УПП

Цитата момента



Почему я беспокоюсь о будущем? Видите ли, я собираюсь провести в нем большую часть оставшейся жизни.
Ч. Кеттеринг

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента




Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Для чего нам надо это знать?

Понимание причин и следствий расчищает путь к действию. И на вопрос: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» – отвечаем: не обвинять ни детей, ни взрослых (потому что взрослые вырастают из детства – какого?..), и с любовью восстанавливать разрушенное.

На кого возложен этот непомерный труд? На учителя младших классов, когда становление личности уже позади: «Разве не тогда (до 5-6 лет) более всего образуются и закрепляются те черты, которые кто-либо хочет запечатлеть?» (Платон). «Разве не тогда я приобрел все, чем живу…» (Л.Н.Толстой). «Образование без воспитания чувств может нанести непоправимый вред человечности, нравственности» (Ж.-Ж. Руссо).

Разве эти мысли мудрецов не являются прямым указанием «что делать»?

Отвлечемся для уточнения сути вопроса.

Все системы человеческого организма находятся в состоянии постоянного изменения – благодаря необходимости адаптации.

Огромна роль и самой природы в стремлении к гармоническому равновесию. Однако полное равновесие может быть представлено только в теории. На практике это равновесие – не математическое, а то, которое диктуется внутренними потребностями, то есть – подвижное.

Обратимся к растительному миру.

Например, на одном географическом пространстве существует относительное равновесие елей и берез, на другом – больше елей чем берез или наоборот. Это равновесие устойчивое, или подвижное. То есть в природной самоорганизации с изменением количества сосны или березы ничего особенного не происходит, потому что оно сопровождается САМОПЕРЕНАСТРОЙКОЙ внутри данного пространства.

Аналогично у человека. Природное равновесие, например, видов темперамента, работы правого и левого полушарий может быть устойчиво или подвижно. Другое дело – когда среда, окружающая человеческое существо, семья, воспитательные и образовательные учреждения целенаправленно вмешиваются в индивидуальную природу равновесия. Тогда организм выбирает приспособительные механизмы регрессивного плана (физиологические, биохимические), удаляющие его от человеческих потребностей. Отсутствует почва для усовершенствования вида – человека как высшего создания.

Например: с насильственным торможением работы правого полушария будут страдать те виды деятельности, которые лежат в основе образной, чувственной сферы; с насильственным торможением работы левого полушария страдают виды деятельности, которые лежат в основе логической, абстрактной функций головного мозга.

Знаем ли мы историю своей страны? Других стран? В мое время она была сведена к перечислению восстаний, бунтов, причины которых всегда, во все времена были одинаковы: борьба за СВОБОДУ, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО.

Почему эти слова стояли рядом? Кто первым написал их на знамени в таком порядке? Кто первым понял, что СВОБОДА без РАВЕНСТВА перед законом не может существовать?..

ПОЧЕМУ? Потому что СВОБОДА подразумевает действия, в которых даже сам человек не в состоянии предугадать последствия. Человек может совершать поступки, которые не поддаются ни анализу, ни логике. Потому что СВОБОДА, не ограниченная законами, очень часто входит в противоречие с понятием «человек разумный».

Искусство Возрождения. Нагие фигуры в живописи, скульптуре. Это своеобразная Декларация прав РАВЕНСТВА: все рождены по подобию Господа Бога – и только по одежде можно отличить каменотеса от патриция… Говорить об этом было нельзя. Страх перед инквизицией делал людей немыми. Но мысль о РАВЕНСТВЕ зарождалась, когда люди смотрели на великие произведения прошлого. Почему человек, искусный в своем деле, должен трепетать перед богатством и властью? Демократическое общество – это общество РАВНЫХ в подчинении ЗАКОНУ и равные должны приносить пользу государству – каждый в своем деле.

БРАТСТВО. С одной стороны, оно является олицетворением общности людей через интерес к различию: «не как я», «не как вокруг меня», «не так, как было когда-то»… Это общность народов, живущих на разных географических пространствах, с разной историей, языками, обычаями, законами.

Может быть, именно БРАТСТВО имел в виду В. Вернадский, когда ввел понятие биосферы, обозначив этим словом сумму всего живого, населяющего нашу планету.

В. П. Казначеев говорит, что БИОСФЕРА должна рассматриваться как «единый целостный планетарный ОРГАНИЗМ».

С другой стороны – БРАТСТВО является олицетворением общности природы человека: «как я», «как вокруг меня», «как у людей, живших задолго до нашей эры». Единство – независимо от цвета кожи, национальности, разреза глаз… «Другой» оказался предателем, но ведь и я тоже однажды проявил слабость… «Другой» не устоял перед соблазном, но ведь и я тоже, случалось… «Он», как и я, может проявить себя и… У «другого» выражение горя, страдания, радости, ликования, как и у меня, значит…

Польза изучения истории – не в войнах и революциях, а в примерах, свершениях людей, которые оказывали влияние на общественный строй, его направленность, развитие, культуру.

История не существует изолированно. Чем больше источников знаний, тем больше мы САМИ находим сходство и различие, тем интереснее предмет.

Если бы история раскрывалась перед нами в связи с событиями того времени в разных областях знаний! Если бы они объяснялись, исследовались их причины!

Если бы нас знакомили с именами великих философов не по вырванным цитатам, на которых строились доказательства о заблуждениях Платона, о пессимизме Ницше, начетничестве Гегеля или узости мышления Гельвеция…

Например: почему Папа римский проклял величайшего в мире скрипача Н. Паганини и гроб с его телом долгое время возили по Италии?.. Что было в это время в стране?.. Кто правил?.. Почему умерли в изгнании Леонардо да Винчи, Байрон, Данте, Шопен, который завещал похоронить свое сердце на родине?.. Какие уроки мы можем извлечь, соприкасаясь с их судьбами?.. Да и много ли найдется в человечестве гениев со счастливой судьбой?.. Моцарт и Шиллер умерли в нищете, Достоевский прошел каторгу… Пушкин, Лермонтов были убиты…

Что не доходит до осознания, не запоминается через разум, может дойти через чувства. Один ученик соединит более значимое для его природы восприятия рациональное с эмоциональным, другой – наоборот, оставляя прочные следы в памяти…

Мы узнавали бы об удивительных закономерностях в жизни каждой страны, которые повторяются и в других странах – через определенный промежуток времени. Объединяя историческое и обыденное, от простого к сложному – в зависимости от темы урока.

Почему парламент Франции отменил запрет на продажу картофеля только после ста лет опытов над ним?.. Что в это время было во Франции?.. Что развивалось, кто правил?.. Медицина признала теорию кровообращения только через 50 лет после открытия Гарвея. Знал бы об этом и многом другом еще в детстве великий наш соотечественник, открывший заменитель крови, не покончил бы жизнь самоубийством, а спокойно бы работал, уверенный, что его открытие когда-нибудь оценят ОБЯЗАТЕЛЬНО (что и случилось сейчас). Сто лет ждали своего признания произведения Баха… Только несколько лет назад Ватикан признал свою вину за сожжение Джордано Бруно.

Универсальные законы развития претворяются в истории государств! Сходство времен. В чем оно? Надо учить соединять множественное, противоположное. Во все века истина распространяется медленно. Для признания нужно время. В одной стране оно короче, в другой длиннее. Это история народа, его мировоззрения, его заблуждений…

Вначале истина, открытие в руках одного человека, нескольких, группы. А доказательств пагубности ее, преследователей – великое множество. Словно, в соответствии с пришедшим неизвестно откуда приказом, через запреты, отрицания НОВОМУ дается время для проверки его, для более ясного обоснования, чтобы уберечь от многих ошибок, а главное – подготовить общество. Гете говорил, что истина начинает свою жизнь как ересь, а заканчивает как догма.

Удивительно, но во все времена особенно агрессивны те, кто ничего не понимает в сути открытия. Для них достаточно, что это – новое. Ситуация придает им видимость превосходства в знании обсуждаемого. Их роль – освистывать. В новом они видят опасность. В.П.Казначеев: «Клевета освещает путь истины.».  Во все века именно противники какого-либо учения были самыми яростными его… пропагандистами.

Кто-то всегда подхватит затухающий огонек или отыщет искру под ногами невежества. Постепенно к пониманию приходит все большее количество людей. Борьба наиболее яростна, когда противников становится мало, а сторонников большинство.

Знание истории, не оторванной от жизни людей далеких времен, соединяет народы всех стран, прошлое и настоящее. Всеобщая эволюция исторического развития, как и эволюция сознания, похожи на лабиринт: неверные шаги, просчеты, ошибки и постоянная борьба.

Точно так же борьба происходит внутри нас. Проследите за собой: высокое и низкое, широта души и жадность, честность и ложь…

Соединяя, мы становимся зрячими. Не опускаются руки, не истерично отчаяние: и это было… И это (вспоминаем мы)… А как другие люди боролись?.. Как выходили из положения?.. Что было результатом их усилий? Сколько времени все продолжалось?..

Люди всегда вели борьбу за счастье. Но как его понимали в разные времена короли, полководцы, генералы, простые смертные, мудрецы?.. Что следовало за борьбой?.. Достигали они счастья или нет? Если нет, то почему, или почему – да?

Вот мы и узнаем, что в истории каждой страны периоды войн и мира сменяют друг друга. История полна культами, суевериями, нелепостями, преступлениями. Какие уроки для понимания настоящего!!

Если бы нас знакомили с ними в школе, учили соединять причины и следствия, мы бы учились не только понимать роль общества, групп в нем, роль личности, но искали бы и находили пути выхода, опираясь на исторический опыт. У нас бы формировалось историческое мышление, социальная зрелость, умение предвидеть последствия изменений в государстве.

Может быть, причина трагедий человечества в нарушении законов о единстве противоположного. Идея, метод, направление, объявленные истинными, не жизнеспособны. Истина бывает только относительная, поэтому борьба за чистоту идей неизбежно приводит к террору и уничтожению тех, кто посмел увидеть в абсолюте элементы заблуждений, ереси, будущее разложение и гибель. Так в большом и малом.

Лозунг «Единственно верная религия – католицизм!» приводит к инквизиции. Лозунг «Германия превыше всего!» приводит к фашизму. Принятый государством к действию лозунг «Человек – хозяин Земли!» оборачивается великой программой разрушения.

«Служение идеалу мешает видеть истину. Идеала не существует, но его можно придумать и всю жизнь служить ему, все больше отдаляясь от действительности».

Б. Шоу.

В борьбе с природой человека догмы утверждались огнем, ядами…

Что такое польза знаний?

События должны рассматриваться глазами той эпохи, в которой они происходили. Данное событие может быть прогрессивным с точки зрения того, далекого времени. Но мы должны знать, что много лет спустя происходит переосмысление прошлого, благодаря открытию неизвестных ранее фактов, появляется новый угол зрения.

Первый из арестованных декабристов назвал всех известных ему участников подготовки к восстанию, потому что ложь в то время считалась одним из смертных грехов. С точки зрения нашего времени он – предатель.

Надо рассматривать, а не осуждать величие дел предков огульной критикой, создавая искусственный конфликт между поколениями, культивируя пренебрежительное отношение к их делам.

Должна ли история оценивать прошлое? И для чего это делать? Чтобы выбирать из прошлого то, что необходимо сохранить в настоящем для будущего. То есть каждое поколение должно опираться на мудрые законы прошлого, укоренять полезные традиции, совершенствовать их.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА.

В Древней Греции на праздновании в честь Аполлона, бога искусства, солнца, света в театре шли представления три дня – от восхода солнца до поздней ночи. За первое место соревновались драматурги. Имена победителей высекали на стелах на вечные времена.

По закону того времени из тюрем выпускали преступников, чтобы они, наблюдая за действиями, воспитывали свой этос.

Считалось: если в городе есть хоть один преступник, это вина государства.

Зная историю, будущие политики не устраивали бы миниреволюций с каждой сменой правительства и не называли бы радикальные перемены «изменениями условий игры», основываясь на теоретических выводах… «Игра» подразумевает участие в ней партнеров. Это французское слово означает совместная деятельность. Но… частая смена условий игры приводит к играм без правил. Понятие «партнеры» теряет свой смысл.

Вспомним! Организм каждого человека откликается на внешние и внутренние раздражители ВСЕМИ СВОИМИ СИСТЕМАМИ. Но когда СРАЗУ нарушаются многие привычки, которые годами складывались      в стереотип*, человек попадает в состояние транса (фр.) – внезапное кратковременное расстройство сознания во время которого человек принимает неправильные решения. Попытаемся объяснить, почему это происходит

Разрушение стереотипа извне приводит к потере контроля над ситуацией, человек теряет возможность прогнозировать. Состояние неопределенности порождает чувство тревоги – явной или скрытой…

А где же психологическая защита?

Оказывается, в данной ситуации роль защиты играет ТРАНС. Естественно предположить, что постепенно человек восстанавливает способность оценивать создавшуюся ситуацию, выбирает линию поведения в круто изменившихся условиях жизни. И роль психологической защиты снова возрастает.

Однако новые вершители судеб, реформируя реформы, снова изменяют правила игры… Разрушается только что созданный хрупкий стереотип. Транс завоевывает все большее время в жизни человека, механизм естественной психологической защиты ослабевает. Некоторую часть общества охватывает состояние отрешенности.

Соединим причины и следствия! Потребность в отрешенности… Не в этом ли одна из причин увеличения силы звука в музыке (под которую «балдеют»)?.. Эта сила превышает слуховой барьер нормального человека.

Оглянемся на один из выводов ученых, изучавших на нейронном уровне проблематику ПОВТОРЕНИЯ (повторение – мать тупости).        Не это ли отупение создается бесконечно повторяющимися музыкальными и речевыми фразами – с ударением на безударных слогах, вопреки смыслу?.. Не к этому ли приводят рекламы? Они включаются в моменты, когда человек должен задуматься над тем, что только что увидел, услышал…

Не это ли варьирование шаманских действ приводит массы молодежи в состояние сомнамбулизма?..

Из научных исследований современных ученых:

«В трансе ясно проявляется неблагоприятный характер «таинственной службы».

Напомним! Эта «служба» накапливает свой банк памяти с момента зарождения. В основе таких накоплений – условия жизни будущей матери: благоприятные или неблагоприятные. Именно они программируют в ребенке склонность к грубости, конфликтным ситуациям, скрытую и явную агрессию. Банк памяти «обслуживает периоды шоковых состояний на протяжении ВСЕЙ жизни человека».

Не в этом ли еще одна из причин необъяснимых побуждений, безрассудных поступков, немотивированной жестокости?.. Опасность их в том, что в это время «таинственная служба» совершенно отключает СОЗНАНИЕ.

А что же такое ЧЕСТНЫЕ правила игры?

По-моему, ответ на этот вопрос дает понимание слова РЕСПУБЛИКА: в переводе с греческого – ОБЩЕЕ ДЕЛО.

Это значит, что каждый гражданин должен проявить себя в роли «сеятеля и жнеца», а правители должны предоставить ему эту возможность.

У всех народов стремление к идеалу проходит стадии ДЕТСТВА, ЮНОСТИ, ЗРЕЛОСТИ. Мы – исторически неграмотные, постоянно находимся в состоянии детства…

Обратимся к школе…

Думается, что приведенные выше примеры преподавания различных предметов дают возможность понять разницу методов для достижения конечной цели: приобщение к знаниям по биологии, ботанике, истории, литературе, сольфеджио… И – развитие мышления на основе биологии, ботаники, истории и т.д.

Что такое, например, развитие мышления на основе математики?.. Это соединение рационального с эмоциональным. Наряду с программой по данному предмету, с начальных классов – знакомство с тем, что отражено в словах Пифагора:

«Главные предметы для изучения – математика, музыка, астрономия. Основа мироздания есть число. ВСЁ есть число».

Между сложением, вычитанием, умножением, делением вспоминать всем классом, сколько дней в неделе, цветов в радуге, вспоминать пословицы, поговорки с использованием числа 7, названия сказок…

От просто интересного – к таблице Д. Менделеева, к семи чудесам света!.. Какие это чудеса?..

Задача – увлечь правополушарных математикой, логикой, точными науками, а левополушарных – лирикой, гуманитарными дисциплинами.

СОЕДИНЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ.

Вначале люди вели счет по пальцам рук, ног. Когда их стало не хватать, в дело пошли камешки, раковины. Наконец человеку для своих возрастающих нужд пришлось создать натуральный ряд чисел. И начали с этим числом происходить удивительные вещи. Числа стали вести себя по своим собственным законам, которые человек вынужден был изучать. Оказалось, что эти законы едины в разных областях знаний.

Основная формула процесса органического роста и развития в Природе заложена в одинаковой мере и в раковину, и в подсолнух, и в скелет человека. Формула известна как ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.  Эта пропорция нашла свое отражение в астрономии, технике, музыке, стихосложении, строении животных, птиц, человека, строении глаз и космоса. МНОГООБРАЗИЕ В ЕДИНСТВЕ.

Золотое сечение определяется в словарях как гармоническое деление, соотношение отрезков, частей и целого: деление отрезка АС таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (то есть АВ:ВС=АС:АВ).

Соотношение отрезков, частей и целого по формуле красоты – Золотому сечению – Птолемей определил как число 0,61 (он исходил из правильного телосложения). 

К Золотому сечению пришли пифагорейцы. Платон назвал точку Золотого сечения «БОЖЕСТВЕННОЙ ПРОПОРЦИЕЙ» – принцип всякого творчества, которое стремится к красоте и совершенству.

По Золотому сечению построены Фригийские гробницы, Пантеон в Афинах (храм, посвященный греческим богам), написаны картины Рафаэля и Тициана, Леонардо да Винчи, возведены памятники русской архитектуры в Пскове, Нижнем Новгороде, Суздале.

Золотое сечение находят в строении тел человека и животных, растений, птиц, в строении КОСМОСА.

С. Эйзенштейн (кинорежиссер):

«Анализ лучших произведений показал: они построены по шкале пропорций так называемой логарифмической спирали, по которой в равной мере разрастаются в объеме рога диких коз, головки подсолнухов и морские раковины. Спираль эта, сама по себе, весьма примечательна. Она определяет собой пропорцию так называемого Золотого сечения, которое лежит в основе наиболее замечательных произведений древности». 

Не менее интересные математические события связаны с числами Фибоначчи. Этот итальянский математик  в своей «Книге счета» привел замечательную задачу: «Сколько пар кроликов рождается в год от одной пары?» В результате решения этой задачи получался ряд чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. Он выведен из природной закономерности и был назван рядом Фибоначчи. В этой числовой последовательности каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.

Постепенно открывались удивительные проявления чисел Фибоначчи в ПРИРОДЕ. Поставьте луковицу в стакан с водой. Через несколько дней вверху появятся зеленые побеги (внизу – нитевидные корни). Сосчитайте стрелки лука. Из каждого побега их будет 3, 5, 8… Число нитевидных корней будет близко к 21, 34 (плюс-минус 1).

 Если природа едина, то управляют ею единые законы. Число спиралей сосновой шишки, подсолнечника соответствует ряду чисел Фибоначчи или близко к ним. У панцирной щуки 55 рядов чешуй, у севрюги, осетра – 34. Раковины моллюсков созданы по четкому плану: при росте спиралей они тоже предпочитают число Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34, 55… На овальном поле панциря черепахи расположено в центре 5 пластин, 8 – по краям, всего 13, а на периферической кайме – 21 пластинка… У комара 3 пары ног, на голове 5 усиков-антенн, брюшко делится на 8 сегментов…

Природа – великий архитектор! Невольно возникает мысль, что живая природа в своем развитии стремилась к наиболее гармоничной организации, причем критерием гармонии является Золотое сечение. Эволюция живого происходила путем развертывания спирали развития, воплощенной в числах Фибоначчи…

Обратимся к математической гармонии в музыке… Строение периода 8 тактов с кульминацией (точка Золотого сечения) в каком такте?.. В равенстве частей (4+4) недостаточно динамики. Поиск ее привел к АСИММЕТРИИ (3+5 или 5+3). Такую асимметрию можно найти в симфониях Моцарта, в музыке Б. Бартока.

На этой пропорции построены произведения А. С. Пушкина, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели… Естественно, что ни Моцарт, ни Барток, ни Пушкин, ни Руставели не считали количество тактов или слогов. Они ИНТУИТИВНО воплощали ГАРМОНИЮ – как ощущение высшей логики и красоты.



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 171