© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка:
Березка (Н.Ш.) Итоговый отчет по упражнению первого курса Дистанции «Верования»
1.ЦЕЛИ
1. Наладить систему работы с ограничивающими верованиями
2. Разрешить противоречия в семейной жизни, связанные с верованиями
3. Определить свою позицию и направления работы по отношению к напрягам, связанным с верованиями социальными
Результат - я этих целей достигла. Я конечно, не избавилась от всех своих ограничивающих верований (А это реально? Не говоря уже о том: а нужно ли?), но многое решила, а главное, определила дальнейшее направление движение в этой области.
Основой для меня теперь стало положение, что любое верование может быть заменено на любое верование. И это действительно я могу сделать на практике! (Т.е., всё свелось к технике, и значимость и судьбу любого найденного у себя верования я могу регулировать по своему усмотрению).
2. ФИЛОСОФИЯ РАБОТЫ С ВЕРОВАНИЯМИ
Конечно же, работа с верованиями у меня имела собственную философию, наполнение и идеи (ну упражнение ж такое!). Но получилось ещё интереснее - для меня эта работа, в первую очередь, явилась разработкой новой собственной философии по жизни (по крайней мере, её началом).
Основные киты этой философии:
Метафора
Верования - это то, чем и как мы живем. Это наши маяки, ориентиры по жизни. Я себе представляю такую большую-большую сеть, где в месте соединения нитей - верования. Не будь этих соединений-узелков - не было бы и сети. Наши верования - это мы.
- Это тоже верование, конечно
Именно эту предпосылку я использовала как базовую при работе с верованиями. В чём: я изначально признаю важность ВСЕХ моих верований для меня. И если какие-то верования мне мешают жить, я не просто так от них освобождаюсь (ну что же будет с моей сетью, если я развяжу узелок ды-ырка ), а заменяю их на другие - те, которые мне жить помогают, а не мешают.
Ограничивающие и расширяющие верования
Моя позиция по этому вопросу: ограничивающие верования - это те верования, которые сводят к минимуму (или вообще к единственному) возможные варианты поведения/реагирования в конкретной ситуации.
Пример: «Муж не должен жену обижать и унижать ее достоинство.». Такое ограничивающее верование сводит, во-первых, поведение мужа к ограниченному набору, а, во-вторых, мои собственные варианты реагирования (так как сводят мое поведение к набору реакций, который я выдаю на нарушение «не должен»).
Не очень запутанно? Надеюсь, что объяснила.
Идея от Саши Любимова «ЛЮБЫЕ убеждения, высказанные в категорической форме, - ограничивающие.»
Расширяющие верования, напротив, увеличивают разнообразие и спектр возможного поведения/реагирования.
Пример: «Человек имеет право на любое поведение и любые проявления».
Как работать с ограничивающими верованиями
Самое главное, что необходимо в работе учесть:
1. Большое количество верований могут быть одновременно и расширяющими и ограничивающими - всё зависит от контекста и от точки зрения.
2. Многие ограничивающие верования ПОЛЕЗНЫ именно тем, что и как они ограничивают (например: верования, определяющие критерии осторожности: «Я плохо плаваю, и если заплыву дальше, чем на х м - могу утонуть»). С одной стороны, верования типа «Я не могу/не умею» следует проверить практикой, но не все . К этой же группе можно отнести верования о поведении в обществе. С одной стороны, они ограничивают, но с другой стороны - помогают в обществе адаптироваться. Хотя, конечно, к верованиям желателен подход индивидуальный.
3. Какие ограничивающие верования стоит снимать? Те, польза от которых минимальна, а наоборот, они мешают жить свободно (см. выше про «муж не должен»). Если верование кажется глупым и мешающим, но при этом полезным - можно попробовать подобрать под эту конкретную пользу другое верование, которое будет достигать те же цели, что и предыдущее, но при этом не порождать внутреннего конфликта.
Виды верований, которые меня ограничивали больше всего:
1. Верования-ожидания от других людей.
2. Верования-идентификации.
3. Верования о правилах поведения людей в обществе.
Под каждый вид была создана своя схема работы (и групповое освобождающее верование), которая сработала!!!
Что делать с верованиями расширяющими
Любить и приветствовать! С оговорками о критериях осторожности (см. выше) и (см. ниже). Расширяющие верования - это то, что вы подбираете взамен ограничивающему верованию.
Моя универсальная схема
Я работала с верованиями следующим образом:
- Вполне возможно, что такая схема неуниверсальна, и каждому следует искать свою. Но у меня сработала именно эта, и поэтому для меня она - «униврсальная»!!!
1. Освобождение себя от ограничения.
Верование «Муж не должен на меня обижаться, если я ни в чем не виновата/не сделала ему ничего обижающего.»
Освобождение: А кто его знает, на что он обижается, и как это со мной связано Он ведь не я, и у него могут быть совершенно другие представления о «правильном» поведении и, может, он просто не выспался или проголодался - Мое поведение и реакция мужа - разные вещи. Т.е., моё поведение могло у него вызвать какую-то реакцию, а могло и не вызвать. Я не обязана копаться в своем поведении и чувствовать себя виноватой в принципе.
2. Освобождение других от ограничения
Муж вправе реагировать на мое поведение так, как он хочет. Он вправе демонстрировать какое-то поведение (напр., обиду) и просто так, независимо от моего поведения. Он имеет право на всё, и я принимаю его всяким.
3. Выставление себе осознанного ограничения
Я принимаю мужа таким, какой он есть. Я выбираю спокойное и конструктивное отношение к обидам мужа, хотя, в принципе, моя реакция могла бы быть любой. Я отслеживаю и не допускаю собственных обид (кроме случаев получения от этого важных бонусов (см. ниже) и невозможности получения этих бонусов иным путем).
Объединяющее верование
Очень понравилась идея Светы Аверьяновой о том, что все верования можно привести к одному ключевому (т.е., они им порождены) или к нескольким. Я использовала эту идею в своей работе, и она мне очень помогла и, более того, принесла очень интересные результаты и заставила задуматься.
- Может, она у меня сработала именно потому, что я себя на нее запрограммировала-уверила в ней? но мне был важен результат, который я теперь имею!
Я нашла у себя несколько ключевых верований, которые определяют все мои более частные верования, которыми с удовольствием с вами поделюсь:
1. Я - стихия.
2. Моей жизнью управляю я, а не другие люди.
3. Отношения следует строить на основе позитивности и конструктивности.
4. Я уникальна и неповторима.
Это замечательные примеры верований, которые могут быть и расширяющими и ограничивающими одновременно. И они действительно определяли (и продолжают определять до сих пор, хотя в сильно измененном варианте) мою жизнь!
- Подробный отчет о работе с ними приводить здесь не буду. Однако, отмечу, что жесткость всех, кроме №2, мне удалось снять, и теперь они для меня стали помощниками и расширениями себя, взамен ограничений и оснований для двойных стандартов в поведении! Что касается №2, я планирую его жесткость снять через прочувственное временное проживание антиверования при итоговой доработке красного цвета. Почему? Верование действительно определяет мою жизнь, и безболезненно я с ним разобраться пока не могу. Точно знаю, что через мотивацию любви я с удовольствием (и любовью!) сделаю не просто первый шаг в этом направлении, но не меньше 10 шагов!
3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ВЕРОВАНИЯМИ
1. Выявление верований
Способы выявления, используемые мной (как классика, так и мое):
1. При отслеживании внутреннего напряжения/протеста искать верование, которое это вызвало. Иногда (особенно поначалу) это бывало сложновато. Однако я использовала метод вопросов, который обозвала для себя «А чой-то я так?». Т.е., как уже, наверное, стало ясно: задавать себе вопросы: ПОЧЕМУ я так себя повела и ЗАЧЕМ я так себя повела. Задавать до упора, пока не почувствуешь - вот оно! - пока не поймаешь за хвост то верование, которое так тщательно пряталось и маскировалось. Оба вопроса одинаково значимы для поиска верования и направлены они на разное.
2. При выявлении верований других людей искать, за какое твое верование зацепилось это чужое. Этим я занималась меньше, потому что, странно это или нет, но чужие верования меня не так сильно цепляют Цепляют, в основном, только верования БЛИЗКИХ людей (из-за моих верований относительно близких людей) или верования относительно ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ или КАСАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНО МЕНЯ темы (основа - ключевое верование №2). С этим работа будет впереди. А всё остальное - этот вопрос я очень хорошо ещё в Тотальном Да проработала
3. Выявление верования во время итогового анализа сложной ситуации. Т.е., думаю и анализирую уже ПОСЛЕ того, как всё произошло, а не в процессе. В процессе иногда бывает сложно выключиться - несёт. А вот по итогам - очень интересное можно раскопать, если себя не останавливать Этот способ я использую чаще всего.
- Вы уж не подумайте, что я себя не останавливаю Но, во-первых, и на старуху бывает проруха, а, во-вторых, даже «остановленное», свое поведение мне разбирать легче и объективнее после того, как сойдет эмоциональная пена.
2. Группировка и распределение верований
По итогам первой недели работы с верованиями выделяются группы верований, в которые потом заносятся все последующие найденные верования. Так работать удобно, потому что верования объединяются по каким-то общим признакам - и к ним часто подходят именно сходные решения.
У меня были следующие группы (можно, конечно, было выделить и другие, но на данном этапе работы я выделила именно эти значимые):
1. Верования о мире
2. Верования о собственной идентичности
3. Верования о настоящих женщинах/настоящих мужчинах
4. Верования о человеческих качествах
5. Социальные верования (установки о надлежащем поведении в мире)
6. Верования о взаимоотношениях
Верования о мире у меня к моменту начала работы над упражнением были уже нежесткие и редко ограничивающие (результат работы по Тотальному Да и Хорошо, где были, надо сказать, инсайты).
Работа с верованиями об идентичности была для меня ключевой в этом упражнении, и о ней - ниже.
Верования о мужчинах и женщинах получили следующую судьбу:
Ключевые верования о женщинах были выявлены, после чего была создана такая калька: «Это моя планка, к которой я стремлюсь. Которая может меняться. У других женщин наверняка другие представления об идеале. И я им свой идеал не навязываю и не жду от них соответствия этому идеалу».
Верования о мужчинах были оставлены в том виде, в котором есть, потому что мне особо не мешают, но имеют под собой множество вторичных выгод. Да, они ставят мне высокую планку на мужчин и ограничивают мой выбор мужчин, но на настоящий момент это меня не только очень устраивает, но и приносит множество удовольствия, и защищает. С этой сферой и этими верованиями я, возможно, ещё поиграюсь в красном цвете.
Верования о человеческих качествах имели странную судьбу (см. трудность №2). Частично, мне удалось создать себе новую философию по этому поводу (см. «универсальную схему»), частично я ещё продолжаю работу в этом направлении.
Социальные верования, также, как и верования о качествах, вызвали некоторые затруднения, однако, в результате я в своём отношении к ним успокоилась и приняла их. И к ним у меня теперь по жизни следующее: выведение на осознание --- определение нужности --- и уже исходя из этой нужности решение судьбы верования.
Верования о взаимоотношениях. Также работа по универсальной схеме. Всё внимание было направлено на верования о семейных, партнерских взаимоотношениях, так как было много напрягов, именно с этим связанных. Удалось выявить ключевые верования (красиво смотревшиеся на бумаге и, трезво оценивая жизнь, очень смешные), проработать их очень внимательно по таблице. Результатом очень довольна - даже когда ещё старые паттерны, связанные с этими верованиями, автоматически задействуются - я их могу отследить, и меня аспект в наших взаимоотношениях, связанный с моими/его верованиями уже не дёргает!
3. Нахождение группе ключевого верования
К каждой группе удалось подобрать 1-2 таких верования, которые определяют все «нижестоящие». Зная их, часто было уже ненужно искать эти частные, потому что они отпадали сами собой. И реальную работу часто уже надо было проводить с этими ключевыми.
4. Разбор верования
Те верования, которые казались наиболее цепляющими, подвергались разбору по пунктам:
1. Формулировка верования.
2. Источник (плюс, иногда полезно: основано или не основано на личном опыте).
3. Объективная точка зрения (максимально объективная )
4. Ценность, которая за верованием стоит.
5. Освобождающее верование.
Можно еще подумать о пользе и о силе веры
Примеры:
Верование: Муж не должен на жену давить и принуждать ее к чему-то. Что-то нужно - используй другие методы.
Источник: Я-подросток
Объективная (.) зр: ДВОЙНЫЕ МОИ СТАНДАРТЫ - сама тиранша еще та, но этого не видела раньше.
Ценность: Моя свобода и право выбора, моя самооценка
Освобождающее верование: Муж вправе использовать любые методы, какие хочет. Если мне что-то не нравится - у меня есть шанс это изменить. ***мне вообще стоит определить свою стратегию принятия/сопротивления давлению плюс свою стратегию воздействия без давления***
Верование: Если я демонстрирую какое-то хорошее поведение по отношению к мужу (хотя мне и сложно), то и он должен вести себя также - СООТВЕТСТВОВАТЬ.
Источник: Мой неосознанный выбор: трактовка всей информации на эту тему, полученной из мира.
Объективная (.) зр: Во-первых, муж ведь не я, и у него могут быть совершенно другие представления о «правильном» поведении» . Во-вторых, конечно же, муж совершенно не думает в этот момент о том, чтоб мне соответствовать и какая я хорошая.
Ценность: Моя самооценка, включающая «и муж у меня молодец», конструктивность и позитивность
Освобождающее верование: У МУЖА ДРУГИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНИ И ПРАВИЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ!!! Он ведет себя в соответствии с ними. Я могу ему намекнуть, что дергает меня и попросить не делать этого. Если не работает - действовать другими методами. Но ждать, что он САМ начнет вдруг быть милым и хорошим в МОЕМ ПОНИМАНИИ - только как подарок
5. Освобождающее верование/техника
Это было завершением работы. Надо сказать, что часто верование снималось/ослаблялось уже до этого пункта. В формулировке освобождения помогали все предшествующие пункты таблицы и универсальная схема.
Мои находки:
1. В первую очередь, освобождающее верование формировалось на основе «объективного взгляда». Наверное, невозможно быть полностью объективной, но я старалась
2. Освобождающее верование должно учитывать те ценности, которые описывает ограничивающее и подбираться так, чтобы им не противоречить.
3. Иногда, когда были сложности с формированием освобождения - никак не хотела его принимать, я использовала РЕФРЕЙМИНГ смысла, до тех пор, пока ценностям (или вышестоящим верованиям) не угождала. Пример:
Верование: Лучше ориентироваться на будущее совместное строительство, и как к нему прийти из настоящего, а не пережевывать по сто раз прошлые ошибки.
Рефрейминг: ориентироваться на прошлое - да ведь это же включает в себя:
1. Мы можем помнить все светлые моменты нашего прошлого и заново их переживать!
2. Мы можем очень внимательно отнестись к нашим ошибкам, и досконально проанализировав их, выработать стратегию на будущее.
3. Мы можем видеть картину всей нашей жизни в целом, а не только ее ограниченный кусок в виде настоящего и будущего.
4. Мы можем, оглядываясь назад, видеть наш прогресс!!! И т.д. и т.п.
Проживание антиверования я использовала дважды:
На верование «Я стихия» - с отличными результатами по планированию!
На верование, которое в общем виде можно сформулировать так «Обижаться - неконструктивно и непозитивно». Тоже вышло забавно
- Этот способ планирую использовать при работе с верованием «Я сама управляю своей жизнью, а не другие люди».
Техники НЛП
Использовала не так много, потому что чаще всего верование решалось и вышеперечисленными способами. Однако из известных мне могу порекомендовать Паттерны раскрутки и Музей старых убеждений.
4. Трудности в работе, и как я с ними справилась
Трудности возникли следующие:
1. Сначала было сложно выявлять верования.
Со временем навык пришёл. Кроме того, помог способ №3, который я сама изобрела.
2. Мешало верование об обоснованности верований для меня.
Т.е.: если я могла обосновать верование, я в него верила. Если не могла обосновать - не могла поверить (например, «а зачем мне быть человеком?»). И в середине работы была потеряна «ориентация в пространстве» - часть верований перестали для меня быть таковыми, а в другие на смену им (или обратно в них) поверить не получалось честное слово, был период в пару дней, когда я вообще не знала, во что мне теперь верить JJJJ
В первую очередь, я думаю, это шло из верования: «Я сама управляю своей жизнью ». Т.е., если я - источник этого верования, я его принимала безоговорочно почти. А если не я - да зачем ещё оно мне надоJJ?
Смешно? Мне - да. Теперь.
В результате, так как я лишь убавила жесткость того самого, а не стала его снимать, я себе сделала следующее верование: «Я принимаю эти верования потому, что это мой выбор, потому что я хочу делать людям добро, например и т.д.». Т.е., не из-за чего, а ЗАЧЕМ. Т.е., то что как-то Н.И. Козлов сказал: «Надо просто поверить, без обоснований».
Так что теперь я верю.
3. Мешали ограничивающие идентификации.
Например: «Я - змея». Или «Образ Королевы мне душевно не близок».
Теперь - это моя основная гордость! - мне удалось снять жесткую привязку себя к любой идентификации тем, что я «спустила» эти определения на несколько уровней ниже. Например: «Я могу быть змеёй, я могу быть королевой, я могу быть синтоновкой - всё зависит от моего выбора на данный момент.» Такая вот концепция личин, которые все есть я, и ни одна из них в прямом смысле мною не является. Для меня это явилось освобождением и очень наглядной метафорой (а у меня всегда хорошо получается через метафоры )
Здесь, конечно присутствует такое ограничение: когда я в одной личине, я могу автоматически себя ограничить в вариантах поведения, несвойственных, по моим представлениям, этой личине. Однако я же могу прыгать из одной в другую калейдоскопически! И разделение здесь, скорее, образное, нежели реально сильно заметное в поведении.
Второе (от Н.И. Козлова) - использовать образ не как самоопределение, но как способность, источник ресурса, например. Т.е., из королевы может получиться царственность, из синтоновки - синтонность. Очень мне эта идея понравилась и, кстати, она сеет еще меньше ограничений, чем «концепция личин».
Во всяком случае, у меня эти две идеи в совокупности сработали! И теперь я занимаюсь отладкой механизма их взаимодействия
4. Выявила у себя кучу двойных стандартов.
В чем это проявилось: верование, сконструированное под ожидание от других поведения, которому я сама демонстрирую противоположность. И я этого часто не замечала вообще!
Пример: верование «Муж не должен на жену давить и принуждать ее к чему-то. Что-то нужно - используй другие методы.» Вот мой муж и моя мама очень долго над этим хохотали, когда я им зачитала, пояснив: Мама: «Ты на себя-то посмотри, моя дорогая», а Игорь, хитро так на меня взглянув: «А на жену это тоже распространяется?».
Что ж, я на себя взглянула и распространила по универсальной схеме и таких примеров у меня было предостаточно.
Это, на мой взгляд, шло из верования «Я уникальна и неповторима», с которым я разобралась, а также из простой невнимательности. Во всяком случае, теперь я это отслеживаю, и работаю по своей схеме.
5. Часто верования имеют вторичные выгоды.
Какие? Например, получение бонусов от человека мое верование нарушившего (извинения, заглаживание вины и пр.). Некоторые люди к сожалению, понимают только язык определенных эмоций, что, наверное, ограничивает их Поэтому иногда я поведение, вытекающее из такого верования разыгрываю.
Ну и всё.