- Вообще! Я шел себе вовремя на урок! Шел заниматься литературой, а тут наставники набросились на меня: "Отдай дневник, ты опоздал!" И полчаса писали замечание, это несправедливо! За что? Я шел вовремя, а они как набросятся на меня…
Все это Святослав говорит, вращая глазищами, размахивая руками над головой. Я встаю в ту же позу, что и он, повторяю его движения руками, и одновременно с ним декламирую:
- Напали на козлика злые пиявки, остались от козлика синие плавки!
Замолкаем мы одновременно. Класс умирает от хохота. Озадаченный Святослав произносит:
- Чего?
Еще полминуты мы хохочем все вместе, затем возвращаемся к уроку, и мой герой активно включается в работу.
Очень милый прием: поддержать и усилить плохое поведение. Мальчишки развлекаются тем, что "роняют" книги со стола? Отлично, всем задание, уронить каждую книгу по три раза. Сначала удивляются, потом один говорит: "Что я дурак, что ли…"
Самое неблагодарное, пожалуй, плохому поведению противостоять. На это ведь все и рассчитано. Ведь так интересно, как эта училка отреагирует. Арсенал недовольных учителей, как правило, небогат:
Замечание: "Не шуми, будь внимательнее".
Угроза: "Еще одно замечание, заберу дневник, отправлю к директору".
Мораль: "Порядочные люди так себя не ведут!"
Этот репертуар знаком детям, как текст рекламы и воспринимается, естественно, так же, то есть никак. Лучшее решение – нестандартное. Не противостоять детской энергии, а направить ее в должное русло. Ребенок возмущается тем, что на уроке нужно много писать, громко шумит о своем возмущении: "Это несправедливо! Что это за порядки, вообще!" К его эмоциям стоит отнестись с уважением: "Ты возмущен тем, что нужно много писать". – "Да!" – "Ты считаешь, что это несправедливо". – "Конечно!" – "Напиши все свои чувства в тетради, если хочешь, нарисуй". Здесь два варианта: или детеныш озадачится вашим пониманием и предложением и умолкнет, дабы осмыслить произошедшее, или займется рисованием, дав тем самым возможность остальным работать. Позже вы можете вместе рассмотреть его рисунки и подивиться богатству тонкой душевной организации вашего подопечного. При таком подходе вы ушли от борьбы, приняли ребенка со всеми его чувствами и остались хозяином положения. Нестрашно, что он на какое-то время выпал из логики урока, зато он не увлек за собой остальных ребят вместе с вами.
Не хочу рассказывать им то, что знаю, или как учитель становится цербером
- Кто я? Где Я?
Верочка, грустно вздохнув, шумно положила пачку тетрадей на стол.
- "Стеклянный зверинец", а мы в нем дрессировкой занимаемся. Ну какое, к черту, гуманистическое воспитание, когда – обезьянник обезьянником!!! Кто я? Что я здесь делаю? Чудовищно, но я все чаще ловлю себя на том, что я не хочу делиться с ними своими знаниями.
Да, бывают в частных школах такие вот бодрые дети. Говорят, что хотят, делают, что хотят и с кодексом школы в руках доказывают учителю свое право на безделье.
- Двое таких бодрых малышей, заявив, что на последней неделе четверти учатся только рыжие, достали прямо на уроке ноутбуки и погрузились в компьютерные игры.
Конечно, это решаемая ситуация. С юношей, который с кодексом в руках отказывается выполнять задание на карточке (после того как 10 минут валял дурака), можно, например, согласиться: "Действительно, ты прав, и я не должна ставить тебя в особые условия, загружая индивидуальным заданием. Ты выбираешь работать вместе со всем классом и отвечать на мои вопросы, верно я тебя поняла?" Вряд ли он согласится немедленно идти к доске, но пока сообразит, что вы ему сказали, пройдет несколько минут, за которые класс можно вернуть к работе.
Можно, конечно.
Но для этого необходимо:
А) выспаться;
Б) быть спокойным и уверенным в себе;
В) понимать, что в жизни этого ребенка ты со своим уроком такой же эпизод, как и он со своим кодексом в твоей.
Последнее понимание очень сложное, так как подразумевает посещение тобой театров и выставок, проведение week-endов на природе, чтение не только специальной литературы, но и иллюстрированных журналов…
Ну и другие фантастические для учителя вещи. Т.е. разнообразие эпизодов. А как иначе?
Когда жить, или кто виноват и что делать?
Жизнь дарит мне замечательные подарки. Мои любимые - это встречи с интересными людьми. Некоторые из них заставляют меня встряхнуться, некоторые вызывают восхищение, некоторые подсказывают решения. Истории чужих жизней всегда можно прочитать как учебник, подсказку для собственной. Подарю вам две, на мой взгляд, примечательные истории.
Виктор. Таксист.
За 15 минут дороги рассказал свою жизнь. Две язвы, полное истощение нервной системы, отказывает слух, зрение. Направлен на операцию, документы горят в гараже, жена уходит, с работы выгоняют. Мать, верующая, говорит, что все от Бога, спасаться нужно без ножа. Он читает, как спасались люди в лесу, в пустыне, в горах, составляет свою программу выживания, уходит в лес… Через год тот же врач, что направлял его на операцию, констатирует абсолютное здоровье. Затем, приглашение от какого-то международного класса дзюдоиста на работу агентом, карьера, сделки на миллионы долларов. Высшие экономические курсы при Плехановке, дружба с мануальщиками, профессор говорит о способностях, предлагает создать свою "выживательную" программу. Заболевают родители, умирает отец. Все оставляет, уезжает к матери в деревню («честь, дух превыше всего»). Мать умерла. Денег нет. Документы украли. Просчитывает шансы выжить в деревне - нет. Занял у соседа 100р. Уехал в Москву бомжом. Друзья взяли на работу дворником, автошкола, таксист, занимается «выживательной» программой, хочет раскрутить через Интернет, передачу сделать на телевидении. Говорит, приятно быть победителем. Виктор закончил свой рассказ воспоминанием о том, что когда в 1953 (ему было 6 лет) плыли на пароме через реку, разбитые стекла в деревенских домах казались ему зеркалами: «Удивительно было, как много зеркал!»
Женщина в маршрутке
заговорила без предисловий: "В жизни моей все как по плану". Я поняла, что обречена ближайшие 15 минут на прослушивание истории всей жизни тетки лет 55, каких много за прилавками рынков, огромные мешки подтверждали мои предположения. "Все-все как по-писаному. Муж хотел учиться на скульптора. Хорошо. А тут как раз день космонавтики, что ли, заказали ему скульптуру перед горсоветом… Уж не знаю, как доверили… Ну, мол, попробуй… Денег дали да людей. И он, какой молодец, за 20 дней сделал скульптуру. Такая красивая, космонавт высотой в 12 метров. Очень хорошая скульптура. Всем понравилась, дали ему денег хорошо и направили в Ашхабад учиться. А как уезжать, где жить? Стали думать… Давали нам квартиру. Подумали, тетка его (она помогала нам много) говорит, что нечего с детьми в квартире жить, поехал он в город искать дом. И так повезло, прямо, как по плану: купил домик рядом с институтом. Хороший такой дом, речка недалеко. Переехали. Хорошо. Только печки не было, готовили на улице, на костре, хорошо". – "Ой, кошмар какой, как на костре, это ж с дровами сколько возни?!"- "Какая возня? На костре хорошо, детки рядом на улице, а дрова чего, муж пойдет вдоль речки, сушняка нарубит, а то из института, из мастерских, принесет каких-нибудь деревяшек. Там много… Все шло порядком…Потом муж другую женщину встретил и ухал из Ашхабада. Так, что делать? Я ж никогда не работала, стала думать, подумала… А я шила очень хорошо, очень хорошо… Пошла в ателье. Что вы, говорят, времена-то какие, денег ни у кого нет, никто сейчас не шьет. Перестройка была… Так, думаю, хорошо… Пошла на завод… Рассказала, что шью хорошо, прямо здесь обмерила, сюда и готовое принесла… Раз, два… Потом в конторы разные ходила, в магазины. Прямо на месте мерки снимала, людям и ходить никуда не надо. Через год у меня помощники появились. Дали нам помещение, далеко, правда, на окраине. Стали мы примерки на работе делать, а за готовым к себе приглашать, чтобы люди приучались, дорожку к нам выучили. Хорошо, все по плану. В других ателье тишина, ткани неиспользованные лежат, а у меня никакого простою. Все удивляются, как так, у вас никто не шьет, а ей тканей не хватает. Тут война началась. Надо бежать. Так, говорю, детки, поехали в Москву. Все оставили, стали беженцы. Тут с моим шитьем никуда не сунешься, все уже занято. Хорошо, стала думать. Хожу, смотрю… Раз увидала веники по 7 рублей, а у нас-то в Ашхабаде они по 5. Ну и когда ездила домой, захватила 5 веников. На рынке стоять не стала, пошла опять по конторам. А что, веники, они всем нужны. В другой раз привезла 15 веников, опять разнесла, а тут мне заказ сделали. Ну вот, стали с детьми веники возить: 30, 50 штук, потом вагонами стала заказывать. У меня уже клиенты свои, заказы постоянные, да, меня знают, с фирмами связываться не будут, а мне закажут. И надежно, и веники хорошие. Подсылали мне агентов с фирм, мол, давайте сотрудничать… Не-е, говорю, зачем вы мне, у меня свои каналы, зачем я вам их открывать буду. Вот так. Накопили денег, купили квартиру в Москве, купили участок. А дети большие, нужно уже отдельно жить. Стали думать. Дети говорят: продадим участок. Нет, думаю, участок – это что? Чуть денег, разделите на троих и проживете за год. Надо дом строить, его-то можно продать хорошо. На что ж мы его построим, спрашивают. Как на что? Москва большая, кирпичей много, ходи, гляди, собирай– не хочу. Сейчас в горсовет еду, хочу фирму свою зарегистрировать по продаже веников. Хорошая у меня жизнь, все как по плану идет".
Я простилась с этой удивительной женщиной с громадным вопросом к самой себе. Почему вы, девушка, с высшим образованием, опытом работы в весьма престижной школе, подмосковной пропиской, поддержкой родителей, не обремененная детьми, только мечтаете о своем домике, машине и еле-еле добираетесь от зарплаты до зарплаты? Может быть, вам слишком много дали? А "хорошо, по плану" получается, когда с тремя детьми одна беженкой в Москву, потому что нужно выжить и помощи, кроме как от себя, ждать неоткуда? Именно в таких обстоятельствах, наверное, понимаешь, что никаких обстоятельств, кроме меня любимой, в этой жизни нет. Все зависит только от меня, я – единственное обстоятельство. У меня все возможности, но у меня и вся ответственность.
Какое отношение все это имеет к школе и учителям? Непосредственное!
Тяжело работать? Надоело? Хочется отдохнуть? Надоело концы с концами сводить? Отлично! Поменяй работу.
- Кому мы нужны, ведь, если честно, мы (учителя) больше ничего не умеем делать. Не в секретарши же идти.
Если честно… Я знаю чудесного историка, поглощенного своей преподавательской деятельностью и зарабатывающего маникюром. Вы не согласны с американской идеей о том, что нет непрестижной работы? Моя приятельница-словесница на создании методических пособий зарабатывает за два дня среднюю месячную зарплату учителя государственной школы. Кто-то пишет учебники, кто-то создает дидактический материал, кто-то делает компьютерные программы (для этого необязательно разбираться в компьютере, достаточно организовать школьного компьютерщика, а если вашему мужу нечем заняться по вечерам, то в вашей семье есть отличный повод для совместной деятельности). Фантазируйте! Только не рассказывайте себе, что вы совершаете гражданский подвиг на ниве образования, и не ждите благодарности от природы. Тем более от детей. Они не виноваты в том, что вы решили посвятить им жизнь, и ничего вам не должны.
Что такое жизнь?
Жизнь – фиалковая нежность
В солнце утреннего дня,
Обновляющая свежесть
Капель летнего дождя,
Риском взбешенная вьюга,
Силы волн морских напор,
А в руке - рука подруги,
За спиной – большой шатер.
Поэт по жизни
Жизнь для меня – это огромная поляна с подарками. Здесь изобилие воздуха, чудесных ароматов, которые, сплетясь с птичьим пением, разносятся нежнейшим ветерком. Бархатная зеленая трава и много-много цветов. Цветы очень разные, синие, красные, голубые, полосатых, с каймой… Бутоны, зонтики, колокольчики (представляете, на Южном Урале растут громадные желтые! колокольчики)… Они вокруг, под ногами, вдалеке, у леса и в лесу. Куда бы я ни пошла, всегда вокруг меня цветы. Они улыбаются и приветливо подмигивают мне из-под зеленых стебельков травы. Это не простые цветы, они обладают волшебными свойствами. Стоит только пожелать, и они перенесут меня в любое место, они изменят погоду по моему желанию, они превратятся в моих друзей. Они и есть мои друзья. Мои чудесные добрые друзья. Но чтобы воспользоваться их помощью, необходимо выполнять не самое простое условие:
видеть вокруг себя волшебные цветы и верить в их магическую силу!
Знать, что рядом друзья, узнавать их и верить, что они могут все. Если это так, если во мне нет сомнений, если я действительно живу в добром, красочном мире, если знаю, что невозможного нет, то смело выбираю нужный цветок, шепчу ему свое желание и посылаю с ветром в мир. Что ответит мир, получив в подарок от меня прекрасный бутон, наполненный верой и нежностью? Конечно, отблагодарит, исполнив желание и вырастив на моей поляне много таких же прекрасных цветов. Важно - помнить, что в моем дыхании должны быть вера, любовь и благодарность. Они вернуться ко мне в дуновении ветра, в летнем дожде, в пении птиц… О! У мира богатое воображение. Жизнь - это очень интересная игра. Важно - помнить о простом правиле: вера, любовь и благодарность. Сомнение, обида, разочарование будут услышаны миром, и он сыграет по правилам… Вернет подарок сторицей. Хотя у каждого свои желания… Знаете, что мне больше всего нравится в этой увлекательной игре?
Вторая подача отражает первую,
а Первая подача всегда твоя
и где? По этому пути ведут многие дороги. Каждый выбирает ту, что ближе к сердцу. Моими маячками стали в первую очередь книги Н.И.Козлова, также В.Жикаренцева, Лиз Бурбо, Луизы Хэй (Есть издание, в котором собраны сразу все ее работы. Очень правильная книжка! Ее техники я на себе проверила – работает)
- Через неделю работы с зеркалом по этой книге я у меня не только на душе светлее стало, но кожа на лице заметно улучшилась, как после очень хорошей косметики. Рекомендую.
А вот практические навыки я получала на тренингах в Синтоне и на курсах «Фиолетовых» (или ст. «Добрые люди»), за что им большое спасибо.