения личности, что, в свою очередь, изменяет состояние глаз? Пациенты из контрольной группы позднее прошли ту же программу, однако без специальной психологической поддержки их достижения оказались незначительными. Эти пациенты не были склонны придерживаться требований к питанию и упражнениям. Будущие исследования помогут ответить на этот вопрос.
Трехэтапная исследовательская программа убедительно показала: когда человек правильно подготовлен и находится под наблюдением, он может и в домашних условиях успешно выполнять программу улучшения зрения. Мне бы хотелось, чтобы такую домашнюю программу изучали дети, чтобы они сами, играя, поддерживали высокий уровень зрения и открыли для себя возможность видеть без очков.