УПП

Цитата момента



Привязанность отличается от любви болью, напряжением и страхом.
А я не боюсь!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Неуверенный в себе человек, увидев с нашей стороны сигнал недоверия или неприязни, еще больше замыкается в себе… А это в еще большей степени внушает нам недоверие или антипатию… Таким образом, мы получаем порочный круг, цепную реакцию сигналов, и при этом даже не подозреваем о своем «творческом» участии в процессе «сотворения» этого «высокомерного типа», как мы называем про себя нового знакомого.

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Сделаем вывод!

Постепенное главенство приобретают лобные доли; наряду с целостным восприятием (непрерывным), усиливается роль алгоритмического восприятия (на канву наносится рисунок), врожденные безусловные рефлексы подчиняются рефлексам условно-приобретенным.

Вспомним еще и природные механизмы восприятия.

1. Вся информация от зарождения поступает в правое полушарие – ПЕРВЫЙ НЕЙРОННЫЙ АНСАМБЛЬ. Строгий контроль анализирует ЦЕЛОСТНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ на эмоциональном* уровне  и мгновенно выдает решение: пропустить информацию в левое полушарие для осознания, исказить ее или затормозить, отправив в кладовые подсистемы до времени, до накопления «чуть-чуть». (Искаженная информация может быть скорректирована в будущем).

2. Уточним!

Моменты приобретения знаний связаны не только с дискретностью их усвоения, с механизмом возбуждения и торможения, но и работой синапса (место соединения нервной клетки с нейроном). Он пропускает информацию, если электроимпульсы были достаточной силы, то есть вызвали ИНТЕРЕС** – и повторную информацию, связанную с первой, пропускает вне очереди.

3. Выразим этот механизм дискретности восприятия более схематично:

щелкните, и изображение увеличится

Бесконечный процесс от любопытства к любознательности.

Например, девочке показали, как делать крючком (спицами) петли. Появляется желание что-то связать, возникает интерес к книгам по вязанию, к работе других людей… Мальчика научили делать голубя из бумаги. Он самостоятельно делает их, меняя величину крыльев, длину хвоста, материал, наблюдает, делает выводы… Ученикам показали, как подбирать аккомпанемент (формулу из трех аккордов). Выучив ее, дети сами начинают открывать новые аккорды, фактуру… *

Не это ли имел в виду Г. Песталоцци (XVIII век): «Каждый знает только то, что пробует делать сам». Или Сократ (V век до нашей эры): «Самопознание – становление САМОЦЕННОСТИ».

Все большее значение приобретает внутренняя переработка уже самостоятельно приобретенных знаний, вызванная первичным интересом к ней. Многое ждет своего часа, чтобы проявиться и сделать открытие, озарить сознанием прошлые дела, поступки, теперь окрашенные опытом лет, обогащенные разнообразием прожитых мгновений.

А если бы первичный интерес ко всем видам знаний создавался еще в школе?..

ВЫВОДЫ. При неразвитости правого полушария: накопление информационного банка скудны, активность распределительного устройства снижена; поступающие сведения без достаточного контроля распознавания прорываются в левое полушарие – ВТОРОЙ НЕЙРОННЫЙ АНСАМБЛЬ.

Отсутствие четкой аналитической работы первого уровня накапливает мозговую усталость. Анализ сознания не в состоянии справиться с нерассортированным потоком информации; не в состоянии полностью осуществить целостную мыслительную работу препарации** для разделения информации  на существенную и второстепенную.

Естественно, на основе аналитической неразберихи страдает работа ТРЕТЬЕГО АНСАМБЛЯ НЕЙРОНОВ, задача которого — накопление опыта.

Не в этом ли причина широкого разнообразия «болезней» под названием эгоцентризм, инфантилизм, конформизм?..

Включается психологическая защита: «не вижу», «не слышу» ВСЕ, что вносит малейший внутренний разлад, от чего возникает тревога.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА.

Галилей направил телескоп на луну. Благодаря 30-кратному увеличению стало видно, что ее поверхность не гладкая, как было принято считать.

Узнав об этом, глава инквизиции отказался смотреть в телескоп, утверждая, что истинное знание не обретается таким примитивным способом.

«Посмеемся великой глупости людской,» – писал Галилей своему немецкому коллеге Кеплеру. И те, кто позже согласились принять участие в наблюдении и увидели своими глазами лунную поверхность неровной, стали утверждать, что это оптический обман, порождаемый «стекляшками».

Ситуации разнообразны, но следствие обычно приводит к конфликтному поведению, к агрессии. Она может стать тотальной* и продиктовать соответствующее поведение с применением любых средств – без соблюдения норм морали. В этом одна из причин аномального поведения и взрослого человека: ЧЕЛО-ВЕКА = ЛИЦО ВРЕМЕНИ.

Конкретный информационный материал не подвергается строгой обработке, потому что восприятие искажает или исключает ВСЕ, что связано с отрицательными эмоциями по отношению к своему «Я».

Отсутствие единства эмоционального и рационального, единства противоположного, блокирует ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ мыслительный процесс. Не наступает время для осознания того, что было отправлено на хранение в глубинные отделы головного мозга, до накопления «чуть-чуть». Информация, представленная в искаженном виде, даже по прошествии времени редко корректируется. Сужение «обертонового звукоряда» не делает человека ни опытным, ни мудрым. В русском языке два символа времени года: «весенняя зелень» накапливает «золото осени».

Монознание** приводит к деградации, охватывая все сферы человеческого существа, – как в личной жизни, так и в общественной деятельности.

Иногда мы слышим: «Невозможно воспринимать: одни эмоции!» Или: «Невозможно слушать, читать: голый рационализм, одни абстракции!» ПОЧЕМУ? Потому что эмоции не освещены сознанием, а рациональная информация СОчувствами: ДЛЯ КОГО предназначены законы, приказы, воспитательные и педагогические меры? ДЛЯ ЧЕГО?.. То есть – какую пользу они должны принести? Нет необходимости обращаться за разъяснениями положительного значения сути слов: перестройка, реформа, стабилизация, преобразование, переустройство. Но в теории это только абстрактные СЛОВА. На деле они, не подкрепленные конкретным делом, практическим опытом, превращаются в полную противоположность.

Слова, фразы, речи… Вдумайтесь: «Данное соглашение надо наполнить содержанием». (!?!) Или: «Реформам надо придать социальную направленность». (!?!)

Вспомнив, что «речевые зоны, чтение, письмо, арифметика находятся в ведении ЛЕВОГО полушария» (И. Павлов), обратимся к расписанию уроков в школе. В нем отражено НАСИЛИЕ НАД ПРИРОДОЙ:

1. Математика (левое полушарие).

2. Физика (левое полушарие).

3. Химия (левое полушарие).

4. Русский язык – правила грамматики  (левое полушарие).

5. Физкультура.

А если это в течение всех лет обучения?

ВЫВОДЫ. Социальные стандарты обладают силой тормоза, они способны создать ориентиры, которые искажают понятие «непреходящие ценности», а иногда и прямо противоречат им.

Если действия извне становятся системой, они могут расшатать способности организма, «настроенного от природы на развитие интеллекта» (Гельвеций).

Возвратимся в школу и попытаемся составить для нее расписание В СОГЛАСИИ С ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ.

1. Математика (левое полушарие).

2. Литература. Настоящая литература, то есть – человековедение (правое полушарие).

3. Физика (левое полушарие).

4 Рисование (или пение) – (правое полушарие).

5. Химия (левое полушарие).

6. Ботаника или биология – смотря как вести, можно и нужно с активизацией правого полушария.

Преподавание ботаники, биологии все больше ориентировалось на высокую науку – с потерей при этом конкретной основы, элементарных знаний среды, в которой растет ребенок. Спросите себя: мимо каких деревьев вы ходите, какие птицы поют, летают над головами? А как интересна жизнь каждой травки, как порой драматична она в борьбе за место под солнцем: пристрастие к свету или к тени, взаимоотношения с соседями. А с признанием древнего врачевания травами можно бесконечно удивлять детей тем, что каждое растение — помощник человеку.

Незнание, непонимание общности – не отсюда ли безразличие к природе, жестокость к животным?

У кого поднимется рука уничтожить маленькое существо – например, трубовертку, если человек узнает, что она – великий математик?..

Трубовертка прогрызает в листе изогнутую линию, завертывается в оставшийся лист и выводит там потомство. Ученые решили помочь ей: отрезали ножницами край листа. Трубовертка «гордо» удалилась на соседний лист и начала работу сначала. Ученый вырезал кривую линию – похожую на ту, которую выгрызала трубовертка. Потребность в защите достоинства сильна и тут. Трубовертка отправилась на соседний лист.

Много лет прошло, ученые не забывали «упрямицу», наблюдали за ее поведением и сделали открытие: трубовертка «вычерчивает» линию, которую в математике называют «эволюта по заданной эвольвенте».

В южных морях есть рыба дорада. Во время агонии она семь раз меняет свой цвет, подобно радуге проходя все оттенки спектра.

Чтобы люди не потеряли понятие «служение делу», мудрый Соломон советовал учиться у муравьев.

Повинуясь инстинкту, муравьи-фуражиры, добывающие сладкий сок, приносят его в муравейник неприкосновенным. Муравьи-интенданты от разведки, обнаружив корм, сообщают о находке, не дотронувшись до него сами. Муравьи-солдаты бесстрашно бросаются на защиту своего дома, не «размышляя», какого роста и веса противник.

Какой нравственный урок!

Ботаника, биология с первых шагов должны закладывать в подсознание мысль, что мы – часть природы, воспитывать удивление перед ее разнообразием, уважение к ее законам, по которым живет растительный и животный мир.

Результатом обучения этим предметам должно быть поведение человека, который в испуге отдернет бездумно протянутую руку, чтобы не сломать ветку, или остановится, чтобы не наступить на ползущего жука. И может быть, не сразу, но когда-нибудь зазвучит из глубины памяти и высокий обертон.

Уничтожая гармонию окружающего, мы разрушаем себя, и наша деятельность, в том числе и образование, социальная сфера, перестают учитывать природу, ее законы в самом человеке.

Домашним заданием к началу учебного года был сбор насекомых и растений, коллекции которых после получения отметки выбрасывали, часто на глазах у детей. И это по всей стране!

Красная книга, где записаны исчезнувшие и исчезающие виды растений, насекомых, это только следствие. В какую книгу записать массовое воспитание жестокосердия? Не имея знаний и средств консервации, дети накалывали на булавки живых бабочек, стрекоз, жуков…

На словах – «изучение ЖИВОЙ природы», а на деле – ее УМЕРЩВЛЕНИЕ…



Страница сформирована за 0.96 сек
SQL запросов: 172