УПП

Цитата момента



Я - свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей, ни Близких и Любимых, ни кого бы то ни было еще. Я пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.
Мне никто ничего не должен.
М-да. А кто должен об этом помнить?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо более опасны, чем фигуры противника. Кто сказал, что короля надо беречь и уводить из-под шаха? Вздор, нет таких королей, которых нельзя было бы при необходимости заменить каким-нибудь конем или даже пешкой.

Аркадий и Борис Стругацкие. «Град обреченный»

Читайте далее…


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Работа с внутренним наставником

Действие - это как бы вдох, а созерцание - как бы выдох, и человек, не владеющий тем и другим, не вполне человек.

Герман Гессе.

В глубинах человеческой психики скрывается источник мудрости, который можно использовать для решения любых проблем, возникающих перед нами. В том числе тех, что связаны с практикой боевого искусства.

Ученые с незапамятных времен догадывались о существовании некоего психического центра личности, направляющего и регулирующего жизнь каждого отдельного человека. Но только в двадцатом веке данную идею удалось доказать. Первым это сделал Зигмунд Фрейд (1856-1939), назвавший такой центр «бессознательным». На большом фактическом материале он показал, что именно «бессознательное» (в которое также входят инстинкты) является источником, регулятором и «мотором» тех стремлений, которые направляют поступки человека. При этом они не осознаются людьми, либо осознаются в искаженном виде. Карл Юнг (1875-1961) совершил следующий шаг Он обосновал идею, согласно которой бессознательное не просто побуждает человека совершать различные поступки, но и определяет их генеральную линию - стремление к душевному благополучию, радости, счастью. А поскольку все люди различны, постольку и логика их поведения чрезвычайно разнообразна. Понять ее смысл можно только одним способом - если «залезть внутрь» человеческой души [Кстати говоря, современная наука умеет делать такое. Подобные методы называются компьютерной психосемантикой. В России этим занимается Институт компьютерных психотехнологий, возглавляемый проф. И.В. Смирновым.

«Внутреннее Я» постоянно сообщает сознательной части психики (как бы выводит на экран сознания) то, чего оно хочет. Средствами передачи этих сообщений являются интуиция, эмоции, фантазии, сны. Но, к сожалению, в европейской культуре принято не обращать внимание на такие послания. Нас с детства учат ценить логику, события окружающей жизни, материальные предметы - что угодно, только не свой внутренний мир. Поэтому мы, как правило, пренебрегаем интуицией и «наступаем на горло» своим мечтаниям и чувствам. А потом удивляемся собственной трусости, лени, слабоволию, постоянным сомнениям, вообще всем тем личностным недостаткам, что отравляют нашу жизнь, делают ее жалкой и постыдной.

Для того, чтобы установить надежную связь сознания с бессознательной сферой психики, научитесь работать с образом Внутреннего Наставника. В этих словах нет никакой мистики. Это всего лишь условное обозначение метода выведения на экран сознания из кладовых памяти той информации, которая нужна для решения возникающих проблем. Установлено, что люди осознают в обычных условиях не более одного процента того, что помнит психика. А помним мы абсолютно все, что с нами случалось в течении жизни, начиная с ее первого дня, все, что когда-либо видели, слышали, ощущали. Но осознавать этот гигантский массив информации мы не в состоянии. Да и не нужно нам столько сведений в каждый момент бытия.

Чтобы лучше объяснить смысл образа Внутреннего Наставника, я проведу аналогию с компьютером. В нем тоже содержится океан информации. Однако для решения любой задачи требуется активизировать всего лишь один или несколько файлов. То есть не всю память, а только несколько ее полок, может быть, только одну полку или даже часть одной. То же самое и Внутренний Наставник. Данный образ не более чем инструмент сознания, с помощью которого удается отыскать в себе самом сведения, нужные для решения тех или иных проблем. Мысленное вызывая его в своем воображении, мы как бы включаем автоматическое устройство, которое само ищет среди миллиардов нейронов именно те, где записано то, что требуется сейчас.

Как? Этого никто не знает. Работа мозга еще очень плохо изучена. Но мы с вами ведь не ученые, мы практики. Нам важна не конструкция прибора, а то, как им пользоваться в своих целях.

Если человек целенаправленно чем-то занимается, например, боевыми искусствами, то он приобретает определенный двигательный опыт, у него накапливаются телесные ощущения, зрительные картинки, слуховые впечатления, собственные мысли, чужие мнения. Проходит всего два-три года (не говоря о более значительных отрезках времени), и у человека заполняется огромный шкаф, на дверце которого написано «рукопашный бой». Только залезть в этот шкаф, рассортировать лежащие в нем папки с материалами, тщательно их обдумать, сделать все напрашивающиеся выводы человек не в состоянии. Внутренний Наставник и есть тот инструмент, который открывает это хранилище, достает нужные папки и перелистывает их страницы. Иногда он сразу дает готовый ответ, иногда лишь подводит к нему, но в любом случае значительно облегчает и ускоряет решение проблемы.

У большинства людей Внутренний Наставник принимает облик какой-то авторитетной фигуры: учителя боевого искусства, старого мудреца, любящей матери, религиозного персонажа, героя кинофильма, всезнающего доктора и т.д. У некоторых возникает в облике симпатичного животного либо сказочного героя. Однако независимо от того, как он выглядит, с ним можно вести внутренний диалог, задавать вопросы и выслушивать ответы, выходящие, на первый взгляд, за пределы наших знаний. Эти ответы появляются словно ниоткуда. В действительности Внутренний Наставник является частью нас самих. Той частью, которую мы не осознаем и которая в самом деле «знает все». Не в том смысле, что мы от рождения являемся специалистами по всем проблемам. Конечно, нет. Имеется в виду нечто иное: наше «внутреннее Я» отыскивает такое решение проблемы, которое наиболее приемлемо для нас в переживаемой ситуации.

Техника работы с образом Внутреннего Наставника такова:

1. Удобно сядьте на стуле или в кресле. Закройте глаза. Полностью расслабьтесь, выполнив для этого упражнение нервно-мышечной релаксации либо релаксации с помощью аутогенной методики.

2. Представьте затем, что вы находитесь на природе, в каком-то месте, которое дает вам ощущение уюта, спокойствия, безопасности, отдыха. Это место может существовать в действительности (вы там когда-то были или видели в кино), а может быть выдуманным. Сосредоточьтесь на деталях данного места. Постарайтесь воспринимать всеми органами чувств то, что там есть, как будто вы в самом деле туда перенеслись.

3. Обратите внимание на тропинку (дорогу, мост, лестницу), которая начинается в вашем оазисе тепла и уюта, и которая уходит за горизонт (либо куда-то вверх). Начинайте по ней двигаться, с ощущением того, что идти по этой тропинке (лестнице, мосту) легко и приятно.

4. Обратите внимание на голубоватое сияние вдали (оно может быть и другого цвета, но обязательно такого, которое вызывает у вас чувство спокойствия, - зеленым, голубым и т. д.). Оно приближается к вам. Вы с любопытством ждете его приближения.

5. Сияние становится все ближе, и вы видите, что это какое-то живое существо: незнакомый человек либо симпатичное животное.

6. По мере все большего приближения этого человека (или животного) постарайтесь внимательно рассмотреть его. Какого оно пола, роста и конфигурации? Если к вам приближается человек, обратите внимание на его лицо, глаза, волосы, фигуру, одежду.

7. Если в присутствии появившегося человека (животного) вы чувствуете себя спокойно, уютно и безопасно, значит, это - Внутренний Наставник (если ваши ощущения связаны с дискомфортом, значит, на экране сознания возникло изображение мучающих вас проблем).

8. Спросите, как его зовут, и потом попросите о помощи.

9. Поговорите с ним. Обсудите с ним свои проблемы так, как вы сделали бы это с самым близким своим другом, которому вы доверяете полностью и во всем.

10. Запомните то, что сообщит вам Внутренний Наставник. Его сообщение может быть словесным, а может передаваться через символический жест или через предъявление какого-то предмета, олицетворяющего совет.

11. Договоритесь о способе выхода с ним на связь, тогда, когда вам снова понадобится его помощь.

12. Затем медленно вернитесь в то помещение, где находится ваше тело, и откройте глаза.

Не огорчайтесь, если вам не удастся с первого раза встретиться с Внутренним Наставником, или получить от него полезный совет. Чаще всего для этого требуются несколько попыток. Ведь данное существо - часть вас самих, притом та часть, которой вы никогда не уделяли должного внимания. Поэтому для того, чтобы наладить с ней отношения, понадобится время и терпение. Кому-то достаточно двух- трех попыток, кому-то придется затратить два-три месяца. Успех придет обязательно!

Если при общении с Внутренним Наставником вы испытываете смущение, неловкость, сомнения, помните, что он - всего лишь символ вашего «внутреннего Я». Это та часть психики, которая ничего не забывает и которая «знает», каковы мы на самом деле, потому что она не лжет и не предается иллюзиям. Она «видит» нас такими, какими мы являемся, без всяких украшений, без всякой маскировки. Поэтому выбирает именно такое решение, которое наиболее соответствует нашим глубинным (истинным) целям, вкусам и нормам.

Что такое Путь боевых искусств?
(Вместо заключения)

Вы часто говорите в своем журнале: Путь боевых искусств, а по существу об этом Пути как таковом - ни слова! Почему? Сами не знаете?

(Из письма читателя автору)

Говоря кратко, Путь боевых искусств - это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, «стать воином - значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение». Мас Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».

Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах «инь-ян», о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла. Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем. Лучше всего это получается у тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики.

Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне). Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики.

Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы. Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера.

Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.

Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки. Эти потребности разделяются у людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.

Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют «дзюцу» (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений («сиай») соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «до» (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование).

Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе - все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.



Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 169