АСПСП

Цитата момента



ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ — дорогостоящая иллюзия необходимости все время меняться, «искать себя», опять же — «осознавать». Люди, предающиеся этому пороку всерьез, обычно невыносимы. Одно хорошо — они проводят столько времени в «группах личностного роста», а также медитируя и «осознавая», что их почти никто не видит.
Е.Михайлова

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Твое тело подтверждает или отрицает твои слова. Каждое движение, каждое положение тела раскрывает твои мысли. Твое лицо принимает семь тысяч различных выражений, и каждое из них разоблачает тебя, показывая всем и каждому, кто ты и о чем думаешь, в каждое мгновение!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон

Березка (Н.Ш.) Итоговый отчет по упражнению первого курса Дистанции «Верования»

1.ЦЕЛИ

1. Наладить систему работы с ограничивающими верованиями

2. Разрешить противоречия в семейной жизни, связанные с верованиями

3. Определить свою позицию и направления работы по отношению к напрягам, связанным с верованиями социальными

Результат - я этих целей достигла. Я конечно, не избавилась от всех своих ограничивающих верований (А это реально? Не говоря уже о том: а нужно ли?), но многое решила, а главное, определила дальнейшее направление движение в этой области.

Основой для меня теперь стало положение, что любое верование может быть заменено на любое верование. И это действительно я могу сделать на практике! (Т.е., всё свелось к технике, и значимость и судьбу любого найденного у себя верования я могу регулировать по своему усмотрению).

2. ФИЛОСОФИЯ РАБОТЫ С ВЕРОВАНИЯМИ

Конечно же, работа с верованиями у меня имела собственную философию, наполнение и идеи (ну упражнение ж такое!). Но получилось ещё интереснее - для меня эта работа, в первую очередь, явилась разработкой новой собственной философии по жизни (по крайней мере, её началом).

Основные киты этой философии:

Метафора

Верования - это то, чем и как мы живем. Это наши маяки, ориентиры по жизни. Я себе представляю такую большую-большую сеть, где в месте соединения нитей - верования. Не будь этих соединений-узелков - не было бы и сети. Наши верования - это мы.

  • Это тоже верование, конечно

Именно эту предпосылку я использовала как базовую при работе с верованиями. В чём: я изначально признаю важность ВСЕХ моих верований для меня. И если какие-то верования мне мешают жить, я не просто так от них освобождаюсь (ну что же будет с моей сетью, если я развяжу узелок… ды-ырка…), а заменяю их на другие - те, которые мне жить помогают, а не мешают.

Ограничивающие и расширяющие верования

Моя позиция по этому вопросу: ограничивающие верования - это те верования, которые сводят к минимуму (или вообще к единственному) возможные варианты поведения/реагирования в конкретной ситуации.

Пример: «Муж не должен жену обижать и унижать ее достоинство.». Такое ограничивающее верование сводит, во-первых, поведение мужа к ограниченному набору, а, во-вторых, мои собственные варианты реагирования (так как сводят мое поведение к набору реакций, который я выдаю на нарушение «не должен»).

Не очень запутанно? Надеюсь, что объяснила.

Идея от Саши Любимова «ЛЮБЫЕ убеждения, высказанные в категорической форме, - ограничивающие.»

Расширяющие верования, напротив, увеличивают разнообразие и спектр возможного поведения/реагирования.

Пример: «Человек имеет право на любое поведение и любые проявления».

Как работать с ограничивающими верованиями

Самое главное, что необходимо в работе учесть:

1. Большое количество верований могут быть одновременно и расширяющими и ограничивающими - всё зависит от контекста и от точки зрения.

2. Многие ограничивающие верования ПОЛЕЗНЫ именно тем, что и как они ограничивают (например: верования, определяющие критерии осторожности: «Я плохо плаваю, и если заплыву дальше, чем на х м - могу утонуть»). С одной стороны, верования типа «Я не могу/не умею» следует проверить практикой, но не все…. К этой же группе можно отнести верования о поведении в обществе. С одной стороны, они ограничивают, но с другой стороны - помогают в обществе адаптироваться. Хотя, конечно, к верованиям желателен подход индивидуальный.

3. Какие ограничивающие верования стоит снимать? Те, польза от которых минимальна, а наоборот, они мешают жить свободно (см. выше про «муж не должен»). Если верование кажется глупым и мешающим, но при этом полезным - можно попробовать подобрать под эту конкретную пользу другое верование, которое будет достигать те же цели, что и предыдущее, но при этом не порождать внутреннего конфликта.

Виды верований, которые меня ограничивали больше всего:

1. Верования-ожидания от других людей.

2. Верования-идентификации.

3. Верования о правилах поведения людей в обществе.

Под каждый вид была создана своя схема работы (и групповое освобождающее верование), которая сработала!!!

Что делать с верованиями расширяющими

Любить и приветствовать! С оговорками о критериях осторожности (см. выше) и (см. ниже). Расширяющие верования - это то, что вы подбираете взамен ограничивающему верованию.

Моя универсальная схема

Я работала с верованиями следующим образом:

  • Вполне возможно, что такая схема неуниверсальна, и каждому следует искать свою. Но у меня сработала именно эта, и поэтому для меня она - «униврсальная»!!!
1. Освобождение себя от ограничения.

Верование «Муж не должен на меня обижаться, если я ни в чем не виновата/не сделала ему ничего обижающего.»

Освобождение: А кто его знает, на что он обижается, и как это со мной связано… Он ведь не я, и у него могут быть совершенно другие представления о «правильном» поведении… и, может, он просто не выспался или проголодался… - Мое поведение и реакция мужа - разные вещи. Т.е., моё поведение могло у него вызвать какую-то реакцию, а могло и не вызвать. Я не обязана копаться в своем поведении и чувствовать себя виноватой в принципе.

2. Освобождение других от ограничения

Муж вправе реагировать на мое поведение так, как он хочет. Он вправе демонстрировать какое-то поведение (напр., обиду) и просто так, независимо от моего поведения. Он имеет право на всё, и я принимаю его всяким.

3. Выставление себе осознанного ограничения

Я принимаю мужа таким, какой он есть. Я выбираю спокойное и конструктивное отношение к обидам мужа, хотя, в принципе, моя реакция могла бы быть любой. Я отслеживаю и не допускаю собственных обид (кроме случаев получения от этого важных бонусов (см. ниже) и невозможности получения этих бонусов иным путем).

Объединяющее верование

Очень понравилась идея Светы Аверьяновой о том, что все верования можно привести к одному ключевому (т.е., они им порождены) или к нескольким. Я использовала эту идею в своей работе, и она мне очень помогла и, более того, принесла очень интересные результаты и заставила задуматься.

  • Может, она у меня сработала именно потому, что я себя на нее запрограммировала-уверила в ней? но мне был важен результат, который я теперь имею!

Я нашла у себя несколько ключевых верований, которые определяют все мои более частные верования, которыми с удовольствием с вами поделюсь:

1. Я - стихия.

2. Моей жизнью управляю я, а не другие люди.

3. Отношения следует строить на основе позитивности и конструктивности.

4. Я уникальна и неповторима.

Это замечательные примеры верований, которые могут быть и расширяющими и ограничивающими одновременно. И они действительно определяли (и продолжают определять до сих пор, хотя в сильно измененном варианте) мою жизнь!

  • Подробный отчет о работе с ними приводить здесь не буду. Однако, отмечу, что жесткость всех, кроме №2, мне удалось снять, и теперь они для меня стали помощниками и расширениями себя, взамен ограничений и оснований для двойных стандартов в поведении! Что касается №2, я планирую его жесткость снять через прочувственное временное проживание антиверования при итоговой доработке красного цвета. Почему? Верование действительно определяет мою жизнь, и безболезненно я с ним разобраться пока не могу. Точно знаю, что через мотивацию любви я с удовольствием (и любовью!) сделаю не просто первый шаг в этом направлении, но не меньше 10 шагов!

3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ВЕРОВАНИЯМИ

1. Выявление верований

Способы выявления, используемые мной (как классика, так и мое):

1. При отслеживании внутреннего напряжения/протеста искать верование, которое это вызвало. Иногда (особенно поначалу) это бывало сложновато. Однако я использовала метод вопросов, который обозвала для себя «А чой-то я так?». Т.е., как уже, наверное, стало ясно: задавать себе вопросы: ПОЧЕМУ я так себя повела и ЗАЧЕМ я так себя повела. Задавать до упора, пока не почувствуешь - вот оно! - пока не поймаешь за хвост то верование, которое так тщательно пряталось и маскировалось. Оба вопроса одинаково значимы для поиска верования и направлены они на разное.

2. При выявлении верований других людей искать, за какое твое верование зацепилось это чужое. Этим я занималась меньше, потому что, странно это или нет, но чужие верования меня не так сильно цепляют… Цепляют, в основном, только верования БЛИЗКИХ людей (из-за моих верований относительно близких людей) или верования относительно ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ или КАСАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНО МЕНЯ темы (основа - ключевое верование №2). С этим работа будет впереди. А всё остальное… - этот вопрос я очень хорошо ещё в Тотальном Да проработала…

3. Выявление верования во время итогового анализа сложной ситуации. Т.е., думаю и анализирую уже ПОСЛЕ того, как всё произошло, а не в процессе. В процессе иногда бывает сложно выключиться - несёт. А вот по итогам - очень интересное можно раскопать, если себя не останавливать… Этот способ я использую чаще всего.

  • Вы уж не подумайте, что я себя не останавливаю … Но, во-первых, и на старуху бывает проруха, а, во-вторых, даже «остановленное», свое поведение мне разбирать легче и объективнее после того, как сойдет эмоциональная пена.

2. Группировка и распределение верований

По итогам первой недели работы с верованиями выделяются группы верований, в которые потом заносятся все последующие найденные верования. Так работать удобно, потому что верования объединяются по каким-то общим признакам - и к ним часто подходят именно сходные решения.

У меня были следующие группы (можно, конечно, было выделить и другие, но на данном этапе работы я выделила именно эти значимые):

1. Верования о мире

2. Верования о собственной идентичности

3. Верования о настоящих женщинах/настоящих мужчинах

4. Верования о человеческих качествах

5. Социальные верования (установки о надлежащем поведении в мире)

6. Верования о взаимоотношениях

Верования о мире у меня к моменту начала работы над упражнением были уже нежесткие и редко ограничивающие (результат работы по Тотальному Да и Хорошо, где были, надо сказать, инсайты).

Работа с верованиями об идентичности была для меня ключевой в этом упражнении, и о ней - ниже.

Верования о мужчинах и женщинах получили следующую судьбу:

Ключевые верования о женщинах были выявлены, после чего была создана такая калька: «Это моя планка, к которой я стремлюсь. Которая может меняться. У других женщин наверняка другие представления об идеале. И я им свой идеал не навязываю и не жду от них соответствия этому идеалу».

Верования о мужчинах были оставлены в том виде, в котором есть, потому что мне особо не мешают, но имеют под собой множество вторичных выгод. Да, они ставят мне высокую планку на мужчин и ограничивают мой выбор мужчин, но на настоящий момент это меня не только очень устраивает, но и приносит множество удовольствия, и защищает. С этой сферой и этими верованиями я, возможно, ещё поиграюсь в красном цвете.

Верования о человеческих качествах имели странную судьбу (см. трудность №2). Частично, мне удалось создать себе новую философию по этому поводу (см. «универсальную схему»), частично я ещё продолжаю работу в этом направлении.

Социальные верования, также, как и верования о качествах, вызвали некоторые затруднения, однако, в результате я в своём отношении к ним успокоилась и приняла их. И к ним у меня теперь по жизни следующее: выведение на осознание --- определение нужности --- и уже исходя из этой нужности решение судьбы верования.

Верования о взаимоотношениях. Также работа по универсальной схеме. Всё внимание было направлено на верования о семейных, партнерских взаимоотношениях, так как было много напрягов, именно с этим связанных. Удалось выявить ключевые верования (красиво смотревшиеся на бумаге и, трезво оценивая жизнь, очень смешные), проработать их очень внимательно по таблице. Результатом очень довольна - даже когда ещё старые паттерны, связанные с этими верованиями, автоматически задействуются - я их могу отследить, и меня аспект в наших взаимоотношениях, связанный с моими/его верованиями уже не дёргает!

3. Нахождение группе ключевого верования

К каждой группе удалось подобрать 1-2 таких верования, которые определяют все «нижестоящие». Зная их, часто было уже ненужно искать эти частные, потому что они отпадали сами собой. И реальную работу часто уже надо было проводить с этими ключевыми.

4. Разбор верования

Те верования, которые казались наиболее цепляющими, подвергались разбору по пунктам:

1. Формулировка верования.

2. Источник (плюс, иногда полезно: основано или не основано на личном опыте).

3. Объективная точка зрения (максимально объективная…)

4. Ценность, которая за верованием стоит.

5. Освобождающее верование.

Можно еще подумать о пользе и о силе веры…

Примеры:

Верование: Муж не должен на жену давить и принуждать ее к чему-то. Что-то нужно - используй другие методы.

Источник: Я-подросток

Объективная (.) зр: ДВОЙНЫЕ МОИ СТАНДАРТЫ - сама тиранша еще та, но этого не видела раньше.

Ценность: Моя свобода и право выбора, моя самооценка

Освобождающее верование: Муж вправе использовать любые методы, какие хочет. Если мне что-то не нравится - у меня есть шанс это изменить. ***мне вообще стоит определить свою стратегию принятия/сопротивления давлению плюс свою стратегию воздействия без давления***

Верование: Если я демонстрирую какое-то хорошее поведение по отношению к мужу (хотя мне и сложно), то и он должен вести себя также - СООТВЕТСТВОВАТЬ.

Источник: Мой неосознанный выбор: трактовка всей информации на эту тему, полученной из мира.

Объективная (.) зр: Во-первых, муж ведь не я, и у него могут быть совершенно другие представления о «правильном» поведении»…. Во-вторых, конечно же, муж совершенно не думает в этот момент о том, чтоб мне соответствовать и какая я хорошая.

Ценность: Моя самооценка, включающая «и муж у меня молодец», конструктивность и позитивность

Освобождающее верование: У МУЖА ДРУГИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНИ И ПРАВИЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ!!! Он ведет себя в соответствии с ними. Я могу ему намекнуть, что дергает меня и попросить не делать этого. Если не работает - действовать другими методами. Но ждать, что он САМ начнет вдруг быть милым и хорошим в МОЕМ ПОНИМАНИИ - только как подарок

5. Освобождающее верование/техника

Это было завершением работы. Надо сказать, что часто верование снималось/ослаблялось уже до этого пункта. В формулировке освобождения помогали все предшествующие пункты таблицы и универсальная схема.

Мои находки:

1. В первую очередь, освобождающее верование формировалось на основе «объективного взгляда». Наверное, невозможно быть полностью объективной, но я старалась…

2. Освобождающее верование должно учитывать те ценности, которые описывает ограничивающее и подбираться так, чтобы им не противоречить.

3. Иногда, когда были сложности с формированием освобождения - никак не хотела его принимать, я использовала РЕФРЕЙМИНГ смысла, до тех пор, пока ценностям (или вышестоящим верованиям) не угождала. Пример:

Верование: Лучше ориентироваться на будущее совместное строительство, и как к нему прийти из настоящего, а не пережевывать по сто раз прошлые ошибки.

Рефрейминг: ориентироваться на прошлое - да ведь это же включает в себя:

1. Мы можем помнить все светлые моменты нашего прошлого и заново их переживать!

2. Мы можем очень внимательно отнестись к нашим ошибкам, и досконально проанализировав их, выработать стратегию на будущее.

3. Мы можем видеть картину всей нашей жизни в целом, а не только ее ограниченный кусок в виде настоящего и будущего.

4. Мы можем, оглядываясь назад, видеть наш прогресс!!! И т.д. и т.п.

Проживание антиверования я использовала дважды:

На верование «Я стихия» - с отличными результатами по планированию!

На верование, которое в общем виде можно сформулировать так «Обижаться - неконструктивно и непозитивно». Тоже вышло забавно…

  • Этот способ планирую использовать при работе с верованием «Я сама управляю своей жизнью, а не другие люди».

Техники НЛП

Использовала не так много, потому что чаще всего верование решалось и вышеперечисленными способами. Однако из известных мне могу порекомендовать Паттерны раскрутки и Музей старых убеждений.

4. Трудности в работе, и как я с ними справилась

Трудности возникли следующие:

1. Сначала было сложно выявлять верования.

Со временем навык пришёл. Кроме того, помог способ №3, который я сама изобрела.

2. Мешало верование об обоснованности верований для меня.

Т.е.: если я могла обосновать верование, я в него верила. Если не могла обосновать - не могла поверить (например, «а зачем мне быть человеком?»). И в середине работы была потеряна «ориентация в пространстве» - часть верований перестали для меня быть таковыми, а в другие на смену им (или обратно в них) поверить не получалось… честное слово, был период в пару дней, когда я вообще не знала, во что мне теперь верить JJJJ

В первую очередь, я думаю, это шло из верования: «Я сама управляю своей жизнью…». Т.е., если я - источник этого верования, я его принимала безоговорочно почти. А если не я - да зачем ещё оно мне надоJJ?

Смешно? Мне - да. Теперь.

В результате, так как я лишь убавила жесткость того самого, а не стала его снимать, я себе сделала следующее верование: «Я принимаю эти верования потому, что это мой выбор, потому что я хочу делать людям добро, например… и т.д.». Т.е., не из-за чего, а ЗАЧЕМ. Т.е., то что как-то Н.И. Козлов сказал: «Надо просто поверить, без обоснований».

Так что теперь я верю.

3. Мешали ограничивающие идентификации.

Например: «Я - змея». Или «Образ Королевы мне душевно не близок».

Теперь - это моя основная гордость! - мне удалось снять жесткую привязку себя к любой идентификации тем, что я «спустила» эти определения на несколько уровней ниже. Например: «Я могу быть змеёй, я могу быть королевой, я могу быть синтоновкой - всё зависит от моего выбора на данный момент.» Такая вот концепция личин, которые все есть я, и ни одна из них в прямом смысле мною не является. Для меня это явилось освобождением и очень наглядной метафорой (а у меня всегда хорошо получается через метафоры…)

Здесь, конечно присутствует такое ограничение: когда я в одной личине, я могу автоматически себя ограничить в вариантах поведения, несвойственных, по моим представлениям, этой личине. Однако я же могу прыгать из одной в другую калейдоскопически! И разделение здесь, скорее, образное, нежели реально сильно заметное в поведении.

Второе (от Н.И. Козлова) - использовать образ не как самоопределение, но как способность, источник ресурса, например. Т.е., из королевы может получиться царственность, из синтоновки - синтонность. Очень мне эта идея понравилась… и, кстати, она сеет еще меньше ограничений, чем «концепция личин».

Во всяком случае, у меня эти две идеи в совокупности сработали! И теперь я занимаюсь отладкой механизма их взаимодействия…

4. Выявила у себя кучу двойных стандартов.

В чем это проявилось: верование, сконструированное под ожидание от других поведения, которому я сама демонстрирую противоположность. И я этого часто не замечала вообще!

Пример: верование «Муж не должен на жену давить и принуждать ее к чему-то. Что-то нужно - используй другие методы.» Вот мой муж и моя мама очень долго над этим хохотали, когда я им зачитала, пояснив: Мама: «Ты на себя-то посмотри, моя дорогая», а Игорь, хитро так на меня взглянув: «А на жену это тоже распространяется?».

Что ж, я на себя взглянула и распространила по универсальной схеме… и таких примеров у меня было предостаточно.

Это, на мой взгляд, шло из верования «Я уникальна и неповторима», с которым я разобралась, а также из простой невнимательности. Во всяком случае, теперь я это отслеживаю, и работаю по своей схеме.

5. Часто верования имеют вторичные выгоды.

Какие? Например, получение бонусов от человека мое верование нарушившего (извинения, заглаживание вины и пр.). Некоторые люди к сожалению, понимают только язык определенных эмоций, что, наверное, ограничивает их… Поэтому иногда я поведение, вытекающее из такого верования разыгрываю.

Ну и всё.



Страница сформирована за 0.64 сек
SQL запросов: 170