ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
КНИГА ОДОБРЕНА ИНСТИТУТОМ ПИТАНИЯ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР.
Не нужно приучать детей к тонким и однообразным вкусовым ощущениям. Не следует избаловывать их в еде. Это только ограничивает в будущем их приспособление к меняющимся условиям жизни.
Слово о материнстве
Где бы ни жила женщина, какое бы небо ни раскинулось над ней, низкое и темное или высокое и прозрачное, какие бы ветры, полные колких снежинок или душистых медвяных запахов, ни обвевали ее, — каждая женщина одарена светлым и неистребимым, тревожным и радостным чувством материнства. Иногда оно приходит незаметно и постепенно прорастает в душе будущей матери, иногда оно возникает внезапно и требовательно, но это чувство материнства неизбежно и естественно, как смена зимы и лета, как цветение, как жизнь и любовь.
«Женщина — настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты—тоже великая сила, они дают матери великую радость». Так писала Н. К. Крупская в одной из своих статей. И радость эта совершенно особая. Она какая-то всеобъемлющая. В ней и тревога, и гордость, и самозабвение, и чувство исполненного долга.
Это чувство исполненного долга появляется сразу после рождения ребенка. И независимо от того, будут ли на следующий день цветы и улыбки или мать одна в тишине удивленно и благодарно прижмет себе свое дитя, — все равно для нее это праздник, огромный, особенный, неповторимый праздник.
Мы давно уже все знаем о деторождении, и все-таки, когда в первый раз вы видите своего ребенка, на миг вам кажется это непостижимым, вы все еще не в состоянии отделить от себя это существо.
Моя дочка ела, спала, плакала, имела имя, но когда в сонной тишине до меня донеслось ее дыхание, я глубоко и радостно почувствовала отдельно от себя ее нежную беспомощность, я уловила ее собственную жизнь. Долго не могла я заснуть в эту ночь. Достаточно любого толчка, чтоб буйно разыграться неутомимым материнским мечтам.
А сколько забавного, интересного, неповторимого вносит в дом детское слово! Первые обращения, порой невнятные и приблизительные, почти всегда относятся к матери. И как ей понятен этот язык! И эти первые слова каждый раз вы словно складываете в шкатулку, вы их прячете и потом ими любуетесь, как драгоценными камнями,—это ваш ребенок начинает осваивать новый, любопытный мир.
И тут происходит поразительная история: вы словно второй раз возвращаетесь в мир прекрасных, но забытых вещей. Ребенок замечает то, что давно уже не останавливает вашего внимания; давно уже заботы, радости и печали взрослой жизни заслонили много красивого и всегда удивительного.
Если вы живете в большом городе и по утрам спешите на работу, вы и не замечаете, плывут ли по небу облака; если вы живете в деревне вы давно уже привыкли к птичьему гомону или жужжанию пчелы. А ребенок видит и слышит это впервые. Он удивлен, он обрадован или напуган. Он требует от матери объяснений. И вы снова вместе с ним возвращаетесь в свое детство, где шумят деревья, где бабочки ярче шелков, звезды ярче электрических огней и реки текут в неизведанные дали.
И теперь, идя на работу, на прогулку, по делу, вы замечаете окружающее вас и вбираете это в себя, как свежий воздух. А домой всегда торопитесь с беспокойной радостью, всегда в ожидании чего-то нового от самого маленького члена вашей семьи.
Сегодня ему приснился сон, и он скажет: «Мама, мне приснился сон, я забыл его, напомни мне», или, заметив разницу между цветами, назовет садовые цветы в отличие от полевых поливательными.
Разумеется, не одни только восторги уготованы материнской судьбой. Маленькие дети нуждаются в неустанной заботе, в горячем пристальном внимании к себе, они требовательны и жадно поглощают время взрослого человека.
Не каждая мать может целиком посвятить себя ребенку. Многие, очень многие работают, и работу не оставишь даже ради ребенка. Многие матери заняты общественной работой. В таких случаях в Советском Союзе на помощь приходит государство. У нас в стране широко развита сеть яслей и детских садов.
Отдавая ребенка в ясли, мать не теряет ни своей близости с ним, ни своего влияния на него; она видит его ежедневно—утром и вечером, ее дом остается их общим домом, но днем, пока она работает, ребенок ест, спит, гуляет—одним словом, живет, соблюдая необходимый для него режим, ничем не нарушая трудовой и общественной жизни своих родителей. За ним наблюдают опытные люди — няни, сестры, врачи, ему покойно, уютно, весело.
Если в сумрачный день, проходя по улице, вы вдруг увидите на каком-нибудь доме вывеску с надписью «Ясли такого-то района», зайдите и вы сразу попадете в обстановку света, ласкового тепла и звонкого лепета. Словно вы, блуждая в сыром темном лесу, вдруг попадаете на открытую лужайку, всю пронизанную солнечными лучами. Только на лужайку вы можете набрести и даже расположиться на ней в свое удовольствие, а вот в ясли-то вы, пожалуй, и не попадете. Никто вас, случайного прохожего, туда и не пустит. Кроме скуки-непогоды, вы еще можете принести инфекцию маленьким обитателям яслей. За этим следят очень строго. Люди, приставленные к детям, отвечают за них не только перед матерью, чье доверие преступно нарушить, — они отвечают перед всей страной.
Дети у нас за все годы существования советской власти пользуются особым вниманием. В дни самых тяжелых испытаний, в дни голода и разрухи первых лет советской власти были изданы декреты о снабжении детей продовольствием и одеждой. Лучше сами поголодаем, а детей подкормим,— говорил Ленин.
С детьми Ленин был ласков и, как всегда, прост. И не случайно дети писали ему о своих повседневных нуждах, о своих успехах.
«Ребята мне пишут, что они—подумайте—каждый день моются, моют руки перед едой,—как же не быть уверенным после этого, что мы победим»,—писал Владимир Ильич Кларе Цеткин. Сколько теплоты, мягкого юмора и любви к детям в этих строчках.
Во время Великой Отечественной войны много было приложено усилий, чтобы спасти детей, сохранить им здоровье, дать им счастливую возможность расти на мирной земле. Их старались сберечь, как берегут надежды.
Не только дети, но и матери окружены заботой и вниманием Партии и Правительства. Это к ним обращены постановления XX Съезда Коммунистической партии Советского Союза об увеличении отпусков по беременности, о пособиях многодетным матерям, о расширении сети женских консультаций, об увеличении количества яслей и детских садов и создании интернатов, о повсеместном строительстве жилищ, о внедрении в быт хозяйственных электроприборов. Все это, а также уменьшение на два часа рабочего дня в предвыходные и праздничные дни позволяет в Советской стране строить большую крепкую семью.
Иные ходят по рукам |
Огромную практическую помощь оказывает матери забота Партии и Правительства о выпуске продуктов детского питания. Создание молочных кухонь, в которых можно получить необходимые ребенку продукты, начиная с грудного возраста, внедрение в быт витаминов и концентратов, разных молочных смесей и консервов значительно освобождает домашних от кропотливой работы приготовления еды для ребенка. Все можно получить в готовом или полуготовом виде.
Где-то цветет шиповник, где-то желтеют лимоны, золотятся апельсины, где-то зреет виноград и клонит ветку тяжелое яблоко, плоды наполняются соками— кислыми, сладкими, горьковатыми, но для ребят чудодейственными. Капли сока собираются в литры, в тонны вкусного напитка. И лимонный или виноградный, смородиновый или вишневый сок привозят туда, где растут дети, но еще не растут южные плоды.
Любой концентрат— будь то рисовый, овсяный или гречневый отвар; любая из питательных смесей — крупы с фруктами или овощами; любые витаминные соки— все это производится на основании советов самых квалифицированных специалистов по детскому питанию, является результатом практического и теоретического опыта, тщательно продумано и заботливо изготовлено. И без особых хлопот можно накормить ребенка и в поезде, и на пароходе, и в лесу, и дома.
Во имя любви к детям и заботы о них выпускается и эта книга «Детское питание», которая поможет матери правильно кормить ребенка, чтобы вырастить его здоровым и крепким.
В любое время – в день и в ночь, |
Во имя любви к детям и заботы о них на Московском ордена Ленина пищевом комбинате специальный цех производит для грудных детей сухие питательные смеси по рецептурам, одобренным Институтом питания Академии медицинских наук СССР. Детские питательные смеси веселят прилавки магазинов —каждого ребенка ждет необходимый ассортимент.
В одной из восточных поговорок сказано: «Один ребенок—цветок, много детей—это сад». Так пусть же цветут эти сады на нашей земле! И многие, многие матери так думают.
Вот Анна Ивановна Алова. У нее семь человек. Сегодня за ужином только шестеро. Старшая дочь еще в школе. Дома отец и младшие. Живут так: один в яслях, трое в детском саду, двое близнецов ходят во 2-й класс, а старшая кончает семилетку. И вся эта семья, веселая и дружная, с нетерпением ждет вечернего часа—часа отдыха, сказок и обмена впечатлениями.
За окнами идет напряженная и умная жизнь страны. И наступает время, когда дети начинают познавать эту жизнь не только из детских книжек и объяснений взрослых, не только из обрывков родительских разговоров. Наступает время, когда и они начинают включаться в серьезные, полные глубочайшего смысла дела своей Родины. Родителям это приносит чувство особой гордости. «… воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и значит историю мира»,—писал Макаренко.
В детях Ленин видел продолжателей того дела, которому отдал всю свою жизнь. Коммунистическая партия Советского Союза и Правительство продолжают светлую традицию ленинского бережного отношения к детям. Это они станут носителями идеалов, за которые не на жизнь, а на смерть стоял наш народ. Дети — это воплощение всех надежд и чаяний строителей коммунизма.
До одного года
Г. Н. СПЕРАНСКИЙ, действительные член Академии медицинских наук СССР, профессор
Грудное молоко
На первом году жизни ребенок отличается от взрослого человека не только своими размерами и весом. Его органы пищеварения и дыхания, система кровообращения, нервная система — весь организм еще недостаточно развит по сравнению со взрослым.
Животные в большинстве случаев родятся более приспособленными
к жизни, чем человек. Только что родившийся теленок сам становится на ноги, а цыпленок, вылупясь из яйца, тотчас начинает бегать и клевать разваренную крупу или накрошенное яйцо. Ребенок же родится довольно беспомощным и нуждается в постоянном, тщательном уходе и специальном питании.
В грудном молоке |
% |
Белков Сахара Жиров Солей Воды |
1-1,5 6-7 3-4 0,2 88 |
Для ребенка естественная, а следовательно, и наиболее правильная пища со дня рождения — грудное молоко матери. Эту пищу ничем не заменить. Особенно важно грудное вскармливание в первые дни и недели жизни ребенка.
Женское молоко содержит в себе все, что необходимо для питания ребенка, и притом в наиболее легко переваримой форме. В нем имеются, кроме того, особые вещества — иммунные тела, которые защищают детей от заразных заболеваний.
Ребенок при грудном вскармливании получает молоко матери теплым, из груди прямо в рот. В этом молоке нет никаких бактерий. Понятно, что искусственно приготовить такую пищу невозможно.
Молоко вырабатывается молочными железами женщины, которые представляют собой сложный орган. В обычное время эти железы бездействуют. В первый период беременности груди набухают, а во второй период начинается выделение молозива — жидкости, содержащей большое количество белка и жира. После родов у матери скоро появляется молоко нормального состава.
Грудное молоко —белая жидкость сладковатого вкуса с своеобразным запахом. Оно состоит из воды (около 88%), в которой растворены в виде мельчайших капелек белки, сахар, соли, жир. Количество их в молоке в разные периоды кормления грудью неодинаково. Если пища матери содержит достаточно витаминов, то они имеются и в ее молоке.
Пять месяцев ему всего – |
Первое кормление
За одно кормление ребенок высасывает
Возраст |
Граммы |
В первые в жизни |
55-70 |
В два месяца |
125-135 |
В пять месяцев |
150-180 |
Когда ребенок — не первенец, то мать уже знакома с тем, как кормить грудью. Но для первородящей матери это далеко не простое дело, хотя обычно здоровый ребенок с самого рождения уже умеет самостоятельно сосать и глотать.
В родильном доме ребенка приносят или привозят на специальной каталке к матери через каждые 3—3,5 часа, в зависимости от состояния здоровья, веса ребенка и количества высасываемого им молока. Ночью делается перерыв в течение 6 часов.
Промежутки между кормлениями нужно строго соблюдать. Съеденное новорожденным молоко должно перевариваться в желудке до следующего кормления, а на это требуется 2,5—3 часа. Кормить чаще — значит дать непосильную нагрузку желудку и вызвать расстройство пищеварения. Необходимо также строго соблюдать перерыв в кормлении ночью, чтобы дать отдых и матери и ребенку.
Перед кормлением мать моет руки теплой водой с мылом, затем обмывает с помощью ваты, смоченной кипяченой водой, сосок и темную кожу около соска. Сестра подкладывает к матери завернутого в пеленки ребенка так, чтобы его рот оказался у соска. Приподняв грудь и поддерживая ее рукой, мать вкладывает сосок в рот ребенку, который обыкновенно сразу же захватывает его челюстями и начинает сосать. Пальцем, лежащим сверху, мать слегка отдавливает грудь, чтобы не закрывать носика ребенка и не мешать ему дышать.
В первые дни после рождения ребенка мать кормит его, лежа на боку. Верхняя часть ее туловища слегка приподнята, а голова лежит на подушке. Когда матери разрешают встать с постели, она кормит ребенка, сидя на невысоком стуле, облокачиваясь на его спинку. Ногу она ставит на скамеечку. Такое положение меньше утомляет мать во время кормления.
Количество молока, высасываемого ребенком в первые три — четыре дня, зависит от разных причин и прежде всего от того, первый ли это ребенок у матери.
У первородящих молоко образуется позднее, чем при повторных родах. Поэтому при первых родах у матери обыкновенно вначале молока меньше. Однако это не должно беспокоить ее, так как с каждым днем количество молока увеличивается соответственно потребности ребенка и доходит иногда до 1000—1200 г в сутки.
Точно определить количество высасываемого ребенком молока можно только взвешиванием. Ребенка взвешивают перед кормлением и, покормив, скажем, 10 минут, опять кладут на весы. После взвешивания мать продолжает кормить той же грудью, если ребенок не высосал полагающегося количества молока.
Если весов нет, то сколько ребенок получает молока можно примерно определить по числу смоченных за сутки пеленок. Оно приблизительно вдвое превышает число кормлений за сутки, если ребенок высасывает нормальное количество молока.
В первые дни жизни ребенок высасывает в сутки 400—500 г молока. К концу восьмой недели высасывает не более
Первые два — три месяца ребенка кормят обычно каждые 3 часа днем и один раз ночью, например в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 часа; от 24 до 6 часов ребенок спит. Иногда после 21 часа можно сделать приблизительно два одинаковых промежутка в кормлении по 4,5 часа, то есть кормить в 1 час 30 минут ночи и затем в 6 часов утра.
На третьем — четвертом месяцах следует кормить ребенка через 3,5 часа, а с пяти до полных семи месяцев переходить на кормление с четырехчасовыми промежутками и один раз ночью. В этот период кормление может быть установлено, например, в 8, 12, 16, 20 часов, а между 20 и 8 часами следующего дня — один раз. На седьмом — восьмом месяцах молоко матери начинает постепенно убывать.
На десятом — двенадцатом месяцах надо отучать ребенка от ночного кормления (в 24 часа) и давать, главным образом днем, другую, более сытную пищу. Число кормлений и часы кормлений обычно устанавливаются по совету врача, который принимает во внимание упитанность ребенка, перенесенные им заболевания, прибавку в весе и другие его индивидуальные особенности.
Мать должна следить за тем, чтобы ребенок получал необходимое количество пищи; недостаток и избыток ее одинаково вредны. В первое, утреннее, кормление после ночного перерыва ребенок сосет энергичнее и высасывает больше молока, чем среди дня. Большую часть молока, необходимого на одно кормление, ребенок высасывает в первые 5— 10 минут, а остальное — в следующие 10 минут. Конечно, многое зависит от количества молока у матери, от тугости ее соска, от энергии, с которой ребенок сосет, от того, как скоро он устает, и т. п.
Если наступило время кормления, а ребенок спит, то днем, подождав с полчаса, надо разбудить его, ночью будить не следует. Однако следующее за этим кормление — первое утреннее — должно быть в установленное время. Рекомендуется ребенка держать у груди не дольше 20 минут, то есть кормить пока он активно сосет.
Есть дети, которые, пососав 5—6 минут, засыпают, но, если у них отнять сосок, они тотчас просыпаются, опять энергично сосут 1—2 минуты и снова засыпают. Надо следить, чтобы такое поведение ребенка не стало привычкой. Поэтому, отняв грудь после того как ребенок второй раз заснет, не следует ее давать до следующего кормления. Ребенка, как правило, надо кормить досыта, придерживаясь указанного времени. Организм ребенка сам как бы защищается от перекорма, протестует против него: ребенок часто срыгивает излишнее молоко. В таких случаях кормление грудью надо уменьшить на 5 минут, то есть кормить 16 или даже 10 минут каждый раз.
При каждом кормлении надо прикладывать ребенка (поочередно) только к одной груди. Благодаря этому грудь обычно освобождается почти целиком от молока и в ней продолжает образовываться новое молоко. Обе груди в одно кормление можно давать только по совету врача.
Некоторые матери считают первую порцию молока плохой, потому что оно бывает жидким и синеватым, а потому сцеживают и выливают его. Так делать нельзя. Первые порции молока содержат мало жира и относительно много минеральных солей. Последние порции молока, образующиеся, вероятно, уже во время сосания, содержат большее количество жира.
Таким образом ребенок, полностью высасывая молоко из одной груди, получит то, что ему необходимо. На все количество высосанного им молока придется 3,5% жира.
В начале кормления, когда молоко еще жидкое и выделяется свободно, детям легко сосать. Потом высасывание молока затрудняется, некоторые дети начинают сосать лениво, бросают грудь, опять хватают ее. Матери кажется, что у нее нет молока, и она прикладывает ребенка к другой груди. Если же ребенка прикладывают к обеим грудям за одно кормление, то он не высасывает их до конца и получает молоко с меньшим количеством жира. В большинстве случаев ребенок при этом переедает, правильное образование молока у матери нарушается и количество его начинает уменьшаться. Так, матери, будучи чрезмерно мнительными, иногда сами лишают себя возможности кормить ребенка положенное время только грудью.
Вредные предрассудки
У молодой матери нет недостатка в советчиках, но часто советы бывают вредные, основанные на предрассудках.
У нас в квартире есть старуха. |
Все эти витамины ваши |
Опять же вред Тьфу! Тьфу! Гляди, в неровен час |
НЕ НАДО ЭТИХ «БАБОК» СЛУШАТЬ! |