Отрицание:
Это попытка представить, вообразить тревожное событие выдуманным, нереальным.
«Я сделал это, говорит моя память. Невозможно, чтобы я сделал это, говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает»
Рационализация:
То есть нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Мы используем рационализацию, чтобы[ оправдать наше поведение. Она скрывает от нас самих, от нашей совести истинные мотивы поступков, придавая им окраску морально приемлемых.
Реактивное образование:
Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно реальному желанию. Это явная и обычно бессознательная инверсия желания. «Когда ребенок сознает сексуальное возбуждение, которое не может быть исполнено, это сексуальное возбуждение вызывает противоположные психические силы, чтобы эффективно подавить возникающее неудовольствие, создаются психические преграды, такие как отвращение, стыд и моральность». Главная характеристика, по которой можно узнать реактивные образования, преувеличение, ригидность и экстравагантность. Преувеличенное поведение нынешней молодежи это не только жалкое подражание Западу, но еще и яркое проявление подавленных желаний, инверсия их.
Проекция :
Это приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств, намерений, которые исходят от самого приписывающего.
Изоляция :
Или отделение вызывающей тревожность части от остальной сферы души. Ее нормальном прототипом является логическое мышление, которое тоже стремится отделить содержание от эмоциональной ситуации, в которой оно обнаружено.
Регрессия:
Это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и чаще свойствен детям. Тревожность ослабляется в этом случае тем, что человек уходит от реальности в простенькое, детское прошлое. Это наиболее примитивный способ справляться с тревогой.
244. Все эти защиты по-своему хороши, но не полезны, так как они связывают психическую энергию, которая могла бы использоваться с большей отдачей. Кроме того, постоянное пользование подобной защитой уменьшает способность человека к адаптации.
Ребенку, в котором учитель усматривает преувеличенное увлечение «защитой», нужно помочь осмыслить механизм этой защиты. Есть простой прием, позволяющий подростку более активно и осмысленно анализировать свои подсознательные проблемы.
а)
Вспомните время или событие, которые были психологически болезненными, может быть, смерть близкого человека, или глубокое унижение, или эпизод, когда вас сильно обидели, побили, застали за плохим поступком.
б)
Отметьте для себя прежде всего отсутствие интереса к этому воспоминанию, подсознательное сопротивление этому воспоминанию. «Я не хочу делать это упражнение. Я могу пропустить его, все и так понятно. Зачем мне опять нужно об этом думать?»
в)
Если можете, преодолейте начальные защиты актом воли и вспомните событие. Полезно обнаружить вновь связанные с ним сильные отрицательные чувства.
г)
Если трудно оставаться сосредоточенным на воспоминании, отметьте вместо этого те пути, по которым ваш ум отклоняет ваше внимание. Видите ли вы, как именно вы избегаете неприятных воспоминаний, психического напряжения?
Последним этапом этого несложного психологического урока может быть доверительная беседа с учителем. Если же ребенок не способен справиться со своими проблемами сам, надо деликатно «спровоцировать» его на посещение психоаналитика, врача-невропатолога.
245.
Кроме фрейдовской, существуют и другие психодинамические теории развития личности. Познакомьтесь с некоторыми из них.
Теория психосоциального развития по Э.Эриксону основана на убеждении, что человек на протяжении жизни проходит восемь основных этапов, в которых с максимальным драматизмом концентрируется личный опыт и проблема выбора индивида. Эти эпизоды Эриксон определяет как психосоциальные кризисы.
1-й кризис.
Доверчивость или подозрительность (первый год жизни). Связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические Потребности ребенка со стороны ухаживающего за ним человека. Если удовлетворяются достаточно, то у ребенка развивается доверие к окружающему его миру, если недостаточно — то, естественно, недоверие.
2-й кризис.
Автономия или стыд и сомнение. Связан с первым опытом обучения (например, навыкам чистоплотности). Определяется отношением родителей к данной проблеме. Если родители учат ребенка деликатно, помогают ему обучаться, то ребенок получает опыт автономии. Слишком строгий контроль со стороны родителей, грубость, система наказаний формируют у ребенка комплекс стыда или сомнений.
3-й кризис.
Инициативность или чувство вины (с 3 до 6 лет). Соответствует возрастному периоду самоутверждения. Реализация собственных планов утверждается в навыках конструктивной деятельности и способствует развитию чувства инициативы. Переживания повторных неудач приводят к покорности и чувству вины.
4-й кризис.
Работа или чувство неполноценности (школьный возраст). В зависимости от окружения и уровня преподавания формируется либо вкус к работе, либо чувство неполноценности.
5-й кризис.
Идентификация или спутанность ролей (подростковый период). Необходимость усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей. Здесь важен прошлый опыт и потенциальный выбор, который должен сделать подросток.
246. Вспомните: «Юноше, обдумывающему житье, не знающему делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь, делай ее с товарища Дзержинского». Ложные или развенчанные идеалы, подражание фальшивым кумирам часто приводят к «спутанности ролей», распылению личностного «я», аморфности «эго», что в конечном итоге создает серьезные проблемы в будущем.
6-й кризис.
Близкие отношения или изоляция (с 18 до 25 лет — возраст, который определяется как Yning adult— молодые взрослые). Альтернатива: или поиски близости с любимым человеком для дальнейшей совместной жизнедеятельности, или изоляция с замыканием на самом себе.
7-й кризис.
Генеративность или застой (40 лет). Развитие чувства сохранения рода (генеративность) проявляется в интересе к следующему поколению. С другой стороны, может наблюдаться застой (стагнация) и замыкание существования супругов (холостяков) на самих себе.
8-й кризис.
Цельность личности или отчаяние (период старения). Осознание прожитой жизни как единого целого приводит к достижению цельности. В против! ном случае — если человек не способен обобщить свой опыт — развивается страх перед смертью и отчаяние от невозможности прожить жизнь заново.
247. Очень любопытна для использования в педагогическом арсенале гештальттерапия. Основал это учение врач-психоаналитик Фриц Перлз. Он синтезировал некоторые достижения психиатрии, даосизм,-методики дзен-буддизма, практику Фрейда и создал собственную школу.
Люди организуют свои знания так, что самые важные, главные занимают в их сознании центральное место (как бы становятся фигурой), а менее важная информация отступает на задний план (служит фоном). В качестве фигуры периодически может выступать какая-нибудь потребность. Само немецкое слово «гештальт» (Gestalt) означает форму, организацию, конфигурацию. Окружающий нас мир состоит из организованных форм, восприятие человеком этого мира также организованно. Важно уяснить для себя, что мы воспринимаем организованное целое, а не |сумму его частей. Если взять, к примеру, мелодию, то в нашем восприятии она нечто большее, чем простая последовательность звуков, их сумма.
248. Механизм психической деятельности устроен так, что каждый из нас непременно выбирает из фона наиболее значимые фигуры. Такой фигурой обычно является то чувство, которое преобладает в нас, — это может быть чувство разочарования, гнева, страха, радости, ожидания чего-то, сексуального желания.
Как только та или иная потребность завершена, гештальт становится удовлетворенным — он теряет свою значимость и отступает на задний план, смешиваясь с фоном и освобождая пространство для формирования нового гештальта. Если же потребность не удовлетворена, гештальт остается незавершенным. Незавершенный гештальт, в свою очередь, становится причиной многих проблем, которые кажутся неразрешимыми, так как продолжают содержать в себе неотреагированное выраженное чувство.
Тактика гештальттерапии заключается в том, чтобы сделать фигуру более четкой и таким образом дать возможность отреагировать на нее, что в конечно итоге приводит к завершению травмирующего гештальта. Гештальт-подход стремится возвратить субъекта в текущий момент, ибо «нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее. Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило» (Ф. Перлз).
«Откуда, как разлад возник? И отче- , го же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник?»
Люди не «мыслящий тростник», люди способны на преображение.
ЗРЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
У многих психологов определение зрелости сходно с тем, которое вложил Фрейд в определение «зрелой личности»: здесь главные критерии — стремление работать и способность любить другого человека ради него самого, а не просто из-за того, что этот человек соответствует подсознательным установкам.
249. Иными словами, зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявляющийся в способности к конструктивному, логичному поведению, хорошей адаптивности и умении отвечать за самого себя.
Зрелая личность аутентична (то есть равна себе), спонтанна и внутренне свободна. Для достижения цели такой человек опирается прежде всего на самого себя, актуализирует свой опыт и использует свои силы, а не манипулирует окружающими. Он не вовлекает себя в стереотипы ролевых игр, манипуляторных по своей сути.
250. Познакомьтесь с моделью Эверетта Шостра который, описывает восемь манипуляторных типов.
Диктатор
Преувеличивает свою силу, пытается доминировать, приказывать, демонстрировать свою власть.
Разновидности: настоятельница, начальник, «пахан», уголовный «авторитет», главарь микрогруппы.
Тряпка
Обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Преувеличивает свою чувствительность. Основные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.
Разновидности: мнительный, глупый, конформист, смущающийся, отступающий.
Калькулятор
Преувеличивает необходимость всех контролировать. Обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой — перепроверить других.
Разновидности: делец, аферист, игрок, деятель рекламы, шантажист.
Прилипала
Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Его сила — в его слабости.
Разновидности: паразит, нытик, вечный ребенок, ипохондрик, беспомощный.
Хулиган
Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз.
Разновидности: оскорбитель, ненавистник, бандит. Женская разновидность «хулигана» — сварливая баба («пила»).
Славный парень
Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность.
Разновидности: угодливый, добродетельный моралист, человек организации.
Судья
Преувеличивает свою критичность. Подозрителен, полон обвинений, с трудом прощает.
Разновидности: всезнающий, обвинитель, обличитель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель, критик.
Защитник
Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Выражает сочувствие сверх всякой меры. Слишком заботится о других, вместо того чтобы заниматься своими делами.
Разновидности: утешитель, покровитель, мученик, помощник, меценат.
251. Разумеется, данная классификация, как и всякая другая, не может быть исчерпывающей в отношении проникновения в душевные глубины человеческого мира. Но ее ценность в том, что она дает нам некую систему опознавательных знаков, по которым можно более успешно ориентироваться в психологическом пространстве окружающих нас людей.
А любому воспитателю (педагогу) очень важно иметь возможность производить относительную оценку личности ученика (особенно при тестировании и составлении психосоциального портрета класса) для того, чтобы успешно взаимодействовать с ним.
Однако для достижения истинной зрелости человеку необходимо не только осмыслить свои «защиты», чтобы в дальнейшем отказаться от них, но и пройти все свои невротические уровни и ликвидировать их, словно снимая кожуру с луковицы.
252. Перлз выделяет четыре таких уровня.
а)Уровень клише
На этом уровне наши действия стереотипны и неаутентичны.
б) Искусственный уровень.
Доминируют роли и различные игры. Манипуляторная деятельность.
в) Уровень тупика.
Неадекватность самоподдержки и отсутствие поддержки со стороны окружения. В ситуации «тупика» люди чувствуют себя потерянными и по давленными.
г) Уровень внутреннего взрыва или смерти.
Взаимодействие с этим уровнем приводит к «внешнему взрыву» — проявлению истинного «я».
(Тем из читателей, кто захочет узнать о тайнах человеческой психики подробнее, рекомендую подборку книг доктора Эрнеста Цветкова, автора нового учения — психономики, которое вобрало в себя опыт психологии прошлого и высвечивает нам будущие возможности управления своим духом и телом.)
253. Завершить этот небольшой психологический экскурс хочется советом: развивайте в детях ответственность за себя.
Считается, что причиной любого невротического отклонения является как раз неспособность индивида принять ответственность за свое «я». Понимание этого положения вложено Ф. Перлзом в созданную им «Молитву гештальтиста»:
Я делаю свое, а ты делаешь свое. |
254. Если мы сравним два предложения — совершенно одинаковых, но с разными союзами, — то убедимся, насколько различны их значения.
«Я хочу заниматься этим делом, но я чувствую неуверенность».
«Я хочу заниматься этим делом, и я чувствую неуверенность».
Союз «но» препятствует говорящему принять ответственность за себя.
Принятию ответственности за себя часто способствует анализ того, на кого мы пытаемся возложить эту ответственность и как мы это делаем.
255. Люди часто стремятся к тому, чтобы сделать ответственным за себя кого-то другого (или других). Наиболее часто это проявляется между родственниками, близкими друзьями.
«Ты заставляешь меня страдать, так! как у тебя появились новые интересы», Подобное заявление типично для перекладывания ответственности, да еще в обвинительном тоне. Стоит изменить предложение таким образом: «Я чувствую себя неприятно оттого, что ты…» — и зазвучавшее «я» лучше всего подчеркнет новую позицию человека, стремящегося возвратить себе ответственность за самого себя. И в этом качестве он обретет новый статус бытия — состояние внутренней свободы, зрелость, уверенность и достоинство. Но есть и другие способы раскрепощения человека. Это всепоглощающая доброта и огромная любовь. Такая, например, как была в приюте детей-сирот в Польше.
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Пожалуй, мало о ком ходит столько легенд, как о «старом докторе» Януше Корчаке, не пожелавшем расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделившем с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году. В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Отношение людей — барометр воспитания. Человек для человека — лучшее лекарство. А искусство педагога и есть искусство врача.
256. Предлагаем вашему вниманию некоторые советы Януша Корчака —личности уникальной, одаренной, своеобразной.
Каждый ребенок — это явление, а педагогика иногда слишком упрощает задачи воспитания. Нельзя представлять жизнь как сборник задач, в каждой из которых ответ один, а способов решения — не больше двух. Воспитатель, питающий иллюзию, что перед ним мир открытых, чистых и нежных детских душ, расположение и доверие которых легко снискать, вскоре разочаруется.
257. Только тогда можно начинать плановую воспитательную работу, когда мы осознаем все воспитательные возможности самого коллектива.
Можно привить правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто не переделает ребенка на свой лад. Он будет таким, какой он есть. Береза останется березой, дуб — дубом, а лопух — лопухом. Можно только разбудить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя
258. Утомляет и изнуряет нас подвижная, шумная, но интересна жизнь ребенка. Он заставляет нас задумываться и удивляться мы открываем в нем новое проводим эксперименты, пробу ем что-то изменить, но зачастую наши старания дают противоположный результат.
Реже выступаем мы в роли советчиков и утешителей ребенка, чаще становимся суровыми судьями. Мы стремимся вынести' приговор и тотчас наказать ребенка. Немедленное наказание дает печальный результат — проказы, капризы, озорство ребенка станут более редкими, зато проявляться будут гораздо резче. Возникнет необходимость следить за ребенком, не спускать с него глаз, ломать его сопротивление и волю, чтобы застраховать себя от каких-то неожиданностей.
Отсюда начинается падение воспитателя: он пренебрегает ребенком, не доверяет ему, подозревает, следит, подлавливает, ругает, оскорбляет и наказывает, ищет различные способы, чтобы не дозволить, помешать.
259. Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они распоясываются, за доброту, платят непослушанием и не боятся наказаний.
На все притеснения и издевки дети ответят нам недоверием и пренебрежением, на нашу неблагожелательность — неприязнью и протестом, на наше недоверие — своей скрытностью.
Если воспитатель ищет в детях только положительные черты характера и отмечает в них только то, что кажется ему наиболее ценным и важным, если хочет всех подогнать под одну мерку и всех повести в одну сторону — он обязательно ошибется: одни прикинутся и подделаются под его догмы, другие поверят, но влиянию поддадутся только до поры до времени. Когда раскрывается истинное существо ребенка, он сам — не хуже воспитателя, но гораздо мучительнее — осознает свои ошибки. Чем сильнее стремление подавить личность, сделать ребенка, таким, как все, и подчинить его своем авторитету и влиянию, тем сильнее ответный бунт и сопротивление.
260. В одной книжке я прочел о дрессировке диких зверей, там же нашел объяснения. Лев опасен не тогда, когда сердится, а тогда, когда разыграется, — тут он не прочь посвоевольничать.
Ребенок ведет себя так же. Как совладать с ним? Здесь необходимо знание не только психологии, еще более — медицины, социологии, этнологии, истории, поэзии, криминологии, а также нужны молитвенники и пособия по дрессировке. Искусство вечно, а жизнь человечества бесконечна.
261. Мы играем с детьми в нечестные игры, слабостям и недостаткам детского возраста противопоставляем преимущества взрослого.
Мы, как шулеры, подтасовываем карты таким образом, что детям оставляем худшие, себе же забираем все козыри. А среди нас довольно людей легкомысленных, алчных, глупых, ленивых, бессовестных, всякого-рода авантюристов, мошенников, пьяниц, воров. Сколько преступлений, раскрытых и тайных, совершают взрослые, сколько среди них раздоров, коварства, зависти, наговоров, шантажа! Сколько разыгрывается тихих семейных трагедий, в которых потерпевшим прежде всего оказывается ребенок!
И мы смеем ругать детей и обвинять их в чем-то?!
262. Ребенок не так уж глуп, как нам кажется, — дураков среди взрослых не меньше, чем глупцов среди детей.
У ребенка есть прошлое и будущее, у него есть свои мечты, свои воспоминания и время раздумий. Он так же, как и взрослые, все запоминает и вспоминает о чем-нибудь, так же все оценивает, так же логически рассуждает, но ошибается в своих рассуждениях, когда не хватает опыта и знаний. Он так же верит и сомневается.
263. У ребенка должно быть право на собственность и право иметь деньги.
Ребенок переживает и разделяет материальные трудности семьи, ощущает все недостатки, сравнивает, кто богаче, а кто беднее, стесняется и тяготится своим нищенством. Никому не хочется быть в тягость другому.
264. Давайте больше разрешать и доверять детям, пусть у них будет больше солнца и радости. Именно так.
И ребенок будет счастливее. Ведь сам он по натуре и душевен, и щедр, он пожалеет собаку и ласково поговорит с ней, будет переживать и радоваться, слушая сказку, с удовольствием поиграет в мяч, рассмотрит картинки, старательно перерисует буквы, и во всех его делах видится доброта и сердечность. И потому он прав.
265. Взгляды ребенка формирует не только дом, но и ступеньки крыльца, и коридор, ведущий к двери, и двор, и улица.
Ребенок уподобляется той среде, в которой вращается, он говорит на языке окружения, следует его примерам, у него те же взгляды, те же манеры. Нет идеального ребенка. Среда накладывает свой отпечаток на каждого, только в разной мере.
Дух ребенка — это сила и упорство. В нем в одинаковой мере присутствуют нравственность и совестливость. И неправда, что к ребенку легче пристает все плохое.
266. Ребенок переживает эротическое чувство, но у него еще нет желаний и нет осознанного сексуального влечения.
Так было, так может быть дальше, но так быть не должно. Ребенок может быть насильно вовлечен либо коварной хитростью приучен к сексуальному переживанию, а его испорченность может стать привычкой, глубоко укоренившейся.
267. Чем свободнее ребенок, тем меньше приходится его наказывать. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Чем выше интеллектуальный и культурный уровень воспитателей, тем меньше, тем справедливее и разумнее, а значит, и мягче они будут наказывать.
Не знаю, педагог ли я. Но я видел, как сталкивается утомленный, напряженный, буйный рост ребенка (рост — тяжелая работа) с гневным возбуждением неистовых воспитателей. Я знаю их не только по книгам, я сам испытал их на себе и даже теперь испытываю — редко или реже, потому что избегаю, прячусь, когда мне угрожают, а это хуже, чем хлопнуть дверью, пожалуй, даже чем украсть деньги. Пора об этом знать. По сравнению с ними ничего не значат детские проступки.
268. Ребенок стихиен. Пожалуй, это самое важное, что надо знать о нем и над чем стоит глубоко задуматься.
Среди детей, расположенных к агрессивности, мы встречаем, много независимых характеров. Опыт пережитого, иногда врожденный недостаток — физическая слабость — делают их мизантропами. Склочники, ворчуны, человеконенавистники — это дети порока.
Приведу одно воспоминание. Будучи в Париже, я выбрался на соревнования' по плаванию. Прекрасный бассейн, амфитеатр, заполненный десятками тысяч детей вместе с учителями. Много солнца и радости. В этот момент появляется министр просвещения. Оркестр играет «Марсельезу», дети встают, снимают головные уборы. Один только подросток продолжает сидеть. Товарищ осторожным и мягким движением пробует поднять его с места, снять с головы шапку. Тот сердито смотрит и не подчиняется. Сидит в шапке. Он демонстрирует свое отношение к правительству. Три взгляда устремлены на строптивого парнишку. Его сразу заметили полицейский, учитель и я. Потом мы все трое встретились глазами и улыбнулись. Я почувствовал зависть от того, что богатая и беспечная Франция может себе позволить снисходительно улыбаться на подобную выходку.