Екатерина Иванова. Учителя и дети: взгляд снаружи и изнутри, или Педагогическая поэма сегодня
Радости моей жизни
О, я очень богато и вкусно проживаю дорогу на работу. Это удивительно красивая аллея. Я люблю считать все оттенки зеленого в листве и в траве, в солнечные дни и когда пасмурно. Каждый день моя коллекция обогащается: я уже люблю не только солнечные дни, но и хмурые, и дождь… Во время дождя очень интересно собирать его звуки: по зонтику барабанит один дождь, по листве – совсем другой, по той стороне тротуара – третий, и совсем четвертый слышится из-за рощи.
Еще я люблю, когда — интересно! Интересно, различив все оттенки звуков по отдельности, попробовать услышать их вместе, в едином оркестре. Это занятие наполняет мою душу радостью открытия, удивления необыкновенным в таком привычном. Эти эмоции заменили мне традиционные утренние волнения из-за того, что вчера я не успела постирать, мясо опять подорожало, а на кухне течет кран. Тратить время на эти переживания мне просто жаль, это вопросы, требующие решения, а для чувств есть более благодатные предметы.
Я была нормальной, а стала радостной и дельной.
- Дельной и радостной. Даже не знаю, что здесь важнее…
Откуда это у меня? Могу сказать точно только то, что не с самого рождения, и определенно, что большую роль в том, то сейчас я живу именно так, сыграл Синтон. Учебный центр практической психологии «Синтон» — нормальное учебное заведение, только с демократической атмосферой и очень умной программой обучения. Если вы книги Козлова читали, то мне о Синтоне рассказывать уже не нужно. Если не читали — то я расскажу о том, что я из Синтона взять смогла. А, похоже, взять я смогла многое.
Я и раньше слышала слова: «Если хочешь быть счастливым – будь им». Я и до Синтона знала, что мир и радость в душе каждого человека, стоит только хорошенько поискать. Но то ли дорожки в лабиринте моей души слишком запутаны, то ли знание и опыт - вещи слишком разные, но мой опыт каждый день грустно показывал, что моя настоящая, богатая и счастливая жизнь где-то очень впереди, а сейчас идет только подготовительный этап, идет лет уже 25… В Синтоне психологи счастье ложками не раздавали, но подсказали, как привычный способ жизни изменить на успешный и радостный.
Я стала учиться. Училась многому, в том числе — работать со своими эмоциями. Оказалось (по крайней мере для меня), что это вполне реальная вещь: для начала принимать их в себе, а затем негатив превращать в позитив. Например, к опоздавшему автобусу, внезапному ливню, сердитому начальству относиться не как к неприятности, закономерно обрушивающейся на мою непутевую голову, а как к объективной реальности. Переживать, расстраивать себя из-за проблем? Ну уж нет. Куда же я от проблем делась? Да нет, я осталась, а вот от проблем себя избавила? Как? Превратила их в задачки. Выглядит это так:
- жизнь (не без моего участия, как правило) предлагает мне решить задачку: заработать денег, выспаться за 4 часа, поменять работу, найти применение испорченной вещи. Решения всегда есть, их как минимум два: что-то делать или ничего не делать.
Проблемы – это вроде болота, задачки – перекресток на пути. На них не обязательно реагировать эмоционально, они не хорошие и не плохие, но их нужно иметь в виду. Они не делают жизнь труднее или хуже, они позволяют мне изменить ее… и себя. Спасибо за эти уроки.
Я училась действительно радоваться жизни, благодарить судьбу за каждый день, час. Жизнь отвечала мне взаимностью и посылала подарки: интересные знакомства, прибыльную работу, хорошие книги. Внутреннее ощущение счастья светилось на моем лице улыбкой, изливалось на близких потоком нежности, тепла. Но…
Но.
Но!
Но я разучилась делать очень важную вещь. Я разучилась долгими вечерами размышлять о том, почему жизнь так несправедлива, жаловаться на кого бы то ни было, взывать к состраданию, поддерживать обиженных и искать виноватых. Такое поведение не вписывается в представление о норме. Как оно было расценено?
Оно было расценено как моя тяжелая душевная болезнь.
Я стала регулярно выслушивать, что «в этой секте» (моя семья, к сожалению, Синтон восприняла именно так) я «потеряла себя, стала неестественной», я только прикидываюсь счастливой, а на самом деле я страдаю и «глубоко несчастна».
- А если я тут посмею улыбнуться, я окажусь еще и черствой и жестокой.
Жизнь прекрасна, что не для всех удивительно
- Ой, девочки, жизнь, конечно, не сладкая, но все бы ничего, если б мужик нормальный был. Ужин, компьютер, телевизор – и все, когда с детьми в последний раз выезжал куда-нибудь, уже все забыли.
- А им это и неинтересно. Мой не помнит, в каком классе дочь учится.
- Не знаю… Я своего очень люблю. Мы с ним самые близкие друзья. Уж сколько лет прошло с нашей свадьбы, а я всегда думаю, ну какая я счастливая.
Спустя некоторое время, после того, как «счастливая» ушла, одна из дам о ней:
- Как не стыдно врать всем. Ведь очевидно, что он ей жизнь испортил. Жестокий человек, держит ее на привязи, я думаю, он ее бьет.
Из подслушанного
Быть не таким, как все? Не разделить общего мнения? Выйти за рамки того, что всем кажется естественным и закономерным? Это не просто дурной тон. Это очевидное лицемерие, ложь или еще хуже…
– Ты что светишься? Наследство получил?
– Просто хорошо. Жизнь прекрасна, что совершенно неудивительно!
– С чего бы это?
– Да просто так. А еще я познакомился с замечательными людьми, добрыми, умными, веселыми, мы вместе занимались на психологическом тренинге.
– Ясно, значит, секта.
Это типичный разговор очень многих, решивших разобрать в себе и жизни с помощью психологии в учебных центрах и студиях, который сейчас множество. Улыбаешься, счастлив? - Секта.
Меня спасла нехватка времени. В чем конкретно состоит мое несчастье, я не успела выяснить: в это время встретила замечательного человека и тут же влюбилась, а вскоре получила приглашение на работу в одной из самых престижных школ страны.
Но вопрос этот остался с тех пор во мне… Что в счастливом человеке вызывает у людей (по крайней мере, людей нашей культуры) совершенно патологическое недоверие?
Недоверие вызывает —
Улыбка!
Американец и Чеширский кот: найди одно отличие
Не люблю я американцев с этой их натянутой, неестественной голливудской улыбкой.
Homo sovetikus
Увы, но выражение страдания, усталости или озабоченности для нас часто куда более естественны, чем улыбка. Как часто разговоры учителей о своей работе – это тяжелые вздохи, сетования на нехватку времени, большую нагрузку. Нервотрепка, бесконечные тетради, смешная зарплата и никакой личной жизни – это ли не любимые темы для общения во время чаепитий на большой перемене. Попробуйте вступить в такую беседу с веселым рассказом о радостях, которые вам дарит жизнь. На вас посмотрят с удивлением или просто не услышат радости, а события окрасят в трагические тона.
- Как-то на невеселой учительской посиделке я решила взбодрить народ забавной историей об одной нелепой покупке: «В день отъезда из-за границы еще во времена перестройки я на последние деньги купила тапочки… парусиновые… модные. Дома, демонстрируя последнюю заграничную обновку, приложила тапочки подошвами друг к другу… Представляете?! Левая оказалась на сантиметр длиннее правой!! Еле сдерживая разочарование, рассматриваю обувь внимательнее и обнаруживаю надпись - «Кооператив «Заря» г. Рязань»!.. — Вместо ожидаемого хохота, я услышала тяжелый вздох и глубокомысленное замечание: «Да, на последние деньги! И так всю жизнь!»
Быть счастливым и довольным – этого просто не может быть.
Очень явно это чувствуешь, когда возвращаешься из заграничных путешествий. Я вошла в школу в приподнятом настроении, внося с собой заморскую атмосферу деловитой бодрости, раскованности, творческого кипения новыми идеями с нетерпением претворить их в жизнь и увидела… сдвинутые брови историка, скорбно сложенные губы словесника, тяжелую походку учительницы математики. Последняя с глухим раздражением встречала учеников: «Здравствуйте! Шапки надо снимать, молодые люди, а вы не считаете нужным поздороваться? Ну, куда ты идешь, ты что, не видишь, тут люди стоят?!..»
Я поприветствовала коллег, мы начали обычный в таких случаях обмен новостями и…
вот тут, прямо во время разговора я вдруг
ощутила на своем лице…
улыбку.
Совершенно самостоятельную!
Она улыбалась произвольно, отдельно от меня, как улыбка Чеширского кота!
Меня с ней не было…
Где же была я?
Я уже разговаривала с этими людьми, я уже была частью их мира, и в этих отношениях улыбка была совершенно ни при чем. Она по привычке задержалась на моем лице, но здесь ей делать было нечего. Здесь не творили, здесь терпеливо и тяжело выполняли (как повинность) работу.
Выполняли эту работу высококлассные преподаватели, на самом деле влюбленные в свое дело, от бога наделенные даром слышать музыку в тригонометрических уравнениях, на английском языке вдохновенно доносить до учеников философскую глубину и лирическую тонкость сонетов Шекспира, через сокровенные тайники своей души пропускать русскую литературу и навсегда заражать детей любовью и уважением к классике.
- Но почему-то выбранное ими же дело они считают нужным чувствовать тяжелым крестом на своей жизни.
Мне кажется, что улыбка кажется неестественной тем, для внутреннего мира которых неестественно улыбаться. Американцы свою улыбку носят весьма гармонично. Там люди слишком дорого ценят свою жизнь, чтобы раскрашивать ее в печальные краски. Они делают себе на душе светло и радостно и считают обязательным свет и радость нести вокруг себя. Там дурной тон - делиться печалью, раздражением, зачем ваши неприятности другим? Держите их при себе. Дело не в неспособности сострадать, как часто говорят, а в бережном отношении к жизни. Какое отношение все это имеет к школе? Непосредственное.
Нести любовь, радость, свет, по-моему, обязанность учителя. Я бы усталые и грустные лица в школе запретила. Ведь здесь дети проводят большую часть своего времени. Семья и школа - это мир, в котором они живут. Какие лица их здесь окружают?
В любом уставе школы можно встретить слова о том, что одна из задач воспитания – это подготовка учащихся к жизни. К какой? Какого она цвета? С какой музыкой? С какими запахами? Жизнь в школе такая же? Детям есть, где потренироваться?
Ауру, настроение в школе – в микромире, маленькой вселенной – создают учителя. Какие? Общеизвестно, что в обучении не меньшую роль, чем компетентность, играет личность учителя. Учитель, влюбленный в свой предмет, заразит своей любовью учеников. Учитель, самостоятельно мыслящий, умеющий признать свою неправоту, подвергнуть сомнению утверждение признанного авторитета, научит ребят формировать собственную точку зрения и с уважением относиться к чужой. Учитель жизнерадостный, энергичный, бодрый зарядит детей энергией, и любая работа будет делаться весело и быстро. А учитель вымотанный, обиженный на жизнь?.. А что думают, чувствуют дети, когда учителя встречают их на пороге школы усталой раздраженностью? С каким настроением идут на урок?
Веселые, бодрые, энергичные дети –
это веселые, бодрые, энергичные учителя.
Доброжелательность и приветливость я считаю обязательными профессиональными качествами учителя. Но на внутреннюю солнечность нужны силы и время. А где их взять перегруженным преподавателям с символической зарплатой, но неограниченным объемом работы? Работы, заметим, с детьми – то есть контингентом, требующим большого количества душевной энергии и терпения.
…Когда-то мне начало казаться, что колесо из четвертей и каникул с настойчивой периодичностью сменяющих друг друга, никогда не остановится. Я с ужасом чувствовала, что оно с каждым годом затягивает меня в своем непрекращаемом ритмичном движении по кругу все больше и больше:
Я, как и многие, думала, что остановиться и посвятить время себе смогу только на пенсии, что вырваться из этого потока невозможно…
Возможно!
Возможно избежать рутины, усталости и хронического недостатка времени. Есть у нас и силы, и время, и огромные источники энергии и радости. Их только нужно увидеть и взять. А ведь существуют очень несложные способы, например, увеличить количество часов в сутках…
Минута час бережет…
…Это представлялось мне совершенно невероятным. Кажется, я выбросила из жизни все лишнее, и все равно приходится по ночам писать конспекты уроков, носить тетради на проверку домой, а стирка или уборка дожидаются праздников или каникул. Но я научилась организовывать свое время так, что вскоре смогла позволить себе два раза в неделю занятия танцами, до двенадцати вечеров в месяц посвящать психологии, каждый день уделять полтора часа домашним делам, а мой сон с пяти-шести часов увеличился до восьми. Меня выручил «Учет времени»
Это волшебное упражнение из курса дистанции – своеобразной заочной школы эффективного человека в Синтоне.
Первый этап – научиться отслеживать, на что и сколько времени я трачу в час, в день, в неделю. Чтобы сделать такую статистику, придется потрудиться, но затраченные на это силы и время окупятся сторицей. Для начала я каждые пятнадцать минут задавала себе вопрос: «Что я сейчас делаю? Что я делаю на самом деле? Зачем мне это нужно? Как я могла бы добиться этой цели лучше?»
- Позже фрагменты времени стали значительно меньше: 1-2 минуты.
Привожу страничку из моего дневника:
Время |
Что я сейчас делаю? |
Что я делаю на самом деле? |
Цель |
Результат |
12.31 |
Ищу в статье материал к уроку |
Ищу |
Подготовка конспекта урока |
Нашла |
12.40 |
Выписываю нужный мат-л |
Выписываю |
… |
Выписала |
13. 00 |
Ищу цитаты |
Глажу собаку |
? |
- |
13.10 |
Ищу цитаты |
Переживаю из-за родных |
? |
- |
13.14 |
Ищу цитаты |
Выписываю цитаты |
… |
Нашла, записала |
13.17 - 20 |
Пишу план урока |
Переживаю |
? |
- |
13.20 |
Пишу план урока |
Пишу план урока |
… |
Треть плана |
13.26 |
Общаюсь с сестрой |
Общаюсь с сестрой |
Внимание к близким |
Тепло в доме, хорошее настроение |
13.34 |
Пишу план урока |
Пишу план урока |
… |
План написала |
13.48 |
Пишу конспект |
Пишу конспект |
… |
Часть написана |
14.00 – 14.05 |
Пишу конспект |
Мешаю сахар в стакане и переживаю |
? |
- |
14. 10 |
Пишу конспект |
Пишу конспект |
… |
Часть написала |
14.15-14.23 |
Плачусь подруге по телефону |
Плачусь подруге по телефону |
? |
- |
14.24- 14. 35 |
Пишу конспект |
Пишу конспект |
… |
Написала |
В итоге из 2 часов 35 минут собственно делом я занималась 1 час 9 минут. А в день?
Ежедневные наблюдения заканчивались общим подсчетом, на что сколько времени ушло за день, затем за неделю, например, из 13 часов 44 минут наблюдений за собой:
Личный туалет 1 час 15 мин.
Домашние дела 50 мин.
Работа 8 часов 1 мин.
Чтение 55 мин.
Общение 1час 20 мин.
Переживания 1 час 10 мин.
Была в потоке[1] 30 мин.
Каково же было мое удивление, когда я, такая занятая и деловая, оказывается, 24 часа в неделю тратила на праздную болтовню, около 9 часов в неделю на телевизор. Из 4 часов, проведенных с тетрадями и книгами, реально на работу было потрачено 1,5 – 2 часа. Остальное, незаметное для меня время, уходило на чай, телефон, чтение заинтересовавшей, но лишней в данный момент страницы, ненужный обмен новостями с коллегами. Тогда-то до меня дошел смысл замечательной сказки Шварца о потерянном времени. Я реально увидела, почувствовала, как драгоценные минуты, часы работают не на меня, а сметаются в совочек предприимчивым волшебником. Я выбрасывала, как мусор, частички собственной жизни!!! Пришла пора учиться действительно беречь время. Как? Да просто учить стихи к уроку во время прогулки, во время трехчасовых педсоветов заполнять журналы, проверять тетради, конспектировать статьи и т.д.
Одно время мне трудно было решить вопрос о рациональном использовании времени в кабинете директора. Директор – человек занятой, он на работе серьезными делами занимается. Он всем нужен, он одновременно много вопросов решает. Ему постоянно звонят по телефону, к нему постоянно приходят важные посетители, к нему постоянно забегают «на минуточку, по очень важному делу». Конечно, учитель, пришедший обсудить вопрос, требующий времени, может «минуту» подождать, и две, и три…
По моим подсчетам, из сорока пяти минут, проведенных мною в кабинете директора, 16 минут мы посвятили моему делу. Остальные драгоценные 24 минуты я смотрела кино «Будни начальства». Начальство-то делом занималось, а вот я?…
А ведь таких посещений директора, чиновников в любой конторе или совещаний очень много, и все они съедают наше время. Я стала всегда носить с собой книгу, пачку с тетрадями. Обсуждаем с начальством учебный план – библиотекарь в дверь похвастать приобретенными новинками литературы. Директор просит подождать – конечно, киваю я и… достаю пачку тетрадей. Мы оба заняты делом. Через некоторое время, правда, директор стал чаще просить подождать тех, кто стучал в дверь, чтобы меня не задерживать. Видимо, я стала производить впечатление занятого человека, который очень ценит свое время. Так оно и было.
Скоро я привыкла каждые две минуты спрашивать себя: «Что я сейчас делаю?» Это, как может показаться, совершенно шизофреническое упражнение подарило мне возможность заняться многими интересными вещами, которые я не могла себе позволить раньше, делать любые дела быстро и качественно, получать удовольствие от всего, что я делаю, а также ощущение легкости, энергию и радость понимания, что я хозяйка своему времени. Оно у меня не пролетает незаметно, я его рачительно трачу на нужные мне цели.
Так я реально убедилась в правоте героя книги Д. Гранина «Эта странная жизнь»: человек может работать в день только 6 часов. Остальное время таких трудоголиков, каким я была (с рабочим днем до 12 –14 часов), - это в лучшем случае отдых, а по большей части минуты, убежавшие в никуда. А вот отдыхать необходимо, и делать это стоит качественно, то есть результативно.
Делу время, а отдых – тоже дело.
Дело очень важное. Особенно, если вам дорого то, что вы делаете по жизни. Загнанных лошадей…сами знаете, а хорошо работает человек здоровый, бодрый, обязательно выспавшийся. Как и когда отдыхать?
С утра обязательно пробежка и холодный душ.
На работу выйти пораньше и пройтись пешком.
Вместо трепа с коллегой в «окошке», лучше прогуляться по парку.
Устали после 3 уроков ноги – в уединенный кабинет, лечь, забросив их на стену и на несколько минут полностью расслабиться, отключиться от собственных мыслей.
– Ну, скажете тоже, да где в школе можно найти уединенный уголок?
– Действительно, где? А помните, Светлана Михайловна в укромном уголке школы минут сорок в слезах рассказывала Вам о том, что ее муж разлюбил? Вот в том самом месте.
Отличным отдыхом для меня и моих коллег стали занятия аэробикой, которые мы организовали прямо в школе в середине дня. Размялся хорошенько, принял душ (нет душа – обтерся мокрым полотенцем), и день как будто заново начался.
А еще для отдыха можно использовать случайную минуту праздности. Например, на уроке на несколько секунд взглянуть в окошко, порадоваться солнышку, насладиться голубизной неба, пестротой осеннего пейзажа, блистательной белизной снега. Неважно, что показывают сегодня за окном, важно увидеть этот кусочек мироздания с радостью, с удовольствием и благодарностью жизни, творцу, судьбе (кому что ближе) за то, что именно это мгновенье тебе суждено пережить. Оно бесценно уже тем, что никогда не повторится. Почувствуй, как велико и значимо оно. Вдохни его в себя всей душой и тогда возвращайся в класс. Вот за той партой уже взметнулась рука - нужна твоя помощь. Пока ты подходишь к зовущему ученику, тоже идут волшебные мгновенья твоей жизни. Пройди их красиво, прочувствованно. Это твоя жизнь. От того, с какой интонацией ты обратишься к этому мальчишке, зависит, может быть, успех его решения. Внушишь ты ему веру в себя или заставишь судорожно метаться с чувством вины в облаке формул, роящихся в его памяти? Как ты хочешь прожить следующий момент твоей жизни с этим учеником? Как праздник наслаждения жизнью, исполненный радостью открытия или как фрагмент ежедневной рутины? Несколько секунд переключения внимания, а как будто посвежел, правда? Очень легко, просто разреши себе сказать:
Остановись, мгновенье!
Где и как найти время, чтобы на все хватило? Я нашла 3 бесценных источника.
Во-первых, начала учиться концентрироваться на том, что я делаю в данный момент, во время собственно работы. Проверяя тетради, я действительно стала проверять тетради, не отвлекаясь на что-то еще.
Во-вторых, открыла огромные временные резервы в транспорте, на переменах, во время самостоятельной работы детей на уроках.
В-третьих, отказалась от бессмысленных занятий: телевизора, пустой болтовни, чая «за компанию» и т.п.
- Отказ от сопровождения подруги в курилку «за компанию» (я не курю) сэкономил мне от часа до полутора ежедневно.
Самым жадным «пожирателем» времени была болтовня с подружками: 24 часа в неделю! В чем отличие Болтовни от Толкового разговора? Отличие в результате.
- Решим задачку. Два преподавателя обсуждали вопрос о выборе темы для совместного открытого урока. Беседа заняла у них 25 минут. 5 минут они говорили о бессмысленности открытых уроков вообще, 3 минуты один из них делился своими впечатлениями от своего последнего открытого урока, 2 минуты его товарищ рассказывал анекдот по этому поводу, 6 минут они обсуждали особенности класса и специфику программы, 1 минуту возмущались дурными манерами одной из мам, 3 минуты определяли цели урока с учетом плана работы школы, 5 минут мыли кости тем, кто может на этот урок прийти. Вопрос: сколько времени заняло бы решение вопроса, если бы преподаватели вели толковый разговор, а не пустую болтовню? Посчитали? Верно – 9 минут.
- А сколько таких разговоров за день?
Треп, простите, обмен впечатлениями, в учительской иногда оборачивается не только потерянным временем, но и большими неприятностями.
Вот пример… Я как-то обнаружила аккуратно исправленные двойки в дневнике Димы Баранова, а рядом вписанные красной ручкой четверки. Я не удержалась и поделилась с учителем, работавшим за соседним столом. Вечером готовилась к разговору с Димой, с его родителями. Ведь исправление отметки – проявление недоверия к ним, страха. Тут есть, над чем задуматься. Утро началось с того, что меня встретила завуч: «С вашим Барановым я побеседовала! Он все отрицает! Вы уж разберитесь!» Ни о каком доверительном разговоре и речи быть не могло. Получилось, что я, не разобравшись, сдала Димку завучу, и он занял оборонительные позиции.
Увы, но в школе очень легко смешиваются личные эмоции, сиюминутные впечатления и профессиональная работа. Математик посетовал в очереди за пирожками на то, что ребята огорчили – историк считает необходимым поддержать его нравоучительной речью на своем уроке, не зная всех обстоятельств и, может быть, настраивая класс против учителя еще больше. Федя, единственный в классе, получил плохую отметку за диктант – учитель информатики посочувствует ему при встрече, «дружески» напомнив ему о неприятности. А чего стоят бесконечные сравнения одного класса с другим, после которых детям доверительно сообщают: «Все учителя говорят, что ваш класс самый трудный в школе». В результате таких легкомысленно брошенных фраз дети обижаются и начинают оправдывать созданную им в учительской репутацию.
Мне довелось в конце года взяться за классное руководство в таком «трудном» классе. Каждый учитель, даже не работающий с детьми, счел нужным выразить мне сочувствие. Администрация подготовила к тому, что дети неуправляемы, родители невоспитанны. При первой встрече я попросила детей нарисовать себя и свой класс. Вот примеры этих рисунков.