В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука
или первые шаги по шахматной доске
Москва, «Физкультура и спорт» 1972
От издательства
Эта книжка — эксперимент. Первая в таком роде попытка научить игре в шахматы пяти-семилетних детей.
Нужно ли учить таких малышей труднейшей из игр?
Не рано ли?
Не вредно ли?
Конечно, папы и мамы зададут себе эти вопросы. И только они сами, хорошо знающие своего ребенка, его склонности и возможности, смогут на них ответить. Но мы уверены: осторожно дозированное и бережно направляемое увлечение малыша шахматами ничего, кроме пользы, принести не может.
В чем же может выразиться польза от ранних занятий шахматами? Как известно, ребенок — существо крайне непоседливое и нетерпеливое. А между тем для многих даже детских дел необходимо умение сосредоточиваться, последовательно добиваться результата. Да и усидчивость — свойство, для маленького непоседы отнюдь не лишнее. Прививать эти качества мерами внушения и принуждения — задача трудная и неблагодарная. И тут на помощь родителям и воспитателям могут, как нам представляется, прийти шахматы.
По форме шахматы — игра. Фигуры забавны, даже похожи на привычные игрушки (особенно кони!). Правила не сложны, если не превращать их в скучную науку, а знакомить с ними в ходе живого общения, превращая, как это старались сделать авторы, в игру сам процесс обучения. Знакомство со своеобразным миром шахмат поможет подготовить разум ребенка к восприятию абстрактных логических категорий. Можно предположить, что игра в шахматы в какой-то степени разовьет пространственное воображение и память. И уж не приходится сомневаться, что увлеченный «боем» ребенок сумеет заставить себя усидеть на месте, постарается сосредоточить свое внимание на событиях, происходящих на клетчатой доске. При этом взрослые должны следить, чтобы увлечение шахматами не шло за счет пребывания на воздухе, не уводило ребенка от шумных, веселых игр и забав, свойственных его возрасту.
Авторы отнюдь не стремятся сделать из своих маленьких читателей больших шахматистов. Они хотят способствовать их разностороннему развитию, расширить круг представлений, познакомить с интересной игрой. Кстати, несколько слов об авторах.
Владимир Григорьевич Гришин опытный педагог, методист Министерства просвещения РСФСР. В течение нескольких лет он преподает шахматы и некоторые другие спортивные игры в детском саду. Разумеется, его опыт и наблюдения нашли отражение в этой книжке.
Евгений Ильич Ильин опытный литератор. Он много пишет о спорте, и в частности о шахматах. Выбор темы не случаен — Евгений Ильич кандидат в мастера по шахматам.
Работа над этой книгой представляется логическим продолжением педагогических и литературных исканий обоих авторов.
Итак, сделана попытка открыть маленькому человеку дверь в новую, незнакомую дотоле область познания. Удачна ли эта попытка? Захотелось ли вашему ребенку углубиться в страну шахмат?
Справились ли авторы с ролью проводников, сумели ли соразмерить свои шаги с шажками малыша? Иначе говоря, доступно ли ребенку это «путешествие», интересно ли?
Да и ваша роль не совсем обычна. Руководя путешествием малыша по стране шахмат, вы станете как бы соавтором «Азбуки», потому что вам, вероятно, придется кое в чем ее изменять и дополнять.
Всякий эксперимент нуждается в практической проверке. В данном случае вы, товарищи родители, оказываетесь в роли своего рода «приемной комиссии». Только от вас издательство и авторы смогут узнать о результатах поставленного опыта и о вашей роли в нем. Поэтому убедительная просьба: напишите нам, помогла ли эта книжка научить игре мудрецов вашего сына или дочку, что здесь удачно, а что следует изменить или доработать, нужно ли продолжать выпуск таких книжек.
Наш адрес:
Москва, К-6, Каляевская ул., д. 27.
Издательство «Физкультура и спорт».
Предисловие для родителей
Шахматы — одна из древнейших игр, дошедшая до нас из глубины веков. И в то же время шахматы — самая современная игра, привлекающая все большее число сторонников во всем мире. Неисчерпаемость шахмат, глубина их содержания, сочетание строгой логичности и неограниченных возможностей для проявления инициативы и фантазии делают шахматы частью общечеловеческой культуры. «Игра мудрецов», «гимнастика ума» — эти и другие подобные определения отражают серьезное, уважительное отношение многих людей к замечательной игре. В некоторых странах шахматы стали обязательным школьным предметом. Проводятся такие эксперименты и у нас.
В нашей стране существует множество шахматных кружков и секций при Дворцах пионеров, Домах пионеров и школьников, Домах культуры, школах и домоуправлениях. Но все они рассчитаны на ребят среднего и старшего школьного возраста. Однако интерес к шахматам, желание научиться играть появляется и у многих малышей 5—7 лет. Чтобы помочь младшим ребятам познакомиться с интересной игрой, сделать первые шаги по клетчатой доске, мы и предпринимаем это издание.
В «Шахматной азбуке» авторы сделали попытку в доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах, их свойствах и особенностях, об основных правилах игры и некоторых ее принципах.
Обычно первые книжки малышам читают родители, не должна быть исключением и эта. В вас, уважаемые мамы и папы, авторы видят своих помощников в попытке приобщить заинтересовавшихся шахматами дошколят к азам интересной игры. Если вы сами играете в шахматы, то предлагаемые примеры можете варьировать и разнообразить. Если же вам раньше не случалось садиться за доску, книжка и для вас явится путеводителем по шахматной стране, и кто знает, может быть, увлеченность вашего ребенка передастся и вам.
Читая ребенку «Шахматную азбуку», не торопитесь, не «проходите» больше одной главки в неделю. Больше внимания уделяйте игровому принципу обучения. Следите за диаграммами — их указывают цветные значки.
Если ваш ребенок уже умеет читать и захочет проявить самостоятельность и в данном случае, — разрешите ему читать «Шахматную азбуку», но введите при этом разумную дозировку, так как материал нелегкий, и большие «порции» только утомят малыша, затруднят усвоение.
Некоторые наиболее сложные правила игры авторы решили опустить. Это правило о взятии на проходе и о запрещении рокировки через битое поле. На первых порах можно этими правилами пренебречь. А когда понадобится, вы, товарищи родители, сможете уладить споры, изучив эти правила — они изложены в конце книжки.
Деревянная война
Васе подарили шахматы. Гладкие, пахнущие лаком фигурки лежали в клетчатой, будто кепка клоуна Олега Попова, деревянной коробке. Были тут коняшки, башенки и какие-то напоминавшие человечков куколки без лиц и без рук. Васе понравились забавные фигурки, но, что с ними делать, он не знал. И папа с мамой не могли ему помочь, потому что тоже не умели играть в шахматы.
Скоро большая деревянная коробка стала Васе мешать, и он засунул ее под диван. Засунул и забыл — и о коробке, и о лежащих в ней коняшках, башенках и похожих на человечков куколках.
Однажды пришел к Васе Сережа, закадычный Васин друг. Ребята стали играть в хоккей — разноцветными пластмассовыми клюшками гоняли по полу пластмассовую шайбу. Юркая шайба то и дело залетала под стол или под шкаф, и ребята по очереди ложились на живот и шарили клюшкой под мебелью, стараясь выбросить шайбу на середину «площадки».
Раз шайба залетела под диван, и Сережа полез за ней. Но вместо шайбы он вытащил покрывшуюся пылью деревянную коробку.
— Так это же шахматы! — обрадовался Сережа, забыв о затерявшейся пластмассовой шайбе. — Давай в них играть!
— Я не умею… — засмущался Вася и покраснел.
— Что тут уметь! Будем играть в войну.
Сережа открыл коробку и высыпал на стол светлые и темные фигурки.
— У меня будут желтые солдаты, у тебя — черные. Расставляй свое войско, — командовал Сережа, выбирая светлые фигурки. Он ставил их одну к другой на краю стола, и вскоре там образовалась длинная цепочка светлых фигур — целая деревянная армия. Сережа помог Васе поставить черное войско на другом конце стола и достал из кармана красноватый ластик.
— Стрелять будем по очереди. Вот так.
Сережа положил ластик перед своим войском, а потом сильным щелчком послал его вперед. Резиновый снаряд пролетел через весь стол и сшиб двух черных воинов. Вася хотел поднять своих солдат, но Сережа сказал, что они убиты и встать не могут. Тогда Вася положил ластик на стол, старательно согнул средний палец и что есть мочи щелкнул по резинке. Но ни один вражеский солдат не упал — снаряд пролетел слишком высоко.
Следующий выстрел был удачнее — на пол свалился белый кавалерист. Но в Васином отряде потери были больше, потому что Сережа не промахивался.
— Не бойся — научишься, — подбадривал друга Сережа. Но Вася не радовался своим успехам — ему было жалко аккуратных, поблескивавших на солнце воинов, которые разлетались в разные стороны после каждого удачного выстрела.
Деревянная игра была в разгаре, когда пришел сосед Вадик. Вадик был на целых два года старше Васи и Сережи. Ему уже исполнилось семь лет, и все знали, что осенью Вадик пойдет в школу.
— Что вы тут делаете? — спросил Вадик, глядя на разбросанные по полу светлые и темные фигурки.
— Не видишь, что ли,— играем в шахматы… — ответил Сережа.
— Да, играем в шахматы, разве ты не видишь? — подтвердил Вася.
— Кто же так играет в шахматы? — возмутился Вадик. — Вы же сшибаете фигуры без разбора, вам все равно что пешка, что ферзь!
Вася с беспокойством посмотрел на Сережу. Сережа придумал эту игру, и теперь он должен был доказать Вадику, что они играют правильно.
— Как хотим, так и играем, — нахмурился Сережа. — У нас тут война. Вот моя армия, вот Васина, кто больше убьет чужих солдат, тот победит.
— Ну и армия! — рассмеялся Вадик. — Стоят на месте и ждут, пока их посшибают ластиком! В шахматной армии есть и пехота, и конница, и пушки, и командиры — и все ходят по-разному.
— Куда ходят? — удивился Вася.
— Так и ходят — по доске, а не по столу. И еще они ходят по правилам — кому как положено…
Вадик взял коробку от шахмат и разложил ее на столе. Получился большой квадрат, состоящий из маленьких светлых и темных квадратиков. Вадик отобрал две светлые, (А) похожие на башенки фигуры и поставил их по углам с одной стороны доски.
(И)— Это ладьи, они должны стоять по углам. А это кони, их место рядом с ладьями.
Потом Вадик взял две островерхие фигуры и назвал их слонами.
Сережа засмеялся.
— Какие же это слоны! У слонов хобот и уши большие.
— И все равно, — сказал Вадик, — в шахматах эти фигурки называются слонами. Так папа говорит.
А Вася не стал спорить, хотя он тоже думал, что это не слоны. Но ему очень хотелось поскорее узнать, как еще можно играть в шахматы.
(Н) Вадик поставил каждого слона рядом с каждым конем, а в середине остались две свободные клетки. Потом он выбрал из валявшихся в беспорядке шахмат две самые высокие светлые фигуры. Одну из них, с остроконечным черным набалдашником, Вадик назвал королем, и это было понятно — королями в сказках называли самых главных. Другую фигуру он назвал ферзем, и это было непонятно.
— Какой ферзь? — спросил Вася.
— Ну, понимаешь, это вроде генерала или маршала. Сильная такая фигура. А в шахматной армии называется ферзь.
— Ну, ладно, — нехотя согласился Вася.
— Значит, вот король, а вот ферзь, — продолжал Вадик. Короля он поставил на черную клетку, а ферзя на белую.
Теперь весь первый ряд доски был заполнен. В стороне остались самые маленькие (А) светлые фигурки, они были все одинаковые.
— Это пешки, — пояснил Вадик и расставил маленькие фигурки во втором ряду (К) доски, перед более крупными фигурами.
— Вот как должно стоять шахматное войско! А вы так же расставьте черную армию.
Вася и Сережа выстроили черные фигуры, как Вадик белые — по углам ладьи, рядом с ладьями кони, потом слоны. Только главные фигуры не знали куда ставить — то ли короля справа, ферзя слева, то ли наоборот. Вадик помог.
— Белый ферзь, — сказал он, — должен стоять на белой клетке, а черный — (П) на черной.
— Не белый ферзь, а желтый, — поправил его Сережа. Он любил поспорить, а светлые фигурки действительно были желтыми.
— Нет белый, — упрямо мотнул головой Вадик. — Это потому, что так вся шахматная армия называется — белые и черные. Как бы их ни раскрасили — все равно!
Когда ребята расставили по местам все фигуры и все пешки, Сережа спросил:
— Чем их теперь сшибать?
— Тебе бы только сшибать! — рассердился Вадик. — Они сами друг друга будут сбивать, как в настоящем бою.
Васе не терпелось поскорей начать игру, и он об этом сказал. Но Вадик только рассмеялся.
— Как же ты будешь играть, если не знаешь правил?
В это время пришла мама Вадика и увела его ужинать. Вася с Сережей смотрели на расставленные шахматы и не знали, что с ними делать.
Один к одному, один к одному — в каком-то удивительном порядке замерли маленькие воины. Лак на них мерцал, как старинные латы. Фигурки, только что разлетавшиеся во все концы комнаты, теперь, казалось, готовились к очень серьезному делу. Стояли они уже не как попало, а в четком и немного таинственном строю. Вот-вот прозвучит команда и рассыплется четкий строй. Как это произойдет? Что будут делать маленькие воины на клетчатом поле боя?
В этот вечер Вася долго ворочался в постели. А когда он наконец уснул, перед ним развернулось настоящее шахматное сражение. Но как ни старался Вася получше разглядеть, кто с кем бьется, у него ничего не получалось. На поле боя был сплошной круговорот, и разобраться в нем Вася не мог — ведь он еще не знал, как должны себя вести шахматные фигурки.
Сережа тоже вспоминал застывшие перед боем красивые шахматные армии, и ему уже не хотелось сбивать их ластиком.
Скоро сказка сказывается
Назавтра Вася с Сережей гуляли во дворе. Вместе с другими ребятами они катались с горки, бросали друг в друга снежки. На утоптанном, скользком снегу можно было играть в хоккей почти по-настоящему — не так, как в заставленной комнате. И шайбу кто-то принес настоящую — резиновую. Только вот клюшки оказались не у всех — некоторые играли палками. И на ногах у ребят не сверкали быстрые коньки. В общем, до взрослых хоккеистов, которых показывают по телевизору, было еще далеко. Но все равно, играть в хоккей очень интересно! Вася и Сережа были самыми маленькими, и их поставили в воротах. Сережа сначала не соглашался — ему хотелось самому забивать шайбу. Но со старшими ребятами не очень-то поспоришь. Пришлось Сереже занять место между двумя кирпичами и отчаянно бросаться на летящую шайбу. По другую сторону площадки между такими же кирпичами стоял Вася. Он переминался с ноги на ногу и все время вертел головой, чтобы не упустить из виду метавшуюся по площадке шайбу. Несколько раз шайба пролетала над Васиной головой так высоко, что он, даже подпрыгнув, не смог ее достать. Тогда он говорил, что шайба прошла над воротами и гола нет. И ребята с ним не спорили. Не спорили они даже тогда, когда резиновый снаряд пролетел не очень высоко над воротами,— понимали, что вратарь Вася ростом не велик. Но если он пропускал шайбу внизу, ее тут же засчитывали. Особенно обидно было, когда черный кружок проскальзывал между ног — ребята смотрели на Васю укоризненно, и у него от досады на глаза навертывались слезы.
Но зато когда Васе удавалось отбить шайбу ногой или прижать ее ко льду своими толстыми варежками, старшие ребята одобрительно похлопывали его клюшками — так же, как хоккеисты сборной страны похлопывают своего стража ворот.
Потом все ребята принялись лепить снежную бабу. Сережа легонько толкнул Васю и, когда тот обернулся, вполголоса предложил:
— А мы давай будем лепить шахматы…
Вася с Сережей отошли в сторонку. Отошли и задумались — кого же им лепить?
— Тебе какая фигура больше всех нравится? — спросил Сережа.
— А тебе?
— Мне конь — он самый красивый!
— А мне пешка, — нерешительно проговорил Вася. — Она самая маленькая…
Друзья взялись за дело. Сережа быстро слепил подставку, над ней поднялась шея шахматного коня. А вот морда вышла очень уж короткой. Попробовал Сережа сделать ее подлинней, но снег не держался — обваливался.
А у Васи пешка получилась ладная, с крепкой круглой головой, которая блестела, как лакированная.
Посмотрел Сережа на Васину пешку, потом на своего коня и вдруг сказал:
— А конь все равно сильнее пешки!..
Васе показалось, что его пешка не хуже Сережиного коня, и он ответил неопределенно :
— Еще неизвестно…
— Еще как известно! — насупился Сережа. Он стоял рядом с Васей и скатывал в руках снежок.
— Еще как известно! — повторил Сережа и запустил снежком в снежную пешку. Снежок попал пешке в голову, и на круглой пешкиной голове выросла рассыпчатая снежная шишка. Это раззадорило Сережу, и он слепил более увесистый снаряд. После второго «выстрела» круглая голова пешки сдвинулась с места и лишь чудом удержалась на толстой снежной шее.
Васе стало обидно за своего шахматного снеговика, и он тоже слепил снежок. Бап — и короткая морда Сережиного коня стала еще короче.
— Ах, ты так? — пошел на Васю Сергей.
— А ты как? — не уступал Вася.
Ребята сошлись почти вплотную и начали друг друга отталкивать.
— Э, друзья, это не по правилам! — раздался строгий взрослый голос. Вася и Сережа увидели рядом с собой Вадика, а над Вадиком и над всей площадкой возвышался отец Вадика — Леонид Иванович, или дядя Леня, как звали его ребята во дворе.
— Что это вы — начали с шахматных фигур, а дошли чуть не до драки?— сердито говорил дядя Леня. — В шахматы сражаются головой, а не руками.
— И не снежками… — вставил Вадик. Он был очень рассудительный мальчик и не упускал случая это доказать.
— А дома они шахматы сшибали ластиком, — пояснил Вадик отцу.
— Ну, ты уж не выдавай ребят, — улыбнулся дядя Леня. — А то они и так покраснели…
И правда, хотя Сережа с Васей уже перестали наскакивать друг на друга, лица их все еще были красными, а глаза блестели. Вадик важно заявил:
— Ничего, я их научу играть как следует…
— Ты? — удивился дядя Леня.—Ты еще сам толком играть не умеешь…
— Нет умею! — начал горячиться Вадик. Ему не хотелось терять свой шахматный авторитет.
— Ну, я знаю, как ты умеешь, — чуть заметно улыбнулся отец Вадика. — Давайте лучше вместе будем учиться играть в шахматы. Приходите, ребята, к нам, когда нагуляетесь.
…Нагулялись ребята быстро. Раскрасневшиеся и взъерошенные, появились они в дверях квартиры, где жил Вадик. У Вадика был свой угол для игрушек и книжек, и там на маленьком столике стояли расставленные шахматы. Но дядя Леня пригласил Васю и Сережу к большому столу. А сыну сказал:
— Неси сюда своих солдат.
Вадик поднял раскрытую доску с расставленными на ней фигурами и двинулся к большому столу. Но по дороге он засмотрелся на Васю, который пытался пригладить свои торчащие торчком рыжие волосы. Доска в руках Вадика немного наклонилась, и шахматы посыпались на пол.
— Эх ты, нескладеша, — нахмурился было дядя Леня. — Ну да ладно, пускай теперь ребята сами расставляют — посмотрим, чему ты их научил.
Мальчики начали быстро ставить на доску фигуры, как им вчера показывал Вадик, но дядя Леня остановил их.
— Стоп, стоп! Неправильно! Доску не так поставили. Запомните: от каждого из игроков слева в углу должна быть черная клетка. Так, теперь верно…
Папа Вадика вдруг задумался, а потом спросил:
— Хотите, ребята, я вам про шахматы сказку расскажу?
Ребята, конечно, обрадовались. Кто же откажется слушать сказку о шахматах! А деревянные фигурки застыли на доске и, казалось, тоже приготовились слушать рассказ дяди Лени.
«… В давние-стародавние времена, в дальней-предальней стране жил-был Король.
Он не был ни добрым, ни справедливым, ни умным. И, наверное, поэтому часто воевал с соседями, стараясь захватить у них поля, сады, города. И вот однажды задумал Король новый поход за чужими богатствами, да не знал — будет ему удача или нет. Для верности решил спросить совета у самого старого и самого мудрого человека в королевстве. Привели во дворец белобородого старика, и обратился к нему Король:
— Слушай, старец: задумал я идти войной на соседей. Скажи, будет ли мне удача? Докажу ли, что я умней и сильней других правителей? Разобью ли неприятельские армии? Завоюю ли новые страны?
Подумал мудрец и ответил так:
— Не торопись, о владыка! Прежде чем затевать большую войну, выиграй маленькую. Прежде чем бросить в бой свои несметные полки, научись управлять игрушечным войском. Прежде чем пытаться захватить обширные страны, овладей крошечным королевством…
— Что ты мелешь, старик? — рассердился Король. — Какая маленькая война? Что за игрушечное войско? Где это крошечное королевство?
— Вот оно, могучий Король, — спокойно ответил старец и, вынув из мешка клетчатый деревянный квадрат, положил его перед троном.
— Что это за королевство? — еле сдерживая гнев, воскликнул Король.—Тут и шагу сделать нельзя!
— Прости, меня, владыка, но ты не прав. Посмотри, сколько здесь путей-дорог — и прямо, и наискосок, и вперед, и назад! А вот и армия, командуя которой ты можешь проявить себя.
Тут старик высыпал из мешка множество странных фигурок.
— Присмотрись к этим деревянным фигуркам, о владыка! Они все время воюют, наступают, отступают, устраивают засады, переживают чудесные приключения. Но они деревянные, поэтому тут никогда не льется кровь, не рушатся дома, не плачут сироты. Вот где бывают удачные войны! Научись побеждать в этой бескровной войне, и слава о твоей мудрости дойдет до самых отдаленных уголков земли.
Королю очень хотелось прославиться на весь свет, и он стал учиться играть в шахматы — так называл старик свою замечательную игру.
— Это настоящая королевская игра, — важно говорил Король, когда ему удавалось одерживать победы. А когда проигрывал, он сердился и швырял шахматы на пол.
Такое грубое обращение показалось обидным маленьким деревянным воинам, и они стали мстить своему капризному хозяину: в самый важный момент сражения то одна, то другая фигура переставала слушаться полководца и начинала ходить куда заблагорассудится, вовсе не считаясь с интересами всей армии. И тогда Король терпел поражение, а проиграв, злился и сбрасывал деревянные войска с деревянного поля боя. Чем чаще злился и швырял фигуры, тем чаще проигрывал. И ни в дальних странах, ни в собственном его государстве не говорили о Короле как о добром, справедливом и умном правителе. Потому что какой же добрый, справедливый и умный человек будет швырять шахматы на пол и злиться на тех, с кем он играет?
Надоели Королю игрушечные сражения, которые он так часто проигрывал. Решил он снова попробовать силы в настоящей войне. Мечтал захватить богатую добычу и присоединить к своим владениям чужие земли. Быстро собрал Король свои пешие и конные полки и во главе всей армии двинулся на соседнюю страну. Но люди той страны не хотели стать рабами злого и капризного владыки. Все, как один, поднялись они на защиту своей родины и разбили полчища Короля. От всей его многочисленной армии остался небольшой отряд. Понурив головы возвращались уцелевшие воины домой. Мрачнее тучи был самоуверенный и жестокий Король, потерпевший сокрушительное поражение.
Во время своего позорного отступления встретил Король на дороге того старика мудреца, что учил его деревянной шахматной войне. Направил Король своего коня на старика и сказал:
Видишь, старик, чем закончился поход?
— Вижу, Король, вижу, — отвечал ему старый человек. — Я же говорил тебе, что лучше вести бескровную шахматную войну.
— Лжешь, несчастный! — рассердился Король. — Вот я соберу новую армию и докажу всему свету, что нет полководца искусней меня!
— Не горячись, владыка, — спокойно отвечал старец. — Как ты сможешь командовать большой армией, если даже маленькими шахматными фигурками не научился управлять?
Как услыхал Король эти слова, чуть не лопнул от злости. Наехал он на старика, едва не затоптал его совсем.
— Бросить, — кричит,— старика дурака в темницу, а игру его поганую деревянную во всем королевстве запретить и повсеместно сжечь!
…Мчались гонцы во все концы, объявляли повсюду грозный королевский указ. Слуги Короля отбирали у людей шахматы и прямо на площадях разжигали из них большие костры. Но, как ни старались, не удалось собрать все шахматы: крестьяне и ремесленники прятали клетчатые доски и маленькие фигурки, хотя и грозила им за это страшная кара. Простые люди полюбили умную игру. Собираясь в укромных местах, они расставляли деревянные фигурки и вели их в бой. При этом они часто говорили друг другу:
— Давай сыграем в игру, которая оказалась неподвластной нашему Королю. Уж тут бы мы с ним поспорили!..
А когда какой-нибудь мальчишка говорил, что станет грозным, командиром, — улыбнулся дядя Леня,— ему с усмешкой советовали:
— Ты сначала попробуй покомандовать деревянными солдатиками, а потом уж берись за большие дела…