УПП

Цитата момента



Нашел на улице бумажник. С толстой пачкой долларов! Подсчитал — не хватает…
Эх, не везет!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Однажды кто-то стал говорить ей о неземном блаженстве, о счастье, которое ожидает нас в другой жизни. «Откуда вы об этом знаете? — пожала плечами с улыбкой Елена. — Вы же ни разу не умирали».

Рассказы о Елене Келлер ее учительницы Анны Салливан

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай

Герберт Н. Кессон. Двенадцать условий успеха

Эти ПРАВИЛА — опасный и острый инструмент. Они не для детей и слабосильных. Они не для беглого просмотра и выборочного ознакомления. Их все нужно основательно изучать и глубоко осмысливать.

Цель, которую я преследовал при написании ПРАВИЛ, состоит в том, чтобы оказать моим читателям максимальную практическую помощь в искусстве делать, вкладывать деньги.

Как вы сами убедитесь, эта книга уникальна. Такой книги нет ни в одной библиотеке. Она представляет собой итог более чем двадцатилетней деятельности, связанной с фондовой биржей. Книга отражает не только мой, дорого стоивший мне опыт, но и многое из того, что я узнал от тех, кто намного умнее меня.

Мы все делаем так много ошибок в сфере ФИНАНСОВ, что никто не осмелится назвать себя здесь крупным специалистом. Такие вещи, как абсолютная надежность в бизнесе, не существуют. Поэтому каждый беспорядочно мечется, устраивая, как может, свои дела. Очень мало отцы опекают своих сыновей. Каждое новое поколение вынуждено повторять одни и те же старые ошибки.

В ФИНАНСАХ гораздо меньше «АКСИОМ», чем в БИЗНЕСЕ и МАТЕМАТИКЕ. Но все-таки некоторые ПРАВИЛА существуют, и я рискнул предложить вам двенадцать из них, предназначенных для людей, которые добыли свои деньги и не хотят их потерять.

Исследования показывают, что из 100 бизнесменов только 4 становятся богачами и сохраняют свои деньги. Большинство делают деньги и теряют их. В 35 лет 20 человек из 100 являются состоятельными, но впоследствии 16 каким-то образом теряют свои деньги. Средний бизнесмен делает свои деньги до 50 лет, а потом теряет их. Почему это происходит? Не потому ли, что он учился БИЗНЕСУ - искусству ДЕЛАТЬ деньги и не учился ФИНАНСАМ - искусству СОХРАНЯТЬ деньги? Поэтому в предлагаемых правилах можно найти сведения о личных ФИНАНСАХ, достаточные для того, чтобы предохранить вас от потери ваших денег. Более того, в последней главе вы найдете СИСТЕМУ вкладывания денег, при помощи которой вы сможете заставить деньги работать на вас и приносить новые деньги.

В заключение я бы посоветовал не давать эту книгу кому попало и не хоронить ее в библиотеке. Она написана только для ИЗБРАННЫХ — для тех, у кого хватит ума, мужества и последовательности извлечь для себя пользу из полученных знаний.

Это простое краткое правило из нескольких слов могло бы предотвратить четвертую часть потерь в мире ФИНАНСОВ.

Вероятно, каждый бизнесмен, читающий эти строки, когда-то в прошлом понес большие убытки из-за того, что не следовал первому требованию вкладчика - покупай только то, что знаешь. Удивительно, но почти каждый бизнесмен, начиная вкладывать деньги, покупает всякий хлам. Несмотря ни на что, он упорно приобретает долю в том деле, в котором ничего не смыслит. Новичок в финансовом деле хочет больших прибылей. Он хочет самого совершенства. Но, поскольку совершенства никогда нельзя получить у себя дома, он вкладывает свои деньги в то, что находится от него за 10 000 миль.

Словом, каждый начинающий вкладчик в большей или меньшей степени гоняется за иллюзиями. Даже самый практичный торговец или менеджер вкладывает свои первые 100 фунтов в бесполезные бумаги, выпущенные или мечтателями, или мошенниками под какой-нибудь клочок заброшенных джунглей в Африке или махинации в Южной Америке или на Балканах. Почти у каждого пятидесятилетнего бизнесмена хранится в сейфе пакет так называемых «ценных бумаг». Они перевязаны обрывком веревки, и единственная ценная вещь в этом пакете — это веревка. Он купил то, что не знал. Он покупал при помощи невежества, а не знания. И он сполна заплатил за свою глупость.

Поскольку я собираюсь говорить чистую правду в этой книге двенадцати правил, то должен признать, что в мире финансов меньше частности, чем в мире торговли и коммерции. На вершине мира финансов находятся наиспособнейшие и в высшей степени надежные люди общества. И так во всех странах. Но на дне мира финансов — полчища совершенно бессовестных проходимцев. Большинство из них не нарушают законов. Многие из них ходят в церковь и т. п. Но они представляют гораздо большую опасность для общества, чем все взломщики и карманники, вместе взятые. Если торговец пытается всучить вам вместо постельного белья хлопчатобумажные воротнички, его можно отвести в суд, и он будет оштрафован. А финансист может в течение года продать чужие долги под видом активов, и закон только снимет перед ним шляпу. В сфере ФИНАНСОВ никогда нельзя верить тому, что слышишь. Нужно придерживаться философии Декарта. Следует все подвергнуть сомнению. В сфере ФИНАНСОВ каждую минуту происходят десять обманов. Большинство из них непреднамеренны: они представляют собой то, что можно назвать финансовыми неточностями. Но они заставляют людей терять деньги так, как если бы люди были клятвопреступниками. В сфере финансов нет незаинтересованных людей. Каждый преследует свои корыстные цели. Каждый старается поднять или понизить цены. В таких условиях даже Ангел, ведущий счет добродетелям и грехам человечества, не может рассчитывать услышать от людей правду.

В девяти случаях из десяти советы покупать исходят от самих продавцов, а советы продавать — от покупателей. Что касается сообщений об организации акционерных обществ, то им нельзя доверять безоглядно. В Сити есть ловкие словоблуды, способные так написать об акциях телеги, как будто это акции «Роллс-Ройса». Если вести речь о балансовых отчетах, то пока они заслуживают определенного доверия. Но фактом является то, что каждый год в тысячах из них расходам придается вид доходов и наоборот. Ни один бухгалтер не будет это опровергать.

Покупай только то, что знаешь. Если ты торговец, вложи свои деньги в лучшую компанию, которая продает тебе товары. Если ты железнодорожник, вложи свои деньги в акции и другие ценные бумаги той железной дороги, дела которой ведутся наиболее разумно. Если ты строитель, покупай землю. Если ты путешественник, покупай долю в судоходстве. Если ты интеллигент и ничего не смыслишь в торговле и коммерции, покупай государственные ценные бумаги.

Всегда, когда можешь, покупай долю в том бизнесе, который рядом. Вкладывай деньги в своем собственном городе. Покупай то, что можно видеть своими глазами. Дальние поля всегда кажутся зеленее. Но ты в два раза "зеленее", неопытнее, если вкладываешь в них значительную сумму своих собственных денег. Сначала купи дом, в котором живешь. Потом купи соседний дом. Опыт, который ты приобретаешь, став домовладельцем, вскоре излечит тебя от мании гоняться за миражами.

Если рядом нет собственности, в которую можно вложить свои деньги, покупай ценные бумаги хорошо известных фирм, которые ведут дело 30 и более лет. Любая железная дорога или фирма, которая выплачивает дивиденды в течение 30 лет, является лучшим, что может быть, в этом царстве риска.

Но, если возможно, всегда вкладывай в бизнес, который знаешь. Дело, которое ты знаешь, — это как раз то, на чем тебя меньше всего можно надуть. Суть в том, что нельзя быть некомпетентным, когда вкладываешь деньги. И нельзя быть доверчивым. Невежество всегда опасно, но более всего — в сфере финансов. Если ты занимаешься бизнесом, который знаешь, ты сам занимаешься своими деньгами.

Итак, в финансовой деятельности, которую можно определить как искусство сохранения своих денег и зарабатывания посредством них новых денег, первое правило состоит в том, чтобы заниматься не тем, о чем тебе рассказывают, а тем, что ты знаешь сам. Не общепризнанно ли, что, как только у человека появляются деньги, очень немногие люди бывают с ним искренни? Как только становится известно, что у человека завелись деньги, люди всех категорий, и порядочные, и прохвосты, начинают изо всех сил стараться лишить его денег. Деньги каждого человека находятся в опасности! И почти всегда труднее сохранить деньги, чем их сделать. Поэтому первое правило гласит: Будь осмотрителен. Покупай только то, что знаешь.

Это правило применимо и к бизнесу, и к финансовой деятельности. Суть его в том, что каждый, у кого есть какие-то деньги, должен твердо придерживаться принципа: никогда не тратить, не давать взаймы и не вкладывать их под давлением.

В мире столько плутов, бедных родственников и попрошаек, что человек с деньгами должен держаться, как крепость. Он не должен быть настороже. Он должен защищать себя от всех этих вымогателей-паразитов, живущих постоянным выклянчиванием чужих денег.

Всегда, когда у тебя просят деньги, отложи свой ответ на завтра - это правило, которое убережет тебя от многих убытков. Нас окружает столько людей, способных кого угодно убедить в чем угодно, что человеку нелегко сохранить то, что он имеет. Благодаря усилиям как разных па­разитов и правительств, так и негодяев в совре­менном мире сильно развито искусство лишать людей их денег. Искусство нападения в сфере финансов значительно превосходит искусство за­щиты. И я пишу данную книгу именно для того, чтобы впервые разработать, наконец, это искусство защиты.

В мире финансов всегда есть жулье. В нем всегда найдутся хитроумные пройдохи, которые разлучат тебя с твоими деньгами без применения физической силы. Они есть в каждом городе. Они находятся не в тюрьме и вряд ли вообще туда попадут. Они не зарабатывают деньги. Они вытягивают их из вас. Они изобретают удивительные проекты. Они лихорадочно снуют взад и вперед и кричат: "Потрясающий план! Миллионы! Миллионы! Кто хочет получить кучу денег? Быстрее! Быстрее! Подходите и получайте деньги!"

Такая суета собирает и будет собирать толпу. И люди, вполне здравомыслящие в других делах, подходят и отдают этим зазывалам свои деньги. Несколько месяцев спустя обманщики получают деньги, а люди - планы. Несколько месяцев спустя проходимцы остаются с деньгами, а люди - с планами. Ни один закон не может оградить человека от мошенничества.

Вполне возможны случаи, когда афериста осыпают золотым дождем из денег небогатых людей. Поистине доверчивости и бессовестности нет пределов в мире финансов. Даже самые близкие друзья, даже они не жалеют сил на изобретение способов перемещения денег из ваших в их карманы. Даже в доброй старой Англии есть тысячи мужчин и еще больше женщин, естественным занятием которых является лишение других людей денег.

Поэтому в мире финансов необходимо обладать искусством самозащиты. Каждый, кто хочет сохранить или самостоятельно потратить свои деньги должен научиться себя защищать. Он никогда не должен уступать предпринимаемому на него натиску. Каждый раз он должен спокойно, хладнокровно спросить самого себя: "А что получу я? И как получу?"

Свой собственный интерес - это не та вещь, которой надо стыдиться. Своекорыстие называют постыдным паразиты-хищники, живущие за счет чужой щедрости. Своя выгода - это основополагающая ценность. Это один из столпов, поддерживающих здание мировой цивилизации. Философия легковерия и пренебрежения своими интересами - это изобретение попрошаек; ею также постоянно пользуются воры.

Сначала заработай свои собственные деньги, потом защити их и используй по своему усмотрению - вот норма здравого смысла, честности и высшей добродетели! Чем больше становится дураков, тем больше разводится воров. "Не кради",- говорит Моисей. Но это только половина закона. Он должен был дополнить заповедь словами: "Ты не должен быть обворован".

Раз человек стал собственником, он должен избегать эмоций. Он должен всегда иметь ясную, трезвую голову. Он должен всегда приходить домой и советоваться со своей женой. В денежных вопросах женщина менее доверчива, чем мужчина. Она более подозрительна. Она предпочитает лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе. Обычно женщина изобретательнее в получении и надежнее в сохранении денег. Мужчина - увлекающийся участник игр судьбы, а женщина - получатель призов. Поэтому по. всем вопросам вложения денег каждый мужчина должен обращаться за советами к своей жене или матери.

Не может быть никакого предлога для того, чтобы отдать свои деньги другому человеку только потому, что нельзя опровергнуть его аргумен­тацию. Также не надо отдавать их, когда трудно противостоять нажиму чьей-либо личности. Един­ственный случай, когда можно выписать чек,- это когда взамен сполна получаешь стоимость своих денег.

Абсурдно платить свои деньги в обмен на риск. Когда в твой офис врывается человек и кричит: "Быстро! Выпиши чек на 500 фунтов и дай его мне. Мы купим главную автостраду, если будем действовать быстро!" Когда человек с такой небылицей врывается в твой офис, спокойно скажи ему, чтобы он сам покупал всю эту автостраду. Когда в твой офис приходит человек с планом, пустым карманом и словами: "Надо торопиться, подписывай", будь бесстрастен и обрати его внимание на лозунг над твоим столом: "То, что у меня есть, я держу при себе". Даже если тебе предлагают купить целую железную дорогу за кусок сыра, лучше не отдавай хороший кусок сыра. Во всех случаях, когда речь идет о вложении твоих денег и тебе говорят: "Сейчас или никогда", отвечай: "Никогда". Будь подозрителен к спешке и срочности в финансовых делах до тех пор, пока сам не установишь причин, почему надо действовать быстро. Всегда, когда тебе говорят: "Быстрее! Отдавай свои деньги", не отдавай ничего. Откладывая "горящие" дела на завтра, ты действительно один раз можешь упустить золотую возможность, но в конечном итоге у тебя будет больше денег и меньше огорчений. Будь как можно проворнее, когда сам делаешь свои дела, играешь в свою игру. Но когда речь идет о том, что нужно расстаться со своими деньгами или собственностью, будь медлителен. За одну минуту можно легко потерять то, что собирал целый год. Никогда не покупай, не отдавай, не давай взаймы и не вкладывай деньги под давлением.

В мире финансов все делают деньги спекулируя. Рискует каждый. У каждого есть свои замыслы и, осуществляя их, он либо выигрывает, либо проигрывает.

Финансовая деятельность вся состоит из вложений и спекуляций, и самый умный банкир в мире не может сказать, где кончается одно и начинается другое. Многие инвестиции неожиданно превращаются в спекуляции, а многие спекуляции становятся инвестициями. Именно поэтому никакими законами нельзя отменить ни учредителей и спонсоров, ни биржевых мошенников.

Один из главных рисков в мире финансов состоит в том, что каждый честный, полный оптимизма инициатор бизнеса может в любой момент обнаружить, что находится в тюрьме, смотрит оттуда на волю и недоумевает, как он там очутился. Каждый финансист - это попечитель денег других людей; он ответствен перед законом за успешное распоряжение их деньгами. В финансовой деятельности безопасность и риск так перемешаны друг с другом, что никто никогда не может отделить одно от другого.

Все инициаторы бизнеса должны рисковать. Они должны спекулировать и строить догадки на будущее.Не существует абсолютного правила, при помощи которого можно было бы действовать безопасно. Но можно дать несколько рекомендаций, способных предостеречь от самых опасных просчетов. Одна из них гласит: Делать деньги на собственности, а не на планах. Если ты спрашиваешь: «В чем разница между собственностью и планами?» — это верный признак того, что ты не финансист. Собственность обладает неотъемлемой ценностью, в то время как ценность плана полностью зависит от его реализации. Собственность — это то, что существует реально. Если нужно, ее всегда можно продать в течение одной-двух недель. А план - это идея. Он не обладает материальным существованием. План - это еще не рожденное дитя. Как бы ни была стара или разрушена собственность, она всегда стоит денег. А самый совершенный план может не стоить ни гроша. Он может быть только широким преддверием банкротства. Загадка человеческой природы состоит в том, что большинство людей предпочитают планы, а не собственность. Возможное объяснение этому состоит в том, что любой план всегда выглядит совершенным. Он не содержит ошибок предыдущих планов. Он безупречен. Он "просто не может не увенчаться успехом". В нем нет недостатков, он идеален. План будоражит воображение. Он уносит нашу мысль прочь от всех незначительных подробностей относительно стоимости и практической реализации проекта. План - это надежда, оптимизм, желание. Он не имеет отношения к реальностям, трудностям, убыткам. План — это то, во что люди хотят верить, а не то, во что они должны верить. Поэтому планы всегда будут популярны. И всегда будут происходить одни и те же надувательские истории. Каждое новое поколение неизбежно будет выбрасывать определенное количество денег на золотые прииски, нефтяные скважины и затерянные в тропиках ранчо.

Я вовсе не хочу объявить планы вне закона. Напротив. Английский банк когда-то был планом. В свое время также планами были Компания Гудзонова залива и знаменитая фирма «Lloyds». И все эти предприятия существуют уже два столетия. Суть того, что я хочу сказать, состоит в том, что вложения в планы - это для тех, кто может позволить себе такую роскошь. Это не для людей с ограниченными возможностями и небогатым опытом. Вероятность провала здесь слишком велика. Только примерно 1 план из 50 приносит успех. Никому, кроме богачей, не следует заниматься новыми планами. Но даже состоятельные люди должны выделять на них незначительную часть своего капитала. Любой человек должен вкладывать в план не более 20% своих денег.

Планы бывают разные: хорошие, плохие, средние. Иногда их осуществляют лучшие, а иногда - худшие люди общества. Многие планы известных аферистов превращаются в солидный, надежный бизнес. Часто осуществление планов честных людей сбивается с пути истинного, а планы прохвостов становятся в конечном итоге приличным устойчивым бизнесом.

Вначале невозможно определить, плох план или хорош. Все, что можно сделать, если хочешь не потерять свои деньги, - держаться подальше от всех планов и вкладывать деньги в собственность. Собственность может прийти в негодность, но не может исчезнуть совсем. Она не может, подобно планам, раствориться в воздухе. При помощи хорошего предвидения и умения продавать всегда можно собственность обратить в деньги или бизнес, приносящий деньги.

Обычно только что открывшийся бизнес — это отчасти собственность, отчасти план. Смещение здесь реального и нереального вводит в заблуждение большинство людей. Каждое коммерческое предприятие состоит из плана и собственности. Опасность возникает тогда, когда плана становится больше, чем собственности. Надежное предприятие похоже на пирамиду: основание больше вершины. Опасное - перевернутая пирамида: центр тяжести находится наверху. В таком предприятии избыток плана.

Принципиальное отличие собственности от плана состоит в том, что собственность сохраняет свою стоимость, кто бы ею ни обладал. В то время как ценность плана всецело зависит от порядочности и деловых качеств осуществляющих его людей.

Чем умнее человек, тем больше он может полагаться на планы. Чем труднее он соображает, тем больше он должен иметь дело с собственностью. Это примитивный совет, но он мог бы спасти сотни людей от провалов.

В мире финансов свое время — для осторожности и свое - для смелости. Но первой заповедью всегда должно быть: Изучай все подробности плана, собственности, самого себя. Этот совет адресован не сильному, опытному, уверенному в себе финансисту, который годами успешно ведет дела в финансовых джунглях. Но даже он время от времени попадается в ловушку планов, которые представляют собой пустую болтовню. Однако в большинстве случаев он бывает способен постоять за себя. Довольно часто он бьет прожектеров их же собственным оружием. Этот совет предназначен главным образом для человека, который не является финансистом, — для торговца, коммерсанта, не имеющего возможности делать большие капиталовложения.

Никто не должен пытаться бегать прежде, чем научится ходить. Вкладывать деньги в планы стоит, только имея за плечами не менее чем десятилетний опыт ведения дел с собственностью. Человека, умеющего обращаться с собственностью, не так-то просто ввести в заблуждение разговорами и обещаниями. Человек, знающий, что такое дома, земля, оборудование, не склонен гоняться за миражами.

Великая истина, которую необходимо запомнить, состоит в том, что план - это, в сущности, ничто. Это только быстрый способ растрачивания денег, если, конечно, за планом не стоит человек, обладающий опытом, способностями, честностью, достаточными для успешного осуществления плана.

Не связывайся ни с чем, чего нельзя продать,- гласит четвертое правило. Если хотите узнать, насколько оно важно, спросите любого известного бизнесмена. Каждый крупный бизнесмен неоднократно терпел убытки, забывая об этом правиле. По той же причине тысячи людей теряли свои небольшие сбережения. До тех пор пока ты не станешь настолько богат, что сможешь позволять себе терять деньги и не сожалеть об этом, не покупай ни одной вещи только потому, что она тебе нравится. Почти каждый, начиная, совершает эту ошибку. Он покупает товары, которые удовлетворяют только его вкусу, а потом обнаруживает, что они никому, кроме него, не нужны. И товары мертвым грузом оседают на его полках.

Тысячи людей совершают эту ошибку при покупке земли или домов. Они удаляются в какое-нибудь укромное место и строят дом. Потом, спустя лет, когда они делают попытку продать дом, они обнаруживают, что он никому не нужен. У дома нет рыночной стоимости, и они вынуждены либо отдавать его за бесценок, либо годами ждать, пока найдется дурак, который купит его за приличные деньги.

Почти в каждой стране можно увидеть странный, заброшенный, стоящий на вершине холма дом - «Памятник глупости Смита». Его строительство обошлось в 10 000 фунтов, а продан он был за 800. Смит забыл четвертое правило. Он построил дом, который нельзя перепродать.

Один бизнесмен из Бристоля купил патент какого-то устройства. Если патент не будет использован кем-либо другим, если изготовление устройства обойдется дешево и если публика захочет его покупать, только тогда этот бизнесмен сделает состояние. Он не подумал об этих трех «если», когда покупал патент. Сейчас он хочет его продать, но никто не хочет его купить.

Таких случаев - тысячи. Практически каждый человек с деньгами время от времени совершает эту ошибку - покупает то, что потом не может продать.

При покупке всегда нужно помнить о следующем.

Ты можешь изменить свое отношение к предмету покупки. Дом, который ты покупаешь сегодня, может завтра тебе разонравиться или, что вероятнее и гораздо серьезнее, не понравиться твоей жене.

Продажная цена определяется спросом, а не стоимостью или ценностью. Цена - это то, что тебе могут предложить. В прошлом месяце я видел, как за 380 фунтов продали аэродром и за 1000 - почтовую марку.

Нельзя тратить деньги в угоду своим прихотям и при этом думать, что ты делаешь вложение капитала. Покупать, чтобы ублажать самого себя, конечно, можно, но не раньше, чем ты сможешь позволить себе швырять деньги на ветер.

Чем уникальное и необычнее предмет, тем меньше шансов найти на него покупателя. Чем обычнее и привычнее вещь, тем больше покупателей.

Обыкновенным людям нужны обыкновенные вещи, а девять десятых людей в мире - обыкновенные люди. Это великая истина, о которой очень многие совершенно забывают. Чем своеобразней, оригинальней и уникальной вещь, тем больше будет потерь при ее продаже. Удивительно, но изысканные люди никак не могут понять, что все склонны ошибаться, когда покупают.

Иначе говоря, нужно стремиться к тому, чтобы с финансовой точки зрения твои товары были как можно больше похожи на деньги. Великая ценность денег состоит в том, что они нужны каждому. Деньги всегда можно обменять на товар. Способность продаваться — это составная часть стоимости. Эта истина помогает делать деньги, когда продаешь, и сохранить деньги, когда покупаешь.

Непосредственное отношение к четвертому правилу имеет такой громадный по своему значению фактор, как доверие. А в основе последнего лежит известность. В связи с этим мы можем убедиться, как дорого обходится неизвестность: на вещь, о которой никто не знает, нет спроса.

Особенно в наше время четвертое правило имеет колоссальное значение и для крупного, и для мелкого бизнесмена. В такое время, как наше, нельзя замораживать деньги в собственности, которую нельзя продать быстро. Нужно содержать дело в таком состоянии, чтобы при необходимости быстро и без потерь превратить его в деньги. Это идеал, которого могут достигнуть лишь немногие. Но чем ближе ты к нему, тем дальше от банкротства.

Бизнес как процесс состоит в обмене товаров на деньги и денег на товары, товары — деньги — товары — деньги, - это и есть бизнес, если при каждой операции получается прибыль. Если нет прибыли, это не бизнес. Это провал. Поэтому, когда покупаешь что-нибудь, подумай: "Можно ли повысить цену, и найдутся ли другие люди, которым это нужно?" Если да - можно смело покупать. Стоимость собственности отчасти зависит от ее способности быть проданной. За исключением тех случаев, когда у тебя есть деньги, которые ты готов потерять, покупай только то, что можно быстро перепродать без потерь.



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 170