УПП

Цитата момента



Средний возраст — это когда из двух искушений выбираешь то, которое позволяет тебе вернуться домой до девяти вечера.
Рональд Рейган

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль
Сказка «ЗОЛУШКА»:

1 серия - традиционная сказка;

2 серия - Золушка становится великаном;

3 серия - Золушка-невидимка;

4 серия - моя сказка о Золушке (твоя, папина… );

5 серия - сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д.

Сказка «КОЛОБОК»:

• 1 серия -традиционная сказка;

• 2 серия - как спасти Колобка;

• 3 серия - у Колобка появляется рюкзачок с сюрпризом;

• 4 серия - Колобок меняет шапочки (красные, зеленые, белые);

• 5 серия - у Колобка появляется нос Буратино;

• 6 серия - моя сказка о Колобке.

щелкните, и изображение увеличитсяРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СКАЗКЕ

Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить. Скажите, разве не противоречиво то, что принцесса всю ночь лежит на горошине. Нужно решить это противоречие, а значит, изобрести что-то такое, что поможет принцессе избавиться от горошины и спокойно заснуть, как все принцессы на свете. Ломается при этом все привычное содержание сказки. Ведь горошина для того и нужна, чтобы узнать, настоящая ли это принцесса? Но ведь дети знают эту сказку, видели не один раз по телевизору. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, гораздо важнее научиться придумывать. И дети придумывают превратить, например, горошину в кусочек льда, а лед, как известно, под теплыми перинами растает или… Да мало ли есть способов помочь принцессе.

В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Вот яркий пример противоречий в сказке К. Чуковского «Бармалей»: знали ведь дети, что нельзя в Африку идти самим, а пошли… Решить это противоречие можно было иначе. А как?

Решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы.

Находить и решать такие вопросы нужно к сказкам, хорошо знакомым и любимым детьми. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Вернемся к сказке «Кот в сапогах». Хорошо бы к этой сказке задать следующий вопрос: «А если бы людоед не захотел или не смог превратиться в мышку?» Как иначе можно избавиться от людоеда? Если мы не поможем коту в этом, он опоздает помочь своему хозяину (ведь к замку подъезжает карета короля). Или еще пример сказки «Гуси-лебеди». Рекомендуемый проблемный вопрос: «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?» Может быть, она сама что-нибудь придумает.

Вот еще несколько примеров в этом направлении. Сказка РЕПКА Проблемный вопрос А если бы не прибежала мышка?

Сказка КРАСНАЯ ШАПОЧКА А если бы не подоспели дровосеки?

СКАЗКИ О ФАНТАСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Бесспорно, мы такие страны сначала сами придумываем и помогаем ребятам дать им название: «Тили-тили-тряндия», «Небывандия» и т.д. Предлагаем рассказать об этих странах по такому примерно плану: Кто живет в этой стране? На чем ездят? Что едят? С кем и как мы доберемся? Что будем там делать, с кем и как играть? Что привезем из этой страны? и т.д.

Сочинению сказок сопутствует игра «Бывандия - Небывандия». Она учит детей различать реальные и сказочные явления, помогает в обучении сочинению сказок и рассказов. рисовании сказочных и реальных сюжетов и предметов и т." Нужно заранее обговорить с детьми, в какую отправить страну - Бывандню или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы проводить работу.

А какие предметы понадобятся в таком сказочно. путешествии?

СКАЗКИ ОТ ШУТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Шуточные вопросы могут подсказать детям сказочный сюжет или хотя бы его начало.

Иногда шутка видна сразу же. Но зачастую шуточный вопрос является таковым потому, что он как бы провоцирует спрашиваемого (или, говоря словами Ш. Амонашвили, в нем заложена «запрограммированная ошибка»).

«Что медведь ест зимой?» Смышленый ребенок пяти лет и старше ответит, что медведь же зимой спит, и при этом хитро улыбнется: как это так - взрослые не знают такой простой истины. Вот тут-то и следует сделать переход к сказке: «А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил есть…»

Или еще примеры:

Шуточный вопрос Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Начало сказки Необычную фантастическую конфету, которая внезапно позвонит в дверь и скажет..

Шуточный вопрос: Какой звонок не звенит?

Начало сказки Волшебный, потому что он играет любимые мелодии. Вот однажды…

Шуточный вопрос Что лягушка ест зимой?

Начало сказки: У меня была подружка - необыкновенная лягушка. Она…

СКАЗКИ О ЛЮБИМЫХ ИГРУШКАХ

Любимые игрушки - это довольно веский повод сочинять о них сказки. Вот один из таких примеров:

Многие дошкольники думают, что жители города Игр самый веселый .на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушай, что рассказала кукла Катя:

- Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом меня положили в большую-большую коробку. Там скучали Другие куклы: маленькие и большие, старые и новые. Они и рассказали, что у их хозяйки очень много игрушек и каждый раз ей покупают новые. И тут вдруг кукла Катя заплакала: «Может быть, она никогда нс будет со мной играть? Я, наверное, умру от скуки. Что же теперь делать?»…

СКАЗКИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

Каждое путешествие - предпосылка для сказочных сюжетов. Необходимо, по мнению автора, ввести ряд правил - взять только пять предметов, придумать препятствия и способы их преодоления (читатель понимает, что число пять условное: можно больше, можно меньше…). Обыграв таким образом сюжет-путешествие, ребенок легче сочинит сказку. К примеру, «Путешествие в Австралию» (на воздушном шаре):

Предметы: Спички, нож, палатка, веревка, аптечка, заварной чай.

Препятствия и способы их преодоления:

В Австралии начался ливень - ставим палатку;

Захотелось кушать - с помощью ножа делаем удочку и ловим рыбу;

Кусаются комары - спички помогают разжечь огонь;

Отсырел заварной чай - собираем травы и готовим лечебный напиток;

Поранили ногу - аптечка помогает сделать дезинфекцию.

Или второй пример, «Путешествие с другом в Америку» (на воздушном шаре):

Предметы: Компас, украинские сувениры, лупа, зажигалка, ружье.

Препятствия и способы их преодоления:

Компас испортился, сбиваемся с пути и поэтому встречаемся с индейцами - дарим им сувениры, становимся добрыми знакомыми;

Зажигалка случайно упала в море - лупа и солнце помогают добыть огонь;

В заповеднике нельзя стрелять в животных - дарим лесничему ружье в обмен на продукты.

Путешествие органично связано с обучающими занятиями, учит полезным навыкам (ставить палатку, разводить костер, ориентироваться по звездам и т.д.). Эти варианты несомненно полезны для развития фантазии и дальнейшего сочинительства.

Например, путешествие на воздушном шаре. На листе бумаги нарисован большой шар. Дети должны собрать в дорогу необходимые вещи (написать их названия на шаре).

В зависимости от направления полета (север, юг), места действия (морс, горы, пустыня и т.д.) в дороге встречаются препятствия (акула, ветер, молния, пираты, река. горы и т. д.). Чтобы их преодолеть, нужно составить схему слова, или подобрать к готовой схеме слова, или расставить Ударения и т.д. Схемы и слова пишутся на доске или лист бумаги. Можно усложнить путешествие, включив в него решение задач (посчитать и написать, сколько ног у разбойников, решить, сколько птиц сидит на шаре, если на нем сидит 5 птиц и 2 - в корзине шара. Если решение неверно - птицы могут клювами проклюнуть шар) и т.д.

СКАЗКИ ОТ ПРЕВРАЩЕНИЙ

Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно - это уже очень многое для ребенка, это уже начало фантазии и сочинительства:

Я превращаюсь: В кота.

Начало сказки: Скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на подворье…

Начало сказки: В бабочку.

Начало сказки: Как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…

В цветок. Жили-были я (ромашка) и василек…

КРАТКИЕ ИСТОРИИ

Существует очень меткая поговорка «Краткость - сестра таланта». Говорить кратко - нужно уметь. Сказки учат не только оригинально мыслить, но и кратко говорить. В данном контексте приведем пример следующего метода - «Придумывание кратких историй». Мы сразу же договариваемся. что истории должны быть короткие, но сказочные. И подаем в этом личный пример. Осенью приносим красивый кленовый листочек. И начинаем фантазировать:

«Наступила осень. Зеленый кленовый листочек затосковал. Не хотел он желтеть. Но начал. Ведь меньше светило солнышко, прохладнее стали дни. И решил он улететь…» А куда и что с ним случилось - мы сочиняем вместе с детьми, но кратко.

Интересно для детей придумывать истории камешков, палочки или коряги, напоминающей чей-то образ или предмет. Поводов может быть множество. Особенно полезны повседневные наблюдения и составление к ним кратких историй. К примеру, на прогулке мы видели стаю птиц, улетающих в теплые края, или грустного кота -чем не повод сочинить о них истории.

СКАЗКИ ОТ ОДНОГО СЛОВА

Д. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик (взрослого или ребенок) сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Этим первым словом может быть слово: «Привет» (сказала лиса зайцу…), или популярные слова «жили-были» (на свете старик…), или загадочное слово: «однажды» (все в лесу перепуталось)…

Вот как подробнее это может происходить на практике:

Слово: Мальчик. Жил-был на свете мальчик, который..

Слово: Три. - Три товарища договорились между собой: кто из них быстрее принесет то, не знаю что, тот и женится на прекрасной царевне.

Слово: Лес. Начало Лес однажды поспорил с речкой: кто из них важнее.

СКАЗКИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА, ЗАПАХАХ, ЗВУКАХ

Вы, наверное, уже согласились с нами, что поводов для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года. Ниже приводятся примерные запахи и звуки одного времени года. Мы рекомендуем составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях. А затем можно переходить к сказкам с более обобщенным смыслом - «Сказка весны» (осени, лета, зимы):

Весенние запахи: пахнет свежестью воздух, приятной свежей землей пахнет подснежник, вкусно пахнет первая зелень, сладко пахнет цвет яблонь, сирени.

Весенние звуки: журчат ручьи, шумит теплый весенний ветер, слышны капли дождя, копают клумбы, огороды, поют птицы и т.д. (аналогично подбираются запахи и звуки других времен года).

А переходить к сказкам можно по-разному, к примеру, «Сказка весны» может начинаться так: «Жила-была весенняя девочка, звали ее Веснянка, была она светлая, лучистая и всегда веселая. Голосок ее журчал как весенний ручеек. Но однажды…»

Или еще пример начала сказки:

«В одном царстве-государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки…»

СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ

Научить детей сочинять аналогии - это тоже несомненный шаг в творческом развитии дошкольников. Можно взять за основу любые известные сказки. Но лучше, если это будут сказочные сюжеты с насыщенной положительной нравственной позицией. К примеру, предлагаем детям сказку.

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ОБЕД

На берегу реки стоял замок Кирбашмур. В нем жили отважный рыцарь Артур и его жена прекрасная Эннабел. Каждый год в первый понедельник первого месяца со всех концов страны съезжались в Кирбашмур храбрые рыцари, чтобы померяться силами в честном рыцарском турнире.

Первым прибыл рыцарь Айвенго. За ним прискакал рыцарь Бартоломью. Следом приехали рыцари Клиффорд и Айвор. И наконец, рыцарь, назвавшийся Рудольфом. Поздно вечером Артур и Эннабел сидели в удобных креслах перед пылающим камином.

- Среди рыцарей есть переодетый разбойник. Как нам найти его? - с тревогой спросил Артур.

- Мы узнаем его еще до начала турнира! - уверенно ответила Эннабел.

На следующий день хозяева замка устроили в честь прибывших торжественный обед.

Вопрос для размышления: Как прекрасная Эннабел узнала, что Бартоломью не рыцарь?

Ответ: Рыцарь всегда рыцарь, в том числе и за столом. Он никогда не засунет салфетку за воротник, а аккуратно положит ее на колени. Он дождется, когда начнет есть хозяйка, и только потом сам возьмется за ложку. Рыцарь ни за что не будет дуть на суп. Он подождет, когда суп остынет. Только разбойники откусывают мясо от целого куска, а не разрезают его. Конечно, им неведомо правило: нож — в правой, а вилка — в левой руке. И уж, конечно, рыцарь не спутает салфетку с собственной одеждой.

Задание детям:

Какую похожую сказку можно придумать? Может быть, о честности? о скромности? о чуткости?

СКАЗКИ ПО КОМИЧЕСКИМ РИСУНКАМ

Существует целое множество комических рисунков:

это и раскраски, и сюжеты из детских журналов. Удачными, на взгляд автора, являются иллюстрации к книге Н. Радлова «Книжка в картинках». Удачными потому, что комический сюжет представлен в виде трех-пяти рисунков: развитие комической ситуации и игровых действий подается постепенно, с нарастанием напряженности перед кульминационным моментом. То есть принцип алгоритмов в данном случае в полной мере оправдывает себя.

Кроме того, мы предлагаем:

Сочинение и рисование комиксов на заданную тему или по усмотрению каждого ребенка. Например: «Как дождевая тучка спасла лес», «Как мишки Гамми пришли к нам в садик». Прием используется, когда дети освоили навыки быстрого и четкого рисования и научились сочинять сказки. Лучше, если такая работа ведется компаниями (семьями или группами сверстников).

Сюжет может быть представлен при помощи геометрических фигур (квадратная сказка, треугольная сказка, круглая, овальная и т.д.) Все персонажи нарисованы с помощью избранной формы.

Это непременно вызывает улыбку, в результате возникает смешная сказка.

Комические рисунки могут быть и такими: «Телевизор и кот вдруг ожили».

СКАЗКИ ПО ЗАВУАЛИРОВАННЫМ КАРТИНКАМ

Такие картинки прежде всего привлекают внимание своей загадочностью. И чтобы их разгадать, надо внимательно всмотреться в каждую картинку, повертеть се порой в разные стороны:

Картинки с тенями тоже относятся к завуалированным.

Сочинять сказки по таким картинкам интересно и увлекательно.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

Вначале советуем обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии:

Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…

Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Это могут быть и схемы, представленные на следующей странице.

Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда…»

Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.

Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.

Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:

- значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка»;

или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:

- естественно, они говорят о сказке «Три медведя»;

или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят».

может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».

- а это может быть сказка «Репка».

Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?

СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

Мы имеем в виду сказочные тексты, которые даются, возможно, без концовки:

Один мальчик сочиняет сказки, в которых начало страшное, а конец веселый. В воскресенье он начал сочинять такую сказку:

«Жил-был мальчик, и были у него мама с папой. Мальчик их очень любил, а они его не очень слушались.' Мальчик их воспитывал, воспитывал, а потом устал и говорит: «Вот что: поживите-ка вы тут без меня, а я пойду куда глаза глядят». И ушел. Шел-шел, и вдруг…».

А дальше он еще не придумал. Помоги мальчику дорассказать эту сказку.

Расскажите дальше, что же случилось с двумя подружками-лягушками:

«Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из лягушек была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная, веселая. Звали ее … А другая была болотная, ни то ни ее: трусиха, слабая, соня. Звали ее … Но все-таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…»

«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелям, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве - зимой ей это очень пригодится. Целый день белка работает и все посматривает на соседа ежа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья и дремлет.

- Что ты, еж, совсем разленился? - спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься? Еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет…»

Мы даем начало сказки, вводим главных героев:

«В одной сказочной стране жили-были Були. Маленькие, кругленькие (дети помогают создавать образ героев). И среди них жил буль Музюль. Он был не такой, как все: очень маленький с очень большими ушами. Були постоянно дразнили Музюля, не брали с собой играть. Но однажды…»

Очень полезно придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам:

Традиционная: «Три медведя». Маша убежала от медведей.

Возможные: Маша помирилась с медведями…

Традиционная: «Петушок и бобовое зернышко». Конечно, петушку помогли…

Возможные: Петушок сам себе помог…

Традиционная: «Репка». Вытянули репку.

Возможные: Вытянули не репку, а… клад…

СКАЗКА С СЕРЕДИНЫ

Для развития творческого воображения и логического мышления мы советуем научить ребят додумывать середину сказки или рассказа (где, в основном, и развивается сюжет). А в качестве помощи малышам предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.

Придумайте заголовок и среднюю часть рассказа:

«Однажды мы с папой спешили из детского сада. Вдруг мы увидели… Теперь это мой самый лучший друг».

А вот концовки нужно тщательно подбирать. Они должны быть интересные, образные, к примеру, такие:

«И снова в дождик и в метель Со мной шагает мой портфель».

«Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек Бурснушка дала».

«Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ей жизнь».

ЧАСТИЦА «НЕ» И НОВАЯ СКАЗКА

Частица «не» является просто волшебницей, так как она помогает создавать новые варианты сказок, будит детское воображение. По правилам этого метода частица «не» ставится (употребляется) перед существительными, глаголами, например, перед именами героев сказки:

Испекла бы ты, бабка, не колобок… Катится, катится не колобок, а навстречу зайчик… и т.д.

Жили-были не три поросенка…

Подарили девочке на день рождения нс красную шапочку…

В результате частого употребления этой частицы получаем сказку-задачку со всевозможными отгадками-вариациями.

ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В наше время дети знают много сказок. Тут на службе у них и детские библиотеки, и массовое телерадиовещание. Порой им уже скучно становится слушать.

Для того, чтобы:

- поддержать интерес;

- внести элементы юмора;

- сосредоточить внимание и восприятие детей на знакомом произведении, мы предлагаем от случая к случаю рассказывать сказки с пропусками глаголов или существительных. Чтобы было интересно, советуем внести мотивацию такого явления:

«В одной очень знакомой тебе сказке надоело некоторым словам находиться в книжках. Решили они попутешествовать. И оставили они нам такую записочку: «Угадаете ли вы эту сказку без нас?» Давай попробуем! Для начала несколько примеров:

Убежали все части речи, кроме глаголов (сказка «Рукавичка»).

Что получилось Шел… бежала… бежит… залезла жить… скачет… спрашивает…

Остались только существительные (та же сказка «Рукавичка»).

Что получилось Дед… лесом… собачка… дед…

СКАЗКИ К ВОЛШЕБНЫМ РИСУНКАМ

Нет необходимости объяснять, что волшебный рисунок поможет ребенку сочинить волшебную сказку. Поэтому особые требования предъявляются к подбору таких рисунков. Они должны быть действительно волшебные, а значит мы предлагаем, чтобы это были сапоги-скороходы. или скатерть-самобранка, или волшебная лампа Аладдина, или волшебная палочка. Остановимся на скатерти-самобранке. Покажем ее детям и спросим: «Кому и когда она будет особенно нужна?» Ребята могут отвечать по-разному, а взрослые подводят примерно к такому сюжету: «Однажды люди путешествовали на корабле. Во время сильной бури произошло кораблекрушение, в результате чего все оказались на необитаемом острове. Среди пассажиров путешествовала добрая фея, у которой была волшебная палочка. С ее помощью на остров прилетает скатерть-самобранка…»

ПО СЛЕДАМ К СКАЗКЕ

Следы - это всегда загадка. Научить ребенка видеть и разгадывать следы - значит воспитать его внимательным и наблюдательным. Но это только половина дела. А вторая половина не менее важна - мы учим детей, увидев следы птичек, животных, людей, составлять о них рассказы или сказки.

Но вначале несколько советов о следах.

Что можно узнать, взглянув на след?

Как вы думаете, можно ли узнать рост собаки по ее следам?

Герои «Маленьких дикарей» Э. Сетон-Томпсона умели это делать: «Возьми длину следа передней ноги в дюймах, умножь на восемь, и вот тебе рост собаки до плеча. Попробуй - и увидишь, что это верно. У маленькой собаки лапа в 2 с четвертью дюйма, рост - около 18 дюймов; овчарка с трехдюймовой лапой ростом 24 дюйма; большая дворняга или собака другой породы с четырехдюймовой лапой достигает роста от 30 до 32 дюймов».

Сэм сомневался в методе Яна и припомнил, что видел на выставке собаку, которая никак не подошла бы под эту мерку: «Она была длиной, как две мои руки, лапы большие, как у молодого медведя, а ростом была не выше кирпича… Казалось, будто ее выращивали под шкафом. По-моему, при таких коротеньких ножках следовало прибавить ей по крайней мере парочку ног посредине, - тогда было бы хорошо».

На что Ян ответил: «Да, я знаю, какая это собака: это -такса; но по уродам судить нельзя, надо брать обыкновенных собак. Так можно измерять рост диких животных - волков и лисиц, а может быть, и других…»

По следам, оказывается, можно узнать и вес собаки. Ян предлагал перемножить длину следа передней лапы на его ширину (в дюймах), результат умножить на 5, -это даст приблизительный вес собаки в фунтах.

Дюймы, фунты… А нам-то как быть?

Ну, рост собаки все равно в чем мерить: возьмем сантиметры вместо дюймов, и все получится.

Что касается веса, то для сантиметров и граммов надо сделать поправку. Вспомним, что 1 дюйм = 2,54 сантиметра, а 1 фунт (английский) - 453,6 грамма. Старый Кап, на котором Ян проверял свой метод, весил 52 с половиной фунта, то есть почти 24 килограмма. Длина следа его передней лапы была 3 с половиной дюйма, а ширина 3 (10,5 на 5 как раз и дало 52,5). Измеряем след Капа в сантиметрах: 8,89 на 7,62 дает приближенно 68. Если это число мы разделим на 3, то получим вес Капа, близкий к тому, что получился у Яна, - примерно 23 килограмма.

Итак, наш способ: длина следа умножается на его ширину, результат делится на три'.

Как запутывать следы и как их распутывать.

Вот так хитрая лисичка может сбить с толку охотника. Идешь по ее следу, вдруг она заворачивает обратно и почти что пересекает сама себя. Но нет - след, кажется, Просто прерывается. Значит, лисичка где-то рядом? Но ее рядом нет! В чем же дело? А она просто пошла назад по своему следу. Если охотник догадается, то он увидит, где этот след раздваивается, и продолжит преследование. Лисичка может проделать такое нс раз и не два.

Вообще же, потеряв след, стоит предпринять вот что. Начинай ходить все более широкими кругами - непременно снова наткнешься на след через какое-то время. Это совет опытного охотника.

Рассмотрев вместе с детьми подобные картинки, можно предложить им несколько наводящих вопросов:

Чьи следы вы увидели здесь?

Куда они ведут?

Что с этими людьми, животными случилось потом?



Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 171