УПП

Цитата момента



Борцы за мир не знают пощады.
Начал заботиться о людях: купил автомат.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«От опоздавшего на десять минут требую объяснения – у него должна быть причина. Наказать накажу, но объяснения должен выслушать. Опоздавшего на минуту наказываю сразу – это распущенность».

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Отношения с государственными органами, поставщиками и клиентами

Если бы становитесь предпринимателем, то ваши взаимоотношения со сторонними организациями изменяются. При социалистической системе хозяйствования отношения между фирмами, государственными учреждениями и частными лицами предписывались в законодательном порядке и никакие отклонения не допускались.

В рыночной экономике эти взаимоотношения носят совершенно иной характер. Будучи владельцем малого предприятия, вы несете ответственность за любые действия, как ваши, так и ваших сотрудников, поэтому вы должны ясно представлять себе ваши обязательства перед теми, с кем вы имеете дело.

1. Государство

«Правительство приняло решение, согласно которому оно вправе наложить арест на всю необъявленную прибыль. Если отчет не представляется в установленный срок, то на предприятие налагается штраф. Аналогичным образом, в случае отказа предъявить отчетные документы или показать бухгалтерские счета налоговому инспектору, предприятию грозят штрафные санкции. Сокрытие счетов от налоговой инспекции граничит с уголовной ответственностью. Ответственность огромная, и, в основном, она ложится на предприятие, так как по закону бухгалтер юридической ответственности не несет. Если он обнаружит какие-то расхождения, то он не обязан, как раньше, докладывать об этом. Он только должен поставить в известность руководство фирмы о произошедшем нарушении. Затем руководитель дает ему указание принять необходимые меры, и бухгалтер выполняет это распоряжение, но он уже не обязан докладывать об этом никакой сторонней организации.»

Сергей Балканов, эксперт по вопросам бухгалтерской отчетности, Москва.

Сегодня сам предприниматель обязан знать различные законы и нормативы и выполнять их. Это не так просто в ситуации, когда их трудно найти. Вам придется обращаться за советом к другим предпринимателям или в предпринимательские ассоциации.

Предпринимателю следует помнить и о других юридических требованиях, таких как:

Все предпринимательские структуры должны быть зарегистрированы в местном отделении пенсионного фонда, куда они обязаны производить отчисления от фонда заработной платы.

Сегодня строго контролируется соблюдение законодательства в области здравоохранения и экологии. Эти функции возложены на местные санитарно-эпидемиологические станции и комитеты по охране окружающей среды. СЭС выдает разрешение на производственную деятельность и проводит инспекцию как до начала, так и в ходе процесса производства. У этих организаций есть право облагать штрафными санкциями виновных в нарушениях, и если указанные нарушения не устранены в определенный срок, СЭС может закрыть производство.

Кроме того, существует трудовое законодательство, которое регулирует процедуру найма. Установлен минимальный размер заработной платы, право на отпуск и другие нормы. Споры по этим вопросам между персоналом и нанимателями могут привести к длительным судебным разбирательствам.

Вы, как владелец предприятия, обязаны постоянно быть в курсе последних изменений в законодательстве. Для этого можно, например, регулярно читать газеты по бизнесу, в которых имеются материалы о таких изменениях и о том, как они сказываются на деятельности предпринимательских структур. Если же вы что-то упустите, это не снимет с вас всей ответственности, и вас могут подвергнуть штрафным санкциям.

Очень важно следить за изменениями в законодательстве. Это помогает при планировании собственной деятельности

"Законодательная база непрерывно развивается. Я в числе первых получила участок земли, и с тех пор закон постоянно совершенствовался. Я внимательно слушаю все заявления депутатов. Мне кажется, что очень важно следить за изменениями в законодательстве и за процессом законотворчества. Это помогает прогнозировать развитие событий и учитывать их при планировании собственной деятельности."

Ольга Кузнецова, владелица фермы под С-Петербургом.

2. Отношения с поставщиками товаров и услуг

Помимо работы с вашими клиентами вам придется иметь дело и с другими фирмами, чьими товарами и услугами вы пользуетесь для создания своей продукции. Предприниматель должен установить связи с такими поставщиками на уровне договорных отношений. Понимание содержания договоров является очень важной составляющей управления предприятием.

Некоторым договоры представляются в виде длиннющих документов с разными статьями, выполненными на юридическом жаргоне, которые оканчиваются множеством подписей с печатями. На самом же деле, любой договор - это прежде всего соглашение между сторонами. Суть соглашения в том, что одна сторона делает предложение другой стороне, которое последняя принимает и производит оплату в какой-то форме. Даже не сознавая этого, вы все время вступаете в договорные отношения.

Когда вы покупаете что-то у уличного торговца или в магазине, вы заключаете договор, хотя бы и очень краткосрочный. В самом деле, ведь вам предложен товар, вы поторговались о цене, а затем приняли предложение. Договор состоялся, и он исполняется, т.е. поставка товара против оплаты в соответствии с устным соглашением между двумя сторонами. Так же и бизнесмены сначала договариваются о цене, затем согласовывают условия и варианты платежей - и договор считается заключенным, даже если единственным признаком этого является договоренность, скрепленная рукопожатием. Не обязательно, но все же желательно оформлять договор в письменном виде, так как без документального подтверждения трудно будет доказать, о чем шла речь.

Каждый договор обусловлен характером конкретной сделки. Договор купли-продажи автомашины по содержанию сильно отличается от документа, который подписывают стороны, договаривающиеся о строительстве нового дома. При этом, однако, многие статьи в обоих договорах будут похожи.

"И в России есть договоры, имеющие юридически обязательную силу. В них тоже подробно излагаются условия, которые согласовываются сторонами-участницами. Однако такая уж нынче в России обстановка в деловом мире, что многие предприятия требуют предоплату, и вот почему. Во-первых, банковская система недееспособна и не обеспечивает оперативного перечисления денежных сумм, и во-вторых, финансовое состояние некоторых фирм оставляет желать лучшего, а поставщики, вступающие с ними в договорные отношения, не очень-то расположены, да и времени у них нет, проверять кредитоспособность каждого своего заказчика." Юрий Смирнов, эксперт фирмы "Марин Компьютер Системз" (Marine Computer Systems), С-Петербург.

Во всех договорах излагаются обязательства сторон. Там также определяется порядок разрешения споров. Если разрешение мирным путем не представляется возможным, то стороны вправе обратиться в какую-нибудь компетентную правовую инстанцию.

Гражданский суд рассматривает имущественные споры между гражданами России. Его процедуры определены в Положении о гражданском судопроизводстве Российской Федерации.

Арбитражные суды ведут дела в соответствии с законом об арбитражном суде и рассматривают споры в области предпринимательской деятельности между гражданами и организациями.

Для разрешения споров можно также обращаться в третейские суды, но обе стороны должны согласиться на рассмотрение дела в этом суде, прежде чем он приступит к слушанию. Для ускорения разрешения таких споров некоторые предприятия включают в свои договоры положение о том, что в случае возникновения спора, стороны согласны на рассмотрение дела в таком суде. Однако отсутствие такого пункта в контракте не препятствует обращению в этот суд при условии, что стороны не возражают против этого.

Не следует легковесно относиться к судебному разбирательству, ибо оно может оказаться весьма дорогостоящим и продолжительным. Придется привлекать юристов, и обе спорящие стороны обязаны присутствовать на разбирательстве. В отдельных случаях проигравшая сторона обязана оплачивать судебные издержки всех сторон в споре. Поэтому очень важно проконсультироваться у юристов перед тем, как заключать какую-нибудь сделку. А если договор уже подписан, то вы несете ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, как бы ни были невыгодны для вас условия договора.

Четко составленные и хорошо проработанные договоры являются гарантией того, что стороны учли все нюансы сделки. При этом, однако, предприниматель должен внимательно проанализировать способность противоположной стороны выполнить договорные обязательства.

Руководителю малой фирмы совершенно необходимо быть юридически грамотным

"Руководителю малой фирмы совершенно необходимо быть юридически грамотным или во всяком случае прислушиваться к рекомендациям своих юристов, особенно при составлении договоров и аналогичных документов."

Сергеи Шапигузов, президент российско-британского совместного предприятия "КПМГ Ревиконсульт" (KPMG Reviconsult), Москва.

3. Как вести дела со своими клиентами

Многие предприятия малого бизнеса в России предлагают свою продукцию и услуги широкой публике, а не другим предприятиям. При старой системе покупатели в государственных магазинах имели довольно мало прав. Качество товаров было, как правило, низким, и нередко проданные вещи оказывались с дефектом, но покупатель не имел права на возврат товара, если он вышел из магазина. Было принято тут же распаковывать и проверять только что приобретенную вещь прямо в магазине, потому что покупатель терял все права после выхода из магазина.

Сейчас положение в России меняется, и даже начинают появляться ассоциации прав потребителей. Предприниматель должен помнить о постоянно расширяющихся правах потребителей. На Западе потребители объединились и создали организации защиты прав потребителей, которые поставили перед собой задачу устранить превосходство коммерческих интересов поставщиков над интересами покупателей. Они продолжают бороться за следующие права:

Право на безопасность - потребители должны быть защищены от вредных для здоровья или опасных для жизни товаров, процедур и услуг.

Право на информацию - потребители должны иметь право знать факты, чтобы быть в состоянии сделать правильный выбор и иметь защиту против нечестной или ложной рекламы или этикеток.

Право выбора - потребители должны иметь доступ к широкому ассортименту товаров и услуг удовлетворительного качества по конкурентоспособным ценам.

Право слова - интересы потребителей должны быть учтены при подготовке и осуществлении государственной политики.

Право на компенсацию - потребителям должно гарантироваться объективное рассмотрение их справедливых претензий, в том числе компенсация за обман, дефекты товаров или неудовлетворительное обслуживание.

Право на просвещение в области прав потребителей – получать информацию об основных правах и обязанностях потребителей и как ими пользоваться.

Право на здоровое окружение - жить и работать в условиях, которые не угрожают здоровью нынешнего и грядущих поколений.

Организации защиты прав потребителей на Западе обладают мощным потенциалом и оказывают влияние на процесс подготовки законов. Не случайно, что такая страна, как Соединенные Штаты, которая многим представляется цитаделью свободной конкуренции и рынка, одновременно является одной из самых законопослушных в мире. Чем больше поощряется свобода предпринимательства, тем больше нужно гарантий того, что потребители не окажутся жертвами предприни­мателей.

Эти организации принимают участие в разработке широкого круга законодательных актов, в том числе по безопасным товарам, гигиене и здравоохранению, рекламной деятельности, ответственности за качество товаров, гарантийным обязательствам, рекламациям, перечню ингредиентов и добавок и контролю за использованием токсичных веществ.

Организации в защиту прав потребителей считают, что создание справедливого и цивилизованного общества требует контроля за использованием потребителей в интересах предпринимателей. Они также полагают, что на рынке, где господствует только конкуренция и нет разумного механизма контроля, правит "закон джунглей".

Первые независимые объединения потребителей в бывшем СССР появились в 1989-1990 годах. В сентябре 1990 года после обращения Верховного Совета Российской Федерации Комитет конституционного надзора СССР отменил несправедливые ограничения по возврату некачественных товаров. В мае 1991 года Верховный Совет РСФСР почти единогласно принял Закон о защите прав потребителей.

Российские организации потребителей распространяют достоверную и объективную информацию о важности защиты прав потребителей. Они принимают участие в судебных разбирательствах, в результате которых на предприятия, нарушающие этот закон и договорные обязательства, налагаются штрафные санкции.

Наши организации потребителей становятся источником информации, нацеленной на защиту интересов потребителей

"Мы издаем журналы совместно с контрольными органами, где помещаем анти рекламную информацию и предупреждения в отношении отдельных товаров, представляем системы оценки, с помощью которых анализируется качество различных товаров на основе статистических данных, имеющихся в аналитических лабораториях. Мы также ведем судебные процессы против предприятий и консультируем по вопросам планирования семейного бюджета Вместе с рядом других учреждений мы выступили с инициативой о создании организаций по кредитованию потребителей. Они призваны стать альтернативой государственным, сберегательным и коммерческим банкам и гарантировать сбережения потребителей, а также предоставлять потребителям льготные ссуды. Наши организации потребителей становятся источником информации, нацеленной на защиту интересов потребителей."

Александр Аузан, президент Международной конфедерации обществ потребителей России, Москва.

Для предпринимателя появление новых организаций потребителей означает, что потребители все более осознают свои права и могут принимать соответствующие меры против тех предприятий, которые ведут себя недобросовестно. Кроме того, есть целый рад соображений в области маркетинга, по которым предприятиям должно быть выгодно уважать потребителя и стараться выполнять его пожелания, а не просто пользоваться им. Потребители должны быть друзьями предпринима­телей, ибо они обеспечивают доход, а стало быть возникает вопрос: есть ли смысл нечестно поступать по отношению к ним? Надо помнить, что в конце концов именно потребитель решает, с кем он будет иметь дело, с вами или с вашим конкурентом.

Глава 9: Организация финансовой деятельности

 «В настоящее время мы подводим баланс в конце каждой недели, но с помощью новых сотрудников, которых мы сейчас принимаем, мы будем знать наше финансовое положение по состоянию на каждый день. Мы переходим на западный стандарт организации финансовой отчетности, который обеспечивает достоверность и правильное представление данных. Когда вы зарабатываете деньги для себя, эта система единственно пригодная. Если государство выделяет вам средства, вам не нужно ни о чем беспокоиться, не надо ничего планировать, однако, если вы работаете на себя, то все ваши действия должны просчитываться, а для этого вам нужна финансовая информация".

Игорь Пьянков, директор фирмы "Авиатика", Москва.

В этой главе мы расскажем об основных принципах организации финансовой деятельности на малом предприятии. В задачи нашей книги не входит детальное разъяснение сложнейших стандартов ведения бухгалтерских книг или еще более замысловатых методик бухгалтерского учета. Однако если вы постигнете их суть, вы сможете оценить показатели вашего бизнеса и получить необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Здесь представлены методы ведения учета, которыми пользуются на Западе все начинающие предприниматели для оценки результатов своей деятельности и для обоснования решений по повышению ее эффективности. Эти методики общеизвестны и с успехом применяются во всем мире. Сегодня, когда Россия переходит к рыночной экономике, потребность в этих принципах становится все более очевидной, так как предприятия вскоре начнут конкурировать друг с другом в борьбе за одних и тех же потребителей и стараться повысить свою эффективность.

Разумеется, бухгалтерский учет существовал и при социализме, но, хотя некоторые его элементы аналогичны западной системе учета, между ними есть весьма существенные различия, поскольку предназначены они для разных целей. Западному бизнесмену необходимо прежде всего оценить прибыльность и жизнеспособность своего бизнеса, поэтому для него самыми важными являются два документа: расчет прибылей и убытков и расчет движения денежных средств. Из первого можно сделать вывод о рентабельности предприятия, а второй показывает наличие денежных средств на счете, т.е. достаточно ли финансовых ресурсов.

Этот второй аспект требует особого внимания, так как неправильная организация оборота денежных средств является одной из самых распространенных причин краха предприятий малого бизнеса на Западе. Даже очень рентабельное предприятие может обанкротиться, если вовремя не принять меры по намечающейся критической ситуации с денежными средствами.

В рыночной системе финансовая информация жизненно необходима руководителям предприятий для принятия управленческих решений

"В централизованной экономике финансовая информация в основном используется на более высоких уровнях управления. В рыночной же системе финансовая информация жизненно необходима для принятия управленческих решений в условиях рынка. Именно принципы формирования финансовой информации и форма ее предоставления должны в наибольшей степени удовлетворять интересам предпринимателей."

Сергей Шапигузов, президент бухгалтерской фирмы "КПМГ Ревиконсульт" (KPMG Reviconsult), Москва.

Для социалистической системы бухгалтерского учета самым важным документом является баланс, характеризующий финансовое состояние предприятия и представляющий собой детальный перечень объектов собственности организации. Это вполне понятно, так как в системе централизованного управления министерства больше беспокоило финансовое состояние предприятий, а не выполнение "плана по прибыли". Министра могли снять, если на "его" предприятии обнаруживали хищения, в то время как за невыполнение плана по прибыли ему в худшем случае грозил выговор.

"В нашей организации для анализа показателей хозяйственной деятельности применяются распространенные на Западе принципы бухгалтерского учета. Мы не ждем, пока наши правительственные органы перейдут на международные стандарты. Эти данные используются нами для принятия управленческих решений и для оценки выполнения плановых показателей. Разумеется, мы, тем не менее, продолжаем представлять отчеты по установленной форме в налоговую инспекцию."

Алексей Антипов, директор по финансам издательства "С.А.П." (S.A.P), Москва.

Последняя фраза из этой цитаты свидетельствует о том, что, вероятно, российские бухгалтерские службы вскоре будут представлять данные в два адреса: руководству предприятия и в налоговую инспекцию. Это, однако, не означает, что вам можно медлить с внедрением новых методик до их законодательного оформления, ведь получаемая с их помощью информация совершенно необходима вам для работы.

Подготовка одной информации в разных формах широко практикуется бухгалтерскими службами на Западе, которые оформляют все отчетные документы в соответствии с установленными нормативными требованиями и ежегодно представляют их в финансовые органы. Эти же данные, но с большим акцентом на повседневную деятельность, передаются руководству предприятия. На предприятии, всецело зависящем от поступлений наличных средств, например, в магазине, такие данные должны представляться ежедневно, а на производстве эту информацию можно готовить раз в месяц или с другой периодичностью в зависимости от специфики предприятия.

Почему все это так важно для вашего малого предприятия?

После того, как ваше предприятие начнет финансово-хозяйственную деятельность, вам нужно будет знать, как обстоят дела с прибылью и можно ли рассчитывать на то, что плановые показатели будут достигнуты. А для этого необходимо вести соответствующий учет. Этим занимается бухгалтерия. Учетные данные заносятся в бухгалтерские книги. Информация, которую вы можете извлечь из этих книг, дает вам возможность проанализировать результаты работы и принять соответствующее решение. Надо также сопоставить фактические показатели со сметой прибылей и убытков и расчетом движения денежных средств по вашему бизнес-плану.



Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 169