Скакуны
Васе и Сереже хотелось поскорее узнать про коня. Он казался им самой привлекательной фигурой. Ну, что ладья? Как она ходит, понятно, а что она такое, с чем ее сравнить можно? С танком? С пушкой? И похоже, и непохоже. Какая-то все-таки неясная фигура. То ли дело конь! Тут сразу представляешь себе лихого кавалериста. Лошадь под ним то встает на Дыбы, то гарцует, то шарахается в сторону. А когда надо — мчится в атаку, перепрыгивает через препятствия. А как ведет себя конь на шахматной доске? Вадик как-то сказал им во дворе, что конь ходит буквой «Г», но это было не очень понятно. Поэтому ребята с нетерпением ждали, когда же папа Вадика снова будет рассказывать о шахматах. Они надеялись, что теперь очередь дойдет до коня — ведь стоит он рядом с ладьей. Вася на всякий случай повторял про себя «бэ один», «жэ один», «бэ восемь», «жэ восемь» — названия полей, на которых стоят кони в начале игры. Куда же они поскачут? …На столе перед дядей Леней стояли расставленные шахматы. Сплошная шеренга пешек прикрывала фигуры.
— Ни одна фигура не может двинуться, пока пешки не освободят ей дорогу, — говорил дядя Леня. — Ни одна, кроме коня. Конь фигура не дальнобойная, но ловкая и прыгучая. Ход коня труднее всего запомнить, но без этого вы не сможете играть в шахматы. Смотрите внимательней: конь ходит вот так — на одно поле прямо и на одно наискосок. Прямо и наискосок, прямо и наискосок. В любую сторону. И если перед ним стоит какая-нибудь фигура, конь через нее перепрыгивает. Коня, который стоял на поле b1, дядя Леня поставил на поле с3, потом сделал ход за черных — коня с поля b8 передвинул на поле с6. Другой белый конь прыгнул с поля g1 на поле f3. Стоявший напротив черный скакун ответил таким же прыжком — с поля g8 на поле f6.— Видите — пешки стоят на местах, а кони уже вступили в игру. Ход коня похож на букву «Г». Похож он и на семафор.
|
— А если перед конем кто-нибудь стоит, может конь сбить эту фигуру? — спросили сразу и Вася и Сережа.
— Нет, конь бьет только на тех полях, куда он прыгает. Посмотрите на доску. (М) Вот любую из этих фигур конь может побить. Одну, на выбор… А куда нужно поставить (Г) коня, чтобы он мог съесть любую из черных пешек?
Первым сообразил Сережа. Он сказал, что белого коня нужно ставить на поле f5.
— А где у коня меньше всего ходов?— продолжал задавать вопросы дядя Леня.
— В углу!— ответили Вася и Сережа.
— Верно. Поставить коня в угол — значит сильно его «наказать». Из угла скакун имеет только два хода, и его тут очень легко поймать.
— А как же его поймать, если он может перепрыгивать через фигуры?— неожиданно спросил Вадик. Обычно он старался не задавать вопросов, так как считал, что уже почти все знает.
— И ты, профессор, не знаешь?— лукаво прищурился дядя Леня.— Если я нападу на твоего коня, что ты будешь делать?
— Уведу его на другое поле.
— А если на всех полях, куда твой конь ни прыгнет, его смогут побить неприятельские фигуры?
Вадик недовольно пожал плечами.
— Вот тогда-то конь и будет пойман. Чтобы поймать коня, нужно на него напасть и в то же время отрезать ему все пути к отступлению. И легче всего это сделать, когда конь (И) находится в углу. Вот как поймали коня две ладьи.
(А) Ладья с пешкой могут поймать коня так.
(П) Даже одни пешки могут захватить скакуна в углу.
|
— Ну и скакун!— разочарованно проговорил Сережа.— Все его поймать могут… Что же он — самый слабый?
— Да, в углу конь себя чувствует скверно. Но на воле он очень ловок и сам может причинить много неприятностей. Вы уже видели, что в центре конь обстреливает сразу восемь полей. А вдруг на них стоят неприятельские фигуры? Представляете, какой поднимется переполох?
(Г) Нападение коня на две или несколько фигур называют «вилкой».
|
— Смотрите, правда, похоже на вилку, вонзившуюся сразу в обе ладьи? Черные сумеют увести только одну ладью, другая останется на «вилке» и погибнет.
(Д) «Вилка» может быть и другой формы, пошире.
— Это «вилки» с двумя зубцами, а «вилку» с четырьмя зубцами кто может показать?
Вася подумал, что если соединить две «вилки», показанные дядей Леней, получится «вилка» с четырьмя зубцами.
|
Он сказал о своей догадке, и дядя Леня его похвалил.
— А кто сильнее — конь или ладья?— поинтересовался Вася. Теперь ему нравился юркий, ловкий скакун, и он хотел, чтобы конь оказался сильнее упрямой, прямолинейной ладьи.
Но дядя Леня Васю огорчил.
— Бывает, что конь сильнее ладьи, но гораздо чаще сильнее ладья. Ладья очень быстроходна — на любое поле она может попасть в два хода. А сосчитайте-ка, сколько ходов потребуется коню, чтобы попасть из угла а1 в угол h8?
Вася с Сережей принялись отсчитывать, сколько раз коню придется сделать свой похожий на букву «Г» ход, чтобы выполнить задание дяди Лени. Но представить в уме все прыжки коня было трудно, и ребята сбивались. Тогда Сережа поставил в угол белого коня и стал делать на доске ходы. Получилось, что конь может попасть из угла в угол самое быстрое за шесть ходов.
Действительно, за ладьей ему не угнаться.
Вася почему-то вспомнил маленькую лошадку-пони, на которой катают детей в зоопарке. А ладья показалась ему похожей на грузовик, мчащийся по широкой улице.
Потом, уже дома, Вася подумал, что все-таки конь очень интересная фигура. Кто еще может так лихо перескакивать через шеренги своих и чужих солдат, кто может так ловко поддевать неприятеля на вилку? И Вася стал скакать на одной ноге по клетчатому, как шахматная доска, полу кухни. Все его прыжки были похожи на букву «Г»— прямо и вбок, прямо и вбок…
Легкие слоны
Если бы Васе сказали, что слоны бывают легкими, он бы ни за что не поверил. Но оказалось, что в шахматах слонов называют легкими фигурами. Так же, как коней. А тяжелые фигуры — это ферзи и ладьи. А рассказал про легких слонов Вадик, потому что дядя Леня опять уехал. И еще Вадик сказал, что слону нужна только половина доски. Вообще Вадик во дворе рассказал столько интересного, что Вася и Сережа заспешили к нему, чтобы всем вместе сесть за шахматную доску. Вадик сообщил ребятам, что слоны ходят только наискосок, по тем самым диагоналям, о которых друзья узнали, когда знакомились с шахматной доской. Слон, который вначале стрит на черном поле, так всю игру и ходит только по цепочкам черных клеток и называется чернопольным слоном. В каждом шахматном войске есть один слон чернопольный и один белопольный — тот, что с самого начала ходит лишь по белым полям.
— А почему можно сказать, — спросил Вадик, — что каждому слону нужна только половина доски?
Вася и Сережа посмотрели друг на друга и пожали плечами.
— А потому, — объяснил Вадик, — что любой слон ходит только по клеткам одного цвета, а на другие поля, на другую половину шахматной доски он попасть не может. Поняли? Ребятам объяснение Вадика показалось не очень понятным: нельзя же доску разрезать на белые клетки и черные клетки — тогда никакой доски не останется, а будут валяться лишь отдельные диагонали. Вадик почувствовал, что опять из него не получается хороший шахматный учитель, и постарался исправить положение.
— Я вам лучше расскажу, как слоны воюют. Где слон имеет больше всего ходов?
— В середине… — первым ответил Сережа.
— Верно, в центре. А с каких полей?
(Н) — С поля d4 и с поля е5,— сказал Вася.
|
— Нет, с поля е4 и d5,— запротестовал Сережа.
Ребята сердито смотрели друг на друга — каждый был уверен в своей правоте. Вадик рассмеялся:
— Да вы же оба верно ответили! С полей d4 и е5 больше всего ходов имеют чернопольные слоны, а с полей е4 и d5 — белопольные. Посмотрите-ка: все эти поля находятся на самых больших диагоналях. Сколько на доске больших диагоналей?
|
— Две!— дружно выпаили Вася и Сережа.
— Да, одна белая, другая черная,— добавил Вадик.— На этих двух больших диагоналях слоны себя чувствуют лучше всего. Тут они, как дальнобойные пушки,— стреляют через все поле сражения.
— Ты обещал рассказать, почему слонов называют легкими фигурами,— напомнил Вадику Вася.
— Слонов и коней назвали легкими фигурами, потому что они слабее ладей и ферзей, которые считаются тяжелыми фигурами. А может быть, еще потому, что кони и слоны раньше вступают в бой, пока тяжелые фигуры еще только разворачиваются.
— А почему слон слабее ладьи?— поинтересовался Сережа.
— Ладья же по всей доске разгуливает! А слон…— усмехнулся Вадик,— вы же видите: слону можно ходить только по половине доски. На поля чужого цвета он не ходит, и пользы от него меньше, чем от ладьи.
— А еще слоном называется…— недовольно буркнул Сережа.
— А бывает, что ладье прямо ходить некуда, а слону наискосок ходить можно?— спросил Вася. Вадик посмотрел на него с уважением.
— Ага, бывает. Тогда вот слон может быть сильнее ладьи. Но чаще ладья сильнее слона,— солидно добавил Вадик, стараясь подражать отцу.— Поэтому менять ладью на слона невыгодно.
— А слона на коня?
— Слона на коня можно. Слон и конь одинаково стоят.
Вадик задумался. Он старался вспомнить, что еще говорил ему папа о слоне, но ничего больше припомнить не мог.
— Давайте я вам лучше про ферзя расскажу. Ох, и сильная фигура! Или, может, лучше папа про ферзя расскажет?— усомнился в своих силах Вадик. Вася и Сережа тоже подумали, что о такой сильной фигуре лучше расскажет дядя Леня, и не стали упрашивать Вадика.
За ужином Вася долго думал о том, что слонам, наверное, скучно все время ходить по полям одного цвета и что они должны в этих полях-клетках чувствовать себя как в неволе.
Самый сильный
— Ну, друзья, — сказал дядя Леня, когда они снова все вместе собрались за большим столом с расставленными шахматами, — что вам тут профессор Вадик про слонов толковал?
Вадик посмотрел на Васю и Сережу, словно прося «Что же вы? Давайте рассказывайте!». Сережа сказал, что Вадик про слонов объяснил понятно, но очень мало. Вася кивнул в знак того, что он согласен с приятелем.
— А что про них еще расскажешь? — заволновался Вадик.— Ходят по своим диагоналям и все…
— Ну, не так все просто, как тебе кажется, — заметил дядя Леня. — Как слоны воюют, ты ребятам говорил?
Вася и Сережа вспомнили, что про то, как слоны воюют, Вадик им не рассказывал.
— Слоны и ходят и воюют на своих диагоналях, — сказал дядя Леня. — Чем длинней диагональ, тем опасней слон. Как и другие фигуры, слон занимает место сбитой им фигуры неприятеля. А как от слона спастись?
— Уйти с диагонали, — поспешил ответить Сережа.
— Верно, но не всегда это легко сделать. Смотрите. (П) Слон грозит ладье на поле d5, а если она уйдет, погибнет другая черная ладья. Теперь давайте играть слоном против пешек.
(И) Дядя Леня расставил фигуры так:
— Как слону лучше напасть на пешки?
— С поля b1, — предложил Вася.
В ответ дядя Леня двинул пешку на поле е3. Вася поставил слона на поле d3, чтобы не дать пешке продвинуться (М) дальше. А дядя Леня пошел другой пешкой на поле f3. Оказалось, что теперь Вася не может помешать пешке «е» дойти до последнего ряда.
— Вот ты и проиграл, — сказал дядя Леня, — а ведь мог выиграть.
Дядя Леня показал, что нападать нужно было не с поля b1, ас поля d5, сзади (В).
|
Если бы пешка пошла тогда на поле е3, слон становился (Г) на поле f3 и черные пешки погибали одна за другой.
(Д) А если бы черные попытались прорваться на последний ряд пешкой «f», то слон одну пешку забрал бы, а другую успел задержать.
|
— Видите,— сказал дядя Леня,— со слонами воевать надо умеючи. Теперь, ребятишки, настало время представить вам самую сильную фигуру в шахматном королевстве — ферзя.
— А я думал, самый сильный — король,— признался Вася.
— Король — самый главный, но он не так уж силен. А всех сильней ферзь. Он победит любую другую фигуру, а то и две или три фигуры, вместе взятые. А почему? Потому что ферзь может ходить и как ладья, и как слон, и по прямым линиям, и по диагоналям. Представляете, сколько полей ему доступны в одно и то же время?
Дядя Леня снял с доски все фигуры и поставил белого ферзя на поле е4. От этого поля каждый из ребят мысленно чертил дорожки вверх, вниз, направо, налево и наискосок по белым диагоналям (Н).
|
— Вот, ребята, вы увидели, что ферзь ходит, как ладья и как слон,— продолжал дядя Леня.— Он может нападать на ладью по диагонали, а на слона — по прямой линии. В таком случае сам ферзь будет в безопасности.
— Пап, скажи им, сколько других фигур стоит ферзь,— попросил Вадик.
— О, ферзь фигура дорогая! Примерно он равен двум ладьям. Как по-вашему, за сколько легких фигур можно отдать ферзя?
— Наверное, за три…— робко предположил Вася.
— Да, три легкие фигуры примерно равны по силе ферзю. Но только если они хорошо защищены. А если кони и слоны разбросаны по всей доске, каждая из этих фигур в отдельности может стать легкой добычей ферзя. Вот, например, в таком положении (Н).
|
Белый ферзь становится на поле е4 и нападает сразу на все черные фигуры. А так как черные одним ходом не могут увести их из-под удара, одна фигура гибнет.
(Д) — А здесь каким ходом белый ферзь выигрывает одну из черных фигур?
Вася быстро передвинул ферзя. Но дядя Леня напомнил ему, что руками действовать не следует, и поставил ферзя на прежнее место. Вася покраснел и виноватым голосом тихо сказал, что ферзя нужно поставить на поле d8. Дядя Леня утвердительно кивнул головой.
(Г) — А в этом положении как выиграть фигуру?
— Поставить ферзя на поле d5!—поспешил выкрикнуть Сережа, так как боялся,
что Вася снова первый схватит ферзя. Дядя Леня ничего не сказал и посмотрел на Васю.
— А если пойти ферзем на поле g5?— предложил Вася.
— Вот это другое дело. Поторопился ты, Сережа. С поля d5 ферзь действительно нападает на обе черные фигуры, но там он и сам попадает под удар слона, очередь хода за черными,— они и съедят белого ферзя.
Помните, я вам показывал, как ладьи и пешки или пешки сами ловят попавшего в угол коня? Ферзь же с этой задачей легко справляется один. На какое поле нужно поставить ферзя, чтобы погиб конь в углу а8?
(В) — На b7,— сказал Сережа.
— И на с6 можно,— добавил Вася, немного подумав.
— И на а7 и на b8!— быстро дополнил Сережа.
— Правильно. Но ферзь может поймать коня не только в углу, но и на любом поле крайней линии. Вот хотя бы здесь.
Дядя Леня поставил коня на поле е8.
— Как надо играть ферзем?
Сережа опять быстро ответил, что ферзя надо поставить на поле d7. Но дядя Леня показал, что в таком случае конь сможет убежать на поле f6. Тогда Вася сообразил: ферзь должен стать на е7. У Васи даже дух захватило от того, с какой легкостью ферзь ловит прыгучего коня. Папа Вадика поместил коня на поле h3, и Сережа предложил поставить ферзя на поле g3. А когда конь оказался на поле а4, ребята уже не старались опередить друг друга — обоим было ясно, что ферзя нужно поставить рядом с конем. Но не наискосок, а прямо. А потом Сережа спросил, может ли ферзь напасть сразу на две ладьи и съесть одну из них. Ребята узнали, что на пустой доске ферзь двум ладьям не страшен, потому что они сразу встанут на одну линию и защитят друг друга.
(И) Но если свои или чужие фигуры мешают ладьям соединиться, протянуть друг другу руку помощи, тогда под ударами ферзя одна из ладей может погибнуть.
|
Еще дядя Леня объяснил, что в начале игры ферзю невыгодно выскакивать вперед, так как его всюду подстерегают опасности — ведь каждый захочет уничтожить самую сильную фигуру противника. Зато когда борьба в разгаре, ферзь может нагнать страху!
Теперь Вася понял, почему пешку, дошедшую до последнего ряда, превращают именно в ферзя — с таким силачом в беду не попадешь!
И если бы ему снова приснился шахматный сон, Вася уже не ломал бы голову над вопросом, в кого превратиться — он конечно стал бы могучим ферзем, чемпионом среди шахматных фигур. И только одного Вася не мог понять — почему дядя Леня сказал, что самый главный на доске король, хотя он и слабее ферзя?
Берегись, Ваше Величество!
В этот день Вадик не вышел гулять во двор, и Вася с Сережей пошли к нему домой. Только они позвонили, как дверь широко распахнулась, и пораженные ребята увидели перед собой короля! На голове его красовалась зубчатая корона, а в руке был знак королевской власти — скипетр. Правда, скипетр почему-то напоминал складной зонтик, а королевская корона была вырезана из обложки журнала «Огонек». И все-таки это был настоящий шахматный король. Что шахматный, ребята сразу догадались, потому что вместо панциря его грудь прикрывала картонная клетчатая доска.
— Добро пожаловать в мое шахматное королевство! — произнес король голосом Вадика и поправил на лице маску деда Мороза.
— А я ферзь! — воскликнул Сережа и, схватив стоявшую в коридоре лыжную палку, напустил на себя грозный вид.
Но в это время из комнаты вышел дядя Леня и сказал, что на сегодня достаточно одного короля, а то как бы ребята не натворили бед, размахивая своим «оружием». Потом, обращаясь к королю, он добавил:
— А ты, Ваше величество, сиди смирно и зонтиком не размахивай, потому что шахматному королю не положено совать нос в пекло. Шахматный король — существо робкое, он любит покой и лишь в самом конце сражения иногда показывает, что тоже не лыком шит.
Король сел в угол дивана и заскучал, а Вася с Сережей пристроились около дяди Лени. Конечно, и шахматы уже стояли на столе.
— Помните, приятели, как ферзь ходит? Прямо и наискосок во все стороны. Король тоже ходит прямо и наискосок во все стороны, но только на одно поле — шаг у него короткий. По скорости передвижения король не уступает лишь пешке, а за другими фигурами ему не угнаться. Вернее сказать, от других фигур ему убежать трудновато, потому что король чаще спасается бегством, а не преследует неприятеля (М). И все же он самая главная фигура в шахматах, потому что по правилам без короля играть нельзя. Шахматная война ведется для того, чтобы поставить неприятельского короля в безвыходное положение. Тогда — победа! У вас может быть в этот момент сколько угодно фигур и пешек, но если ваш король не в состоянии избежать гибели, вы проиграли. Вот почему король самая главная фигура в шахматах.
Вася и Сережа притихли, пораженные особым положением этой трусоватой, неповоротливой фигуры. А скучавший на диване шахматный король поднялся и голосом Вадика торжественно произнес.
— Король всех главнее. Вот!
|
Королю, наверное, стало жарко в маске деда Мороза, и он начал снимать с себя королевские доспехи.
— Что, нелегко быть королем?— спросил Вадика отец. — Да, шахматному королю не позавидуешь. Все время ему приходится ждать неприятностей, того и гляди нападут на него чужие фигуры. И чтобы легче было медлительному королю укрыться в безопасном месте, установили в шахматах такое правило: один раз за всю игру можно сделать рокировку. Вот еще одно трудное шахматное слово — ро-ки-ров-ка. Делается она так…
(Л) Дядя Леня снял с доски все фигуры и только белого короля с белыми ладьями оставил на местах.
Он приставил (В) одну из ладей вплотную к королю, а потом король как бы перепрыгнул через нее — так, что очутился по другую от ладьи сторону на соседнем с ней поле. Дядя Леня объяснил, что все это — и движение ладьи, и прыжок короля — считается одним ходом, что рокировку можно делать, если ни король, ни ладья еще ни разу не ходили и если после рокировки король или ладья не попадают под удар неприятельских фигур.
— А в какую сторону можно делать эту… — запнулся на трудном слове Вася.— Эту ро-ки-ров-ку?
— Да, я забыл вам, ребята, сказать — спохватился дядя Леня,— что рокировку можно делать и направо, и налево. Рокировка в сторону ферзя называется длинной рокировкой (Н).
|
Да вы сами видите, что эта рокировка длинней. Рокировку в сторону короля называют короткой рокировкой. Понятно?
— Понятно!— отозвался Сережа.— А какая лучше — короткая или длинная ?
— Что — короткая или длинная?— спросил дядя Леня, делая вид, что не понимает, и в глазах его мелькнули веселые искорки. Пришлось и Сереже выговорить неудобное слово.
— Рокировка какая лучше — короткая или длинная?
— Ну, это как когда… Рокировать лучше туда, где надежней пешечный заслон, где король будет в большей безопасности.
— А как короля можно съесть?— спросил Вася.
— Король не имеет права стоять под ударом. Поэтому раньше, когда нападали на короля, произносили вслух слово «шах!», что означало «король, берегись!». Шах — по-персидски царь, король. Теперь по правилам говорить «шах» не обязательно, но «шахом» продолжают называть нападение неприятельской фигуры на короля. В таком случае король обязан или уйти, или закрыться от нападающей фигуры. Вот так, например:
(А) Черная ладья объявила шах белому королю, но ходом коня с поля с1 на поле е2 от шаха можно закрыться. Есть еще способ спасти короля — съесть атакующую фигуру. Вот если бы в этом положении белый конь стоял на поле с3, он мог бы побить черную ладью и спасти (И) своего короля. Ну, а положение, в котором король находится под боем и нельзя ни уйти, ни закрыться, ни съесть атакующую фигуру, называется «мат». Смерть королю, конец игре. Нападение на короля и гибель короля — шах и мат.
— Шах и мат! Шах и мат! Шах, мат!.. — радостно закричал Сережа. Эти новые слова казались ему очень знакомыми.
— Потому и шахматы называются «шахматы»,— важно заметил уставший молчать Вадик.
— Совершенно верно, профессор,— улыбнулся папа Вадика.— Я думаю, ребята и сами бы догадались. Позиций, где королю объявлен мат, великое множество. Для начала посмотрите некоторые из них.
(П) Дядя Леня начал одну за другой показывать позиции, в которых королю совсем некуда деться.
|
|
Вася был очень доволен. Во-первых, он теперь понимал, что означает слово «шахматы». А во-вторых, все, что он узнал об этой интересной игре, получило новый смысл. Мат королю! Мат королю! Ну, берегись, Ваше величество!
Дома Вася долго вспоминал разные матовые позиции, которые показывал дядя Леня, и ему страшно хотелось самому создавать такие положения, самому обрушивать сокрушительные удары на вражеского короля.
Засыпая, Вася тихо шептал «шах и мат, шах и мат… Берегись, Ваше Величество!..»