УПП

Цитата момента



Дети делятся на свиней неблагодарных и благодарных поросят.
Признаются честные родители.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ощущение счастья рождается у человека только тогда, когда он реализует исключительно свой собственный жизненный план, пусть даже это план умереть за человечество. Чужое счастье просто не подойдет ему по определению.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

3.4. Развитие демократической педагогической традиции в XVIII в.

В XVIII столетии для эпохи Просвещения ключевым становится понятие естественности развития и человека, и общества, и государства, по-разному трактуемое различными мыслителями того времени, но единодушно противопоставляемое искусственности многих установлений феодальной эпохи, которые шли вразрез как с природой отдельных людей, так и социального организма в целом. Эпоха Просвещения, уже одним своим названием свидетельствующая о приоритетности педагогической проблематики в западноевропейском сознании XVIII века, о напряженном внимании к вопросам образования в общественно-государственной деятельности, придала законченное выражение многим тенденциям, ясно обозначившимся в предшествующем столетии. Именно в это время особенно интенсивно разрабатывалась идея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений, переустройства общественной жизни на разумных началах. Педагогика Просвещения воплотила в себе все сильные и слабые стороны мировоззрения эпохи. Рост внимания к педагогической проблематике в XVIII веке объяснялся верой идеологов Просвещения в возможность преобразования общества в соответствии с умопостигаемой природой человека посредством просвещения народа, воспитания "особой породы людей", способных организовать социальную жизнь на разумных началах. В эпоху Просвещения вопрос о создании системы массового школьного образования был не просто поставлен в полном объеме, но и переведен в практическую плоскость. В XVIII столетии в Германии в основном завершился процесс перехода контроля над школами от церкви к государству, начавшийся еще в предыдущем столетии. Посещение школ стало рассматриваться не как церковная обязанность, а как гражданский долг.

Резкий рост интереса к демократии в западном общественно- политическом сознании был связан с творчеством Жан-Жака Руссо (1712-1778), который был одним из главных теоретиков общественного договора, положившим в его основу идею суверенитета народа. Ж.-Ж. Руссо вошел в историю не только как выдающийся политический мыслитель, философ, писатель, но и как великий реформатор педагогики. В центр своих педагогических воззрений Ж.-Ж. Руссо поставил природного, естественного человека в противоположность человеку общественному, искусственному. Он предложил проект воспитания, ориентированного не на особенности жизненных условий людей (национальных, сословно-классовых и т.п.), а соответствующего природе человека как такового. Провозглашая самоценность детства, он писал: «В человеке нужно рассматривать человека, - в ребенке - ребенка». По мнению Ж.-Ж. Руссо, «приходится выбирать одно из двух - создавать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно того и другого»[96]. Поясняя эту мысль, он писал: «Человек естественный - весь для себя; он - численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение лишь к самому себе или к себе подобному. Человек-гражданин - это лишь дробная единица, зависящая от знаменателя, значение которой заключается в отношении к целому - к общественному организму»[97].

Отстаивая идеал естественного состояния человеческого общества, Ж.-Ж. Руссо предлагал видеть в воспитаннике человека вообще и воспитывать человека как такового, способного выносить блага и бедствия жизни.

Анализируя традиционное воспитание и стремясь выработать принципы педагогической деятельности, соответствующие его взглядам на человека, Ж.-Ж. Руссо писал: «Из ребенка хотят создать не ребенка, а ученика,… отцы и наставники только и делают, что журят, исправляют, дают выговоры, ласкают, угрожают, обещают, наставляют, приводят резоны. Благоразумный наставник! изучай дольше природу, хорошо наблюдай за своим воспитанником, прежде чем сказать ему первое слово; дай прежде всего на полной свободе обнаружиться зачаткам его характера, не принуждай его в чем бы то ни было, чтобы лучше видеть его во всей целостности. Дайте дольше действовать природе, прежде чем возьметесь действовать вместо того, чтобы не помешать, таким образом, ее работе. Молодые наставники! Я вам проповедую трудное искусство - управлять без предписаний, делать все, ничего не делая. Моя метода. основана на измерении способностей человека в его различные возрасты и на подборе занятий, соответственных его способностям».

Ж.-Ж. Руссо предлагал воспитывать ребенка в той социальной среде, которая обеспечит наиболее благоприятные условия для его роста и развития, для его интеллектуального, нравственного и физического становления. Эта среда должна обеспечивать возможность естественного поведения ребенка, быть насыщена различными предметами, позволять строить человечные отношения с другими людьми, наблюдать за различными видами деятельности и давать возможность включаться в них.

В основе обучения, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно лежать желание ребенка учиться. «Непосредственный интерес, - писал он, - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко». При этом он требовал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков; он должен получать их лишь из опыта».

Ж.-Ж. Руссо сформулировал важные максимы демократической педагогики:

  • 1. Педагогикой «испробованы все орудия, кроме одного единственного, которое может вести к успеху, - кроме хорошо направленной свободы».
  • 2. «Ребенком нужно, конечно, несколько руководить, но руководить очень мало, незаметным для него образом».
  • 3. «Моя метода, основана на измерении способностей человека в его различные возрасты и на подборе занятий, соответственных его способностям».
  • 4. «Я показываю ему путь к знанию, - правда, легкий, но длинный, неизмеримый, медленно проходимый. Я заставляю его сделать первые шаги, чтобы он знал, как выйти из него, но я не позволю ему идти далеко. Принужденный учиться сам по себе, он пользуется своим разумом, а не чужим».
  • 5. «Цель моя не знание дать ему, но научить его приобретать, в случае нужды, это знание, ценить его как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истину выше всего. С этой методой мало подвигаются вперед, но зато не делают ни одного бесполезного шага и не бывают никогда вынужденными отступать назад».
  • 6. «Приличным для человека изучением является изучение его отношений. Когда он начинает сознавать свое нравственное бытие, он должен изучать себя в своих отношениях к людям».

Подход, разработанный Ж.-Ж. Руссо, акцентировал внимание на создании педагогических условий для естественного развития человека, реализации его природного потенциала; требовал от воспитателя следовать за активностью ребенка, всячески поощрять ее, не препятствовать ей, использовать образовательные средства сообразные его природе; утверждал необходимость дать жить ребенку в условиях свободы, рассматривая саму «хорошо направленную свободу» как наиболее эффективное средство воспитания; и, наконец, противопоставлял «воспитание человека» и «воспитание гражданина», считая, однако, что если человек будет воспитан как человек, то он станет и хорошим гражданином.

Ж.Ж. Руссо был в числе тех мыслителей, которые оказали огромное влияние на идеологов Великой французской буржуазной революции (1789-1794). Революция, провозгласившая в борьбе с феодальной реакцией лозунг «Свобода, равенство, братство», продемонстрировала, что понимание выдающейся роли образования в переустройстве общества на основе новой идеологии было присуще различным политическим силам, действующим в революции - от самых умеренных до радикально-демократических.

Проблемам образования было посвящено 400 наказов, присланных весной 1789 г. Выступая в Национальном учредительном собрании, Ш. Талейран в Докладе о народном образовании (октябрь 1791 г.), утверждал, что «образование - это действительно особая держава, область влияния которой не может быть учтена ни одним человеком, и даже национальная власть не может установить ее границ. Сфера ее влияния громадна, бесконечна.».

По мнению Ш. Талейрана, «лишь просвещение способно содействовать неуклонному расширению границ гражданской свободы». Он предлагал рассматривать образование, «как источник благ и для всего общества, и для отдельных индивидуумов, как работу всего общества». Цель образования для него, «заключается в совершенствовании человека во всех его возрастах и в бесконечном служении просвещения и опыта человечества благу каждого и благу всего общества». Образование, «как источник благ для людей, требует одновременно развития всех способностей человека».

Рассматривая самоуправление учащихся как могущественное средство воспитания чувства справедливости, законности и общественности, Ш. Талейран подчеркивал, что учащиеся должны быть призваны к установлению порядка в школьной жизни. Это приучит их подчиняться разумной дисциплине, научит справедливости по отношению к себе и другим, заставит учащихся проникнуться уважением к установлению закона. Он считал необходимым организовывать ученические ассоциации, то есть самоуправляющиеся школьные группы, ведающие внутреннюю школьную жизнью.

Выступая в Национальном законодательном собрании, М. Кондорсе в Докладе об общей организации народного образования (апрель 1792 г.) провозглашал, что «образование должно быть всеобщим, т.е. простираться на всех граждан». По его мнению, «никогда никакой народ не будет пользоваться постоянной, прочной свободой, если политическое образование не является всеобщим». М. Кондорсе утверждал, что «во внутренней дисциплине школ надо заботиться о том, чтобы дети были добры и справедливы: их заставят проводить в жизнь, одних по отношению к другим, изученные принципы, и таким образом их одновременно научат сообразовывать с этими принципами свое поведение; они научатся прислушиваться к голосу этих принципов и чувствовать их пользу и справедливость».

На важную роль образования в деле обновления общества указывал Ж. Ромм в Докладе о народном образовании Национальном конвенту в январь 1793 г. «Народное образование, - подчеркивал он, - просветит общественное мнение, придет на помощь общей воле и сделает таким путем более совершенными все установления общества. Но прежде всего оно должно распространять ту святую любовь к родине, которая оживляет и соединяет для того, чтобы обеспечить гражданам, единодушием и братством, все преимущества большой ассоциации».

В Плане национального воспитания М. Лепелетье, представленном Конвету М. Робеспьером летом 1793 г., предлагалось формировать республиканские нравы посредством принудительного интернирования детей в общественные учебные заведения, осуществляющих общественное воспитание. М. Лепелетье писал: «Я прошу, чтобы вы издали декрет, по которому всем детям в возрасте от 5 до 12 лет (для мальчиков) и от 5 до 11 (для девочек), без всякого различия и без всякого исключения, предоставляется общественное воспитание на средства республики, так что все они, находясь под святым покровом равенства, получают одинаковую одежду, пищу, образование и уход». М. Лепелетье в условиях якобинского террора обосновывал идеалы всеобщего обязательного бесплатного равного образования, гражданского трудового воспитания, трудовой школы, призванные окончательно закрепить результаты революционных преобразований.

В декабре 1793 г. Конвент принял Декрет об организации народного образования на основе проекта, предложенного художником Букье. Этот Декрет устанавливал обязательное посещение детьми начальных школ; провозглашая свободу преподавания, требуя, однако, чтобы оно осуществлялось в соответствии с законам и моралью республики, на основе книг посвященным правам человека и конституции; возлагал контроль за школами на родителей и муниципалитеты; устанавливал оплату учителей начальных школ республикой в зависимости от числа детей, посещающих занятия.

Педагогические проекты Великой французской революции в полной мере отразили важные положения демократической педагогической идеологии:

  • признание образования силой, обеспечивающей как полноценное развитие каждого отдельного человека, так и общественный прогресс в целом;
  • направленность образования на обеспечение достижения каждым человеком личного блага и, одновременно, на воспитание его как гражданина, стремящегося к общему благу;
  • необходимость государственной и общественной заботы об образовании;
  • требование всеобщего обязательного бесплатного доступного образования;
  • стремление организовать взаимодействие и уклад жизни детей в образовании в соответствии с педагогическими идеалами нового общества.

В 1792 г. в числе 18 иностранцев, которые за большой вклад в борьбу за свободу были удостоены Законодательным собранием звания почетного гражданина Французской республики, вместе с Джорджем Вашингтоном, Фридрихом Шиллером, Тадеушем Костюшко оказался швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). И.Г. Песталоцци заложил фундамент современной педагогики, оказал огромное влияние на развитие теории и практики демократического образования. По словам немецкого философа и педагога П. Наторпа, И.Г. Песталоцци пришел «к выводу (который, между прочим, сделали и лучшие из духовных вождей революции): свобода и равенство остаются не чем иным, как мертвыми фразами до тех пор, пока для всего народа, до последнего человека, не будут найдены средства и пути его воспитания, которое одно только и может дать возможность по-человечески пользоваться добытыми правами».

По И.Г. Песталоцци задача воспитания - помочь человеку придти к нравственному состоянию, стать творцом самого себя. Человек может достичь свободы, лишь посредством внутреннего усилия преодолевая принуждение, без которого воспитание невозможно. Он развил идею единства духовно-нравственного развития человека с трудовым воспитанием, пытался органично соединить обучение детей с их подготовкой к хозяйственной деятельности, к овладению профессией. И.Г. Песталоцци последовательно отстаивал необходимость образования для широких народных масс, видя в нем важнейшее средство обеспечения их достойной жизни, их освобождения.

Ребенку нужны знания, развивающие способность творческого мышления, помогающие ему понять действительность, жить и трудиться в ней. Суть образования И.Г. Песталоцци видел в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности, что только и могло, по его мнению, обеспечить реальной развитие творческих сил человека. Он требовал опираться на активность и самостоятельность ребенка. И.Г. Песталоцци, пор словам П. Наторпа, был убежден, что «все словесное образование должно быть, конечно, подчинено образованию, направленному на знание вещей, а такое истинное образование есть образование путем дела, непосредственным продуктом труда, созидающей работой».

Для И.Г. Песталоцци общая цель воспитания - формирование истинной человечности. Весь уклад школы должен строиться на основе любви и расположения друг к другу учителей и учеников. Нравственное воспитание требовало постоянной организации поведения, обеспечивающего выработку положительных черт характера на основе самодеятельности и активности ребенка. Необходимый разумный порядок должен базироваться на убеждении. Ставя и решая педагогические задачи, учитель должен ориентироваться на внутренние состояния ребенка: «Ребенок хочет всего, что охотно делает. Он хочет всего, что делает ему честь. Он хочет всего, что вызывает в нем большие ожидания. Он хочет всего, что возбуждает в нем силы, что заставляет его сказать: "Я могу это сделать"».

Посильный труд - важнейшее требование нравственного воспитания. «Упражнение в добродетели» - участие детей в полезных и добрых делах, предполагающих проявление воли и самообладания. Нравственные поступки, упражняющие нравственность детей, не должны быть искусственными, а должны проистекать из обстоятельств реальной жизни детей.

Народная школа должна была научить крестьянских детей продуктивно трудиться, воспитать в них трудолюбие. Возбудить в ребенке стремление к свободному и независимому существованию, по убеждению И.Г. Песталоцци, можно было, лишь развивая в органическом единстве «ум, сердце и руку» человека как целостного мыслящего, чувствующего и действующего существа. В качестве важнейшего средства такого развития он называл производительный труд, открывающий простор для реализации детской активности, проявления потенций, заложенных в человеке и способствующих формированию многих необходимых личностных качеств, дающий умения и навыки для обеспечения себя в дальнейшей взрослой жизни.

Песталоцци, по существу, является основоположником современной педагогической науки, которая стремится поставить в центр процесса образования человека и организовать его развития не только с учетом закономерностей естественного роста ребенка и его индивидуальными особенностями, но и с учетом его социального бытия, своеобразия культурного пространства жизни человека. По словам Б.М. Бим-Бада, «Песталоцци был одним из самых великих демократов, последовательных защитников интересов крестьянско-плебейских масс, выразителем их лучших надежд и чаяний. Он хотел избавить народ от эксплуатации, дав ему хорошую школу, научив его "самопомощи" и независимости».

Песталоцци пришел к выводу о том, что развитие в человеке чувства свободы, независимости и достоинства должно поддерживаться обеспечением возможности быть свободным в обществе через овладение профессией, которая в тоже время будет способствовать самовыражению личности. Одним из важнейших результатов воспитания должно быть самоопределение ребенка, осуществляющееся в ходе реализации предоставленных ему возможностей. Эти возможности заложены природой в нем самом и обществом - в культуре, которую дети должны осваивать в ходе своего естественного роста. Сущность развитие ребенка составляет проявление и реализация заложенных в нем сил, происходящая в ходе естественного роста в пространстве культуры.

Разработанная Песталоцци педагогика предполагала:

а) наблюдение за детской природой, выявление закономерностей естественного роста ребенка, выстраивание на основе их познания логики педагогического взаимодействия с ребенком;

б) создание воспитывающей и обучающей среды, обеспечивающей развитие его природных сил и способностей и освоение опыта человечества, воплощенного в культуре, созданной предшествующими поколениями;

в) пристальное внимание к социальному аспекту процесса педагогического взаимодействия, создание наиболее благоприятного для развития ребенка пространства социальных отношений;

г) опору на естественную активность детей, развитие у них способности к эффективной деятельности;

д) накопление детьми опыта жизнедеятельности, воплощающего в себе способы и результаты преодоления ими внутренних конфликтов между разумом и чувством и отражающего становления их самостоятельности и независимости;

е) обеспечение самоопределения ребенка, осознание им самого себя, своей индивидуальности, своих сил и возможностей, поддержка ребенка в их реализации.

Весь XIX век прошел под флагом попыток практического применить педагогические идей И.Г. Песталоцци, под флагом борьбы за демократизацию образования, которую в значительной степени стимулировала Великая Французская революция. Это способствовало развитию демократической педагогической традиции.



Страница сформирована за 0.88 сек
SQL запросов: 169