УПП

Цитата момента



Не надо зудеть, ворчать и пилить! Кто это делает — тот пилит не супруга, а семейные отношения.
Семьевед со стажем

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нормальная девушка - запомните это, господа! - будет читать любовные романы и смотреть любовные мелодрамы. И это не потому, что она круглая дура, патологически неспособная к восприятию глубоких идей. Просто девочка живёт в своей нормальной системе ценностей, связанных с миром эмоций и человеческих отношений. Такое чтиво (или сериалы) обеспечивают ей хороший жизненный тонус и позитивное отношение к миру.

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

6.3. Школа как социальный центр и центр социального воспитания в педагогике С.Т.Шацкого

Станислав Теофилович. Шацкий (1878-1934) руководил Первой опытной станцией по народному образованию при Наркомпросе РСФСР, которая была создана в 1919 г. с двумя отделениями в Москве и в Калужской губернии. Его педагогическая деятельность началась в годы первой русской революции. В 1905 г. архитектор, инженер, учитель А.У. Зеленко, который на протяжении двух лет изучал в Америке движение сетлементов и педагогические искания Д. Дьюи привлек С.Т. Шацкому к. созданию детского общества «Сет- лемент». Оно действовало в Москве в Марьиной Роще на основе самоуправления. Под его эгидой объединялись детский сад, школа, трудовая колония, клубы. В 1908 г. общество было закрыто, а С.Т. Шацкий арестован за пропаганду социалистических идей. В 1909 г. он создал общество «Труд и отдых», а в 1911 г. сельскохозяйственную колонию «Бодрая жизнь». С.Т. Шацкий последовательно стремился реализовывать идеи демократической педагогики Д. Дьюи: создаваемые им детские организации были самоуправляющимися общинами, позволяли реализовывать детям свои интересы и потребности, приучали их к коллективной трудовой деятельности, становились социальными центрами воспитания подрастающего и поколения и центрами жизни окружающего их социума. В 1914 г. С.Т. Шацкий писал: «Школу я пониманию как школу жизни. Воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности».

Наряду с Д. Дьюи огромное влияние на формирование педагогических взглядов С. Т. Шацкого оказали идеи и опыт яснополянской школы Л.Н Толстого. По мнению современных исследователей, С.Т. Шацкий усвоил и творчески переработал идее Л.Н. Толстого о «духе школы»: «Мысль Толстого, что именно дух класса, атмосфера обучения и воспитания являются определяющим фактором в процессе успешной работы, привлекла Шацкого. Он всегда стремился создать атмосферу творческой активности, бодрой жизни, которая строится совместными усилиями учителей и учеников. Школа, по мнению Шацкого, должна научить детей координировать свои усилия для достижения совместно поставленной цели. В процесс обучения входило умение формулировать цель, находить и планировать средства ее достижения, рефлексировать над трудностями, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их. Особое внимание Шацкий уделял проблемам детского самоуправления, выступавшего важным элементом создания условий для самоактуализации, сморегулирования жизнедеятельности детей»[256].

Первая опытная станция была создана на базе колонии «Бодрая жизнь» и общества «Детский труд и отдых». В Положении о Первой опытной станции по народному образованию, в частности, говорилось: «Опытная станция имеет дело со всеми возможными видами культурной работы как в городе, так и в деревне, как-то:

а) по поднятию уровня культуры материальной (развитие техники и улучшение быта населения);

б) по развитию духовной культуры в смысле умственного и эстетического образования и воспитания масс;

в) по развитию социальной культуры в смысле развития навыков самодеятельности и коллективной работы.

Но особое внимание станция уделяет:

а) вопросам народного образования;

б) делу выяснения взаимного влияния разных видов культурной работы и установления связей между ними.;

в) делу возбуждения среди культурных работников страны духа исканий как наиболее верного средства оживления и углубления работы».

Рассказывая о деятельности станции С. Т. Шацкий писал, что в Калужской области «работа с населением осуществляется в порядке производственного плана станции для всего района ее деятельности. Основной задачей работы является не только поднятие общекультурного уровня населения, но осуществление идеи работы школы вместе с населением над строительством жизни в районе: улучшение быта и хозяйственной жизни в деревне, внедрение в обычную обстановку деревенского быта моментов, содействующих педагогической работе, вовлечение населения в школьное строительство, содействие кооперированию населения и т.д. Работа осуществляется в следующих формах:

1) через работу детских учреждений [детских садов, школ I и II ступени - Г.К.];

2) через открытые станцией районные библиотеки;

3) через клубную работу с молодежью, организацию драматических и хоровых кружков, театральных постановок, драматических и хоровых кружков, театральных постановок, вечеров, лекций, концертов и пр.;

4) через избы-читальни, которые во многих случаях заменяются вечерними занятиями в школе (чтение газет);

5) путем организации специальных совещаний с женщинами- крестьянками;

6) путем организации местных совещаний, например, съезда школьных комитетов, съездов крестьянок;

7) путем посещения семей, устройства родительских собраний и активного участия учителей на сходах;

8) через совместную работу с местными организациями: волисполкомом, сельсоветом, коопераций, агрономическим пунктом, больницей и пр.;

9) путем совместной работы с партийными органами».

В Москве ядром опытной станции была Первая трудовая школа, руководимая С. Т. Шацким. Исследование деятельности Первой трудовой школы свидетельствует о ее тесных связях «с жилищными товариществами. Школьники обследовали санитарное состояние дворов, отмечали недостаток спортивных сооружений, игровых площадок во дворах и предлагали жилищному товариществу совместно провести работу по благоустройству территории. Так, например. Первая трудовая школа вместе с жилищным товариществом оборудовала во дворах игровых уголки, провела работы по озеленению. В зимнее время работали детские комнаты, где была налажена постоянная работа с детьми».

С. Т. Шацкий свои основные педагогические идеи изложил в работах 20-х гг. «Приблизительно к 1917 году, - вспоминал он в 1928 г., - выявилась и моя первая формулировка идеи трудовой школы. Я считал, что трудовая школа есть, по существу, хорошо организованная детская жизнь, что если бы мы сумели это сделать, если бы сумели обслуживать детей всесторонне - и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы». С.Т. Шацкий последовательно отстаивал важнейший принцип демократической педагогики - обеспечение совпадение интересов ребенка и общества в школе, являющейся центром организации детской жизни: «Неверна, недостаточна такая постановка дела, когда ребенок учится (или, лучше, подвергается обучению) в школе, а поскольку он выполнил свои обязанности учения, постольку может в дальнейшем удовлетворить свои интересы. Нам скажут - интересы общества выше всего. Но ведь надо признаться, что как будто не всегда интересы общества и интересы детей совпадают. Обществу нужно для своих интересов сажать детей за парты, заставлять делать одно и то же малоприятное для детей дело, терять вкус к учению, терять зрение, искривлять позвоночник. Единственный выход в том, чтобы интересы детей и общества совпали. Детям нужно знать и чувствовать, для чего им следует учиться. Это для детей неясно, и при таких условиях никакое учение не может быть плодотворным. В чем же выход? Выход в том, чтобы школа перестала быть учебным заведением, а стала детским центром. Выход в том, чтобы школа признала, что процессы воспитания независимо от нее протекают в окружающей среде и создают возможности очень устойчивых влияний. Школа должна стать частью жизни. Школа, поскольку она имеет дело с детьми, становится центром, организующим детскую жизнь»[261].

В 1922 г. С.Т. Шацкий в статье, название которой «Школа для детей или ребенок для школы» было прямой отсылкой к педагогическим идеям Д. Дьюи, писал: «Обычно школа представляет нечто отдельное от детской жизни, учреждение для подготовки детей к будущему, игнорирующее реальные потребности детей, их не знающее или приписывающее им те потребности, которые удобны для успешного обучения. Дети живут и действуют внутри и вне школы. Они чрезвычайно заинтересованы в радостях и неудачах своей жизни. Школа, при известном направлении своей деятельности, могла бы быть чрезвычайно нужна детям. Ребенок, работая в школе, должен чувствовать, что он вообще живет целесообразнее, интереснее, плодотворнее. Главная работа школы - работа над тем материалом, который дает детская жизнь, и ее цель - содействовать тому, чтобы дети жили лучше, то есть полнее, шире, здоровее в личном и общественном отношении. Тогда школа действительно будет нужна детям, нужна как воздух, которым они дышат».

Как и Д. Дьюи С. Т. Шацкий развивал идеи педагогики среды: «Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния среды, то перед нами стоит вопрос о педагогике среды, об огромном педагогическом процессе, протекающем в широком обществе. На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельности, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки. Вот четыре элемента того метода, который мы считаем основным. Ясно, что школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого делать в стенах своей школы: она не может быть одинокой, замкнутой».

С.Т. Шацкий, указывал на необходимость «находить жизненное дело для школы в той среде, которая ее окружает». Говоря о том что, «основная тенденция современной русской школы - участие в строительстве жизни», он писал: «Нужно участвовать и в радостях, и в горестях жизни, участвовать в ее оценке - это обнаруживает наше участливое отношение к жизненным процессам. Но не менее нужно и так ставить дело, чтобы школа вносила в текущую жизнь свою долю работы: это особенно важно именно теперь, именно в эпоху возникновения новых жизненных форм. Вносить свою долю работы в жизнь - это значит вмешиваться в нее, изменять ее. Нет ничего важнее, как добиться умения активно участвовать в жизни; чтобы этого добиться, недостаточно развивать знание или понимание ее, надо и действовать, упражняясь в реальном строительстве».

С.Т. Шацкий подчеркивал, что «школа рассматривает экономические и бытовые явления, протекающие в среде с точки зрения педагогической, то есть с точки зрения того их влияния, которое отражается на детях. Дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно». Он обращал внимание на то, что «Школа есть часть воспитывающей детей среды, а не единственное место, где дети могут по- настоящему воспитываться. Если мы скажем часть, то она, эта "часть", организуется так, чтобы восполнить недостатки целого. Поэтому построить часть как следует можно только тогда, когда мы сумеем и оценить целое, как оно есть и найти пути совместной работы. Школа обычно связана с небольшой по размерам территорией, и дети, работающие в ней, являются соседями школы. Было бы естественно для школы наладить систематическое участие в жизни района именно по-соседству, но если привлекать к совместной деятельности только семьи, родителей, то явится некоторая опасность стать школой семейной и очень сузить свои задачи. Поэтому школа должна научиться работать с общественными организациями. В настоящее время для школы есть выход в ее сближении с нарождающимися в городах жилищными товариществами, объединяющими более или менее значительную группу горожан, довольно хотя разнообразных по своему социальному и материальному положению, но призванных, в сущности говоря, работать над небольшой частью городской территории. При правильной работе их, при развитии в их среде навыков общественности, при совместном разрешении социальных задач общежития можно рассчитывать на большой сдвиг в социальной работе города».

С.Т. Шацкий был одним из признанных идеологов учебных программ, разрабатываемых в 20-е гг. под эгидой Главного ученого совета (ГУСа). «В основе программ, - пишет М.В. Богуславский, - лежало стремление приблизить содержание образования к жизни ученика, преодолеть его отчуждение от самого учебного процесса, что нашло отражение в одном из главных принципов гусовских программ: "От ребенка к миру, от мира к ребенку". Понимание учащимися связей между основными жизненными явлениями устанавливалось важнейшим направлением образовательной работы. Наряду с комплексным подходом программы ГУСа определял и принцип жизненности и современности. Решающее значение придавалось реальной жизни, ее феноменам и явлениям, а учебные предметы рассматривались лишь как "средства, содействующие более организованному и экономному овладению этой жизнью". Важнейшим принципом программ ГУСа являлся краеведческий подход (или принцип локализации программ), который должен был. организовывать участие школьников в общественно полезной деятельности, ориентированной на преобразование окружающей среды. Сущностной чертой программ 1927 г. являлось и то, что общественно полезная деятельность учащихся входила в содержание программ и становилась источником формирования их установки на преобразовательное отношение к окружающему миру».

Сам С. Т. Шацкий свою позицию в отношении содержания программ подробно изложил в 1925 г. в статье «Изучение жизни и участие в ней (По поводу программ ГУСа)». В этой статье он обращал внимание на то, что «местные условия жизни изучаются школой еще и для того, чтобы в них вмешиваться, чтобы школа могла принять доступное ей участие в местной жизни, в ее трудах и нуждах. Программы связывают школу с жизнью организацией участия школы в жизни».

С. Т. Шацкий прекрасно понимал, что «нельзя говорить о педагогическом процессе, который протекает только в специальных школьных зданиях, а правильнее было бы определять педагогический процесс среды, т.е. деревни, фабричного поселка, города, страны, как то, что должно подвергаться нашему изучению и, поскольку мы имеем средства и силы, организации».

С. Т. Шацкий давал рекомендации по выбору тем, которые следовало изучать в школе: «Для того чтобы выбрать тему (и последовательный ряд их), мы рекомендовали бы такой способ:

  • 1. Ответить на вопрос, что такое район, в котором школа работает, и что в нем надо делать.
  • 2. Как протекает в нем жизнь детей и что нужно для ее улучшения.
  • 3. Представить себе список дел, в которых школа могла бы принять посильное участие, - дел, касавшихся окружающего общества (город, деревня, фабрика), семьи и детского населения.
  • 4. Распределять эти дела по времени их выполнения в течение года и соответственно возрастным школьным группам.
  • 5. Определять, чем дети (ученики школы) должны быть вооружены, чтобы сознательно и организованно могли одолеть эти дела, то есть какие навыки и знания им для этого нужны.
  • 6. С каждой темой программы соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела».

По мнению С.Т. Шацкого, важно максимально использовать те возможности по пробуждению активности, самостоятельности и сознательности школьников, которые таят в себе новые программы: «Я учусь - и вот мне лучше, интереснее стало жить; я учусь - и отношение взрослых, занятых своими делами, с которыми я познакомлюсь, когда "буду большой", меняется: меня признают, со мной считаются, я кое-что значу; я учусь - и приобретаю товарищей, вместе с которыми строятся новые формы жизни; я учусь - и присоединяюсь к великому потоку жизни, в которой начинаю разбираться, которую начинаю понимать; я учусь - и чем больше учусь, тем больше дело у меня спорится в руках, - вот те настроения, которые должны бы охватить нашу молодежь в связи с новой школой и ее программой. Нельзя быть безучастным к таким возможностям».

И в теории и на практике С.Т. Шацкий последовательно отстаивал и реализовывал идеалы демократической педагогики. Изменение на рубеже 20-30 гг. курса образовательной политик в СССР привело к ужесточению режима и дисциплины в школе, которая была унифицирована на основе введения обязательных единообразных программ, жесткой регламентации учебного процесса, централизованного управления. В 1932 г. С.Т. Шацкий был отстранен от руководства опытной станции. В 1934 г. в результате травли и преследований он умер от сердечного приступа. Публикация его произведений возобновилась лишь в 60-е гг. ХХ века.



Страница сформирована за 0.85 сек
SQL запросов: 169